Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы) Дворецкая Надежда Ивановна

Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы)
<
Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы) Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы) Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы) Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы) Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы) Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы) Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы) Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы) Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дворецкая Надежда Ивановна. Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 : Москва, 2004 128 c. РГБ ОД, 61:04-10/933

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Системные особенности патриотического воспитания средствами телевидения в Белгородской области

1.1. Вводный. Общие задачи патриотического воспитания региональными СМИ 15

1.2. Структурный потенциал регионального телевидения - необходимое условие патриотического воспитания 30

1.3. Историко-культурные традиции и социально-значимые ценности как предпосылки патриотического воспитания средствами ТВ 42

Глава 2. Влияние Белгородского ТВ на духовно-нравственное развитие личности и общества

2.1. Противодействие Белгородского телевидения духовному растлению молодежи 60

2.2. Взаимодействие Белгородского телевидения и Русской Православной Церкви 80

2.3. Измерение эффективности патриотического воспитания средствами ТВ 90

Заключение 107

Список литературы 111

Приложения 119

Введение к работе

Поиск теоретических и практических путей решения проблем духовного возрождения нашего Отечества, духовно-нравственного воспитания личности неизменно приводит к выводу о важной роли телевидения в формировании патриотического сознания, в утверждении социально - значимых ценностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Предполагается, что её реализация будет способствовать сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны, решению задач консолидации общества. Патриотическое воспитание определено программой как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».1

Деятельность средств массовой информации призвана способствовать формированию и развитию социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации определена роль СМИ в утверждении законности и правопорядка, в защите прав и свобод граждан страны и воспитании духовности и высокой нравственности. В числе основных направлений обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни Доктриной определена выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». С.2.

за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за её судьбу.1

Учитывая то, что изменения сознания, поведения, духовного состояния людей происходят в течение всей их жизни, средства массовой коммуникации могут выполнять не только роль информатора, агитатора, проводника определенных идей в массы.

Русская культура всегда объединяла разные народы, живущие на территории России. Поэтому историческая миссия региональных СМИ как части национальной культуры на современном этапе общественного развития состоит в духовном возрождении Отечества. Эта направленность национальных СМИ объективно поддерживается программными установками Церкви. В связи с этим И.К. Беляев подчеркивает: «Мудрая Церковь всегда опирается на национальное сознание. На менталитет народа...Отечественное телевидение может строиться только на приоритетах в национальном самосознании, исходя из собственной истории и собственной культуры».3 Таким образом, телевидение существует для общества и руководствоваться должно его высшими духовными интересами. Телевидение может и должно объединять, консолидировать общество. Использование богатейшего наследия русской культуры, осознание роли духовных основ в формировании идеала личности, учет национальных и региональных традиций - таков путь к возрождению духовности и нравственности, на котором региональным СМИ определена особая роль.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена рядом причин:

во-первых, важностью поиска путей выхода страны из духовного кризиса. С одной стороны государство прогрессивно развивается, совершенствуя техно-

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000. С.22.

2 Церковь и светские средства массовой информации // Церковь и мир. Основы социальной
концепции Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2000. С. 170-174.

3 Беляев И.К.. Особенности национального телевидения. М., 2000. С. 6-7.

логические и технические достижения, в том числе информационные технологии, с другой, рост научно-технического прогресса далеко не всегда способствует нравственному развитию общества;

во-вторых, необходимостью изменения дестабилизирующих социальных процессов в обществе, которые привели к утрате прежних идеалов, ценностей и отсутствию новых у большей части населения Российской Федерации;

в-третьих, системообразующей ролью СМИ в формировании духовно-нравственных качеств личности, в котором патриотическое воспитание граждан России является главной частью;

в-четвертых, необходимостью обеспечения национальной безопасности России, которая невозможна без защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирования государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения;

в-пятых, необходимостью формирования системы научно-теоретических и методологических основ духовно-нравственного воспитания средствами СМИ, разработки и создания соответствующих учебно-методических пособий и рекомендаций с научным обоснованием путей приобщения подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям;

в-шестых, высокой долей ответственности регионального телевидения, деятельность которого должна способствовать консолидации российского общества на основе духовности и нравственности, формированию патриотического сознания телевизионной аудитории, утверждению социально-значимых ценностей.

Новизна предпринятого автором научного исследования связана прежде всего:

- с определением роли структурного потенциала регионального телевидения как необходимого условия в патриотическом воспитании жителей региона;

с определением важности духовно-нравственного воспитания на историко-культурных традициях края как необходимых предпосылках деятельности регионального СМИ;

с определением эффективности программ регионального СМИ, телевидения, в частности, Государственной телерадиокомпании «Белгород», в патриотическом и духовно-нравственном воспитании жителей Белгородской области и значением этой деятельности для других региональных СМИ;

с выработкой необходимых практических рекомендаций региональным СМИ в сфере духовно-нравственного воспитания.

Степень научной разработанности проблемы. Проведенный автором анализ литературы и научных исследований по проблеме духовно-нравственного воспитания личности посредством телевизионных передач позволяет сделать вывод о том, что современная наука располагает значительной теоретической базой по некоторым направлениям исследуемой проблемы. Достаточно полно изучена тема роли телевидения в современном обществе, воспитания духовности и нравственности с помощью телевидения. Эта проблема широко освещена в трудах И.К. Беляева, В.М. Березина, Ю.П. Буданцева, В.В. Гаспаряна, Я.Н. Засурского, В.Кисунько, Г.В.Кузнецова, С.А.Муратова, Ю.А.Огородникова, О.Р.Самарцева, Б.М.Сапунова, В.Л.Цвика1 и ряда других исследователей. В фундаментальной работе В.В.Егорова «Телевидение между прошлым и будущим» дан анализ состояния отечественного телевидения на современном этапе развития, определена роль электронных СМИ

Беляев И.К. Особенности национального телевидения.-М.,2000; Березин В.М. Нравственные аспекты телевизионной ко.ммуникации.-М, 2003; Будаицев Ю.П. Социологические образы. - М,1997; Гаспарян В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра( 1990-1995 гг.).-М., 1995; Кисунько В. Развитие и стагнация советского телевидения. 1970-1985 /Очерки по истории российского телевидеиия.-М.,1999; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ.-М, 2000; Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики: Опытэтическогокодекса.-М.,1994; Огородников Ю.Л. Философские основы профессионализма в СМК.- М., 2001; Са-марцев О.Р. Феномены глобальной коммуникации: тенденции современного телевидения-М.,1998; Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телсрадио-коммуникации.-М.,1998; Цвик В.Л. Новая геополитическая обстановка и проблемы реформирования телекоммуникационной системы//Актуальные проблемы журналистики. - М., 1997.

как «феномена культуры» и как «канала информации», исследованы отношения между ТВ и ветвями власти.1

Проблемы социальной коммуникации, особенностей массового и межличностного общения получили подробное освещение в работах А.Н.Леонтьева, Б.В.Библера, М.М.Бахтина." Исследованию телевизионной аудитории посвящены труды В.П.Конецкой, А.В.Ольховникова, А.А.Уваровой, Л.Н.Федотовой.3 Развитие патриотических идей имеет место, прежде всего, в трудах отечественных философов - И.А.Ильина, Л.Н. Карсавина, А.Ф.Лосева, Н.Н.Моисеева, А.С.Хомякова, Н.Ф.Федорова.4 Поисками нравственного идеала занимались П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков.5

Анализ научной разработанности проблемы показывает, что в имеющих
ся трудах отечественных и зарубежных авторов вопросы духовно-
нравственного становления личности, формирования патриотического сознания
исследовались как явления многогранные. Однако при этом роль регионального
телевидения в духовно-нравственном воспитании личности за последние 10 лет
системно не рассматривалась. Это определило выбор объекта и предмета ис
следования.

Объект исследования — развитие принципов и жанров телевизионной публицистики в духовно-нравственном воспитании личности.

Предмет исследования — структурные и функциональные особенности Государственной телерадиокомпании «Белгород», передачи и информационные вы-

1 Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим.-М.,1999; Егоров В.В. Телевидение:
теория и практика.-М.,1993.

2 Леонтьев А.Н. Леятелыюсть.Сознание.Личность//Избранные психологические произведе
ния.-М., 1983; Библер Б.В. От науковедения к логике культуры.-М.,1991; Бахтин М.М. Эсте
тика словесного творчества.-М.,1982.

3 Конецкая В.П. Социальная коммуиикация.-М.,1997; Федотова Л.Н. Социология массовой
коммуникации.-М, 1996.

4 Ильин И.Л. Путь к очевидности.-М.,1993; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта.-
М.,1993; Карсавин Л.П. Мысли о России. - М., 1992; Лосев А.Ф. Дух творчества.-М.,1983;
Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы.Эколого-
нолитологический анализ.-М.,1994; Федоров Н.Ф. Философия общего дела.-М., 1963.

5 Флоренский П.А Собр.соч.в 3-х т.-М.,1990; Булгаков СИ. Свет невечерний.-М.,1994.

пуски Белгородского телевидения, решающие задачи духовно-нравственного воспитания.

В качестве субъектов исследуемой ситуации, носителей нравственных проблем выступали жители города Белгорода и разных районов области, зрители ГТРК «Белгород», сотрудники Белгородского телевидения.

Цель исследования - системная оценка передач регионального телевидения (ГТРК «Белгород»), их структурно-функциональных особенностей для выработки практических рекомендаций региональным ТВ по улучшению качества работы в сфере духовно-нравственного воспитания личности.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:

  1. Анализ системных особенностей деятельности Белгородского ТВ в духовно-нравственном воспитании жителей области.

  2. Определение эффективности функционирования Белгородского телевидения.

  3. Прогнозирование расширения деятельности регионального ТВ в духовно-нравственном воспитании личности.

Проблема исследования заключается в существующем противоречии между той значительной ролью, которая отводится СМИ и особенно телевидению в духовно-нравственном воспитании личности и реальным вкладом современных телепрограмм в этот процесс. Принятая «Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001-2005 годы», а также Доктрина информационной безопасности позволяют определить роль и значение телевидения, в частности, регионального, в формировании патриотического сознания россиян, в воспитании духовно-нравственных качеств населения России.

Основные гипотезы исследования: 1. Современные телевизионные передачи регионального телевидения (ГТРК

«Белгород») оказывают существенное влияние на процесс формирования

патриотического сознания у жителей региона.

  1. Степень положительного воздействия передач Белгородского ТВ на духовно-нравственное становление личности в значительной мере определяется выбранной структурой, формой и содержанием телепередач, соответствием их специфике реалистического экранного искусства.

  2. В условиях продолжающегося духовного кризиса российского общества наибольший интерес у зрителей вызывают передачи местного телевидения, которые дают более полное представление о характере жизни в регионе.

  3. Программы местного ТВ, передавая панораму созидательной жизни региона, способствуют появлению у зрителей социального оптимизма, преодолению уныния и безысходности, возрождению Отечества на основе духовно-нравственных ценностей.

Методологическая и теоретическая основа диссертации.

Методологической основой исследования является системный, конкретно-исторический подход, который включает в себя комплекс методов научного познания: системного и системно-ситуационного анализа, сравнительно-исторический и диалектический методы. Для сбора социологической информации использовались методы качественного анализа документов, контент-анализа содержания передач и информационных выпусков регионального ТВ, особенностей телевизионного вещания в Белгородской области, анкетный опрос, фокусированное групповое интервью, интервью, взятые у ряда экспертов Белгородской области и носившие свободный характер беседы на общественно-политические темы, телефонный опрос, проективная методика «Дом», метод непосредственного практического включения автора в процесс подготовки и ведения телепередач и обобщения их результатов. Обработка и анализ проведенных исследований осуществлялись с применением методов математико-статистического анализа.

Теоретическую основу диссертации составили: «Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001-2005 годы», Доктрина информационной безопасности, базовые положения диалектической, ценностно-деятельной концепции личности, а также фундаментальные теоретико-методологические положения социологии культуры и духовной жизни, общей социологии, социальной психологии, теории

структурно-функционального анализа. В осмыслении целей и задач духовно-нравственного воспитания личности использовались работы современных отечественных и зарубежных философов, политологов, филологов, педагогов, рассматривающих различные аспекты духовно-нравственного совершенствования личности, коммуникативной деятельности и философии духовных ценностей. Важными теоретико-методологическими источниками исследования стали работы как современных отечественных социологов Ю.П.Буданцева, А.Г.Здравомыслова, Н.И.Лапина, Г.Г.Татаровой, В.А.Ядова1, так и зарубежных авторов М.Маклюэна Т.Парсона, О.Тоффлера, Э.Фромма, Г.Шиллера2 и других.

В исследовании были использованы положения отечественных и зарубежных ученых в области массовой коммуникации, среди которых В.С.Коробейников, М.М.Назаров, А.А.Уварова, Б.М. Фирсов, М.Лауристин, Г.Лассвел, Э.Ноэль-Нойман, Ф.Стьер, К.Ховлэнд, Ф.Шеффелд и др.

В методологическом плане большую помощь при проведении диссертационного исследования оказали труды отечественных журналистов, теоретиков и практиков: Э.Багирова, И.Беляева, Р.Борецкого, Н.Голядкина, В.Егорова, Г.Кузнецова, Ю.Лощица, Ю.Огородникова, В.Цвика и др., посвятивших свои работы истории отечественной журналистики. В этих исследованиях на основе социально-философского, социально-психологического и социально-политического анализов; сравнительно-исторического и диалектологического методов рассмотрены закономерности и тенденции функционирования и перспективы развития телевещания в России, а также роль телевидения в духовно-нравственном возрождении Отечества.

1 Буданцсв Ю.П. Социологические образы.- М.,1997; Будаицев Ю.П. Социология массовой
коммуникации.-М.,1995; Здравомыслов Л.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М.,1986;
Лапин Н.И. Динамика ценностей населения в реформируемой России.-М.,1996; Татарова Г.Г.
Методология анализа данных в социологии.-М.,1999; Ядов В.А. Стратегия социологическо
го исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 1998.

2 Краткий обзор работ Маклюэна М, Парсона Т., Липпмана У.//Буданцев . Социологи
ческие образы.-М.,1997; Тоффлер О. Третья волна.-Пермь,1990; Фромм Э. Духовная сущ
ность человека. Способность к добру и злу/Философия науки. - 1990; Шиллер Г. Манипуля
торы сознанием. - М.,1984.

11 Достоверность и научная обоснованность результатов исследования

обеспечивается :

опорой на широкую теоретическую и эмпирическую базу источников по изучаемой проблеме;

комплексностью использования методов научного познания;

применением логических, математико-статистических методов обработки и анализа данных социологических исследований;

рассмотрением изучаемого явления в его развитии и сущностных связях, опорой автора на принцип преемственности.

Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

полученные результаты диссертации дают возможность научного системного подхода к изучению роли телевидения других регионов в духовно-нравственном воспитании личности;

выработанные рекомендации Государственной телерадиокомпании «Белгород», тележурналистам, участвующим в реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан РФ, региональным телестудиям по практическому совершенствованию структуры, содержания и тематической направленности телевизионных передач, информационных выпусков дают возможность другим региональным СМИ применять их в практической деятельности;

полученные результаты исследования дают возможность научной оценки эффективности деятельности регионального телевидения, его информационной политики в духовно-нравственном воспитании личности;

материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут представлять интерес как для специалистов при подготовке и изложении специальных курсов по журналистике, философии, социологии, так и для практикующих телевизионных журналистов, режиссеров и ведущих программ.

В исследовании получен ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

  1. Авторская концепция духовно-нравственного воспитания личности средствами регионального телевидения.

