Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе Клюкин Евгений Владимирович

Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе
<
Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клюкин Евгений Владимирович. Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Санкт-Петербург, 2004 259 c. РГБ ОД, 61:04-7/933

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Карсская и Батумская области в составе России 11

1.1 Социально-экономическое развитие региона 11

2.1 Мусульманские организации и иностранные интересы на Юго-Западном Кавказе накануне мировой войны 31

3.1 Юго-Западный Кавказ от начала Первой мировой войны до Февральской революции 44

Глава 2 Присоединение Батумскои и Карсской областей к Османской империи 54

2.1 Политика закавказских властей и позиция большевиков по кавказским проблемам 54

2.2 Проблема Батумскои и Карсской областей на переговорах в Брест-Литовске 70

3.1 Проблема Батумскои и Карсской областей на Трапезундской мирной конференции 79

2.1 Определение османской границы на Кавказе по итогам Батумскои мирной конференции 94

2.2 Итоги референдума по присоединению Батумскои и Карсской областей к Османской империи 120

Глава 3 Османское и британское влияние на политические инициативы мусульман Юго-Западного Кавказа 133

3.1 Мудросский мир (30 октября 1918 года) 133

3.2 Юго-Западный Кавказ в период вывода османских войск 142

3.3 Конгрессы в Карее и Ардагане (14 ноября 1918-9 января 1919 года) и переговоры с англичанами 158

Глава 4 Юго-Западный Кавказ: от автономии к государственности 177

4.1 Большой карсский конгресс и его итоги / 77

4.2 Отношение Азербайджана и Грузии к Правительству Юго-Западного Кавказ 188

4.3 Правительство Юго-Западного Кавказа в планах Великобритании и Армении 199

4.4 Политические и экономические последствия падения Юго-Западной Кавказской Республики 221

Заключение 229

Использованные источники и литература 233

Приложения 242

Введение к работе

Щ Актуальность исследования. Кризис советского федерализма,

появление на политической карте мира закавказских государств и связанная с этими процессами череда межэтнических конфликтов вернули в научный оборот проблемы формирования государственности на Южном Кавказе, территориальных споров и передела границ по национальному признаку, а также сделали исторический опыт решения этих проблем объектом всестороннего изучения.

Стремление закавказских народов к собственной государственности,

Щ дважды активизировавшееся в начале и конце XX столетия после распада

двух великих держав, Российской империи и Советского Союза, обнаружило не только определенную политическую преемственность и важные исторические параллели, но и повторное возникновение общерегиональных проблем, связанных с разрушением прежнего административного деления. Стало очевидно, что многие сложности современных политических реалий Южного Кавказа имеют свои корни в событиях, происходивших в регионе в

* начале прошлого века.

Первая попытка обретения независимости народами Закавказья пришлась на сложный исторический момент окончания Первой мировой войны, когда в Закавказье столкнулись интересы Антанты, Германии, России, Турции и США. Мы также можем говорить о появлении в этот период кавказской политики в качестве отдельного направления восточной политики европейских стран и США. Эта политическая доктрина помимо традиционной составляющей, основанной на противопоставлении стратегических интересов России и Турции, была вынуждена учитывать

новую специфику, связанную с провозглашением в регионе формально

независимых государств.

Однако при всей видимой прозрачности исторических параллелей между различными этапами построения государственности на Южном Кавказе отдельное место в этом процессе занимает проблема так называемых буферных территорий: Батумской и Карсской областей, Сурмалинского, Нахичеванского и Шарурского уездов Эриванской (sic!) губернии, а также Ахалциха (Месхетии) и Ахалкалаки (Джавахетии). Унифицировать политические процессы в этих областях с происходившим на Кавказе в целом и сводить их к противостоянию поддерживаемых Антантой демократических партий и большевиков ошибочно, поскольку здесь также стоял вопрос дальнейшей государственной принадлежности этих территорий - аннексии, автономии или независимости.

Усилия, прилагавшиеся османской Турцией по консолидации мусульманского населения Юго-Западного Кавказа и объединению его политических инициатив вокруг единого центра - Национального Совета в Карее, на основе которого и была создана Юго-Западная Кавказская Республика (ЮЗКР), свидетельствовали не только о значении этих областей для османов, но и о внешней управляемости ряда важных для региона событий.

Актуальность темы исследования и обращение к ней современных российских и закавказских авторов во многом связаны с тем, что долгие годы опыт первой попытки обретения независимости рассматривался большинством из них в рамках догм и клише, теоретических методов анализа, свойственных советской исторической школе. При этом без должного внимания оставались многие источники по политической истории Южного Кавказа после Мировой войны, и целые страницы становления государственности на Южном Кавказе исключались из общей хронологии событий.

