Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков Овчарова Ольга Геннадиевна

Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков
<
Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Овчарова Ольга Геннадиевна. Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 Саратов, 2001 190 с. РГБ ОД, 61:02-7/248-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Положение женщин в европейском обществе раннего нового времени 32

1. Возможности и роли женщин в семье и обществе XVII-XVIII веков 32

2. Новые роли женщин в творческой сфере 52

2.1. Судьбы 57

Глава 2. «Женский вопрос» в зеркале литературных споров 103

1. Рассуждения мыслителей XVII-XVIII веков о месте женщины в обществе

1.1. Мнения французских авторов 103

1.2. Отношение английских просветителей к «женскому вопросу» 123

2. Интеллектуалки эпохи Просвещения о своём предназначении и правах 141

2.1. Кэтрин Маколей и Мэри Уоллстонкрафт против Жан-Жака Руссо 141

2.2. Жермена де Сталь о женском творчестве 160

2.3. Первые защитницы женских прав и их идеи 167

Заключение 179

Список источников и литературы 182

Введение к работе

Весь тот период человеческой истории, который получил отражение в письменных свидетельствах - это время безусловного господства мужского начала, а потому и почти вся дошедшая до нас история - это «мужская» история. Женщины играли в ней роль подчиненную, так или иначе связанную с обслуживанием мужчин. Западноевропейское общество (условимся понимать под этим названием то, что сложилось на территории западной части европейского континента в период средних веков) долгое время жило по нормам, установленным потребностями любой цивилизации традиционного типа. Тендерные отношения в нём складывались соответственно потребностям общества традиционного типа: патриархальная семья с абсолютным главенством в ней мужчины. Условия организации производственной деятельности людей дополнялись соответствующей организацией семейно-бытового уклада.

Начавшийся поворот в обществе к цивилизации нового типа, предполагающей активное вмешательство человека в жизнь окружающего мира, вызвал изменения на разных уровнях общественных отношений. Прежде всего, бросается в глаза пробуждение личностного начала. Именно на этом сосредоточили своё внимание исследователи - гуманитарии многих поколений. Индивидуализм, возникновение нового типа личности, разные стадии и разные грани этого многовекового процесса изучали и изучают историки, социологи, философы, литературоведы и представители множества других отраслей наук, изучающих человека.

При этом вне (или почти вне) внимания остаётся то обстоятельство, что понятие человек включает два «варианта» - мужчина и женщина, имеющие между собой не только физические и психические различия. Все специфические особенности зарождения и становления личностного начала «прекрасной» половины человечества заслуживают отдельного внимания.

Хотя в исторической литературе всегда признавалась и отмечалась деятельность «выдающихся» женщин, этот сюжет присутствовал на заднем плане «большой истории», как некое «украшение» исторического повествования.

«Женская тема» в историографии заявила о себе в работах конца XIX - начала XX века в связи с первой волной феминизма и общественным интересом к так называемому «женскому вопросу», корни которого некоторые историки того времени обнаружили как в XVIII веке, так и в весьма отдалённых эпохах.

Становление «истории женщин», как особой исторической субдисциплины, произошло в конце 60-х -70-е годы XX века, главным образом в рамках социально-структурной истории под идейным влиянием массового феминистского движения и сексуальной революции в обществе.

С самого начала круг интересов «женской истории» был очень обширен и включал в себя практически все вопросы, имеющие отношение к жизни женщин прошедших эпох, а цели и задачи «истории женщин» изменялись вслед за новыми стадиями её развития. Первоначально стояла проблема - «вернуть истории женщин», забытых в официальной общепринятой истории, написанной мужчинами и про мужчин; в дальнейшем учёные видели свою задачу в изучении отношений господства и подчинения между мужчинами и женщинами в патриархальных структурах классовых обществ.

На 80-е годы XX века приходится развитие «тендерной» истории, в которой основной специфической категорией анализа в «женской истории» становится «гендер» («пол-род»). «Этот концепт, альтернативный понятию «пол-секс» был призван подчеркнуть социальный характер неравенства между полами и исключить биологический детерминизм, присутствующий в понятии «пол-секс»... В отличие от «пола-секса» тендерный статус и, соответственно, тендерная иерархия и гендерно-обуслов-ленные модели поведения задаются не природой, а конструируются обществом, предписываются институтами социального контроля и куль-

турными традициями»1, такое узкое толкование понятия объяснимо на определённом этапе, если учесть, что подавляющая часть предшествующей исторической традиции - это «мужская» история, «...но сами по себе гендерные различия, во-первых, не указывают на то, почему отношения между мужчинами и женщинами столь постоянно предполагают господство и подчинение, а во-вторых, не объясняют динамику этих отношений, то есть не отвечают на вопрос, каким образом они складываются, воспроизводятся и трансформируются в разных контекстах повседневности...».2 Поэтому, «на сегодняшний день история женщин и тендерная история в её наиболее широком истолковании представляет собой огромное междисциплинарное поле, охватывающее социально-экономическое, демографическое, социологическое, культурно-антропологическое, психологическое, интеллектуальное измерения, и имеет объективные основания стать весьма важным стратегическим плацдармом для реализации проекта «новой всеобщей истории», способной переосмыслить и интегрировать результаты исследований микро- и макропроцессов, полученные в рамках «персональной», локальной, структурной и социокультурной истории».3

Центральным предметом исследований тендерных историков становится уже не история женщин как таковая, а история тендерных отношений, т.е. тех самых отношений между мужчинами и женщинами, которые будучи одним из важнейших аспектов социальной организации, особым образом выражают её характеристики и структурируют отношения между людьми. Таким образом, тендерная история является одним из способов для исследования личности и изучения развития общества.

1 Репина Л.П. История женщин сегодня: Историографические заметки // Чело
век в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового
времени / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М., 1996. С. 35-73.

2 Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.,1998. С.
159.

3 Там же. С. 222-223.

В данном контексте особый интерес представляет изучение общества XVII-XVIII веков. В этот период можно довольно отчётливо увидеть пробуждение самосознания, зарождение интереса к «своей персоне», как к личности, среди женщин, выдающихся своим мышлением, умом, способностью понять и изменить свой «мир», т.е. интеллекту ал ок. Не все эти женщины являются типичными представительницами своей эпохи, но они те, кого не удовлетворяла модель поведения, предписываемая им обществом, те, кто осваивал новые общественные роли, кто создавал новый тип личности. Очевидно также, что в этот период не только женщины, но и некоторые представители противоположного пола обращаются к проблеме неравенства между полами.

Исходя из вышесказанного, актуальность темы данного исследования определяется следующим положением - изучение представлений о «женском вопросе» в XVII-XVIII веках, представлений о пробуждении личностного самосознания женщин в этот момент именно в рамках тендерной истории позволит не только изучить положение женщин и определить приличествующее им место, но и исследовать общество, его динамику, его представления, осветить один из аспектов перехода к новоевропейскому стилю мышления и новым социальным нормативам, которые вырабатывались в новое время.

Исследования, которые использовались в работе, можно условно разделить на «части»: в одной - собственно тендерная литература и литература по женской истории, в другой - литература об интересующем нас периоде в целом, но затрагивающая своим вниманием составляющие «женского вопроса», далее - работы, посвященные отдельным персонажам данной работы.

Проблемы тендерной истории в целом и развития «женского вопроса» конкретно в разрезе нового времени, традиционно стояли в центре внимания западноевропейских и американских специалистов.

Основные положения тендерной истории, раскрывающие её теоретические и методологические основы, изложены в статье Джоан Скотт «Гендер - полезная категория исторического анализа».1 Автор показывает, что понятие «гендер» - ёмкое и многогранное, включающее в себя несколько разных по определению, но взаимосвязанных между собой составляющих: культурные символы, которые влияют на мировоззрение человека; нормативные предписания, которые существуют во всех государственных областях, как то политика, религия, право; социальные институты; а также непосредственно саму личность человека. На основе именно этих категорий, которые различаются по тендерному признаку, и складывается та или иная модель общественного отношения роли женщин и появляется возможность провести гендерно-исторический анализ.

Одной из первых задач, стоявших перед исследователями и женской истории, и тендерной, была задача создать периодизацию данной дисциплины.

Первые попытки для решения этого вопроса были предприняты в 70-е гг. XX века. Например, в 1974 году, Моник Пьеттр в своей книге «Положение женщин сквозь века», разделяет всю историю на три стадии в соответствии с образом женщины, главенствующим на этой стадии: на первой стадии - образ «Матери - Прародительницы», далее - с возникновением и упрочением христианства и моногамии - образ «Жены -Супруги», затем - с началом эпохи Возрождения - образ «Женщины -Личности».2 В 90-х гг. XX века (т.е. уже в рамках тендерной истории) С.Кайдаш в статье «О женской культуре» выделяет три этапа развития женской эмансипации. Первый - с приходом в Европу христианства: «...за Христом пошли женщины, а образ Богородицы... стал... воплощенным женским идеалом...». Второй этап - XI-XII век, время кресто-

1 Scott J. W. Gender: A Useful category of historical analisys II American Historical Re
view. 1986. Vol. 91. N. 5. P. 1053-1075.