  2. Результаты структурно-содержательного анализа основных телепередач ГТРК «Белгород», информационных выпусков «Вести. Белгород».

  1. Итоги научного изучения особенностей телевизионного вещания в Белгородской области, а также изучения ситуации, связанной со злоупотреблением молодежью наркотическими веществами в регионе и ролью профилактической работы в противодействии духовному растлению молодежи.

  2. Основные направления повышения роли регионального телевидения в духовно-нравственном совершенствовании личности в связи с возрастающей ролью местного телевидения на современном этапе телевизионного вещания.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на международном российско-польском научном симпозиуме «Социальная коммуникация в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы» (г. Белгород, 2000 г.), на заседании круглого стола «Наркомания - проблема всеобщая» (г. Белгород, 2002 г.), на конференции «Духовное возрождение» (г. Белгород, 2003 г.) на региональной научно-практической конференции «Роль СМИ в системе ВОП» (г. Белгород, 2003 г.). Материалы исследования нашли отражение в научных публикациях.

Основные положения исследования были апробированы автором диссертации в ходе создания сюжетов, репортажей, а также во время подготовки и проведения авторских передач.

Апробация исследования осуществлялась также в разработке и проведении диссертантом научных исследований по темам: «Оценка значимости ряда актуальных социальных проблем», «Отношение телезрителей к каналам ТВ», «Оценка телезрителями Белгородской области структурных элементов трех региональных информационных программ», «Изучение основных факторов изменения наркоситуации». Исследования проводились совместно с управлением

образования и науки администрации Белгородской области, областным управлением внутренних дел, Белгородской областной универсальной научной библиотекой, областной службой экстренной психологической помощи, областным наркологическим диспансером.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает по три параграфа), заключения, списка литературы и приложений.

На основе материалов исследования, обобщения опыта подготовки, организации и ведения в течение десяти лет передач на Белгородском телевидении в диссертации высказываются предложения, которые, на взгляд автора, могут иметь определенное значение для работы журналистов на других региональных телевизионных студиях. Наработанные результаты могли бы помочь в оценке деятельности и выработке рекомендаций СМИ в свете Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Следует также учитывать, что срок действия Программы заканчивается в 2005 году. Нужен долговременный государственный документ, дающий ориентиры средствам массовой информации в этом направлении. Необходимо лицензирование программ, контроль за миссией средств массовой информации в этическом, эстетическом и нравственном воспитании патриотов государства. Исследования, проводимые в ИПК ТВ и РВ показывают, что многие журналисты, работающие в регионах, не имеют четкого представления даже о Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Нужны такие государственные документы как закон о нравственности, другие нормативные акты, разработанные с учетом обобщения опыта региональных СМИ и дающие государственную поддержку средствам массовой информации в сфере духовно-нравственного воспитания личности, от которого зависит социально-политическое благополучие общества в настоящем и особенно в будущем. В конечном счете, все это поможет духовному возрождению Отечества.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

  1. Дворецкая Н.И. Роль телевидения в профилактике наркомании. // Социальная коммуникация в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы - Белгород. 2000. С.40-47; п.л. 0,4.

  2. Дворецкая Н.И. Роль телевидения в духовно-нравственном совершенствовании общества // Духовное возрождение. Выпуск VII и VIII. Сборник научных и научно-прикладных трудов - Белгород, 2001. С.361-367; п.л. 0,4.

  3. Дворецкая Н.И. Телевидение. Время местное. Учебно-теоретическое издание - Белгород: Кооперативное образование, 2003. - 124 с, 6 с. ил.; п.л. 7,2.

  4. Дворецкая Н.И. Телевизионные новости как средство консолидации общества // Духовное возрождение. Выпуск XIV. Сборник научных и научно-прикладных трудов - Белгород, 2003. С. 132-145; п.л. 0,8.

Вводный. Общие задачи патриотического воспитания региональными СМИ

Последнее десятилетие 20 века с полным правом можно назвать периодом интенсивной политической, социальной и культурной трансформации российского общества. Ушедший век оставил нам в наследство глубинные перемены во всех структурах политики, экономики, культуры. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества по-прежнему оставляет нас перед выбором, заставляя оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

Как пишет В.В. Егоров в книге «Телевидение между прошлым и будущим», Россия, как и государства Центральной и Восточной Европы, переживает в настоящее время коллизии в переоценке ценностей. После развала «реального социализма» эти страны оказались в состоянии дефицита признаваемых во всём цивилизованном мире ценностей и норм поведения.1 Произошла переориентация жизненных ценностей с духовности на достижение успеха любой ценой. Для многих молодых людей сегодня характерны нигилизм и пессимизм, неприятие нравственных норм, стремление брать от жизни всё любой ценой. И для них уже не важны и не значимы нравственность, система ограничений, побуждающая вести себя так, а не иначе. На второй, а может и далее, план отходит необходимость духовного обогащения и развития. А если так, то каковы же перспективы существования человека и человечества? Путь спасения человечества, как раз и лежит в обращении к великим, тысячелетиями создававшимся духовным ценностям культуры, религии, философии, искусства. Обратимся к общественной миссии искусства. В 19 веке нацию скрепляла литература. В советские времена идеологическое пространство во многом формировал кинематограф. В настоящее время телевидение, мощное средство массовой коммуникации, владеет умами массовой аудитории. Неслучайно Останкинскую телебашню сравнивают со шприцем для идеологических инъекций. Субъективная картина мира человека во многом опирается на символическую реальность, создаваемую при помощи средств массовой информации. Поэтому основой психологического подхода к информационной безопасности в СМИ должно быть изучение психологических механизмов взаимодействия человека и продуктов СМИ. Человек встречается с предметным миром через других людей, и личное и общественное сознание - явления, связанные между собой. Поток коммуникативных сообщений формирует информационную среду общения людей, связывая индивидуальное и коллективное сознание.1 Субъективная картина мира человека во многом опирается на символическую реальность, создаваемую при помощи СМИ. (Рис.1 «Источники информации для построения субъективной картины мира индивида». Приложение /.).