Состояние изученности проблемы. В целом мы можем констатировать, что история Юго-Западной Кавказской Республики недостаточно полно отражена в научных трудах отечественных и зарубежных историков.

Наиболее широко вопрос рассмотрен в турецкой историографии. Первым к проблеме принадлежности Юго-Западного Кавказа обратился профессор Фахреддин Кырзыоглу, опубликовавший под псевдонином Челик свою работу «Каре»1. Впоследствии в монографиях по истории Карса и многочисленных статьях в турецких исторических журналах профессор Кырзыоглу неоднократно обращался к истории Юго-Западной Кавказской Республики, однако среди его трудов следует выделить статью «Cenub-i Garbi Kafkas Cumhuriyeti» (Юго-Западная Кавказская Республика), ставшую первой работой посвященной истории этого образования . Труды Кырзыоглу основаны преимущественно на мемуарной литературе, османской прессе и богатых материалах его личного архива рукописей и документов.

Дальнейшее развитие проблема получила в исследованиях Акдеса Нимета Курата, Ахмеда Эндера Гёкдемира, автора подробной монографии «Cenub-i Garbi Kafkas Hukumeti» (Правительство Юго-Западного Кавказа), увидевшей свет в 1989 году3. Работы этих авторов содержат материалы Османского Архива при Премьер-министре Турецкой Республики и архива Института военной истории и стратегии Генерального штаба Вооруженных сил Турецкой Республики.

Также необходимо отметить труды Эсина Дайы, Ибрагима Атнура и Эниса Шахина, отличающиеся использованием не только турецких архивных

' QelikF. Kars. Istanbul, 1943.

2 Kirzioglu F. Cenub-i Garbi Kafkas Cumhuriyeti (Kars Milli-ura Hukumeti). Turk Kultiiru. Sayi 72. Ekim 1968.

J Gokdemir A.E. Cenub-i Garbi Kafkas Hukumeti. Ankara, 1989.

данных, но и сведениями из работ ряда азербайджанских и западных исследователей4.

Актуальные вопросы, связанные с изучением отдельных сторон исследуемой проблемы, рассмотрены в трудах азербайджанского историка А.Н.Гаджиева . В своих работах Гаджиев опирается на материалы Центрального государственного архива новейшей истории Республики Азербайджан, который обладает рядом документальных сведений, связанных с историей Юго-Западной Кавказской Республики, в том числе с контактами официального Баку и карсского правительства, политикой азербайджанского руководства в регионе после разгона англичанами мусульманской администрации в Карее.

Также следует выделить труды немецкого автора Готхарда Ешке и американских исследователей Фируза Каземзаде и Ричарда Ованесяна, которые затрагивают некоторые аспекты политической и военной истории Юго-Западного Кавказа, опираясь на мемуары британских и американских офицеров, материалы архивов США и Великобритании6.

В обновленной России пока нет комплексного монографического исследования, посвященного истории возникновения, функционирования и распада независимых республик на Южном Кавказе после Первой мировой войны, которое в полной мере освещало бы и историю Юго-Западной Кавказской Республики.

Советские историки при исследовании проблематики Юго-Западного Кавказа рассматривали историю Батумской и Карсской областей как эпизод,

4 Dayi S.E. Elviye-i Selase'de (Kars, Ardahan, Batum) Milli Teskilatlanma. Erzurum, 1998; Amur I.E. Osmanh
Yonetiminden Sovyet YOnetimine Kadar Nahcivan. Ankara, 2001; ahin E. Trabzon ve Batum Konferanslari ve
Antlamalan. Ankara, 2002.

5 Гаджиев A.H. Из истории образования и падения Юго-Западной Кавказской (Карсской) Демократической
Республики. Баку, 1992; hanujee A.H. Каре вэ Араз-Турк ЧумьУРиІІзтлзРинин Тарихиндэн. Бакы, 1994.

6 Jaeschke G. Kurtulus Savasi ile ilgili ingiliz Belgeleri. Ankara, 1991; Jaeschke G. Turk Kurtulus Savasi
Kronolojisi. Mondros'tan Mudanya'ya Kadar. Ankara, 1989; Kazemzadeh F. The Struggle For Transcaucasia
(1917-1921). N.Y., 1951; Hovannisian R.G. Armenia on the Road to Independence 1918. Berkeley, 1967;
Hovannisian R.G. The Repuplic of Armenia. Vol.1. 1918-1919. Berkeley, 1971; Hovannisian R.G The Repuplic of
Armenia. Vol.2. 1919-1920. Berkeley, 1982.

