Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ В ХАКАСИИ
1.1. Предпосылки создания музеев в конце XIX — начале XX вв 27
1.2. Образование и развитие Хакасского областного краеведческого музея (1929- 1959 гг. XX века) 52
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МУЗЕЕВ В ХАКАСИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
2.1. Особенности становления общественных музеев в Хакасии (1960 - 2000 гг.)
2.2. Дальнейшее развитие Хакасского областного краеведческого музея (1960-2003 гг.) 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ДИССЕРТАЦИИ 159
ПРИЛОЖЕНИЕ 189
- Предпосылки создания музеев в конце XIX — начале XX вв
- Образование и развитие Хакасского областного краеведческого музея (1929- 1959 гг. XX века)
- Особенности становления общественных музеев в Хакасии (1960 - 2000 гг.)
Введение к работе
Актуальность исследования исторического опыта развития музеев Хакасии обусловлена осознанием общества особой роли музея в сохранении исторической памяти человечества, художественных и материальных ценностей народов как в глобальном, так и в региональном масштабах. В начале 1990-х годов в России отношение к материальным памятникам, отражающим исторический опыт страны, стало центральной проблемой и оформилось в понятие культурного наследия. Это нашло отражение в законодательных актах и политике государства. Так, в Федеральном Законе «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» был юридически закреплен статус музея как особоценный объект культурного наследия народов России1.
Особая значимость музея была определена в начале XXI века, в эпоху гуманитаризации человека, осознания общечеловеческой ответственности за судьбу Земли, в период осмысления человечеством пройденного цивилиза-ционного пути и утверждения идей коммуникации в цепи сменяющихся поколений одного народа и между разными народами с неповторимой спецификой этнических культур.
«История музея - это история нашей социальной памяти и беспамятства. Именно поэтому она заслуживает внимательного изучения, теоретического осмысления накопленного опыта, позволяющего не только расширить наш исторический кругозор, но и более глубоко понять роль музея в современном обществе и как средства постижения культуры, и как средства постижения культуры, и как самостоятельного культурного феномена, имеющего собственный потенциал развития»2.
Современная трактовка культурологического смысла музея по-новому высветила такие его аспекты, как ответственность за сохранение и популяри зацию культурного наследия, возможность отражения истории музейными средствами, взаимоотношение музееведения с профильными науками. Исследования последних лет все более убеждают в необходимости сочетать разработку общей музейной деятельности с изучением функционирования музея в конкретной исторической, социальной и культурной среде. Региональные музееведческие исследования являются наиболее актуальными, так как отражают круг вопросов, проблем, характерных для всех видов музеев России, но с присущей им спецификой местного характера.
С изменением политической, экономической и социокультурной ситуации в стране музей старается определить свою миссию, место в обществе, осуществляет поиск новых форм работы. Эти изменения были продиктованы не только эпохой, связанной с происходящими преобразованиями в стране — многие перемены стали результатом научного осмысления феномена музея.
Теория и практика музейного дела дали ответ на многие вопросы, связанные с пониманием места и роли музея в современном мире. Выявляется уникальность музея как социального института, обеспечивающего преемственность поколений и превращающего документы истории, образцы культурной деятельности в средства информационно-логического и эмоционально-образцового воздействия. Именно это обусловливает особую роль музея в воспитании и формировании исторического сознания, чувства патриотизма и сопричастности к мировому и региональному наследию, а также передаче национальных культурных традиций от одного поколения к другому.
В пользу актуальности настоящего исследования говорит и тот факт, что процесс становления и развития музейного дела, а также вопрос музее-фикации археологических памятников в Хакасии под открытым небом в его естественной среде не привлекал исследователей и, соответственно, не был обобщен и проанализирован. Актуальность исследования усиливается необходимостью переоценки всех направлений музейной деятельности в Хакасии, а также определения перспектив музейной сети региона, направленных не на увеличение количества музеев, а на достойное содержание и дальнейшее развитие имеющихся музейных учреждений.
Необходимо отметить, что проблема сохранения памятников истории, культуры сегодня приобретает масштабность как в рамках одного региона, страны, так и планеты в целом.
В связи с коренными изменениями в социально-политической жизни страны, начиная с 1990-х годов, шел процесс формирования основ нового законодательства Российской Федерации. Были приняты важнейшие законодательные акты, направленные на создание правовой базы для сохранения и развития отечественной культуры. Основные принципы культурной политики были определены в Законе Российской Федерации «Основы законодательства о культуре» от 9 октября 1992 года № 3295-1, в котором национальным культурным достоянием были провозглашены общероссийские фонды: библиотечные, архивные, в том числе и музейные1.
Согласно Федеральному Закону «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», статус музея закреплен юридиче-ски как особо ценный объект культурного наследия народов России . Изучение исторического опыта музеев, как хранилищ человеческой памяти приобретает сегодня качественно новое осмысление и значение.
Законодательством Российской Федерации признана основополагающая роль культуры в сохранении национальной самобытности народов, утверждения их достоинства, стремлении к межнациональному культурному сотрудничеству. Согласно Федеральному Закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, в том числе и объекты археологического наследия, признаны в качестве уникальной ценности для всего многонацио нального народа Российской Федерации и неотъемлемой части всемирного культурного наследия»1.
Таким образом, под защиту государства были взяты исторические, культурные ценности России.