Создавая на экране жизнь, параллельно существующую с жизнью каждого из нас, телевидение имеет уникальную возможность управления массами в национальных, общегосударственных масштабах. Результаты избирательных кампаний 1996-го (победа Ельцина со стартовым рейтингом в 3-4%), 1999-го (успех «Единства», никем не предвиденный), 2000-го (избрание Путина) - прямое тому подтверждение.

Общая роль телевидения в формировании нравственной культуры в настоящее время скорее отрицательная, чем положительная. Ежедневно демонстрируются фильмы и документальные передачи о насилиях, убийствах, грабежах. Убийцы выглядят героями, жертвы вызывают в лучшем случае жалость, в худшем презрение. Обилие на экранах безумной роскоши, фешенебельных квартир и вилл «новых русских», бесконечных банкетов, приёмов, презентаций создаёт впечатление того, что именно в этом единственная цель и счастье жизни.1 «Пир во время чумы» продолжается. Чего раньше стыдились, теперь выставлено напоказ: неправедное богатство, обнажённое тело, тяжкие грехи и бездуховность. На всю страну и весь мир богатые безбожники самовлюблённо и цинично рассказывают о себе и своём мнимом геройстве. Открыто пируют на собственных днях рождения и прочих датах, имеющих отношение к их жизни или к жизни всей этой элиты».2

По верному замечанию Н.К. Приваловой, забыв о том, что Рим пришел в упадок от праздности и стал легкой добычей варваров, что Византию погубила чрезмерная роскошь, авторы некоторых программ (ранее «Золотая лихорадка», «О, счастливчик!», ныне — «Кто хочет выиграть миллион?», «Алчность») сознательно разжигают у своих зрителей такие низменные побуждения, как корыстолюбие (считающееся в православии, согласно заповеди Божьей, одним из губящих душу грехов).3

Неуважение к личности, худшие качества человеческой натуры: эгоизм, недоброжелательность к окружающим, завышенные самооценки, склонность к интриганству, несправедливости, предательству демонстрируют участники телевизионной игры «Слабое звено».4 На общедоступном как взрослым, так и детям канале шла передача «Про это». И вся страна следила за откровенными беседами на самые интимные, сокровенные темы (теперь передача выходит на канале Муз-ТВ). О какой уж тут нравственности может идти разговор. «Проблема насилия над нравственностью - одна из самых кричащих проблем сегодняшнего телевидения»,1 - пишет В.В. Егоров. Действующие в стране законы не поднимают защиту нравственности до уровня задач национальной безопасности. Не принят в России и термин «непристойная информация» при всей очевидной ёмкости этого определения. Большинство библейских заповедей начинаются с частицы не. В массовом вещании должен быть наложен запрет на программы, обращенные к низменным чувствам и инстинктам, к национализму. И такой запрет нигде в мире не считается цензурой. «Информировать, просвещать, развлекать» - таковы основные принципы радио и телевидения Би-би-си. Второй компонент иногда переводится как «поучать» или даже «инструктировать» - но в любом варианте речь идет о публицистике, о пропаганде тех же 10 заповедей, удерживающих человечество от срыва в хаос. Как пишет И.К. Беляев, «к сожалению, наиболее талантливые телевизионщики сейчас страдают мазохизмом. «Плохая» экономика, «плохая» политика, «плохая» власть и «плохой» народ. Все плохо, только мы - хорошие. На энергии негативного отношения к собственной истории и собственному народу рождаются «таланты и поклонники». На идеологии внутренних эмигрантов процветают целые каналы...Отечественное телевидение нельзя организовать вдруг, по приказу. Необходимо сложное и упорное движение.

Структурный потенциал регионального телевидения - необходимое условие патриотического воспитания

Телевизионный ландшафт Белгородской области можно определить как достаточно развитый и довольно сложный. По официальным данным 99,5% населения Белгородчины охвачено телевизионным вещанием. Причем, на всей территории, где распространено вещание, жители области могут принимать не менее двух, а 37,1% - три и более каналов.1 Для сравнения: в целом по Российской Федерации общий охват телевизионным вещанием (имеют возможность принимать хотя бы один канал) составил 98,4%; два и более каналов 96,3%; три и более - 73,3%. Дефицит эфирного вещания до некоторых пределов восполняет кабельное ТВ. Точной статистики охвата кабельным телевидением Государственный комитет статистики не ведет. Примерно он составляет не менее 15% населения области. В приграничных районах население может принимать программы телевидения Украины «УТ-1», «УТ-2», «Интер», ТВХ (охват эфирным вещанием 7-9% населения области, что составляет 110-130 тысяч человек). В самом Белгороде транслируются передачи центральных эфирных каналов: ОРТ, РТР, НТВ, ТВС, ТВЦ, Дарьял-ТВ и местных БТВ (телеканал ГТРК «Белгород») и ТВ «Магнит» (коммерческая станция). Кроме того, в городе действуют две крупные кабельные сети - «Русич» и «Эльф». «Русич» предлагает своим подписчикам пакет из 35 каналов, в который наряду с другими отечественными и зарубежными входят украинские каналы УТ-1, УТ-2, «Новый канал» (Киев), «Симон» (Харьков), АТВК (Харьков), TV-Интер (Киев), СТБ (Киев), 1CTV (Киев), ТВХ (Харьков) и грузинский «Ajara». Телкомпания «Эльф» транслирует передачи ОРТ, РТР, телеканала «Культура», НТВ, ТВС, ТВ-Центр, ТНТ, Рен-ТВ, СТС, АСТ-Прометей, «Discovery», «Hallmark», «Евро- спорт», «Планета животных», МТВ, Муз-ТВ. По разным оценкам совместный охват двух кабельных сетей Белгорода составляет 80-120 тысяч человек.

Второй по величине город области - Старый Оскол - имеет богатые ме-диаресурсы. Быстро развивается кабельное ТВ, технический охват которого оценивается экспертами в 80-100 тыс. человек (около половины жителей города). С 1991 года в городе действует компания ОАО «РТТ-9 канал», которая вещает в метровом диапазоне и имеет кабельную сеть. «9 канал» производит и собственные передачи, размещая их на частоте Рен-ТВ. На канале ТНТ размещает свои передачи телекомпания, принадлежащая Стойленскому горнообогатительному комбинату. С января 2002 года на частоте НТВ в определенное время ведет вещание телеканал «ТВ Приосколье».

В городе Губкин действуют муниципальная телерадиокомпания «Губкин» (начало вещания с 1994г.), производящая теле- и радиопрограммы, ТРК Лебединского горно-обогатительного комбината, передачи которого транслируются не только в Губкине, айв Старом Осколе. В райцентре Алексеевка существует студия, которая производит собственные передачи. Вещание пока нерегулярно, в основном это информационные программы, реклама и поздравления. Есть муниципальное телевидение в городах Новый Оскол и Валуйки.

Специфическими чертами телевизионного ландшафта Белгородской области является, с одной стороны, достижение более высоких, по сравнению с общероссийскими, показателей охвата основных государственных телеканалов. С другой стороны, сравнительно низкий уровень распространения эфирного коммерческого ТВ привел к активному развитию кабельных систем за счет предоставления зрителям возможности приема большого числа отечественных и зарубежных, в том числе украинских каналов. Еще одной чертой областного медиаландшафта можно считать активно развивающиеся телерадиокомпании, принадлежащие промышленным гигантам - горно-обогатительным комбинатам, содержание вещания которых уже переросло ведомственный уровень. Наметилась тенденция к инкорпорированию «производственных» СМИ в городские (покупка Лебединским ГОК эфирного времени у «9 канала» Старого Ос-кола).

Для изучения отношения зрителей к телеканалам, вещающим в Белгородской области (как федеральным, так и местным), а также для выявления мнения об освещении актуальных проблем Белгородчины в местных электронных СМИ (в частности, в эфире ГТРК «Белгород») было проведено комплексное исследование. Оно базировалось на следующих методах:

? Фокусированное групповое интервью. Участники фокс-групп — представители аудитории вещания. Их общая численность - 71 человек. (Сотрудники ГТРК «Белгород» - 12 человек, жители г. Белгорода - 25 чел., г. Старый Оскол - 10 чел., г. Валуйки - 15 чел., поселка городского типа Борисовка -9 чел.). Мужчин - 37 человек, женщин - 34 чел. Возрастные границы - от 21 года до 73 лет.

? Анкетный опрос. Эксперты, ответившие на вопросы анкеты, - 97 человек в возрасте от 25 лет до 61 года. Интервью, взятые у ряда экспертов Белгородской области и носившие свободный характер беседы на общественно-политические темы.

Профессиональный состав респондентов достаточно широк: административные служащие, преподаватели вузов, предприниматели, представители рабочих специальностей, инженеры, сотрудники правоохранительных органов, корреспонденты местных СМИ, домохозяйки, пенсионеры, студенты.

Предложенная респондентам анкета содержала вопрос об оценке своего отношения к различным телеканалам по десятибалльной шкале.

Противодействие Белгородского телевидения духовному растлению молодежи

В периоды политического и экономического кризисов в любом обществе происходит переоценка нравственных ценностей, усугубляется духовный кризис. И выражается это прежде всего в том, что для молодого поколения не являются приоритетными нравственно-культурные ценности, которые более тысячи лет служат основой формирования мировоззрения многих поколений россиян.

Святыня Белгородской земли Прохоровское поле в октябре 2000 года стало местом создания Всеславянского Собора студенческой молодежи. Это объединение национальных славянских студенческих организаций на принципах равенства и сотрудничества, взаимоуважения и конструктивной деятельности. Участники международных молодежных славянских встреч поддержали политические шаги в укреплении дружбы и братства славянских народов, предпринятые Президентами России, Украины и Белоруссии 3 мая 2000 года на Белгородчине. В обращении славянской молодежи к Президентам Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь говорится о том, что одной из социальных групп, наиболее пострадавших от последствий дезинтеграции и кризисов, является студенческая молодежь славянских стран. «Снижается ее уровень жизни, ухудшается социальное самочувствие большинства молодых людей. В молодежной среде распространяются безработица, наркомания, алкоголизм. Вызывает тревогу рост молодежной преступности. Состояние здоровья молодых людей свидетельствует о подрыве генофонда народов славянских государств. Не меньшую тревогу вызывает отсутствие национальной идеи, органически связанной с традициями славянской культуры».1 Молодежная политика должна рассматриваться как проблема национальной безопасности каждого государства и всего славянского мира. Назрела необходимость координации молодежной политики на межгосударственном уровне.

Первоосновой понятия «духовность» являются «дух», «душа». Духовная культура, духовный мир человека - это прежде всего его миропонимание, осознание смысла и цели жизни, его ответы на коренные вопросы человеческого бытия. Система духовных ценностей личности и общества в основном едины. Духовность в православии понимается как направленность к Богу, благодаря чему возможны и милосердие, и смирение, и миротворчество. Духовно-нравственные учения, сам идеальный образ, раскрывающийся через притчи, беседы с учениками, через систему заповедей служат неизменным источником в поиске решения проблем нравственности. Для идеала православного человека характерна прежде всего борьба с самим собой, преодоление самого себя, поиск путей духовного единения с Богом, полнейшая свобода духа от каких бы то ни было внешних обстоятельств, от условий времени, от собственных отрицательных качеств: себялюбия, эгоизма, греховности, одним словом приоритет религиозного начала, и христианского идеала над всеми жизненными идеалами. Христианство поставило перед человечеством его абсолютный идеал, дало ему задачу для собственной работы. Смысл христианства - по идеальному образу преобразить жизнь человека. Воспитание на основе абсолютного духовно-нравственного идеала, каждая черта которого показана христианством, начинается с выполнения минимальных нравственных требований: добра, справедливости, уважения, которые можно охарактеризовать, как нравственно-обязательные грани православного идеала. Этот идеальный образ включает в себя и такие качества - любовь, милосердие, сострадание, характерные уже для более высокой ступени духовного совершенствования. Главное духовное достоинство россиянина, определяющее внутреннюю жизнь человека, - это изначальная гуманность. В памяти народов, издавна расселившихся на просторах России, не найти суждений о жестокости или несправедливости русского народа. Достойное место в русской истории занимают представители разных народов, нашедших в ней возможность проявить таланты и энергию, честолюбие и предприимчивость. Поэтому русская культура изначально демократична, открыта, характеризуется своей многокультурностью. Другой основой гумани-стичности русской культуры являются природные условия России, ее необозримые просторы, где разнообразные природные ландшафты позволяли разным народам заниматься собственной хозяйственной деятельностью, продукты которой служили основой взаимовыгодного обмена. Постоянные хозяйственные связи укрепляли контакты представителей разных народов, способствовали взаимопроникновению культур, сближению людей. Поэтому русская культура изначально нравственна, отзывчива к движениям человеческой души, что ярко проявляется в классической русской литературе и искусстве.

Для современного этапа развития общества все возрастающее значение приобретает духовная и методологическая зоркость в подходе к вопросу о духовных и нравственных ценностях личности и общества. Как пишет Ю.А. Огородников, «духовность - включенность индивида в мироотношение: осмысление человеком связи со всеобщим, переживание этой связи и осознанная деятельность в русле мировых бытийных процессов. Противоречия времени требуют духовного развития всего общества, всей нации, всего человечества, что достигается постановкой существенных, бытийных целей в жизни и развитии общества и человечества. Это - формирование в обществе и человечестве морально-духовной атмосферы, чему подчиняются все социальные структуры политика, экономика и т.д.; соответствующая организация всего через доминирующее внимание к культуре; соответствующая коррекция деятельности средств массовой информации.»1 Мастер документального телефильма И.К. Беляев настаивает на том, что отечественное телевидение должно быть гражданским, христианским, пушкинским. «Криминализация и наркомания, падение нравов, духовное обнищание и распространяющийся СПИД, потеря авторитета власти и закона, разрушение государства и обнищание общества, банковские кризисы и паника на рынке — все негативные явления в нашей стране напрямую или косвенно связаны с формулой телевещания... Важно выделить основную функцию на данный момент - телевидение должно объединять, конструировать общество».1

«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» подчеркивают: «СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности».

Изменения сознания, поведения, духовного состояния людей происходят в течение всей их жизни, отсюда следует вывод о бесконечности духовного развития каждого человека.3 Однако, молодые люди наиболее восприимчивы к убеждению и внушению. Главное для них, чтобы источник был авторитетным. Воспитание духовно-нравственных основ взглядов и поведения у подрастающего поколения важно еще и потому, что сегодняшним школьникам предстоит придти на смену старшему поколению. Им жить, трудиться и управлять завтрашней Россией.

