Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. «Записи о военном деле» - автор, его эпоха, биография и труды; история создания и общая характеристика памятника 31
1. Вьетнам в конце XVIII - первой половине XIX ев 31
2. Духовная жизнь и историография во ВьетнамеXVIII-началаХІХвв. 39
3. Фан Хюи Чу - история семьи и биография 45
4. Сочинения ФанХюи Чу 56
5. «Записи о военном деле» - обзор сочинения 65
Глава 2. Военное дело Вьетнама в эпоху Ле 75
1. Вооруженные формирования на раннем этапе истории Вьетнама 75
2. Организация регулярной армии в эпоху Ли-Чан (XI-XIVвв.) 78
3. Организация вьетнамских вооруженных сил в эпоху Ле (1428-1789) 86
.Комплектование войск 110
І.Система комплектования войск в эпоху Ли-Чан 111
2. Комплектование войск в эпоху Ле 115
III. Экономическая составляющая военного дела 121
І.Обеспечение солдат 121
2. Денежные взносы 126
3.Снабжение лекарствами 127
4..Награды и вспомоществование 128
IV. Вопросы военного законодательства и борьбы с воинскими преступлениями 130
Указы об уголовной ответственности за дезертирство иуклонение от службы 130
І.Борьба с офицерскими злоупотреблениями 137
Указы о повышении ответственности и бдительности офицерского состава 140
4.Борьба за поддержание воинской дисциплины в середине XVIIIe 142
V. Материальное оснащение военного дела в эпоху Ле 146
І.Оружие 146
І.Символика воинских подразделений и сигнальные приспособления 170
Униформа 171
.Военный транспорт 176
VI. Военное обучение и экзамены 180
Х.Военное обучение 180
І.Система военных экзаменов в первой половине XVIII в. 186
VII.Pитyaлы и торжественные мероприятия
с участием воинских подразделений 195
Заключение 199
- Вьетнам в конце XVIII - первой половине XIX ев
- Вооруженные формирования на раннем этапе истории Вьетнама
- Комплектование войск в эпоху Ле
Введение к работе
Актуальность темы настоящего диссертационного исследования состоит в том, что традиционное военное дело Дальнего Востока (речь идет о странах, относящихся к ареалу распространения китайской культуры), уже начиная с 60 - 70-х годов прошлого века привлекает большое общественное внимание в нашей стране и за рубежом. Интерес к таким темам, как восточные боевые искусства, оружие, стратегия в современном мире является достаточно стабильным, а порой переживает моменты бурного роста. В этих условиях на плечи ученых ложится ответственность за формирование в общественном сознании правильного представления об интересующем предмете. В случае с военной традицией Востока это особенно актуально. Увлечение такими важными ее элементами, как, скажем, боевые искусства и в западных странах, и в нашей стране в период своего апогея сопровождалось появлением множества дешевых изданий, создававших у обывателя мифологизированный, сильно искаженный образ древних азиатских воинских систем и, особенно, их истории.
Благодаря труду ученых-востоковедов, в России за последние два десятка лет появилось много монографий, научных и научно-популярных статей по военной традиции Дальнего Востока. Наиболее полно была исследована история военного дела Японии и Китая. Работы по боевым искусствам, оружию этих стран, музейные выставки и специализированные лекции со значительной степенью объективности раскрывают перед отечественной публикой «мир восточного воина». Несколько менее ярко в работах российских востоковедов освещена военная традиция Кореи, тем не менее, не приходится говорить о полном отсутствии информации и по данному вопросу.
Вьетнам же - эта весьма влиятельная во многих отношениях страна
< Индокитайского полуострова, был в значительной мере обойдён вниманием
І'
отечественных исследователей военной традиции Востока. В представлении российского человека (не востоковеда) соединение слов «Вьетнам» и «война», вызывает лишь воспоминания о временах, когда СССР оказывал помощь вьетнамским коммунистам в их борьбе против французской, а затем американской агрессии. Причиной такого положения дел является, в первую очередь, малая изученность истории вьетнамского военного дела в нашей стране. Что касается самого Вьетнама, то и там лишь немногие ученые занимаются данной проблемой. Подобное положение дел наблюдается также в научных кругах других стран. Это не может не вызывать сожаления, поскольку военная история Вьетнама весьма богата событиями. За свою более чем двухтысячелетнюю историю это азиатское государство воевало десятки раз, выступая и в роли защищающейся стороны, отражая натиск алчных завоевателей, и в роли агрессора, заинтересованного в приращении собственной территории за счёт соседей.
Естественно, что многочисленные военные победы, совершенно справедливо являющиеся предметом национальной гордости вьетнамцев, были одержаны не только благодаря их самоотверженности и чувству патриотизма, но и благодаря достойной организации военного дела. Для того, чтобы на полях сражений мог проявиться высокий боевой дух народа, требовался целый ряд условий - это правильным образом вооруженная, сплоченная дисциплиной и традициями армия, профессиональный командный состав, рядовые, прошедшие хорошую индивидуальную подготовку, грамотно организованная система снабжения войск.
Конечно, как и в любой другой стране, во Вьетнаме военное дело неоднократно переживало периоды расцвета и упадка. В отдельные эпохи (например, в годы Хонг-дык (1470-1497)) вьетнамская армия была прекрасно организована, в другие (середина XIX столетия, накануне французской колонизации страны) - находилась в состоянии технической отсталости и разложения личного состава. Тем не менее, нельзя не признать тот факт, что традиционное военное дело Вьетнама является многогранным феноменом,
достойным не меньшего исследовательского внимания, чем военные традиции других дальневосточных стран - Китая, Японии, Кореи.
Хронологические рамки исследования - XV-XVIII столетия. Можно сказать, что этот период во Вьетнаме, Китае и остальных дальневосточных странах был временем наивысшего расцвета традиционного военного дела. Складывавшийся веками комплекс вооружения приобрел свой окончательный «канонический» вид именно в это время. Система организации и комплектования войск, впитав традиции предыдущих веков, законсервировалась и практически более не изменялась, вплоть до создания регулярных армий западного типа в XIX-XX столетиях. Окончательно сформировались и боевые искусства (они обрели тот вид, в котором изучаются сегодня многочисленными энтузиастами во всем мире), а также система военных экзаменов, просуществовавшая вплоть до конца XIX в.
Во Вьетнаме данный период хронологически совпадает с правлением династии Поздние1 Ле (1428-1789)2. Эта династия взошла на трон в ходе антикитайской освободительной войны 1418-1428 гг., начало которой положило Ламшонское восстание. Основатель правящего дома — Ле Лой (храмовое имя — Ле Тхай-то) был предводителем повстанческой армии, изгнавшей захватчиков из страны. В правление его ближайших наследников, в особенности Ле Тхань-тонга (1460-1497) вьетнамское государство вело победоносные войны с лаосскими княжествами и королевством Чампа. За счет последнего Вьетнам существенно расширил свои южные границы.
XVI-XVI1 столетия - время феодальных междоусобиц, раздиравших на части вьетнамское государство. Узурпация престола домом Мак в 1527 г. привела к затяжной войне последнего с кланами Нгуен и Чинь, провозгласившими верность государям Ле. В 1593 г., после поражения рода Мак, представители законной династии были восстановлены на престоле,
1 Дело в том, что в истории страны известна еще одна династия с именем Ле (980-1009). Ее принято
называть Ранние Ле. По той причине, что в настоящей работе речь пойдет только (за исключением
небольшого фрагмента во второй главе) о Поздних Ле, для краткости мы будем называть этот правящий
дом просто — династия Ле. Где это необходимо, мы сделаем указание на то, что речь идет о Ранних Ле.
2 В исторической литературе окончание правления династии Поздние Ле часто датируется 1788 г. Эта
цифра не совсем точна. Последний представитель дома Ле - Ман-де формально находился на троне до
30 января 1789 г., когда оккупационные китайские войска, обеспечивавшие его пребывание у власти,
были изгнаны из столицы - г. Тханглонг отрядами вьетнамских повстанцев.
однако, фактическую власть над страной поделили кланы Чинь и Нгуен. Их главы стали именоваться чуа (тюа)1 — военными правителями.
Вьетнам в конце XVIII - первой половине XIX ев
Историческая эпоха, на которую пришлась жизнь и творческая деятельность Фан Хюи Чу (1782-1840), была примечательным в истории Вьетнама временем. Во второй половине XVIII в. монархи вуа из династии Ле (1428-1789) руководили государством лишь номинально. Фактически с 1620-х гг. ситуацию в стране контролировали чуа (тюа)1 - военные правители из враждующих феодальных семейств Чинь (северное княжество Дангнгоай) и Нгуен (южное княжество Дангчонг). Ожесточенные войны между двумя кланами приводили к разорению крестьян в центральных - пограничных районах страны. В середине XVIII в. засуха, необдуманная налоговая политика, рост цен на рис породили кризис, захлестнувший оба княжества.
В 1771г. на юге вспыхнуло восстание Тэйшонов, быстро переросшее в крестьянскую войну. За несколько лет повстанческие отряды установили контроль над территорией княжества Дангчонг. В 1786 г. Тэйшоны предприняли поход на север — против княжества Дангнгоай и заняли древнюю столицу вьетнамского государства — город Тханглонг. Формально была восстановлена прямая власть дома Ле. На самом деле положение в стране контролировали вожди повстанцев, между которыми вскоре вспыхнула междоусобная борьба, закончившаяся разделом сфер влияния. Воспользовавшись распрями среди Тэйшонов, еуа Ле Ман-де обратился к императору Китая Хунли (1736-1795; девиз правления Цянъ-лун) с просьбой о военной поддержке против повстанцев.
В конце 1788 г. китайская армия1 под командованием полководца Сун Шии вторглась на территорию северного Вьетнама и достаточно быстро заняла столицу. Ле Ман-де не сумел вернуть себе реальную власть, так как положение на захваченной территории контролировало китайское командование. Тем временем, Нгуен Хюэ - предводитель Тэйшонов, ставка которого находилась в центральной части страны, объявил себя законным государем с девизом правления Куанг-чунг. Вскоре, насчитывающая 100 000 человек армия повстанцев начала поход на столицу. 29-30 января 1789 г. вьетнамские войска провели ожесточенный штурм Тханглонга, после чего ворвались в город . Китайцы с большими потерями бежали на север. Одержав победу, новый правитель Вьетнама направил в Китай дипломатических представителей, которым удалось уладить конфликт и восстановить традиционные дипломатические отношения .
В 1792 г. Куанг Чунг умер — это событие повлекло за собой многочисленные распри в среде тэйшонских полководцев. Тем временем, боевые действия против Тэйшонов возобновил Нгуен Ань - глава феодального клана, правившего ранее княжеством Дангчонг. Он вернулся из Сиама, где обрел убежище в начале 1780-х гг., с большой и боеспособной армией своих сторонников.4 Решающее сражение между противоборствующими сторонами произошло в 1801 г. в заливе Тхинай, где флот Нгуен Аня одержал полную победу. В 1802 г. глава клана Нгуен принял в городе Фусуан девиз правления За-лонг", что явилось официальной претензией на власть во всей стране . Он стал основателем новой династии, представители которой восседали на троне до 1945 г.
Реальная власть над Вьетнамом принадлежала лишь первым четырем государям династии Нгуен. Это За Лонг (1802-1819), Минь Манг (также Минь Мень) (1820-1840), Тхиеу Чи (1841-1847) и Ты Дык (1848-1883)4. В правление последнего Вьетнам был в несколько этапов (с 1858 по 1885) захвачен Францией и разделен на три части, две из которых - Тонкий и Аннам (север и центр страны соответственно) получили статус протектората, а одна -Кохинхина (южный Вьетнам) стала колонией.
Время правления первых государей династии Нгуен можно охарактеризовать как период крупных изменений в жизни вьетнамского общества. Установив свое владычество по всей стране, За Лонг назначил на высшие посты гражданской администрации своих полководцев5. Большую роль в вопросах политического управления играли помещики, активную поддержку династии оказывало купечество. Государство проводило политику жесткой финансовой экономии, стремясь пополнить казну. Вместе с тем, крестьянам дельты Меконга предоставлялись определенные льготы с целью превратить этот регион в житницу всей страны . Рис, поступавший с юга, шел, прежде всего, на север страны и в центральную часть Вьетнама, где располагалась столица Нгуенов — город Хюэ.
Вооруженные формирования на раннем этапе истории Вьетнама
Уже во введении к «Записям о военном деле» Фан Хюи Чу сообщает, что военная система Вьетнама в древности не поддается изучению1. В данном случае ученый не стремился подстраивать имевшийся у него на руках исторический материал под заранее заготовленные идеологические схемы. При этом, как сообщает вьетнамский историк XX в. Ле Ван Лан, старшие современники Фан Хюи Чу - конфуцианские историографы периода Ле утверждали, что регулярные воинские формирования, равно как и бюрократическое государство, появились во Вьетнаме ещё в эпоху Хуиг-выонг (1 тыс. до нашей эры) 2.
Фан Хюи Чу, унаследовавший в полной мере комплекс воззрений, характерных для эпохи Лс, тем не менее, не стал пытаться реконструировать организацию войск в полулегендарную эпоху королей Хунг. Оперируя имеющимися у него в наличии фактами, он сообщает, что восстановить в большей или меньшей степени достоверный облик военного дела предков можно только начиная с династий Динь и Ранних Ле, когда окончательно оформилась вьетнамская государственность1.
Ученые двадцатого столетия вполне солидарны с мнением вьетнамского энциклопедиста. Сейчас принято считать, что регулярная армия у вьетов появилась в конце 1 тыс. нашей эры. Что же касается древности, то ситуация сильно отличалась от описанной в летописях династии Ле. По современным данным, лактыонг (lac ttfdng) - «военачальники» эпохи Хунг-еьгонг на самом деле являлись вождями различных вьетских племён и во время войны возглавляли племенное ополчение. Из ополченцев почти полностью состояли и войска царства Ванланг (первое государственное образование на территории Вьетнама) . Эти отряды набирались из совершеннолетних общинников, снабжённых своим собственным оружием.
При этом, наличие центральной надплсмснной власти, имевшей свои укреплённые центры (городища Ванланг и Колоа), по всей видимости, предполагало существование постоянных вооружённых формирований, её охранявших . Возможно, они набирались на добровольной основе из самых храбрых и умелых бойцов, для которых война стала единственным занятием в жизни. Такие отряды, скорее всего, выполняли функцию, аналогичную функции княжеских дружин на начальном этапе формирования государственности у восточных славян в IX-X вв.
Кардинальный перелом в истории вьетов наступил на рубеже нашей эры. В период со II в. до н.э. по I в. н.э., вьетские земли, включая район Бакбо (современный северный Вьетнам) были постепенно захвачены армиями китайской династии Хань4. После подавления восстания сестёр Чынг (40-44 гг. н.э.) китайская администрация провела на завоёванных землях политику
культурной ассимиляции. Ранее независимые вьетские царства образовали три новых провинции китайской империи. Они назывались Цзяочжи, Цзючен и Енань . Как и на остальных имперских территориях, здесь были созданы регулярные воинские формирования, вооружённые.и обученные на китайский лад . С этого времени во Вьетнаме началась эволюция военной системы, которая достигла наивысшей точки своего развития во второй половине XV в.
В X в. Динь Бо Линь — глава влиятельного вьетского семейства возглавил освободительную борьбу против китайского владычества. Распавшийся на отдельные царства Китай уже не мог удержать контроль над землями непокорных «южных варваров». В 938 г. флот государства Южная Хань3 был наголову разгромлен в устье реки Батьданг. Динь Бо Линь был провозглашен монархом под храмовым именем Динь Тиен-хоанг. Одним из первых его деяний стала организация армии.
В главе «Штатное расписание войск» Фан Хюи Чу сообщает, что Динь Тиен-хоанг в 974 г. решил сформировать войско из 10 объединений дао (dao), в каждом дао - 10 соединений куан (quan), в каждом куан — 10 частей лы (10 ), в каждом лы - 10 подразделений тот (tot), в каждом тот - 10 отделений нгу (ngu), в каждом нгу - 10 человек4. Всего эта армия должна была насчитывать, таким образом, миллион бойцов. Разумеется, столь огромное войско могло существовать лишь теоретически, так как по численности едва ли было меньше полного народонаселения вьетских земель в то время. Об этом же говорит и приведенная Фан Хюи Чу цитата из книги энциклопедиста Нго Фонга (1726-1780)5. Последний подчеркивает, что для содержания такой огромной армии был необходим труд еще нескольких миллионов человек.
Комплектование войск в эпоху Ле
Как пишет Фан Хюи Чу, во время восстания Ле Лоя, физически крепкие мужчины в местностях Тханьхоа, Нгеан, Танбинь, Тхуанхоа набирались в повстанческую армию. В тех крестьянских дворах, где было трое совершеннолетних мужчин, одного брали в войско. Такие дворы освобождались от налога на торговлю на три года. После того, как войска династии Мин были разбиты, новая династия возобновила набор солдат в округах ло для службы в провинциальных войсках .
Система набора в войска была тщательно разработана в эпоху Хонг-дык. На первом году правления под этим девизом (1470) государь Ле Тхань-тонг издал указ об инспекции армейских штатов и наборе в войско . Согласно указу, каждые три года следовало составлять новые списки военнообязанных, называвшиеся тиеудиен (tieu dien) - малый реестр, раз в шесть лет составлялись списки, называвшиеся дайдиен (dai dien) - великий реестр. Для этого столичных чиновников направляли на места, а также использовали содействие местных должностных лиц.
Совершеннолетние крестьяне1 разделялись на разряды: линъчангханг или линъханг (Hnh trang hang; вьет, разг.: ханглинъ - hang linh) - разряд совершеннолетних, годных идти в солдаты , куанханг (quan hang) - армейский разряд, занханг (dan hang) - народный разряд , ханлао (lao hang) - разряд пожилых, коханг (со hang) - разряд старцев. В" зависимости от того, сколько мужчин было в той или иной семье, они распределялись по разрядам. Например, в тех крестьянских дворах, где было трое взрослых сыновей, один зачислялся в разряд линъханг, второй — в разряд куанханг, третий — в разряд занханг. Во дворах, где было пять, шесть и больше мужчин, двое зачислялись в разряд линъханг и один - в армейский разряд.
Первостепенной задачей таких инспекций являлся отбор физически крепких людей, находящихся в расцвете сил, для действительной службы в войске. Именно такие вносились в разряд совершеннолетних, годных идти в солдаты. Крестьянские парни, не выделявшиеся особенными физическими данными, но достигшие 18-летнего возраста, вносились в армейский разряд. Они оставались дома, занимались земледелием, и, по мере надобности, призывались на действительную службу в качестве замены ушедшим в отставку бойцам . Фан Хюи Чу отмечает, что составление реестра и воинский призыв не были затруднительны для властей - «не нужно было никого заставлять и принуждать, и солдат сразу было достаточное количество», народ «был спокоен сердцем»5.
В главе «Указы о комплектовании войск» приводятся также любопытные сведения о военной повинности для детей чиновников. Фан Хюи Чу сообщает, что на семнадцатом году правления- Хонг-дык (1486), власти повелели не обученным грамоте детям гражданских и военных чиновников первых трех рангов, а также титулованной знати, поступить на службу рядовыми гвардейцами в отряд дворцовой гвардии Калі И. Не обучающимся гражданским наукам детям чиновников с третьего по восьмой ранг надлежало стать солдатами в подразделении By Лам1. Мы можем сделать вывод о том, что гвардия в эту эпоху комплектовалась в том числе из детей знати и высшего чиновничества, не имевших достаточных дарований и образования, чтобы самим начать гражданскую государственную карьеру. Этот принцип напоминает набор на военную службу в России времен Петра Первого, где дворянским недорослям предоставлялся выбор либо осваивать различные науки, либо быть зачисленными в качестве рядовых в один из гвардейских полков, где они проходили азы военного дела, после чего выходили офицерами в обычные подразделения.
В авторском комментарии Фан Хюи Чу подчеркивает, что закон о наборе солдат, принятый в правление Хонг-дык, был чётким и законченным. Имена всех без исключения крестьянских парней, достигших совершеннолетия, были внесены в список, который перепроверялся точно раз в три года, благодаря чему власти имели под рукой достаточное количество военнослужащих. Что же касается эпохи Чунг-хынг (1533 - 1789), то тогда этот закон перестали применять на деле. Кроме того, в области армейских наборов стали трудиться непрофессиональные чиновники. В результате возникли сложности с комплектованием армии .