Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Буддизм в истории Бурятии и роль Агвана Доржиева в его распространении (конец XIX в.-30-е гг. XX в. ) Ангаева, Сэсэгма Пурбоевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ангаева, Сэсэгма Пурбоевна. Буддизм в истории Бурятии и роль Агвана Доржиева в его распространении (конец XIX в.-30-е гг. XX в. ) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ин-т молодежи.- Москва, 1995.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/2725-7

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено анализу исторического процесса развития и формирования бурятской нации в конце ХГХ - 30-е гг. XX вв.,. активного влияния на него буддизма как цементирующего фактора и важной составляющей, а также роли Агвана Доржиева, выдающегося деятеля и реформатора буддийской конфессии, дипломата и полномочного представителя Тибета н России, борца за просвещение и народную медицину, в этом сложном и неоднозначном процессе.

В силу целого комплекса причин до настоящего времени анализ такого рода был совершенно невозможен прежде всего из-за одиозного отношения не только к буддизму, но и к любой другой религии, априори объявляемой проявлением мракобесия и отсталости. Естественно, что из памяти народов, в том числе бурятского, старательно вычеркивались имена ее сыновей-патриотов, прежде псего религиозных деятелей.

В конце XYII в. в Забайкалье из Монголии и Тибета проникает одна из ветвей буддизма - ламаизм, который впитал в себя элементы шаманства. С нашей точки зрения совершенно справедлива следующая оценка известного советского этнографа Л.Я.Штернберга, который считал, что буддизм "сыграл огромную роль в выработке морального типа бурятского народа", стал фактором объединения бурятских родов и племен, уничтожившим "за короткое время религиозно-родовые перегородки между племенами" и образовавшими 5 Забайкалье "всепроникающую национальную организацию"'.

Актуальность темы диссертации определяется тем, что Бурятия -составная часть РФ, имеющая свою специфику, которая заключается прежде всего в том, что коренное население республики имеет несколько иные, чем русские, национальные, культурные и религиозные традиции и

'См.: Штернберг Л.Я. Буряты // Формы национального движения в современных государствах. - Спб. - 1916.-С.512.

ценности, более аудентичные представителям Центральной Азии, к контактам с которыми оно склонно тяготеть.

Завершение в 1989-91 гг. периода глобальной конфронтации принесло с собой коренные изменения в сферу международных отношений, которые получили целый ряд качественно новых характеристик, но и, после раслада СССР, к изменению политического режима и политической практики в РФ. События последнего времени показывают, что необходимо тщательное изучение и анализ исторического прошлого, комплекса религиозно-этических взглядов, этнической специфики каждого народа, ибо недооценка указанных факторов ведет к ожесточенным конфликтам.

Научная новизна. Задача, поставленная автором, оказалась на редкость сложной, т.к. требовалось не только ввести в научный оборот большое количество источников н литературы, но и по-новому, на основе современного комплексного исторического подхода оценить этот процесс, как и вклад А.Доржиева в самые различные сферы жизни народа. Специфика оказалась в необходимости правильного выбора критериев, оценки, исходя при этом не из субъективных, пусть даже на этапе государственно-партийных, желаний и требований, а из объективной действительности. Суммируя вышеизложенное, становится ясным, что Агвану Доржиеву не повезло. Этот буддийский монах-лама появился на российской исторической арене в 1898 г. в Санкт-Петербурге во время аудиенции у российского императора Николая II. Эта, совершенно непростительная, с многих точек зрения, ситуация вызвала резко негати, ую оценку его личности официальной историческо наукой Не повезло и буддизму к фактору стабилизации нации т.к. религия, как уже упоминалось, однозначно толковалась как явление, оказывающее резко отрицательное влияние на все стороны человеческого сознания,

калечащее его душу, отталкивающее его от какого-либо реального образования, этнической общности и общества в целом.

