Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг. Сидорук Евгения Михайловна

Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг.
<
Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг. Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг. Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг. Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг. Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг. Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг. Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг. Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг. Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сидорук Евгения Михайловна. Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03. - Тамбов, 2005. - 200 с. РГБ ОД, 61:06-7/69

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Идеологические и социально-психологические основы «новой американизации» 25

, 1. Идеология «нормальности»: традиции и новации 26

2. Автомобиль и биржа в системе американских ценностей 42

3. Ускорение процесса урбанизации и новый стандарт жизни общества. 55

4. Массовая культура как атрибут американского общества 1920-х годов 70

Глава II. Нравственные ориентиры американского общества 1920-х годов 95

1. Американская женщина: новое восприятие действительности 95

2. Молодежная «революция нравов» 115

3. Фундаментализм и американское общество в 1920-е годы 137

4. Духовно-нравственные ценности «потерянного поколения» 155

Заключение 173

Список источников и литературы

Введение к работе

20-е годы XX века по праву считаются периодом кардинального
поворота в социальной истории стран Западной Европы и Северной
Америки. Именно тогда были заложены основы современной социальной
структуры этих стран, но и обозначены важнейшие социокультурные
параметры их дальнейшего общественного развития. Отправной точкой
начавшихся в то время социальных перемен, стала Первая мировая война.
Война выявила и усилила многие разрушительные тенденции,
знаменовавшие духовный кризис западного общества, наметившийся на
рубеже XIX-XX веков. Реалии военного времени, сопровождавшиеся
масштабными ограничениями демократии и приобщением к насилию
десятков миллионов людей, оказали огромное влияние на общественную
^ психологию, мораль, ценностные приоритеты. Вместе с тем, война положила

начало и весьма значительному промышленному росту в большинстве государств Запада, что не могло не сказаться на уровне жизни населения.

В полной мере все это проявилось и в истории Соединенных Штатов Америки. Война и послевоенный экономический бум стали причиной существенных социальных изменений в стране, которые обернулись частичным переосмыслением прежних, во многом пуританских, жизненных установок.

Современный постиндустриальный мир претерпевает сегодня не менее

существенные социальные трансформации. Поиск новых ориентиров в

общественном развитии стран Запада, формирование новой системы

ценностей в России, определяют научную актуальность изучения

4$ социокультурных аспектов развития американского общества в 1920-е годы.

Степень изученности темы. В отечественной и зарубежной научной литературе имеется достаточно большое количество различных по своему характеру исследований, в которых рассматриваются особенности социальной истории США 1920-х годов.

Внимание отечественных американистов в разные годы привлекали отдельные экономические и социально-политические проблемы развития Соединенных Штатов в межвоенный период. Исходя из официальной марксистской трактовки исторических событий того периода, исследователи пытались доказать, что в послевоенные годы в США, как и в других странах Запада, имела место «временная частичная стабилизация капитализма», которая неизбежно влекла за собой новое обострение социально-классовых противоречий в обществе. Поэтому исследовательский интерес был направлен, прежде всего, на изучение классовой борьбы. Такой подход обозначился уже в самых первых работах по истории США, которые были опубликованы советскими авторами в 20 — 50-е годы XX века. В трудах ряда ученых (Л.,И. Зубок, В. И. Лан, Н. П. Полетика, Н. И. Сомин1) представлена не только общая марксистская концепция социальной истории США в 1920-е годы, но и затронуты некоторые ее сюжеты. Социокультурные аспекты развития американского общества в данный период советскими авторами рассматривались довольно поверхностно. При этом давались резко критические оценки американской действительности, свидетельствовавшей, якобы, о вырождении капиталистической системы. Высокие темпы экономического роста Соединенных Штатов в 1920-е годы историки-марксисты связывали с «обогащением» страны во время мировой войны. По общему мнению, в послевоенной Америке сложилось общество, основывавшее свои идеалы на сугубо материальных ценностях. Кроме того, 1920-е годы представлялись десятилетием однозначного усиления

1 Зубок Л.И. США в 1918-1923 годах. М., 1940; Он же. Подъем массового рабочего движения в США в 1919-1920 гг. // Новая и новейшая история. - 1957. — № 4; Лан В.И. Классы и партии в США. Очерк по экономической и политической истории США. М., 1937; Он же. США. М., 1939; Он же. США: от Первой до Второй мировой войны. М., 1947; Полетика Н.П. Обезьяний процесс в Америке. М.-Л., 1926; Сомин Н.И. США в 1918-1939 годах. Лекции. М., 1951.

монополистической реакции в отношении рабочего и демократического движения в стране, активизацией религиозного фундаментализма, предававшего проклятию все либеральные и социалистические доктрины.

В 1960-е - первой половине 1980-х годов в отечественной американистике появился ряд фундаментальных работ, непосредственно посвященных различным аспектам истории США в период между Первой мировой войной и «Великой депрессией». В обобщающих трудах была продолжена разработка проблем социально-экономического и политического развития страны в рамках традиционного марксистского подхода (Е. В. Ананова, Л. И.Зубок, Н. В. Сивачев, Н. Н. Яковлев, Е. Ф. Язьков2). Характеризуя американское «процветание» 1920-х годов, советские историки по-прежнему делали акцент на «непрочности капиталистической стабилизации». Признаками такой непрочности в социальной области назывались «хроническая массовая безработица», «низкая покупательная способность широких масс населения», разорение фермерства. Последствия промышленного подъема увязывались с укреплением положения крупного капитала и активной пропагандой «реакционной» идеологии «твердого индивидуализма»3. Приоритетной сферой научных интересов отечественных американистов в эти годы оставались вопросы рабочей политики, профсоюзное движение, борьба рабочих за свои права. Особое место уделялось исследованию социальной структуры американского общества, классовой борьбе, истории рабочего и фермерского движения (Н. В. Курков, С. А. Ованесьян, Н. В. Сивачев, А. Н. Шлепаков, Е. Ф. Язьков4). В трудах названных исследователей, а также

2 Ананова Е.В. Новейшая история США. 1917-1939. М., 1962; Зубок Л.И. Яковлев Н.Н. Новейшая история
США. 1917-1968. М., 1972; Очерки новой и новейшей истории США. В 2 т. М., 1960; Сивачев Н.В., Язьков
Е.Ф. Новейшая история США. 1917-1972. М., 1972; Яковлев Н.Н. Новейшая история США. 1917-1960. М.,
1961.

3 История США: В 4 т. М., 1983-1987. Т. 3. С. 90-113.

4 Курков Н.В. АФТ в годы «просперити»: идеология, политика, тактика // Американский ежегодник. 1973;
Ованесьян С.А. Подъем рабочего движения в США в 1919-1921 гг. М., 1961; Сивачев Н.В. Государство и
рабочий класс (от образования США до окончания второй мировой войны). М., 1982; Шлепаков A.H. США:
социальная структура общества и его национальный состав: Исторический очерк. Киев, 1976; История
рабочего движения в США в новейшее время. Т. I-II. М., 1970; Язьков Е.Ф. Фермерское движение в США
(1918-1929 гг.). М., 1974.

в коллективной монографии по истории рабочего класса5 обоснован вывод о складывании в 1920-е годы причин для дальнейшего обострения противоречий между производительными силами и капиталистическими производственными отношениями, наглядным проявлением которого явился рост социального неравенства. Показано, что американский «средний класс» не включал в себя многие социальные слои, в том числе и рабочих, оставаясь замкнутой социальной прослойкой общества.

Отдельные аспекты интересующей нас проблемы были затронуты в исследованиях, посвященных функционированию двухпартийной системы США (И. В. Галкин, А. С. Маныкин, В. В. Качарава, Г. Л. Кертман6). Анализируя социальное положение и состояние внутриполитической жизни в Соединенных Штатах, авторы данных исследований приходят к выводу, что большинство республиканцев и демократов в 1920-е годы придерживалось консервативных социально-экономических взглядов, выступая за ослабление регулирующей роли государства, за поощрение индивидуализма и частной инициативы, что оказало существенное влияние на социокультурный облик американского общества в межвоенный период.

Во второй половине 80-х - 90-е годы XX века в отечественной историографии появился ряд новых трудов, в которых затрагивались отдельные аспекты социокультурного развития США на различных этапах истории. В этих публикациях были рассмотрены сюжеты, относящиеся к политической культуре, цивилизационным особенностям, религиозным и философским проблемам американского социума 1920-х годов (Э. Я. Баталов, К. О. Вальчук, К. С. Гаджиев, Г. Г. Дилигенский, Ю. В. Замошкин,

5 История рабочего движения в США в новейшее время: В 2 т. М., 1970-1971.
У Галкин И.В. Социально-политический курс демократической партии США в 1921-1929 гг.: Дис. ... канд.
ист. наук. М., 1982; Маныкин А.С. История двухпартийной системы в США (1789-1980). М., 1981;
Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. 4.2. 1918-
1988 / Под ред. Е.Ф. Язькова. М., 1989; Качарава В.В. Социально-политический курс демократической
партии США в 1921-1929 гг. Дис. ... канд. ист. наук. М., 1980; Кертман ГЛ. Борьба течений в
республиканской партии США (1924-1928 гг.): Дис канд. ист. наук. М., 1981.

Н. Н. Кулакова, В. В. Согрин, О. Э. Туганова, В. П. Шестаков7). Данные работы отличаются новыми подходами в изучении процессов общественно-политического экономического, социального и культурного развития США. Их авторы, в частности, проводят более объективный и взвешенный анализ таких категорий как «американизм», «массовое сознание», «религиозный фундаментализм», исследуют воздействие на них технологических новшеств десятилетия. По их мнению, в США в 1920-е годы шел синхронный процесс столкновения и синтеза моральных установок общества потребления и традиционной пуританской морали. Бьш сделан важный вывод о том, что данный феномен имеет огромное значение для понимания всего спектра общественного сознания, идеологии, культуры США, формирующих социально-психологические и идейно-политические установки и принципы жизни американского общества. Касаясь 1920-х годов, исследователи единодушно отмечали, что этот период стал временем второго рождения идеологии индивидуализма в США на фоне складывания нового миропонимания в американском обществе.

Следует выделить в этом ряду и исследования, посвященные проблематике Первой мировой войны, в которых оценивается ее влияние на последующую историю Соединенных Штатов8. Эти исследования объединяет стремление к изучению мирового конфликта с цивилизационных позиций. Авторы ставят вопрос о его месте в мировой истории, о его влиянии на судьбы людей, духовную культуру нации. По единодушному мнению многих авторов, представивших свою точку зрения в указанных трудах, война стала глобальной катастрофой, потрясшей все стороны жизни

7Баталов ЭЛ. Политическая культура современного американского общества. М., 1990; Вальчук К.О. Религиозный фундаментализм в США: Дис. ... канд. философ, наук. Л., 1991; Гаджиев К.С. Американский протестантизм: история и современность // Новая и новейшая история. 1993. № 1; Он же. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990; Замошкин Ю.В. Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика. М., 1991; Кулакова Н.Н. «Средний город» США: 50 лет изучения Мидлтауна // Очерки по культурной антропологии американского города. М., 1997; Согрин B.B. Идеология в американской истории: от отцов-основателей до кон. XX в. М.: Наука, 1995; Туганова О.Э. Современная культура США: Структура. Мировоззренческий аспект. Художественное творчество. М., 1989; Шестаков В.П. Америка извне и изнутри. Очерки американской культуры и национального характера. М., 1996. 8 Первая мировая война: Пролог XX в. М., 1998; Первая мировая война и ее воздействие на историю XX века: «Круглый стол» // Новая и новейшая история. 1994. № 4-5.

человека, во многом изменившей мироощущение, отношение к прежним идеалам и определившей восприятие новых ценностей послевоенным «потерянным поколением» не только в США, но и во всем мире.

Для социальной характеристики 1920-х годов имеют значение выполненные в 90-е годы исследования истории организованной преступности в США, касавшиеся действия «сухого» закона и отношения к нему общества (Р. Ф. Иванов, А. С. Никифоров9). Получивший в 1920-х годах в Соединенных Штатах феномен гангстеризма, по мнению вышеуказанных авторов, оказал свое влияние на общество, которое было склонно романтизировать бутлегеров10 и их подружек. Атрибутика преступного мира и сам «сухой» закон, таким образом, создали в американском обществе ряд стереотипов, впоследствии неразрывно связанных с мифом о 1920-х годах. В частности, в диссертации Р. Ф. Гарипова рассмотрены малоизученные аспекты социального законодательства периода республиканской администрации США в 1921-1925 годах в отношении детей и женщин, изучены тендерные аспекты истории США в 1920-е годы. 1 Так, был сделан вывод о том, что с конца Первой мировой войны в Соединенных Штатах происходили существенные изменения в статусе женщины, отмечался подъем суфражистского движения, тем не менее, семья продолжала оставаться в рамках существовавшей пуританской традиции. В диссертации О. А. Овчинниковой проанализированы духовные идеалы американской нации в 1920-е годы (экономический индивидуализм, культурный и социальный плюрализм, особенности осуществления американского «идеального проекта»). На основе собранных материалов автор обосновала вывод о растворении этих идеалов в рациональной повседневности посредством «массовизации культуры» 2.

9 Иванов Р.Ф. Мафия в США. М., 1996; Никифоров А.С. Гангстеризм в США: сущность и эволюция. М.,
1991.

10 Бутлегер (bootlegger) - в 1920-е гг. торговец спиртным, контрабандист.

11 Гарипов Р.Ф. Социальная политика республиканской администрации США в 1921-1925 гг. (ветеранское,
женское законодательство, детский труд): Дис.... канд. ист. наук. M., 1993.

12 Овчинникова О.А. Соединенные Штаты Америки в 1920-е годы: историко-культурный дискурс. Дис. ...
канд. ист. наук. Екатеринбург, 1995.

В последние годы в отечественной американистике продолжился
прогрессивный процесс критической переоценки многих прежних
стереотипов. Вышли новые обобщающие труды и специальные работы, в
которых плодотворно и объективно исследован ряд важных сторон
американской истории 1920-х годов (Э. А. Иванян, В. В. Согрин,
Б. М. Шпотов13). Указанные авторы сумели более объективно определить
роль различных социальных групп американского общества,
проанализировать особенности политической культуры и идеологии в
истории США. Соединенные Штаты рассматриваются как органичная часть
западной «буржуазной» цивилизации, основанной на определенных
ценностях общественного устройства (частная собственность, суверенитет
личности и гражданского общества, рыночная экономика и правовое
государство). В 1920-е годы, по мнению исследователей, произошла глубокая
трансформация общественно-политической системы США, связанная с
утверждением «демократического элитизма», что олицетворяло очередной .
у этап консервации американской политической системы.

Для изучения социальной истории США 1920-х годов важное значение имеют труды отечественных исследователей (А. В. Иконников, А. Кукаркин, А. Д. Чегодаев14), затрагивавших в разные периоды культурологические аспекты развития американского общества (кино, музыка, спорт). В работах ряда авторов по истории кино, музыки, спорта в США представлен обширный фактический материал, позволяющий проследить процесс становления массовой культуры. Авторы рассматривают процесс влияния кинематографа и джаза на моральные установки, общественное поведение, моду и даже на взаимоотношения полов. Основная масса исследователей придерживался взгляда на 1920-е годы как на период популяризации и

(щ

13 Иванян Э.А. История США. М., 2005; Согрин В.В. Политическая история США. М., 2001; Он же. История
США. СПб., 2003; Шпотов Б.М. Генри Форд. Жизнь и бизнес. М., 2003.

14 Звезды немого кино. М., 1968; Иконников А.В. Архитектура США. М., 1979; Кукаркин А. Чарли Чаплин.
М., 1960; Чегодаев А.Д. Искусство Соединенных Штатов Америки, 1675-1975: Живопись. Архитектура.
Скульптура. Графика. M., 1976.

обезличивания искусства, становления массовой культуры, складывания общества стереотипов.

Значительный вклад в комплексное изучение американского общества
V внесли исследования разных лет по истории литературы США в 1920-е годы

(Я. Н. Засурский, А. М. Зверев, А. И. Старцев, В. К. Кухалашвили15). В работах указанных авторов представлен системный анализ этапов развития американской литературы 1920-х годов, выявлены ее основные тенденции и направления. Общепризнано, что именно в 1920-е в Соединенных Штатах сложилось литературное направление, несущее в себе жизненные установки послевоенного «потерянного поколения», разочаровавшегося в идеалах современного мира. Литература этого поколения, по мнению исследователей, стала важной иллюстрацией атмосферы 1920-х годов, ее представители открыли особый социальный слой, ставший провозвестником идеологии «прожигания жизни», столь характерной для американской молодежи.

Таким образом, отечественные американисты изучили многие

г проблемы социальной истории США в 1920-е годы. Тем не менее, в

российской научной литературе до сих пор отсутствуют комплексные

исследования социокультурных аспектов развития американского общества в

период «процветания».

Американская историография интересующей нас проблемы представлена большим массивом произведений. Это вызвано особым вниманием к данной эпохе, ее «чувственности», своеобразному ритму, к качественным изменениям внутри американской культуры, к отчетливо проявившемуся в то время конфликту между старым и новым порядком (С. Адаме, А. Шлезингер-мл.16).

Осмысление данной эпохи началось в американской историографии уже в 1920-е - 1930-е годы. Ряд авторов способствовал созданию

15 Засурский Я.Н. Американская литература XX века. М., 1984; Зверев А.М. Модернизм в литературе США:
формирование, эволюция, кризис. М., 1979; Старцев А.И. От Уитмена до Хемингуэя. М., 1981;
Кухалашвили В.К. Ф.С. Фицджеральд и американский литературный процесс 20-30-х гг. XX в. Киев, 1983.

16 Adams S.H. Incredible Era. Boston, 1938; Shlesinger A.M. The Crisis of the Old Order. 1919-1933. Boston,
1957; Idem. The Rise of Modern America, 1865-1951. N.Y., 1954.

определенного стереотипа в понимании межвоенного периода, как некоего «золотого времени» в истории Америки, начавшегося после Первой мировой войны и завершившегося «Великой депрессией». В результате 1920-е годы представлялись как беззаботная счастливая эпоха перемен, эра всеобщего прогресса и процветания17.

М. Салливан стал одним из первых американских авторов-апологетов 1920-х годов, чей труд сразу же завоевал популярность и стал бестселлером. Помимо экономических и социальных реалий того времени, автор обратился и к некоторым проблемам интеллектуальной истории. Свои суждения на этот счет он образно начал с изображения «каменного разочарования» с которым, по его мнению, американцы отреагировали на Первую мировую войну18, Салливан утверждал, что разочарование войной сильнейшим образом воздействовало на общество, затронув национальный дух, дав толчок идеям, выраженным в умонастроениях «потерянного поколения». Но, как и последующие исследователи, Салливан не считал пессимистические взгляды этого поколения приемлемыми для большинства общества.

Нельзя не сказать и о том, что Салливан допускал порой крайности в оценке действительности тех лет. Так, анализируя американскую молодежь, он делал излишне однозначный вывод об абсолютной революционной новизне 1920-х. В ходе своих рассуждений, он взял на вооружение фразу героев Ф. С. Фицджеральда «все Боги мертвы». Эти слова он рассматривал в качестве главной установки молодых американцев в послевоенный период. Исследование Салливана во многом способствовало рождению мифа о 1920-х, как об эпохе стремительных перемен, когда символами десятилетия стали кино, гангстеры, новая мода и джаз.

Аналогичных воззрений придерживается в своем труде и Ф. Л. Аллен. Автор заслуживает внимания как пионер в исследовании американской социальной и интеллектуальной истории. Аллен назвал 1920-е годы

17 Sullivan М. Our Times: the United States 1900-1925. N.Y., 1968; Allen F.L. Only Yesterday. N.Y., 1931; Idem.
The Big Change. America Transforms Itself. 1900-1950. N.Y., 1952.

18 Sullivan M. Op. cit P. 132.

«временем революции», периодом, когда все казалось бессмысленным после разочарования Первой мировой войной19. Выхватив наиболее знаковые аспекты десятилетия и обобщив «портрет» американской нации, Аллен сделал вывод о том, что каждый в 1920-е годы был неудержимым гедонистом, беспочвенным циником, или материалистическим маньяком.

В то же время, в конце 1920-х годов в американской историографии проявило себя «социально-критическое» течение. Один из виднейших его представителей, В. Л. Паррингтон, издал многоплановое исследование, посвященное развитию американской общественной мысли, — литературе, философии, истории, экономике, юриспруденции, идейной борьбе общественных и социальных сил. Вполне естественно, что он не мог не уделить внимание «джазовому десятилетию» 1920-х годов20. Автор подверг серьезной критике современное ему общество и идеологию, утвердившуюся в США после Первой мировой войны, говоря об общем кризисе нации.

В 1930 - 50-е годы в американской историографии наибольшей популярностью пользовались излишне эмоциональные оценки 1920-х годов, опиравшиеся на «продолжающееся переживание трагедии» и связанные с интересом к такому известному явлению послевоенного времени, как «потерянное поколение» (У. Диксон, У. Лейхтенбург, Л. Моррис, Г. Мэй, П. Слоссон и др. ). Важно заметить, что указанные исследователи не были склонны рассматривать период 1920-х годов как некую картину всеобщего благоденствия. Скорее напротив, они представляли его как время крушения надежд. В частности, У. Лейхтенбург говорил о 1920-х как о времени конца «американской невинности» - эпохи XIX века22. Основной идеей, которая объединяла историков данного направления, было стремление осознать характер изменений общества под влиянием Первой мировой войны. Они обозначили, например, проблему трансформации интеллектуальной мысли,

19 Allen F.L. Only Yesterday. N.Y., 1931. P. 201.

20 Паррингтон В Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. М., 1962-1963.

21 Dixon W. The Saga of American Society. N.Y, 1937; Leuchtenburg W. The Perils of Prosperity, 1914-1932.
N.Y., 1958; Morris L. Postscript to Yesterday. N.Y., 1947; May H. The End of American Innocence. N.Y., 1959;
Slosson P.W. The Great Crusade and After. 1914-1928. N.Y., 1931; etc.

22 Leuchtenburg W. Op. cit. P. 143.

противоречившей идеалам массовой культуры. В частности, П. Слоссон образно определил две главных тенденции в американской мысли после мировой войны. С одной стороны, отметил он, умонастроения американцев отличались «цинизмом и разочарованием», которые повергли «древние идеалы» и ввели моду на разоблачения, с другой стороны, в послевоенном американском сознании произошла «замечательная интенсификация национализма», особенно, на популярном уровне23.

С 1930-х годов в американской историографии появилась также «школа бизнеса» (Н. Грае, Г. Ларсон, А. Невинс24). Ее последователи ставили своей целью изучение в рамках социальных процессов в США истории монополистических объединений, крупных корпораций. Как правило, это сопровождалось превозношением заслуг представителей финансового капитала, в том числе, и в 1920-х гг., когда в экономике страны господствовали крупные формы объединения капитала.

Отдельные социокультурные аспекты американской истории 1920-х годов затрагивались и в традиционном для научной литературы биографическом жанре. В частности, в 30 — 40-е годы личности и ;" политика республиканских президентов 1920-х годов оценивались, чаще всего, негативно. Это во многом было обусловлено еще свежими воспоминаниями о «Великой депрессии». У историков преобладало отрицательное отношение не только к ценностным ориентирам внутренней политики рассматриваемого периода, но и лично к президентам Гардингу и Кулиджу как к слабым, неспособным управлять, руководствовавшимся только интересами «большого бизнеса»25.

В 1950-е годы большое распространение в североамериканской исторической науке получила школа «консесуса» или «согласия»

23 Slosson P.W. Op. cit. P. 68.

24 Gras N. Business and Capitalism: An Introduction to Business History. N. Y., 1939; Gras N., Larson H. Casebook
in American Business History. N. Y., 1939; Nevins A. History of the Bank of New York and Trust Company, 1784
to 1934. N.Y., 1940.

25 Lardner R. Ten Heroes of the Twenties. N.Y., 1966; Stoyn I. Calvin Coolidge: A Study in Inertia II Aspiring Age.
N.Y., 1949.

(Д. Бурстин, Л. Харц, Р. Хофстедтер ). Эта теория постулировала гармонию американского общества, принижая роль массовых проявлений социального протеста. По мнению последователей школы «консенсуса», вся американская история уникальна, ей присущ особый дух свободы, бесконфликтность, в том числе и в 1920-е годы, когда средний класс стал хозяином страны, большинством. Взгляды школы «согласия » на 1920-е годы не были новыми. В частности об этом говорил уже два десятилетия назад такой представитель политической социологии как С. Липсетт , который представлял американское общество того времени единым и однородным.

В 1960-е — 1980-е годы в американской историографии утвердилась, более взвешенная интерпретация периода 1920-х, основанная на концепции историко-культурной преемственности. Именно тогда американские историки обратили самое пристальное внимание на характер социальной психологии послевоенных лет (Н. Глейзер, П. Денней, Р. Крунден, Р. Нэш, Д. Райсман, Э. Стивенсон, Д. Шеннон ). Эти исследователи стали заявлять о необходимости более сбалансированной оценки периода. Собранный материал позволял им рассматривать 1920-е годы не как трагедию, а как закономерный период социокультурного развития. Менялось у этих историков и их отношение к личностям американских президентов 1920-х. В частности, пересматривалось место и роль в истории президента Гардинга. Был, например, сделан вывод о том, что именно Гардинг своей политикой заложил основы «процветания», и плодами его политики воспользовался его преемник Кулидж29. В то же время, авторы отмечали, что в литературе и общественном восприятии существует устойчивый миф о 1920-х годах как о

26 Boorstin D.G. The Americans. N.Y., 1958-1973. (Рус. пер.: Бурстин Д. Американцы: В 3 т. М., 1993); Hartz L. The Liberal Tradition in America: An Interpretation of American Political Thought since the Revolution. N.Y., 1955. (Рус. пер.: Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М., 1993); Hofstadter R. The American Political Tradition and the Men Who Made It. N.Y., 1948. (Рус. пер.: Хофстедтер P. Американская политическая традиция и ее создатели. M., 1992). 2 Lipsett G. United States War Surplus. Its Source and Distribution 1917-1924. N.Y., 1924.

28 Brasman J., Brommer R., Brody D. Change and Continuity in Twenty's Century America: the 1920's. N.Y.,
1968; Crunden R.M. From Self to Society, 1919-1941. N.Y., 1972; Riesman D., Glazer N., Denney P. The Lonely
Crowd: A Study of Changing American Character. New Haven-L., 1967; Nash R. The Nervous Generation:
American Thought, 1917-1930. Chicago, 1990; Stevenson E. The American 1920's: Babbits and Bohemians. L.,
1967; Shannon D.A. Between the Wars: America 1919-1941. Boston, 1965.

29 Murray R.K. The Harding's Era. G. Harding and His Administration. Minneapolis, 1969.

времени бесконечного веселья и разгула, повсеместной эмансипации и гангстеров.

В оценке политических процессов историки также придерживались довольно умеренных позиций . Исходя из этого, складывалась общая концепция, которая заключалась в признании элемента преемственности в политике демократических и республиканских администраций при решении социально-экономических проблем на протяжении всей первой трети XX века. Причины «процветания» 1920-х годов вполне обоснованно связывались с послевоенным курсом, направленным на стимулирование экономического роста и расширение внутреннего рынка (Р. Фэрон, Д. С. Киршнер, М. Курц, Дж. Момри, Дж. Мосс, И. Уэстейн31).

Для понимания 1920-х годов как особого периода социальной истории США, большое значение имеют работы культурологического характера, позволяющие проследить становление в Америке феномена массовой культуры. К их числу следует отнести интересные исследования 1950-х — 1980-х годов по истории спорта, «джазовой культуры», искусствоведческие работы, посвященные кинематографу, живописи, архитектуре (С. Хэнсен, О. Лэркин, Б. Роуз ). Важнейший вывод авторов заключается в признании 1920-х годов периодом, когда определились доминанты в развитии культуры: она стала понятной, привлекательной, доступной, а потому — массовой. Кино, спорт и джазовые ритмы, по их словам, стали абсолютными властителями общественных пристрастий. Именно в 1920-е кинематограф и спорт приняли тот размах и популярность, какие они имели на протяжении всех последующих десятилетий и до сегодняшнего дня. В эпоху американского

30 Murray R.K. The Politics of Normalcy: Government Theory and Practice in the Harding-Coolidge Era. N.Y.,
1973; Leuchtenburg W. The Unfinished Century. America Since 1900. Boston, 1973.

31 Fearon P. War, Prosperity and Depression: The United State Economy, 1917-1945. Lawrence (Kansas), 1987;
Kirschner D.S. City and Country. Rural Responses to Urbanization in the 1920's. Westport, 1970; Kurtz M. The
Challenging of America: 1920-1945. Arlington Heights, 1986; Momry G.E. The Twenties: Ford, Flappers and
Fanatics. N.Y., 1963; Idem. The Urban Nation. 1920-1960. N.Y., 1968; Moss G. America in the Twentieth Century.
Englewood Cliffs (N. Jersy), 1989; Werstein I. Shattered Decade, 1919-1929. N.Y., 1970.

32 Tunis J.R. Golden Age of Sports. N.Y., 1958; Hansen С The Age of Jazz: a Study of Jazz in Its Cultural Context.
N.Y., 1956; Larkin O.W. Art and Life in America. N.Y., 1960; Steams M. The Story of Jazz. N.Y, 1962; Ulanov B.
A History of Jazz in America. N.Y, 1952; Mass Culture: The Popular Arts in America. Glencoe, 1959; Rose B.
American Art since 1900. Washington, 1975; Jacobs L. The Rise of the American Film. N.Y., 1939; The Social and
Cultural Life of the 1920's. N.Y., 1972.

«процветания» массовая культура, по общему мнению исследователей, по сути, стала носителем морально-нравственных и психологических установок общества.

Пристальное внимание ученых привлекала не только общая социально-психологическая атмосфера 1920-х годов, но и изменения в быте, образе жизни американцев (Д. Бурстин, И. Томсон и др33). Особое место в этом ряду занимают тендерные исследования (Р. Дениэл, С. Деглер, Д. Лонг, М. Шадсон и др.34). Основная идея большинства опубликованных по этой теме работ может быть сформулирована следующим образом: в 1920-е гг. произошли демократические изменения в отношениях полов, в положении женщины, в восприятии семьи и брака. 1920-е были ознаменованы первой в истории Америки XX века сексуальной революцией, когда женщина закурила и укоротила волосы, что стало символом эпохи. Особое место занимают исследования «общественного значения» женского движения, которое в 1920-е гг. превращалось во влиятельную политическую силу35. Авторы подробно характеризуют прогрессивные позиции женских организаций, их роль в принятии важных законов и социальных программ, и приходят к выводу, что реформистские женские организации были едва ли не самыми последовательными сторонниками государственного регулирования социально-экономических отношений, и являлись союзниками других демократических движений.

Moss G. America in the Twentieth Century. Englewood Cliffs (N. Jersy), 1989; Boorstin D.C. Advertising and American Civilization - Advertising and Society. N.Y., 1974; The Social and Cultural Life of the 1920's I Ed. by R. L. Davis. N.Y., 1972; Thomson I. The Transformation of the Social Bond: Images of Individualism in the 1920's II Social Forces. 1989. Vol. 67. № 4; etc.

34 Daniel R. American Women in the 20th century. The Festival of Life. San-Diego, 1987; Degler С At Odds.
Women and the Family in America from the Revolution to the Present. N.Y, 1980; Long D. Biology, Sex Hormones
and Sexism in the 1920's II Philosophical Forum. Vol. 5. 1973/74; Leffreys S. The Spinster and Her Enemies:
Feminism and Sexuality, 1880-1930. London, 1985; McGerr M. Political Style and Women's Power, 1830-1930II
Journal of American History. 1990. Vol. 77, № 3; Schudson M. Women, Cigarettes and Advertising in the 1920's:
A Study in the Sociology of the Consumption II Mass Media between the Wars: Perceptions of Cultural Tensions,
1918-1941. Syracuse, 1984; etc.

35 Chafe W.H. American Woman. Her Changing Social, Economic and Political Roles, 1920-1970. N.Y., 1972;
Chambers С A. Seedtime of Reform. American Social Service and Social Action, 1918-1933. Minneapolis, 1963;
Flexner E. Century of Struggle. The Woman's Rights Movement in the Unnited State. Cambridge (Mass.), 1959;
O'Neill W.L. Feminism is America: a History. The Festival of Life. San Diego, 1987.

В современной американской историографии 1920-х годов сохраняется устойчивый интерес к проблеме осмысления «американского индивидуализма». Не уменьшается количество публикаций, связанных с изучением массовых коммуникаций и массовой культуры. Проводятся фундаментальные социальные исследования, в том числе, исследования повседневной жизни различных слоев американского общества 1920-х

годов .

Таким образом, историографический анализ показал, что как в российской, так и в американской научной литературе история 1920-х годов представлена широким спектром работ. Тем не менее, социокультурные особенности развития США в интересующий нас период все еще не стали предметом комплексного исторического исследования.

Объектом данного диссертационного исследования является американское общество 1920-х годов, пережившее войну и столкнувшееся с реалиями эпохи «процветания». Основное внимание при этом было уделено населению крупных городов, как наиболее сильно подвергнувшемуся влиянию перемен, и особенно учащейся молодежи.

Предметом исследования стали трансформации ценностных представлений и социального поведения американского общества в условиях 1920-х годов.

Цель данной работы - изучение важнейших социокультурных тенденций развития США в 1920-е годы. Исходя из этого, были поставлены следующие исследовательские задачи:

рассмотреть характер социальных изменений, происшедших в США после окончания Первой мировой войны;

проанализировать образ жизни средних американцев в 1920-е годы;

36 Betten N., Austin M.J. The Roots of Community Organizing, 1917-1939 / With contributions by . Philadelphia, 1990; Keller M. Regulating a New Society: Publicly Policy and Social Change in America, 1900-1933. Cambridge-L., 1994; These United States: Portraits of America from the I920's. Ithaca-L., 1992; Lukacs J. A Thread of Years. New-Haven-L., 1998; Mass Media Effects Across Cultures. L., 1992; Mason F. American Gangster Cinema: From Little Caesar to Pulp Fiction Fran Mason. N.Y., 2002; Slater J.E. Public Workers: Government Employee Unions, the Law, a. the Stafe, 1900-1932. Ithaca-L., 2004.

- определить особенности духовной эволюции американского
общества в послевоенный период;

- выявить соотношение традиционных для США пуританских
т/ идеалов и нравственных ценностей с жизненными установками американцев

1920-х годов;

- сопоставить социокультурный облик послевоенной молодежи и
представителей «потерянного поколения».

Хронологические рамки исследования охватывают 1918-1929 годы.
Эти даты обозначают завершенность периода, заключенного между двумя
массовыми трагедиями американского общества: Первой мировой войной и
«Великой депрессией». С одной стороны, данный отрезок американской
истории был временем «покоя» и «нормальности». С другой стороны, этот
период был ознаменован «революционными» переменами,

сопровождавшимися глубокой трансформацией морально-этических и
идеологических установок нации.
V Методологической основой исследования послужили прежде всего

принципы историзма и научной объективности. Был применен, кроме того, междисциплинарный подход, заключающийся в использовании не только методов исторического познания, но и принципов, понятий и терминов социальной психологии, социологии, политологии и культурологии. Существенное влияние оказали и литературоведческие категории, в частности, идея Ф. С. Фицджеральда, определившего образы «карнавала» и «джаза» в качестве универсальных символов эпохи 1920-х годов.

Особое значение при проведении исследования имел комплексный
метод социального анализа, опирающийся на комбинацию системно-
структурного и социокультурного подходов. Этот метод был использован
, для изучения взаимодействия человеческого сознания и поведения в

развивающейся общественной системе и изменяющейся культурной среде. Исходя из этого, социальные перемены в Соединенных Штатах 1920-х годов рассматривались как целостный процесс, который включал в себя не только

структурную дифференциацию и реорганизацию человеческой деятельности, но и изменения в ценностных установках американцев. Это дало возможность реконструировать американское общество как целостную систему, которая, сложившись в результате деятельности многих предшествующих поколений, задавала условия реальной жизни и модели поведения действующим лицам, и изменялась в процессе их индивидуальных и коллективных практик. Были использованы, в том числе, положения диалогической концепции М. М. Бахтина, согласно которой важное значение имеет социально ориентированный подход к изучению культурной практики, основанный на комплексном исследовании лингвистических, социальных и психологических аспектов общественного развития.

Источники, привлеченные для реализации поставленных исследовательских задач, достаточно разноплановы. Первая группа источников представлена документами общественно-политического характера. Одним из наиболее ценных источников стали протоколы заседаний Конгресса США. Помимо выступлений республиканцев и демократов в Палате представителей и Сенате, результатов голосования, привлекались, включенные в стенограммы заседаний Конгресса, важные статьи, заявления, меморандумы, петиции различных общественных организаций, материалы периодической печати, тексты речей государственных и общественных деятелей и пр. Сюда же следует отнести публикации важнейших законодательных актов, принятых Конгрессом США, и другие официальные материалы . В них отражена определенная правовая оболочка жизни американского общества в 1920-е годы. Среди них следует упомянуть 18-ю и 19-ю поправки к Конституции США; законодательные акты отдельных штатов, запрещавшие производство, ввоз и продажу

37 U. S. Congress. Congressional Record. Proceedings and Debates. 65-70 Congress. Washington.,
1918-1929.

38 Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993; U. S. Department of Labor.
Women's Bureau. Maternity Protection of Employed Women. Bulletin № 40. Washington, 1952; U. S. Veteran's
Bureau. The World War Veterans' Act: 1924. Washington, 1925; U. S. Veteran's Bureau. The World War Adjusted
Compensation Act. An Act to Provide Adjusted Compensation for Veterans of the World War and for Other
Purposes. Washington, 1929; U. S. Veteran's Bureau. Annual Reports for the Fiscal Years 1921-1922, 1922-1923,
1923-1924, 1924-1925. Washington, 1922-1925.

алкогольных напитков; законы штатов, регулировавшие семейно-брачные отношения (об установлении брачного возраста, разрешении на гражданскую регистрацию брака или разводы); иммиграционные акты; законы о запрещении распространения эволюционной теории Ч. Дарвина; законы в отношении ветеранов Первой мировой войны и др.

Другая группа источников — различные статистические материалы, позволяющие проследить количественную динамику экономических и социальных изменений в американском обществе . В частности, были детально рассмотрены показатели численности населения и его благосостояния, отрасли производства в 1920-е годы, рост потребительского рынка и услуг — то есть важнейшие численные характеристики эпохи американского «процветания».

Протоколы съездов Американского легиона дают возможность не только выяснить позицию крупнейшей в США организации ветеранов войны по отношению к ряду проблем, в частности, к выплате компенсаций, к действиям правительства в этом направлении, но и охарактеризовать деятельность этой авторитетной общественной структуры40.

Следующая группа источников включает в себя материалы, относящиеся к идеологическому каркасу развития американского общества. Интерес представляют как классические труды, в которых сформулированы философские начала «американского индивидуализма», так и многочисленные работы политических деятелей 1920-х годов и, прежде всего, президентов США У. Гардинга, Г. Гувера, К. Кулиджа41.

Следующей группой источников стала мемуарная литература. Ее авторами в 1920-е годы становились «простые» люди, о чем свидетельствует,

39 Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1957. Prep, by the Bureau of the Census with the
Coop, of the Social science Research Council. Washington, 1960; Statistical Abstract of the United States. Prep, by
the Bureau of Statistics Under the dir. of the Secretary of Commerce and Labor. № 45-49. Washington, 1922-1927.

40 American Legion. National Conventions 6-8,1924-1926. Proceedings. Washington, 1925-1927.

41 Coolidge C. The Autobiography of Calvin Coolidge. N.Y., 1929; Coolidge С The Price of Freedom; Speeches
and Addresses by Calvin Coolidge. N.Y., 1924; Hoover H.C. American Individualism. N.Y., 1922; Hoover H.C.
The New Day: Campaign Speeches of Herbert Hoover. Stanford, 1929; The State Papers and other Public Writings
of Herbert Hoover: In 2 vols. N.Y., 1934; Warren Harding, 1865-1923: Chronology. Documents. Bibliographical
Aids. N.Y., 1970.

например, сборник, составленный из автобиографических эссе и включающий работы «среднего» человека. Кроме того, использованы воспоминания таких известных американцев, как Л. Армстронг, Г. Форд, Ч. Чаплин, автобиографические новеллы Ф. С. Фицджеральда и Э. Хэмингуэя и др42.

Важное значение для проведенного исследования имели источники, отражавшие развитие общественно-политической мысли 1920-х годов: произведения классиков американского прагматизма У. Джеймса и Дж. Дьюи, Дж. Кратча, труды Р. Нибура, обобщающие историко-культур-ологические публикации С. Г. Адамса, Ф..Л. Аллена, работы по социально-экономической истории супругов Ч. и М. Бирдов, научная и политическая публицистика Н. М. Батлера, О. Г. Вилларда, М. Каули, Г. С. Коммаджера и Э. Джорданетти, У. Липпмана, П. У. Слоссона, У. А. Уайта и других интеллектуалов43. Данные публикации позволили рассмотреть первый опыт осмысления самими американцами эпохи 1920-х годов.

Среди источников следует выделить фундаментальные социологические исследования американских авторов, популярные в Америке 1920-х годов. Они представлены, прежде всего, трудами, направленными на изучение отдельных социальных аспектов того времени -семьи (Р. Линквист), образования и религии (Э. Мартин), политики (П. Одегард и Е. Хелмс), влияния прессы на жизнь американского общества

42 Армстронг Л. Моя жизнь в музыке // Театр. 1965. № 10, 12; 1996. № 2, 3; Форд Г. Сегодня и завтра. М., 1992; Фицджеральд Ф.С. Портрет в документах: Художественная публицистика. М., 1984; American History Told by Contemporaries: ш 8 vols. N.Y., 1938; Callagen M. That Summer in Paris. Memories of Tangled Friendships with Hemingway, Fitzgerald and Others. London, 1963; Chaplin Ch. My Autobiography. L., 1964; Leslie S. American Wonderland. Memories of Four Tours in the United States of America (1911-1935). London, 1936.

*3 Pragmatism: the Classic Writings. Indianapolis-Cambridge, 1982; Dewey J. Individualism Old and Men. Minton, 1930; Krutch J.W. The Modern Temper: A Study of a Confession. N.Y., 1931; Niebuhr R. Moral Man and Immoral Society. N.Y., 1932; Idem. Reflections on the End of an Era. N.Y., 1934; Adams S.H. Incredible Era. Boston, 1938; Allen F.L. Only Yesterday: an Informal History of the 1920's. N.Y., 1931; Beard C.A., Beard M. The American Leviathan. The Republic of the Machine Age. N.Y., 1930; Butler N.M. Between Two Worlds: Interpretation of the Age in Which We Live. N.Y.-L., 1934; Commager H.S., Giordanetti E. Was America a Mistake? A Fighting Century Controversy. N.Y., 1967; Slosson P.W. The Great Crusade and After, 1914-1928. N.Y, 1930; The Aspiring Age, 1919-1941. N.Y., 1958; Cowley M. Exiles Return. N.Y., 1951; Lippmann W.A Preface to Morals. N.Y., 1929; Idem. Public Opinion. N.Y., 1922; Villard O.G. Some Newspapers and Newspaper-Men. N.Y., 1923; White W.A. A Puritan in Babylon. The Story of Calvin Coolidge. N.Y., 1940; ext.

(Э. Дж. Гресс). Кроме того, привлекались обобщающие работы отдельных социологов, стремившихся охватить состояние общества в целом через параллельное рассмотрение его различных институтов (Э. Мартин,

дУ П. Одегард44). Особое место среди комплексных социологических работ

занимает исследование американской культуры 1920-х годов, предпринятое Р. и X. Линдами45, которые попытались смоделировать предмет своего изучения по идеальному типу «среднего» по территориальным масштабам, количеству населения, условно однородному этническому составу, культурному, социальному и экономическому уровням города. Исследование Линдов велось с использованием таких нетрадиционных источников как слухи, кулуарные беседы, косвенные сведения социологических наблюдений (загруженный транспорт, стоянки автомашин, включенный свет утренних окон и т.д.). Работа Линдов вызвала большой интерес среди гуманитариев-современников и до сих пор продолжает оставаться одним из основных источников по американской социальной истории 1920-х годов.

** При подготовке диссертационной работы был использован и такой вид

исторического источника, как художественная литература. Следует отметить, что специфической особенностью данных источников являются субъективизм авторов, что представляет определенные трудности при их анализе, но вместе с тем, художественная литература дает обширное и достаточно полное представление об объекте исследования. В частности, были привлечены произведения американских писателей: Дж. Дос Пассоса, Т.Драйзера, С.Льюиса, Э. Хемингуэя, Ф. С. Фиццжеральда, которые стали

и и 46

талантливыми выразителями идеи и умонастроении эпохи .

44 Linquist R. The Family in Present Social Order. Chapel Hill, 1931; Marting E. The Meaning of a Liberal
Education. N.Y., 1926; Idem. The Mystery of Religion: A Study in Social Psychology. N.Y.-L., 1924; Odegard P.

/^ v and Helms E.A. American Politics: A Study in Political Dynamics. N.Y., 1938; Gress E.G. Fashions in American

^ ' Typography since 1780 to 1930 with Brief Illustrated Stories of Life and Environment of the American People.

N.Y., 1931; Marting E. Liberty. N.Y., 1930; Odegard P. American Public Mind. N.Y., 1931.

45 Lynd R.S., Lynd H.M. Middletown: A Study in Contemporary American Culture. L., 1929.

46 Дос Пассос Дж. 42 параллель. 1919. М., 1981; Он же. Манхэттен. М., 1992; Драйзер Т. Трагическая
Америка. М., 1952; Льюис С. Главная улица. Бэббит. M., 1989; Фиццжеральд Ф.С. Великий Гэтсби. Ночь
нежна. М., 1992; Он же. Великий Гэтсби. Последний магнат. Рассказы. М., 1990; Хемингуэй Э. Собрание
сочинений: В 6 т. М., 1993.

Привлечение периодической печати позволило не только почувствовать «ритм» эпохи, но и рассмотреть такой важный феномен 1920-х годов, как рекламу. Были использованы в данном случае и отдельные выборки рекламной продукции, собранные Р. Марчандом48. Реклама дала широкую и необыкновенно красочную картину Америки тех лет, открывая порой кажущиеся неуловимыми детали 1920-х годов: одежду, популярные песенки, имена актеров кино вперемешку с боксерами и бейсболистами; названия модных духов, рецепты диет, разного рода объявления, светскую хронику, письма читателей. Из такого калейдоскопа во многом складывалась красочная картина жизни общества. Анализ рекламных объявлений дал возможность оживить историю, почувствовать атмосферу эпохи, в которой существовал человек 1920-х, представить, по каким основным каналам шел процесс формирования массовой культуры.

Большую группу источников составили разнообразные фотодокументы. Исследуемый период отличается своей особой фотографичностью, свидетельством чему являются многочисленные фотоальбомы: художественная фотография жизни 1920-х, создающая впечатление ее «сладкой» красоты, легкости и чувственности; тематические альбомы фотопортретов; альбомы репродукций журнальных публикаций; подборки репродукций пропагандистских плакатов Ку-Клукс-Клана49.

Имеющиеся в нашем распоряжении источники, дополняя друг друга, составили достаточную базу для разработки обозначенной темы.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в российской историографии общество США 1920-х годов рассматривается

47 The Ladies Home Journal, 1922-1923; The New York Times Magazine, 1924-1928; The New York Times, 1924-
1926; The American Economic Review, 1920-1929; The New York Evening Journal Daily, 1920-1921; The
American Review of Reviews, 1919-1923; The North American Review, 1921-1926; The New Republic, 1920-
1925; Literary Digest, 1922-1925.

48 Marchand R. Advertising the American Dream: Making Way for Modernity, 1920-1940. Berkley, 1985.

49 Baxter A.K. To Be a Women in America, 1850-1930. N.Y., 1978; Chalmers D.M. Hooded Americanism: the First
Century of the Ku-Klux-Klan. N.Y., 1965; She's Nobody's Baby. A History of American Women in the Twentieth
Century: A Celebration of Courage in Words a Pictuers Written by S. Dworkin; Ed. by S. B. Levine. N.Y., 1983;
The Twenties. N.Y., 1965; The Revealing Age: Personalities of the 1920's. N.Y., 1967; Vanity Fair: Selections from
America's Most Memorable Magazine: A Cavalcade of the 1920's and 1930's. N.Y., 1960.

через призму комплексного анализа различных аспектов социокультурного развития. Основное внимание уделено таким мало исследованным проблемам, как процесс влияния на общественные настроения экономики, политики и культуры. Часть привлеченных источников до сих пор не была введена в научный оборот.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проводимая в 1920-е годы в США политика «новой
американизации» с точки зрения социокультурного развития общества нашла
свое выражение фактически во «втором рождении» традиционных
пуританских идеалов (прагматизм, установка на успех, стремление к
обогащению).

  1. Эпоха «процветания» 1920-х годов характеризовалась не только бурным экономическим развитием, но и появлением новых стандартов жизни общества. В эти годы в США были заложены основы массовой «культуры потребления», наглядными символами которой стали биржа, автомобиль, реклама, кино, музыка, спорт.

  2. В 1920-е годы происходят значительные изменения нравственных ориентиров американского общества. Это проявилось в ускорении женской эмансипации, молодежной «революции нравов», ослаблении авторитета церкви. В то же время, эти перемены носили в целом умеренный характер и осуществлялись, как правило, в рамках сохранявшейся пуританской традиции.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации, ее основные положения и выводы могут быть использованы при подготовке учебных пособий, лекционных курсов по новейшей истории Европы и Америки, специальных курсов по социальной истории США, истории зарубежной культуры.

Апробация исследования. Положения и выводы диссертационного исследования были представлены в выступлениях на научных конференциях

г)

^

в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина (2001-2004) и отражены в статьях и тезисах автора общим объемом 1,1 п.л.

Идеология «нормальности»: традиции и новации

1920-е гг. начались с провозглашения политической программы «нормальности», объявленной республиканской администрацией президента У. Гардинга (1921-1923). Позднее под «нормальностью» стала пониматься политика администраций У. Гардинга и К. Кулиджа (1920-1928)1. Программа, разрабатывавшаяся с целью перехода страны к мирному времени после «Великой войны», по сути, была попыткой республиканцев решить и более серьезную проблему сохранения веры в силу американских традиций и идеалов. Поэтому совсем неслучайно в ходе избирательной кампании 1920 г. по выборам президента республиканцы, призывая к возвращению к «нормальности», винили администрацию В. Вильсона за то, что в угоду заботам о мире и Лиге Наций она игнорировала многие насущные нужды страны.

Кандидат от республиканской партии даже своим видом олицетворял стремление к «обновлению». По сравнению с разбитым параличом В. Вильсоном, он был внешне привлекателен и весел. Руководитель избирательной кампании республиканцев Г. Догерти, собственно, поэтому и остановил на нем свой выбор, заметив, что «Гардинг обладает внешностью президента» . Немаловажное обстоятельство для этой кампании — 19-я поправка к Конституции, вступившая в силу 26 августа 1920 г., которая запрещала лишать женщин их права голоса. Впервые они приняли участие в выборах и, видимо, сыграли свою важную роль при выборах президента.

На выборах 1920 г. У. Гардинг одержал победу со значительным большинством голосов. Вильсонизм, таким образом, был отвергнут американскими избирателями и, как казалось многим, на этом окончательно потерпели поражение идеалы поколения, отправлявшегося в 1917т. на войну для их защиты. Соединенные Штаты встали на качественно новый уровень своего развития.

Социокультурное проектирование Америки всегда выстраивалось вокруг мифа об «американском индивидуализме», опиравшегося на теорию национальной исключительности. Любая концепция исключительности, как известно, так или иначе, связана с моралью. «Богоизбранная нация», «справедливое» государство, «уникальная демократия» — во всех этих самохарактеристиках американская нация представлялась в роли носителя абсолютной ценности - «добра»3. Первая мировая война серьезным образом повлияла на состояние этих ценностных установок нации, она довольно сильно разобщила американское общество, размыла его границы, сделала уязвимым его фундамент.

Как сама война, так и участие в ней Соединенных Штатов оценивались по-разному даже в высших эшелонах политического истеблишмента страны. Так, Вильсон и его сторонники всегда говорили о том, что Америка воевала, главным образом, во имя «всеобщей справедливости». Призывая сограждан к «крестовому походу», президент в своем послании Конгрессу от 2 апреля 1917 г. провозгласил Америку «одним из отрядов армии бойцов за свободу всего человечества»4. А вот У. Гардинг в выступлении «О Лиге Наций» в августе 1920 г. говорил о «крестовом походе» как о войне, прежде всего, за «новые гарантии национального»5. К. Кулидж по этому поводу подчеркивал: «сама мировая война несовместима с нами, против нас, против всего того, что американская нация собой представляет». