Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Становление и развитие информационного телевещания в стране и в мире . 15
1. Теоретический аспект 16
2. Исторический аспект 29
3. Практический аспект 42
Глава 2. Влияние форм собственности на особенности информационной политики телеканалов 58
1. Государственная информационная политика и вещательная деятельность Дирекции информационных программ ВГТРК . 60
2. Анализ информационных программ ОРТ: общественное ли Общественное Российское Телевидение? 85
3. НТВ "независимое" телевидение: профессиональные стандарты и степень оппозиционности официальной власти. 98
4. Сравнительный анализ деятельности информационных служб основных федеральных каналов .113
Глава 3. Эволюция принципов влияния на аудиторию средствами ин формационного телевещания 129
1. Особенности журналистского творчества в службе новостей ...129
2. Типология информационных жанров 158
3. Ранжирование новостей как инструмент вёрстки информационных программ. 178
Заключение. 201
Литература 203
- Теоретический аспект
- Исторический аспект
- Государственная информационная политика и вещательная деятельность Дирекции информационных программ ВГТРК
- Особенности журналистского творчества в службе новостей
Введение к работе
Поколению телезрителей, сформировавшемуся в постсоветский период, уже трудно представить себе не столь далёкие времена, когда в распоряжении аудитории было, в лучшем случае, два общенациональных телеканала - и на обоих в 21 час транслировался один и тот же выпуск программы "Время". К этому следует добавить крайне тенденциозный, идео-логизированнный подход к содержанию новостных программ, в которых пропаганда и агитация превалировали над информацией.
Однако за последнее время (1985 - 2000 гг.), которое называют переходным периодом в жизни российского государства, отечественное ТВ изменилось принципиально: существенные преобразования обнаружились и в количественном, и в качественном отношении. Прежде всего внедрение рыночных отношений в сферу телевизионного производства привело к стремительному развитию многопрограммности отечественного телевещания. Тем самым впервые в нашей новейшей истории телевидение создало для аудиторию ситуацию выбора.
Исследователи отмечают всеобщий для российских СМИ характер этого процесса. Но телевидение обладает своей спецификой как в оформлении рынка программ, так и во взаимоотношениях со зрителями1.
В сентябре 1991 г. создана одна из первых частных телекомпаний в России - Рен-ТВ, за пять лет прошедшая путь от программопроизводящей, продюсерской фирмы к вещательному каналу. 1 января 1993 г. начал работу канал "ТВ-6 Москва", созданный при участии американской корпорации
См., например: Р.П.Овсепян. История новейшей отечественной журналистики. М.,1996; Очерки по истории российского телевидения. М, 1999.
Ти-би-эс. 10 сентября 1993 г. начинает вещание НТВ - детище нетелевизионного бизнеса (это был первый случай, когда могущественная финансовая корпорация вложила средства в телевизионный проект). К 1997 г. завершается создание ещё одного общефедерального канала на "третьей кнопке" - ТВ-Центр (в настоящее время именующего себя ТВЦ - ностальгический возврат к привычному названию Центральное телевидение). Добавим к этому списку телесеть ТНТ, 31-й дециметровый канал (М-1), СТС и АСТ-Прометей, рост региональных и межрегиональных вещателей - и мы придём к выводу о существенном изменении российского "телепейзажа" по сравнению с упомянутым в начале двухканальным вещанием с централизованным показом единой для страны информационной телепрограммы.
Общеизвестно, что у средств массовой информации главной, а точнее сказать - первой среди равных функций является обязанность информировать общество о событиях в стране и в мире, о политике, экономике, науке, культуре, внешней среде и внутренней жизни человека, обо всём неисчерпаемом многообразии реальной действительности.
В сущности, создание собственной информационной службы - показатель зрелости телекомпании, а эффективная деятельность этой службы -залог успеха телеорганизации у телевизионной аудитории. Сошлёмся на пример первого в стране независимого агенства теленовостей А. Гурнова, успешно функционировавшего два года2. Это был, безусловно, оригинальный, перспективный, но и самый дорогостоящий проект в области отечественного информационного вещания, суливший большие перспективы и заслуживающий отдельного изучения. К концу 1999 г. ТСН фактически
2 Первый репортаж корреспондента нового ТСН появился в эфире ТВ-6 15 июля 1997 г. С 18 августа выпуски ТСН стали выходить под шапкой "6 новостей", а с 3 ноября ТСН работала на канале ТВ-6 под своим собственным логотипом шесть раз в день.
выбывает из игры, и объясняется это, по-видимому, не только сменой владельца телеканала ТВ-6 - основного потребителя продукции ТСН. В не меньшей степени, видимо, и тем обстоятельством, что любой телеканал может покупать любые программы, но производство новостных оставляет за собой.
Так создавались и Российский телеканал (РТР), и НТВ: сначала появились информационные программы "Вести" и "Сегодня". В то же время,
і.
содержание информационной службы (не содержание вещательной деятельности, а её организация) - наиболее существенная статья расходов, самый дорогостоящий вид телевизионного производства. Вот почему рост популярности у зрителей ( рейтинг) информационных программ - вопрос одновременно идеологический, экономический, организационный, но прежде всего - политический. От состояния, от уровня информационной составляющей существенно зависит положение любого канала в целом.
Весьма широкая нынче возможность выбора у российской аудитории создала остроконкурентную ситуацию в этой некогда монополизированной государством сфере. Борьба за зрителя (за пресловутый рейтинг) актуализируется перманентными выборными кампаниями в местные и федеральные органы власти, достигая апогея накануне выборов президента Российской федерации. Впрочем, конкуренция между каналами не ослабевает и в перерывах между этими событиями и ведётся она по-преимуществу в рамках информационного вещания, нередко перерастая в настоящие информационные войны - бич отечественного ТВ3.
Но любая конкурентная ситуация имеет и свои положительные моменты. Она кристаллизует журналистские формы и методы повышения
3 См., например: "Информационные войны - это опасно". Интервью Я.Н.Засурского в кн.: Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. М, 1998.
конкурентоспособности телеинформации. И здесь возникает вполне определённая теоретико-прикладная задача: сгруппировать профессиональные приёмы в самом общем виде, а затем классифицировать их по наиболее важным типологическим признакам, что и предстоит нам сделать в предлагаемом исследовании.
Таким образом, актуальность работы, как полагает автор, обозначена в самой теме диссертации: эволюция развития телевизионной информации в условиях политизации общества, в сопоставлении коммерческих, частных и государственных каналов - проблема злободневная и органичная для нашего времени. Если наше ТВ сумеет проводить взвешенную вещательную политику, органично включенную в прогрессивную государственную (общенациональную) информационную политику, опираясь на эффективную политику программирования, то от этого выиграет и общество, и телевизионная система. А водораздел борьбы за действенность телевизионного вещания проходит, прежде всего, на линии деятельности информационных служб телекомпаний.
Говоря о степени изученности проблемы, можно со всей уверенностью сказать, что она никогда не будет достаточной, потому что повседневная телевизионная практика, по крайней мере, в информационном разделе вещания, неизбежно опережает её научное осмысление.
Между тем, наша работа - далеко не первое исследование проблем информационного вещания. Она опирается на прочный фундамент теоретических трудов известных исследователей ТВ, повседневный анализ практики в работах отечественных телекритиков. Здесь прежде всего следует назвать труды одного из основоположников теории отечественного ТВ Э.Г.Багирова, растянувшееся на тридцать лет исследование Р.А.Борецкого,
ряд книг В.В.Егорова, многочисленные работы Г.В.Кузнецова4. Укажем также некоторые работы зарубежных исследователей - Д.Брауна, К.Ламэя, Э.Мицкевич, Д.Рида, Ч.Файерстоуна, Р.Энтмана, Э.Дэнниса и Д.Мэрилла, И.Фэнга5. Полезные сведения о зарубежном опыте в области телевизионной информации содержат работы отечественных исследователей Е.Ч.Андрунас, Г.Н.Вачнадзе, Н.А.Голядкина, Я.Н.Засурского6 и др.
Изучение научной литературы показывает, что почти не осталось сколько-нибудь важных аспектов информационного телевещания, не затронутого в работах наших предшественников. Причём речь идёт как об общих закономерностях развития телевизионной информации, так и о конкретных проблемах, отдельных практических аспектах организации деятельности информационных служб. Тем не менее, по нашему убеждению, новые социально-политические условия, радикальные перемены в практике телевизионного вещания требуют современного прочтения данной тематики, комплексного подхода к современному информационному ТВ, осмысления перспектив его развития.
4 См.:Э.Г.Багиров. Очерки теории телевидения. М., 1978; Багиров Э.Г., Кацев И.Г. Те
левидение, XX век. М., 1968; Борецкий Р.А. Телевизионная программа: Очерк теории
пропаганды. М., 1967; его же. В Бермудском треугольнике ТВ. М.,1998; Борецкий Р. А.,
Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М., 1990; Кузнецов Г.В. ТВ-
журналист. М., 1980 ; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999;
и др.
5 Браун Д.Р., Файерстоун Ч.М., Мицкевич Э. Телерадио новости и меньшинства. М.,
1994; Ламэй К., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Автономия телевидения и государство. М.,
1999; Энтман Р., Рид Д., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение, радио и приватиза
ция. М., 1998; Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997; Теленовости:
секреты журналистского мастерства (Реферат книги И.Фэнга "Теленовости, радионо
вости"). М, 1996.
6 Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991; Вач-
надзе Г.Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации - их аудито
рия, техника, бизнес, политика. Тбилиси, 1989; его же. Секреты прессы при Горбачёве
и Ельцине. М., 1992; Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отече
ственного и зарубежного телевидения. М., 1996; его же. ТВ информация в США. М.,
1994; Засурский ЯН. Не поучиться ли у Мэрдока?// Правда. 1990. 28 мая; его же. Новое
политическое мышление и международный обмен информацией/УВестник Моск.ун-та.
Серия X. Журналистика. 1988. №6; и др.
Цель и задачи данного исследования состоят в том, чтобы
изучить современное состояние отечественного информационного вещания, которое в условиях параллельного функционирования государственных и частных телеканалов оказалось в сложной конкурентной ситуации;
сравнить традиционные и новые формы организации деятельности телерепортёров, изобразительно-выразительные средства информационных телепрограмм, способы влияния на аудиторию на основных федеральных каналах, представляющих различные формы собственности;
попытаться обозначить перспективные пути совершенствования информационного раздела телевещания.
При этом объектом изучения является весь спектр современного информационного вещания, организация работы новостных служб на основных федеральных телеканалах. Предмет нашего исследования -сравнительный анализ информационых телепрограмм государственного и негосударственного ТВ, выявление воздействия форм собственности на программную и информационную политику различных телеорганизаций, изучение основных принципов эффективной организации работы новостных телеслужб, их, выражаясь фигурально, "технологический" аспект. Таким образом, априори обозначен теоретико-прикладной характер нашего исследования, его преимущественная обращённость к практике.
В качестве методов исследования использованы принципы историзма, позволяющих анализировать также и интересующие нас процессы в их становлении и развитии. Эффективным инструментом предпринимаемого нами анализа стал сравнительно-описательный метод, убедительно зарекомендовавший себя в филологических исследованиях.
Научная новизна диссертации характеризуется следующими направлениями исследования:
в нашей работе впервые предпринимается попытка выявить зависимость (или независимость) информационной и программной политики телеканала от формы собственности;
с этой целью в практическом плане анализируется деятельность информационных служб общефедеральных телеканалов, независимо от их принадлежности государству, акционерным компаниям или частным лицам, освещение ими (адекватное или ангажированное) одних и тех же событий, представляющих социальную значимость;
проводится сравнительный анализ деятельности информационных служб в России и некоторых зарубежных стран;
подвергаются изучению особенности организации деятельности информационных служб в новых социально-политических условиях, уточняются типологические характеристики жанрово-тематической структуры информационного вещания, рассматривается специфический инстумента-рий вёрстки новостных программ.
Всё вышесказанное предопределило композиционную логику, внутреннюю структуру исследования, которое состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Безусловно, происходящее сегодня в информационном вещании отечественного ТВ рождается не на пустом месте. Традиции новостного вещания закладывались в течение весьма продолжительного периода; корни многих революционных, на первый взгляд, явлений могут быть обнаружены среди тех традиций, которые оформлялись десятилетиями. Поэтому в первой главе диссертации идёт речь об историческом, теоретическом и практическом аспектах становления традиций в информационном телевещании.
Как воздействовало внедрение рыночных отношений в телевизионное производство, какое влияние оказала многоукладная экономика на организацию телевещания в России? Каковы закономерности процессов конкуренции на решение проблемы насыщения рынка зрительских интересов в области телевизионной информации? На все эти вопросы предстоит ответить во второй главе диссертации, где мы попытаемся разобраться в том, что представляет собой (если она действительно существует) государственная информационная политика и какое отражение она находит в деятельности Дирекции информационных программ ВГТРК, главного и единственного государственного общефедерального телеканала.
Однако и на первом телеканале 51 процент акций принадлежит государству или, вернее, государственным организациям. И тем не менее это не государственный телеканал и по определению, и по сути его деятельности; анализ информационных программ ОРТ должен показать, общественное ли Общественное Российское Телевидение?
Особый интерес для нашего исследования представляет анализ информационного вещания НТВ, чей профессиональный уровень со времени создания этой частной телекомпании служил эталоном. Сохраняя высокий профессионализм, репортёры, а главное - руководство НТВ, как представляется автору, на каком-то этапе не смогли удержать предложенную ими же самими "планку". Выявление противоречий в развитии этого телеканала также станет предметом нашего исследования.
Можно с достаточным основанием предположить, что дополнительным источником ответа на эти вопросы может стать сравнительный анализ деятельности информационных служб в России и за рубежом.
На основании анализа, предпринятого в двух первых главах диссертации, мы попытаемся определить некоторые принципы и методы формн-
рования общественного мнения средствами информационного телевещания; возможно, лучше сказать - некоторые особенности влияния информационных программ на предпочтения аудитории. Для этого в третьей главе мы рассмотрим организационные особенности журналистского творчества в службе новостей , типологию жанров в телеинформации, а также некоторые инструменты вёрстки информационных программ.
Таким образом, на всей площади диссертационного исследования нам предстоит поиск и определение тенденций развития информационного телевещания в новых социально-политических условиях, а также исследование новых технических возможностей и вызванных ими новых аспектов (приёмов, форм) журналистского творчества.
Практическая значимость работы обусловлена вышеназванными факторами. Автор надеется, что предложенные выводы и рекомендации будут носить прикладной характер, обладая актуальной прагматической ценностью; их реализация, по мнению автора, будет способствовать совершенствованию, с одной стороны, организации более эффективной системы информационного телевещания, а с другой - выработке перспективной вещательной политики на каждом телеканале в непростых условиях параллельного функционирования государственных и частных телекомпаний.
Апробация исследования. Содержание работы отражено в ряде научных публикаций, в том числе, в журнале "Вестник МГУ. Серия X. Журналистика", сборнике научных работ аспирантов, изданном Институтом повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, и в Интернете, а также в сообщениях на ежегодных научных конференциях на факультете журналистики МГУ, включая публикацию тезисов этих сообщений.
Здесь же следует указать, что после окончания университета, во время учёбы в аспирантуре факультета журналистики МГУ, автор активно сотрудничала с информационными службами ОРТ, ВГТРК, НТВ и пресс-службой Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, где, помимо опыта практической тележурналистики, накоплен фактический материал для предпринятого исследования.
Для того, чтобы в дальнейшем избежать разночтений, необходимо отметить относительность, некоторую размытость терминов государственное и частное применительно к отечественным телекомпаниям, экономическим условиям их функционирования, зыбкость границ между государственным и негосударственным, неопределённость понятий, характеризующих информационный рынок в современной российской действительности. Вынеся в название диссертации определения государственное и частное ТВ, мы отнюдь не планировали дискутировать по поводу их политико-экономического содержания. Цель - указать на принципиально новые условия многоукладности, в которых сегодня функционирует отечественное ТВ.
Динамические процессы в отечественном информационном вещании мы предпочитаем называть эволюцией, которую философы рассматривают как одну из форм движения - непрерывное, постепенное количественное изменение, в отличие от революции - коренного, качественного изменения. Впрочем, перемены в информационном разделе отечественного телевещания на современном этапе столь разительны, подчас неожиданны, непредсказуемы и скоропалительны, так часто в процессе написания этой работы возникали коллизии, требующие переосмысления, казалось бы, уже устоявшихся мнений и выводов (чего стоят кадровые, содержательные, временные изменения на государственном телеканале РТР в 1999-2000 гг. или
детективная история вокруг холдинга "Медиа-Мост" и его владельца В.А.Гусинского!), что определённые разночтения (названия должностей известных тележурналистов, время выхода в эфир тех или иных новостных выпусков, особенности программной политики и внутрипрограммной вёрстки) на этих страницах просто неизбежны. Они - эти разночтения -устранимы (хотя за время устранения вполне могут появиться новые), однако, стоит ли заново переписывать те моменты, о которых речь, и их оценку? Всё это - страницы истории отечественного информационного телевещания, и происходящие в нём перемены - исторический факт. Хочется надеяться, что и наша работа, фиксируя, анализируя, в меру наших возможностей, оценивая современный этап развития информвещания, впишет несколько строк в эту историю. Изучение столь сложного феномена, как телевизионная информация, не может быть ограничено ни временем, ни рамками одной или нескольких исследований. Здесь тоже необходим эволюционный процесс, при котором количество рано или поздно перейдёт в качество - будем надеяться, что это произойдёт и с исследуемым нами информационным вещанием.
В любом случае, хронологические рамки нашего исследования, берущие начало на заре телевизионного вещания, в период становления информационного его раздела, завершаются летними месяцами 2000-го года, когда в текст диссертации вносились последние поправки. В качестве конкретных примеров различных подходов государственных и частных телекомпаний к одним и тем же событиям мы успели сказать и о взрыве в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве, и о гибели атомной подводной лодки "Курск". Пожар Останкинской телебашни, развитие скандала вокруг холдинга "Медиа-Мост", принятие государственной концепции информационной безопасности - это, по нашему мнению, точки
отсчёта принципиально новой в истории отечественного ТВ страницы, безусловно, имеющей отношение к теме нашей работы, но требующей нового объёмного исследования, ибо речь идёт и о новых гранях государственной информационной политики, и о явной попытке передела телевизионной собственности, и о очередном витке борьбы за свободу (или против свободы) средств массовой информации в России. Информационное телевещание - аванпост этих процессов. По-видимому, завершение нашего исследования - лишь начало новой работы новых авторов. Что же касается диссертантки, выносящей на суд научной общественности свои размышления и выводы, то с уверенностью можно сказать только одно: практическая деятельность автора осознанно и прочно связана с телеинформацией, а быть хорошим телепрактиком можно только в том случае, если повседневная работа выверяется серьёзной теорией, а ежедневный творческий поиск осмысливается с позиций надёжных закономерностей, выработанных современной телевизионной наукой.
Теоретический аспект
В данной работе термин "информация" (от лат. mformatio - осведомление, изложение), вместе с авторами двухтомной энциклопедии о современных СМИ, мы будем трактовать как "совокупность сведений, которыми располагает и оперирует журналист при создании своих произведений; которые получает аудитория из разных источников; а также совокупность кратких не комментированных сообщений об актуальных фактах, новых сведений из разных областей жизни общества"7.
Так же, как расширительное толкование слова "информация" позволяет говорить о его общенаучном характере, так применительно к прессе можно говорить, что любое произведение СМИ обладает большим или меньшим объёмом информации. Скажем, на телевидении информационно насыщенными "можно считать и трансляцию театрального спектакля, и сам факт работы телевизионного передатчика"8. Для нас более ёмким по содержанию и более точным в терминологическом отношение является понятие "новостная информация", тем более, что слово "новость" толковые словари объясняют весьма лаконично: "Недавно (а ещё лучше - только что, сейчас, в данную минуту) полученное известие"9.
Человек - существо социальное, следовательно, он не может существовать без минимального (а лучше - оптимального) объёма социально значимой информации, которая позволяет ему ориентироваться в общественных отношениях, конструировать собственную картину мира. Информировать общество о событиях в стране и в мире, о политике, экономике, науке, культуре, внешней среде и внутренней жизни человека, обо всём неисчерпаемом многообразии реальной действительности как раз и является обязанностью СМИ, до появления которых основным источником информации служили межличностные отношения.
Печатная пресса со времени своего возникновения рассказывала о том, что было (иногда о том, что будет), описывая условным словесным рядом, безусловно, удивительной в своей гибкости вербальной знаковой системой события, факты, дела людей. Однако уже радиовещание в отдельных случаях делало то же самое в момент свершения события. А телевидение превратило потребителя информации в очевидца, иногда даже словно бы участника происходящего, что неизмеримо повысило эффективность информационной деятельности телеорганизаций.
Таким образом, электронная журналистика заявляет о себе как о наиболее эффективном средстве массовой коммуникации, то есть одновременной взаимосвязи и взаимодействия миллионов людей. Достаточно сказать, что средний американец проводит у телеэкрана 12 лет своей жизни, англичанин - 11, француз и итальянец - по 9. В России почти 90 процентов населения узнают о событиях в стране именно из выпусков телевизионных новостей10.
Каким же критериям, по мнению исследователей, должен отвечать информационный телевизионный выпуск, чтобы соответствовать возлагаемым на него ожиданиям аудитории? Обычно здесь выделяют следующие функциональные характеристики: информативность (качественно-количественная характеристика взаимодействия оюурналист - текст - аудитория) - оценка эффективности информационного процесса, выявляющая степень освоенности, восприятия аудиторией тех сведений, которые содержатся в журналистских произведениях; информационная насыщенность, критериями которой выступают релевантность произведения, то есть его соответствие интересам и потребностям аудитории, а также декодируемость, то есть возможность их адекватного понимания аудиторией, и оригинальность, то есть наличие в них сведений, актуальных для телеаудитории; представление (создание) из мозаики сообщений, всей совокупности информационных материалов политической, культурной, в широком смысле информационной картины мира.
Конкретизируя проблему взаимодействия информационного канала и его аудитории, как нам кажется, вполне уместно обратиться к хрестоматийно известной формуле Г.Лассуэлла, определяющей структуру массовой коммуникации, где совокупность элементов выглядит следующим образом: "Кто сообщил - что - по какому каналу - кому - с каким эффектом"11.
В элементе кто сообщил важен тип личности человека, работающего в системе СМИ, особенности его представления о себе и собственной роли в деятельности данного средства информации, а также о роли самого СМИ в судьбах общества, страны, значимости канала в глазах аудитории и значимости его мнения для аудитории. Скажем, если "Независимая газета" включает в рейтинг "100 наиболее влиятельных политиков России" ведущего программы ""Итоги" Евгения Киселёва или программы "Сегодня" Татьяну Миткову, это говорит об их влиянии на общественное мнение и о сложившемся у аудитории доверии к их оценкам, комментариям событий, фактов, поступков и деяний тех или иных людей, общественных и политических деятелей, руководителей государства. А ещё - зависимость (или отсутствие таковой) сообщающего от "хозяина" СМИ...
Элемент что сообщил подразумевает подачу информации, её изложение и интерпретацию в рамках тех категорий мышления, которые привычны для данной аудитории СМИ, - т. е. содержание информационного сообщения.
Когда речь идёт об элементе по какому каналу, следует иметь в виду прежде всего специфику конкретного СМИ, систему его изобразительно-выразительных средств, особый экранный язык интересующего нас телевидения и, соответственно, особенности его восприятия аудиторией12. Не менее важно и то, что каждое СМИ имеет достаточно определенную и в целом устойчивую аудиторию. Сложившийся круг потребителей информации (читателей, слушателей, зрителей) , отдавая предпочтение тому или иному каналу, автоматически доверяет ему больше, чем остальным.
Кроме необходимости знания и учёта особенностей аудитории, авторитетности у неё данного СМИ, важным фактором эффективности информационной деятельности является время подачи информации (речь здесь не об оперативности, а о суточном графике выхода в эфир). Приведенные ниже сведения - усреднённые данные многих рейтинговых таблиц, но и это отнюдь не константные показатели: потребность в информации и интерес к ней усиливаются во время социальных перемен, глобальных изменений, экстремальных явлений.
Исторический аспект
"Любое сообщение, в широком смысле слова, есть информация. Но понятие "телевизионная информация сложилось в журналистике как определение раздела телевизионного вещания, который в основном занимается распространением новостей, - пишет В.В.Егоров. - Как самостоятельный раздел вещания, информация на телевидении является одной из первых форм его работы, имеет богатые традиции, опыт и историю формирования и развития собственных жанров"20.
Действительно, информационное вещание стало одной из первых форм вещания, но не первой. В начале телевидение воспринималось как средство доставки на дом потребителям произведений других искусств -кино, театра, эстрады, позже - возможность показа спортивных мероприятий. Откроем справочник "Радио и телевидение в СССР": 1949г. 16 июня сдан в эксплуатацию весь комплекс реконструированного Московского телецентра на ул. Шаболовка, 53. 29 июня - первая внестудийная передача: репортаж о футбольном матче со стадиона "Динамо". 1951 г. 22 марта Совмин принял решение об организации ежедневных телепередач в Москве и о создании Центральной студии телевидения (ЦСТ). 1954 г. 3 апреля первая передача "Учёные на экране телевизора". 27 октября первый номер тележурнала "Искусство". 1955 г. Январь. Первый репортаж с промышленного предприятия - фабрики "Красный Октябрь" (по сути, начало документального раздела телевещания; провёл репортаж Ю. Фокин - Я.Н.)
Июнь. Первая событийная передача - репортаж о встрече на Центральном аэродроме президента Вьетнама Хо Ши Мина. 1 мая впервые проведен телевизионный репортаж о военном параде и демонстрации трудящихся на Красной площади. 25 июня вышел в эфир первый номер тележурнала "Знание" (редактор Р.Борецкий, режиссёр Г.Романов)21. 1958 г. 12 апреля ЦСТ познакомило зрителей с первым номером тележурнала "Молодость" (редактор Р.Борецкий, режиссер И.Миронова)22.
Истории отечественного телевидения посвящено немало изданий (большинство из них в той или иной степени используется нами в данной работе). Но, пожалуй, наиболее полно и точно становление нашего телевещания отражено в монографии А.Я.Юровского "Телевидение - поиски и решения", на второе издание которого мы будем ссылаться. Как свидетельствует историк, образованная в ноябре 1956 г. редакция "Последних известий" (в составе всего трёх человек) первоначально занималась лишь повторением в дикторском чтении радийных "Последних известий". Поскольку выпуски эти шли в эфир нерегулярно и в неопределенное время, они, естественно, не имели сколько-нибудь стабильной аудитории23.
К 1957 г. на Центральной студии телевидения в Москве (ЦСТ) возникло кинопроизводство, что позволило в дополнение к устным сообщениям включать в каждый выпуск несколько киносюжетов. К ним добавляли материалы, "вырезанные" из киножурналов (понятно, сколь они были оперативны), но именно так телевизионная информация постепенно осваивала возможности не рассказывать, а показывать хронику дня.
С июля 1957 г. предпринимается попытка упорядочить время выхода в эфир телевизионных "Последних известий": они передавались в 19 часов и в конце программы. С августа этого года последний выпуск повторяют после окончания дневной программы (в 14-16 час). Это, безусловно, был прогрессивный шаг в программировании на ЦСТ.
Как и для всего документального ТВ, Y1 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве сыграл значительную роль в становлении информационного телевещания. С 28 иютыТГо 11 августа 1957 г. редакция "Последних известий" не только сумела показать почти полторы сотни оперативных киноматериалов, но также тиражировала эти материалы и самолётами отправляла их на местные студии (вспомним, что в то время технической связи между ЦСТ и другими телецентрами не существовало).
После фестиваля выпуски "Последних известий" остались ежедневными (с понедельника по пятницу, в воскресенье показывался итоговой выпуск "Новости недели" - отдаленные прообраз будущих информацион-но-аналитичских телевизионных программ).
По примеру ЦСТ информационные службы создаются на вновь открываемых местных студиях. С 1 сентября 1957 г. по понедельникам, средам и пятницам выпуски "Последних известий" начинают выходить в Ленинграде. Процесс становления информационного раздела вещания, по свидетельству А.Я.Юровского, проходил однотипно на всех местных студиях. И всюду он завершался обращением к новостям жизни города, области, республики - по мере подключения аудитории к вещанию из столицы. С течением времени определялось соотношение местной и центральной телеинформации: студии сообщали новости регионального значения и предлагали центральной программе материалы о событиях в жизни своего района, если эти события представляли интерес для всесоюзной аудитории.
Государственная информационная политика и вещательная деятельность Дирекции информационных программ ВГТРК
Российская Федерация была нетипичной республикой в составе СССР: самая многочисленная, самая большая по занимаемой территории, та самая, о которой в советском гимне говорилось: "Союза нерушимый республик свободных навеки сплотила великая Русь", РСФСР, в отличие от маленькой Эстонии или далёкого Таджикистана, не имела ни своей Академии Наук, ни республиканского телевидения, ни других национально-государственных атрибутов.
Перестройка, как известно, привела к росту национального самосознания больших и малых народов, к известному явлению, получившему название "парад суверенитетов" и затем к неизбежному распаду СССР. Борьба Верховного Совета РСФСР за право обладания своей частью общесоюзной телевизионной собственности - тема отдельного разговора, но так или иначе в последние советские годы начинает работать телеканал "Россия" на втором канале (сначала в рамках второй программ ЦТ, затем становится полноправным хозяином этого диапазона). В это же время, в мае 1991г., создаётся ВГТРК - Всероссийская государственная телерадиокомпания, демонстрирующая свою обособленность от ЦТ даже тем, что её редакционные помещения размещаются не в просторных корпусах Останкино, но в малоприспособленном здании на Ленинградском проспекте (для службы информации, ДИН - Дирекции информационных программ, выделяется
отдельное здание в районе Тверских-Ямских, на "Яме", по утвердившемуся в журналистских кругах жаргонному названию; здесь же, в скобках, укажем, что со временем по этому адресу, с помощью зарубежных специалистов, была создана самая современная news-room - зал для подготовки и выдачи в эфир новостных программ).
В бурные годы становления новой государственности, перехода к новой экономической ситуации, приватизации, вызвавшей многочисленные и отнюдь не безболезненные переделы телевизионной собственности при ещё более многочисленных сменах правительства, а потом и Президента, наконец, отставках руководителей ВГТРК - всё это время Российское телевидение и радиовещание, РТР, оставалось государственной структурой, проводником и рупором государственной политики.
Прежде, чем приступить к анализу информационной деятельности ДИП ВГТРК, следует определить понятие государственной информационной политики. Один из немногих авторов, у которого мы обнаружили серьёзную попытку исследования столь непростой проблемы, - известный историк и теоретик ТВ В.В.Егоров: в его новой монографии с символичным названием "Телевидение между прошлым и будущим" этому вопросу посвящен второй и частично третий параграфы первой главы.
"Государственная информационная политика, по В.В.Егорову, есть совокупность мер, направленных на оптимальное функционирование средств массовой информации с целью недопущения их отчуждения от общества, от человека, его интересов"57. Таким образом, в идеале это деятельность власти, направленная на оптимальное использование СМИ в общественных интересах.
Очевидно, что понятие государственной информационной политики двузначно: это и политика государства по отношению к своей стране, народу, обществу с использованием СМИ; и, как у В.В.Егорова, политика государства по отношению к самим СМИ. Действия государства в этих направлениях взаимосвязанны, подчас неотделимы друг от друга, но в предпринимаемом нами анализе деятельности ВГТРК наибольший интерес представляет вторая ипостась двуединого процесса.
Разрушение тоталитарного государства и его политики в сфере массовой информации должно было стать и стало началом формирования новой политики нового государства в области массовой информации. Однако здесь практически неизбежными были, как полагает В.В.Егоров, следующие сложности: в массовом сознании жила и продолжает жить уверенность в том, что информация, полученная из центральных газет и телепрограмм, является отражением точки зрения Правительства, Президента, что это "рупор Кремля". Значительная часть аудитории по-прежнему отождествляет политику государства с телеинформацией; слишком живучим оказался прежний опыт "партийного руководства" средствами массовой информации в сознании многих государственных чиновников, пытающихся прежними методами управлять деятельностью СМИ, что не может не вызывать противодействия со стороны журналистов; в условиях перехода к рынку государство оказалось не в состоянии материально поддерживать СМИ (общеизвестно, что обладая 51% акций ОРТ, государство за все эти годы не выделяло средств на его содержание; ВГТРК, будучи на 100% государственной телекомпанией, получает из бюджета только суммы, соответствующие фонду заработной платы, остальное зарабатывает рекламной деятельностью), но без такой поддержки многие органы информации считают себя свободными от необходимости поддерживать государство в его информационно-политической деятельности, что, конечно, неверно.
Бытующий сейчас вульгарный подход к понятиям "государственное" и "негосударственное" телевидение ведёт к неверному определению социальной роли телекомпаний, основанных на разных формах собственности. Примитивно сводить роль государственного ТВ к выражению (отражению) интересов государства, властных структур, а роль негосударственного, частного - к выражению интересов её владельцев, отдельных лиц или определенных финансовых групп.
Этот вывод В.В.Егорова принципиально важен для темы нашего исследования, хотя мы и не склонны ограничивать понятие информационной политики государства только влиянием властных структур на деятельность СМИ. Приведём ещё одну точку зрения - фрагмент докторской диссертации В. Л.Цвика:
"Информационная политика государства - совокупность официально распространяемых сведений всеми путями: политическая пропаганда и агитация (в том числе устная), лекционная пропаганда, наглядная агитация, деятельность печати, радио, телевидения, кинематографа, театра, книгоиздательская, музейно-просветительская работа и проч., и проч. К характерным особенностям государственной информационной политики относятся четко выраженная направленность, опредлённое ограничение содержательного характера, выражающиеся в предпочтении той информации, которая представляется полезной для глобальных интересов данного государства, отнюдь не всегда совпадающих с интересами общества и отдельной личности... Понятно, что в большинстве случаев не вся деятельность названных средств массовой информации и организаций культуры направлена на реализацию государственной информационной политики, нередко здесь возможно противостояние, которое может быть и полезным для долгосрочных интересов государства и общества"58.
Особенности журналистского творчества в службе новостей
Основной в информационном телевидении профессией является корреспондент. Корреспондентов часто называют репортёрами, хотя на отечественном ТВ в штатном расписании такой должности не существует107. Но нет ли в нашем утверждении противоречия? Ведь "лицо" информационной программы - её ведущий. Не станем отрицать принципиальной важности работы также и редакторской службы, хорошо знакомой автору, поскольку нам довелось выполнять редакторские обязанности и на ОРТ, и на НТВ, и на РТР. Телевидение - коллективное творчество; его конечный продукт -программа - результат труда многих: режиссёров и монтажеров, операторов и звуковиков, референтов и диспетчеров, видеоинженеров и супертехников, художников и транспортников, визажистов и сотрудников справочной службы - десятки и сотни людей обеспечивают бесперебойный выход в эфир информационных телепрограмм. И всё-таки новости делают репортёры, корреспонденты - они осуществляют поиск и обработку (то, что называется процесс создания) информации. Их глазами зритель видит события, их интерпретация фактов со временем превращается в общественное мнение, в убеждения (подчас - заблуждения) массовой аудитории.
"В тех случаях, когда журналисту доверяют подготовку собственных материалов, первой ступенькой творческой карьеры становится должность корреспондента (от лат. correspondeo - осведомляю). Корреспондент, специализирующийся на подготовке новостей, называется репортером (от лат. reporto - передавать). Действительно, во многих газетах, особенно на Западе, репортеры - люди "безымянные". Как пчелы носят в улей свои взятки, так газетные репортеры передают в редакции то, что удалось узнать, а уже другие - литературные сотрудники - обрабатывают сообщения, группируют их по рубрикам, так или иначе готовят к публикации (либо отвергают - на газетном жаргоне, "отправляют в корзину", что, впрочем, имеет и вполне прямое значение).
В отечественной прессе в значительно меньшей степени используют такой - конвейерный, обезличенный - способ сбора и публикации новостей. У нас эта работа более индивидуализирована. Хотя, надо сказать, повсюду высоко ценятся хорошая новость, сенсация - и в этом случае незазорно поставить свое имя даже под пятистрочной заметкой...
Еще сложней работа телевизионного репортера, ибо ему нужно зафиксировать само событие, а, стало быть, вовремя оказаться в нужной точке, успеть развернуть аппаратуру, обеспечить качественные изображение и звук, а затем смонтировать пленку предельно лаконично, точно, убедительно"108.
Для успешной работы репортёр должен обладать особыми свойствами характера и навыками. Среди них Л.Г.Свитич называет "оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, смелость, быстроту реакции, находчивость, особый "репортёрский нюх", то есть нюх на интересную информацию, сенсацию, выносливость, широкую информированность и любознательность"109. В этом ряду есть качества, требующие уточнений (оперативность не синоним мобильности и относится скорее к результатам труда репортёра, нежели к нему самому), можно уточнить порядок перечисления, но уж только количество профессиональных требований говорит здесь само за себя.
В идеале репортёру требуется высшее специальное образование - как базис и ориентир в его многоаспектной деятельности. "Хорошее базовое образование для журналиста (по мнению западных специалистов) обычно включает язык, литературу, историю, политические науки, экономику, социологию, психологию, математику и естественные науки"110. С этих позиций следует признать, что факультет журналистики МГУ даёт своим выпускникам базовое образование на достаточно высоком уровне (Отсутствие в учебной программе математики - давняя традиция подготовки гуманитариев, однако этот пробел, если его можно признать таковым, устранён в процессе подготовки журналистов в Международном эколого-политологическом университете и ряде других негосударственных высших учебных заведений).
Не случайно из 33 штатных репортёров НТВ, чей высокий профессиональный уровень постоянно отмечают телекритики и, что, может быть, важнее - телезрители, 22 человека имеют высшее журналистское образование (17 - выпускники факультета журналистики МГУ)111.
Как правило, телевизионный репортер работает в составе бригады, состоящей, как минимум, из трех человек (кроме журналиста, оператор и водитель, при необходимости выполняющий обязанности осветителя). Но в "горячих точках" нередко репортеры предпочитают работать самостоятельно, совмещая в одном лице все должности и профессии, необходимые для подготовки оперативной новости. Чаще всего, такой репортер находится вне штата, живет он за счет гонораров, которые повышаются по мере важности новостей и опасности их подготовки. В этом случае репортера чаще всего называют стрингеромш
Важными разновидностями профессии корреспондента являются собственный и специальный корреспонденты (собкор и спецкор). Собственный корреспондент живет и работает в той или иной местности, удаленной от редакции, и, соответственно, готовит все материалы из данного региона. Стало быть, тут в основу профессиональной деятельности положен территориальный признак. Собкоры бывают зарубежные и работающие внутри страны. И в том, и в другом случае эта должность требует высокой квалификации, жанрово-тематического универсализма, а кроме того, строгой самодисциплины, организованности, ибо собкор трудится вдалеке от редакционного коллектива, от руководства редакции, он сам отвечает за режим работы и ее результативность.
Для журналиста-международника, работающего в зарубежном корпункте, важно в совершенстве владеть языком страны пребывания, знать ее специфику - от истории, национальной культуры, традиций до нюансов современной жизни. Так же и собкор внутри страны должен хорошо знать особенности, что называется, "подноготную" того региона, за который он отвечает.
И, наконец, высший уровень корреспондентской квалификации - работа специального корреспондента. Спецкор - это не просто журналист, специализирующийся на той или иной тематике. Пожалуй, в этом случае уместно говорить о проблематике, ибо любой материал, подготовленный спецкором и соответствующий жанру специального репортажа, должен быть отмечен глубоким проникновением в суть актуальной проблемы. Типично тяготение спецкоров к инвестигейтивной журналистике: журналистские расследования - их постоянное занятие.