Анализ сети музейных учреждений Хакасии, согласно принятой классификации музеев2, позволил рассмотреть деятельность государственных и общественных музеев в регионе.
Региональная музейная сеть в Хакасии, сформировавшаяся к 2003 году, испытывает трудности в становлении диалога с властью, а также определения перспектив развития. Музеи Хакасии накопили значительный опыт в деятельности, который может быть использован в дальнейшей музейной практике. На региональном уровне этот вопрос до настоящего времени не привлекал исследователей.
Степень изученности темы характеризуется относительно небольшим количеством научных и научно-популярных статей, опубликованных в сборниках научных трудов, общественно-политических, отраслевых журналах. Музейная деятельность в России становится объектом исторических исследований в 80 - 90-е годы XIX века. Это связано с активизацией музейной деятельности в регионах. Наиболее активно откликались на музейные проблемы газеты «Сибирь», «Восточное обозрение», «Енисейские губернские ведомости». Периодика того времени не ограничивалась лишь констатацией музейных событий, но и поднимала значимые проблемы, связанные с определением функций, места и роли в обществе3.
Известный русский публицист, исследователь Сибири, археолог и этнограф Н.М. Ядринцев, основавший в 1891 году «Восточное обозрение», в своих многочисленных статьях, посвященных музеям Сибири, неоднократно обращал внимание общественности на роль краеведческих музеев в просве щении, в воспитании патриотизма, любви к своему родному краю. Актуальны и по сей день размышления Н.М. Ядринцева о роли музея: «Они соединяют общество и образованных людей... Они указывают обществу высший научный интерес, отвлекая это общество от дрязг, обыденных мелочей, в которых заедается, тухнет проблеск человеческой мысли и лучших стремлений. Они напоминают, что есть у человека в жизни нечто такое, что объединяет всех, привлекает и соединяет более чем промышленные и торговые дела, даже собрания во имя удовольствий и наслаждений. Они соединяют людей корыстно, во имя идеи, облагораживающей натуру и создающей высшую» цель жизни»1.
Обобщая десятилетний опыт самого известного в то время Минусинского музея, А.О. Лукашевич подчеркивал преимущества провинциального музея перед столичным - с точки зрения возможности достигнуть полноты картины данной местности. «Здесь, - писал он, - возможно собрать действительно полные коллекции как образцов всех произведений природы - от горных пород до человеческих типов, так и продукты человеческой деятельно-сти во всех ее ограниченных местными обстоятельствами проявлениях» .
Значению краеведческих музеев в провинциальной жизни- посвятил весьма значительную работу известный этнограф и археолог Д.А. Клеменц .
Большая часть всех работ, отражающих в дореволюционный период опыт отдельных краеведческих музеев, посвящена Минусинскому музею. О его деятельности писали известные ученые, музееведы Н.М. Мартьянов4, Г.Н. Потанин5, Д.А. Клеменц6, Н.М. Ядринцев7, Н.Ф. Катанов8. А в 1902 году, будучи в политической ссылке, Феликс Кон посвятил Минусинскому музею весьма солидную монографию1.
Так, в 1912 году М.П. Николаев издал исторический очерк о Якутском областном музее, в 1915 году вышел очерк А.Я. Тугаринова, посвященный истории Красноярского музея2 и т.д..
Наиболее серьезной исторической работой, посвященной дореволюционному периоду, является статья Д.А. Равиковича «Из истории организации сибирских музеев в XIX в.»3.
Эта работа, опубликованная в 1957 году, несмотря на некоторые, присущие тому времени, идеологические акценты в оценке «царского режима», не потеряла своей актуальности и в настоящее время. В статье, практически единственной на эту тему, была освещена роль Императорского Русского географического общества, статистических комитетов, местных исследователей-краеведов в становлении музейного дела в Сибири. Автор показал роль личности в организации музеев, а также участие политических ссыльных и местной буржуазии в деятельности научных обществ и музеев, финансовую поддержку и попечительство последних.
Проблемами музейного строительства занимались лучшие представители русской интеллигенции в первой четверти XX века, когда под влиянием политической и общекультурной ситуации активизировалась работа музееведческой мысли. Это был наиболее благоприятный период изучения музейной деятельности.
Исследования, посвященные музеям в 20-30-е годы XX века, в полной мере отражали специфику своего времени. После Гражданской войны советская власть, по мере своего укрепления, расширяла исследование природных богатств Сибири. Это сказалось и на отношении к краеведению, которое по лучило размах массового общественного движения. В 1925 году были созданы общества изучения Сибири и ее производительных сил.
В отечественной историографии вопроса можно выделить литературу, содержащую информацию о научно-методических и практических вопросах всех основных направлений деятельности музеев.
Вопросы развития местного музея наиболее последовательно изложил Н.И. Романов в работе «Местные музеи и как их устраивать» (1919г.). Суть концепции Н.И. Романова состоит в подходе к институту музея как средоточию и хранителю духовности и как к некой точке соприкосновения трех ее носителей. Это собранные и хранимые в музее «произведения человеческого духа» и внутренне связанная с ними духовная жизнь людей, создателей музея, с одной стороны, и его посетителей - с другой. Эти взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие духовности музея представлены Н.И. Романовым с позиции понятия о «внутренней цельности музея», в котором он видит выражение его основы. Вместе с тем он подчеркивает внутреннюю связь музея с местностью и пишет, что «местный музей может быть жизненным, лишь задавшись целью собрать в широкую и яркую картину все материалы научных наблюдений, выражения духовного творчества и орудия, связанные с данной местностью, с данным населением»1.
В монографии музееведа и педагога А.У. Зеленко «Детские музеи в Северной Америке», вышедшей в свет в 1925 году, автор размышляет о детском музее как особом типе музея и закономерности истории музейного де-ла2.
Музейный деятель A.M. Эфрос в своем труде «Музейное дело в Советской республике» рассматривал вопросы о координации усилий музейных работников в создании музейной сети, принципах государственной политики в области музейного строительства3.
«С точки зрения изучения музееведческой мысли в России в первой трети XX века, особый интерес представляет концепция Г.Л, Малицкого, изложенная в его лекциях по теории музейного дела. Впервые автор обратился к вопросу о месте и роли теории в музейном деле и тем самым определил перспективы последующего развития музееведческих знаний»1.
Из работ, отразивших изменения в музейном деле Сибири, интерес вызывает статья Н.К. Ауэрбаха и Н.Н. Черемных (1928 г.). В ней представлены данные музеев Сибири, отражающие содержание фондовых коллекций, по-сещение и финансирование музеев в 1925- 1926гг .
Монография Ф.И. Шмита «Музейное дело. Вопросы экспозиции» (1929г.) представляет музей как источник знания, что вносит новое содержание в трактовку просветительской миссии института музея в обществе3.
После Всероссийского музейного съезда, состоявшегося в Москве в декабре 1930 года и закрепившего политико-просветительские приоритеты в деятельности музеев, происходит свертывание краеведческого движения, а также идеологизируется концептуальная направленность музеев. Все эти процессы отразились на развитии отечественной историографии.
Изучение послевоенной истории музейного дела в России параллельно осуществлялось в двух направлениях: в провинции появлялись публикации, посвященные, в связи с юбилейными датами, отдельным музеям, в столице публиковались работы обобщающего характера, охватывающие отдельные периоды, обеспеченные общесоюзной статистикой.
Вопросами развития музейного дела профессионально занимались в основном сотрудники Научно-исследовательского института культуры Министерства культуры СССР4.
Первый выпуск «Очерков истории музейного дела в СССР» был издан в 1957 году. В дальнейшем было издано еще шесть выпусков. Исследовательские статьи и обзоры, помещенные в сборниках, охватывают историю музейного дела, начиная с XVIII столетия. Довольно большое количество статей было посвящено истории ведущих музеев в советское время. В статье Д.А. Равикович представлен анализ деятельности музеев на территории РСФСР в 1921-1925 гг. (вып. VI), О.В. Ионовой - в годы довоенных пятилеток (1928-1941гг.) (вып. V), В.Н. Игнатьевой - послевоенные годы (1945-1953гг.) (Bbin.VI)1.
Тематические сборники научных трудов НИИ рассматривали вопросы, характеризующие деятельность всех музеев и связанные, в первую очередь, с методикой построения музейной экспозиции2.
Проблемам фондовой работы посвящены многие сборники НИИ культуры, в которых проанализирован и обобщен опыт работы столичных музеев, разработаны методические основы комплектования, учета, хранения и изучения музейных предметов . Особое внимание историков-музееведов занимали вопросы музейной коммуникации, организации научно- просветительской деятельности4.
В 1958 году были опубликованы «Записки Иркутского областного краеведческого музея»5. В статье, посвященной 175-летию со дня его основания, содержатся сведения о становлении и развитии музея, а также описание экспозиций отделов природы и истории, основных коллекций, хранящихся в фондах, представлены данные посещаемости музея с 1946 по 1956 годы1.
В 1964 году, в связи с 75-летием Красноярского музея, в журнале «Енисей» была опубликована статья З.К. Глусской . В ней говорится об истории создания музея, большая часть которого посвящена довоенному периоду его деятельности, а также о создании новых экспозиций, приводятся данные количественного состояния фондовых коллекций в 1963 году.
В 1970-ые годы в советской исторической науке особое значение стали приобретать вопросы музейного строительства в национальных республиках. Різ числа появившихся работ можно выделить исследования Н.С. Сады-ковой «Музейное дело в Узбекистане»3, К. Синицыной «Музейное строи-тельство в Татарской АССР (1917-1967гг.)» , Ю. Омельченко «История музейного строительства на Украине 1917-1932 гг.»5
В это время было опубликовано несколько научных статей, посвященных юбилеям крупных сибирских музеев6. Для подобных юбилейных статей характерен строго хронологический стиль изложения материала, последовательно описывающий основные события истории становления и развития музеев. Данные статьи представляют интерес своей информативностью и сохранением памяти о людях, посвятивших свою жизнь работе в музее.
Со второй половины 1980-х годов стали появляться очерки музейного дела. В 1986 году был опубликован краткий исторический очерк Омского государственного объединенного исторического и литературного музея1.
С точки зрения развития музееведческой мысли в Сибири наибольший интерес представляют две статьи Н.А. Томилова, в которых поднимаются теоретические вопросы музееведения2.
В 1989 году, к 100-летию Красноярского краевого музея, был издан сборник научных трудов «Век подвижничества» . Наряду с краткой исторической справкой о музее в сборнике содержатся сведения об его основателях, дается описание основных коллекций, представлены наиболее яркие документальные источники. Наибольший интерес представляет статья Н.П. Макарова, раскрывающая историю комплектования, изучения и экспонирования археологических коллекций4. Деятельность музея по комплектованию фондов в 1960 — 1980-е годы освещает статья О.И. Рогачевой5. Новизной постановки вопроса отличается статья Л.А. Чуриловой, в которой анализируется роль краеведческих музеев в сохранении и развитии культуры народностей Севера, Средней Сибири в 1970 - 1980-е годы6.
Характерной чертой большинства статей, посвященных развитию музейного дела в Сибири, опубликованных в начале 1990-х годов, является их описательный характер. Их авторы, в большинстве своем работники областных музеев, считали своей главной задачей воссоздать хронику основных событий музейной жизни. Типичными в этом отношении являются статьи Т.М. Назарцевой, В.Т. Монгуш, М.Т. Майстровской, В.М. Ярошевской, посвященные музеям Омска, Тувы, Кяхты, Красноярска1.
В 1993 году «Этнографическое обозрение» опубликовало статью Н.А. Томилова «К истории Новосибирского областного краеведческого му-зея» . Небольшая по объему статья лаконично характеризует становление и развитие музея, раскрывает основные направления деятельности музея по комплектованию фондов и их использованию в научно-исследовательской, экспозиционной, просветительской работе, акцентируя внимание на этнографических коллекциях музея.
Необходимо отметить статью Т.М. Назарцевой, в которой изложена ис-тория Омской области .
В.Г. Рыженко в работе «Музеи в культуре сибирских городов в первой трети XX в.» подчеркнул необходимость изучения музейного дела в неразрывной связи с культурной средой4.
Работы по изучению истории музейного дела отдельных регионов начинают заслуживать более пристальное внимание со стороны исследователей-историков, что находит отражение в тематике диссертационных работ.
Диссертация Г.В. Найдаковой посвящена5 развитию музейного дела в Бурятии5. Автор последовательно и комплексно осветил историю организации музейного дела в Бурятии с 1917 по 1980-е годы. В работе, опирающейся на документальные источники, хранящиеся в архивах Бурятии, Читинской и Иркутской областей, освещается вопрос создания базы, формирования фондов, совершенствования экспозиций, научно-исследовательская и просветительская деятельность музеев. Большая часть использованных документов введена в научный оборот впервые. Основное достоинство работы заключается в последовательном хронологическом восстановлении основных событий музейной жизни республики. Ограниченные географические рамки позволили детально воспроизвести процесс развития государственной музейной сети, процесс ее централизации, деятельность общественных музеев.
В исследовании О.Н. Труевцевой «Развитие историко-краеведческих музеев и участие в нем партийных организаций Западной Сибири (1960 -1990 гг.)» проанализирована роль партийных организаций в развитии музейного дела в Западной Сибири1. В работе показана динамика и особенности формирования государственной музейной сети, исследованы процессы комплектования, хранения и изучения музейных фондов, изучены проблемы культурно-просветительской работы музеев, дан анализ историко-краеведческого движения.
О.Н. Труевцевой издан ряд работ о развитии сибирских музеев во вто-рой половине XX века . В статье «Состояние сибирских музеев: точка зрения экспертов»3 путем социологических исследований выявлены основные причины, вызвавшие неудовлетворительное состояние музейного дела в Сибири. В исследованиях принимали участие сотрудники ведущих музеев Сибири. К сожалению, Хакасия не заслужила должного внимания автора.
Анализ социологических исследований позволил автору определить приоритетные направления в развитии музеев Сибири, обозначить механизмы разрешения основных проблем в музейной деятельности.
О.Н. Труевцева продолжила исследования истории музейного дела в Сибири в послевоенный период. Ее докторская диссертация «Историко краеведческие музеи Сибири во второй половине XX века» представляет интерес тем, что объектом исследования стали музеи не только Западной Сибири, но и Восточно-Сибирских регионов, в том числе и Хакасии1. Но история музеев Хакасии освещена автором фрагментарно. Несомненным достоинством этой работы является введение в научный оборот большого числа документальных источников, результатов социологических исследований.
В 1991 году опубликована книга музееведа Якутии П.В. Винокурова «Музеи Якутии» . Это весьма содержательная в теоретическом отношении работа представляет краткое изложение основных положений кандидатской диссертации автора, которая была защищена в 1996 году .
Л.А. Чурилова в диссертации «Роль музеев в сохранении и развитии культуры народностей Севера» отмечает, что главная задача музея в условиях проникновения городской культуры в быт коренного населения региона заключается не только в документировании, но и поддержании, освоении и трансляции ценных элементов традиционной культуры . Наиболее перспективным направлением в музейной деятельности на севере Сибири автор справедливо считает создание музеев традиционной культуры и экомузея.
Процесс организации и становления музейного дела на российском Дальнем Востоке исследовал Л.В. Корневой в диссертации «Становление и развитие музейного дела на Дальнем Востоке России (1884 - 1917 гг.)»5. В ходе исследования определена роль научных обществ, местной администрации в создании музейных учреждений. Автор проанализировал источники комплектования музейных собраний, научно-исследовательскую и культурно-образовательную функции музеев, показал их роль в системе внешколь ного образования. Ценность данной работы заключена в оценке вклада музееведов в рамках действующих конкретно-исторических условий.
Определенная преемственность в изучении истории музейного дела на Дальнем Востоке прослеживается в диссертационной работе Н.И. Рубан «История музейного строительства на Дальнем Востоке 20 - 30-х годов XX века»1. Автор проанализировал деятельность краеведческих организаций в 20 — 30-е годы XX века, вклад музейных работников в развитие краеведения, культуры, края и просвещения его населения, а также показал влияние государственной политики на процессы формирования дальневосточной музейной сети. Автор представил сравнительный анализ работы музеев довольно обширного географического пространства, включив в область исследований территории Хабаровского и Приморского краев, Читинской, Амурской, Камчатской, Сахалинской и Магаданской областей.
В диссертационной работе А.О. Дыртык-Оол «Становление и развитие музейного дела в Туве (1921-2000 гг.)» показано развитие Тувинского рее-публиканского краеведческого музея и его филиалов . Достоинством работы А.О.Дыртык-Оол является введение в научный оборот архивных и музейных источников.
Таким образом, к 2000 году в пределах административно-географических регионов восстановлена история региональных музеев Бурятии, Якутии, Дальнего Востока, севера Средней Сибири, Тувы и Западной Сибири. Ключевым моментом во всех работах являются вопросы пересмотра концепции развития, определение роли и места музея в современном обществе, а также сохранение историко-культурного наследия.
Следующее исследование является актуальным, на наш взгляд, в связи с рассмотрением методологических вопросов в области музейного дела и обобщением истории музейного дела на русском языке. В.П. Грицкевич в монографии «История музейного дела до конца XVIII» систематизировал ис следование поэтапного процесса эволюции музейного дела в различных регионах мира до конца XVIII века1. Автором изучены основные направления развития источниковедения и историографии музейного дела, установлена зависимость создания предмузейных собраний от социокультурных условий жизни общества, разработаны теоретико-методические положения в отечественном музееведении.
Наиболее значительной работой, посвященной истории государственной политики в области музейного дела в послевоенные годы, является статья В.И. Златоустовой2, охватывающая 40-летний период деятельности государственных органов по управлению музеями. В связи с общими выводами правомерно утверждение автора о необходимости формирования новой музейной политики и важности изучения исторического опыта и использования всего ценного, что накоплено многолетней музейной практикой.
Определенную роль в активизации интереса исследователей к истории сибирских музеев сыграли научные конференции, прошедшие в ведущих музеях Сибири.
Проблемы, связанные с научно-исследовательской, фондовой, экспозиционной работами, а также с организацией коммуникативной и инновационной деятельности музеев нашли отражение в работе международной конференции «Музей и общество», прошедшей 10-13 сентября 2002 года на базе Красноярского краевого музея3.
Несмотря на значительное количество работ по данной проблеме, история музейного дела в Хакасии до последнего времени не являлась предметом специального исследования.
В 1969 году в «Ученых записках Хакасского научно-, исследовательского института языка, литературы и истории» была опубликована статья В.И. ГТоловниковой «Из истории Хакасского музея краеведения»1. Автор на основе архивных документов воссоздал историю становления и деятельности музея с 1929 по 1967 год. В статье освещены вопросы экспозиционной, просветительской деятельности и комплектование этнографической коллекции музея. Автор не прослеживает влияние государственной политики на деятельность музея, не выделяет основных проблем, характерных для данного периода. Несмотря на обилие богатого архивного материала, статья носит преимущественно описательный характер.
Нет специальных работ, посвященных проблеме организации и развития музейного дела в Хакасии. До сих пор нет полной исследовательской работы по истории научно-исследовательских и культурно-просветительских учреждений, вносящих определенный вклад в развитие науки, культуры и образования в республики. История музеев различных профилей и музейная практика, накопленная в течение 75-и лет, оказались слабо освещенными. Литература по этим вопросам, увы, незначительна.
В статье «Отдел этнографии Хакасского областного музея краеведения» М.Ф. Чалкина коснулась незначительного обзора этнографической коллекции музея2. Автор представил краткое описание и предназначение предметов, использовавшихся в быте хакасов в начале XX века. Отсутствие научного анализа этнографической коллекции музея, являющейся ее гордостью, снижает, на наш взгляд, достоинство работы.
Юбилейной дате - 50-летию Хакасского областного краеведческого музея, посвящены работы Т.В. Бесталанных3, Я.И. Сунчугашева, В.Н. Половни ковой, В.Ф. Бурова, Э. Шиллинг1. В них приведены сведения о просветительской, экспозиционной деятельности музея. Состояние и проблемы сохранения археологического наследия музея Хакасии рассматривала в своих статьях Э.А. Севостьянова . Это первые работы, где подняты проблемы условий хранения и экспонирования музейных коллекций.
Приведенный анализ публикаций подтверждает, что поставленная проблема остается практически неизученной, хотя деятельность музеев является важной областью культурного строительства в республике. Не нашли пока полного отражения и вопросы научной, экспедиционной, коммуникативной деятельности музея, причем на протяжении всей истории учреждения. Не были освещены и вопросы, связанные с возникновением и развитием школьных, муниципальных и ведомственных музеев, что определило актуальность настоящего исследования.
Исходя из степени изученности темы, определена следующая цель исследования - изучить историю музейного дела в Хакасии. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить динамику и особенности формирования музейной сети в Хакасии в исследуемый период;
изучить процесс комплектования и использования музейного фонда Хакасии;
определить влияние государственных, партийных органов на деятельность музейных учреждений;
показать проблемы и перспективы развития музейного дела в Хакасии в XXI веке.
