Введение к работе
Актуальность исследования. Музей - особое, созданное человеком культурное пространство, которое концентрирует, репрезентирует исторический опыт. Музей появляется на определенном этапе развития человеческого общества, для функционирования данного феномена требуются особые условия: достаточно развитый уровень экономики, общественного сознания и «коллективной памяти», формирование ряда социальных институтов (наука, образование) и т.д. Вариативность и значимость задач и социальных функций музеев возрастают соответственно темпам и уровню эволюционного развития общества.
В ХХ в. мир вступил в полосу «музейного бума», выражающегося в музеефикации памятников истории и культуры, природных объектов, создании международных и национальных музейных объединений и ассоциаций, открытии новых музеев, активизации работы ранее созданных музеев, в том числе работы с посетителем. В последнее десятилетие активно идёт процесс вовлечения историко-культурного и природного наследия в развитие российских регионов, привлечение и обмен образовательными, интеллектуальными и информационными ресурсами.
Музеи, действующие на определенной территории, составляют музейную сеть, отражающую историю региона, интересы и потребности населения, имеющиеся на территории ресурсы и т.д. По функциям, которые выполняют музеи, по тому месту, которое они занимают в жизни своего региона можно судить не только об уровне развития музейной потребности у местного населения, но и об уровне развития региона в целом: о политике власти в отношении развития региона, формирования учреждений культуры; о научном потенциале территории, о степени развития рекреационной сферы и т.д. В этом отношении изучение истории музейного дела в регионе позволяет проследить механизмы функционирования социума, взаимосвязь его частей. Музей участвует в формировании картины мира различных страт современного общества и способствует социализации их представителей.
Разработка новой государственной концепции музейной политики, реформирование управления музейным делом, изменение принципов его финансирования, создание нового законодательства в сфере музейного дела и охраны культурного, исторического и природного наследия невозможны без понимания процессов их формирования и развития. Изучение истории музейного дела в отдельных регионах Российской Федерации, основанное на рассмотрении истории музейного дела на фоне истории страны и во взаимосвязи с другими общественными институтами может дать наилучшие результаты.
Попытки составить целостную картину развития музейного дела Бурятии ранее не предпринималось. Следовательно, для изучения региональной истории музеев России, воссоздания их роли и значения в сохранении и использовании историко-культурного наследия вопрос комплексного развития музейного дела Бурятии, безусловно, является актуальным.
Степень изученности проблемы. Исследования, посвященные истории музейного дела, можно условно разделить на три группы. К первой (самой многочисленной) относятся работы, рассматривающие вопросы исторического пути музейного дела России в целом. Вторую группу составляют исследования, посвященные истории формирования, развития и современной деятельности региональных музеев (в том числе - Бурятии). Третья группа представлена работами исследователей смежных гуманитарных специальностей – музееведов (музеологов), культурологов, социологов, краеведов. Периодизация истории исследований укладывается в традиционные рамки: дореволюционный; советский; новейший (постсоветский) периоды.
Первые труды по музейному делу в России появились еще в XVIII в., когда шел процесс накопления фактов, описания явлений и событий. В течение XIX в. были опубликованы очерки о возникновении и деятельности отдельных музеев и коллекций. Со второй половины XIX в. в центральных и губернских «Ведомостях» начинают появляться репортажи, статьи и очерки, посвященные частным коллекциям, музеям, их социальным функциям, а также месту и роли в обществе. Серьезное научное исследование организации музеев и описание их деятельности в этот период было связано с работой Императорского Русского Географического Общества. В начале ХХ столетия появляются монографические исследования, рассматривающие и анализирующие деятельность отдельных провинциальных музеев (публикации о Минусинском, Тобольском, Енисейском, Якутском, Красноярском, Нерчинском и других музеях) за большие временные периоды – среди них труды В.И. Николаева, В.С. Иконникова, Н.М. Мартьянова, Г.Н. Потанина, Н.М. Ядринцева, Н.Ф. Катанова, Ф. Я. Кона и др.
В первые годы советской власти историей музейного дела занимались уже признанные исследователи - Ф.И. Шмит, Н.И. Воробьев, Г.Л. Малицкий и др. В это же время продолжалась публикация очерков по истории отдельных музеев (Казанского, Керченского, Иркутского и др.). Начало формирования советской историографии музееведения относится к середине 1920-х гг., когда появились первые работы по истории музейного строительства послереволюционных лет, практике создания музеев нового типа (музеев революции, музеев Красной Армии и т. д.). Началась разработка теоретических основ советского музееведения, специфики и типологической классификации музеев (Н.И. Романов, А.М. Эфрос, М.Я. Феноменов). В 1920-е гг. было опубликовано несколько десятков работ, посвященных истории отдельных музеев в регионах (в том числе – Сибири и Забайкалья), среди них заметное место занимают исследования П.П. Хороших. Основные проблемы музееведения начинают освещать в специальных периодических изданиях (журнал «Среди коллекционеров», Труды ГИМ и т.п.). В 1929-1932 гг. было опубликовано первое региональное справочное издание – «Сибирская советская энциклопедия», куда вошли статьи о развитии сибирского краеведения, краеведческих выставках, археологических исследованиях, биографические справки о музейных деятелях Сибири и Забайкалья. С конца 1930-х гг. основным центром изучения истории музейного дела становится НИИ краеведческой и музейной работы.
Процесс формирования исторического знания о развитии музейного дела в Сибири получил бурное развитие во второй половине XX века. К 1971 г. были выпущены «Очерки истории музейного дела в России». В целом, опубликовано около двух тысяч исследований, отразивших устойчивое возрастание общественного интереса к музеям. В этот период активно работала целая плеяда исследователей – А.М. Разгон, И.П. Иваницкий, А.И. Михайловская, С.А. Овсянникова, Д.А. Равикович, А.Б. Закс и др.
История забайкальских музеев получила отражение в фундаментальных академических изданиях («История Бурят-Монгольской АССР», «История Сибири с древнейших времен до наших дней» и др.). В 1964 г. была опубликована работа Р.Ф. Тугутова и А.Н. Орловой, посвященная истории создания и содержанию экспозиций Кяхтинского краеведческого музея. В 1982 г. впервые вышел сборник Этнографического музея народов Забайкалья, изданный совместно с Институтом общественных наук БФ СО АН СССР и посвященный основным задачам и специфике музея под открытым небом, истории его создания, краткому описанию музейных комплексов. Выходит ряд статей, посвященных отдельным коллекциям (Р.Д. Бадмаева, С.Р. Хомосов, Р.Г. Савельева), впервые появляется путеводитель по музею (А.В. Тиваненко). Однако основная масса публикаций по музейному делу Бурятии (открытие музеев, проведение юбилейных мероприятий, описание коллекций) вышла в этот период в республиканской периодической печати - в газетах «Правда Бурятии», «Бурятия», «Молодежь Бурятии», «Бичурский хлебороб», «Саяны-Кырен», «Баргузинская Правда», «Огни Курумкана», «Земля Мухоршибирская» и др.
Новейший период историографии начинается в 1990-е гг. Происходят изменения в теории и методологии исторического познания. Наиболее значимые события этого периода - публикации коллективного двухтомного труда «Музей и власть» и «Российской музейной энциклопедии». Активно развивается историография региональных музеев; в том числе публикуются труды исследователей по истории и развития музейного дела Сибири - Н.А. Томилова, О.Н. Труевцевой, О.Н. Шелегиной, Е.Г. Морозовой, Л.В Яшиной, Н.В. Вакаловой. Становление и развитие музейного дела на Дальнем Востоке отражено в исследованиях Е.А. Поправко, Л.В. Корневой, Н.И. Рубан, В.В. Петухова; появляются фундаментальные труды по истории музейного дела в национальных республиках - Якутии (П.В. Винокуров), Тыве (А.О. Дыртык-Оол), Хакасии (Т.Н. Феоктистова).и др. Истории создания и развития музейного дела в национальных районах Восточной Сибири (1917-1980 гг.) в целом и Бурятии в частности, посвящены многолетние исследования Г.В. Найдаковой. В её работах восстановлены основные события музейной жизни республики, детально воспроизведен процесс развития государственной музейной сети Бурятии в советский период, централизации, деятельность некоторых общественных музеев. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. появляются работы Н.Н. Закаблуковской по истории музейного дела в Восточном Забайкалье.
Современный период изучения музейного дела Бурятии характеризуется появлением первых монографических исследований – в работе Е.Е. Поповой и А.Д. Цыбиктарова освещен столетний период существования Кяхтинского музея. Подробно рассматривается деятельность сотрудников музея и Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества, впоследствии Кяхтинского отделения ГО СССР. Особое внимание уделено систематическому изложению истории формирования коллекций естественнонаучного собрания музея, выделены три периода в его истории, показаны основные особенности каждого из них на фоне развития краеведения в России и СССР.
Современные публикации демонстрируют стремление к углубленному и детальному изучению отдельных аспектов многогранной тематики, связанной с историей музейного дела в нашем регионе. Музеи Забайкалья, как неотъемлемая часть дореволюционной городской культуры, рассматриваются в работах Т.В. Паликовой; эволюция музейной сети в контексте провинциальной культуры и ее институциональном выражении в Бурятии отражена в монографическом исследовании В.В. Дементьевой.
Наибольшее число работ по-прежнему посвящены истории организации и деятельности отдельных музеев Бурятии – Кяхтинского музея (Е.Е. Попова), Новоселенгинского музея декабристов (В.В. Гапоненко, Т.М. Джаджанидзе, Е.В. Русских), районных музеев (Н.А. Комиссарова), экомузеев и других музеев новых типов (З.А. Шагжина); о возникновении первых музеев в столице Бурятии писали Е.А. Голубев, Е.М. Бандура, Д.А. Фролов. Появляются первые научные публикации о ведомственных музеях республики - о Музее Бурятского научного центра (Л.В. Лбова, А.Е. Мурзинцева, С.В. Бураева), музеях высших учебных заведений (БГУ – Т.В. Паликова, ВСГАКИ – М.И. Санникова). Развитие музеев исследуемого региона нашло свое отражение и в новом академическом издании «Истории Бурятии» (2011).
Создание системы профессионального музейного образования в Бурятии привело к расширению тематики публикаций. Ряд исследователей обращаются уже к сугубо профессиональной проблематике – межкультурные коммуникации в музейном образовании, музейная сеть и музейное образование, музеи Бурятии и туризм, менеджмент и маркетинг музейной деятельности, информационные технологии в современном музее и др. (О.Э Мишакова, Е.В.Семенов, Т.Н. Гуссейнова); развиваются исследования в области источниковедения музейного предмета (И.С. Цыремпилова).
Таким образом, к настоящему времени в пределах административно-географических регионов восстановлена история региональных музеев Бурятии, Забайкальского края, Дальнего Востока, Тувы, Хакасии, Западной Сибири и т.д. Ключевым моментом во всех работах являются вопросы пересмотра концепции развития, определения роли и места музея в современном обществе, а также проблемы сохранения историко-культурного наследия.
Проведенный историографический анализ позволил выявить направления изучения музейного дела регионов Российской Федерации. Несмотря на существование работ, посвященных развитию музейного дела Бурятии, эта тема не получила необходимого комплексного освещения, в отличие от других регионов. Исследователями музейного дела Бурятии рассматривалось развитие музейного дела Бурятии на разных временных этапах: советского, постсоветского периодов, а также первого десятилетия XXI в. При этом отсутствуют работы обобщающего характера, рассматривающие формирование всех частей музейного дела региона как единой системы.
Цель работы – осуществление комплексного исследования становления и развития музейного дела в Бурятии в конце XIX – начале XXI вв. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- определить периоды становления и развития музейного дела в Бурятии;
- проанализировать формирование и развитие музейной сети Бурятии в контексте общероссийской и региональной общественно-политической и социокультурной ситуации на различных этапах исторического развития;
- раскрыть основные тенденции эволюции музейного дела в изучаемом регионе;
- выявить и охарактеризовать главные факторы, повлиявшие на становление музейного дела в Бурятии в пределах хронологических рамок нашего исследования;
- показать объективные закономерности, определяющие взаимодействие музейного дела с другими явлениями общественной жизни Бурятии.
Объектом исследования является музейное дело Бурятии в конце XIX – начале XXI вв.
Предмет исследования – зарождение, формирование и развитие музейного дела Бурятии как целостной системы в исторической динамике.
Научная новизна диссертационного исследования определяется его предметно-объектной областью. В представленной работе впервые предпринято комплексное исследование музейного дела Бурятии на протяжении более 120 лет. Выявлено формирование взаимосвязей между различными аспектами музейного дела (история отдельных музеев и музейной сети изучаемого региона в целом, эволюция постоянных экспозиций и тематических выставок, формирование музейного законодательства, становление системы музейного профессионального образования и т.п.). На основе введенного в оборот архивного материала, рассмотрена история создания и деятельности музеев Бурятии непосредственно в контексте политической, идеологической, экономической и культурной жизни региона. Определены предпосылки организации первых музеев в Бурятии, обозначены этапы формирования музейной сети, выявлены основные направления деятельности музеев региона, особенности современного частного коллекционирования.
Впервые обобщены сведения о совокупности документальных и нарративных источников, введены в научный оборот новые, ранее неизвестные материалы о музеях Бурятии; в контексте истории развития музейного дела региона проанализированы различные виды письменных источников.
Исследованы особенности формирования музейной сети региона на разных этапах, определены количественные и качественные характеристики музейной сети на каждом этапе, в том числе выявлены данные о численности сети общественных музеев Республики, отличающиеся от данных официальных органов, что позволило обосновать положение о параллельности процессов формирования республиканских, муниципальных и общественных музеев и недостаточного внимания со стороны органов власти к складывающейся ситуации. Данные, полученные в результате комплексного исследования, позволили максимально уточнить количественный и качественный состав музеев республики и их подчиненность, провести классификацию и систематизацию музейной сети.
Впервые в контексте развития музейного дела в Бурятии как системного явления определена роль Восточно-Сибирской академии культуры и искусств в организации профессионального музейного образования в Бурятии, новаторский характер сложившегося комплекса дисциплин.
На защиту выносятся следующие положения:
1. История музейного дела Бурятии развивалась на протяжении трех этапов – дореволюционного (последняя треть XIX в. – начало ХХ в.), советского (1923-1990 гг.) и постсоветского (с 1991 г.), однако в полном объеме музейное дело как система (наличие музейной сети с разнообразными экспозициями, государственной политики и профессионального музейного образования) сложилось лишь в постсоветский период.
2. Становление и развитие музейного дела в Бурятии, в целом соответствуя общероссийским тенденциям, характеризуется региональными особенностями, отражающими провинциальную удаленность исследуемой территории. Отличительными чертами истории музейного дела в Бурятии является появление первых музеев вне административного центра провинции и общая низкая потребность в музеефикации, достаточно медленное развитие музейной сети на первом этапе, неустойчивость количественного состава (процессы укрупнения и разукрупнения музеев) на втором этапе, существенная диверсификация качественного состава музеев и складывание системы музейного образования лишь в постсоветский период.
3. Важнейшим фактором, определяющим развитие музейного дела в Бурятии, была политика центральных и региональных властей в советский и постсоветский периоды; однако деятельность музейного сообщества региона в большей мере осуществлялось в рамках советской (позднее – общероссийской) законодательной базы. Местные нормативно-правовые документы носят вторичный, уточняющий характер.
4. С начала 1990-х гг. в Бурятии активно идет поиск модели функционирования музейного дела в условиях новой социально-политической, экономической и идеологической парадигмы.
Практическая значимость диссертационного исследования во многом определяется возможностью его использования в качестве сравнительного материала для межрегиональных исследований.
Один из важнейших практических результатов работы - создание базы данных (БД) музеев, действующих на территории современной Бурятии (для каждого района Республики Бурятия и г. Улан-Удэ). Среди параметров БД выделяются: год открытия музея, количество единиц хранения в фондах, вид музея и его профиль. Результаты исследования учтены органами государственной и исполнительной власти (Министерство культуры РБ) при разработке планов по дальнейшему развитию и поддержке музеев Бурятии.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании учебных пособий, специализированных курсов и обобщающих трудов по истории развития музейного дела; чтении курсов лекций по музейному делу, подготовке методических пособий, спецкурсов и семинаров.
Хронологические рамки исследования – конец XIX – первое десятилетие ХХI вв. Нижнюю границу исследования определяют сведения об открытии на территории Бурятии первого публичного музея в г. Кяхта.
Территориальные рамки исследования. Для дореволюционного периода российской истории с 1851 г. - это территория Забайкальской области. Для периода, предшествовавшего образованию Бурят-Монгольской АССР – это административные границы Бурят-Монгольской автономной области Дальневосточной республики и Бурят-Монгольской автономной области РСФСР. С 1923 г. это территория Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики (с 1958 г. – Бурятской АССР). С 1991 г. и по настоящее время территорию исследования ограничивают административные границы Республики Бурятия.
Источниковая база диссертации. С целью осуществления комплексности исследования нами были изучены опубликованные и неопубликованные письменные источники, а также устные и технотронные материалы, составившие в совокупности репрезентативную основу для изучения заявленной темы.
Неопубликованные документальные материалы отложились в государственных и ведомственных архивохранилищах Бурятии. Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ) содержит материалы о деятельности музеев в 9 фондах. Из всего источникового массива особо отметим фонды № 10 «Верхнеудинская городская управа. 1874-1916 гг.», № 246 «Бурят-монгольское общество им. Доржи Банзарова (БМНО), 1924-1930 гг.», № 331 «Коллекция документов народных и школьных музеев в Бурятии. 1927-1967 гг.», № 475 «Президиум Верховного Совета Республики Бурятия, 1923 –1994 гг.», № 955 «Министерство культуры Республики Бурятия, 1935-1996 гг.», № 1976 «Бурятский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей Министерства культуры Бурятской АССР, 1977 г.», давшие нам наибольшее количество материала.
Из ведомственных архивов наибольший интерес представили документы Научного архива БНЦ СО РАН (Ф. № 471 «Буручком»), текущих архивов Министерства культуры РБ, музеев Бурятии, Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.
Основной массив информации по теме нашего исследования сосредоточен в делопроизводственных материалах – учетно-отчетной, текущей и справочной документации, делопроизводственной статистике, служебной переписке. Они позволяют выявить механизм принятия и реализации управленческих решений. Ряд сведений содержится в эпистолярных источниках.
Опубликованные источники представлены учетно-статистическими материалами (сборники Бурятской статистической службы «Образование и культура в Бурятии», «Туризм в Бурятии») и законодательными актами, отражающими более столетия государственной политики в области выявления и сохранения культурного наследия. К ним относятся императорские Указы (опубликованные в «Полном собрании законов Российской империи» и «Своде законов Российской империи»); декреты ВЦИК и СНК по вопросам культуры; законы, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и БурАССР эпохи социализма; законы, правительственные указы и постановления постсоветского периода о музейном фонде и музейных учреждениях.
В работе также использовались материалы периодической печати - публикации в республиканских и районных газетах: «Правда Бурятии», «Советская молодежь», «Ленинский путь». «Бурятия», «Молодежь Бурятии», «Бичурский хлебороб», «Саяны-Кырен», «Баргузинская Правда», «Огни Курумкана», «Земля Мухоршибирская», «Прибайкалец», «Вперед, Заиграево», «Байкальские огни».
Необходимой составляющей нашего исследования стали устные источники – сведения, полученные в ходе свободных интервью с сотрудниками музеев Бурятии, воспоминания очевидцев процессов создания музеев, их укрупнения и разукрупнения, изменения экспозиций в контексте перемен, происходящих в социально-политической, экономической и социо-культурной сферах.
В качестве дополнительных источников привлекались технотронные источники – фотодокументы и материалы сайтов музеев и Министерства культуры РБ в сети Интернет; а также научные и научно-популярные повествовательные источники – публикации, содержащие описания отдельных музеев и коллекций; путеводители и каталоги выставок.
Методология и методы исследования. Методологической установкой, определяющей общую форму организации, целей и направления исследования, является принцип историзма, позволивший рассмотреть процессы формирования и становления музеев Бурятии в динамике, взаимосвязи, и в контексте социально-экономических изменений, происходивших в российском обществе на протяжении различных исторических периодов. Принцип объективности позволил беспристрастно и всесторонне проанализировать полученные материалы и обеспечил достоверность сделанных выводов.
В работе была использована совокупность общенаучных методов, а также методов исторического и социологического исследования. Основным в нашем исследовании стал сравнительно-исторический метод. Диахронное сравнение эмпирического материала позволило провести анализ развития музеев различного подчинения и слияние их в единую музейную сеть региона на протяжении длительного периода, выявить особенности отдельных элементов и системы музейного дела в целом на различных этапах исторического развития изучаемого региона. Синхронное сравнение дало возможность определить типичные и специфические черты процесса формирования музейного дела в Бурятии в контексте его развития как в России в целом, так и других российских регионах. В ходе сбора полевых материалов применялись социологические методы: опрос, интервью, беседы.
Методологическую основу нашего исследования составили лучшие достижения отечественных и зарубежных историков и музееведов- Дункана Ф. Камерона, З. Странского, Ю. Ромедера, В. Глузинского, Д. Портера, Р. Стронге, Й. Бенеше, К. Шрайнера; М. Б. Гнедовского, В. Ю. Дукельского, А. М. Разгона, В.В. Кондратьева, Н.А. Томилова, О.Н. Труевцевой и др.
Одним из принципиальных вопросов любого научного исследования является определение основных дефиниций. В нашем исследовании таковыми стали понятия «музейное дело», «музей», «музейная сеть», «музейный предмет». Учитывая продолжающиеся в музейном сообществе терминологические споры, приведем дефиниции, ставшие для нас определяющими. Музейное дело - деятельность общества по организации процесса сети музеев, процесса тезаврирования, музейной коммуникации, профессионального музейного образования и изучение истории музейного строительства. Это область культурной деятельности нацелена на обеспечение функционирования музея как учреждения и выполнения им социальных функций музея. В Российской музейной энциклопедии музей определяется как исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая передаче из поколения в поколение. Совокупность музеев, действующих на определенной территории, называется музейной сетью. Это понятие также употребляется и для обозначения групп музеев одного профиля, одного типа или одной ведомственной принадлежности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации содержатся в статьях и сообщениях, опубликованных автором. Результаты исследования были изложены на Международном симпозиуме «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: от прошлого к будущему» (Улан-Удэ, 2009); Межрегиональной научно-практической конференции «Культурный потенциал Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция музеев Сибири в региональное социокультурное пространство и мировое музейное сообщество» (Улан-Удэ, 2009); Региональной научно-практической конференции «3- Кузнецовские чтения» (Чита, 2010); Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2010); Международной научной конференции «Культура как ресурс социально-экономического развития» (Улан-Удэ 2010); Всероссийской научно-практической конференции «Формирование регионального культурного пространства: традиции и инновации» (Тюмень 2010); Международной научно-практической конференции «Семейские-староверы Забайкалья: история, культура, современность» (Улан-Удэ, 2011); Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения» (Новосибирск, 2011) и др.
Общий объем публикаций по теме исследования - 4,5 п. л.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и источников, трех приложений, где представлены сводная таблица музеев, Бурятии (данные о дате открытия, местонахождении, ведомственной принадлежности, профилю, количестве фондов); хронологическая таблица формирования музейной сети, и фотоматериалы, иллюстрирующие разнообразие коллекций и экспозиций действующих музеев Бурятии.