Введение к работе
Актуальность выбранной темы. В связи с развитием международных контактов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, возрос интерес не только к изучению взаимодействия культур, но и к этническим особенностям представителей Дальневосточного региона. При этом одним из источников для понимания становится исторический опыт общения Востока и Запада. В современном мире решающим фактором при формировании внутренней и внешней политики выступает культурная идентичность, проявлением которой является принадлежность к определённой религии.
Одними из первых в установлении взаимодействия между Востоком и Западом стали миссионеры-иезуиты. Интерес отечественных и зарубежных востоковедов к деятельности миссионеров Общества Иисуса в Китае и во Вьетнаме обусловлен рядом причин. Во-первых, деятельностью миссионеров из одного ордена, в двух странах со схожими культурами и географически «соседствующими». Во-вторых, уникальной этнической самобытностью вьетнамского народа, испытавшего многовековое доминирование китайской культуры и оказавшегося готовым к принятию новой религии. В-третьих, отсутствие специальных работ, посвященных сравнительному анализу опыта проникновения в другую культуру миссионеров Общества Иисуса.
Изучение деятельности миссионеров-иезуитов выходит за рамки культурологии и религиоведения. Полное понимание современных проблем невозможно без тщательного изучения деятельности Миссий ордена иезуитов в Китае и Вьетнаме.
Вопросы истории проникновения Миссий орденов католической церкви в эти страны связано с активной миссионерской работой таких католических орденов как иезуиты, доминиканцы и францисканцы. Имея общую цель, каждая Миссия располагала собственными методами, направленными на обращение населения Китая и Вьетнама в католичество. Иезуиты использовали те способы воздействия, которые позволили либо обратить в католичество значимое количество населения, как во Вьетнаме, либо быть принятым и поставленным на службу при дворе императора, как это было в Китае.
Миссия католического ордена, в рассматриваемый в диссертации период, представляла собой небольшой коллектив единомышленников, находящихся в схожих условиях малоизученной, порой враждебной страны, которая имела затрудненную связь с Европой. Так, письма из Миссий ордена иезуитов в Китае и во Вьетнаме в XVI - XVII вв. могли идти в Европу до пяти лет. Миссионеры были вынуждены действовать в соответствии со сложившейся ситуацией.
Проблема изучения деятельности Миссий католических орденов на территории Китая и Вьетнама подразделяется на несколько направлений и охватывает их деятельность в сферах политики, экономики и культурного проникновения в социум. На протяжении всего времени существования католических орденов, между Миссиями иезуитов, францисканцев, августинцев и доминиканцев, шла ожесточенная борьба за лидерство в деле обращения населения Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в католичество. Миссии Общества Иисуса смогли выработать собственную тактику обращения в католичество, меняя ее, в зависимости от условий страны пребывания. Поиск особых приемов, применимых только в той культурной среде, где работали Миссии, аккумулирование наработанного опыта с его последующей передачей другим поколениям миссионеров- иезуитов, сделали процесс изучения стран непрерывным. Объектом исследования являются Миссии ордена иезуитов в Китае и Вьетнаме. Предметом исследования служит деятельность в этих странах двух наиболее выдающихся миссионеров ордена - Маттео Риччи и Александра де Рода.
Хронологические рамки. Выбор хронологических рамок определяется периодом активной деятельности выдающихся миссионеров Маттео Риччи в Китае в период с 1582 по 1609 г. и Александра де Рода во Вьетнаме с 1624 по 1645 г.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1582 г., когда в Китай приезжает Маттео Риччи и продолжает уже начатую его коллегами по Миссии деятельность по исследованию страны. Для Вьетнама этот же год является началом деятельности Миссии ордена иезуитов. В мае 1583 г. из Макао во Вьетнам направляются первые миссионеры-иезуиты, заложившие основу Миссии ордена во Вьетнаме.
Изучаемый период ограничивается 1645 г., когда Миссия ордена иезуитов в Китае подстраивается под изменения в стране после установления новой династии Цин. В этот период Миссия Общества Иисуса была вынуждена искать новые пути для налаживания контактов с маньчжурской династией. Из Вьетнама в этом же году окончательно высылают Александра де Рода за его антиправительственную деятельность. Цель исследования состоит в том, чтобы провести сравнительный анализ деятельности Миссий ордена иезуитов в Китае и Вьетнаме в период с конца XVI до середины XVII вв. Для достижения цели автор ставит следующие конкретные задачи:
-
Систематизировать существующие исторические источники и литературу по деятельности Миссий ордена иезуитов в Китае и Вьетнаме в период с конца XVI до середины XVII вв.
-
Проанализировать историческую ситуацию Китая и Вьетнама в период с конца XVI до середины XVII вв., создавшую условия для проникновения и становлений Миссий ордена иезуитов.
-
Указать основные вехи деятельности наиболее выдающихся миссионеров Миссий ордена иезуитов в Китае и Вьетнаме - Маттео Риччи и Александра де Рода.
4. На основании изучения биографического материала, провести сравнительный анализ деятельности Маттео Риччи и Александра де Рода, выявить общее и различия.
Методологические основы исследования. Общеметодологическая база данного диссертационного исследования определяется подходами, сформулированными и разработанными в отечественной востоковедной науке в отношении Китая - А. В. Ломановым, стран Юго-Восточной Азии - Э. О. Берзиным, а применительно к Вьетнаму - В. Н. Колотовым. В ходе работы использовался принцип историзма, конкретно-исторический и сравнительно-исторический методы.
Степень изученности темы. До настоящего времени в российской и мировой историографии не проводился сравнительный анализ деятельности миссионеров Общества Иисуса в Китае и Вьетнаме в период с конца XVI до середины XVII вв. Отдельные аспекты деятельности Миссий ордена иезуитов в этот период в Китае были освещены российскими востоковедами — В. Г. Дацышеном, Д. В. Дубровской, А. В. Ломановым и Н. Г. Пчелиным, во Вьетнаме — Э. О. Берзиным и В. Н. Колотовым.
Большое значение для данного диссертационного исследования также имеют работы по истории ордена иезуитов, таких авторов как Г. Бёмер, Т. Гризингер, А. Тонди, Дж. Спенс, а также исследователей, изучающих историю католической церкви, как А. Лонэй и Э. Шаппули. Источники и литература. При проведении исследования были впервые использованы ранее неизвестные в России материалы на вьетнамском и французском языках, посвященные деятельности миссионеров, отчеты миссионеров Общества Иисуса, карты, составленные португальскими и французскими иезуитами (XVI - XVII вв.). Для работы также были привлечены исследования отечественных, французских, английских, вьетнамских и китайских специалистов по истории ордена иезуитов и деятельности его Миссий в Азии и Европе.
Научная новизна исследования. Данное исследование не имеет аналогов в отечественном востоковедении. Впервые в российской историографии проведен сравнительный анализ деятельности Миссий Общества Иисуса в Китае и Вьетнаме, на примере Маттео Риччи и Александра де Рода с выявлением общего и особенного. Диссертант вводит ряд новых источников на вьетнамском и французском языках, позволяющих увидеть наиболее полную картину действий миссионеров ордена иезуитов. Также предпринята попытка существенно расширить представления о деятельности ордена, особенности проводимой политики иезуитов и ее гибкости, продемонстрировать сплоченность и взаимную поддержку среди миссионеров-иезуитов за рубежом, а также традицию передачи информации из поколения в поколение, на примере Вьетнама. В ходе исследования было доказано, что Александр де Род пользовался наработками миссионеров-иезуитов из других стран, в частности Маттео Риччи из Китая.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы для продолжения исследований в сферах истории стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, истории католических миссий, культурологии и религиоведения. Представленные в работе факты и их интерпретации дают новый материал для оценки ряда аспектов уже известных исторических событий и дополняют общую картину работы миссионеров-иезуитов в регионе. Материалы диссертации также могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории Китая и Вьетнама.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в докладах на второй научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского вьетнамоведения» (2011), XXVI Международной конференции по источниковедению и историографии стран Азии и Африки (2011), XXV Международной конференции по источниковедению и историографии стран Азии и Африки (2009), Студенческой историографической конференции (2008), Пятых Торчиновских чтениях (2008), чтениях «Азия в XXI веке: современность и история» (2005), а также в ряде студенческих конференций Восточного факультета СПбГУ (2004-2006).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы и приложения, состоящего из 11 карт и фотографий, которые иллюстрируют основные положения диссертационного исследования.