Предметом исследования стал процесс становления и развития музейного дела в Хакасии. При освещении деятельности музеев появляется возможность раскрыть основные принципы музейной политики Российского государства. Данное исследование не ограничивается локальным изучением истории музейного дела. Не утрачивает своей актуальности и исследование вопросов, связанных с влиянием ведущих музеев края на профильную деятельность музеев национальных территорий. Освещение истории музеев в Хакасии (в общеисторическом контексте) позволит объяснить изменения, происшедшие в музейной деятельности. Такие важные аспекты, как история отдельных музеев, процесс формирования музейной сети, эволюция музееведческой мысли тоже находятся в основе внимания исследователя. При освещении избранной темы изучены процессы формирования музейных коллекций и создания наиболее значительных экспозиций, а также вопросы, связанные с изменением содержания и форм музейных коммуникаций.
Объектом исследования явились историко-краеведческие музеи Хакасии, составляющие государственную музейную сеть региона, а также музеи, действующие на общественных началах Хронологические рамки исследования включают в себя исторический отрезок времени с 1928 по 2003 годы. Нижняя граница определена созданием первого краеведческого музея в Хакасии на общественных началах. Эта дата является основополагающей в становлении и развитии самостоятельных краеведческих исследований в Хакасии. Верхняя граница исследования связана с формированием археолого-этнографических комплексов в регионе, активным поиском и апробированием инновационных форм в музейной деятельности, направленных на самоопределение учреждений, а также реального решения вопросов в воссоздании и сохранении историко -культурного наследия Хакасии.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией современной Хакасии. Выбор региона обусловлен наличием в Хакасии множества археологических, историко-культурных ландшафтных комплексов, а
• также накопленным опытом в музеефикации археолого-этнографических па мятников и формировании музейной сети. На территории Хакасии в настоящее время действует 17 государственных и около 30 общественных музеев с общим фондом более 150 тысяч предметов музейного значения. В регионе представлены все виды и профили историко-краеведческих музеев, располо- женные в городах и сельских поселениях.
Методологической основой исследования являются современные гуманистические концепции и подходы, основанные на многофакторном методе изучения историко-музейных процессов и явлений. Разделяя взгляды цивилизационного развития общества, мы рассматриваем и историю музеев, прежде всего как деятельность людей, основной движущей силой которой являются духовные потребности социума.
Это позволяет рассмотреть историю становления и развития музейного дела в Хакасии с применением общенаучного системного подхода.
В целях объективного объяснения изменений, происходящих в постоянно меняющемся социокультурном контексте, использованы историко- сравнительный, проблемно-хронологический и историко-культурный мето ды. В целях изучения влияния государственной системы на деятельность музеев и персонифицирования этого воздействия в работе применены истори- ко-ретроспективный и историко-ситуационный методы. Исследование динамики исторического процесса в музейном деле определило использование Ф статистического метода.
Использование вышеописанных методов позволило комплексно проанализировать историко-музейное явление в Хакасии.
Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые акты, делопроизводственная документация, публикации в периодических из- ,ф даниях.
Основными нормативными правовыми актами являются законы, регламентирующие наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Значительную роль в регулировании охраны памятников истории и культуры в исследуемый период играли законы по охране и использованию памятников истории и культуры, принятые Верховными Советами СССР (1976г.) и РСФСР (1978г.), а также Закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (1996г.).
Высшие органы исполнительной власти многократно прибегали к нормативно-правовому регулированию музейной деятельности посредством подзаконных актов. Важную роль сыграли такие постановления правительства СССР и РСФСР, как «О музейном фонде Союза ССР» (1965г.), «О мерах по дальнейшему улучшению работы музеев в РСФСР» (1983г.).
Важным источником изучения формирования и осуществления государственной музейной политики являются документы КПСС, в частности, постановления, посвященные непосредственно проблемам развития музейного дела. Это постановления ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964г.) и «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» (1982г.).
Делопроизводственная документация представлена организационно-распорядительными, плановыми, учетно-контрольными, отчетными материалами.
Организационно-распорядительная документация включает в себя приказы, распоряжения, протоколы заседаний, переписку; плановая документация — планы работы, программы, сметы; учетно-контрольная - документы по личному составу, финансово-бухгалтерские документы, материалы ревизий, проверок; отчетная - отчеты о работе, доклады, сообщения сотрудников музея.
В первую очередь нами исследованы делопроизводственные документы Хакасского республиканского краеведческого музея и областного управления культуры, хранящиеся в Государственном архиве Республики Хакасия и впервые вводимые в научный оборот. В фонде № 2 содержится 107 дел с 1929 по 1989 годы, о деятельности Хакасского областного музея краеведения. Они являются ценнейшими источниками изучения становления музей
• ного дела в Хакасии. В основном это анализ работы музея, докладные начальников, инструкторов краевого, областного управлений культуры, акты ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Из научного архива музеев Хакасии были исследованы такие документы, как планы, отчеты, тематико-экспозиционные планы, тексты экскурсий, отчеты об археологических, этнографических экспедициях. Изучены личные фонды А.Н. Липского, В.Н. Половниковой, К.М. Патачакова, Я.И. Сунчуга-шева, Л.Р. Кызласова, В.Я. Бутанаева. При написании диссертации изучены материалы музейных конференций, семинаров, прошедших на базе ведущих музеев Сибири, в городах Томске, Омске, Тюмени, Новосибирске, Красноярске, Минусинске. Ценность, на наш взгляд, представляют выступления, ос-вещающие музейную деятельность в Хакасии, Красноярском крае, с учетом того, что Хакасия до 1991 года находилась в составе Красноярского края.
Для написания истории музейного дела в Хакасии послужили материалы ученых и сотрудников музея, опубликованные в центральных и местных изданиях. Материалы периодической печати были важным дополнительным источником к архивным фондам. В диссертации использованы материалы газет «Советская Хакасия» (с 1944 по 1991 год), «Хакасия» (с 1992 по 2003 год), «Ленин чолы» (с 1960 по 1991 год), «Хакас чирі» (с 1993 по 2992 год). «Абакан» (с 1995 по 2000 год), журнала «Наука и жизнь» за 1997 год.
Источником для реконструкции истории общественных музеев являют- ся материалы, собранные автором во время командировок с 1999 по 2003 год, а также в результате работы семинаров, курсов, проводимых совместно с Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Хакасия. При освещении деятельности Хакасского республиканского краеведческого музея и музеев Хакасии использовался практиче- Щ) ский опыт автора данного исследования, являющегося директором ХРКМ.
Научная новизна работы заключается в том, что автором впервые комплексно исследована проблема становления музейной сети в Хакасии. Исследовательская работа представляет целостный анализ и систематизацию материалов по истории музейного дела в Хакасии. Организация и деятельность музеев рассматривается в контексте социально-экономической и культурной жизни Хакасии. В работе выявлены особенности становления и развития музейной сети в республике, введены в научный оборот новые документы и материалы, что характеризуется достаточной степенью полноты, достоверности и научной новизны.
Автором исследованы социальные функции музеев Хакасии, обобщены общие закономерности и особенности музейной политики в республике на различных этапах деятельности учреждений.
Хакасский краеведческий музей показан как важнейший социальный институт, а музейная сеть Хакасии представлена важнейшей составляющей в системе научно-исследовательских, культурно-просветительских и образовательных учреждений региона.
Автором впервые в отечественной историографии рассмотрены проблемы предпосылок, особенностей и перспектив развития музеев в Хакасии.
В научный оборот впервые введены новые неопубликованные источники.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических выводов, обобщенного исторического опыта региона в деятельности Министерства культуры Республики Хакасия с целью разработки мероприятий по укреплению музейной сети в Хакасии: администраций городов и районов — для совершенствования работы муниципальных и общественных музеев; в вузах - для разработки программ и учебных пособий по спецкурсу «Музееведение», в школах - для преподавания курсов истории, краеведения, а также для дальнейшего изучения культуры Южной Сибири.
Основные положения диссертации опубликованы в сборниках шести научно-практических конференций, проходивших в г. Барнауле, г. Улан-Удэ, г. Минусинске, г. Абакане.
В приложениях представлены фотографии из архивов краеведческих музеев г. Минусинска, Республики Хакасия, зрительно подтверждающие некоторые выводы автора, а также дается список сокращений, встречающихся в диссертационной работе.
Предпосылки создания музеев в конце XIX — начале XX вв
Музеи занимают особое место в жизни общества. Они неразрывно свя заны со стремлением каждого нового поколения сохранить, понять и приумножить культурное достояние нации.
История музеев Сибири привлекала внимание ученых еще в XIX веке. Достаточно вспомнить известные работы Н.М. Ядринцева, Д.А. Клеменца, Ф.Я. Кона, В.Г. Врадия, А.Я. Тугаринова, которые в досоветский период заложили основу исследований музейного дела в Сибири \
История музеев — это история нашего отношения к культурному наследию, его изучению, сохранению, воспроизводству. Именно поэтому она заслуживает внимательного изучения, теоретического осмысления накопленного опыта, позволяющего не только расширить наш исторический кругозор, но и более глубоко понять роль музея в современном обществе и как самостоятельного культурного феномена, имеющего собственный потенциал саморазвития .
Чтобы понять сущность музея как объекта исследования, необходимо рассмотреть понятие «музей». Существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена.
Понятие «музей», а также «мусейон», вошло в культурный обиход человечества более двух с половиной тысяч лет назад. В Древней Греции му-сейонами называли святилища, создававшиеся для почитания муз, и представляли собой лишь портик с жертвенником. Таким образом, «мусейон», или «храм муз», понимался как покровительство искусству и науке и олицетворял первые коллективные сакральные места.
Постепенно менялось понимание его роли от храма муз, наук и памяти к специализированному научному комплексу, выражавшему универсальный познавательный взгляд на мир. Социальные преобразования, происходившие в обществе впоследствии, выдвигали перед музеем новые задачи, обусловленные его возможностями. Во второй половине XIX века музей характеризовался как образовательное заведение1.
На рубеже XIX - XX вв. в философской концепции «всеединства» Н.Ф. Федорова музею отведено особое место, связанное с объединением ин-теллектуальных, духовных и физических усилий всех поколений .
В это время музей оформляется как социальный институт, призванный не только сохранять и демонстрировать культурные ценности, но и способствовать образованию всех категорий публики. Таким образом, значение музея возрастает под воздействием целого ряда факторов. В первую очередь это зависит от государственной политики, от экономических и культурных условий.
После социалистической революции 1917 года музей превратился в трибуну коммунистической идеи, единого взгляда на мир, мощное идеолого-воспитательное средство.
Отечественные музеи (до начала 1980-х гг.) служили инструментом реализации основных направлений в области идеологии и были призваны участвовать в «коммунистическом воспитании трудящихся на славных революционных и трудовых традициях»3.
Образование и развитие Хакасского областного краеведческого музея (1929- 1959 гг. XX века
Хакасский республиканский краеведческий музей, основанный в 1929 году на общественных началах, своим появлением и развитием обязан постановлениям ВНИК и СНК РСФСР от 20 августа 1928 г. «О музейном строительстве в РСФСР»1 и главнауки «Об оживлении музейной работы среди национальных меньшинств»2. Формирование, становление краеведческого музея шло поэтапно. Первый этап с 1929 г. до 1959 г., второй с 1960 г. по 2003 г.
На первом этапе выделяются следующие два периода: 1) 1929-1941гг. -деятельность музея в довоенное время; 2) 1941-1959гг. — деятельность музея в военное и послевоенное время. Первый период характеризуется развитием краеведческого движения в Хакасии, «формированием государственной политики в развитии музеев, поисками путей создания экспозиций, отвечающих требованиям марксистской идеологии и уровнем развития исторической науки. Для этого времени характерны возрождение национальных культур и рост национального самосознания. В деятельности музея это выразилось в организации выставки этнографических коллекций.
Второй период связан с попыткой правительства Российской Федерации провести единый государственный учет музейных коллекций. В эти годы экспозиции в музее оформлялись по тематическому признаку. Огромные трудности этого периода были связаны с мобилизацией всех материальных и моральных сил народа, направленных на защиту Родины, на разгром врага в годы Великой Отечественной войны. На этом этапе музей овладел принципом историко-хронологического и тематического экспонирования музейных коллекций, а так же были выработаны основные направления исследовательской и массово - просветительской работы.
На втором этапе выделяются следующие два периода: 1) 1960-1990гг. — деятельность музея в советское время; 2) 1991-2003гг. - деятельность музея в постсоветское время и в период формирования нового государственного статуса региона.
Первый период второго этапа музейного строительства в советские годы связан с изменением условий деятельности музея в результате решений ХХ-ХХШ съездов партии и пленумов ЦК КПСС по идеологическим вопросам. В этот период музей окончательно превратился в культурно-образовательное и политико-пропагандистское учреждение. В формировании собрания музея основное внимание стало уделяться сбору материалов, историко-культурного характера, преимущественно по истории советского общества.
Второй период второго этапа обусловлен с экономическими, политическими преобразованиями в регионе. В 1991г. Хакасская автономная область была преобразована в существующих границах в Республику Хакасия в составе Российской Федерации. В эти годы в регионе шло формирование музейной сети и создание музеев нового типа — археолого-этнографических музеев под открытым небом. Для музейного строительства этого периода характерны создание глубоко научных экспозиций, правдиво отражающих историю исследований, археологических раскопок, комплектование материалов историко-этнографического характера, апробирование новых концепций научно-просветительской деятельности, направленной на пропаганду и защиту историко-культурного наследия Хакасии.
Особенности становления общественных музеев в Хакасии (1960 - 2000 гг.)
В конце 1950-х - начале 1960-х годов в культурной жизни Хакасии появились новые тенденции, связанные с развитием общественных музеев в регионе.
Характерной особенностью этого времени был устойчивый массовый интерес советских людей к далекому прошлому и к новейшей истории области, к разнообразным историко-культурным реликвиям и к музейным собраниям подлинных памятников материальной и духовной культуры. Свыше 50 тысяч предметов музейного значения было собрано музеями Хакасии. Это поистине неисчерпаемая, более того - постоянно пополняемая сокровищница духовного достояния жителей региона.
В значительной мере активизации деятельности общественных музеев и расширению их сети в Хакасии способствовали знаменательные юбилейные даты - 50-летие и 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, 50-летие и 60-летие образования СССР, а также юбилеи, связанные с Победой в Великой Отечественной войне. Характерной особенностью музейного строительства в Хакасии явилось открытие ведомственных музеев на крупных промышленных предприятиях и общественных в районных центрах, расположенных в отдалении от областного центра.
В 1990-ые года, с принятием Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации, были определены формы собственности учреждений культуры, что позволило районным музеям получить статус муниципальных.
Наше исследование охватывает период 1960-1990-х годов - период расцвета общественных музеев. Интерес для исследователя представляет анализ их деятельности, связанный с хранительской, коммуникативной и научно-исследовательской работой в изучении региона.
Появление общественных музеев в Хакасии было обусловлено потребностями общества и отражало государственную политику. «Следует расширять участие общественных организаций, отмечалось в Программе КПСС, в управлении учреждениями культуры»1, что являлось составляющей идеологической установки на воспитание «нового» человека.
Другим важным фактором, повлиявшим на появление общественных музеев, стало постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся», принятое в мае 1964 г. В нем была поставлена задача: «...развивать движение краеведов, приобщать трудящихся к сбору исторических реликвий города, материалов по истории фабрик, заводов, колхозов и совхозов» .
В исполнение этого постановления Министерство культуры СССР в феврале 1965г. разработало и утвердило «Типовое положение о народном музее», определившее его статус, порядок открытия, содержание, формы работы и взаимоотношения с органами культуры, государственными музеями3.
Активная поддержка историко-краеведческого движения партийными и государственными органами привела в 1960-1980-е гг. к значительному росту числа общественных музеев в Хакасии. Уже к 1980 году в Хакасии действовало более 40 музеев .