Содержание к диссертации
Введение
1. Общая характеристика и базовые принципы школы Ньингма 43
1.1. Распространение буддизма в Тибете и формирование местных школ буддизма 43
1.2. Институализация школы Ньингма и формирование канона 57
1.3. Традиция передачи учений в школе Ньингма: кама и терма 72
1.4. Монашеские и немонашеские общины 89
2. Ньингма и политическая власть 102
2.1. Ньингма и политическая борьба в Тибете 102
2.2. Политика Пятого Далай-ламы в отношении школ тибетского буддизма 118
2.3. Два периода гонений на школу Ньингма 135
3. Религиозная активность школы Ньингма 153
3.1. Учреждение новых «материнских» монастырей 153
3.2. Монастырь Миндролинг и объединение Ньингма 169
3.3. Роль тертонов в распространении учений Ньингма 181
3.4. Джигме Лингпа, открытие Лонгчен Нъинтиг и зарождение движения Риме 200
Заключение 215
Список использованных источников и литературы 220
Приложение 245
- Институализация школы Ньингма и формирование канона
- Традиция передачи учений в школе Ньингма: кама и терма
- Политика Пятого Далай-ламы в отношении школ тибетского буддизма
- Джигме Лингпа, открытие Лонгчен Нъинтиг и зарождение движения Риме
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Необходимость изучения школы Ньингма обусловлена, прежде всего, той важной ролью, которую она играла и продолжает не только в регионах, традицонно исповедующих тибетский буддизм (Тибет, Монголия, Бутан, Ладак, Сикким), но также на Западе. На территории России тибетский буддизм, в том числе школа Ньингма, появился еще в XVII в. и распространился среди бурят, тувинцев и ойратов (калмыков). В настоящее время тибетский буддизм в России представлен многими десятками общин всех основных его школ (Гелуг, Кагью, Сакья, Ньингма) не только в традиционно буддийских республиках, но и на неканонических территориях евразийского пространства страны, среди которых общины школы Ньингма – небольшие, но в тоже время одни из самых динамичных.
Актуальность изучения Ньингма обусловлена также недостаточной изученностью этой школы, особенно в сравнении с такими школами тибетского буддизма как Гелуг, Кагью.
Объект данного исследования – одна из четырех основных школ тибетского буддизма – Ньингма, древнейшая буддийская школа, которая берет начало в период «раннего распространения» буддизма в Тибете в VIII–IX вв., что значительно отличает ее от остальных «новых» школ (сарма), восходящих к «позднему распространению» буддизма в Тибете (X–XII вв.).
Предметом исследования являются религиозный и политический аспекты деятельности последователей школы Ньингма в Тибете, а именно взаимоотношения иерархов Ньингма с политическими лидерами, участие ньингмапинцев в политических событиях Тибета, влияние политических лидеров на усиление или ослабление позиций данной школы. Под религиозным аспектом подразумевается деятельность ньингмапа в сфере основания новых монастырей, их усилия по обновлению ритуальной системы, унификации и централизации школы, а также активности ньингмапа в распространении своей традиции, в том числе за пределы Тибета.
Соответсвие диссертационного свидетельства паспорту специальности ВАК. Квалификационная работа выполнена в рамках специальности 07.00.03 – Всеобщая история. Область исследования – п. 5. Новая история (XVII–XIX вв.); п. 8. История цивилизации, стран, народов, регионов; п. 22. История религии и церкви.
Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XVII в. до конца XVIII в. Выбор изучаемого периода обусловлен тем, что именно с середины XVII в. начинается активное развитие ньингмапинской традиции, которое продолжалось в течение всего следующего века, а в XIX в. явилось основой для возникновения нового несектарного движения Риме.
Географические рамки работы охватывают в основном территорию Тибета. В целях углубления некоторых аспектов исследования в эти рамки иногда включаются Китай, Бутан, Сикким и Ладак.
Степень изученности проблемы
а) отечественная историография
Исходя из задач настоящего исследования, существующая научная литература разделена на несколько групп. В первую отнесены работы, непосредственно посвященные истории и философии школы Ньингма. Их количество невелико. Среди них, в основном, немногочисленные статьи и переводы древних текстов традиции Ньингма. Одним из первых отечественных ученых, проявивших большой интерес к ньингмапинскому наследию, был бурятский тибетолог и буддийский философ Б.Д. Дандарон. В трудах В. Е. Ушакова и А. Матвеева, С.Э. Короткова, В.М. Монтлевича комментируются переведенные древние тексты, а также исследуется история традиции Ньингма.
Школу Ньингма нельзя рассматривать изолированно от остальных буддийских традиций (Гелуг, Сакья, Кагью) и религии бон ввиду их взаимовлияний друг на друга на протяжении всей истории. Поэтому во вторую группу выделены труды, посвященные тибетскому буддизму и его основным школам.
Начало российской тибетологии было положено в начале XIX в. трудами Л.И. Шмидта (1779–1847), Н.Я. Бичурина, А.А. Шифнера (1817–1879), В.П. Васильева (1818–1900). Конец XIX–нач. XX вв. ознаменовался усилением интереса к Тибету в России. Было проведено ряд успешных экспедиций по исследованию Тибета (Г.Ц. Цыбиков, Б.Б. Барадийн) и Центральной Азии (Г.Н. Потанин, Н.М. Пржевальский, М.В. Певцов и др.), в результате которых были собраны сведения о географии, этнографии, жизни буддийских монастырей и о самом тибетском буддизме. Создание школы российских тибетологов приходится на первую половину XX в. Выдающимися представителями науки того времени являются Ф.И. Щербатской, С.Ф. Ольденбург, А.И. Востриков и др.
Российская тибетология была всегда неотъемлемо связана с буддологией. В трудах Е.А. Торчинова, В.П. Андросова, Т.В. Ермаковой, Е.П. Островской рассматриваются различные аспекты буддизма, в том числе тибетского буддизма. Особого внимания заслуживает монография Е.А. Островской, посвященная процессу институализации буддизма в Тибете и процессу формирования школьных традиций.
Самый большой процент исследований приходится на доминирующую школу Гелуг. История этой школы, биографии ее выдающихся представителей, монастырская традиция и философское воззрение рассматриваются в работах Б.Б. Барадийна, Р.Н. Пубаева, Е.Н. Афониной и др.
Что касается изучения школы Кагью, то в последнее время все активнее стали появляться исследования, посвященные наиболее распространенной субтрадиции этой школы – Карма-Кагью. Так, в 2009 г. был опубликован совместный труд А.И. Андросова и Е.В. Леонтьевой, посвященный основателю традиции Кагью и ее истории. Некоторые исторические аспекты школы рассмотрены в статьях Е.В. Леонтьевой и Ю.И. Елихиной.
Изучению школы Сакья, как и школе Ньингма, уделялось меньше внимания со стороны российских тибетологов. Кроме статьи Р.Н. Крапивиной о втором патриархе школы Сакья Соднам-Цзэмо (1142–1182), а также вышедшего в свет в 1994 г. перевода труда этого сакьяпинского ученого и комментария к нему Р.Н. Крапивиной, нам ничего неизвестно об исследованиях данной школы тибетского буддизма.
В третью группу вошли исследования, посвященные добуддийской религии бон. Из русских ученых одним из первых на бон обратил внимание Ю.Н. Рерих. После него серьезно заинтересовался боном Б.И. Кузнецов, который в своем труде рассмотрел происхождение бон и выдвинул предположение, что его прародиной является Древний Иран. В современном исследовании Д. И. Бураев выдвигает предположение, что религия бон являлась комплексом верований родоплеменных культов и практически ничем не отличалась от шаманизма других центрально-азиатских народов.
В четвертую группу объединены труды, в которых рассматривается история, культура Тибета, его взаимоотношения с соседними государствам: это работы Е.И. Кычанова и Б.Н. Мельниченко, Е.Л. Беспрозванных, В.Л. Успенского и др.
б) западная историография
Западная историография в сравнении с отечественной располагает гораздо большим объемом информации относительно школы Ньингма. Литература, непосредственно посвященная школе Ньингма, разделена на несколько групп.
В первую группу входят труды, посвященные философскому воззрению школы Ньингма. В последнее время в западной тибетологии достаточно активно изучается наследие этой школы и особенно представленное только в этой школе учение Дзогчен. Эту область науки одними из первых стали изучать Г.В. Гюнтер (Канада), а также П. Квернэ, Д. Джермано.
О формировании канона школы Ньингма «Ньингма Гьюдбум» (НГБ) и связанного с ним класса литературы кама диссертант в первую очередь опирался на статьи К. Кэнвелла и Р. Мэйера, Х. Эймера и др. При рассмотрении традиции длинной линии передачи учений кама в школе Ньингма, были использованы исследования Н. Д. Эфтона, Гьюрме Дорже, С.В. Шаика и др.
Во вторую группу вошли труды, посвященные уникальной традиции терма школы Ньингма: работы Дж. Гьяцо, С.Х. Джэкоби и А. Доктора.
Тесно связанный с традицией терма феномен «скрытых земель», деятельность лам школы Ньингма по их обнаружению в Тибете и в соседних гималайских регионах освещается в статьях Ф.-К. Эрхарда, Ф. Поммарет, Дж. Рейнхарда, Т. Хабера и др.
В третью группу объединены труды, освещающие монастырскую систему школы Ньингма. История основания главных монастырей школы, их структура рассматриваются в монографии итальянского тибетолога Дж. Туччи, также в статьях М.С. Голдстейна и Палджора Царонга, А. Берзина и др. Особого внимания заслуживает диссертация Дж. Дэлтона, в которой автор проанализировал роль монастыря Миндролинг в объединении школы Ньингма в XVII–XVIII вв..
В третью группу входят труды, посвященные исследованию религиозно-политической ситуации в Тибете XVII–XVIII вв. В них для нас были важны факты, свидетельствующие об участии ньингмапа в политических событиях. Прежде всего, это ставшие уже классическими, работы А. Лэмба, Л. Петеха, а также исследования М. Голдстейна, Дж. Сэмьюэла.
В данную группу также вошли труды, в которых раскрываются взаимоотношения Пятого Далай-ламы с ньингмапинскими ламами: совместный труд Норбу Тубтена Джигме и С.М. Тёрнбулла, работы Дж. Эду и Х. Димбергер.
Что касается изучения других школ тибетского буддизма, то в западной
историографии школы Кагью в основном преобладают исследования, посвященные ее самой распространенной субтрадиции – Карма-Кагью: работы Х.Е. Ричардсона, ряд современных статей Д. Райнгаса, Э. Хадерер. Другие традиции Кагью изучали М. Капстейн, Э. Сперлинг и др.
История школы Сакья и Джонанг рассматривается в исследованиях Д. А. Джэксона, Д.С. Руега и др.
Что касается исследований добуддийской религии Тибета, то среди западных исследователей одним из первых о бонской религии написал Л. Уоддел. Изучению бона посвящены также работы Д.Л. Снеллгроува, Д. Мартина и др.
в) тибетская историография
В изучении истории и наследия Ньингмы автор в первую очередь опирался на труды тибетских лам, принадлежащих к традиции данной школы тибетского буддизма. Прежде всего, следует упомянуть фундаментальный труд бывшего главы школы Ньингма Дуджома Ринпоче (1904–1987) «Школа Ньингма тибетского буддизма».
По многим пунктам исследования диссертант также обращался к работам тибетского ученого Намкая Норбу Ринпоче, с 60-х годов живущего на Западе и активно передающего в настоящее время учение Дзогчен. Он внес огромный вклад в изучение не только этого древнего учения, но также в изучение религии бон и древней истории Тибета.
Большой объем информации для изучения школы Ньингма, особенно по истории традиции терма, предоставляют работы современного ньингмапинского мастера Тулку Тхондупа. Эта традиция также хорошо освещена в трудах тибетских ученых Ургьена Ринпоче, Тартанга Тулку и др.
В тибетской историографии обширно представлена тема «скрытых земель». Прежде всего, следует упомянуть статью Сардара-Афгами Хамида о знаменитой «скрытой земле» Пема-ко. Деятельности ньнгмапинских тертонов в других гималайских районах в XVII–XX вв. посвящены статьи Ригдзина Нгодуп Докхампа, Чованга Ачарьи и Сонама Гьяцо и др.
Одной из отличительных особенностей школы Ньингма – наличию немонашеской духовной общины нгагп – посвящены статьи Лакара Чоки Вангчука Ринпоче и Нгагпы Гаванга.
В изучении религиозно-политической ситуации в Тибете диссертант опирался на основанный на тибетских источниках обобщающий труд В.Д. Шакабпы.
О тесных взаимоотношниях Пятого Далай-ламы с ламами школы Ньингма упоминается в книге Четырнадцатого Далай-ламы Тендзина Гьяцо, а также в статье Самтена Гьяцо.
В изучении темы распространения тибетского буддизма, в частности школы Ньингма, за пределами Тибета – в Сиккиме, Ладаке, Бутане, автор опирался на статьи Бандана Мукхерджи, Камала Мукхерджи и др.
История школы Кагью рассматривается в трудах Карма Тринле, Ашвани Кумара «Кармапы: историческое и философское ознакомление» и др.
Традициям Бодонг и Сакья посвящены статьи Кунги Йонтена Хочоцанга, а также Ж. К. Речунга, в которой рассматривается биография ее иерарха – Бодонг Чогле Намгьяла (1375–1461).
Рассматривая тибетскую историографию, нельзя не упомянуть работы Четырнадцатого Далай-ламы Тендзина Гьяцо (р. 1935), которые посвящены культуре, истории Тибета, основным принципам тибетского буддизма.
Анализ отечественной и зарубежной историографии позволяет сделать некоторе выводы.
1. Работы отечественных тибетологов в основном посвящены изучению истории Тибета, языкознанию, философии буддизма Ваджраяны. Работы, посвященные исключительно школе Ньингма, главным образом, представляют собой немногочисленные переводы древних текстов и комментарии на них, в которых помимо философских аспектов затрагивается история школы. В исследованиях, посвященных отдельным школам тибетского буддизма, большое внимание было уделено истории, философии, монастырской системе доминирующей школы Гелуг.
Таким образом, можно констатировать отсуствие комплексного исследования истории данной школы в российской историографии. Поэтому автор в большей мере опирался на труды зарубежных тибетологов.
2. В западной историографии, в сравнении с российской, гораздо больше внимания уделялось изучению отдельных школ тибетского буддизма, в том числе и школе Ньингма. Наиболее глубоко освещен религиозный аспект развития школы Ньингма: история формирования и структура канона школы «Ньингма Гьюдбум», система высших тантр в классификации Ньингма, история линий передачи кама и терма, отдельных ньингмапинских субтрадиций, концепция «скрытых земель». Следует отметить явный интерес западных ученых к учению Дзогчен, как в рамках ньингмапинской, так и бонской традиций. Также достаточно внимания уделено и политическому аспекту: биографиям политических лидеров и их взаимотношениям с иерархами школы Ньингма, роли ньингмапа в политике.
3. Особенностью тибетской историографии является то, что в ней почти полностью отсутствуют исследования политической истории Тибета и борьбы последователей буддийских школ за власть – той теме, которой достаточно много внимания уделяется в российской и западной историографии. Труды тибетских ученых большей частью посвящены ранней истории школы Ньингма, исследованию религиозной деятельности Падмасабхавы и его первых учеников, отдельных линий преемственности, биографиям известных ньингмаинских лам. Большое внимание в тибетской историографии уделено объяснению системы высших тантр, особенно учению Дзогчен. Очень подробно рассматривается уникальная традиция терма, а также связанный с ней феномен «скрытых земель».
Учитывая состояние изученности исследуемой темы, автор ставит своей целью на основе анализа различных источников, сопоставления историографического материала осуществить комплексное исследование развития школы Ньингма в Тибете в XVII–XVIII вв.
Исходя из цели диссертационного исследования, были поставлены следующие задачи:
- определить и подробно рассмотреть основные отличия школы Ньингма от других школ тибетского буддизма;
- проанализировать степень участия последователей школы Ньингма в политической жизни Тибета;
- рассмотреть характер взаимоотношений иерархов школы с политическими лидерами Тибета и роль последних в развитии ньингмапинской традиции;
- выявить причины патронирования школы Ньингма и гонения на нее со стороны политической власти;
- проследить историю основания главных («материнских») монастырей школы;
- определить роль монастыря Миндролинг в объединении разрозненной ньингмапинскй традиции;
- исследовать традицию терма и связанный с ней феномен «скрытых земель» (тиб. sbas yul);
- проанализировать роль тертонов Ньингма в распространении учений школы.
Методологически диссертация основана на таких основополагающих принципах исторического исследования, как объективность и историзм. Первый предполагает непредвзятое и строго выверенное изложение собственных взглядов на основе уже имеющейся суммы достоверных исторических фактов. Принцип историзма требует, чтобы все явления рассматривались в их развитии от возникновения, становления и до гибели, а также непременно связи с другими явлениями и с конкретным опытом истории.
В исследовании использовался цивилизационный подход. Цивилизация, как и формация, включает в себя и материально-производственную основу и весь комплекс экономических, политических, правовых, культурных, религиозных и прочих форм человеческого общения, характерных для исторически определенных этапов развития общества. В истории разных обществ роль тех или иных форм (религиозных, политических, экономических) могла быть неодинаковой. Именно поэтому мы сталкиваемся с таким разнообразием в определении разных цивилизаций, через которые прошло человечество и в которых оно продолжает пребывать и сегодня. В мире существует не одна, а множество локальных цивилизаций, способных сохранять свои типичные особенности в различных общественных формациях. Изучаемая школа Ньингма существовала в рамках тибетской буддийской цивилизации. Данный подход позволил понять генезис, характерные черты и тенденции развития изучаемой школы.
Также для решения поставленных задач исследования использовались основные методы исторического познания: (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологичекий, историко-системный).
Источниковую базу исследования составляют опубликованные источники, которые по происхождению и содержанию можно разделить на несколько групп.
В первую группу вошли документы личного происхождения. В первую очередь к данной группе источников относятся описания хождений в Тибет бурятских и калмыцких паломников. В этих источниках содержится разнообразная информация о Тибете – его социально-политической системе, истории, населении, правителях, монастырях, в том числе ньингмапинских.
Много ценных сведений содержится в записях индийского ученого и британского агента С.Ч. Даса (1849–1917), дважды побывавшего в Тибете под видом паломника. В его дневнике содержится подробное описание быта и нравов тибетцев, информация по истории, этнографии, а также информация о гонениях на школу Ньингма со стороны джунгар в XVIII в.
В отдельную подгруппу можно выделить дневники христианских миссонеров-иезуитов И. Дезидери, а также Естевао Кацелллы, в которых содержится ценная информация о гонениях на школу со стороны джунгар, о религиозно-политической ситуации в Тибете и Бутане в XVII–XVIII вв.
Наиболее содержательными источниками данной группы стали материалы мемуарно-биографического характера, к которым относятся биографии и автобиографии знаменитых тибетских учителей. Большое значение для изучения традиции терма и процесса их открытия имеют две автобиографии Джигме Лингпы в переводе американского тибетолога Дж. Гьяцо – «Танцующая луна в воде» и «Величественный тайный разговор дакинь». В биографии ньингмапинской монахини Оргьен Чоки содержится информация о религиозной ситуации в Тибете середины XVII – начала XVIII вв. В биографии известной женщины-тулку Чоки Дронмы (1422–1455) содержатся интересные факты сотрудничества ее с ньингмапинским учителем Тантонгом Гьялпо (1361–1485).
Вторую группу источников составляют литературные памятники, к которым относится сборник стихов Шестого Далай-ламы Цаньянга Гьяцо, а также труды видных представителей школы Ньингма и других школ тибетского буддизма, дающие ключ к постижению философии школы Ньингма и тибетского буддизма в целом. К ним относятся сочинения Падмасабхавы, Лонгченпы, Патрула Ринпоче, Тердага Лингпы и др.
В отдельную подгруппу мы выделили источники, относящиеся к особому классу тибетской литературы – терма. К ним относятся тексты-жизнеописания Падмасабхавы и его сподвижников, руководства, по нахождению «скрытых земель», а также тексты-терма, излагающие философское воззрение школы Ньингма.
Третью группу источников составили научные труды тибетских и монгольских лам. Крупнейшими памятниками тибетской исторической литературы являются «История Кукунора» и «Пагсам-джонсан: история и хронология Тибета» Сумпа Кенпо (1704–1788), «История буддизма» Будона Ринчендуба, «Голубая летопись» Гой-лоцзавы (1392–1481). Также автором были использованы труды монгольских лам Эрдэнипэла (нач. XX в.) и , в которых содержится информация о ситуации в Тибете в XVII – XVIII вв., в том числе сведения о причине гонений на школу Джонанг.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
-
впервые предпринято комплексное исследование развития школы Ньингма в указанный хронологический период;
-
подробно рассматривается процесс институализации школы Ньингма и формирование ее собственного буддийского канона, содержание которого значительно отличалось от общепринятого тибетобуддийского канона «новых школ»;
-
впервые в отечественной историографии рассмотрена традиция терма и связанный с ней феномен «скрытых земель», доказана важность их идентификации и «открытия» для распространения учений школы Ньингма в Тибете и в соседних гималайских регионах. При этом в диссертации на примере конкретных исторических фактов проанализирован процесс обнаружения этих земель, а также философская концепция этого феномена;
-
комплексно исследованы взаимоотношения иерархов школы Ньингма с политическими лидерами Тибета;
-
с опорой на новейшие исследования западных ученых и оригинальные источники по-новому дана оценка роли ньингмапа в политической жизни страны: в отличие от предшественников, утверждавших о полной аполитичности последователей школы Ньингма, автор доказывает, что ньингмапа принимали участие в политических событиях, но в специфичной им манере, применяя тайные тантрические ритуалы;
-
впервые рассмотренны специфичные только для школы Ньингма немонашеские общины, а именно тер-гары и чо-гары. Изучены принципы жизнедеятельности этих общин, роль открывателей терма как лидеров общин мирян-практиков.
На защиту выносятся следующие положения:
-
В XVII–XVIII вв. школа Ньингма переживала период подъема, который выражался в строительстве новых и восстановлении старых монастырей, унификации ритуальной системы, а также религиозной активности тертонов школы.
-
Школа Ньингма обладает рядом свойственных исключительно ей особенностей, к которым относится наличие немонашеской общины, короткой линии передачи учений (чистое видение, терма), своего собственного канона, классификацией тантр.
-
Возрождение ньингмапинской традиции связано с двумя факторами: 1) внешний фактор – личная заинтересованность мощнейших политических лидеров Тибета XVII–XVIII вв. в сохранении и распространении этой традиции; 2) внутренний – активная религиозная деятельность самих ньингмапа.
-
До XVII в. школа Ньингма была децентрализована и представляла собой разрозненные традиции. Объединяющая роль школы принадлежит основателям монастыря Миндролинг Тердагу Лингпе и Лочену Дхармашри. Они провели унификацию ритуальной системы, которая привела к небывалому объединению школы Ньингма.
-
Особую роль в распространении учений школы Ньингма сыграли тертоны. Изучаемый период времени характерен подъемом активности тертонов школы по обнаружению «скрытых земель» (тиб. sbas yul), на территории которых тертоны обнаруживали новые циклы терма. В результате подобной деятельности ньингмапинские учения распространялись в различных регионах Тибета и за его пределами.
-
Открытый в XVIII в. Джигме Лингпой цикл терма, под названием Лонгчен Ньинтиг, стал одной из основ возникновения в Тибете в XIX в. несектарного движения Риме.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в ней фактологические материалы, обобщения и выводы могут быть применены в научной работе специалистов-востоковедов, ученых, занимающихся вопросами истории, философии, политики и культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении профилирующих и специальных курсов по истории стран Азии в новое время, тибетской истории и буддизма, в научной работе студентов. Содержащиеся в диссертационном исследовании материалы значительно расширяют представления о роли школы Ньингма в жизни Тибета. Результаты работы имеют важное значение для изучения истории культуры народов России, исповедующих тибетский буддизм (буряты, калмыки, тувинцы). Отдельные выводы, касающиеся деятельности тертонов и феномена «скрытых земель», могут послужить отправной точкой для дальнейшей разработки проблемы, в том числе, в расширенных хронологических рамках.
Апробация результатов исследования
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедры восточного регионоведения и кафедры истории и теории международных отношений Института экономики, права и гуманитарных специальностей (г. Краснодар). Основные положения и результаты исследования представлены в научных изданиях, докладах и сообщениях на 3-х международных научных конференциях. По результатам исследования автором опубликовано 5 работ, общим объемом 2,0 п.л., в том числе 1 статья в издании, рекомендованном ВАК РФ.
Структура работы построена по проблемно-хронологическому принципу. В соответствии с целью и задачами диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Институализация школы Ньингма и формирование канона
Названия ньингма («старая») и нытгмапа («последователь старых переведенных текстов») фиксируют базовое отличие этой школы от других школ тибетского буддизма - Гелуг, Сакья, Кагью, которые классифицируются как сарма, то есть, школы «нового перевода».
Главное отличие этой школы от других школ тибетского4 буддизма состоит во времени возникновения: Ньингма берет свое начало в период «раннего распространения» буддизма в Тибете в VIII-IX вв., во времена Тибетской империи, в то время как сарма восходит к «позднему распространению» буддизма в Тибете - периоду конца Х-ХІТвв.1
Тот синтез учения, который дает школа Ньингма, гораздо более индивидуален, как с точки зрения самого учения, так и в отношении тантрийской традиции, на которой основана эта школа. Кроме того, тантрийские тексты Ньингмы и описанный в них опыт отличаются от так называемых новых школ (тиб. gsar та), развившихся после второго распространения буддизма.
Прежде всего, традиция Ньингма разделяет все буддийское учение на девять разделов, или колесниц (тиб. theg pa rim pa dgu), каждая из которых соответствует кармической и духовной ситуации особой группы людей. Другие школы обычно говорят только о трех колесницах: шраваки и пратьека-будды (хинаяна, или малая колесница); бодхисаттвы (махаяна, или большая колесница) и ваджраяна - колесница тантр .
В отличие от школ «нового перевода», которые подразделяют тантрические учения на четыре класса (крияйога, упайога, йогатантра и аннутара-тантра), Ньингма признает шесть классов тантр, и их терминология отличается от принятой в других школах3.
Основоположником своей школы ньингмапинцы считают Падмасабха-ву (VIII в.). Одной из специфичных особенностей школы Ньингма является выдвижение на первый план духовного авторитета именно этого учителя, а фигура Будды Шакьямуни оказывается лишь фоновой. Различные версии биографии Падмасабхавы1 служили для последователей традиции Ньингма источником знания ее истории. Он рассматривался ими не как иерарх школы Ньингма, а как «Второй Будда» - основатель Дхармы в Тибете. В традиции Ньингма начало сакральной истории связывается с рождением Падмасабхавы, а ранние ее события - с жизнью и деятельностью двадцати пяти тибетских учеников этого индийского мастера буддийской тантры. По мнению Е.А. Островской, отсчет сакрального времени от рождения Падмасабхавы приводил к парадоксальному факту - история традиции Ньингма не учитывала период, когда в мир людей явился Будда и проповедовал Дхарму своим ближайшим ученикам, то есть период, к которому было принято возводить линию учительской преемственности в других школах2.
Считается, что Падмасабхава передал множество тайных учений тантры сотням учеников, посетил много мест в Тибете: снежные пики, пещеры, леса, озера и храмы, и в некоторых из них скрыл различные вещи, включая . тексты по дхарме, содержащие записи учений в полной или символической форме, предсказания будущего Тибета, святые объекты и изображения.
Согласно традиции Ньингма, в течение VIII—IX вв. под прямым императорским патронажем Трисонг Децена и его преемников было переведено с санскрита и других языков приблизительно 400 текстов, относящихся к трем классам внутренних тантр. Это великое литературное достижение осуществилось в монастыре Самье посредством усилий индийских ученых и местных тибетских переводчиков (около 60 человек). Эти тексты открыто не распространялись, а практиковались первым поколением учеников Падмасабхавы, Вималамитры и других буддийских мастеров в соответствии с древней индийской традицией в глубокой тайне в отдаленных отшельнических ритодах Чимпху, Дра Янгдзонг, Чувори, Йерпа и Шедрак. По этой причине эти тексты не были включены в первые каталоги переводов ранних тантр, которые были составленны в первой половине IX в.1 Как известно, процесс рецепции буддизма в середине IX в. был прерван с воцарением Ландармы. У последователей школ сарма и Ньингма разный взгляд на этот «темный период». В отличие, от последователей сарма, которые считают этот период мрачным временем дегенерации буддизма, ньинг-мапа считают, что это был один из наиболее важных и творческих периодов в передаче буддизма в Тибете. В это время существовал творческий обмен между разрозненными буддийскими учениями Тибета, и масштабы этого процесса не имели себе равных?. Хотя в этот период времени не осталось монашества, сторонники Ньингма утверждают, что традиция передачи тантр не прерывалась. Дудужом Ринпоче утверждает, что гонения практически не затронули мирян-тантриков, а были направлены главным образом, на монаше-ство .
Традиция передачи учений в школе Ньингма: кама и терма
В традиции тантры тибетского буддизма передача учения — это самый важный аспект практики. Учения традиционно передаются от учителя ученику посредством ритуалов, церемоний посвящения. Считается, что для тех, кто не получил посвящения, изучение и практика тантры чреваты опасностью и не приносят пользы.
Чтобы разобраться в традиции передачи учений в школе Ньингма, сначала необходимо понять, что представляет собой система тантрийской передачи согласно традиции этой школы. Передача учений и скрытая сила, исходящая от изначального Будды и идущая от учителя к ученику, являются основой тантрийской традиции. Чтобы учения были действенными, необходимо чтобы они не утратили своей чистоты в процессе передачи из поколения в поколение. Поэтому, чтобы не стать всего лишь сводом условностей и избежать искажений, все школы тибетского буддизма уделяют большое внимание передаче, линии преемственности.
В источниках школы Ньингма различают три вида линии преемственности по способу передачи практик и ритуалов: длинная линия устной передачи - кама (тиб. bka та), короткая линия — терма (тиб. gter та) и глубокая передача - дак нанг (тиб. dag snang), связанная с чистым видением. Передачи чистого видения подразделяются на три вида: те, что проявились через переживания в медитации; те, что исходят из творческой способности ума к воображению; и те, что возникают непосредственно в потоке чувственного восприятия сознания практикующего1. Но, в основном, ньингмапинские ученые рассматривают два метода передачи учений — кама и терма.
Традиция кама. Длинная линия устной передачи (тиб. ring-brgyud bka та) объединяет основные тексты и учения циклов Махайоги, Ануйоги и Атийоги.
Учения кама основаны на тантрах, которые были переведены во время раннего распространения (тиб. snga dar) буддизма в Тибете между VII и X вв. Слово «ка» (тиб."6&а ") является» главным почтительным словом, используемым в отношении речи, бесед, предписаний И других вербальных дествий или произведений. В частности, в буддистском контексте это словосочетание иногда используется как сверхпочтительное в отношении наставлений Будды, сутры и тантры, называемые «перевод наставлений», или Канджур (тиб. bka gyur).
Под категорией кама иногда подразумеваются индийские буддийские писания и комментарии, переведенные на тибетский язык. Однако также они включают оригинальные тибетские сочинения, которые передавались от человека к человеку в непрерывной линии передачи. Следует заметить, что в то время как терма могут обозначать также материальные предметы — статуи, реликвии, ритуальные принадлежности и тому подобное, - термин кама используется только для обозначения учений, хотя они могут быть устными по характеру.
Кама — это собрание важной индийской и тибетской комментаторской литературы школы Ньингма, имеющей полуканонический, статус и в основном проигнорированной Танджуром как не аутентичная. Эти собрания, которые широко варьируются по своему содержанию, в основном не содержат текстов авторов-будд, и, по сути, частично являются ответом на собрание Танджура издателей школ сарма .
Стандартно и кама, и терма в школе Ньингма классифицируются по трем разделам. Длинная линия устной передачи (тиб. ring-brgyud bka та) описывается следующей тройной типологией: традиция Ануйоги с коренной тантрой3 Сутра собрания сущности татхагат (тиб. sangs rgyas tham chad dgongs pa du pa), традиция Махайоги с коренной тантрой Гухьягарбхой, и Атийога, которая упоминается как «школа Ума», где коренной тантрой является Кунджед Гьялпо (тиб. byang chub kyi sems кип byed rgyal po). Короткая линия терма также подразделялась на три категории (тиб. Ыа rdzogs thugs gsum): цикл учений Гуру Падмасабхавы, цикл учений Авалоки-тешвары и цикл учений Атийоги класса семде . Хотя последователи терма и сторонники ранних переводов были объединены под именем «ньингма», очень важно различать последователей терма от тех, кто следовал ранним переводам, так как их соответственная реакция на это новое движение {терма) в тантре было различным. В то время как имелось очевидное сходство между двумя группами, позиция некоторых адептов ранних переводов была более консервативной, они одинаково относились с недоверием к таким нововведениям, как новые переводы школ сарма № открытиям терма. Во главе такой консервативной фракции стоял знаменитый клан Цур из. Центрального Тибета, возглавляе- мый тремя великими фигурами - Цур Старший (Цурчен), его племянник Цур Младший (Цурчунг, 1014-1074) и его внук Цур Шакья» Сенге (Дропугпа, 1074—1134). Старший из этого клана; Цурчен, учился непосредственно у зна менитого НубченаСангье Еше. Главными центрами распространения традиции кама стали монастыри Укпалунг в Центральном Тибете, резиденции семейного клана Цур, и Катог в Восточном Тибете. В кодификации устной передачи Цуров центральную роль играла коренная тантра Ануйоги «Сутра собрания сущности! татхагат» . Согласно Дж. Дэлтону, эта тантра имела глубокое историческое влияние на школу Ньингма и сыграла ключевую роль в объединении школы, как в ее ранней истории, так и в более поздний период времени (XVII-XVIII вв.).
Политика Пятого Далай-ламы в отношении школ тибетского буддизма
Пятому Далай-ламе Нгавангу Лобсангу Гьяцо (1617-1682) принадлежит историческая миссия в объединении Тибета. Его биографы характеризуют его следующим образом: он был "спокойным и серьезным", "смелым и решительным", "немногословным, и поэтому каждое его слово было убедительным", "великим ученым и глубоким мыслителем, но сверх того имел по-литическую проницательность и предусмотрительность"1. Сочетание выдающихся личных качеств и уникального положения, которое он занимал в стране, обеспечили успех его начинаний.
Укрепляя власть своей школы, Пятый Далай-лама шаг за шагом стал ограничивать влияние других школ, прибегая при этом иногда и к силе. Вместе с Гуши-ханом он посетил монастыри каждой школы по всей стране, инспектируя монахов и собственность монастырей. Он преобразовывал монастыри старейших школ в гелугпинские монастыри и смещал местных настоятелей монастырей с их сторонниками.
Религиозную политику нового правительства Пятого Далай-ламы можно выразить словами его регента Сангье Гьяцо: «Сакьяпа, Гелугпа и Ньинг-мапа - это победные знамена учения Будды; Кармапа и Бон-по - грабители и воры учения Будды»2.
Долгие годы соперничества и преследования школы Гелуг не прошли для Карма-Кагью бесследно. Политика нового правительства по конфискации монастырей и преобразованию их в монастыри традиции Гелуг в первую очередь коснулась школы Карма-Кагью. Возможно, что на такие жесткие меры в отношении Кагыо гелугпинское правительство решилось после восстания сторонников Кармапы в 1642 г. несколькими месяцами позже после интронизации Пятого Далай-ламы1. После восстания кагьюпинцев монастырь Кармапы Таши Силнон полностью снесли, а материал использовали для ремонта других монастырей. Множество не столь больших монастырей Кармапы были насильно преобразованы в монастыри Гелугпы, а многих лам держали в заточении. Например, в 1643 г., наряду с другими монастырями Сур-манга, подверглись нападению монастыри Намгьял-Це и Дуци-Тил, был посажен в тюрьму седьмой Трунгпа Тулку2.
В 1648 г. часть монастырей Кагью силой была преобразована в монастыри Гелугпа, население покоренного Кхама обложено налогом в пользу центрального правительства3.
Всего 27 монастырей, принадлежавших Кармапе, и 20 монастырей Шамарпы были силой преобразованы в гелугпинские. Только монастырям Цурпху и Янгпачен, резиденциям Кармапы и Шамарпы, соответственно, и нескольким другим монастырям меньшей важности было позволено продолжать практиковать традицию Карма-Кагью. Тем не менее, они существовали под жесткими ограничениями, особенно Цурпху и Янгпачен, которые находились рядом с Лхасой и, таким образом, попадали под внимательное наблюдение правительства4.
В то время как Десятый Кармапа находился в изгнании5, его интересы в Центральном Тибете и Цанге представлял Гьялцаб Ченпо (1617-1658). Он часто выступал как посредник между Далай-ламой и старыми школами и посещал монастыри, конфискованные после восстания Гарпы. Ему удалось вернуть большинство монастырей, ранее принадлежавших школе Карма-Кагью.
Только в 1673 г., незадолго до своей смерти, Кармапа наконец прибыл в Лхасу и встретился с Пятым Далай-ламой, который дал ему разрешение возвратиться в Цурпху. В начале XVIII в. началось оживление традиции Карма-Кагью в Тибете благодаря деятельности Двенадцатого Кармапы, Чан-чуба Дорже (1703-1732) и Восьмого Шамарпы, Чокьи Дондруба (1695-1732)1.
Хотя по отношению к другим ветвям Кагью2, «которые не выступали против него [Пятого Далай-ламы] с такой злобой, которую показала Карма-Кагью, он [Далай-лама] был более великодушен»3, есть косвенные факты, указывающие на то, что не так все гладко было с другими ветвями Кагью. Например, в личных записях представителя Другпа-Кагью Тендзина Репы, основателя монастыря Шел в северном районе Долпо в Западной части Тибета, анализирующих ситуацию в Центральном Тибете в середине 1660 г., упоминается о существовании конфликта между правительством Галдан Пхо-бранг и школой Другпа-Кагью. СогласногТендзину Репе, это препятствовало для последователей Другпа свободно путешествовать по Тибету. Ему самому пришлось в течение шести месяцев скрываться в доме одного богатого скотовода в долине Толунг (к северо-востоку от Лхасы), где позиции Карма-Кагью были наиболее сильны. Тендзин Репа описывает ситуацию тоге времени в Центральном Тибете как тяжелую, нестабильную: «Ни холма, ни долины нет там, где присутствует голодная армия» и набеги разбойников. Отшельникам, созерцателям следует опасаться грабителей. Когда я узрел это положение, мое сердце устремилось к одиночеству. В Долпо, на гору Драконьего рыка я бежал»1.
Традиция Бодонгпа, которая в настоящее время известна тем, что имела тесные связи с монастырем Самдин, настоятельница которого считалась воплощением самой Ваджраварахи (тиб. Дорже Пагмо)2, также поплатилась за свою связь с Карма-Кагью и правителями Цанга. Как отмечает X. Димбер-гер, Пятый Далай-лама с подозрением относился к Бодонгпа, что было неудивительно в виду религиозной и политической лояльности ее иерархов к Кармапе и Цангпе . После того, как «Великий Пятый» одержал победу над правителем Цанга, традиция Бодонгпа стремительно стала приходить в упадок. Интересен тот факт, что институт Дорже Пагмо с центром в монастыре Самдин не разделил участи своих патронов (т.е. Бодонгпа), а наоборот, поступив в распоряжение нового режима, приобрел качественно новую форму: приобрел большую популярность и престиж.
Джигме Лингпа, открытие Лонгчен Нъинтиг и зарождение движения Риме
Джигме Лингпа родился в деревне на юге Центрального Тибета в простой семье. Биография Джигме Лингпы изображает его как необычного ребенка - проворного, доброго, храброго. В шесть лет он становится новообращенным монахом и поступает в монастырь, находящийся рядом с его домом. Монастырь Палри, в котором Джигме Линпа проходил обучение, являлся резиденцией тертона Тренгпо Терчена и также коренного учителя Джигме Лингпы Тукчена Дорже, который также был известным тертоном5. Джигме Лингпа встретился с этим учителем в возрасте 13 лет. Близкие отношения учителя и ученика, как считается, продолжались даже после смерти Тукчена Дорже, поскольку Джигме Лингпа продолжал получать благословения и передачи от него в своих снах.
Джигме Лингпа очень стремился к медитации, и в 28 лет (1757 г.) он ушел в свое первое трехлетнее затворничество, дав множество обетов для поддержания чистоты своей практики. В своей автобиографии Джигме Лингпа сообщает, что через три месяца он стал переживать ряд видений хранителей раннего распространения буддизма в Тибете, включая Падмасабхаву и Манджушримитру. Именно в это время он открывает цикл терма, который впоследствии стал известен под названием Лонгчен Нъинтиг. После этого он снял с себя монашеские обеты и надел белую одежду нгагпы, отрастил волосы и собрал их в узел, следуя стилю йогинов.
Сразу после окончания своего первого ретрита в возрасте 31 года (приблизительно 1760 г.) Джигме Лингпа снова удаляется в трехлетнее затворничество, в течение которого в медитативных видениях получает от Лонгченпы учения, в том числе Вима Ньинтиг; также у него были важные видения лам традиции Сакья, с которыми впоследствии установились очень тесные взаимоотношения. Уже в этот период времени к Джигме Лингпе стали поступать приглашения из внешнего мира от могущественных покровителей для передачи учений.
В 1776 г. Джигме Лингпа вышел из ретрита. Вплоть до этого момента он хранил в секрете от всех и свой опыт, и тайну открытия терма Лонгчен Ньинтиг. Но теперь он начал передавать открыто учение своим ученикам с уточнениями и объяснениями. Слава об этом выдающемся учении распространилась за короткий период времени. С этого времени к нему начался постоянный наплыв учеников, которые значительно разнились по своему социальному статусу: от нищих и монахов до высокопоставленных государственных чиновников1.
Мистик и отшельник, Джигме Лингпа также имел успех в практической жизни. После выхода из ретрита он построил центр медитации Церинг Джонг в самом сердце древней Ярлунгской династии и стал очень влиятельным буддийским учителем. Хотя Джигме Лингпа привлекал большие пожертвования, он, подобно Лонгченпе, не стал строить монастырь и основывать большую организацию, предпочитая оставаться простым отшельником. Здесь, в Церинг Джонг он провел в уединении оставшуюся часть своей жизни, медитируя, передавая учения своим ученикам и создавая тексты по буддийской практике1.
Джигме Лингпа также прославился своим литературным- талантом и способностью прояснять трудные моменты в ньингмапинской метафизике,и сотериологии. Его две автобиографии «Танцующая-луна в воде» и «Величественный тайный разговор дакини» читались во время его-жизни учениками и ближайшими покровителями, и до сих пор находят своего читателя. Эти автобиографии издавались несколько раз вместе-ее сборником его терма и вскоре после1 его смерти были включены в его собрание сочинений, которое было издано в Восточном Тибете .
Подобно своим последователям из движения Риме, Джигме Лингпа поддерживал отношения со многими ламами всех традиций. У него были тесные связи с держателем трона Сакья Нгавангом Кунга Лодро (1729-1793) и школой Дрикунг-Кагью . Подобно Тердагу Лингпе, который пользовался покровительством со стороны Пятого Далай-ламы, Джигме Лингпа также пользовался-авторитетом,со стороны гелугпинских иерархов.
Но, конечно, основное внимание Джигме Лингпа1 уделял своей родной школе Ньингма. Его активность по защите «старой традиции» выражалась не только в реставрации архитектурных памятников эпохи раннего распространения буддизме в Тибете. Согласно Дж. Гьяцо, Джигме Лингпа всегда отстаивал школу Ньингма против критики со стороны, сармапа в. том, что ньинг-мапа практикуют учения Хэшана Махаяны, т.е. чань-буддизм. Он доказывал, что учение Дзогчен является продолжением взглядов Мадхьямики Чандра-кирти1. В доказательство он приводил в пример труды Лонгченпы, а также свои собственные сочинения для защиты традиции Лонгченпы.
Джигме Лингпа посещал ньингмапинские центры в Центральном и Южном Тибете, изыскивая возможность передать свои терма и оживить литургические циклы, которые были на грани исчезновения, например, «Сутру собрания сущности татхагат». Тесные связи у него сложились с Чагсамом Тулку из монастыря Чувори, основанном Тантонгом Гьялпо. Чагсам Тулку и Джигме Лингпа неоднократно наносили друг другу визиты, и Джигме Лингпе принадлежит заслуга по возрождению важной ньингмапинской традиции этого монастыря. Также он установил связи с монастырем Доржедраг, и здесь не последнюю роль играл тот факт, что он считался воплощением Нгари Панчена и Таши Тобгьяла - глав общины Северного терма. Джигме Лингпа также был близок с реинкарнацией Нацог Рангдрола из Конгпо, важным учителем традиции Кагью и Ньингма.
Будучи обеспокоен постепенным исчезновением «старых» тантр в Тибете, Джигме Лингпа решил издать канонический сборник Ньингма Гъюдбум. При поддержке влиятельных патронов были сделаны копии сборника Ратна Линпы, к которому Джигме Лингпа присоединил дополнительные тексты. Процесс копирования сборника продолжался более трех с половиной месяцев. Также Джигме Лингпа стал составителем важного и, возможно, первого каталога к этому собранию, которое отдал на сохранение в монастырь Палри. Также еще одна копия «НГБ» была помещена в Цоне .