Неспособность правильного понимания принципа свободы совести, который, будучи исторической категорией, приобрел социальное значение, эволюционировала и стала признанной обществом нормой личностных и социальных отношений. Она мешала реальному процессу консолидации бурятской нации вообще и роли в нем Доржиева. Религиозность этого деятеля, в частности, перечеркивала значимость его дел и заслуг во всех областях. Как религиозный просветитель он построил и открыл ряд буддийских монастырей-дацанов на территории России, в некоторых из них были буддийские философские и медицинские школы. Один такой дацан он открывал на собственные средства, в создании других принимал непосредственное участие и косвенное, путем сбора средств. Выдающимся памятником материальной культуры является Санкт-Петербургский буддийский храм, возведенный в 1915 г. по его инициативе, при его непосредственном активном участии, в соответствии его архитектурным замыслам. Строительство буддийских храмов в Кырме, Хойморе, Кырене, цаннид-чонр в Калмыкии, храма в Санкт-Петербурге в подчеркнуто тибетском стиле - это попытка Агвана Доржиева не столько решить архитектурные задачи, сколько подчеркнуть единство и взаимосвязь бурятского народа с буддийской культурой.

Состояние разработанности проблемы, Формированию объективного понимания изучаемой проблемы способствовало использование автором архивных материалов, касающихся Агвана Доржиева, в Архиве внешней политики России (АВПР), Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА)', Национальном архиве Республики Бурятия (НАРБ)2, Бурятском научном центре Сибирского отделения РАН (БНЦ СО РАН)3.

' АВПР. Ф.Китайский стол. Д.85; Ф. Миссия в Пекине. Д.320, 364,402; ЦГИА. Ф.821.

Д.393.

2 НАРБ. Ф.Зб, 248, 425, 543,643, 1857.

' БНЦ СО РАН. Ф. Нацова. Д.26.

Биография Агвана Доржиева известна нам в его собственном изложении на монгольском и тибетском языке, в стихотворной форме. Автобиография не так давно переведена и издана в Бурятском научном центре СО РАН' .

Основные вехи его жизни, биографии собраны и изложены без комментариев его близким родственником Г.-Н.Заятуевым2. Автором впервые вводится в научный оборот ряд изданий на английском языке, посвященных Агвану Доржиеву. Единственное из них, подробно рассматривающее жизнь и деятельность Агвана Доржиева, написано английским исследователем Джоном Снелличгом3. Книга Джона Спеллинга, с точки зрения автора, представляет несомненную ценность, однако она явно нагие $па под влиянием английского опыта деятельности в Тибете, как и вообще во всех остальных потенциальных колониях Англии.

Другие авторы подчеркивают исключительную роль А.Доржиева как ревностного проводника русских интересов, что достаточно близко к истине4. Агван Доржиев был убежденным сторонником русского царизма, хотя он руководствовался высшими интересами "желтой церкви" и сохранении самобытности Тибета. При этом он трезво оценивал позиции и возможности великих держав, стараясь использовать противоречия между ними в пользу своего сюзерена.

Добиваясь взаимопонимания и установления дружественных отношений между правителем Лхасы и Петербургом, А.Доржиев

1 См.'.Предание о кругосветном путешествии или повествование о жизн* Агв&ьа

Доржиева. - Улан-Удэ. -1994.

См.: Заятуев Г.-Н. Цаннед хамбо Агван Доржиев. - Улан-Удэ. {991.

'Snelling John. Buddism in Russia. L. - 1993.

' ЧеІІ Ch. Tibet Past and Present. - Oxford. - 1968; Bleichseiner R.Ltglise jaune. - Paris,

MM; Candeer E. The unveiting of Lhasa. - London. - [905; Kawaguchi E. Three Years in

Tibet. - dyar. - Madras. - 1909; Filchner W. Sturm uber Asien. - Berlin. - 1926; Poppe N.

Reliqion in the USSR. - Suies 1. - № 59. -1960; Macdonald David. Twenty yeans in Tibet.

- Lhasa. - 193?

руководствовался и собственными честолюбивыми замыслами. Они предусматривали далеко идущие планы укрепления буддизма в самой России: на его Родине, в Бурятии, среди калмыков и тувинцев.

Особо сокровенной мечтой было намерение построить буддийский ярам в столице Российской империи во имя утверждения престижа "желтой церкви", возглавляемой Далай-ламой.

Наиболее подробно в исторической литературе нашла отражение его религиозная деятельность, судя по важности места, которое она занимала. Естественно, что при анализе данного вопроса возникала необходимость обратиться к источникам, рассматривающим развитие религии как явления духовной культуры в контексте всемирной истории и культурологии' в целом, а также историю буддийской религии2, философии буддизма'. Привлечены также публикации прессы, освещающие некоторые другие стороны его жизни4.

Деятельность Агвана Доржиева на стезе реформирования ламаизма подверглась резкой критике ламаистской церкви и неутомимой пропагандистской и практической деятельности в этом направлении, что нашло отражение в ряде публикаций5.

Особый интерес для автора представили работы, отражающие переплетение религиозной и общественно-политической деятельности

' См.: Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. - М. -1973 и др.

і См.:Буддизм. Словарь. - М.- 1992; Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят; политический и культурный аспекты // Буддийский мир. - М. - 1994; Журавлева Е.С. Буддизм - древнейшая мировая религия. - М. -1994; Кочетов А.Н. Буддизм. -М.-1983; Роэенберг О.О. Труды по буддизму. - М. -1991 ндр.

' См.:Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма. - Пгд., 1919 и др. ' См.: Б,-Н.Л.Хамбо Агван Доржиев /У Новый Восток. - 1923. - № 3; Минерт Л. Посол Далай-ламы и реформатор буддизма // Азия и Африка сегодня. - 1994. -№11; Тиваненко А. Славное море // Международная жизнь, - 1993. - Май-июнь и др.

і См.:Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917-1930). Улан-Удэ: Бургиз. - 1964.

Агвана Дорашва1. Большую ценность с точки зрения написания диссертации имеют работы, посвященные отношениям Агвана Доржиева с Далай-ламой ХШ, его высокопоставленным покровителем, "в какой-то степени учеником, чьим дипломатическим представителем он был"2.

Историческому анализу дипломатической деятельности Агвана Доржиева посвящено достаточно много исследований, что вполне объяснимо, т.к. с этой миссией связано его появление на арене европейской истории: взаимоотношения Англии и Тибета3 , России и Тибета, России и Англии4, России и стран Востока5, значение Тибета для России и Запада6, и небольшая статья посвящается непосредственно дипломатической деятельности Агвана Доржиева7.

' См.: Елаев А.А. Бурятия: путь к автономии и государственности. - Научное издание. - М. - 1994; Босхолов С.С. Демократия, законность, суверенитет. - Место изд. не указано. - 1993; Пубаев Р.Е. Агван Доржнев // Национально-освободительное движение бурятского народа. - Улан-Удэ. - 1989; Б.-Н.Л. Хамбо Агван Доржиев // Новый Восток. - 1923. - № 3 и др.

? См.: Богословский В.А. Очерк истории тибетского народа. (Становление классового общества). - М. - 1962; Козлов П.К Тибет и Далай-лама. - Пгд. - 1920. Его же. Тибетский Далай-лама//Исторический вестник. -1907. -Январь. - Т. 107; Леонов Г. История двух портретов // Азия и Африка сегодня. - 1984. - № 5;

s См.: Берлин Л. Англия и'Тибет // Новый Восток. - 1992.- Т.2; Козлов П.К. Английская экспедиция в Тибет // Исторический вестник. - 1907. - T.YIII; Теплое В.А. Английская экспедиция в Тибет. - Спб. - 1904; Ухтомский Э. Из области ламаизма. К походу англичан на Тибет. - Спб. - 1904 и др.

4 См.: Белов Е.Б. Назаре российско-тибетских отношений // Азия и Африка сегодня. -1994. - Mfc 4; Кулешо» Н.С. Россия и Тибет в начале XX века. - М. - 1992; Шаумян ТЛ. Русско-тибетские отношения в конце XIX - начале XX вв.: Дис. ...канд. ист. наук. -М.: ИНА АН СССР, 1966 и др.

' См.: Взаимоотношения России со странами Востока в середине XIX - начале XX eft. -Иркутск. - 1982; Царская Дипломатия о задачах России на Восток е в 1890 г. // Красный архив.- 1926.- №5(18).

т2 м.: Сугорский И. Значение Тибета для Запада и России // Русский вестник. -1989. -Т.200идр.

7 См.: Минерт Д. Посол Далай-ламы и реформатор буддизма // Азия я Африка сегодня. - 19S № 11 и др.

В ходе работы над диссертацией автором был изучен и проанализирован широкий круг литературы о просветительстве1; формировании монгольского алфавита1, на котором написан ряд произведений Доржиева5. В ней нашла отражение его деятельность, связанная с содержательной стороной богословского образования, философской буддийской школы в Калмыкии4, светской школы в Бурятии.

Цель диссертационного исследования: анализ буддизма как одного из ведущих факторов консолидации бурят как нации и формирования их самосознания и государственности.

Автор ставил своей задачей:

- показать роль А.Доржиева в установлении российско-тибетских отношений и распространении буддизма;

1 См.: Жуховская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политический и культурный аспект // Буддийский мир. - М. - 1994; Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность. - Улан-Удэ. - 1994; Герасимова К.М. Об исторических формах национальной культуры бурят // Национальная интеллигенция; Герасимова К.М. О бурятской буржуазной интеллигенции начала XX века //Там же; Очерки истории культуры Бурятии. - T.I. - Улан-Удэ. - 1972; Традиционная культура народов Центральной Азии. Новосибирск. - 1986; Шнрапов Ю.С. Бурятская интеллигенция и общественно-политическая мысль Бурятии в начале XX века. - Улан-Удэ.-1993.

1 См.: Дугарова Г.С. О бурятском алфавите Агвана Доржиева // Цыбиковские чтения 5. Улан-Удэ: БИОН СО АН СССР. - 1989.

1 См.: Буряад хуур. Туруушын дэбтэр (Бурятский алфавит. Первая книга). "Наран" гэдэг монгол-буряад ном бэшэг гаргаха орон. Петербург хото. 1907 оной майи 23; Бурхан багшын намтар орошибаВ. -. Спб. - 1906 г. (Краткая биография святого учителя и принца Буянта); Вагиндра. Шэнэ хуушан узэгуудэй илгал тургуутэнэй бэшэгсэн дзбтэр орошибай. (Новый и старый алфавит). - Без места и года издания; Доржиев А., Барадийн Б., Жамцарано Ц. К сведению верующих масс о высшем духовном соборе буддистов Бурят-Монголии //Шэнэ байдал. 1922. 2 октября; Сургуулин багша Баярта Вампилай, лхарамба Агван Доржин. Ухаа сэргээхэ, сэдьхэл Сайжаруулха улигэрнууд орошибай. (Учитель Баярта Вампилай, лхарамба Агван Доржиев. Просвещающие рассказы). - Спб. -1908; Чано Батор. Героическая поэма иркутских бурят ойратов (Запись Н.Амагаева. Послесловие Агвана Доржиева). Петербург. - 1910.

'Андреев А.И. О закрытии высшей буддийской конфессиональной школы Цаннид-Чойра в Калмыкии // Ориент. - 1992.

- раскрыть исторические аспекты государственно-религиозной
политики в Бурятии в конце XIX - 30-х гг. XX вв.

проанализировать основные этапы развития просветительства на примере жизни и религиозной деятельности Агвана Доржиева, исследовав его роль в становлении и развитии просвещения, здравоохранения и культуры бурятского народа;

обобщить тенденции возрождения буддизма в культурном наследии бурятского народа.

Теоретической и методологической основой работы служит метод диалектического и системного анализа, который в наиболее полной мере позволяет исследовать такой сложный феномен, как буддизм в качестве одного из ведущих факторов консолидации бурят как нации и формирования их самосознания и государственности. Принятые в исторической науке понятия национализма, идеологии, патриотизма, религиозных воззрений, механизма складывания государственностн соотносятся друг с другом в рамках системных взаимодействий.

Системный подход дает возможность провести анализ взаимодействия с учетом фактора личностного воздействия на него такого крупного религиозного, политического и общественного деятеля Бурятии, как Агван Доржиев. Автор руководствовался принципами историзма и объективности.

В данном случае автор впервые в отечественной историографии получил возможность выделить и проанализировать буддийскую религию как один из важнейших факторов, цементирующих бурят как нацию, сквозь призму деятельности великого сына бурятского народа, религиозного реформатора и просветителя А.Доржиева, что было совершенно исключено в условиях строительства социализма.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в., когда после окончательного оформления царским правительством

правового статуса буддизма в Бурятии началось его активное распространение, чему во многом способствовала религиозная и просветительская деятельность А.Доржиева, вплоть до конца 30-х гг. XX в., ознаменовавшихся массовыми гонениями против религий и их деятелей в СССР.

Практическая значимость работы сводится прежде всего к ценности достоверного научного доказательства, описания и анализа вклгща Агвана Доржнева в жизнь своего народа, что необходимо прежде всего молодому поколению. Молодое поколение сегодня должно понять также неоднозначность и сложность его жизни и борьбы, т.к. он полностью разделил с эпохой и заблуждения, и утопии, взлеты и падения; понять, что Агван Доржиев - человек своего времени и на все времена.

Материалы диссертации активно используются автором при чтении лекционных курсов в Восточно-Сибирском государственном технологическом университете, Институте усовершенствования учителей РБ, Народном университете при Фонде Агвана Доржиева.

На основе диссертационного исследования планируется издание специального приложения к учебнику "Истории Бурятии" для средних школ РБ, предполагается также на основе работы создание банка данных об Агване Доржиеве в качестве базового материала для проведения международной конференции.

В последние годы в связи с известными переменами в стране историки наконец получили возможность свободно и объективно Освещать ранее запретные или тенденциозно освещавшиеся темы, среди которых находятся и проблемы национального движения. Неоценимую роль в их изучении оказывает проведение научных совещаний, конференций и публикаций сборников докладов и сообщений, проводимых в БНЦ СО РАН1. Так, совместно с Фондом Агвана Доржиева в сборнике

1 Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН.

"Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность" (Улан-Удэ, 199, г.) впервые с новых позиций рассматриваются вопросы взаимодействия интеллигенции и духовенства, даются политические портреты портреты, в т.ч. А.Доржиева.

Большую плодотворную работу по реабилитации имен лидеров национального движения, и в т.ч. А.Доржиева. проводит Общественно-научный центр "Сибирь", который подготовил и издал ряд ценных публикаций1.

В преддверии 140-летия со дня его рождения в Бурятии был создан общественный Фонд Агвана Доржиева для увековечения его памяти и дальнейшего развития его духовного наследия на современной основе. Главной целью Фонда является содействие народам Бурятии в интеграции в монголоязычный и буддистский мир, приобщение к высокой культуре Востока, его современным технологиям и менеджменту на основе общественных и личных связей. Задача Фонда - возродить эти связи для подъема экономики, культуры и науки Бурятии. Буддистский мир -огромный анклав, куда входят Япония, Корея, Китай, Юго-Восточная Азия. Не последнюю роль при этом играют и религиозные отношения, ведь в буддистских .монастырях до сих пор помнят великих лам" - выходцев из Бурят-Монголии, там остались их ученики, занимающие высокие должности и посты. Кроме традиционных контактов в области религии, буддистской философии, ивдо-тибетской медицины, восточного искусства и восточной борьбы, фонд планирует установить тесные контакты в научно-технической области, интегрироваться в единое информационное пространство Восточной Азии с помощью современных телекоммуникаций. Красной нитью через деятельность будет проходить приобщение к буддистской философии, воспитание и обучение

1 Исторнл Бурятии в вопросах и ответах. Вып. 2-3. - Улан-Удэ. - 1991-1992; История Бурятии. XX век. - 4.1. - "Упан-Удэ. - 1993; Неизвестные страницы истории Бурятии (из архивов КГБ). - Вып. 1-2. - Улан-Удэ. - 1992-1993.

подрастающего поколения в духе гармонии человека и природы, ненасилия, почитания старших, стремления к знаниям и совершенству.

Отмечая выдающиеся заслуги цаннид-хамбо Агвана Доржиева в международной общественной, дипломатической и просветительской деятельности, постановке буддийского философского образования в Санкт-Петербурге, Бурятии, Калмыкии и Туве, развитии тибетской медицины в Бурятии и Калмыкии, общественный фонд Агвана Доржиева возвел на его родине в Заиграевском районе Республики Бурятия мемориальный комплекс.

Начато также строительство Учебно-медицинского центра. В свой приезд в 1991 г. Далай-лама XIY благословил и одобрил деятельность общественного Фонда Агвана Доржиева и посетил его родину, Хара-Шибирь.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждены на заседании проблемно-исследовательской группы кафедры истории Института молодежи.

Похожие диссертации на Буддизм в истории Бурятии и роль Агвана Доржиева в его распространении (конец XIX в.-30-е гг. XX в. )