Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
Взаимодействие власти Медичи и художника в ренессансной Флоренции
Модели взаимоотношений представителей искусства и заказчиков в ренессансной Флоренции конца XV - начала XVI века 35
ГЛАВА II. ОБРАЗ И МЕСТО ХУДОЖНИКА ВО ФЛОРЕНТИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ 74
Трансформация самосознания флорентийских живописцев в период Высокого Возрождения 85
БИБЛИОГРАФИЯ 144
Введение к работе
Стремление к более глубокому постижению исторического своеобразия художественной культуры Возрождения заставляет ученых все чаще обращаться к вопросам социального бытования искусства. Актуальность предлагаемого исследования обусловлена тем, что образное содержание и художественные формы, как известно, находятся в определенной зависимости от мировоззрения эпохи, от социально-этических идеалов и сословных представлений. Творчество художников не может быть осмысленно вне его социальной среды.
Естественно, что конкретный анализ искусства эпохи Возрождения неизбежно сталкивается с вопросом о взаимодействии художника и заказчика. От решения этого вопроса во многом зависит успех идейного истолкования того или иного художественного памятника, понимание особенностей его формального строя.
Проблема «культура Возрождения и общество» охватывает вместе с тем такие важные аспекты как свобода творчества, профессиональное самосознание и конкуренция в борьбе за общественное признание. Контекст культуры и искусства эпохи в данном случае приобретает особую роль: художник аккумулирует общественные, религиозные и философские импульсы эпохи и преломляет их сквозь собственное видение мира, воплощая его в произведениях. Изучение данной проблемы способствует осмыслению общих закономерностей в развитии ренессансной культуры в целом, а также позволяет понять специфику художественного мышления представителей ренессансной культуры.
Исследование оценки профессии художника и его самого заказчиками, согласно которой выстраивались отношения флорентийских мастеров Высокого Возрождения с обществом, включает изучение социального состава заказчиков, эстетических предпочтений и требований клиентов. Восприятие артистом самого себя, своего места в обществе Флоренции, материальное положение творца - составляющая и базисная часть его социального статуса. Представляется актуальным выяснить, насколько самосознание ренессансных мастеров совпадало с тем, как они выглядели в глазах заказчиков. При этом не могут не затрагиваться также вопросы конкуренции столь актуальные для ренессансной Флоренции.
Целью исследования является определение характера и степени влияния заказчиков на самосознание и творчество художника Флоренции в конце XV - первой трети XVI веков, а также исследование особенностей самосознания художников в исследуемый период.
В качестве объекта исследования выбрано творчество представителей флорентийского искусства и их взаимоотношения с заказчиками в конце XV - первой трети XVI века.
Цель исследования определила решение следующих задач:
изучение динамики развития взаимоотношений художника и заказчика Флоренции в эпоху Высокого Возрождения;
определение особенностей самосознания флорентийских художников в период Высокого Возрождения.
Хронологические рамки исследования охватывают период Высокого или «классического» Возрождения, то есть с конца XV столетия и до 1530 года - года трагической гибели Флорентийской республики.
Так как исторические границы рассматриваемых процессов интенсивного формирования художественного рынка и профессионального самосознания художников распространяются вплоть до конца XVI века, то хронологические рамки исследования, ограниченные 1530 годом, в ряде случаев требовали расширения до середины XVI столетия.
Методологическим подходом к исследованию избранной проблемы является представление о Возрождении как самостоятельном типе культуры. Согласно интенсивно разрабатываемой в отечественной и зарубежной историографии концепции Возрождения, в рамках данной культурно-исторической эпохи явления художественной и социально-политической жизни взаимосвязаны. В основу работы был положен, наряду с социокультурным подходом, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы.
Изучение изобразительных и письменных источников потребовало обращения к методу герменевтики; освоения вспомогательных исторических дисциплин (иконологии, иконографии и другие).
Источниковую базу исследования составили преимущественно нарративные материалы.
Эпистолярное наследие великих художников итальянского Возрождения
1 J "X
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, дошедшее до нас как в подлинниках, так и в черновиках, (как например, в составе Атлантического кодекса Леонардо да Винчи) давно было высоко оценено историками и искусствоведами и плодотворно привлекалось ими при освещении творческих и эстетических проблем.
В использованных нами письмах нашли отражение различные грани взаимодействия заказчиков и художников, проливающие в свою очередь свет на взаимодействие искусства и власти, на государственную политику в области искусства, характер общественных заказов, а также меценатство конкретных лиц.
Особую группу источников составляют произведения биографического жанра, который имел в рассматриваемый период особенности, отличающие его от требований более позднего времени. Не ко всем сообщаемым биографам сведениям приложим критерий достоверности, сам жанр предполагал включение в повествование анекдотических описаний, имеющих явно литературную или фольклорную основу, а также определенную стилизацию изображаемой личности. Эти свойства, затрудняющие изучение фактического положения дел, точно и колоритно отражают субъективную сторону явлений, являющуюся предметом нашего исследования.
В биографии Микеланджело, написанной А. Кондиви; биографиях живописцев, составленных Дж. Вазари; автобиографии Бенвенуто Челлини отражены такие моменты как влияние художественного вкуса заказчиков на искусство, предъявляемые к художникам требования и критерии оценки произведений. Их исследование позволяет реконструировать образ художника, как он воспринимался современниками, отношение к нему заказчиков, а также представления о профессии художника в целом.
Привлечение известного произведения Бальдассаре Кастильоне «Придворный» («II Libro del Cortegiano») обусловлено в первую очередь тем, что это наиболее совершенное практическое руководство по формированию и самовоспитанию Puomo universale. В силу того, что его автор был тесно связан с художественными кругами, данное произведение в известной степени отражает стремление художников, ставших в данный период неотъемлемым элементом придворной жизни, выйти за рамки цеховой принадлежности и обрести личностные качества, сформулированные в трактате Кастильоне.
К рассматриваемому периоду относятся попытки художников систематизировать, придав изложению форму ученого трактата, методы их мастерства. В
трактате о живописи Леонардо да Винчи, трактате о «Ювелирном деле» Бенвенуто Челлини, помимо информации технологического характера, содержатся факты, позволяющие судить об изменениях в самосознании флорентийских живописцев в период Высокого Возрождения, об оценке профессии живописца заказчиками, согласно которой выстраивались отношения флорентийских мастеров Высокого Возрождения с обществом.
Ренессансная концепция индивидуализма наиболее ярко выражена в сочинениях итальянских гуманистов, среди которых следует выделить «Диалог о свободе» Аламанно Ринуччини.
Показателем возросшего значения художественной культуры в жизни флорентийского общества является то, как исследуемые нами проблемы отражены в историографии того времени, в частности в «Истории Флоренции» Ни- колло Макиавелли и «Истории Флоренции» Франческо Гвиччардини.
Нами также использовано анонимное описание дискуссии по поводу ус-
1 ^
тановления статуи Давида работы Микеланджело, позволяющее в известной мере выяснить степень влияния социально-политических факторов на самосознание и творчество художников, а также вопросы, связанные с конкуренцией между художниками, столь актуальные для ренессансной Флоренции.
Факты из жизни художников и историю выполняемых заказов невозможно рассматривать в отрыве от создаваемых ими художественных произведений, в которых, в конечном счете, фокусировались основные тенденции развития ренессансной личности и культуры.
Ряд произведений Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело и других рассмотрены нами не в формально-стилевом плане, а как отражение определенных философских, социально-политических и религиозных программ.
Степень изученности проблемы. Научный интерес к эпохе Возрождения зарождается в середине XIX века. Высказанные тогда идеи сохраняют свой исследовательский потенциал и актуализируются в последующие эпохи. Элементы социокультурного подхода присутствуют в трудах зачинателей науки о Возрождении и, шире, культурно-исторического метода - Ж. Мишле, Я. Бурк- хардта, Г. Фойгта.
«Философия искусства» И. Тэна (впервые опубликована в 1880 году), включила социологические факторы в разработанную им «теорию среды», где одновременно фигурируют географические, природные, социологические, политические, религиозные и философские предпосылки, оказывающие определяющее воздействие на «моральную температуру общества».
С конца XIX века безраздельно господствующий иконологический подход дополняется элементами социологического анализа. Под влиянием работ В. Дильтея и И. Вебера постепенно формируется самостоятельное направление, разрабатывающее общие проблемы социологии искусства.
В 1920-е и 1930-е годы интерес к социальным проблемам продолжал нарастать, развиваясь по пути использования элементов марксистской методологии или оставаясь вне ее воздействия. Отражением этих тенденций явилось во многих отношениях новаторское исследование А. фон Мартина «Социология Ренессанса» (1932), в котором, однако, излишне прямолинейно развитие искусства Возрождения связывалось со становлением капиталистических отношений и запросами нарождающейся буржуазии. Значимым событием стало появление в 1938 году исследования М. Вакернагеля «Среда обитания художников флорентийского Возрождения: заказы и заказчики, мастерские и художественный рынок». Автор выделил такие темы исследования в искусствознании как заказы на произведения искусства и их характеристика; заказчики и меценаты; мастерская и художественный рынок; художники как представители определенного социального слоя, их материальный и общественный статус.
Следующий этап в развитии историографии проблемы относится ко второй половине 1940-х и ограничивается 1960-ми годами. Это период, когда в конкретных исследованиях отдельных проблем и явлений уже был накоплен большой фактический материал, требующий осмысления и систематизации. В
-91947 году появляется труд Ф. Анталя «Флорентийская живопись и ее социальный фон», в основном посвященный влиянию на искусство вкусов различных социальных слоев итальянского общества XIV и первой половины XV века.«Социальная история искусства» А. Хаузера, имевшая значительный успех, как в Америке, так и в Западной Европе и переведенная на ряд языков, затрагивает проблему связи искусства с исторической действительностью, вызывающей его к жизни. Рассуждая о причинах переворота в области культуры и искусства, автор отмечает, что перемены эти были вызваны появлением заказчика нового типа.
Исследование Г. Бароном итальянского «гражданского» гуманизма не только подтвердило бесспорную новизну идей гуманистов эпохи раннего Возрождения, но и доказало связь этих идей с глубокими социальными сдвигами,
происходившими в то время в передовых центрах Италии.
Концепцию революционного характера итальянского Возрождения в области социальной, политической и идеологической развивал Э. Гарэн. Он наполняет это понятие более широким содержанием, включая в него всю совокупность гуманистических представлений о нравственном идеале активной гражданской жизни, наполненном светским потенциалом. В частности, в работе посвященной исследованию творческого мышления Микеланджело, Э. Гарэн демонстрирует пример комплексного подхода к изучению ренессансной культуры. Изучая культурную атмосферу, в которой протекла деятельность художника, автор пришел к выводу о том, что язык фресок и скульптур Микеланджело питала историческая реальность времени, а творчество было воплощением его мироощущения.
Предложенный Э. Панофским и развиваемый в трудах его последователей иконологический метод, позволил избежать произвольности и субъективизма в истолковании идейного содержания произведений ренессансного искусства. В вышедшей в 1960 г. работе им была предпринята попытка дать синтетическую характеристику искусства эпохи Возрождения.
Французский историк А. Шастель исследовал тесную связь и взаимодействие искусства с гуманистической мыслью Флоренции второй половины XV века, а также влияние флорентийского неоплатонизма на образный строй художественных произведений Высокого Возрождения. Разработкой подобной проблематики занимался также Миллард Мисс, анализируя иконографию флорентийской живописи Треченто.
JI. Мартинес, Н. Рубинштейн исследовали социальную среду гуманистов Флоренции во времена ранних Медичи. Дж. Бракер занимался изучением особенностей исторического развития флорентийского общества времен Ренессанса.
На рубеж 1960-1970-х приходится начало нового, продолжающегося и по сей день этапа в развитии методов социального анализа ренессансного искусства. JI. Мартинес, исследуя вопросы взаимодействия власти и представителей ренессансной культуры, обнаруживает серьезную социально-политическую за-
висимость творчества представителен искусства от политического контекста.
П. Берке также доказывает в своем исследовании прямую зависимость творче-
ских решений представителей Ренессанса от интересов заказчика. Е. Джелнер, исследуя формирующийся рынок произведений искусства в ренессансной Италии, пришел к выводу о том, что социально-политическая зависимость живописцев была доминирующим фактором развития художественной культуры ре-
нессанса.
Из новейших исследований необходимо выделить имеющую принципиальное значение статью М. Холлингсворт, определяющей меценатство в ренес-
сансной Италии XV-XVI веков, как решающий фактор в формировании творче-
ских проектов живописцев.
Говоря об отечественной историографии Возрождения советского периода, следует отметить, что методологические поиски исследователей во-многом были обусловлены энгельсовской концепцией культуры Возрождения. Вместе с тем, от увлечения вульгарным социологизаторством спасали традиции, заложенные в XIX веке А.Н. Веселовским и М.С. Корелиным, ориентировавшим ученых на конкретные исторические исследования.
Социологические аспекты изучения культуры Возрождения были приоритетными для А.К. Дживилегова, труды которого в значительной мере опре-
э 1
деляли уровень отечественной историографии 20-30х годов XX столетия. Культура, как был убежден исследователь, превращается, как правило, в зеркально точное и зеркально пассивное отражение социальных интересов и идеологических пристрастий. Тем не менее, А.К. Дживелегов признает высокую роль личности в осуществлении творческих проектов живописцев, признавая право маневра между враждебными идеологиями.
В историографии Возрождения второй половины XX века наибольшее признание получили концепции М.А. Гуковского и В.И. Рутенбурга.
В своих обобщающих трудах выдающиеся отечественные искусствоведы В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, В.Н. Гращенков, И.Е. Данилова стремились создать целостную культурно-историческую концепцию Возрождения и в силу этого затрагивали как проблемы становления самосознания художников той эпохи, так и некоторые аспекты их взаимоотношений с заказчиками.
Проблемами формирования самосознания представителей ренессансного общества занималась также JI.M. Брагина. Непосредственно вопросы взаимодействия художника и общества в ренессансной Италии изучали М.Я. Либ- ман, В.Д. Дажина. Л. М. Баткиным по-своему интерпретирована сложность взаимоотношений культуры и общества в его определении Ренессанса как типа культуры. Исследователь оценивает Возрождение как период преобладания ренессансного духовного климата, и именно Высокое Возрождение проясняет природу ренессансного мышления и его исторические пределы. М.Т. Петров, оценивая социальную мобильность художников во Флоренции XVI века, признает ведущим фактором развития их карьеры значительный конформизм в отношениях с заказчиками.
Новый импульс в изучении проблем взаимоотношений художника и заказчика был дан исследованиями В.П. Головина. Его труд посвящен художественной жизни Италии XV века. Автор исследует как психологические (самосознание, профессиональный статус, среда общения, восприятие современников) аспекты художнического бытия, так и экономические (цены на произведения искусства, условия контрактов, круг заказчиков). Оценивая социальную мобильность итальянских художников, В.П. Головин связывает этот процесс с личным стремлением живописцев подняться на более высокую ступень социальной иерархии, независимо от сдерживающих установлений цеха.
Если логически выстраивать галерею связанных с самосознанием художника проблем, можно предложить следующую последовательность распределения материала по главам.
Во-первых, оценка профессии живописца и его самого заказчиками, согласно которой выстраивались отношения флорентийских мастеров Высокого Возрождения с обществом. Эта тема многоплановая, обширная и, пожалуй, наиболее разработанная историками искусства. Социальный состав заказчиков, эстетические предпочтения и требования клиентов.
Во-вторых, восприятие художником самого себя, своего места в обществе Флоренции, экономический статус художника - составляющая и базисная часть его социального статуса. Насколько самосознание ренессансных мастеров совпадало с тем, как они выглядели в глазах заказчиков. Затрагиваются также вопросы конкуренции столь актуальные для ренессансной Флоренции. Различные формы сотрудничества мастеров.
Задачи, поставленные в диссертации, обусловили ее методологию, объем и структуру.
Научная новизна исследования заключается в том, что сопоставление нарративных и изобразительных источников позволило под новым углом зрения взглянуть на процессы, происходившие в культурной жизни Флоренции эпохи Возрождения.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования при разработке историко-культурной тематики, касающейся исторического развития итальянского и более шире - западноевропейского общества XVI века. Результаты проведенного исследования могут быть использованы как в научно-теоретической работе, так и в учебно-педагогической деятельности.
Апробация материалов исследования осуществлялась в процессе проведения лекционного курса со студентами исторического факультета СевероОсетинского государственного университета им. К. J1. Хетагурова (г. Владикавказ) и Института Цивилизации (г. Владикавказ).
Основные положения диссертации, ее теоретические подходы были изложены в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях в Се- веро-Осетинском государственном университете им. К. JI. Хетагурова (г. Владикавказ).
Похожие диссертации на Художник и общество: социальные аспекты развития художественной культуры Флоренции в период Высокого Возрождения