Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении : телеканал "Спорт" 2003-2009 гг. Десюк, Денис Вячеславович

Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении : телеканал
<
Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении : телеканал Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении : телеканал Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении : телеканал Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении : телеканал Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении : телеканал
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Десюк, Денис Вячеславович. Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении : телеканал "Спорт" 2003-2009 гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Десюк Денис Вячеславович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2010.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/269

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие и сущность спортивного телевидения 13

1.1 Исторические корни спортивного радиовещания и телевидения России 13

1.2 Современные спортивные телепрограммы и их аудитория в России 28

1.3 Место и роль телеканала «Спорт» о системе спортивного телевидения России 42

Глава II. Телеканал «спорт» в системе СМИ и СМК 62

2.2. Специфика проблематики спортивного телеканала 86

2.3. Особенности воздействия на спортивную телеаудиторию .114

Глава III. Языковая специфика освещения спорта 137

3.1. Текст и дискурс спортивных сообщений 137

3.2. Языковая специфика спортивного комментария 139

3.3. Стилевые доминанты спортивного телетекста 148

Заключение 170

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Известно, что спорт является и субъектом, и объектом общественного внимания по всём мире. В нашей стране спорт сегодня особенно актуален в связи с подготовкой к проведению Олимпиады-2014 в Сочи. Внимание к развитию спорта и физическому воспитанию здоровой нации составляет в настоящее время одно из приоритетных направлений внутренней государственной политики в России. Дмитрий Медведе» на встрече с Фондом поддержки олимпийцев заявил: «Государство должно обратить особое внимание на развитие системы детского юношеского спорта...»1.

Ведущую роль в развитии СИОрТивнОГО движения и в реализации коммуникационного обмена между субъектами спортивной деятельности играют СМИ. С начали третьего тысячелетия в России происходит формирование новой социально-политической и экономической ситуации. Преобразования наблюдаются и в сфере телевидения, которое находится в стадии поиска новых форматов коммуникации. Если сначала в толесстке преобладали развлекательные программы, то затем акценты стали меняться. Так, постепенно происходит возврат к пониманию того, что телевидение должно не только развлекать, но и воспитывать, просвещать, помогать человеку гармонично развиваться, формировать определенную систему ценностей и идеалов в науке, политике, общественной ЖИЗНИ.

Советская система физического воспитания являлась неотъемлемой частью государственной системы. Применение различных средств и методов физического воспитания и сочетании с оздоровительными мероприятиями содействовало укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию организма, формированию жизненно необходимых двигательных навыков. Физическая культура и спорт были важнейшими и эффективными 1 Гмета «Известий» №73 (27844) от 28.04.2009 средствами формирования морального и духовного облика советского человека, способствующими всестороннему гармоничному развитию

ЛИЧНОСТИ.

Не в последнюю очередь благодаря участию спортивной редакции отечественного телевидения Советский Сою:* воспитал поколения выдающихся спортсменов. Примером может послужить широкое освещение первых международных хоккейных матчей в 1972 году между сборными командами СССР и Канады. Под руководством Всеволода Боброва «ледовая дружина» впервые «скрестила «клюшки в очном соперничестве со сборной Канады, составленной из сильнейших игроков НХЛ. В этих матчах вся страна увидела новое поколение легендарных троков: Владислава Третьяка, Валерия Васильева, Геннадия Цыганкова, Владимира Лутченко, Владимира Петрова, Бориса Михайлова, Валерия Харламова, Александра Якушева, Владимира Шадрина, Александра Мальцева. Спустя несколько месяцев в каждом дворе была сооружена хоккейная площадка, а чуть позже -организован турнир среди молодежи «Золотая шайба», который проводится и по сей день.

В начале XXI века вновь стали усиливаться тенденции развития спорта в стране. Связано ото было во многом с заявками Российской Федерации на проведение в стране Олимпийских игр. Воспитание подрастающего поколения, воздействие на сознание личности через показ спортивных состязаний и рассказ о выдающихся спортсменах -вот главные составляющие, которые характеризуют современное спортивное телевидение.

И постепенно началась кампания по восстановлению и развитию программы воспитания поколения, которому бы с детства прививались принципы здорового образа жизни. Ключевую роль в этом сыграло не только строительство детских площадок и открытие секций при школах И детско-юношеских, спортивных школ олимпийского резерва (ДЮСШОР), но и пропаганда спорта через СМИ.

Воспитание подрастающего поколения и воздействие на массы через спорт и качестно показа спортивных состязаний - вот одна из главных составляющих, которые характеризуют современное спортивное телевидение и, в частности, массовый спорі*.

Серьезный позитивный сдвиг в этой сфере произошел после открытия в 2003 году специализированного телеканала «Спорт». Он стал первым и единственным общедоступным каналом в стране, который ведет круглосуточную пропаганду спорта и здорового образа жизни с таким охватом аудитории: телеканал «Спорт» доступен зрителям всех городов России с населением более 1 млн. человек, 70% городов с населением от 0,5 до 1 млн. человек и 36% городов с населением от 100 до 500 тыс. человек2.

Таким образом, актуальность диссертации определяется необходимостью научного осмысления деятельности единственного общедоступного телеканала «Спорт» и факторов усиления его популярности. Сегодня канал «Спорт» поменял название, концепцию и программное наполнение. С января 2010 года частоту телеканала «Спорт» занял новый канал «Россия 2», по повой концепции — «молодёжной направленности». При этом спортивные программы по объему сохранили треть сетки вещания.

В русле избранной темы особенно значимы несколько взаимосвязанных вопросов: проблемы формирования здоровой нации; особенности функционирования телеканала «Спорт»; проблемы формирования здоровой нации; специфика отечественных спортивных телепрограмм (а историческом и современном аспектах); работа спортивною комментатора и ею языковая культура.

Спорт в современном мире является воплощением национальной гордости, источником объединения людей. В истории общества спорт часто использовался в качестве механизма оправдания и утверждения государственной идеологии, например в нацистской Германии. 1 hnp://lcnia.ru/ncws2'7007/l l/2Wsponbox/|.

Победы немецких спортсменов должны были подтверждать верность избранного политического курса. Во время «холодной войны» и в эпоху так называемой «разрядки» (1975-1982 гг.) спортивные состязания между США и СССР символизировали борьбу за превосходство одной политической системы над другой. Эта тема была рассмотрена в диссертации, посвященной идеологическим аспектам спортивного телевидения1.

Сегодня спорі пронизырает многие уровни современного социума, оказывая существенное воздействие на различные стороны жизнедеятельности общества. Он влияет па национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду и образ жизни людей, укрепляет нравственные и этические ценности. Действительно, спорт обладает мощной социализирующей силой, это национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей. Текстовое (вербальное) и образное (визуальное), воплощение этой идеи на телеэкране - актуальная проблема в современной стремительно меняющейся телекоммуникации. Она требует самого тщательного изучения и отчетливого понимания.

Обьсктом исследования является деятельность телеканала «Спорт», специализирующейся на производстве спортивных телепередач различных жа и рово-тс магических и тематических форматов. Причём телеканал «Спорт» рассматривается не как бизнес-структура, а как социальный институт.

Предмет исследования - специфика освещения спортивной тематики на специализированном телеканале «Спорт» (2003-2009 гг.), связанная с выбором жанроно-тсматических направлений, визуально- образными и вербально-стилистичсскими особенностями формирования и воспроизведения телетекста.

Цель исследования - выявить, проанализировать и 1 Ко11ош.|*11н C.H. к Идеологические аспекты культурного обменл» Автореферат диесгрташш на соискание уісноГІ степени клнлилата философских наук. М. 1979 г. охарактеризовать особенности спортивного вешания на российском телевидении, определяющие роль спортивного телевешания в современном обществе.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи: определить место и значимость телеканала «Спорт» в ракурсе историко-аналитичеекого обзора развития отечественного спортивного телевещания; сформулировать основные задачи спортивного телевидения и определить сущность его информационной, пропагандистской и воспитательной функций; рассмотреть жанрово-тематическую структуру телепрограмм канала «Спорт», показать их информационно-образную специфику; выявить комплект характеристик, определяющих сильные и слабые стороны деятельности спортивного телевидения России; тематику, проблематику, рубрикатор, форму подачи материала, характер ведения программы, роль ведущего. ЯЗЫК И стиль телевизионных текстов и т.д.; разработать рекомендации по совершенствованию качества контента спортивного і-елеканала и работы спортивного тележурналиста.

Степень научной разработанности темы.

В советской научной литературе сформировалась определенная тенденция рассматривать спорт в непосредственной связи с государственной политикой. Именно тогда появились исследования, посвященные феномену телевидения не только как составной части СМИ, но и как неотъемлемого рычага государственной политики. Однако вопросы организации и проведения спортивных трансляций и программ до настоящего времени в отечественных исследованиях по тележурналистике углубленно не рассматривались. Существует ряд работ по телевизионной журналистике как искусству создания образа, визуального-вербального рассказа о проблемах общества в целом и человека в частности. По трудов, освещающих вопросы взаимодействия спорта и телевидения, чрезвычайно мало. Среди изданий, посвященных данной специальной тематике, можно назвать всего несколько работ. Это книги и статьи таких авторов, как А.Ф. Ратнор, СИ. Гуськов СИ, В.В.Зверева.

Теоретическую основу исследования составили труды общего характера, посвященные телевидению как виду СМИ; особенностям экранного искусства; проблемам тележурналистики. Это работы Э.Г. Багирова, В.М Березина, 1\А. Борецкого, А.С. Вартанова, I I.A. Голядкина, СВ. Дробашенко, В.В. Егорова, Я.И. Засурского, Г.В. Кузнецова, Р.Д. Копыловой, С.А. Муратова, Іі.П. Прохорова, B.C. Саппака, В.Л.Цвика, и других авторов. Автор также опирался на работы о языке и роли слова в коммуникации ЮЛ. Караулова, IO.M. Лотмапа, В.Б. Шкловского, и на исследования, посвященные проблемам культуры русской речи, выразительным возможностям русского языка в сфере СМИ: ВТ. Костомарова. Н.Ф. Алсфиренко. М.М. Бахтина, Н.С. Валгиной, М.И. Володиной, А.А. Залевской, А.А. Леонтьева, Г.Н. Трофимовой и др.

Среди исследований телевизионной журналистики особо стоит отметить исследования профессора С.А. Муратова, который анализирует состояние постсоветского телевидения. Он подробно прослеживает обретения и утраты отечественного ТВ. Об актуальности темы нравственных критериев поведения тележурналиста говорит изданное в 2003 году учебное пособие «Телевизионное общение в кадре и за кадром». Нравственный, воспитательный аспект телевизионной коммуникации подробно исследован в монографин профессора В.М.Березина «Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия», который сосредотачивает свое внимание на примерах несомненной преемственности некоторых программ советского и нынешнего российского телевидения, прямого и непрямого заимствования некоторых приемов - с одной стороны, и отрицания их - с другой.

Отдельную группу научных трудов, на которых базировался автор, составляют труды ло проблемам научного и практического программирования телевещания и его жанров. Это работы 13.В. Егорова, Е.Л. Вартановой.

Теоретическая и методологические основы исследования. В целях целостного рассмотрения проблемы в исследовании применены сравнительно-типологический и конкретно-исторический методы анализа эмпирического материала. Также учитывался непосредственный опыт автора в подготовке и ведении спортивных телепрограмм. Использовались методики опроса, интервью и статистического обобщения данных, позволяющие наглядно рассмотреть структуру, и наполнение программы телеканала «Спорт».

Филологический теоретико-журналистский аспект диссертации базируется на развернутом анализе специфики современных телевизионных текстов, на изучении форм и методо]» аудиовизуального воздействия на аудиторию с позиций теории журналистики.

Для реализации цели и задач данной диссертации предпринималось комплексное исследование с учетом специфики подхода к ней в различных науках: языкознании, теории журналистики, социологии, психологии и др.

Гннотези исследования. В условиях возрастания значимости спортивной составляющей в социокультурных, международных и финансово-экономических внутригосударственных и международных контактах роль спортивной журналистики существенно усилилась, что повлияло на расширение функций, тематики и жанрово-стилистических характеристик спортивных телепередач. Именно в спортивных передачах наиболее адекватно и эффективно можно работать с современной массовой аудиторией, а спортивный тележурналист оказался весьма влиятельным участником массовых информационных и коммуникационных процессов.

Теоретический ценность лтісеерташіи. Устанавливая причинно-следственные связи в развитии спортивной тележурналистики в России, автор теоретически обобщает и систематизирует информацию, которая может использоваться как основа для разработки теоретической концепции спортивного телевещания В целом (составление сетки, разработка концепции информационных, тематических, аналитических Программ спортивного телевидения, методология проведения интервью в трансляции И т.д.). В рамках этого исследования автор дает самостоятельное определение термину «спортивное интервью» и углубляет обшую теорию спортивной тележурналистики с учётом современных языковых и информационно-коммуникативных реалий.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут расширить содержание курсов и спецкурсов по тележурналистике, а результаты позволяют скорректировать практическую деятельность спортивного телевещания, оказать помощь в работе федеральных сотрудников не только спортивных телеканалов. но и региональных телевизионных СМИ, освещающих спортивные события. Многие положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут лечь в основу разработки методических рекомендаций для ведомственных телекомпаний; скорректировать работу спортивных корреспондентов, работающих в программах новостей и на каналах разных телекомпаний страны.

Научная новизна работы состоит- в том, что в ней впервые проводится комплексное теоретическое исследование спортивного телевещания России, ориентированное на специализированный спортивный телеканал, что позволяет наиболее продуктивно и основательно выявить вес возможности и перспективы спортивной тележурналистики как общественно значимого явления в современной жизни. Также автор предпринимает успешную попытку формирования теоретического обоснования концепции современного спортивного телевидения как социального института.

Апробации работы. Отдельные ВЫВОДЫ и заключения диссертанта были опубликованы в виде статьи «О языке спортивного телевидения» в журнале «Русская речь» (№5 2009 стр.78). Автор выступил с докладом «Развитие спортивного телевещания на переломе XX-XXI веков» на Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» в октябре 2007 года в Воронеже, на VI международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» в ноябре 2009 с докладом «Спортивное телевидение как фактор воспитания человека», а ТАК же на Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ» в феврале 2009 года с докладом «Спортивный комментатор сегодня». Часть предложений автора уже нашла отражение в структуре спортивного телевидения телеканала «Спорт», а также в содержании его передач. "Эмпирической базой исследования служат программы телеканала «Спорт». Для анализа текстов были записаны и расшифрованы 80 выпусков Программ, выходивших в эфир в 2003-2009 гг., общий печатный объем - 500 страниц. Для уточнения концепции вешания, форм и направления деятельности канала «Спорт» автор провел очные интервью с продюсером телеканала «Спорт» Дмитрием Анисимовым, руководителем тематической редакции Сергеем Лаиснмовым, программным директором Андреем Возияном, комментатором Сергеем Ческидовым.

Обновные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

СТЯТЬП в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ дли публикации работ, отражающих содержание кандидатских диссертаций

1. Десюк Д.В. О языке спортивного телевидения // Русская речь. -М.: Изд-во Наука. 2009, № 5. - С.78-83.

2.Десюк ДМ. Языковая специфика спортивного телелекста // Знание, Понимание.Умение.-М.: Изд-во 2010, №4.-С. 187-190.

3.Десюк Д.В. Когда видится и слышаться о языке спортивного телевидения//Русская речь. -М.: Изд-во Наука. 2011,№ I.-C.79-82.

Научные публикации

Десюк Д.В. Развитие спортивного телевещания па переломе XX-XXI веков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы», 29-31 октября 2007 г. / Иод ред. проф. В.В. Тулупова. Ч. 1.-Воронеж: Изд-во 13ГУ. 2007. - СЛ02-105.

Десюк Д.В. Спортивный комментатор сегодня // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М: Изд-во МГУ. 2009.-С.239-240.

Десюк Д.В. Спортивное телевидение как фактор воспитания человека // Высшее образование для XXI века. VI Международная научная конференция. - М.: Изд-во Московского гуманитарного института. 2009. -C.9S-100.

Исторические корни спортивного радиовещания и телевидения России

«Первая опытная передача в СССР по оптико-механической системе (30 строк, 12,5 кадр/с) осуществилась 29 апреля 1931 года, и уже ко 2 мая 1932 года было положено начало регулярным передачам из Ленинграда»4. Телевизионная техника начала 30-х гг. была более чем скромной. «Это была механическая система с малой четкостью, экран телевизора не превышал по размерам спичечного коробка, да и самих телевизоров было очень мало. Но именно в 193 J г. телевидение стало практической реальностью, и в этом неоценимая заслуга его первопроходцев. Первый в стране комплект телевизионного оборудования, посредством которого из аппаратной Московского радиовещательного узла шли в 1931 г. телевизионные передачи, был создан Героем Социалистического Груда, профессором 1I.F1. Шмаковым»5. Все планы по программе развития Телевидения в СССР были прерваны Великой Отечественной войной, но научно-исследовательские работы в области создания более совершенной телевизионной аппаратуры не прекращалась.

В феврале 1934 года осуществилась первая передача из студии Московского радиовещательного технического узла (МРТУ). Передавались в основном кинофильмы. Малое количество передач из студии было обусловлено некомфортными условиями работы а затемНбНнОЙ студии. В сентября 1937 года была осуществлена первая экспериментальная передача Опытного ленинградского телевизионного центра (ОЛТЦ) по системе электронного ТВ с разложением 240 строк 25 кадр/с при построчной развёртке. Тогда демонстрировался отрывок ИЗ кинофильма «Огни большого города» с Чарли Чаплиной. 7 мая 1945 года была осуществлена первая послевоенная опытная передача Московского телецентра (МТЦ). Стоит отмстить тот факт, что данная передача была первой в Европе после Второй мировой войны. 8 этот же период отечественное спортивное радиовещание активно информировало население о происходящих физкультурно спортивных событиях в Стране и за ее пределами, используя для этого самые разнообразные формы, пропагандируя физическую культуру и спорт, как одно из важных средств в борьбе за здоровый образ жизни. Также внедрялись в спортивную жизнь общества тех лег олимпийские идеалы, открывались новые горизонты в освоении олимпийских видов спорта. Это положительно влияло на формирование здоровой молодежной политики в области физической культуры и спорта. Окончание Великой Отечественной войны знаменовало новый этап в развитии спортивного радиовещания и физкультурно-спортивного движения в СССР. В послевоенное время, страна не только восстанавливала разрушенную войной экономику, но и прилагала немалые усилия для пропаганды и развития физической культуры и спорта. Гак, в 1948 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О ходе выполнения комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов», где в частности говорилось, что для пропаганды физической культуры недостаточно используется печать, радио и кино. Говоря о спортивном радиовещании, нельзя не сказать об основоположнике отечественной школы спортивного репортажа Вадиме Святославовиче Синявском. Вадим Святославович вел на радио уроки гимнастики, и его коллегой в этой очень популярной передаче на радиостанции Коминтерна была Ольга Сергеевна Высоцкая, впоследствии знаменитый диктор Всесоюзного радио, народная артистка СССР, под руководством которой начинали творческую жизнь все известные дикторы российскою радио и телевидения.

В те, далекие от нас времена, небогатые на развлечения, любители футбола толпами собирались у висевших на уличных столбах огромных черных «радиотарелок», из которых доносился голос Вадима Синявского. Он так увлеченно и талантливо рассказывал о перипетиях на футбольном поле, что людям казалось, будто они находятся на переполненных трибунах стадиона. Главными в репортерской манере родоначальника спортивного комментария были интонация и красивый тембр голоса. Это поистине великое достоинство мастера, профессия которого - слово.

Ни телевидении впервые спорі- появился в устных информационных программах, так как не было передвижных телевизионных станций (ПТС), которые можно было оперативно развернуть на месте событий. А информационно спорт существовал всегда, но поскольку видео пе существовало - события снимали па кинопленку. Это нс позволяло делать сюжеты и репортажи, превышающие три минуты. Поэтому событие было постановочным. Талантливые операторы и корреспонденты, в их числе Сергей Ческидов, это делали следующим образом: «Снимали, можно сказать, по сценарию, как в фильме. Приезжал оператор на стадион, когда трибуны заполнялись, мы просили болельщиков покричать, снимали их, после этого оператор поднимался на трибуну. Снимал несколько общих планов атаки в одну и в другую сторону, а потом заходил за ворота, где сегодня стоят фотокорреспонденты и в последний момент, когда шла атака, включал камеру на 10 секунд и пытался поймать острый момент с ударом. После этого еще отдельно снималась сетка, в которую влетал мяч. Позже пленка проявлялась и клеилась: общий план, игра, атака, удар, мяч в сетке и ликующие болельщики, вот где— то сорок секунд сюжета»6.

В это же время встал вопрос о подготовке кадров. Для того, чтобы подготовить хороший информационный материал, нужны были люди, которые разбираются в спорте и понимают его. «И такие люди были найдены в творческом объединении «Экран», который занимался информационными съемками и созданием документальных фильмов о спорте, где уже были операторы, режиссеры и корреспонденты, которые специализировались на определенных видах спорта»7.

«История ПТС началась с того, что в 1948 году работники Московского телевизионного центра - главный инженер СВ. Новаковскнй и старшин инженер Л.Н. Шверник - привезли из США мобильное ТВ-оборудование, приобретенное у фирмы ROA. Отечественные специалисты сразу же принялись его изучать и «обкатывать», первые технические пробы проводились на МТЦ и стадионе «Динамо». Ныл смонтирован временный радиоканал, позволявший транслировать футбольные матчи. И все-таки это было только первое приближение к внестудийному вешанию, для организации которого требовались и мобильный радиоканал, и спецавтобус со стационарно размешенной аппаратурой. Усилия специалистов увенчались успехом. Первая ПТС--МТЦ в стандарте 625 сірок была построена в конце 1949 года, и в том же году начали проводиться первые опытные передачи футбольных матчей со стадиона «Динамо» .

Современные спортивные телепрограммы и их аудитория в России

Эксперты, социологи, аналитики всегда уделяли большое внимание спортивной журналистике благодаря ее возможности формировать общественное мнение о спортивных событиях, развлекать и заполнять досуг. Спорт превратился в одну из ведущих форм народной культуры и постоянную тему для СМИ. Популярность спорта обеспечивала ему широкую и устойчивую аудиторию, позволяя спортивным СМИ, освещающим события и тему спорта, выполнять и информационную, и развлекательную и воспитательную функции, выстраивать коллективную национальную идентичность, а в международном плане - утверждать символичность спорта в осуществлении взаимосвязей и сотрудничества между странами. Развитие телевидения сделало спортивное состязание в массовое зрелище, увидеть которое многие считали своим долгом. Телевидение превратило трансляцию крупных спортивных состязаний в эффективное средство воспитания патриотизма. Сегодня на отечественном телевидении спорту уделяется достаточно много времени. Практически на каждом доступном телеканале существует какая-либо телепередача спортивной тематики.

Первый канал каждую неделю показывает центральный матч Чемпионата российской футбольной Премьер-лиги. Также телеканал не проходит мимо самых заметных спортивных событий, таких как Олимпийские игры, матчи сборной России по футболу. Кубок Первого канала по футболу и хоккею и др. Телевизионный проект «Ледниковый период» заметно повысил интерес не только к фигурному катанию, но и спорту в целом. Большой популярностью также пользуется «Бокс. Кои сильнейших профессионалов мира». Программа выходит по воскресеньям. Первый канал предоставляет своим Зрителям уникальную возможность - увидеть чемпионские бои сильнейших профессионалов современности по трем основным версиям: 1BF, WBA, WDC. Первый канал позиционирует себя так, что те поединки, которые люди во всем мире могут увидеть только на платных каналах, телезрители Первого смотрят спустя лишь несколько часов после их проведения и совершенно бесплатно.

Канал «Россия», бесспорно, нужно рассматривать в совокупности с телеканалом «Спорт», так как они входят в один холдинг ВГТРК. Самые рейтинговые и популярные трансляции показывают по телеканалу «Россия», однако в их производстве принимают участие сотрудники телеканала «Спорт». И Наоборот: права на показ Чемпионата мира по хоккею принадлежат «России», а показывать их будут два канала вместе.

На «Третьем канале» выходит программа «VIP Спорт». Программа интересна тем, что посвящена элитным видам спорта, популярным сегодня в России. Ведущий программы Юрий Лсшок на собственном опыте пытается овладеть тем или иным видом спорта под чутким руководством более опытных «спортсменов» - конное поло Юрий Осваивает с Виктором Родзянко, фехтование - с Алишером Усмановым, вертолетный спорт - с Леонидом Рейманом. Участники программы -представители истеблишмента, знаковые фигуры политики и бизнеса, повествующие о своем хобби «без галстука». Идея не нова. Еще в программе «Арена» канала «ТВ-Центр» (выходила в эфир с 2003 по 2006 год) автор данной работы (шеф-редактор программы) вместе с творческой группой вживался в роли спортсменов.

Также на третьем частотном канале в Москве, но уже на канале «ТВ-Центр» каждый вечер выходит информационный выпуск «5 минут спорта», в рамках программы «25 час». В ней спортивные журналисты подводят итоги дня текущего, а также уделяют немалое внимание непопулярным видам спорта в нашей стране с целью привлечения к ним внимания зрителей.

Канал НТВ предлагает любителям футбола ток-шоу «Футбольная ночь». В каждом выпуске- последние новости с полей российского первенства, результаты, турнирная таблица, оценки специалистов и особый взгляд на центральный матч. По окончании очередного тура Чемпионата России по футболу ведущие шоу — спортивный комментатор НТВ-Плюс Георгий Чсрданцсв и «резидент» «Комеди Клаб» ТвШ Саркисян - ждут любителей футбола у телеэкранов, чтобы вновь увидеть и пережить лучшие моменты футбольных выходных. Канал НТВ также предлагает любителям спорта титульные боксерские бои. Однако продолжительность их показа с каждым годом сокращается. Стоит отметить, что телекомпании НТВ+ (НТВ Плюс -российская спутниковая телекомпания, вещающая на большей части России и Украины) принадлежат права на показ Чемпионата Российской футбольной Премьер-лиги, а зрители, купившие спутниковую антенну, имеют возможность смотреть спорт круглосуточно. Первое спутниковое телевидение на русском языке — «НТВ плюс» — вещает с ноября 1996 г. Первоначально оно включало в себя четыре, потом пять основных каналов, а также (за отдельную плату) ночной канал. За два с половиной года на «НТВ плюс» подписались более 150 тыс. человек. Первое действительно частное ТВ, совершенно независимое от государства, но действующее лишь при наличии принимающей тарелки, пережило два кризиса. Первый — творческий. По большому счету зрелищными оказались только спортивный канал и «Мир кино». ИТВ+ предлагает несколько спортивных каналов: НТВ-Плюс Футбол, НТВ-Плюс Наш Футбол, НТВ-Плюс Спорт Онлайн, ИТВ- Плюс Спорт, НТВ-Плюс Теннис, НТВ-Плюс Спорт Классика, а также: NBA TV, ОТК «Спорт», Eurosport, Русский Экстрим, Боец, Extreme Spoils, HD Спорт, Eurosport HD, Eurosport 2.

Телекомпания РЕН ТВ увеличивает число трансляций спортивных мероприятий в эфире телеканала. Зрители РЕН ТВ могут увидеть боксерские поединки и футбольные матчи. Любителей бокса ожидают только лучшие поединки, в том числе и за звание чемпиона мира. Также телеканал показывает трансляции кикбоксерских поединков и боев без правил. Телеканал продолжает показ серии документальных фильмов «Звезды спорта» о самых ярких личностях из мира спорта. Путь к вершине спортивной славы и трагические падения кумиров, откровения звезд и Другая интереснейшая информация в фильмах «Звезды спорта»: Диего Марадона, Мария Шарапова, Тайгер Вудс, Марио Андретти и многие другие спортивные знаменитости. Программа «Реальный спорт» - новый спортивно—развлекательный суперпроект, где в динамичном стиле с юмором и оригинальным взглядом на вещи рассказывается обо всём самом интересном и захватывающем, что случилось в мире спорта за прошедшую педелю .

Специфика проблематики спортивного телеканала

В сетке вещания телеканала «Спорт» размещены тематические программы, посвященные популярным у телезрителей видам спорта. В основном это еженедельные Программы. «Неделя спорта» информационно-аналитическая программа, которая посвящена всем видам спорта. Выходит в эфир каждый понедельник и подводит итоги минувших семи дней. Так сказать по горячим следам, когда переполняют эмоции, порой трудно оценить важность той или иной победы, понять причины неожиданного на первый взгляд поражения, увидеть открывшуюся перспективу. У ведущих «Недели спорта» Дмитрия Губсрнисва и Алексея Попова есть время на то, чтобы спокойно разобраться в том, что произошло. В этом им помогают эксперты, тренеры и сами спортсмены. «Неделя спорта» - Программе для тех, кто не просто следит за спортивными событиями, но и хочет понять глубинный смысл происходящих в отечественном и мировом спорте. Эксклюзивность, острота, точность анализа - таковы основные принципі»!, на которых строится эта передача.

В качестве примера можно привести материал из этой программы о лыжнике Александре Легкове: «Всё у него как-то не так! Как будто кто-то наверху там совсем запутался, что же делать с этим талантом!

Почти все называют его Александр Легкое. Но на самом деле он, конечно, ЛВгков. Просто в фисовских протоколах Л/ігков уж никак не напишешь. Нот и невольно сметы он фамилию па Легкое...

Природа очень щедро одарила его физическими данными. Большие лёгкие, очень высокое максимальное потребление кислорода плюс необычайна)! работоспособность! По при этом ему бы хоть немного везении!

Если где-то па трассе кто-то падает, что то ломает или теряет - можно даже не смотреть на помер - это Легкое. Уж скольких медалей он таким образом лишился! На последнем чемпионате мира для Александра было две контактные гонки. В одной из них он упал на последних метрах ... ну а в другой на решающем подъеме ему сломали лыжную палку! И вместо пьедестала весь мир видел человека, которого судьба бьет безжалостно, но который всё равно не сдается!

Он па самом деле, похоже, никогда не сдается. Даже когда это вроде бы и надо. В декабре Легкое попал в аварию, сломал нос. На следующий день была бронзовая медаль... Сейчас многие лыжники стремятся в биатлон. Он популярнее. А вот у Легкова всё наоборот. Начинал с биатлона, где кстати получалось очень неплохо, а затем перебрался в лыжи. Товарній Легкова Николай Круглое говорит, что Александр недурно стреляет. И техника неплохая и точность! Но в биатлон Легкое всё же не собирается!

Тут с лыжами бы разобраться! Два года назад Легкое стал вторым в общем зачете Кубка мира. С 83 -го года, когда этот трофей выиграл Александр Завьялов, россиянам не удавалось попасть в призеры генеральной классификации Кубка. Легкое попал, но уже в следующем сезоне был 26-м. И знать бы, чего ждать в будущем?!

Он отлично играет в хоккей, в КПП, не стесняется давать интервью на английском, хотя язык еще только учит ...

В Ванкувере без английского языка будет тяжело. Особенно если судьба, наконец, убедится, что намеков Александр не понимает, рук не опускает и работает пуще прежнего!»

В приведенном примере при кажущейся легкости повествования затрагиваются серьезные проблемы в лыжном спорте, дастся эксклюзивное объяснение вынужденной смены фамилии из-за трудностей транскрипции, в неожиданном - лингвистическом — ракурсе раскрывается личность героя.

В сетке канала также представлены тематические программы более узкой направленности, которые посвящены какому-либо определенному виду спорта, например:

«Футбол России» - наиболее популярная в нашей стране информационно аналитическая программа . Она выходит в эфир два раза в неделю: в пятницу, накануне очередного тура российского первенства, и во вторник после всех сыгранных матчей. В программе «Футбол России. Перед туром» зрители за считанные часы до начала очередного тура получают исчерпывающую информацию о предстоящих поединках, знакомятся с прогнозами известных специалистов, узнают о сильных и слабых сторонах соперников. А во вторник можно еще раз ознакомиться с произошедшим на выходных: увидеть фрагменты всех матчей, послушать мнение экспертов,

В качестве примера можно привести репортаж Дмитрия Ганичева в выпуске программы от 7 апреля 2009 г., в котором он открывает закулисные интриги футбольного чемпионата, неизвестные рядовому болельщику: «Щепотку перца в лишенное иной интриги пресноватое противостояние «Хилюк» и «/ остова» добавил таинственный телефонный звонок вратарю подмосковного клуба Роману Березовскому с требованием «сдать» игру. О случившемся быстро стало известно и руководству «Химок», и руководству премьер-лиги, а сам голкипер продолжил готовиться к матчу, изолировавшись от внешних раздражителей. Сама встреча доказала, что любые подозрения в адрес капитана подмосковной команды абсолютно лишены оснований. В течение семидесяти пяти минут соперники играли, словно позабыв о существовании ворот. Пропустить мяч при таких обстоятельствах было физически невозможно. Правда, единственный по-настоящему опасный момент все-таки завершился голом: Игорь Лебедеико безупречно воспользовался своим шансом... /іидеоповтор доказывает, что спасти свою команду в этом эпизоде вряд ли смогли бы и Буффон с Касипьясом, окажись они в воротах даже вдвоем.,.».

Текст и дискурс спортивных сообщений

В исследованиях последних лет культура трактуется как система коллективного знания, с помощью которого люди моделируют окружающий мир. Такая точка зрения подчеркивает тесную взаимосвязь восприятия, познания, языка и культуры. В русле этой концепции индивидуальные действия людей, неразрывно связанные с коммуникативными процессами, относятся к комплексной системе коллективного знания, передаваемого через язык. Сегодня «Поставщиками» коллективного знания, или посредниками в его распространении, являются СМИ, которые никогда не остаются индифферентными по отношению к тому, что опосредуют.

За последние 10-15 лет произошла своеобразная революция: литературный текст уступил свою «майку лидера» в качестве образца грамотной, литературной, высоко культурной правильной речи тексту СМИ. хотя тог вовсе и далеко не всегда соответствует .пому высокому званию. Тем не менее широкая зритсльско-чнтательская аудитория. перестав читать художественную литературу, именно из журналистских высказываний и рассуждений черпает не только информацию, но и правила речевого поведения, словоупотребления и т.д. Поэтому тексты СМИ остались на сегодня единственной возможностью влиять на культуру речи массовой аудитории.

«Согласно Б. Расселу, «передача информации может происходить только в том случае, если эта информация интересует вас или если предполагается, что она может влиять па поведение людей» .

Появившись вначале как чисто технические способы фиксации, трансляции, консервации, тиражирования информации и художественной продукции, СМИ очень скоро превратились и мощнейшее средство воздействия на массовое сознание.

Человеческое восприятие постоянно испытывает влияние современных средств массовой информации. Ото тот модус, который обнаруживает свое воздействие во всех сферах ЖИЗНИ. Широчайшее распространение СМИ обусловливает появление, распространение и господство т.н. «одномерного сознания». СМИ создают определенную текстуально-идеологизированную «аудиоиконосферу», в которой живет современный человек и которая служит четкой концептуализации Действительности. Именно сфера массовой коммуникации способствует чому, что общество выступает как «генератор социального гипноза», попадая иод влияние которого мы становимся согласованно живущей ассоциацией, именно в СМИ наиболее отчетливо проявляется воздействующая функция языка79.

Безусловно, спортивные телетексты - и телеканал «Спорт» здесь не исключение - являются презентацией спортивного медиадискурса, обладающего своей идеологией, особой грамматикой, специфическим лексиконом, своеобразными правилами словоупотребления и синтаксиса, оригинальной семантической радугой, то есть - особым миром языка в языке . Таким особенным миром, безусловно, является спорт. Однако, имея множество пересечений с другими мирами, мир спорта выработал особую ментальності,, выраженную в текстах. І Іричсм в системе современных СМИ телевидение выступает OCHORHbIM носителем спортивного медиадискурса . По мнению К.В.Сняткова, «спортивный дискурс - это 1) особая разновидность национального языка, соотнесенная с такой социокультурной сферой, как спорт; 2) речь (устная и письменная) как «трансляция» спортивной мснтальности; 3) вид речевой системности, то есть повторяющиеся, «стандартные», способы выражения этой мснтальности; 4) корпус текстов, в которых представлен данный вид речевой системности.» Все эти определения вполне коррелируютсн с речевой деятельностью спортивных тележурналистов телеканала «Спорт», в процессе которой формирует корпус текстов, характеризующихся определенными стандартными языковыми и стилистическими способами выражения мснтальности. Конечно, в спорте действительно иесьма выпукло проявляется противостояние «свой» - «чужой», однако в то же время журналистам телеканала «Спорт» удается направить это противостояние «в мирное русло». Преобразовать антагонизм и честное дружеское соревнование, где победит сильнейший. Именно такие акцепты они расставляют и своих материалах, подтверждая такие, выделяемые О.Л.І Іанкратовой, концепты спорта, как «физическое совершенство», «герой», «мужество», «воля» и др .

Звукозрительный синтез - это основополагающий принцип организации материала на телевидении. Каждый кадр не просто «слышится» И «видится», но и ощущается в пераечлененном звукозрительном единстве. Таким образом, телевизионный спортивный дискурс обретает дополнительные характеристики.

С позиции определения дискурса как речи, погружённой в жизнь, спортивный медиадискурс на телевидении проявляется, безусловно, прежде всего в речи спортивного тележурналиста.

Особенности языка спортивного телевидения ярче всего проявляются в речи комментатора, так как он в процессе репортажа оказывает наибольшее воздействие на аудиторию, становится основным репрезентантом спортивного дискурса, воплощенного в создаваемых и произносимых им текстах. Причем особенно ярко этот дискурс проявляется в телетекстах спонтанною порождения.

Существует определенный набор качеств, которыми должны отличаются все спортивные комментаторы, без которых человек НС должен заниматься этим видом деятельности. У него должен быть абсолютно грамотный язык. Николай Озеров в комментаторской кабине всегда готовил лист бумаги, на котором писал по 12, 15 синонимов: «игрок», «нападающий», «участник», «футболист» для одного слова, для того чтобы каждый раз не говорить одно и тоже, а варьировать слова.

Па лексическом уровне спортивный комментарий имеет свои характерные черты: речь комментатора отличает насыщенность специальной лексикой, терминами, профессионализмами.

«С лингвистической точки зрения спортивный комментарии имеет свои отличительные черты: во-первых, речь комментатора отличает насыщенность специальной лексикой, терминами, профессионализмами. Так одним из признаков неправильно выбранного адресата является обилие специального спортивного жаргона в трансляции, что характерно для российских комментаторов. «Готов поспорить, что даже заядлые любители фигурного катания не смогут растолковать соседу по лестничной площадке, что означают следующие жаргонизмы: «двойной тулуп», «сальхов», ритбергер» (ясно, что это прыжки, по какие, в чем их различия?). Ну а если уж попытаться уяснить, что стоит за такими японизмами, как «шидо», «чуй», «атэ», «вазари», то можно вконец запутаться. Тренеры, слыша такой репортаж, конечно, будут довольны, обычный же телезритель, скорее всего, станет негодовать. Неприемлемым оказывается не плохой русский язык, а насыщение его специфической, узкопрофессиональной терминологией, понятной лишь единицам» .

Похожие диссертации на Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении : телеканал "Спорт" 2003-2009 гг.