некую составляющую общих вопросов, причем подробная хронология событий, как правило, обрывалась концом 1918 года. В работах Б.Данцига и Д.С.Завриева впервые рассматриваются обстоятельства сдачи Батума и Карса национальными закавказскими силами наступавшим турецким войскам, и ставится под сомнение легитимность проведенного среди местного населения референдума, на основании которого Батумская и Карсская области были присоединены к Османской империи7. В монографиях A.M. Погосяна и А.М.Александряна, наряду с событиями до 1917 года, основные акценты сделаны на деятельность в Карсской области большевистских организаций, дашнакскую и большевистскую политику в регионе и обстоятельства заключения Московского и Карсского договоров и лишь

констатируется политическое бытие Юго-Западной Кавказской Республики .

Из работ современных российских исследователей, обращавшихся к истории Юго-Западного Кавказа, можно назвать только совместный труд С.Ф. Орешковой и Н.Ю.Ульченко «Россия и Турция (Проблемы формирования границ)», в котором в общих чертах прослеживается судьба Батумской и Карсской областей от подписания Брест-Литовского мира до заключения Карсского договора 1921 года9.

Все это указывает на необходимость комплексного исследования круга вопросов, связанных с историей Юго-Западной Кавказской Республики, которое учитывало бы позиции турецких, закавказских и отечественных авторов по рассматриваемой проблеме.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является определение и описание существенных особенностей политических процессов, которые привели к созданию Юго-Западной Кавказской Республики и обусловили её недолгое существование.

Данциг Б. Турция. М., 1949; Завриев Д.С. К новейшей истории северо-восточных вилайетов Турции.

Тбилиси, 1947. в

Александрян A.M. Каре. 1920-1921. Ереван, 1961; Погосян A.M. Карская область в составе России. Ереван, 1983. 9 Орешкова С.Ф. Ульченко Н.Ю. Россия и Турция (Проблемы формирования границ). М., 1999.

Для достижения этой цели перед исследованием ставятся следующие задачи:

выявить отличия в социально-экономическом развитии региона, в местной политике российских властей на фоне развития всего кавказского региона до Первой мировой войны;

показать взаимосвязь деятельности иностранных разведок и миссий с работой тайных антиправительственных организаций;

- выявить особенности ситуации, сложившейся на Юго-Западном
Кавказе в конце Первой мировой войны по сравнению с общим положением
на Кавказе;

- определить характерные особенности позиций османов, большевиков
и закавказских сил на переговорах по определению османской границы на
Кавказе;

- выделить причины, подтолкнувшие Османскую империю на
поэтапное оформление присоединения Юго-Западного Кавказа;

выявить особенности политических процессов в регионе после вывода османских войск и определена сущность проводившихся конгрессов мусульманского населения региона;

произвести сравнительный анализ позиций Англии и закавказских государств по усилению центральной власти Карсского Совета;

определить, насколько обусловленным и необходимым для карсских властей было решение о создании независимой республики;

- выявить значение, политические и экономические перспективы
распада ЮЗКР для Закавказья и начала советско-турецких отношений.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является политическая и военная история Юго-Западного Кавказа в период активизации политических организаций мусульман региона, т.е. с окончания Первой мировой войны до начала вывода британских войск с Кавказа и передачи управления Карсской областью Армении. Предметом исследования

являются политические процессы, которые вывели деятельность этих организаций на новый уровень, определили характер и недолгое существование государственности в регионе.

Методологической и теоретической основой исследования

являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по широкому спектру вопросов, связанных с темой диссертационного исследования.

Эмпирическая база исследования включает опубликованные материалы из Центрального государственного архива новейшей истории Азербайджана и архива Института военной истории и стратегии Генерального штаба Вооруженных сил Турецкой Республики, сборники документов по истории гражданской войны и иностранной интервенции, истории установления Советской власти в Закавказье, опубликованные в различные годы закавказскими учеными, сборники «Документы внешней политики СССР», «Декреты Советской власти», «Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях» Ю.В. Ключникова и А.В. Сабанина. Среди опубликованных источников на русском языке наряду с «Памятными книгами и адрес-календарями Карсской области» и «Кавказскими календарями», содержащими ценные статистические сведения за период русского владычества на Юго-Западном Кавказе, особое место занимают «Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии», изданные в 1919 году меньшевистским правительством в Тифлисе.

Из мемуарной литературы в исследовании использованы воспоминания Фахреддина Эрдогана, Хюсаметтина Эртюрка, Талаат-паши, Джемаль-паши и Кязима Карабекир-паши.

Кроме того, в исследование вошли данные из фондов Российского государственного военного архива Российской Федерации, материалы из частного архива профессора Ф.Кырзыоглу, частично переданного владельцем в библиотеку Кавказского университета в Карее, материалы собственных исследований и наблюдений автора за более чем год,

проведенный в восточных и причерноморских областях Турции, в том числе в Трабзоне, Эрзеруме, Артвине, Ардагане, Карее и Сарыкамыше.

Методы исследования. Для обработки собранной информации использовались общенаучные приемы анализа и синтеза; монографический, абстрактно-логический и аналитический методы исследования.

Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании ряда положений, позволяющих оценить обстоятельства провозглашения и суть государственности на Юго-Западном Кавказе, а также в определении последовательности международных событий, обусловивших некоторое обособление Батумской и Карсской областей от происходившего на Южном Кавказе и в Османской империи. Среди составляющих научной новизны исследования выделяется следующее:

впервые в отечественной историографии предпринимается попытка комплексного исследования истории Юго-Западного Кавказа на промежуточном этапе провозглашения независимости от Советской России и раздела территории Юго-Западного Кавказа между закавказскими республиками;

за исключением очерка по истории Батумской и Карсской областей в составе России, обстоятельств заключения Брест-Литовского мирного договора, серии Батумских мирных договоров и последующего присоединения названных областей к Османской империи исследование рассматривает исторические события и связанные с ними проблемы, не изученные до настоящего времени в отечественной историографии.

Социально-экономическое развитие региона

Российская империя в течение всего XIX века стремилась обезопасить свои южные рубежи и распространить свое влияние на Южном Кавказе и за его пределами, в восточных областях Османской империи и иранском Азербайджане. Распространение русского владычества в регионе происходило с переменным успехом, постепенно от войны к войне российским дипломатам удавалось закрепить за страной то, что приобреталось ценой больших потерь.

По Туркманчайскому договору 1828 года российско-иранская граница определялась течением Аракса и Талышскими горами. Россия приобрела Эриванское и Нахичеванское ханство. Став подданными российского императора и поклявшись ему в верности, ханы сохранили здесь не только свое имущество и влияние, но и власть. Лишь в 1850 году была создана Эриванская губерния, в состав которой вошли Нахичевань, Ордубад, Шарур-Даралагез, Александрополь и новый Баязет.

Карсскую крепость, построенную в 1597 году по приказу султана Мурада III (правил в 1574-1595 гг.), русские войска впервые осадили в 1807 году. 25 марта 1807 года два батальона под командованием генерала Петра Даниловича Несветаева, нащупав слабые места в обороне крепости, захватили предместье Байрам-паша и укрепления на господствующих Карадагских высотах, однако, получив приказ, были вынуждены отступить в Александрополь.

В русско-турецкой войне 1828-1829 годов русским войскам на Кавказском фронте удалось не только овладеть Карсом и Эрзерумом, но и продвинуться до Трапезунда. Тем не менее, под сильным давлением европейских держав, и прежде всего Англии, Россия по итогам Адрианопольского договора 1829 года приобрела на Кавказе лишь Ахалцихе и территории севернее Батума. Вследствие российских успехов на Кавказском фронте, в том числе и во время Крымской войны, Османская империя всерьез задумалась об укреплении бастионов Карсской крепости. Уже в ходе Крымской войны здесь начали работу английские офицеры во главе с генералом Вильямсом, заменившие орудия большинства батарей. Однако в результате полугодовой осады 16 ноября 1855 года в плен сдалось не только османское командование, но и руководившей обороной Вильяме со своим штабом10. Уже до Крымской войны Османская империя, обеспокоенная положением Туркманчайского договора, по которому иранская сторона обещала не препятствовать персидским армянам селиться в Эриванском, Нахичеванском и Карабахском ханствах, ужесточила свою национальную и демографическую политику на востоке страны. Сюда переселяются тысячи мусульманских семей из Румелии и других районов империи. В противовес григорианской церкви чиновники благосклонно относились к отуреченным армянам-католикам, наиболее представительная община которых находилась Щ тогда в Артвине. В 50-е годы XIX века большинство ольтинских армян приняло ислам. Русско-турецкая война 1877-1878 годов, ставшая определенным реваншем России после Крымской войны, во многом повторила действия русской армии на Кавказском фронте. После двух недель безуспешного бомбардирования крепости в результате ночного штурма 6 ноября 1877 года ІГ русские войска захватили Карскую крепость, подавив сопротивление 14 фортов и батарей при 303 орудиях, и продолжили наступление на Эрзерум. Кроме того, турки сдали Ардаган и Баязет, однако сумели сохранить за собой Батум. Несмотря на то, что в ходе этой войны русское командование придавало большое значение занятию Батума, и против его защитников действовали как отдельный Кобулетский отряд, так и Черноморский флот, русским войскам не удалось продвинуться далее реки Кинтриши у Кобулет1 . Тем не менее, успех на других театрах войны позволил дипломатам сделать сдачу Батума одним из условий подписания Сан-Стефанского мира в феврале 1878 года. Батум для развивающийся России имел особое значение. Помимо его естественной и прекрасно защищенной бухты, которая долгое время являлось одной из главных стоянок турецкого флота, угрожавшего российским берегам, стратегическая важность Батум объяснялась и экономическими факторами - он являлся удобным транзитным портом для торговли с Персией, другими азиатскими странами, а также кратчайшим выходом для зарождавшейся закавказской промышленности в открытое море12.