Взаимодействие Белгородского телевидения и Русской Православной Церкви

Когда мы говорим о бережном отношении к национальной культуре, нельзя не сказать о религии. В период советской власти верующие преследовались в нашей стране. Однако вера в Бога жила в душах значительной части россиян и в то время. Не только многие видные деятели науки и искусства не стали атеистами. В российских селах, в глубинке всегда необходимым атрибутом деревенской избы были иконы. Свято передавались они из поколения в поколение. Вера помогала преодолевать жизненные невзгоды, воспитывать детей на принципах добра и милосердия.

В XII веке князь Владимир Мономах пишет «Поучение», адресованное не только своим потомкам, но и всем, кто захочет его прочесть и понять. Раскрывая суть христианской веры, Мономах призывает: «Страх имейте Божий в сердце своем». Князь описывает аскетические подвиги, которые занимают важное место в христианстве, подчеркивая, что главное в Евангелии - это милосердие к ближнему, сострадание, действенная любовь. «Поучение» Владимира Мономаха признается духовным завещанием Древней Руси, поскольку представляет практическое изложение православного евангельского учения. Текст «Поучения» включен в дневники для школьников Белгородской области.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин России имеет право на свободу вероисповедания. В статье 29, п.2 Конституции РФ говорится о недопустимости пропаганды или агитации, возбуждающих религиозную ненависть или вражду.1 Каждый житель волен в выборе религии, в соблюдении религиозных обрядов и традиций. На Руси православная христианская религия всегда была основой духовно-нравственного обучения и воспитания. «Православие изначально было основой государственного патриотизма русского народа и воинства».

Для нашей страны одним из культурообразующих факторов на протяжении всей истории была и остается Русская Православная Церковь. Уже после принятия христианства в 988 году идеал человека в духе православия вошел в теорию и практику воспитания, поскольку многие выдающиеся деятели РПЦ были и талантливейшими педагогами, заложившими фундамент всей российской воспитательной системы. Особое внимание православные педагоги уделяли духовно-нравственному воспитанию и совершенствованию человека в продолжении всей его жизни, поскольку человек «есть образ Божий, и ему доступен бесконечный и постоянный рост». Православные педагоги не рассматривали воспитание лишь как воздействие на человека только в стенах образовательно-воспитательного учреждения. Воспитание - это целенаправленный процесс, осуществляемый не только среди подрастающего поколения, но и среди молодежи и взрослых.

Православие, религия большинства населения России, считает нравственность естественным законом совести. Ещё в 1927 году в журнале «Русский колокол» И.А. Ильин писал: «Первое, в чём нуждается Россия, есть религиозная и патриотическая, национальная и государственная идея... Мы должны увидеть идеальную Россию, нашу Родину, в её возможном и грядущем совершенстве. Увидеть священною мечтою нашего сердца и огнём нашей живой воли. И увидеть её так и увидеть её такою, создать те силы, которые осуществят её...».1 И. А Ильин приходит к суждению, что «человек с цельной верой совершает свои дела совсем не для того, чтобы «оправдаться» или «спастись, а потому что он не может иначе: он творит закон своего боголюбивого сердца и своей совести... Он делает это из целостной веры и из цельной любви».2 Внутренний, духовный опыт и есть истинный источник и истинная область веры, религии и всей духовной культуры вообще. «Духовный опыт делает человека духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство».1

Роль искусства И. А. Ильин видел в очищении, возвеличивании духовного мира личности, пробуждении души. Потому что художественное творчество позволяет человеку прочувствовать духовный смысл жизни, её священную глубину, её призванность к совершенству. Искусство не просто информирует. Оно, как одна из самых первых по происхождению форм общественного сознания, оценивает действительность. Оно и обобщает. Оно, наконец, предписывает человеку определённое поведение и в личной, и в общественной жизни.2

«Телевидение в целом стало своеобразным, оригинальным видом искусства, причём самым массовым, вобравшим в себя достижения смежных искусств и на их основе развивающим свои особые закономерности, новые тенденции».3 В телепередачах высказывания героев и участников должны соотноситься ведущим с духовно-нравственными ценностями, с тем, что должно определять истинно верное поведение человека в обществе. В нравственно-здоровом обществе. Человеческие принципы: сострадание, добродетель - важные критерии оценки поступков и действий. Безусловно, источником формирования нравственной культуры служат трансляции произведений художественной литературы и искусства. Телевизионные передачи должны нести ценности труда, идеалов социальной справедливости, мира, добра и подлинной духовной свободы. Вызовы глобализма и терроризма таковы, что сегодня никто не может быть в стороне. СМИ должны помогать власти в патриотическом воспитании молодежи. Чтобы не были главенствующими бездуховность и сплошная общероссийская «всеоконная нагиевщина» (передача Д.Нагиева «Окна» показывает уродливые примеры падения человека без их осуждения, что чревато негативными последствиями). Важна духовная позиция каждого СМИ. Средства массовой информации должны способствовать утверждению социально-значимых ценностей, воспитанию чувства любви и подлинной сыновней преданности к родной земле.

Религиозные передачи на телевидении - это не только освещение деятельности церкви и священнослужителей. Речь идет, по утверждению В.В. Егорова, и «о тех истоках духовной культуры, которые вернулись к нынешним поколениям телезрителей в виде духовной культуры, древней литературы, живописи, произведений различных видов искусств».1 Историческая миссия национальных СМИ в духовном возрождении Отечества объективно поддерживается программными установками Церкви. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества современной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой при-верэ/сенности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях».

Похожие диссертации на Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы)