Введение к работе
Актуальность исследования. Среди социокультурных институтов современного общества, для которого эволюционная динамика знаний является основным фактором развития цивилизации, музеи занимают одно из наиболее фундаментальных мест. Являясь важным каналом ретроспективной информации, они сохраняют, фиксируют и представляют в особой форме предметное и природное окружение человека. Выполняя свои интегральные социальные функции: хранение культурных ценностей и совокупной исторической памяти народа, экспонирование своих коллекций, воспитание, обучение, эстетическое наслаждение, содействие развитию науки, музеи накопили богатый опыт. В переломный период рубежа ХХ-ХХІ вв., в момент смены ценностей и приоритетов, музеи стали важнейшими духовными центрами процесса формирования открытого общества. Именно через музеи осуществляется передача от поколения к поколению культурных и этнических ценностей, развитие и обогащение интеллекта нации. В музеях памятники прошлого создают особую материализованную среду, призванную помочь людям сохранить свою идентичность и генетически проследить связь истоков с современностью. Музей также выделяет общечеловеческие ценности, подчеркивая их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.
Сегодня, в эпоху глобального культурного универсализма усиливается стремление локальных культур сохранить свою самобытность, отстоять ценность своеобразия, избежать повальной унификации. Музеи - единственный культурный институт, который накопил значительный опыт работы в обоих означенных направлениях, что в значительной степени актуализирует задачу исследования природы этого феномена.
Музеи чаще всего идентифицируются с хранителями вечности. Однако, как свидетельствует история, сами музеи - живой организм, чутко реагирующий на изменения политической, экономической, социальной среды. Поэтому представляется особо актуальной необходимость изучения исторического прошлого музейного дела.
Само понятие «история музейного дела» многозначно. Словарь «Музейные термины» (М. 1986) предложил называть историей музейного дела научную дисциплину - часть музееведения, которая изучает возникновение, развитие, практику работы музеев, музейной сети и организации музейного дела на различных этапах исторического развития. По мнению одного из ведущих российских музееведов A.M. Разгона, история музейного дела изучает причины возникновения «музейной потребности, происхождение и исторический опыт всех форм общественных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности их функционирования в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейной сети и организации музейного дела,
историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников»1. Мы в своем исследовании придерживаемся позиции, что история музейного дела - это отрасль знания, которая включает в себя историю музея как учреждения, историю развития музейных функций, историю музейной теории и ее отражение в практике, то есть историю музееведения. Следовательно тема, рассматривающая исторический путь музеев и этапы их формирования представляется одним из весьма актуальных направлений исторических исследований.
Музееведение сегодня в силу постоянно возникающих перед ним новых усложняющихся задач должно по логике развития уделять больше внимания разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела. Таким образом, осознание истории есть важный феномен оптимальной модели развития современных музеев. Цельное представление о развитии музейного дела на современном этапе и понимание стратегии его развития в дальнейшем возможно только с позиций его исторической ретроспективы.
История музейного дела Кыргызстана является частью историко-культурного наследия страны. Поэтому назрела необходимость конституиро-вания источниковедения и историографии истории музейного дела, и этот контекст также определяет актуальность темы исследования.
В пользу актуальности настоящего исследования говорит и тот факт, что процесс становления и развития музейного дела не привлекал исследователей в Кыргызстане и, соответственно, не был проанализирован и обобщен. Актуальность исследования усиливается так же необходимостью определения перспектив развития музейной сети Кыргызстана, направленных не на увеличение количества музеев, а на их развитие.
И наконец, преподавание истории музейного дела как учебной дисциплины имеет большое значение для подготовки специалистов-музееведов.
Хронологические рамки исследования определяются 20-ми гг. ХХ-нача-лом XXI вв. Это обусловлено тем, что именно в этот период формировалась музейная сеть Кыргызстана, определялась музейная политика и к 1990-м гг. начала складываться концепция развития музеев республики.
Степень разработанности проблемы. В историографии изучаемой проблемы можно выделить два периода, которые отличаются количеством и квалификацией исследователей, концептуальными подходами и обобщающими выводами.
Первый период (1926-1990 гг.) - период одновременного становления в Кыргызстане и музейного дела и историографии, положивший начало изучению проблемы. Комплексный анализ документов позволяет нам утверждать, что первые работы в данной области носили нарративной и декларативный
Разгон A.M. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.).— М., 1993. —С. 34.
характер: статьи в прессе о музейных событиях, путеводители по музеям, инструкции по различным видам музейной деятельности. В 1950-1960-е гг. начинается подготовка методических разработок по вопросам музейной деятельности, по большей части представленных методическими пособиями, которые, во-первых, носят компилятивный характер с подобных пособий, разработанных ведущими музеями Москвы и Ленинграда, а во-вторых, имеют в основном прикладное значение.
В 1970-1980-е гг. крупные музеи в СССР становятся одними из важнейших символов государственности. Это в полной мере относится и к ведущим музеям Кыргызстана, где как раз в этот период складывалась музейная сеть, состоящая в основном из музеев историко-краеведческого и историко-мемо-риального профилей. В музейной историографии Кыргызстана в этот период появляются исследования по истории создания музеев, формирования коллекций, истории государственных деятелей и мастеров культуры, которым были посвящены мемориальные музеи. Работы данного периода написаны с позиции марксистско-ленинской методологии. По нашему убеждению, практически до середины XX в. музеология являла собой сумму практических знаний и сосредоточивала своё внимание на организационной стороне деятельности музеев: как грамотно построить экспозицию, как привлечь посетителя в музей, как использовать громадный эмоциональный потенциал, заложенный в музейном предмете - вот круг её интересов1. Поскольку музеи Кыргызстана начали создаваться только в советское время, то до 1991 г. в историографии музееведения в Кыргызстане - составной части историографии музейного дела в Советском Союзе, никаких самостоятельных тенденций, оговорим это сразу, не было.
В основном же музейная литература этого времени носила прикладной характер. Прежде всего это были различные инструкции. В этом плане интересен документ, сравнительно недавно обнаруженный в Рукописном фонде HAH КР - «Принципы построения палеоэтнологического отдела. М.П. Грязнов, М.В. Воеводский»2. Анализ документа позволяет предположить, что он представляет собой инструкцию по созданию археологического отдела Главного Средне-Азиатского Музея Средазкомстариса и, очевидно, небольшого археологического отдела краеведческого музея в г. Фрунзе.3
См: Вертинский Н. Задачи массовой работы музеев // Советский музей. — 1938. — № 6.: Вопросы научного содержания экспозиций краеведческих музеев. Труды НИИ культуры. — М., 1987; Музееведение. Вопросы теории и методики. — М., 1987;. Вопросы научного содержания экспозиций краеведческих музеев. Труды НИИ культуры. — М., 1987.
' Грязнов М.П.,. Воеводский М.В. Принципы построения палеоэтнологического отдела РФНАНКР.Д. 110.
См.: Колъченко В.А. Об одном документе конца 1920-х годов // Материалы научно-практической конференции «Музеи новой формации: традиции и новации». — Бишкек, 2003. — С. 59.
К подобной категории музееведческой литературы относятся первые путеводители, которые излагают историю создания музеев, структуру музейных экспозиций, описывают музейные собрания, делая акцент на наиболее значимых музейных предметах1. Проблемы музееведения были предметом исследования одного из первых теоретиков советского музееведения С.Ф. Ольденбурга2. Вопросы методологии музейной деятельности также обсуждались на страницах первого профессионального журнала «Советский музей». В Кыргызстане первая литература о музеях - это еще и статьи в газете «Советская Киргизия».
В 1970-е гг. стал неуклонно возрастать объем публикаций, посвященных истории и деятельности отдельных музеев. Среди них были небольшие статьи в периодической печати, интересные, главным образом, своей фактографической стороной, и небольшие очерки в альбомах и книгах, посвященных музейным собраниям. Появились исследования, ставящие своей целью нарисовать картину создания и развития отдельно взятого музея и определить его место в культурной жизни общества3.
Такой рост интереса к музейной литературе и сам характер этой литературы объясняются востребованностью музеев в период так называемого «музейного бума». При этом некоторые авторы стремились показать ту роль, которую сыграли музеи в создании источниковой базы исторической и этнографической науки и, особенно, развития художественного искусства Кыргызстана4.
Изучение истории каждого отдельного музея давало тот исходный материал, анализ которого позволял создавать работы обобщающего характера. В 1985 г. такой работой стал сводный аналитический отчет состояния музейного дела и развития музейной политики Киргизской ССР. Но к сожалению, отчет не был опубликован, так как готовился специально для плановой коллегии Министерства культуры.
Среди исследований, посвященных истории музейного дела в СССР (что представляет особый интерес для автора) и хорошо известных специалистам-музейщикам Кыргызстана, следует упомянуть работы Н.А. Никишина,
Путеводитель по историко-археологическому отделу Киргизского государственного музея краеведения / Сост. М.С. Акимова. Под ред. А.Н. Бернштама. — Фрунзе, 1943; А.Н. Михалев. Государственный киргизский музей изобразительных искусств. (Краткий очерк). — Фрунзе, 1967.
Олъденбург С. Ф. Государственные музеи их культурно-просветительное значение // Наука и ее работники. — 1921. — № 1.; Олъденбург С.Ф. Научная работа музеев // Музей. — 1923. —№ 1.
Ошский объединенный историко-культурный музей-заповедник: Проспект / Асанкано-ва С.А., Дружинина Е.В., Захарова А.Е., Кунин А.И. и др. — Фрунзе, 1987; Тереканов Э. Республиканский музей-комплекс «Бурана». — Фрунзе, 1983; Музей М.В. Фрунзе: путеводитель / Чекирова ГА., Кулешова Л.В., под общ. ред. Никишова П.П. —Фрунзе, 1976.
См: Народные сокровища Киргизии /Под ред. К. Антипиной. — Фрунзе, 1974; Искусство Киргизской ССР / Автор вступительной статьи О. Попова. Ленинград, 1972.
Д.А. Равикович, A.M. Разгона, Г.К. Ольшевской,1, а также серийные издания «История музейного дела в СССР», «Очерки истории музейного дела в СССР», «Вопросы истории музейного дела в СССР». Считаем возможным отметить, что отечественные исследования в области истории музейного дела в большинстве своем носили фрагментарный и идеологически обусловленный характер.
В Кыргызстане были известны и востребованы труды НИИ Музееведения (Москва), а также серийные издания «Музееведение. Концептуальные проблемы музейной энциклопедии», «Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности», «Музееведение. На пути к музею XXI века», «Музейное дело и охрана памятников». Они представляют собой попытки теоретического осмысления социокультурных функций музея в рамках нескольких основных подходов, таких как предметный, коммуникативный, социологический, культурологический, педагогический.
Труды западных исследователей в области музеологии были в то время неизвестны.
В 1980-е гг. появился целый ряд публикаций, посвященных именно развитию музея как институции. Одним из превалирующих направлений исследований становится обобщение накопленного эмпирического материала, систематизация выводов, формирование идеологии современного музея. Как отмечают Д.Л. Иванов и И.В. Иксанова все дискуссии о путях развития музеев, их качественных преобразованиях могут оказаться бесплодными, если не будут выдвинуты обобщающие, приемлемые для всех базовые концепции и гипотезы, несущие в себе возможности их творческого и индивидуального развития2.
Второй период (1990-е гг.- начало XXI в.) характеризуется появлением исследований, в которых осуществляется попытка создания целостной концепции музея, основанной на философско-культурологической теории, что позволит осознать истоки, пути и перспективы развития сети музеев Кыргызстана. На первый план выходят исследования особого музейного отношения к действительности на основе феноменологического метода. Новая парадигма исследования всех сторон музейной деятельности, в том
Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев // Вопросы теории и методики. — М., 1987; Никишин И.А. Вопросы совершенствования связей краеведческих музеев с другими научными учреждениями и вузами // Вопросы научного содержания экспозиций краеведческих музеев. — М., 1987; Ольшевская Г.К. Создание экспозиций по истории XX века: взгляд на проблему//Музейное дело. Вып.22. — М., 1995 г.; Розенталъ И.С. Проблемы экспозиционной работы музеев в советской литературе 60-х — начале 80-х гг. // Музейное дело в СССР. - М., 1989.
' Иванов Д.Л., Иксанова И.В. Опыт построения графической концептуальной модели вузовского (академического) естественнонаучного музея // На пути к музею XXI века. Музееведение. - М.: НИИК, 1989. - С. 103.
числе и исторического направления музееведения, основана на анализе музея как специфического феномена культуры.
В настоящее время на базе структурно-функционального подхода разрабатывается ряд концептуальных моделей музея. К примеру, концепцию музея как научно-исследовательского учреждения можно найти в работах Д.И. Тверской. По ее мнению, музей существует как специфическое научно-исследовательское учреждение, «концентрирующее объекты природы, памятники материальной и духовной культуры. Музейные предметы, имея огромное значение для ряда отраслей науки, представляют собой источ-никовую базу, необходимую многим исследовательским учреждениям, и в то же время совокупность музейных предметов составляет основу научно-исследовательской деятельности самого музея»1. Этой же позиции по отношению, в частности к Государственному историческому музею Кыргызской Республики, придерживаются историки Национальной Академии наук КР. «Музей стоял у истоков формирования научных представлений об истории и культуре Кыргызстана» - заметил заведующий ЦГА политической документации СР. Джуманалиев2. Директор Института истории HAH КР, д.и.н. Дж.Д. Джунушалиев назвал музей настоящей научной лабораторией истории3.
Концепцию музея как учреждения с просветительскими целями разрабатывает И. Бестужев-Лада. В этом случае музей рассматривается как «социальный институт, примыкающий к системе народного образования». Автор подчеркивает, что «как и всякая школа, музей воспитывает, учит, развивает своих посетителей»4. Среди зарубежных музеологов эта концепция активно пропагандируется, в частности, М. Адамсом, считающим, что основная задача музеев - «с помощью музейных коллекций распространять накопленные учеными знания»5. Это направление в музееведении вылилось в формирование самостоятельной структуры с собственной методологической основой -музейную педагогику.
В русле структурно-функционального подхода в настоящее время представлена также концепция музея как рекреационного учреждения, когда главенствующей социальной функцией музея считается организация свободно-
Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело: музей-культура-общество. — М., 1992. — С.68.
" Джуманалиев СР. Роль исторического музея Кыргызской Республики в деле сохранения и обогащения исторической памяти народов Кыргызстана: Материалы научно-практической конференции «Музей и современность». — Бишкек, 2001. — С.12.
Джунушалиев ДД. Историческая наука и Исторический музей Кыргызстана: Материалы научно-практической конференции «Музей и современность». —Бишкек, 2001. — СП.
Бестужев-Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры // Декоративное искусство. -1976.-№ 9.-С. 7.
Адаме М. Роль музея в распространении знаний// Museum. — 1984. —№ 141. —С. 15.
го времени. В соответствии с этим положением Концепция новой музейной экспозиции Государственного исторического музея Кыргызской Республики (ГИМ КР), разработанная в 2005-2008 гг., предусматривает организацию музейного пространства с учетом не только познавательных потребностей посетителей, но и восприятием музея как места отдыха и получения эстетического наслаждения.
Объектом исследования является история музейного дела в Кыргызстане в 1920-е гг. XX - начале XXI вв.
Предметом исследования являются история создания и деятельности музеев различного профиля, их взаимодействие и формирование музейной сети Кыргызстана, новые модели и парадигмы современного развития музеев.
Цель исследования заключается в том, чтобы комплексно и системно рассмотреть историю музеев Кыргызстана в 1920-е гг. XX - начале XXI вв.
В соответствии с этим в диссертации реализуются следующие исследовательские задачи:
изучить и проанализировать научные публикации по истории музейного дела за период 20-х гг. XX - начала XXI вв. в Советском Союзе, России и Кыргызстане с целью выявления характерных для каждой эпохи исторических особенностей;
показать закономерность смены методов музееведческого исследования в зависимости от изменений, происходящих в обществе;
проанализировать влияние государственной политики в области культурного строительства на развитие музеев;
воссоздать процесс формирования коллекций музеев и складывание музейной сети Кыргызстана.
определить место и роль музеев Кыргызстана в местных образовательных, культурных, научных сообществах;
изучить вклад отдельных ученых и краеведов в музейную жизнь Кыргызстана
Источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп. Основным источником для исследования служили материалы архивов: Центрального государственного архива Кыргызской Республики, Рукописного фонда Национальной Академии наук Кыргызской Республики, текущих научных архивов музеев республики.
Большую группу источников составили труды известных российских и зарубежных музееведов, которые использовались автором для разработки отдельных теоретических положений диссертации.
Особый блок представляет документация по созданию новых музеев: концепции, сценарии, тематико-экспозиционные планы. Данные
материалы позволили выявить проблемы, существующие в музееведении, имеющийся потенциал для их решения. Концептуальные поиски музеев дали возможность понять основные музейные парадигмы на определенном историческом этапе, а также отразили опыт прикладного и теоретического музееведения в реализации культурной политики в Кыргызстане. В качестве источников использовались также публикации, подготовленные музеями и отражающие их деятельность и коллекции - это буклеты, проспекты и путеводители музеев. К этой группе источников непосредственно примыкают материалы научных семинаров и конференций музейных работников.
Для изучения государственной политики и системы управления музейным делом автором использованы законодательные и нормативные акты и музейные инструкции.
Интересными источниками, с точки зрения исследования, являются специализированные издания по музейному делу, такие как «Мир музея» (ранее «Советский музей»), Труды НИИ музееведения, отражающие этапы музейного строительства, основные проблемы и направления развития музееведения, все важнейшие события в жизни музеев. Важную часть представляют материалы собственного практического опыта автора: научные концепции экспозиций и выставок, тематико-экспозиционные планы, музейные программы и сценарии мероприятий.
Методологическая и теоретическая основа исследования. В качестве методологической основы диссертационной работы использована система методов, среди которых ведущими являются исторические методы (сравнительно-исторический, историко-ретроспективный и др.), методы социально-исторического анализа, аксиологический метод и ряд других.
Сравнительно-исторический метод позволил провести сопоставление развития музеев Кыргызстана с ситуацией в СССР и выявить республиканские закономерности и перспективы развития музейного дела. В процессе сравнения открываются возможности для объяснения рассматриваемых фактов. Использование проблемно-хронологического метода дало возможность выстроить диахронно протекающие процессы в последовательные этапы.
Анализ формирования музейной сети в исторической ретроспективе дал возможность показать влияние общества на изменение функций музея, а также на концептуальное понимание роли музея в политической и культурной сферах социума. В своем содержании историко-ретроспективный метод выступает, прежде всего, как прием реконструкции, позволяющий рассмотреть различные стадии явлений и глубже вникнуть в сущность изучаемых процессов, так как метод направлен от следствия к причине. Использование метода социально-исторического анализа музе-
ев как феномена культуры помогло сопоставить различные общественные явления с процессами, происходившими внутри самих музеев. Историко-системный метод обеспечил целостный охват музейного дела: области общественной жизни и системы, обладающей внутренней логикой. Ис-торико-типологический метод дал возможность систематизации музейной сети Кыргызстана. Применение аксиологического метода позволило оценить уникальность музейных коллекций, показать их важность для культуры Кыргызстана. Концептуальный метод демонстрировал смену базовых представлений научной дисциплины. Метод контент-анализа показал приоритетность стратегических направлений развития музейного дела. Очень важным является применение метода библиографического анализа. Этот метод ставит в центр внимания личность отдельного человека (коллекционера, музееведа, ученого, чья деятельность связана с музеями) с его стремлениями и убеждениями. С помощью этого метода легче объяснить складывание той или иной музейной концепции.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в систематизированном анализе истории развития музейного дела и проблем музееведения в Кыргызстане в XX- начале XXI вв. Впервые проведено исследование особенностей формирования музейной сети республики и анализ проблем, которые приходилось решать музееведению в процессе своей эволюции. Особое внимание уделено проблеме формирования концептуального подхода к функциям музея в обществе.
Введены в научный оборот малоизвестные и ранее не опубликованные документы Центрального Государственного архива Кыргызской Республики, Рукописного фонда Национальной академии наук Кыргызской Республики, документы из научных архивов музеев.
Основные положения, выносимые на защиту:
Создание музейной сети Кыргызстана является результатом государственной культурной политики, в частности политики музейного строительства.
Приоритеты социокультурных функций музеев Кыргызстана в советский период истории регламентировались государством, идентифицирующем музей как инструмент построения социалистического общества, как одно из важнейших средств образования и воспитания.
Во второй половине XX в. музеи Кыргызстана используют многие функции других социокультурных институтов и становятся все более значимыми в плане развития культуры.
В начале XXI в. музеи Кыргызстана развиваются в новой концептуальной парадигме с акцентом на внутреннее содержание музея как феномена культуры.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования способствуют изучению закономерностей формирования и функционирования музея, позволяют по-новому для музееведения Кыргызстана взглянуть на феномен музея. Также могут быть использованы при разработке научных концепций музеев и музейного дела, в прикладных музееведческих дисциплинах, при разработке принципов и направлений музейной политики, в дальнейшей научной и образовательно-воспитательной деятельности.
Апробация результатов диссертационной работы. Диссертация представляет собой итог работы, проводимой автором с 1982 г. Основные концептуальные положения и выводы работы были представлены на международных и республиканских конференциях и семинарах, в научных журналах «Вестник КРСУ» и «Диалог цивилизаций», тренингах по проблемам музейного дела.
Основные положения апробированы автором в монографии «История развития музейного дела в Кыргызстане (1920-е гг. - начало XXI в.)». - Бишкек, 2009. - 10,0 п.л., в концепции Информационно-методического центра ГИМ КР (2008 г.), в «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей», (1996 г.), в 6-й научных статьях, две из них: «Музей духовной культуры «Сулайман-Тоо» и «Современные концепции музееведения» - опубликованы в ведущем рецензируемом научном журнале «Вестник КРСУ». -Т.8. - № 7 и Т.9. - №3, а также положены в основу курса для студентов «Основы музееведения» и тренинга ЮНЕСКО «Управление музеем» для музейных работников Кыргызстана. Автор проектировала музейные выставки в России, Японии, Монголии, Франции. Непосредственно принимала участие в разработке научных концепций и создании экспозиций Государственного исторического музея Кыргызской Республики, Иссык-Кульского историко-культурного музея-заповедника, Музея Духовной культуры «Сулайман-Тоо», является руководителем Археологического учебно-методического кабинета музея Кыргызско-Российского Славянского университета.
Структура и объем диссертации: Диссертация построена на сочетании хронологического и проблемного принципов. Структура и объем обусловлены логикой достижения цели и решения поставленных задач. Текстовая часть диссертации состоит из введения, двух глав, содержащих 6 разделов, заключения и списка источников и литературы. Общий объем работы составляет 169 страниц.