Главная соперница России в регионе - Великобритания, оставшаяся крайне недовольной итогами Сан-Стефанского мира, предложила Османской империи защитить её владения и пересмотреть условия заключенного мира в ходе Берлинского конгресса. Кипр стал платой за усилия британского премьера Дизраэли. В результате дипломатической дуэли, которая произошла 125 лет назад между канцлером Горчаковым и Дизраэли в Берлине, Россия пошла на значительные уступки, но сохранила за собой Карсскую область, включая стратегически важный Соганлугский хребет на границе с Эрзерумским вилайетом (губернией) и Батум, объявив последний портом-франко. Положения Берлинского трактата были закреплены Константинопольским мирным договором от 27 января 1879 года13.

После продолжительных консультаций с османским военным руководством по эвакуации из Батумского порта османских войск под командованием Дервиш-паши Тавдгиридзе 25 августа 1878 года русская армия и флот под колокольный звон, впервые после долгих лет забвения донесшийся с греческой церкви св. Николая, вступили в Батум14. С этого дня можно вести отсчет 40 годам русского правления в этой части Юго-Западного Кавказа.

В турецкой историографии этот период принято называть «Kirk-Yilhk Karagiinleri» (Сорок лет черных дней). Нам неизвестно, является ли это определение, подчеркивающее якобы негативное воздействие российского владычества на регион, народным, или это лишь эпитет, использованный в одной из своих работ турецким историком доктором Фахреддином Кырзыоглу . Однако, по нашему мнению, достаточно вспомнить, что большинство ныне используемых административных зданий в Батуме и Карее, исторические центры городов были построены в течение этих 40 лет российского господства, чтобы усомниться в справедливости этого утверждения. Свидетелем этому был автор настоящих строк, изучивший в ходе многочисленных поездок в 1999-2000 годах территорию восточных районов современной Турции от черноморского побережья до предгорий Арарата.

В 1878 году практически во всем Батуме и окрестностях свирепствовала малярия, которая стараниями русской администрации была сведена на нет, и уже к началу XX века Батум стал наряду с Баку и Тифлисом одним из основных центров Закавказья. Следует отметить, что понятие Юго-Западный Кавказ, или Юго-Западное Закавказье, используемое азербайджанским исследователем Айдыном Гаджиевым, не является строго историческим или географическим, и в различных источниках можно встретить не совпадающие трактовки этого понятия, которые расходятся в принадлежности к нему некоторых некоторых уездов Эриваньской губернии, в том числе Шарура и Нахичевани. Так османская газета «Yeni Giin» (Новый День) в статье о жизни тюрок Юго-Западного Кавказа в декабре 1919 года отмечала, что в этот регион входят Каре, Ардаган, Батум, Ахалцихе (Месхетия), западная часть Ахалкалаки (Джавахетии), Эчмиадзин и области к юго-западу от него, южная часть Эривани, Нахичевань, Кагызман и Ольты16.

Политика закавказских властей и позиция большевиков по кавказским проблемам

Период с начала 1917 года до конца 1918 года является одним из наиболее сложных периодов в новейшей истории Кавказа, в течение которого были образованы три независимые национальные республики и произошло отделение от России Юго-Западного Кавказа.

С одной стороны, события 1917 года в Петрограде, такие, как отречение царя от престола 15 марта 1917 года и конец правления династии Романовых, создание советов рабочих и солдатских депутатов не могли не отразиться на ситуации в Закавказье, и были по-разному восприняты политическими силами региона. Формирование Временного правительства и перспектива созыва Учредительного Собрания в Закавказье могли означать не только шанс обретения реальной власти, но и вероятность провозглашения автономного федеративного правления.

С другой стороны, командование Кавказской армии, а затем и армянские национальные лидеры выразили обеспокоенность происходящим - революция в разгар войны могла пагубно сказаться на ее исходе. К этому времени Временное правительство подтвердило союзные обязательства России и во имя успешного завершения войны призвало народ к спокойствию. По указанию главы правительства князя Львова, кавказский наместник Великий князь Николай Николаевич обратился к представителям закавказской прессы, духовенства и лояльных Петрограду политических сил с призывом к спокойствию94.

Однако вскоре Временное правительство, опасаясь монархической приверженности Великого князя, принимает решение об упразднении аппарата наместничества на Кавказе. На несколько дней власть в административном центре Закавказья, Тифлисе, была сосредоточена в руках городского главы Александра Ивановича Хатисова, Тифлисской городской Думы и созданного 4 марта 1917 года Тифлисского Совета рабочих депутатов во главе с меньшевиком Ноем Жордания, повторяя, таким образом, ситуацию с Петроградским Советом и Временным Комитетом 4-ой Думы в столице95.

9 марта указом князя Львова был создан первый закавказский краевой орган власти - Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ), подчинявшийся Временному Правительству и состоявший из депутатов Четвертой Думы. Первоначально в ОЗАКОМ, наряду с председателем кадетом В.И. Харламовым, вошли меньшевик А.И. Чхенкели, социал-федералист К.Г.Абашидзе, независимый депутат, впоследствии примкнувший к «Мусават» М.Ю. Джафаров и кадет М.И. Пападжанов. Однако, в связи с отказом Харламова ехать в Тифлис, его место занял кадет Переверзев, а пост председателя достался Чхенкели. Это, в свою очередь, стало символичным началом формального лидерства грузинских меньшевиков в краевых органах власти .

Мы считаем важным отметить, что позиция Временного Правительства и его закавказского органа ОЗАКОМа по вопросам внутренней политики, а также по проблеме продолжения военных действий и административному управлению в занятых османских санджаках вызвали определенный раскол между политическими силами Закавказья.

Так на открывшемся под председательством депутата 1-ой Думы Али Мардана Топчибашева 15 апреля 1917 года в Баку Первом краевом съезде мусульман Кавказа его участники выразили недовольство работой ОЗАКОМа и высказались за смену его состава97. Наряду с общими декларативными решениями о единстве мусульман, съезд принял решение о создании альтернативных социал-демократическим объединениям военных и гражданских мусульманских комитетов. При этом большое значение для создания подобных комитетов и активизации политической работы среди кавказских мусульман имела объявленная после Февральской революции амнистия, позволившая многим осужденным вернуться на Кавказ.

Упразднение аппарата наместничества, связанный с этим кризис административной системы на Кавказе не замедлили сказаться на политической ситуации в Батумской и Карсской областях. По сведениям армянского историка A.M. Погосяна, до назначения уездных комиссаров и создания уездных, участковых и сельских исполнительных комитетов, согласно специальному уставу ОЗАКОМа от 27 апреля 1917 года, в этом регионе Кавказа образовался политический вакуум, который позволил значительно активизировать здесь свою деятельность как большевистским организациям, так и национальным силам .

Грузинский автор Г.Х. Хачапуридзе и азербайджанский исследователь Г.А. Мадатов сходятся во мнении, что местные власти и командование Кавказской армии не в состоянии были остановить распространение большевистской пропаганды. Многие созданные советы солдатских депутатов, объединившиеся на местах с советами рабочих и крестьянских депутатов, переходили под контроль большевиков, представляя тем самым угрозу как для командования армии, так и для гражданской власти .

Как сообщает A.M. Погосян, 6-7 марта 1917 года в Сарыкамышском гарнизоне произошли стихийные вооруженные столкновения солдат и офицеров. 6 марта в результате восстания Карского гарнизона были арестованы и заключены в тюрьму практически все представители городской власти, генерал-губернатор и его помощники, комендант крепости и ряд старших офицеров, полицейские чины. 8 марта дивизия казаков, посланная усмирить восставших, перешла на их сторону100.

Сложившейся ситуацией воспользовались члены «Исламского Благотворительного Общества», с начала Первой мировой войны легально действовавшего на всем Кавказе. В апреле 1917 года Рыза-бек и Юсуф Кенан-бек, представители общества в Карее, создали «Тайный Исламский Комитет». О прямой связи комитета и «Исламского Благотворительного Общества» свидетельствовал уже тот факт, что во всех уездных центрах отделения комитета были открыты в зданиях, принадлежавших благотворительному обществу. Кроме того, турецкий автор Ф.Кырзыоглу сообщает, что в работе Исламского комитета приняли участие будущие политические лидеры мусульман Юго-Западного Кавказа - Али Рыза-бек из Кагызмана, Фахреддин Пироглы из Сарыкамыша, Эсад Абдуллаев из Ольт, представители дворянства - Расим и Джалал Аджарские, братья Хамшиевы, Атабековы101.

В связи с последней фамилией мы считаем необходимым выделить Атабека Османа Сервер-бека, деятельности которого посвятил одну из своих работ Ф.Кырзыоглу. Родившийся в 1886 году, происхождением из знатного кыпчакского рода Атабеков, имевший родовое имение в Алтункале Чалдырского участка, он выделялся среди прочих мусульманских лидеров не только знанием нескольких иностранных языков и наличием трех высших образований (в том числе Юридического факультета Петербургского университета), но и более широкими взглядами на будущее Юго-Западного Кавказа. Активно участвуя в создании отделений Исламского комитета в Ардагане, Посхове, Алтункале, Ахалцихе, Ацхуре и Ахалкалаки, он одним из первых организовал мусульманские вооруженные отряды, а после участия в съезде мусульман Кавказа провел два конгресса представителей мусульманского населения Ахалцихского уезда, на которых было принято решение о политическом единении с мусульманскими организациями региона102.

Мудросский мир (30 октября 1918 года)

Несмотря на военные и дипломатические успехи на Кавказе, в том числе и присоединение Батумской и Карсской областей, общее положение Османской империи к осени 1918 года серьезно осложнилось. Принимая во внимание развитие наметившихся накануне Батумской конференции германских контактов с большевистским и грузинским руководством, мы можем говорить о том, что кавказская политика младотурок привела страну к определенной политической изоляции.

Германия открыто выступала против действий своей союзницы и, в свою очередь, сама стремилась закрепиться в Закавказье, неоднократно подтверждая при этом большевикам свою приверженность Брестскому миру. 27 августа 1918 года в Батуме глава немецкой миссии фон Лоссов заключил с Советской Россией тайное соглашение против нарушения османами демаркационной линии, определенной договором. Согласно этому соглашению, немецкая сторона соглашалась с возвращением большевиков в Баку в обмен на регулярные поставки нефтепродуктов. В ходе берлинского визита османского премьера Талат-паши в сентябре 1918 года советский посол Иоффе однозначно дал понять османской стороне, что Москва не одобряет оккупацию Баку, который был необходим большевикам для развития промышленности юга России. Согласно турецкому автору Юсуфу Хикмету Баюру, по итогам своих переговоров с Германией и Советской России Талат-паша согласился вывести войска с Кавказа, за исключение территории трех санджаков .

Однако, как пишет в своих воспоминаниях Талат-паша, вскоре после возвращения османской делегации в Стамбул, 29 сентября, Болгария в одностороннем порядке заявила о выходе из войны, что, помимо серьезной угрозы Восточной Фракии, означало и полное прекращение стратегических поставок из Германии288. Кроме того, 4 октября Германия, а на следующий день и Австро-Венгрия запросили мира.

Британские документы, опубликованные немецким исследователем Готхардом Ешке, свидетельствуют, что, получив согласие своих союзников, османское руководство по различным каналам безуспешно пыталось начать переговоры о перемирии с Антантой, однако Великобритания, которая не разделяла кавказских и иранских планов османского руководства, не желала вести переговоры с младотурками и продолжала наступать на османскую столицу .

Известие о приближении 7-ой и 8-ой дивизий британского генерала сэра Джорджа Милна вызвало панику в Стамбуле и повлекло отставку кабинета Талат-паши 8 октября 1918 года, что в современной исторической литературе принято считать формальным завершением 10-летнего правления младотурок, однако еще долгое время после отставки Талат-паши младотурки сохраняли свое влияние в столице. 14 октября было сформировано так называемое «военное» правительство во главе с маршалом Ахмедом Иззет-пашой, просуществовавшие до 11 ноября 1918 года290.

Между тем, оперативная ситуация во Фракии и Сирии также складывалась не в пользу османов, и новое правительство прикладывало массу усилий, чтобы склонить Антанту к мирным переговорам. Свою помощь в этом 15 октября 1918 года предложил британский генерал Таунсхенд, сдавшийся в плен при Кут-эль-Амаре в апреле 1916 года291.

Из опубликованных Г.Ешке документов следует, что в письме к морскому министру Рауф-бею генерал Таунсхенд за уважительное отношение к своей персоне в плену предлагал османскому правительству посредничество в переговорах с союзниками. Связавшись с командующим Британским Средиземноморским Флотом адмиралом сэром Сомерсетом Артуром Калторпом, генерал Таунсхенд получил согласие британской стороны на переговоры, в то время, как условия перемирия были тайно определены союзниками еще 7 октября 1918 года .

Незадолго до начала переговоров о перемирии 21 октября новый военный министр Джевад-паша приказом по Группе Восточных Армий установил шестинедельный срок для вывода османских войск из Закавказья и Северного Ирана на границы, определенные Брест-Литовским миром. Кроме того, упразднялся штаб Первого Кавказского корпуса и Главная Ставка Восточной Группы Армий, службы штабов должны были прибыть в Стамбул. 6-ая и 9-ая армии переводились в прямое подчинение Генеральному штабу. 9-ой армии под командованием Якуба Шевки-паши ставилась задача охранять безопасность границы от пограничного с Ираном местечка Назлычай до побережья Черного моря. Переброску же выводимых с Кавказа частей в Стамбул предписывалось осуществить через Батумский порт, предварительно договорившись о том с закавказскими правительствами .

Нам представляется справедливой оценка, данная этому приказу турецким исследователем Мустафой Будаком,. которая выражалась в том, что вывод войск с Кавказа и Ирана был начат для того, чтобы в результате сохранить территорию Батумской и Карсской областей294.

Местом для переговоров между Антантой и Османской империей был избран британский крейсер «Агамемнон», находившийся в порту Мудрое острова Лемнос. Османская делегация в составе её председателя Хюсейна Рауф-бея, главы морского ведомства, в начале войны выполнявшего поручения османской разведки , советника МИДа Решата Хикмет-бея и подполковника Генштаба Садуллах-бея прибыла на Лемнос вечером 26 октября. Всего с 27 по 30 октября стороны провели пять заседаний . Турецкий исследователь С. Эсин Дайы, опираясь на воспоминания Рауф-бея, достаточно подробно передает содержание османо-британских переговоров. Османская делегация изначально получила директиву оспаривать предварительные условия перемирия. Османы не сознавали себя проигравшей стороной, требуя уступок и выгодной для себя формулировки практически всех статей окончательного договора, в том числе и по кавказским вопросам. В частности, ссылаясь на положения не признанного Антантой Брестского мира, османская делегация настаивала, чтобы османские войска остались в Батумской и Карсской областях до подписания окончательного мирного договора297.

Если верить другому турецкому автору, дипломату Али Фуаду Тюркгельды, который был секретарем османской мирной делегации, османы активно использовали и так называемую «большевистскую угрозу». Согласившись передать железные дороги Закавказья под контроль представителей Антанты и вывести войска из Ирана, они рассчитывали выторговать у союзников определенную долю при разделе бакинской нефти.

Турецкая сторона согласилась на оккупацию союзниками портовых и нефтеналивных сооружений Батума, удовлетворившись заверениями англичан, что это не повлияет на османское гражданское управление городом, поскольку цель союзной оккупации не отделить Батум от Османской империи, а препятствовать германскому проникновению на Кавказ298.

Кроме того, руководствуясь новыми директивами из Стамбула, Рауф-бей предложил провести поэтапный вывод османских войск с Кавказа, т.е. сохранить ограниченные воинские контингенты до тех пор, пока комиссии представителей стран Антанты на местах не сочтут необходимым полный вывод османских войск из тех или иных населенных пунктов299.

Серьезные разногласия между сторонами возникли по второй статье договора, согласно которой союзники оставляли за собой право направить войска в любую точку империи, если возникнет угроза их безопасности. В ответ на османские возражения адмирал Сеймур дипломатично пояснил, что речь вовсе не идет об оккупации империи или захвате всех стратегически важных территорий300.

Тем не менее, османская делегация не могла затягивать переговоры, и вечером 30 октября 1918 года стороны подписали итоговый текст перемирия. Как справедливо отмечает Е.В.Тарле, Мудросский мир был подписан ровно через 4 года после вступления Османской империи в войну301.

По условиям договора османская армия капитулировала на всех фронтах, союзники получали право оккупировать укрепления Черноморских проливов, а также свободно проводить по ним свои военные суда. Антанта оккупировала так называемые «Шесть вилайетов» (Сивас, Битлис, Ван,

Дийарбакыр, Эрзерум и Элазыг (Харпут)), получала под свой контроль железные дороги Османской империи и Закавказья. Османская империя соглашалась на оккупацию Батумского порта, но при этом Антанта согласилась на поэтапный вывод османских частей с Кавказа302.

Похожие диссертации на Юго-Западная Кавказская Республика (1918-1919 гг. ) и возрождение государственности на Южном Кавказе