2 Piettre M. La condition feminine a travers les ages. P., 1974.

вых походов в Европе: «...в которых женщины принимали самое активное участие, создание культа Прекрасной Дамы, первых европейских поэтесс...». Третий этап - непосредственно XVIII век.1 Также к работам, в которых ставилась выше обозначенная цель, можно отнести труд американских учёных Бонни Андерсен и Джудит Цинссер « Их собственная история: женщины в Европе от предыстории до настоящего времени»,2 опубликованный в 1988 году и работу их соотечественницы Джоан Келли «Женщина, история и теория»3 (1984 год). Проблема периодизации не сходит с повестки дня, и по сей день оживленно обсуждается.

Для нас же в этих трудах важно то, что разные варианты такого рода периодизаций имеют общим одно - новый этап связывается с пробуждением личностного начала и интеллектуальным развитием женщин в условиях раннего нового времени. Причём это отмечают как исследователи ранней «женской истории», так и специалисты по тендерной истории.

Следующим важным моментом в проблематике тендерной истории стала необходимость доказать возможность интеграции истории женщин в пространство всеобщей истории.

В обобщающем, пятитомном труде «История женщин на Западе»4 делается вывод о том, что этот вопрос может быть разрешён, поскольку в конце XX века тендерная история из истории женщин превращается в «историю отношений между полами». Ещё один многотомный труд уже упоминался ранее. В книге «Их собственная история...» определяющей категорией исторического анализа становится тендерный фактор, т.е.

1 Кайдаш С. О «женской культуре» // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М.,
1993. С. 194.

2 Anderson В. S., Zinsser J. P. A History of their own: Women in Europe from prehistory
to the present. N.Y. etc., 1988.

3 Kelly J. Women, History, and Theory. Chicago, 1984.

4 A History of Women in the West I Ed. G. Duby, M. Perrot. 5 vols. Cambridge (Mass.),
1992-1993.

различие по тендеру намного значимее, нежели по этническим, классовым и т.п. различиям. Учёные установили, что вся жизнь женщин зависела именно от тендера, а именно, что один пол являлся официально признан главенствующим, а другой - подчиненным. Но несмотря на это у женщин была своя история, которую нельзя не признавать.

В работе американских, английских, канадских, австралийских авторов «Женщина в английском обществе. 1500-1800»,1 нашла отражение история женщин на протяжении трёх веков. Самым непосредственным образом научные мнения специалистов, представленные в этом исследовании, пересекаются с историей многих направлений. Здесь затронуты различные аспекты - от частной жизни до влияния экономики и политических ситуаций на положение женщин. Кроме того, этот труд представляет для нас интерес своим богатым собранием источников. 6 глава книги, написанная С.Мендельсон, «Дневники и мемуары Стюартовских женщин»2 в своей основе имеет дневниковые и мемуарные записи, т.е. наиболее объективную информацию «о времени и о себе» и позволяет через частный конкретный случай из одной жизни дать представление о социальном положении женщины в целом.

В историко-биографических исследованиях С.Мендельсон «Духов-ный мир женщин эпохи Стюартов» и Н.З.Дэвис «Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века»,3 написанных в рамках «персональной истории» (или «новой биографической истории»), учёные используют метод микроанализа, т.е. индивидуальные биографии героинь повествования служат для прояснения социума, в котором они жили, а не наоборот, как это всегда практиковалось в исторических биографиях.

1 Women in English Society. 1500-1800 / Ed. M. Prior. L.; N. Y., 1985.

2 Ibid. P. 181-201.

3 Mendelson S. The Mental world of Stuart women: Three studies. Brington, 1987; Davis
N.Z. Women on the margins. Three seventeenth-century lives. Cambridge (Mass). - L., 1995.
Русское издание Дэвис Н.З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М.,
1999.

Книга Мендельсон построена на трёх биографиях «ярких» женщин XVII столетия: Маргарет Кавендиш, герцогиня Ньюкаслская; Мэри Рич, графиня Уорикская; Афра Бэн, первая профессиональная писательница Англии и легендарная женщина-загадка. В итогах работы Мендельсон выделила следующие черты, общие для всего женского пола «проблемы»: половые предписания и ограничения, задаваемые обществом; зависимость от семейного статуса и от мужчины; контроль над неординарным поведением женщины; реакция (отрицательная) на поступки тех женщин, которые пытались бросить вызов обществу.

Натали Земон Дэвис также восстанавливает истории жизни трёх своих героинь. Причём «её» женщины принадлежат к разным национальностям и исповедуют разные религии. У Дэвис наблюдается не только выявление социального контекста, но и углубленное изучение микроистории. Вслед за своими героинями она проникает в области науки, семьи, духовных переживаний, характерных для XVII века и даёт их описание. Своеобразно введение к книге - мы видим обмен мнениями автора и героинь, и непосредственно через этот диалог Дэвис представляет цели и задачи своего исследования: «...Некоторые мои современники не видят разницы между женщинами прошлого, особенно если те жили в сходных условиях. Мне хотелось через ваши слова и поступки показать, в чём вы схожи, а в чём нет. Показать ваши отличия от живших в том обществе мужчин и вашу похожесть на них... Мне хотелось выяснить, приходилось ли вам троим, бороться с тендерными предпочтениями... Я показала, чего могли добиться женщины вашего круга... Вас объединяла предприимчивость. Каждая из троих пыталась дотоле совершить нечто неслыханное. Мне хотелось разобраться в истоках вашей предприимчивости, вашей страсти к приключениям, в том, какой ценой она давалась в XVII веке».1 Дэвис удалось адекватно изложить и соединить частное, социальное и культурное, а её позиции уходят корнями в тендерное начало, хотя автор не ставит целью представить деятельность своих женщин, как выдвижение прав в поддержку последних.

1 Дэвис Н.З. Указ. соч. С 8-Ю.

В отечественной историографии проблемы тендерной истории в период нового времени последовательно и основательно разрабатываются Л.П.Репиной.

В 1994 году Л.П.Репина обратилась к теоретическим проблемам «женской истории», к понятиям и специфическим категориям этой дисциплины, «проблемам теории и метода».1 В 1996 году, в сборнике «Человек в кругу семьи», 3 глава, написанная Л.П.Репиной, посвящалась женской истории и историографическому обзору зарубежной литературы по этому предмету.2 А тремя годами позже, в 1998 году, вышла монография этого исследователя «Новая историческая наука» и социальная история», один из разделов в которой освещает непосредственно тендерную проблематику, он так и называется «История женщин и тендерные исследования: от социальной к социокультурной истории». В ней автор, кроме экскурса в историю и развития «женской темы» в научной литературе, даёт основательные характеристики самого понятия «тендер» и рассматривает связи между тендером и определенными сферами жизнедеятельности, «роль индивидов в которой зависит от их тендерной принадлежности: «секс» и «семья», «домашнее хозяйство» и «рынок», «право» и «политика», «религия», «образование», «культура».3

Следующий блок литературы содержит сведения по истории эпохи, истории различных направлений и течений; биографическую литературу, а также работы по другим социальным дисциплинам и т.п., без этих исследований изложение темы было бы неполным.

Работа Плещеевой А.Н. «Женщина в XVIII веке»4 интересна своим содержанием, а именно: автор рассматривает жизнь женщин различных социальных слоев, от придворных дам и аристократии до простолюди-

1 Репина Л.П. «Женская история»: проблемы теории и метода // Средние века.
М.,1994. Вып. 57. С. 103-109.

2 Репина Л.П. История женщин сегодня...

3 Репина Л. П. «Новая историческая наука»... С 163.

4 Плещеева А.Н. Женщина в XVIII веке (по Гонкуру). Спб., 1888.

нок. Особое внимание уделяется образовательному процессу в среде аристократии и буржуазии; манере воспитания высокопоставленных дам; описываются светские салоны в соответствии с их тематической направленностью. Повествуя о простых женщинах, автор сосредотачивает своё внимание на их способах прокормить себя самостоятельно. В связи с этим затрагивается, в частности, такое социальное явление, как проституция.

Если речь зашла о труде женщин, можно отметить несколько работ, посвященных этому направлению. В своих монографиях Б.Хилл, М.Вайс-нер и в своей статье Дж.Эллис, стоят на одинаковых позициях - труд для женщины из низших слоев населения был заменой милостыни и найти работу было очень нелегко.1 Женская работа была «черновой», тяжёлой и малооплачиваемой. Более состоятельные женщины, хозяйки поместья, в свою очередь, испытывали трудности другого рода - ведение экономических, организационных, а иногда и финансовых дел.

