Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ 20
1.1. Государственная политика в области музейного дела в годы советской власти 20
1.2. Политика государства в области музейного дела в постсоветский период (1991-2009 гг.) 36
ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ИМЕНИ
А.В. АНОХИНА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ 45
2.1. Ойротский музей и становление краеведческого движения в Горном Алтае 45
2.2. Военные и послевоенные годы в развитии музейного дела (1941-1990-е гг.) , 95
2.3. Постсоветский период в деятельности Национального музея Республики Алтай 110
2.4. Образование филиалов Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина 120
Глава 3. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ МУЗЕЕВ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ (1920-2009 ГГ.) 139
3.1. Историко-культурные характеристики музеев учебных заведений 139
3.2. Развитие сети муниципальных музеев Республики Алтай 153
3.3. Роль отраслевых музеев в сохранении культурного наследия региона 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 173
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 204
ПРИЛОЖЕНИЯ 206
- Государственная политика в области музейного дела в годы советской власти
- Ойротский музей и становление краеведческого движения в Горном Алтае
- Историко-культурные характеристики музеев учебных заведений
Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях глобализации, демократизации изменилось отношение общества к культурному наследию, которое воспринимается как национальное достояние, гарантия устойчивого социально-экономического развития.
Музеи являются главными хранителями национального достояния, социальной памяти. Историко-культурное наследие народов Республики Алтай, представленное в музеях, является не только национальным, но и мировым достоянием. Алтай, в силу геополитического расположения (центр Евразии), в разные исторические эпохи объединял многие этносы и культуры, входил в состав государственных объединений: I-II Тюркских, Уйгурского, Кыргызского каганатов, империи Чингисхана, Джунгарского ханства. В этом удивительном регионе в настоящее время живут более 100 национальностей, сумевших в условиях первозданной природы суровой Сибири сохранить свои обычаи, национальную культуру, традиции.
Богатейшее историко-культурное наследие эпохи бронзы (каракольская культура), железного века (пазырыкская культура), раннего средневековья (древнетюркская культура), а также предметы этнографии, искусства и культуры народов Республики Алтай хранят и представляют ведущие музеи страны: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный Исторический музей, Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Музей археологии и этнографии народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН.
К сожалению, музеи Республики Алтай в настоящее время не располагают необходимыми условиями для хранения раритетов. Закон Республики Алтай «О культуре», принятый 15 февраля 2001 г. № 20-55 и республиканская целевая программа «Культура Республики Алтай», рассчитанная на 2005-2008 гг. и продолженная на современном этапе, направлены на усиление роли музеев в сохранении наследия, укрепление материально-технической базы.
Последнее десятилетие отмечено увеличением численности музеев, строительством новых зданий, реконструкцией Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина, пополнением фондов, организацией международных выставок, ростом повышения квалификации сотрудников. В этих условиях изучение многолетнего опыта деятельности музеев Республики Алтай становится необходимым, так как позволит не только реконструировать историю, но и наметить перспективы дальнейшего развития.
В пользу актуальности исследования говорит и тот факт, что история музейного дела в Республике Алтай до настоящего времени не была исследована историками, музееведами и культурологами.
Актуальность исследования усиливается в связи с ускоренным развитием туристического бизнеса в Республике Алтай.
Историография проблемы.
Степень изученности сети музеев Республики Алтай характеризуется относительно небольшим, в количественном отношении, объемом публикаций и отсутствием монографических исследований. Состав историографических источников характеризуется преобладанием научных статей, опубликованных в сборниках научных трудов, материалах научно-практических конференций, в периодической печати.
Идея организации первого музея связана с именами Г.И. Чорос-Гуркина, А.В. Анохина. Основой для формирования фондов будущего музея послужили закупленные в 1918 г. Каракорум-Алтайской Уездной Земской Управой коллекции известных исследователей Алтая и Сибири СИ. и И. С. Гуляевых. Их биографии достаточно подробно исследованы искусствоведами, краеведами, историками, культурологами: Л.И. Снитко, Г.А. Образцовым, С.А. Стрельцовым, В.И. Эдоковым, Г.И. Прибытковым, P.M. Еркиновой; В.Ф. Хохолковым, Б. Шульгиным, Н.И. Разгон, Д.А. Функ, Т.В. Тишкиной; М.Ф. Розен, В.Ф. Гришаевым, Ю.Л. Троицким, А.А. Колесниковым, А.А. Фоминой.1
Первое сообщение об организации музея в Горном Алтае появилось в 1923 г. в «Сибирском педагогическом журнале» и было посвящено маленькому школьному музею, созданному в 1921 г. по инициативе учителя П. Мальгина в с. Черный-Ануй Горно-Алтайского уезда.2
Информация о первом краеведческом музее в Горном Алтае (об Улалинском) появилась в 1926 г. в кратком обзоре о сибирских музеях в ежемесячном общественно-педагогическом журнале «Просвещение Сибири»3. В этой работе дается краткое описание этнографических, геологических
1 Снитко, Л.И. Первые художники Алтая (Г.И. Гуркин, А. О. Никулин, Н.И. Чевалков)//Искусство, 1977. - №2. -С.48-52.;
Образцов, Г.А. Г.И. Гуркин - алтайский художник-пейзажист -Горно-Алтайск, 1958. -48 с; Стрельцов, С.А. Г.И. Гуркин .
-Л.: Художник РСФСР, 1966. -71 с; Эдоков, В. И. Гуркин Г. И.: Очерк жизни и творчества. -Барнаул, 1967. - 118 с; он же
Мастер из Аноса. -Барнаул, 1984. -71 с; он же
Г.И. Чорос-Гуркин. (Судьба. Творчество)//Возвращение. Сборник докладов и сообщений научно-практической конференции «Чорос-Гуркин и современность». - Горно-Алтайск, 1993. - С.8-104.; Прибытков, Г.И. Чорос-Гуркин. - Горно-Алтайск, 2000. - 188с; Еркинова, P.M. Материал Г.И. Чорос-Гуркина по алтайскому шаманству (из фондов республиканского краеведческого музея им. А.В.Анохина)//Художественная жизнь Сибири начала XX в. -Томск, 2000. -С. 113-140.; Хохолков, В.Ф. Доктор краеведения //Эл Алтай. - 1990. -№1. -С. 154-161.; он же Ученый-композитор//Известия культуры России. -1990. - № 8. -С.32-35. он же Выдающийся алтаевед//Кан- Алтай. -1994. - №3. -С. 11-13.; Шульгин, Б. Андрей Викторович Анохин и музыкальная культура алтайцев //Кан-Алтай. -Горно-Алтайск. - 1994. - №3. -С.8-10.; Разгон, Н.И. 125 лет со дня рождения ученого-этнографа и композитора А.В Анохина (1869-1931) // Страницы истории Алтая. 1994. Библиографический указатель. - Барнаул, 1993. - С. 86-90.; Функ, Д.А. Материалы по шорскому шаманству в архиве А.В.Анохина// Шаманизм и ранние религиозные представления: К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П.Потапова. -М., 1995. -С. 180-206.; Тишкина, Т.В. Андрей Викторович Анохин и школьные экспедиции в Горный Алтай //Анохинскиечтения. Материалы научной конференции «V Анохинскиечтения». -Горно-Алтайск, 2008. -С.59-65.; Розен, М.Ф. Очерки об исследователях и исследованиях Алтая (XVII-начало XX века). -Барнаул, 1996. - 191 с; Гришаев, В.Ф. Судьба наследия отца и сына Гуляевых//Гуляевские чтения. Вып.1. -Барнаул, 1998. - С.132-138.; Троицкий, Ю.Л. Личная библиотека СИ. Гуляева (проблемы реконструкции) //Русская книга в дореволюционной Сибири. Книгописная деятельность и круг чтения сибиряков. -Новосибирск, 1984. -С. 82-91.; Колесников, А.А. Личный фонд НС. Гуляева в Алтайском краевом краеведческом музее // Гуляевские чтения. Вып.1. - Барнаул, 1998. - С.13-17.; Фомина, А.А. Реноме Н.С. Гуляева в библиотечном мире Алтая //Гуляевские чтения. Вып.1. -Барнаул, 1998. -С. 130-132.
2 Мальгин, П. Народный музей в деревне: Организация сибирских сельских музеев // Сибирский педагогический журнал. -
Новониколаевск, 1923.-Кн. 1.-С. 156-157.
3Музеи Сибири (краткий обзор) //Просвещение Сибири. Ежемесячный общественно-педагогический журнал. - 1926. - № 19.-С. 70.
предметов частной коллекции Гуляевых. В 1928 г. в журнале «Сибирские огни»4 об Улалинском музее сообщается как о самом молодом музее в Сибири. Более подробные сведения о музее были представлены в статье Н. Гайсина «Ойротский музей» в ежемесячном журнале политики, экономики и краеведения «Жизнь Сибири»5 за 1928 г. В статье рассказывается о длительных перевозках коллекций из одного населенного пункта в другой, которые имели место с 1920 по 1926 гг., утратах предметов, предоставлении музею в 1927 г. отдельного помещения, организации краеведческого общества под названием «Общество друзей Ойротского музея».
«Общество друзей Ойротского музея» в 1930 г. вошло в состав «Общества изучения Сибири и ее производительных сил». Об этом важном событии было напечатано в журнале «Сообщения ГАИМК».6
Период 1930-1940 гг. отмечен появлением серии публикаций, посвященных деятельности музея Алтаеведения в Алтайском государственном заповеднике. Автор статьи Л.О. Бородина подробно описала историю формирования музея. Особое внимание было уделено новым поступлениям.7
Вконце 1920-нач. 1930-х гг. на территории Ойротской автономной области работали экспедиции Комиссии по изучению племенного состава СССР и Музея антропологии и этнографии АН СССР, научно-исследовательского института этнографии и отделения этнографии Государственного Русского Географического общества, этнографо-экономическая экспедиция Ленинградского государственного университета, Палеоэтнологическая экспедиция Государственного Русского музея по изучению природных ресурсов, этнографии и археологических памятников Горного Алтая. О результатах совместной работы в научной экспедиции Ойротского музея в Онгудайский район была опубликована статья этнографа А.Г. Данилина.8 В местных газетах «Кызыл Ойрот» и «Красная Ойротия» 1930-е гг. появились статьи о вновь открываемом в музее отделе природы и новых поступлениях полезных ископаемых и минералов, характеристика экспозиции по археологии.9
Исследованиями по восстановлению истории Алтайской Горной Думы -органа местного самоуправления алтайцев в июле 1917 - марте 1918 гг., сыгравшей особую роль в организации музея на территории Алтая, занимались Н.С. Модоров, Н.А. Майдурова, Н. Иванцова и т.д.10
4Наши музеи// Сибирские огни, 1928. -№3-4. - С. 250.
5 Гайсин, Н. Ойратский музей / Н. Гайсин // Жизнь Сибири. Ежемесячный журнал политики, экономики и краеведения. -
Новосибирск, 1928. -С.84.
6 Ойратский областной музей реорганизуется//Сообщения ГАИМК, 1931. -№3. -С. 38.
7 Бородина, Л.О. О работе Алтайского заповедника //Труды Всесоюзного съезда по охране природы в СССР. -Москва, 1935.
-С. 114-115.
8 Данилин, А.Г. Научная экспедиция ойротского музея //Красная Ойротия. - 1934. -№104. -3 августа.
9 Новая выставка в музее (о выставке «Происхождение человека») //Красная Ойротия. -1936. -№198. - С.4.; Археологический
отдел областного музея // Красная Ойротия. - 1938. -№138. -С. 4.;
10 Модоров, Н.С. История и культура Горного Алтая. Учебное пособие. -Горно-Алтайск, 1992. - 149 с; Майдурова, Н.А. Из
истории Алтайской горной думы // Кан-Алтай. - 1994. -№4. - С.41-44.; она же Алтайская горная дума в 1917-1918 гг. //
Материалы по истории и культуре Республики Алтай. -Горно-Алтайск, 1994. -С. 82-86.; Иванцова, Н. Каракорум-Алтайская
управа: первые мероприятия в области народного образования и культуры // Кан-Алтай. - 1994. - №4. - С. 44-45.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были опубликованы статьи об экспозиционно-выставочной, патриотической работе музея.11 Несмотря на то, что источниковедческий анализ имеет больше прав на многие из этих статей, чем историографический, можем отметить, что они позволяют представить, как складывалось историческое знание о музеях.
Юбилею Горно-Алтайского краеведческого музея посвятила статью З.Е. Панова,12 проработавшая директором в 1951-1959 гг. В статье была изложена подробная история музея с момента образования до 1950 г., затронуты проблемы формирования коллекции, построения экспозиций, научной обработки фондов, изложены планы на будущее.
Серьезной исследовательской работой, посвященной истории музея, является также статья Л.А. Давыдовой. В своей статье, опубликованной в Ученых записках Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы (ГАНИИИЯЛ), она на основе архивных материалов восстановила историю музея. Автор впервые приводит сведения об организации научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, фондовой работы музея с момента основания в 1927г. (после предоставления здания) по 1960-е гг., дает характеристику работы научных отделов, приводит статистические данные о посещаемости музея.13
Начиная с 1950-х по 2009 гг. в местных периодических изданиях «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны» было опубликовано более 200 статей, посвященных в основном деятельности Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина. Информации об открытии общественных музеев в области публиковались редко. Характерная черта публикаций до 1980 гг. -стремление показать активную деятельность отдела истории советского периода Горно-Алтайского областного краеведческого музея по пропаганде достижений в народном хозяйстве и культуре.
Начиная с 1990-х гг. история Национального музея и его филиалов стала предметом целенаправленных исследований директора музея P.M. Еркиновой и заведующей отделом истории Т.Н. Полтевой.14 В научных сборниках были опубликованы статьи, рассматривающие историю музея с позиций «история - музей - лица», анализирующие вклад конкретных общественных деятелей в организацию и становление музея: Г.И. Чорос-Гуркина, А.В. Анохина, СИ. и
11 Воробьев, В. Лекции и выставки // Красная Ойротия. - 1942. - №бб. - 16 июля.; К 25-летию Великой Октябрьской
социалистической революции-выставка портретов передовиков//Красная Ойротия. - 1942. -№75. -27 августа.; Новогодняя
выставка художников // Красная Ойротия. - 1945. - № 1.
12 Панова, 3. Е. Горно-Алтайскому краеведческому музею - 25 лет // Звезда Алтая. -1952. - 1 ноября.
13 Давыдова, Л. А. Горно-Алтайский областной краеведческий музей //Ученые записки ГАНИИИЯЛ. - Горно-Алтайск, 1962.
-Вып. 2.-С. 97-102.
14Еркинова, P.M. Музей вчера, сегодня, завтра (страницы истории)//Звезда Алтая. -1991.-18 мая.; она же: О первом этапе в становлении республиканского музея //Кан-Алтай. - 1995. -№3. - С.8-14.; История создания и современное значение Национального музея РА им. А.В.Анохина//Хранители наследия. Барнаул, 2003. - С. 34-37.; Полтева, Т.И. Коллекция СИ. иН.С. Гуляевых-основа формирования фондов Национального музея Республики Алтай имени А. В. Анохина//Декабрьские диалоги: Вып. б. -Омск:, 2004. -С. 250-255.; она же: Сергеев Сергей Михайлович-заведующий Ойротским государственным областным краеведческим музеем //Материалы Анохинских краеведческих чтений 2003 г. Сборник научных статей. - Горно-Алтайск, 2004. -С.20-24.
Н.С. Гуляевых, директоров СМ. Сергеева, Л.А. Давыдовой и т.д. Особое внимание было уделено истории формирования художественных, этнографических (шаманских) коллекций, материалов, развитию краеведческого движения в Горном Алтае. Авторы приводят интересные факты из истории организации научных экспедиций, обновления экспозиций, но ни одна из работ специально не рассматривает историю музейного дела в Республике Алтай.
Подводя итог историографическому обзору формирования исторического знания о деятельности музеев с 1918 по 2009 гг., можно сделать вывод о недостаточности публикаций, описывающих и объясняющих динамику музейного процесса в Республике Алтай. Отсутствие в настоящее время специального обобщающего исследования, недостаточная проработанность многих важных вопросов темы свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения проблемы.
Целью данной работы является изучение истории музеев, музейного дела в Республике Алтай и влияние на образование, науку и культуру региона. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи исследования:
реконструировать процесс формирования исторического знания о музеях Республики;
проанализировать практическое осуществление государственной политики в контексте сохранения историко-культурного наследия;
изучить историю Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина и его филиалов;
- выявить основные тенденции развития музейной сети;
определить специфику деятельности музеев учебных заведений;
проанализировать процесс эволюции общественных музеев и становления их новой организационно-правовой формы - муниципальных музеев, определить их роль в сохранении культурного наследия региона;
- рассмотреть основные этапы деятельности отраслевых музеев;
- разработать концептуальную модель совершенствования фондовой и
экспозиционно-выставочной деятельности Национального музея Республики
Алтай им. А.В. Анохина.
Объект исследования - процесс становления и развития музейного дела в Республике Алтай.
Предмет исследования - изменения, происходящие в музеях Республики Алтай под воздействием внешних факторов и их внутренней эволюции.
Территориальные рамки исследования очерчиваются границами современной территории Республики Алтай, вошедшей в научную литературу и как «Горный Алтай», в связи с особенностями геологического строения
Алтайской горной системы. Данная территория до 1898 г. входила в состав Бийского округа, до середины 1917 г. - Бийского уезда Алтайского округа Томской губернии, а затем - Алтайской губернии и составляла единый административный и хозяйственный организм - кабинетские земли. В октябре 1918 г. получает статус Каракорум-Алтайской Земской Уездной Управы.
1 июня 1922 г. выходит Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) об образовании Ойротской автономной области. 7 января 1948 г. Ойротская автономная область переименована в Горно-Алтайскую автономную область. 3 июля 1991 г. образована Горно-Алтайская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР, преобразованная 5 февраля 1992 г. в Республику Горный Алтай, а 7 мая 1992 г. - в Республику Алтай.
Хронологические рамки исследования включают в себя период с 1918 по 2009 гг. Нижняя граница определена годом приобретения Алтайской Горной Думой коллекций для организации первого музея Горного Алтая.
Методологическая и теоретическая база исследования. В качестве теоретической базы использовались научные разработки российских ученых в области исследования культурного и природного наследия, в частности, научные разработки ученых Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.
Важными методологическими документами послужили Закон Республики Алтай «О культуре», принятый 15 февраля 2001 г. № 20-55 и республиканская целевая программа «Культура Республики Алтай.
История музейного дела в Республике Алтай реконструирована на основе применения системного подхода, позволяющего представить музеи, музейное дело в виде системы. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследователя на раскрытие целостности развивающегося объекта, выявление его структуры, типов, связей и сведение их в единую теоретическую картину.
Принцип историзма позволил получить целостное представление о развитии музейного дела в регионе.
При анализе источников использовались как общенаучные (анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование), так и исторические (сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, эмпирические) методы исследования.
Функциональный метод позволил адекватно отобразить роль музеев в сохранении и воспроизводстве культурного наследия.
В диссертационной работе использованы междисциплинарные методы, основанные на сочетании источниковедческого, музееведческого подходов к изучению музейных коллекций.
Источниковая база исследования представлена различными типами источников, позволяющих воссоздать достоверную картину эволюции музейного дела Республики Алтай.
Основную группу источников составляют нормативно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и Республики Алтай, такие как: Закон Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г., Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», утвержденный Президентом Российской Федерации 26 мая 1996 г. за№ 54-ФЗ, Закон Республики Алтай «О культуре», принятый 15 февраля 2001 г. № 20-55, республиканская целевая программа «Культура Республики Алтай» и др.
Привлечены материалы архивных фондов Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК) (Ф.81, Ф. 27, Ф. 163); Государственного архива Республики Алтай (ГАРА) (Р-55, Ф.64), Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина (НМРА), текущих архивов муниципальных, отраслевых, школьных музеев и Республиканской станции юных туристов (РесСЮТур).
Особую группу источников составили делопроизводственные документы музеев: годовые отчеты, планы, стенограммы совещаний Министерства культуры Республики Алтай, Научно-методического совета Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина, статистические отчеты.
Использована музейная учетно-хранительская документация, представившая информацию о музейных коллекциях: научно-справочная документация (научные паспорта, каталоги); тематико-экспозиционные планы экспозиций и выставок, книги учета поступлений экспонатов.
Значительную часть используемых источников составляют материалы экспедиций, собранные во время командировок в филиалы, муниципальные, ведомственные музеи.
Важным источником явились коллекции, хранящиеся в фондах музеев, каталоги выставок, буклеты, проспекты, подготовленные музеями Республики.
Необходимо отметить, что письменные источники (делопроизводственная документация, статистические и справочные издания, материалы периодической печати) читались не только на русском, но и алтайском языках.
Привлечены также источники личного происхождения: путевые заметки, дневники, записные книжки, письма сотрудников Национального музея Республики Алтай; статистические материалы: сведения о фондах, уровне посещаемости и экскурсионного обслуживания музеев в различные периоды деятельности.
Значительная часть источников впервые вводится в научный оборот.
Таким образом, источниковая база характеризуется достаточной степенью
полноты, достоверности, научной новизны, адекватной поставленным исследовательским задачам. Широкий круг опубликованных и неопубликованных источников, использованных в ходе работы, позволяет достичь решения цели и задач диссертационного исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем:
Впервые применен комплексный подход к решению проблем исторической реконструкции и теоретического объяснения процесса развития музейного дела в Республике Алтай;
впервые решаются задачи системного описания деятельности музеев Республики Алтай;
в научный оборот введено значительное количество неопубликованных источников, касающихся истории и деятельности музеев;
выявлена динамика формирования коллекций в фондах музеев и определена их связь с историей развития науки и с историей региона;
прослежены пути реализации основных направлений государственной политики по развитию музейного дела и сохранению культурного наследия;
восстановлена история Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина и его филиалов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования эмпирического материала, теоретических выводов, обобщенного исторического опыта для дальнейшего изучения истории музейного дела и культуры, преподавания курсов краеведения, музееведения, культурологии в высших или в средне-специальных учебных заведениях.
Выводы и рекомендации, относящиеся к современному этапу развития, могут быть использованы сотрудниками музеев, органов управления культурой, общественными организациями для разработки мероприятий по модернизации существующей музейной сети в Республике Алтай.
Часть материалов диссертации уже успешно использовалась при разработке экспозиции «А.В. Анохин - композитор, этнограф, краевед» (2004 г.), тематико-экспозиционного плана выставки, посвященной 140-летию со дня рождения А.В. Анохина (2009 г.) в Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина, при создании постоянно обновляемого сайта в рамках проекта «Музейный компас Сибири» (2006 г.), «Атласа Республики Алтай», изданного в г. Новосибирске (2006 г.).
Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями; широтой и глубиной источниковой базы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Музеи Горного Алтая за длительный период существования накопили и сохранили уникальное культурное наследие народов Алтая, которое в современных социально-экономических и политических условиях нуждается
в изучении.
Музеи высших учебных заведений, муниципальные, отраслевые, школьные являются важными информационными, историко-культурными центрами поселений.
Национальный музей Республики Алтай - первое научно-исследовательское учреждение, внесшее существенный вклад в дело изучения Горного Алтая, сохранение культурного наследия.
Музейная сеть Республики в связи с развитием туристического бизнеса нуждается в совершенствовании.
Апробация результатов исследования
Материалы диссертации были апробированы на международной конференции «Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов», посвященной 80-летию со дня рождения известного ученого - тувиноведа СИ. Вайнштейна (Кызыл, 2006); научной конференции с международным участием «Немецкие исследователи на Алтае», посвященной 170-летию со дня рождения В.В. Радлова (Горно-Алтайск, 2007); международном симпозиуме «Музеология, музеи в меняющемся мире» (Новосибирск, 2008, г. Чангша (КНР); всероссийской научно-практической конференции «Алтай-Россия: через века в будущее», посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства (Горно-Алтайск, 2006); региональных конференциях «Оносские встречи» (с. Анос Чемальского района, 2007), «VII Гуляевские чтения» (Барнаул, 2008), республиканских конференциях «Анохинские чтения», «Архивы Республики Алтай: взгляд на прошлое и настоящее». Конференция ««История и современность Чемальского района» посвящена 15-летию образования района (Горно-Алтайск, 2003; 2006; 2007; 2008; 2009).
По теме диссертации в различных изданиях опубликована 21 статья.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры историко-культурного наследия и туризма ГОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия». Протокол №4 от 27 декабря 2009 г.
Структура диссертации подчинена цели исследования, определена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений, приложений. Общий объём работы 253 страниц. Список использованной литературы включает 232 научных работ.
Государственная политика в области музейного дела в годы советской власти
Вопрос о взаимоотношении музеев с властью на протяжении всей истории их существования — один из важнейших в истории музейного дела. Ведь именно политика государства диктует музеям те или иные установки и создает условия, в которых осуществляется их развитие на практике.
Первые музеи в России возникли в нач. XVIII в. Музейная деятельность Петра I и Екатерины II, ставших инициаторами создания наиболее известных коллекций, впоследствии превратившихся в музеи национального значения — Петербургской Кунсткамеры (1714 г.) и Эрмитажа (1764 г.), становится одной из сторон их политики в области культуры и просвещения.
Конец XVIII - середина XIX вв. внес существенные изменения в историю музейного дела в России. Инициатива в деле организации музеев постепенно переходит от монархов к общественности и ознаменовался возникновением провинциальных музеев в Крыму, Риге, Иркутске
С середины XIX в. связи с переходом алтайцев от кочевого образа жизни к оседлости продолжается работа над административным устройством населения Горного Алтая. В 1804 г. была образована Томская губерния, в состав которой вошли Бийский и Кузнецкий уезды с аборигенным населением. С образованием новой губернии алтайские народы были включены в состав Бийского уезда, начинается постепенное заселение предгорий, а затем и горной части Горного Алтая1.
В 1823 г. в ознаменование 100-летия горнорудного дела на Алтае был основан Барнаульский горный музеум П.К.Фроловым (1775-1839) и Ф.В. Геблером (1781-1850). Начало музею положили историко-техническая (модельная), минералогическая, археологическая коллекции. Первые музейные коллекции располагались в здании Горной канцелярии на территории Барнаульского сереброплавильного завода2.
Во второй половине XIX в. в музейном деле происходят изменения, вызванные условиями буржуазного развития страны, отменой крепостного права, вовлечением в культурную жизнь России разночинной интеллигенции, несшей идеи демократизма и просветительства. Значительно растет музейная сеть. По данным Д.А. Равикович, за период с 1861 по 1905 гг. было создано 45 музеев комплексного профиля, из которых половина возникла в наиболее отдаленных районах Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока . Инициатива в создании музеев принадлежала не правительству, а местной администрации, научной общественности, краеведам-любителям4. Музеи из элитарных превращаются в общедоступные, круг посетителей расширяется за счет средних и низших слоев населения.
В системе органов государственного управления царской России не было специального ведомства, которое бы руководило музеями, вырабатывало единую политику в отношении музеев. Не было и специального музейного законодательства, каких-либо инструктивных документов. Законодательным путем оформлялось только появление музеев их положение и штат1.
Одним из острейших вопросов в начале XX в. стал вопрос о сохранности музейных фондов. Неудовлетворительные условия хранения и экспонирования музейных коллекций, малочисленность штата как в правительственных, так и в провинциальных музеях приводило к утрате и хищениям экспонатов.
В декабре 1912 г. с разрешения министра внутренних дел в Москве состоялся предварительный съезд музейных деятелей, который явился значительной вехой в развитии отечественного музейного дела2. На съезде обсуждены как теоретические, так и практические вопросы: о финансировании музеев, принятии закона об охране памятников старины; о дефиниции музея, его социальных функциях, классификации музейных предметов. Осознание общности интересов и целей, желание организовать профессиональное сообщество стало важным показателем завершения процесса, в результате которого музеи приобрели статус культурной нормы, а музейное дело сложилось в особую форму культурной деятельности .
Таким образом, для дореволюционного времени, когда отсутствовали органы управления музеями, музейное законодательство, понятие «государственная политика» в области музейного дела в некоторой степени условно. Она только складывалась. В целом же можно говорить об общем взгляде официальных кругов царской России на задачи музеев, их влияние на развитие общества. Существовала также инициатива властей в организации ряда музеев, поощрение или отвержение общественных проектов создания музеев, представляющихся на их рассмотрение.
class2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ИМЕНИ
А.В. АНОХИНА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ class2
Ойротский музей и становление краеведческого движения в Горном Алтае
Первопричину появления музеев исследователи связывают, в первую очередь, с коллекционированием. Интерес человека к собиранию и сохранению свидетельств природного и рукотворного характера, запечатлевающих и отражающих эволюцию окружающего мира, прослеживается в различных странах, в разное время. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить предметы, имеющие сакральную, эмоциональную значимость и представляющие интерес с познавательной или эстетической точки зрения. Археологами на стадии первобытных обществ зафиксированы факты сохранения предметов, не имевших утилитарного назначения и выполнявших, скорее всего, эстетические или религиозные функции. Начиная с глубокой древности люди, жившие в разные времена, оставляли нам следы вдохновенного творчества1.
Первым опытом коллекционирования можно считать дары, вкладывавшиеся верующими по обету в храмы Древней Греции. Для хранения этих приношений возводили специальные здания, называвшиеся thesauroi - « сокровищница» . Сюда же можно отнести и более ранние предметы погребального культа в пирамидах Древнего Египта. В сокровищницах и пирамидах образовывались своего рода коллекции. Богатое историко-культурное наследие древних культур Республики Алтай имеет мировую известность. Ее многотысячелетняя история была тесно связана с масштабными событиями, происходившими на огромных пространствах Северной, Центральной, Средней Азии и Восточной Европы.
Анализ археологических памятников Республики Алтай, а также находок, экспонирующихся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном Историческом музее (Москва), в Музее археологии и этнографии народов Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск) и во многих других музеях страны, в том числе в Республике Алтай показывает, что на протяжении тысячелетий, вплоть до начала XX века в регионе образовывались своего рода коллекции.
Особый интерес исследователей привлекают петроглифы Республики Алтай, которые имеют широкое распространение. Их можно встретить повсюду от береговых скал таежных рек до моренных камней высокогорных долин. К сегодняшнему дню в республике обнаружено и исследовано более 200 крупных местонахождений наскальных изображений, которые являлись святилищами и эксплуатировались на протяжении ряда исторических эпох. Наиболее изученными из святилищ Горного Алтая являются писаницы Елангаша (всего 18 участков на протяжении 16 км, до 3500 петроглифов на каждом участке)1, Кызыл-Келя, Чанкыр-Келя в Кош-Агачском районе, Калбак-Таш, Бичикту-Бом в Онгудайском районе, у грота Куюс в Чемальском районе, Турочакская писаница и т.д.
Историко-культурные характеристики музеев учебных заведений
Впервые вопрос о создании единой музейной сети в регионе был поставлен в 1930-е гг., когда на подъеме краеведческого движения повысился интерес к собиранию коллекций по местной истории не только в Улале, но и «глубинке». Значительное место в этом деле отводилось школе, через которую предполагалось вести пропаганду охраны народной старины, а учащихся привлечь к собиранию предметов этнографии. Сотрудники Ойротского музея завязывали отношения с краеведами, которым давали консультации, инициировали создание местных музеев при школах. Музеи на местах должны были стать «научными центрами краеведения и местом сосредоточения основных сведений о природе, историческом прошлом и социалистическом переустройстве региона»1.
В результате энергичных организаторских действий сотрудников Ойротского музея к 1930 г. в области существовали два школьных музея. Это этнографический, созданный учителем А. Тюмаковым в 1920 г. в «массовой школе» с. Бешпёльтир Чемальского района, где были собраны предметы шаманского культа и предметы быта2; музей в селе Черный-Ануй Горно-Алтайского уезда, созданный в 1921 г. по инициативе учителя П. Мальгина3. Среди музейных предметов упоминаются отдельные реликвии периода гражданской войны на Алтае, в частности «шашка, собственноручно изготовленная одним из партизан во время борьбы с Колчаком». Мальгин считал, что при желании можно в самом непродолжительном времени покрыть Алтай сетью деревенских музеев . Этому должно было способствовать принявшее огромный размах туристско-краеведческое движение школьников, первостепенную роль в организации которого играла Центральная детская экскурсионно-туристическая станция Наркомпроса РСФСР.
В 1931 г. важным событием в Горном Алтае стало создание Алтайского заповедника, который охватил значительную часть Телецкого озера и верховий реки Большой Абакан. Главной базой был выбран небольшой поселок Яйлю. В 1935 г. здесь уже имелось 8 жилых помещений, в них размещались научные сотрудники, рабочие, служащие заповедника. Лаборатория располагалась в одном небольшом здании вместе с управлением заповедника. Тут же размещалась богатая библиотека и музей со штатом в 3 человека
Алтайский заповедник развернул широкую деятельность по изучению природы бассейна озера. Сотрудники заповедника и музея провели первоначальную фаунистическую инвентаризацию животных, собрали зоологический и биологический материал. В музее были представлены все виды флоры и фауны территории заповедника.
В 1933 г. в Улаганском аймаке в Челушманской школе коммунистической молодежи завучем Ф.Т. Таштамышевым создан краеведческий музей, где собраны более 120 этнографических предметов, образцы растений, горных пород и минералов, при музее была организована ячейка с численностью 11 человек3.