Монография Л.Стоуна «Семья, секс и брак в Англии, 1500-1800 гг.»2 явилась для учёных предметом и чрезвычайного интереса, и критики, и поводом для новых исследований. Стоун впервые рассматривает институт семьи не как просто домохозяйственную группу, а вводит «в историю семьи более подвижные качественные параметры, в которых отражался характер социально заданных и индивидуально мотивированных отношений между родственниками и фиксировались его изменения.»3 Выводы учёного о том, что в Англии нового времени отсутствовали эмоциональные связи в браке, были опровержены.

1 Hill В. Women, work and sexual politics in eighteen-century England. Oxford, 1989;
Wiesner M. E. Women and gender in early modern Europe. Cambridge, 1993; Ellis J. On the
town//History today. Vol. 45. December, 1995. P.

2 Stone L. The Family, Sex and Marriage in England 1500-1800. L., 1977.

3 Репина Л.П. История женщин сегодня...С.39.

Работа Филиппа Арьеса также посвящена истории семьи, но только во Франции. «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке»1 имеет своей целью исследование процесса детства, мы же попытались из огромного научного и фактического материала получить сведения о повышении внимания родителей к здоровью и образованию детей (в том числе и девочек), обеспечению наиболее благоприятных условий для их развития в XVIII веке. Кроме того, Арьес доказывает, что новые установки в отношении детства распространялись в различных социальных группах с различной интенсивностью (у буржуазии быстрее, чем среди аристократии и народа), и эта проблема не остаётся без внимания и в нашей работе.

В этот же ряд можно поставить исследование австрийского учёного Райнхарда Зидера «Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (к. XVIII - XX вв.)».2 Один из разделов книги «Буржуазный идеал любви и брака» посвящен способам образования мальчиков и девочек.

Для второго раздела первой главы были использованы следующие материалы: о Люси Хатчинсон - работы Н.С.Креленко;3 о Манон Ролан -монография Э.Адлер, замечательный 4-х томный труд А.Ламартина, работа А.З.Манфреда и статья С.А.Лосева.4 Авторы всех исследований женщин и творчества Манон Ролан единодушны в одном - трагическая судьба этой

1 Aries P. L' enfant et la vie familiale sous Г Ancien Regime. P., 1960. Другое издание
книги вышло в 1995.

2 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (к.
XVIII - XX вв).М., 1997.

3 Креленко Н.С. «Пуританская» революция и английская общественная мысль
XVII - XIX вв. Саратов, 1990; Она же. Причудливая память потомков: английская ре
волюция в общественной мысли Великобритании XVIII века // Преемственность и
разрывы в интеллектуальной истории. Материалы научной конференции. М., 2000.
С. 100-103.

4 Адлер Э. Знаменитые женщины Великой французской революции. Одесса,
1907; Ламартин А. Жирондисты. Историко-прагматическое исследование в 4-х то
мах. Т. 4. Спб., 1911; Манфред А.З. Очерки истории Франции. М., 1961; Лосев С.А.
Женщина и революция: трагедия Манон Ролан // История и историография зарубеж
ного мира в лицах, вып. II, Самара. Изд-во «Самарский университет» 1997. С. 65-88.

женщины была прямым продолжением её сильного характера, необычной порядочности и бескомпромиссности в принятии решений;

об Афре Бэн - «История английской литературы» и единственное отечественное исследование творчества Бэн С.А.Ватченко.1

В особую группу можно выделить отечественные исследования, посвященные выдающимся философам, литераторам, а также деятелям просветительского движения.

В своей статье Т.Л.Лабутина «Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе»2 проводит анализ освещения женской темы в произведениях первых английских просветителей. Автор совершенно справедливо отмечает, что «просветители крайне редко поднимали вопросы о существующем делении по признакам пола и об отношениях полов, а также о роли и месте женщины в обществе», но «...английские просветители были первыми выразителями идей феминизма, явились пионерами в деле пропагандирования идей, послуживших позднее идеологической основой феминистского движения, ...хотя и не создали специальных работ посвященных женской тематике».3 Факт, что просветители первые обоснованно, разносторонне и достаточно громко заявили о возможности изменения женской роли в обществе - несомненен.

Т.Л.Лабутина исследует некоторые произведения просветителей, в которых так или иначе поднимался «женский вопрос» и на основе этого делает определённые выводы, главный их которых - что «женский вопрос» был поставлен на повестку дня и его решение было уже не за горами. Ранее автор давала характеристику этого направления в трудах просвети-

1 История английской литературы. Т. 1. Вып. 2. М.-Л., 1945; Ватченко С.А. У
истоков английского антиколониального романа (творческие поиски Афры Бэн в
романтической прозе). Киев, 1984.

2 Лабутина Т.Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщин в
обществе // Вопросы истории, № 6, 1997. С. 14-27.

3 Лабутина Т.Л. Указ. соч. С. 14.

телей в рамках своей монографии,1 статья же стала более углубленным и серьёзным продолжением этого.

Статья Лабутиной, вышедшая в свет в этом году, явилась замечательным исследованием женского образования в Стюартовской Англии. Источниками для этой статьи послужили как умозаключения просветителей, так и дневниковые записи, мемуары и т.п. литература «персонального» характера.2

В работах следующих авторов уделено внимание английскому и французскому просветительству: в работе М.Левидова - Свифту; у Г.Я.Стрельцовой - Паскалю; у В.Лазурского - Стилю и Аддисону; у И.Гликмана - Мольеру; у А.А.Елистратовой - английскому роману эпохи Просвещения (в частности, произведениям Дефо).3

Обзор произведений и биографии героинь нашей работы - Кэтрин Маколей и Мэри Уоллстонкрафт - представлены в книге М.Фергюсон «Первые феминистки: Британские женщины писательницы 1578-1799».4 Кроме того, введение к книге содержит интересный материал о женщинах XVIII века, и вместе с этим, о зарождении идей женщин об эмансипации. В сборнике «Женщина, семья и свобода» имеется сходный по содержанию раздел: «Образованные женщины против взглядов Руссо на роль женщины», в котором представлены выдержки из произведений Уоллстонкрафт,

1 Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль
английского Просвещения (1689-1714). М., 1994.

2 Лабутина Т.Л. Женское образование в Стюартовской Англии (1603-1714) //
Новая и новейшая история. 2001. № 2. С. 153-167.

3 Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдалённые страны мысли и чувст
ва Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражени
ях. М., 1986; Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994; Стрельцова
Г.Я. Блез Паскаль. М., 1979; Лазурский В. Сатирико-нравоучительные журналы
Стиля и Аддисона. Т. 1. Одесса, 1909; Гликман И. Мольер. М.- Л., 1966; Дидро Д.
Парадокс об актёре. Л.-М., 1938; Елистратова А.А. Английский роман эпохи Про
свещения. М., 1966.

4 Ferguson М. First Feminists: British Women Writers 1578-1799. Bloomington, 1985.

Маколей и де Сталь, а также «нетрадиционные» поступки этих женщин и «неординарные» события их жизни.1

Также у М.Фергюсон есть статья, в которой она разрабатывает ту же тему,2 а в соавторстве с Дж.Тодд - работа биографического характера об Уоллстонкрафт.3

Некоторые частные наблюдения о творчестве английской писательницы можно встретить в литературоведческих трудах МакКарти и Томпкинса,4 в которых можно услышать критические нотки о поведении Уоллстонкрафт.

К современным исследованиям о жизни и творчестве писательницы можно отнести книгу Э.Флекснер «Мэри Уоллстонкрафт: биография»; исследования М.Джордж «Судьба одной женщины: путь Мэри Уоллстонкрафт», Э.Санштейн, Р.Уордли, С.Томлайна, статья Дж.Гримшоу.5

В отечественной историографии отдельные высказывания о личности Уоллстонкрафт можно найти в статьях Цебриковой М.К., Кареева Н.И., в сочинениях Тарле Е.В., Черняка Е.Б., Кана СБ.6

1 Women, the Family and Freedom. The debate in documents I Ed. by S. Groad Bell, K.
M. Offen, vol. 1. 1750-1880. Stanford, 1983.

2 Ferguson M. Feminist Polemic: British Women' s Writings in English from the Late
Renaissance to the French Revolution II Women's Studies International Forum. 1986. N 9. P.
451-464.

3 Ferguson M., Todd J. Mary Wollstonecraft. Boston: Twayne, 1984.

4 MacCarthy B.G. The Later Women Novelists. 1744-1818. Oxford, Cork University
Press, 1947; Tompkins J. M. The popular Novel in England. 1770-1800. Lincoln, University of
Nebraska Press, 1961.

5 Flexner E. Mary Wollstonecraft: A Biography. N.-Y., 1972; George M. One Woman's
«Situation»: A Study of Mary Wollstonecraft. Urbana, 1970; Sunstein E.W. A Different Face:
The Life of Mary Wollstonecraft. N.-Y., 1975; Wardle R. M. Mary Wollstonecraft: A Critical Bi
ography. Lincoln, 1966; Tomalin C. The Life and Death of Mary Wollstonecraft. London,
1974; Гримшоу Дж. Идея «женской этики» // Феминизм: Восток.. С. 8-30.

6 Цебрикова М.К. Англичанки-романистки // «Отечественные записки», 1871,
№ 8. С. 420-421; Кареев Н.И. Уильям Годвин и его «Политическая справедливость» //
Учёные записки Института истории. Т.З. М., 1929; Тарле Е.В. Французская револю
ция и Англия // Сочинения в 12 томах. Т. 7. М., 1959; Черняк Е.Б. Массовое движение
в Англии и Ирландии в к. XVIII - н. XIX веков. М.,1962; Кан СБ. История социали
стических идей (до возникновения марксизма). Курс лекций. М.,1967. С. 94-95.

Особо хочется отметить работы К.С.Рукшиной. Это, пожалуй, единственный специалист в отечественной историографии, посвятивший свои научные поиски освещению жизнедеятельности и творчеству Мэри Уоллстонкрафт. Кроме того, что в 1967 году К.С.Рукшина написала и защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук «Творчество Мэри Уоллстонкрафт», в дальнейшем автор продолжала работу также в направлении этой темы. В своих статьях Рукшина заостряет внимание на характеристике и истоках произведений Уоллстонкрафт, на её идейно-политических убеждениях и фактах из биографии. Вполне нормально, что работы Рукшиной построены на идеологической основе, которая главенствовала в СССР в 60-70-е годы XX века. Но это - «дань времени», в целом же её работы раскрывают содержание литературного наследия Уоллстонкрафт, содержат богатый фактический материал и источниковые данные, помимо этого, Рукшина составила хронологию произведений писательницы с кратким их описанием.1

Более современные отечественные исследования об Уоллстонкрафт ещё ждут своих авторов. В справочных отечественных изданиях также нет упоминаний о ней. Иногда имя Уоллстонкрафт проскальзывает в связи с описанием истории феминистского движения.2

Материалы о Кэтрин Маколей содержатся в ряде специальных обзоров, посвященных историографии английской революции, в некоторых работах, рассматривающих процесс зарождения радикализма как политического течения или анализирующих борьбу идей в период фран-

1 Рукшина К.С. Мэри Уоллстонкрафт (1759-1797). К вопросу о социально-
политических взглядах // Вопросы философских наук. Минск, 1965. С. 244-150; Она
же. Мэри Уоллстонкрафт - художник. // Научные доклады высшей школы. Филоло
гические науки. М., 1968. № 2 С. 30-40; Она же. Мэри Уоллстонкрафт о Великой
французской революции // Французский ежегодник. М., 1968, С 300-311.

2 Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992; Шнырова О.В. Феминистская
теория: вчера и сегодня // Социальная феминология. Сборник научных статей. Са
марский университет, 1997. С. 16-20.

цузской революции. Чаще всего её взгляды рассматриваются в общей картине идейной жизни английского общества второй половины XVIII века.1

Специально судьбе Маколей посвящены следующие работы: уже упоминавшаяся книга М.Фергюсон; в 1967 году вышла статья Бриджетт и Кристофера Хиллов,2 дающая достаточно полную и цельную картину творчества этой незаурядной женщины, а в 1992 году Бриджетт Хилл свои исследования о Маколей изложила уже более обширно - в монографии «Республиканская дева. Жизнь и время историка Кэтрин Маколей».3 Причём, если в статье Б.Хилл связывает имя Маколей с её историческими трудами и талантом писательницы, то книга содержит множество фактов из её личной жизни, подтверждающих индивидуальность этой женщины, независимость её поведения. Книга состоит из 10 глав, каждая из которых последовательно повествует о этапах биографии, начиная с молодых лет, развитии политической ситуации, в которой жила и работала писательница и её произведениях, которые создавались в зависимости от тех или иных биографических и политических факторов. Более других в нашей работе была задействована 6 глава под названием «Женщина в мужском мире», где затрагивается и ситуация, сложившаяся вокруг женского образования в XVIII столетии. В своих работах Хилл проводит мысль о том, что судьба Маколей была трагична в силу того, что общество было

1 Peardon Т.Р. The Transition in English historical writing. 1760-1830. L.. 1933; Kamm J.
Theorists and Reformers of the Eighteenth Century. II Hope Deffered: Girls" Education in English
History. L., 1965; Richardson R. S. Debate on the English revolution. L., 1977; Godvin A.
The Friends of Liberty. The English democratic movement in the age of the French revolution.
Cambridge, 1979; Kenyon I. F. The history men: The historical profession in England since the
Renaissance. Pittsburg, 1983.

2 Hill В., Hill С Catherine Macaulay and the seventeenth century II The Welsh history re
view. Cardiff. 1967. Vols 3-4.

3 Hill B. The Republican Virago. The life and Times of Catherine Macaulay Historian.
Oxford, 1992.

не готово принять её поступки и мировоззрение, этим Маколей опередила свою эпоху, а настоящее признание пришло к ней лишь в XX веке, хотя мужчины-историки всегда настороженно относились к её трудам, а для некоторых она являлась только «феминисткой».1

Из работ о Маколей на русском языке можно выделить статью И.В.Дмитриевой, небольшую, но достаточно интересную;2 работу М.А.Барга в сборнике «От Просвещения к Революции...»;3 статью Н.С.Креленко,4 цель которой - через «изучение судьбы человека и историка К.Маколей... показать эпоху, в которую она жила и работала»;5 часть из монографии С.Б.Семёнова,6 посвященную политическим взглядам писательницы и анализу её глобального труда «История Англии», и статью того же автора, изданную чуть позже, но сохранившую ту же тематику.7

Работ, посвященных анализу произведения Маколей «Письма об образовании», явившегося одним из основных источников данного исследования, в отечественной историографии не появлялось.

Литература, посвященная Жермене де Сталь обширна, о ней и её произведениях писали очень много и за рубежом и в нашей стране, причём это были исследования самого различного толка и учёных самых

1 Hill В. Op. cit. Р. 237.

2 Дмитриева И.В. Радикальное направление в английской историографии века
Просвещения («История Англии» Кэтрин Маколей) // Проблемы Британской исто
рии. 1987. М., 1987. С. 205-215.

3 Барг М.А. Образ Великой французской революции в современной ей ради
кальной публицистике (Защита революции историком Кэтрин Маколей) // От Про
свещения к Революции: из истории общественной мысли нового времени. М., 1990.

4 Креленко Н.С. Кэтрин Маколей - «Леди Фукидид» XVIII века // Историо
графический сборник. Саратов: изд-во СГУ, 1988. Вып. 17. С. 80-89.

5 Креленко Н.С. Указ. соч. С. 82.

6 Семенов СБ. Политические взгляды английских радикалов XVIII века. Са
мара, 1995.

7 Семенов СБ. Радикальный взгляд в прошлое: Кэтрин Маколей и её «Ис
тория Англии» // История и историография зарубежного мира в лицах. Вып. 1. Изд-
во «Самарский университет» 1996. С 167 - 177.

различных специальностей: историки, филологи, литературоведы, критики, лингвисты. Непосредственно в нашей работе были использованы следующие труды и работы: А.Сореля, С.Вайнштейн, С.В.Соловьёва, М.Н.Черневича, А.А.Аникста.1 Если перечисленные авторы больший упор делали на биографию писательницы, то из книг Д.Герольда, Б.Г.Реизова, Стендаля, Д.Д.Обломиевского, Е.В.Тарле можно почерпнуть сведения исторического и литературоведческого характера.2

За несколько десятилетий интенсивного развития исследований по женской истории XVII-XVIII веков на Западе накоплен огромный фактический и научный материал. Общий список работ, посвященных этому вопросу, насчитывает не одну сотню наименований. Отечественные исследования по этой теме ещё малочисленны и для российских историков остаётся поле деятельности, хотя конкурировать с западными коллегами тяжело в силу ограниченного доступа к источниковому материалу. На некоторые вопросы, остающиеся мало освещенными в отечественных исследованиях, мы постарались ответить. Кроме того, в этих вышеперечисленных работах освещены лишь отдельные аспекты проблемы, связанной с изучением одной из граней становления общества современного типа -пробуждение личностных начал в среде западноевропейских женщин и отношение в обществе к наметившимся тенденциям в социальной жизни.

1 Sorel A. M-me de Stael. Paris, 1890; Вайнштейн С. Госпожа Сталь, мыслитель
переходной эпохи. СПб., 1902; Соловьёв СВ. Анна-Луиза-Жермена г-жа де Сталь. -
В кн.: История западной литературы (1800-1910), под ред. Ф. Д. Батюшкова, т. П.
М., 1913; Черневич М.Н. Жизнь и творчество Жермены де Сталь. - В кн.: Сталь Ж.
де. Коринна, или Италия. М., 1969; Аникст А.А. О жизни и творчестве Жермены де
Сталь. - В кн.: Сталь Ж. де О литературе, рассмотренной в связи с общественными
установлениями. М., 1989.

2 Herold J.C. Mistress to an age. Indianapolis- N.- Y., 1958; Обломиевский Д.Д.
Французский романтизм. Очерки. М., 1947; Тарле Е.В. Наполеон. М., 1942; Реизов
В.Г. Между классицизмом и романтизмом. Л., 1962; Реизов В.Г. Стендаль. Художе
ственное творчество. Л., 1978; Реизов В.Г. Историко-литературные исследования.
М., 1991; Стендаль. Собрание сочинений. Т. XV. М., 1950.

Более полную характеристику специфики возникновения этой проблемы и её развитие мы постарались показать.

Целью данного исследования является попытка проследить - в чём проявлялось изменение положения женщины в условиях меняющегося (модернизирующегося, повернувшего на путь индустриализации) общества; рассмотреть как происходило зарождение новых тенденций в самосознании женщин наиболее передовой для своего времени части западноевропейского общества на примере представительниц интеллектуальной элиты английского и французского общества XVII-XVIII веков; выяснить какие новые социальные роли получали или присваивали себе женщины, как это отражалось на их функциях в рамках традиционно их основной сферы - семьи.

Кроме того, в рамках этой проблемы нужно сосредоточиться на решении следующих задач:

- проанализировать наиболее характерные черты, отражающие
правовой и социальный статус женщины раннего нового времени;

рассмотреть, как протекало пробуждение самосознания женщин, сосредоточившись на знакомстве с судьбами нескольких «выдающихся» женщин, представительниц творческой элиты, деятельность которых была замечена и так или иначе оценена обществом. На этом материале ярче проявились интересующие нас процессы и, что крайне важно, этот материал получил освещение в исторических источниках;

выявить, какие изменения вносились в процесс воспитания и образования женщин в этой связи. При этом достаточно чётко разделялись два подхода к вопросу. Один вырабатывался мужчинами, другой - женщинами. В первом варианте очевидно присутствует стремление контролировать процесс и удерживать его в рамках приемлемых с точки зрения «мужского» общества, во втором заметны тенденции к радикализации позиции;

проанализировать первые требования женщин в защиту своих юридических прав.

Выбор хронологических рамок исследования обусловлен тем, что рассматриваемый процесс был долгим и постепенным, особенно в начале, элементы его проявлялись спорадически и лишь много времени спустя, приобрели массовый характер. Поскольку наше внимание сосредоточено на истоках, первых проявлениях процесса, выражавшихся в отдельных судьбах, характерах и работах, отражавших наличие и нарастание определённой тенденции социальной жизни, пришлось раздвинуть хронологические рамки почти на два столетия. Более конкретные рамки определяются годами жизни выбранных героинь исследования (1620-1817 гг.) и периодом, когда они создавали свои произведения (1640-1800 гг.).

Удобнее всего рассмотреть нашу тему на материалах, и в рамках тех стран, где процессы обновления общества протекали в XVII-XVHI веках особенно заметно. Такими странами были Англия и Франция. Эти ведущие державы вследствие их соседства и влияния на процессы, проходящие в Европе, традиционно связаны друг с другом и играют ключевую роль в формировании общеевропейских культурных и политических веяний. И притом, это две страны с глубоко отличными культурными и историческими традициями. К XVII веку этот контраст стал разительным -католическая абсолютистская Франция, и Англия со своей особой церковью, пережившая даже период республики. На протяжении XVIII века Франция переживала кризис абсолютистского режима, который завершился революционным взрывом, а Англия столкнулась с кризисом власти, окончившимся очередным компромиссом. Поэтому мнения авторов и мыслителей этих двух стран, чьи произведения мы используем в работе, для нас особенно интересны в силу того, что они должны иметь много общего, но также и много отличного благодаря своей принадлежности именно к различным национально-культурным традициям.

Для ответа на поставленные в работе вопросы мы сочли необходимым обратиться к методу «микроистории». Критики этого подхода говорят о том, что микроистория невозможна сама по себе, ибо оценить

уникальное можно лишь имея в виду некую норму, а раздробление истории на осколки не даст нам её понимания. Но с другой стороны, невозможно осмыслить историю без понимания вмешательства живых людей в ход событий. Основной проблемой, по наблюдениям историков, стало сочетание микро- и макроподходов в исследованиях, ибо их механическое слияние невозможно в силу различной природы исследований. Как отмечал Ю.Л.Бессмертный, сосуществование этих двух подходов возможно только по принципу дополнительности или наложения друг на друга.1

Для данного исследования этот метод даёт способ выявления приятия либо неприятия женщинами своего положения «на втором плане», начиная от брачных отношений до отношений в социуме.

Историко-сравнительный метод позволяет провести в нашем исследовании сопоставление людей, принадлежащих к различным и в то же время сходным культурным условиям и традициям. В отношении интел-лектуалок это тем более интересно, что уже в силу причастности в миру литературы, науки, искусства они более других вовлечены в сферу наднациональных ценностей. Сравнив судьбы нескольких женщин, разных по национальности, времени жизни, социальному положению и убеждениям, мы выяснили, что наряду с женщинами, принимавших своё подчиненное положение как должное, находились «бунтарки». Именно такие женщины пытались изменить не только принятую и официально единственную систему подчинения в межличностных отношениях между мужчинами и женщинами, но и старались получить независимость, применив свои способности и получив профессию.

При изучении вопроса о положении женщины в обществе и семье использовался междисциплинарный подход - достижения в этой сфере демографов, психологов, социологов.

1 Бессмертный Ю.Л. Коллизия микро и макроподходов и французская историография 90-х годов // Историк в поиске. М., 1999.С. 26.

Перечисленные методы использовались не сами по себе, а в совокупности, что позволило обеспечить комплексный подход к исследованию.

Основные источники данной работы - это произведения женщин -писательниц XVII-XVIII веков по поводу «женского вопроса» и фрагменты из работ их современников - мужчин - выдающихся деятелей и интеллектуалов своей эпохи, т.н. материалы публицистики и философ-ско-теоретического направления. Кроме того, источниковая база содержит материалы мемуарного жанра, произведения художественной литературы и поэзии.

В материалах публицистики исследуемого времени, социальные темы были довольно актуальны, что не могло не затронуть «женскую» тему. Причём, по последней нередко разгорались оживлённые общественные дискуссии, из которых выкристаллизовались следующие ключевые проблемы: 1) каково место женщины в обществе и семье; 2) необходимо ли женщине образование; 3 ) нужно ли и что повлечёт за собой повышение общественного статуса женщины.

Среди участников дискуссии поначалу выделялись только мужские голоса, причём среди них были и сторонники традиционалистских взглядов и «новаторы». Затем в спор активно включаются представительницы прекрасной половины человечества. Подобные источники важны тем, что они являются отображением социально-общественных взглядов определенного времени, хотя не в коей мере не исключают эмоциональных порывов и, как производное от этого - преувеличений.

В работе в качестве таких источников используются сочинения писателей-моралистов Франции XVII века «Характеры» Ж. де Лабрюйе-ра,1 «Максимы» Ф. де Ларошфуко,2 «О дружбе» Ш. де Сент-

1 Лабрюйер Ж. де. Характеры. М.-Л., 1964; Кроме этого издания мы будем
пользоваться ещё одним сборником: Ларошфуко Ф. де. Максимы. Паскаль Б. Мыс
ли. Лабрюйер Ж. де. Характеры. М., 1974.

2 Лучшее русское издание «Максим» было сделано в 1971 году в серии
«Литературные памятники» (Ларошфуко Ф. де Мемуары. Максимы. Воспроизведено
репринтным способом в 1993 году). Кроме этого в работе используется текст сочи
нения по уже упомянутому сборнику.

Эвремона,1 английских просветителей «Опыт о проектах» Д.Дефо,2 Р.Стиля и Д.Аддисона,3 Дж.Свифта,4 «Наставление дочери» маркиза Галифакса,5 «Мысли о воспитании» Дж.Локка,6 Т.Пэйна,7 французских философов Паскаля и Кондорсе.8 Именно в этих работах, так или иначе, был затронут «женский вопрос» в тех границах, которые были определены обществом.

Произведение Мэри Уоллстонкрафт «В защиту прав женщины» было впервые опубликовано в 1792 году в Лондоне, Бостоне и Филадельфии, в следующем году в Дублине. В течение последующих столетий неоднократно переиздавалось, так как интерес к книге был велик из-за впервые озвученной неординарной позиции женщины на своё предназначение.

В нашей работе мы пользовались текстом этой книги в американском издании 1963 года, а также приведёнными в книгах М.Фергюсон «Первые феминистки...» и труде «Женщина, семья и свобода» частями из «В защиту прав женщин».9 На русский язык эта работа полностью не переведена, только небольшие отрывки мы смогли найти в сборнике «Феминизм: проза, мемуары, письма».10

1 Saint - Evremond С. de. Sur Г amitie. A madame Mazarin II Oeuvres choisises. P.,
1866; Отрывки из переписки Сент-Эвремона и Ланкло взяты из книги французского
историка, изданной в Санкт-Петербурге в 1998 году: Рош Ф. Нинон де Ланкло. Жен
ский ум, мужское сердце. Спб., 1998.

2 An Essay upon Projects by Daniel Defoe. Lnd. 1887.

3 Addison and Steele. Selections from « The Tatler» and « The Spectator. NY. 1957;
Лазурский В. Указ. соч.; Из истории английской эстетики XVHI века: Поп. Аддисон.
Рид. М., 1982.

4 Swift J. Of the Education of Ladies// The Works of Jonathan Swift, v. II London, 1843;
Swift J. A Letter to a Very Young Lady on Her Marriage II The Works of Jonatan Swift, v. II.
London, 1843.

5 The Lady" s New Year" s Gift, or Advise to a Daughter II The Complete Works of George
Savile First Marquess of Halifax. Oxford. 1912.

6 Локк Д. Мысли о воспитании разума. Спб., 1913.

7 The Life and Works of Thomas Paine. N.-Y, v. II.

8 Анализ мнения Кондорсе по «женскому вопросу» см.: Миловидова Э. Жен
ский вопрос и женское движение. Хрестоматия. М. -Л., 1929.

9 Wollstonecraft М. A Vindication of the Rights of Woman. London, 1792 (2 ed.), № 4,
1963. Также см. Woman, the Family and Freedom... P. 56 - 67. Также см. Ferguson M. Op.
cit. P. 422- 436.

10 Уоллстонкрафт M. В защиту прав женщин. - В кн.: Феминизм: проза...С. 24-

39.

4-х томный сборник произведений Мэри Уоллстонкрафт, изданный Уильямом Годвиным под названием « Посмертные работы», в котором опубликован незаконченный роман «Мария, или несчастье быть женщиной» был издан в 1798 году. Интерес для нас представлял первый том вышеназванного сборника, а конкретно предисловие автора издания об авторе произведений.1

Первая биография Мэри Уоллстонкрафт была написана её мужем Уильямом Годвином, сразу же после смерти писательницы.2 Годвин старался быть максимально объективен в своём изложении. Биография содержит преимущественно сведения о жизни Мэри, её политические убеждения практически не затронуты. Главная цель работы Годвина - защитить память и имя своей жены от сплетен, которые преследовали её после смерти.

В России первое упоминание об Уоллстонкрафт относится к 1827 году. Именно в этот год «Вестник Европы» № 1 поместил в разделе «Краткие выписки, известия и замечания» небольшую, но довольно язвительную статью: «Английская словесность... обогатилась замечательным сочинением «О правах женщин и несправедливости мужчин»... Это грозный манифест против мужского пола и жаркая оборона женщин, столь злобно притесняемых...

Сочинительница входит в подробные разъяснения: уступают ли женщины мужчинам в способностях разума? Лучше ли женщины могут управлять народом, нежели мужчины? Способны ли женщины отправлять должности по гражданской службе? В состоянии ли женский пол преподавать науки? Конечно, мистрис Годвин отвечает на эти вопросы в пользу женщин...».3

1 Wollstonecraft М. Posthumous Works. V. 1. Author's Prefase. L., 1798.

2 Godwin W. Memoirs of the Autor of a Vindication of the Rights of Woman. London,
1798. Переиздано репринтным способом в 1974 году: Feminist Controversy in England,
1788-1810. Ed. GinaLuria. N.-Y.: Garland Publishing, 1974.

3 «Вестник Европы», январь 1827. С. 71-74.

«Письма об образовании» Кэтрин Маколей на русский язык не переведены. Для перевода этого источника использовались фрагменты произведения, данные в книгах М.Фергюсон и сборнике «Женщина, семья, свобода».1 На родине своего создания «Письма об образовании» были опубликованы в 1790 году, а затем переизданы репринтным способом в 1974 году, но уже в Нью-Йорке.2

Основное произведение Маколей - «Историю Англии» нельзя было обойти стороной, говоря о жизни и творчестве писательницы.3 Определенные мысли из фундаментального труда этой творческой дамы также были использованы в нашей работе.

Статьи де Сталь «Несколько размышлений о нравственной цели «Дельфины» и «О женщинах, посвятивших себя словесности» включены в её книгу «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями».4

Документы личного характера - дневники, мемуары, письма - содержат ценные сведения о воплощении общественных представлений и настроений в реальной поведенческой практике.

XVII-XVHI века были временем расцвета мемуарной литературы. Помимо количественного роста числа мемуаров в данном жанре в это время происходят следующие изменения: во- первых, расширяется социальная база мемуаристики, если до XVIII века мемуары и дневники выходили почти исключительно из среды социальных верхов, а их авторами являлись свидетели и участники важных политических событий, то в

1 Macaulay С. Letters on Education, with observations on religious and metaphysical sub
jects. L., 1790. Reprinted in Feminist Controversy in England, 1788 - 1810. N. - Y., 1974.

2 Macaulay C. Letters on Education // Woman, the Family and Freedom.. P. 52 - 56; Fer
guson M. Op. cit. P. 400- 411.

3 Macaulay С History of England, from the Accession of James I to the elevation of the
hause of Hanover. L., 1763 - 1783. V. 1 - 8.

4 Сталь Ж. де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными уста
новлениями. М., 1989.

XVIII веке воспоминания начинают писать люди из средних слоев общества и «для себя», а не только под влиянием тех или иных событий. Но бывали и исключения. Например, воспоминания Люси Хатчинсон1 (написанные в середине XVII столетия), которая не относилась к аристократии, но оставила замечательные записи, использующиеся историками разных направлений - от политической истории до тендерной.

Второе изменение в написании мемуаров проявляется в том, что всё большее место в мемуарах отводится частной жизни, личности, семье, что очень важно для нашей темы. Подавляющее количество мемуаров начинается с описания детских лет и домашнего обучения. Яркое подтверждение этому - мемуары госпожи Ролан - она не опустила тему детства, не смотря на то, что её записи были сделаны в тюрьме.2

Для воссоздания целостной картины положения женщин исследуемого нами периода, явилось необходимым обратиться и к мужским воспоминаниям: мемуарам герцога де Ларошфуко и Годвина, дневникам Свифта и Делакруа, письмам Дидро.3

Особый вид источников составляют произведения художественной литературы, созданные в интересующий нас период и дающие картины повседневной жизни, быта, человеческих взаимоотношений, этических и эстетических идеалов своего времени.

В XVII веке в прозаической литературе Франции господствовали «галантные», прециозные романы, основными чертами которых являлись вымышленность сюжета, условность чувств, игра слов, вычурность, идеализация героев, необычайно огромные текстовые масштабы (произведения достигали до 10 томов). В Англии в это же время были

1 Memoirs of the life of Colonel Hutchinson, governor of Nottinham castle and town
writing by his widow Lusy. L., 1906.

2 Личные мемуары госпожи Ролан. Спб., 1893.

3 Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы. М., 1971; Свифт Д. Дневник для
Стеллы. М., 1981; Дневник Делакруа. Т. 1. М., 1961; Дидро Д. Собрание сочинений.
Т. IX. Письма. М.-Л., 1940.

популярны так называемые «плутовские» романы, дающие картину «изнанки» общественной жизни. В XVIII веке на литературный успех могли претендовать главным образом произведения, создающие у читателей ощущение реального отображения жизни. Это стремление к правдоподобности, в конечном итоге, стимулировало развитие в литературе реалистических тенденций, что позволяет использовать подобные литературные произведения как исторические источники при изучении различных сторон жизни той или иной эпохи. Таким образом, привлечение в качестве источников произведений художественной литературы помогает историку не только составить представление о распространенности тех или иных стереотипов поведения, но и понять, какое поведение рассматривалось современниками как надлежащее, а какое воспринималось как недопустимое.

Для нашего исследования наибольший интерес представляют произведения, тематически связанные с проблемами «женского вопроса», произведения в которых центральное место отведено описанию семейных отношений, нравов, образования. Именно такие произведения - «нового литературного типа», характерного для к. XVII - XVIII веков, и социальной тематики - мы использовали в качестве источников в работе. К ним относятся сочинения наших героинь: «Принцесса Киевская» М. - М. де Лафайет, «Коринна или Италия» Ж. де Сталь, а также «Гулливер» Д.Свифта; пьесы Мольера, «Педагогический роман» и «Исповедь» Руссо, роман французского писателя- моралиста III. де Лакло.1

1 Лафайет М.-М. де. Принцесса Киевская. М., 1959; Сталь Ж. де. Коринна или Италия. М., 1969; Свифт Д. Гулливер. М., 1976; Мольер Ж.-Б. Смешные жеманницы // Мольер Ж.-Б. Собрание сочинений в 2-х томах. Т. 1 М., 1957; Мольер Ж.-Б. Ученые женщины // Мольер Ж.-Б. Полное собрание сочинений в трёх томах. Т. 3. М., 1987; Руссо Ж.-Ж. Педагогический роман. // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в трёх томах. Т.1. М., 1961; Руссо Ж.-Ж. Исповедь // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в трёх томах. Т. 3. М., 1961; Лакло Ш. де. Опасные связи. М., 1993 .

Источниками, дающими представление о ментальносте эпохи, послужили стихотворные произведения Д.Мильтона, Т.Кэмпнона, Дж.Свифта, У.Блейка.1

Помимо этого для возможности проникновения в атмосферу социальных отношений более ранней эпохи мы использовали отрывок из «Декамерона» Боккаччо.2

Структура данной работы определена вышеуказанными целью и задачами.

Первая глава посвящена анализу «традиционного», общепринятого положения женщины в западноевропейском обществе XVII - XVIII веков и отношение к такой норме поведения некоторых женщин - современниц своей эпохи.

Основное внимание при характеристике места и роли женщины уделяется её возрастной категории (было принято условное разделение жизни женщины на три стадии: девичество, брак, вдовство), воспитанию, возможности получать в той или иной степени образование. Здесь же приведены примеры развития образовательной системы - от домашнего и монастырского до создания школ и пансионов, уровень образования в которых был, конечно же, далёк от мужского. При описании акцент делался на анализ жизни и быта женщин из высших слоев общества, это объясняется и большим количеством фактического материала.

Вторая глава работы рассматривает один из дискуссионных вопросов к. XVII - XVIII веков - проблему изменения места и роли женщины и необходимости этого изменения. Участники нашей «дискуссии» - прежде всего мужчины - образованные и выдающиеся мыслители своего времени. Взгляды их очень разнообразны.

1 Мильтон Д. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976;
Кэмпнон Т. Навсегда отвергни брак...// Европейская поэзия XVII века. М., 1977. С.
48; Blake W. Mary // Flexner Е. Op. cit. Р. 19.

2 Боккаччо Д. Декамерон. Пермь, 1993.

Ответом на мужские оценки роли и места женщин и задачи по их воспитанию послужили сочинения интеллектуалок эпохи Просвещения, их современниц. Заметим, что при анализе произведения не будут соответствовать хронологическому порядку их написания, это произошло совершенно осознанно, исходя из различия радикализации содержащихся в них требований. Так, работа Уоллстонкрафт, завершающая наше повествование, содержит предложение о предоставлении женщинам всех прав, вплоть до политических, - как считала писательница - для полноценного «формирования личности женщины».

Возможности и роли женщин в семье и обществе XVII-XVIII веков

«Все возможности женщин проявляются в том, что они замужем или нет, и их стремления определяются их мужем».1 Эта цитата из английского памфлета 30-х годов XVII века достаточно точно отражает правовой и социальный статус женщины раннего нового времени.

Эта традиция шла от времён, «когда Адам пахал, а Ева пряла» и условия жизни людей, живших по законам максимальной подчинённости природной среде и традиционным, крайне медленно меняющимся общественным отношениям, чётко определяли их жизненные функции. В рамках традиционного общества мужчины сосредоточили в своих руках большую часть общения с внешним миром, женщина почти целиком была связана с домашними проблемами, считаясь «хранительницей домашнего очага» и частью имущества супруга. На протяжении тысячелетий такое положение вещей сохранялось, будучи вполне соответствующим разным климатическим зонам обитания людей, разным политическим формам организации общества, разным социальным укладам и разным формационным уровням. Ситуация начала изменяться лишь с началом зарождения в Западной Европе общества нового типа.

Если говорить о социально-экономическом состоянии этого общества и форме его хозяйственной организации, то для определения его лучше всего подходит название «буржуазное». В основе организации жизнедеятельности этого общества лежала потребность в мобильности, изменчивости, открытости к контактам с внешним миром. Становление этого общества связано с ростом индивидуализма, формированием личности нового типа, социально активной, стремящейся утвердить себя и своё «я», а также преобразовать, переделать окружающий мир. Развитие связанных с этими тенденциями общественных процессов не могло не затронуть все составляющие социальные структуры общества, в том числе и женщин.

Торжество индивидуализма в западноевропейском (первоначально преимущественно в итальянском обществе) обычно связывается с периодом итальянского Возрождения. Это справедливо, но относится преимущественно к мужской (господствующей с точки зрения тендерного деления) части общества. Что касается женщин, то для них пробуждение личностного начала, стремление к самоутверждению приходится на последующий период преимущественно XVII и даже XVIII веков. И во многом это явление связано с процессом Второй христианизации Европы, процессом обновления западноевропейского христианства. Ведь только в качестве верующей христианки женщина признавалась равной мужчине. Можно сказать, что процесс пробуждения самосознания, индивидуального начала для женщин протекал по «догоняющему пути развития». Освоение женщинами новых социальных ролей в жизни меняющегося общества было сопряжено с многочисленными трудностями, обусловленными привычным общественным укладом и желанием господствующего тендера сохранить удобную для него часть традиционных отношений.

Вполне естественно, что сначала происходили изменения в жизни общества, а затем уже происходило их осмысление, принятие или неприятие. Общественные перемены, политические катаклизмы, научные революции оценивались и осознавались обществом, прежде всего с позиций господствующих сил, в частности с позиций сильного пола. Поэтому положение женщины трактовалось исключительно с точки зрения стабильности патриархального начала, а главным её достоинством признавались покорность и терпение. Одна из самых популярных новелл «Декамерона» Д.Боккаччо посвящена кроткой Гризельде, стойко сносившей обиды от своего капризного супруга и вознагражденной за покорность его добрым отношением.1 Этот сюжет был рассказан в середине XIV века, у «порога» нового времени.

Спустя несколько столетий Д. Мильтон, писавший в середине XVII века, вложил в уста своей героини Евы, обращающейся к Адаму, который является её супругом, такие слова: «Мой жизнеподатель!

Владыка мой! Безропотно тебе

Я повинуюсь; так велел Господь,

Он для тебя закон, ты - для меня;

Вот всё, что женщине потребно знать,

И для неё превыше в мире нет

Ни мудрости, ни славы».2 Один из самых смелых мыслителей своего времени, и достаточно «либерально» настроенный в отношении женщин (Мильтон ратовал за возможность развода из-за несовместимости характеров супругов и допускал право женщин на инициативу развода), в отношениях между полами он оставался приверженцем безусловного мужского верховенства в семье.

Спустя столетие, уже в XVIII веке, в оценке видного английского юриста присутствует то же убеждение - жена, часть имущества мужа.3

Долгое время общественно признанное отношение к женщинам и их способностям разделялось и большинством женщин. Например, в письме Мари Воплощения, французской монахини XVII века, имеется такая характерная фраза: «...мы по мере скудных возможностей своего пола...».1 Конечно, монашеское положение предполагает подчеркнутую скромность самооценки, но в тексте явно подчеркнуто не «мы, по мере наших скудных возможностей», а «скудных возможностей своего пола».

В конце XVIII века, Жермена де Сталь в статье «Несколько размышлений о нравственной цели «Дельфины» так описывает социальное положение своих современниц: «...Мужчинам общество предоставляет столько возможностей, сложное переплетение интересов позволяет им пускаться на столькие хитрости, что пороки иных из них остаются безнаказанными; иное дело - женщины: общество устроено так, что им приходится сполна расплачиваться за любую ошибку».2

Итак, место женщины в европейском обществе устанавливалось по мужчине (что видно из вышесказанного), но, кроме того, существовали и другие тендерные константы: «основные обязанности женщин в семье и по дому не исключали их из других форм труда; труд женщин в домохозяйстве и вне его считался менее важным, чем мужская работа; лишь немногие женщины (главным образом те, что обладали богатством, высоким положением или талантом) преодолевали ограничения, накладываемые на их жизни обществом, но даже и они сталкивались с задаваемыми культурой преимущественно негативными представлениями о женщинах и с убеждением в том, что они должны подчиняться мужчинам».

Новые роли женщин в творческой сфере

Вместе с тем, в XVII веке появляются «редкие»4 женщины, которых не удовлетворяла модель поведения, предписываемая им традиционным обществом. Н.З.Девис называет свою героиню Мари Воплощения - «femme forte» («сильная женщина»), классический и библейский образ которой ис пользовали во Франции XVII в. и литературные феминистки и монахини...».1 Нам кажется, что эта характеристика подходит для всех тех представительниц прекрасного пола, которые искали более широкое поле приложения своих сил и амбиций. И хотя эти женщины не оспаривали тендерных привилегий мужчин ни в одной сфере жизнедеятельности, потому что открытое отстаивание своих прав в тот момент могло привести к огромным трудностям (к примеру, женщину могли объявить душевнобольной), реализация своих властных амбиций, социальных притязаний и интеллектуальных потенций в скрытом виде, посредством неформального женского влияния, была явлением достаточно распространенным.2

Причём, можно проследить своеобразную «эволюцию» в выражении женщинами своей самостоятельности. И если ещё во второй половине XVII- начале XVIII вв. представительницы слабого пола не пытаются спорить со своими современниками по поводу отношения к женщине в обществе, то со второй половины XVIII века некоторые женщины начинают открыто выдвигать свои требования, пытаются доказать, что их жизнь должна состоять не только из постоянного домашнего труда, но и другой деятельности, а вместе с этим и независимостью в принятии решений.

Освоению новых общественных «ролей» способствовали меняющиеся условия жизни, которые, вольно или невольно этого требовали, вопреки традициям и настроениям общества. Чаще всего это было связано с хозяйственными потребностями семьи - когда потеря кормильца заставляла женщину брать на себя функции хозяйки поместья, мастерской, участвовать в торговых операциях. Проникновение женщины в политику было обусловлено исключительно двумя возможностями - происхождение или личные симпатии обладателя властных полномочий. Но эти варианты проявлялись и прежде.

Во второй половине XVII, а особенно на протяжении XVIII вв., явственно обозначается тенденция, когда неординарные женщины, обладающие творческими способностями или научными знаниями, становятся профес сионалами, превращают их в источник своих доходов и своей популярности. Эти женщины старались понять и изменить существующий мир, читали новые книги, были затронуты новыми веяниями эпохи - их по праву можно назвать интеллектуалками своего времени.

Повторимся, что эти женщины не пытались проникнуть в заповедные, «элитные» мужские сферы в образовании, политике, праве, они лишь стремились реализовать свой природный талант или творческий потенциал. Это явление вряд ли можно назвать распространённым, что вполне естественно, так как «мужской мир» пускал женщин только в определенную узкую сферу деятельности и очень неохотно. К этим «доступным» сферам можно отнести литературное творчество и изобразительное искусство.

Среди наиболее популярных и знаменитых имён таких женщин можно отметить следующие:

Француженки: писательница XVII века Мадлена де Скюдери (1607-1701), чьи романы «Артамен, или Великий Кир» и «Клелия» пользовались особой славой среди произведений, написанных в духе прециозного стиля. Скюдери получила довольно хорошее образование. После нескольких лет посещения салона маркизы Рамбулье, основала свой собственный салон, имевший большой успех, а сама хозяйка салона пользовалась значительной популярностью и уважением, а почитатели называли её даже «новой Сапфо».

Если Мадлена де Скюдери, происходившая из буржуазных кругов, могла открыто заниматься писанием романов, то графиня де Лафайет (1634-1693) вынуждена была тщательно скрывать своё авторство. Даме её положения, представленной ко двору, не подобало писать новеллы и романы. Это не считалось искусством, сродни поэзии. Мари - Мадлен де Лафайет является очень интересной писательницей, в произведениях которой проявлялись черты нового, психологического романа. «Принцесса Клевская» считается шедевром, предвосхитившим литературу XIX века.

Рассуждения мыслителей XVII-XVIII веков о месте женщины в обществе

XVII век, завершающий так называемый период «раннего нового времени», был для западноевропейского общества временем разнообразных перемен. Как уже говорилось, наиболее чётко новые тенденции проявились на почве английского и французского общества. В ряду перемен важное место занимало формирование личности нового типа, именно в этот момент человек проявляет необыкновенный интерес ко всему, имеющему место в природе и, прежде всего к самому себе. Любопытно, что этот процесс протекал как бы в два этапа.

Первый приходится на ту эпоху, которую принято именовать Ренессансом, эпохой Возрождения, временем расцвета гуманистических идей. Антропоцентризм стал главным отличительным признаком этой эпохи. Причём, восхищение Человеком, являющееся лейтмотивом многочисленных трактатов о «достоинствах человека» относилось исключительно к мужской половине человечества. Женщины, их достоинства (внешняя привлекательность, ум, эрудиция и т.д.) оценивались исключительно с позиций мужчины, мужского внимания, мужской заинтересованности не только в красивой и ласковой жене и матери для своих детей, но и в приятной собеседнице (точнее, понимающей слушальнице) и толковой помощнице в домашних и предпринимательских (если потребуется) заботах.

Следующий этап связан с критико-рационалистическим анализом природы человека, сложившимся под влиянием научной революции XVII века, которая «подвергла сомнению непререкаемость всех и всяческих авторитетов».1 Несмотря на то, что научная революция изменила картину мира образованных европейцев и заставила пересмотреть традиционную христианскую систему ценностей, она ничего не изменила в сложившемся представлении о женской неполноценности. Этот период формирования основ нового общества, которое можно назвать буржуазным, а также модернизирующимся, индустриальным, урбанистическим, интересен тем, что в его рамках можно наблюдать сохранение старых, традиционных ролевых функций и проявление новых, хотя и в зачаточной форме. В свой черёд этот процесс вызвал попытки осмыслить его составляющие, определить и направить пути его развития. Прежде всего, требовалось понять, какими общество желает видеть женщин и что следует делать, чтобы получить желаемый результат - «идеальную женщину». Причём, выявление «идеала» и пути его достижения предлагались во множестве вариантов, но среди них явственно различаются два направления, одно, разрабатываемое мужчинами и другое - предлагаемое женщинами. Речь на этом этапе не шла о таких вещах, как юридическое или экономическое положение женщины. В центре внимания оказался вопрос о том, как следует воспитывать девочек, чтобы из них выросли женщины, соответствующие потребностям нового общества.

По-прежнему «женщина... всецело зависит от оценки, какую даёт ей мужчина». Некоторый сдвиг наметился лишь в представлениях относительно возможности женщин получать образование. Но обсуждение этой проблемы касалось исключительно бытовой стороны, поскольку быт людей, особенно принадлежащих к «верхам» общества, становился всё более открытым.

Размышления о женщинах нового времени можно встретить и в сочинениях о морали и нравственности, и среди чрезвычайно модных в этот период афоризмов, в журнальных очерках и театральных пьесах, в романах. Такие источники, как письма, дневники, мемуары, автобиографии также позволяют провести анализ интересующего нас вопроса. Подавляющее большинство таких сочинений относится ко второй половине XVII века, подготавливающей почву для последующего столетия, которое среди своих многочисленных характеристик («век Просвещения, «век Разума», «галантный век») иногда также называют и «Женским веком». Разумеется, здесь представлены не все сочинения, которые упоминают о женщинах и их возможностях на тот момент, но самые яркие и содержательные из этих работ мы постараемся рассмотреть. Авторы, на размышления которых мы будет ссылаться, имеют отличные друг от друга взгляды на женский вопрос.

Не случайно, что ранее всего заметные новшества в «ролях», которые стали исполнять женщины, связаны с жизнью высших кругов общества. Проявились они в комментариях, которые давали по этому поводу мужчины. Уклад жизни при дворе не только допускал, но и предполагал заметное участие женщин. Возможно поэтому, именно в рассуждениях плеяды авторов, именуемых «писателями-моралистами», присутствуют многочисленные пассажи, содержащие оценку женских «душевных» качеств. Ведь писатели-моралисты жили или бывали при дворе, следовательно, придворные дамы были для них таким же объектом изучения человеческой природы, что и придворные кавалеры.

Какие же качества привлекали их в этом объекте?

На первом месте, безусловно, стоит повышенное (с мужской точки зрения) внимание женщин к своей внешности и внешности других женщин.

Типичный образ, смешной и печальный в одно и то же время, нарисовал Жан де Лабрюйер (1645-1696): «Лиза слышит, как о некоей презираемой ею кокетке говорят, что та молодится и носит наряды, которые не пристали женщине за сорок. Лизе тоже за сорок, но для неё в году куда меньше 12 месяцев, и к тому же они её не старят...».

Завершая тему возраста, Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) меланхолически констатировал: «Старость - это преисподняя для женщин».1 Приятную наружность представительниц слабого пола герцог рассматривал как главное преимущество в сравнении с другими качествами, наверное, поэтому он утверждал: «Немного найдётся на свете женщин, чьи достоинства пережили бы их красоту».

Среди прочих женских достоинств Лабрюйер и Ларошфуко особое место определяли образованности (естественно, с позиций общепринятого мужского превосходства над женщиной). Повторимся, что это был ещё один момент, который привлекал учёные умы в обсуждении темы женского вопроса.

«Почему винят мужчин в том, что женщины не образованны? Какие законы, какие указы и рескрипты запрещают им открыть глаза, читать, запоминать прочитанное и делиться потом этими сведениями в беседах и сочинениях? Не сами ли женщины виноваты в том, что они закоснели в привычном обществе?...»3 - с возмущением восклицает Лабрюйер. Казалось бы, его высказывание нетипично для своего времени -мужчина упрекает женщину в нежелании стать «учёной», образованной, позволяет ей на равных правах проявлять свои знания.

Похожие диссертации на Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков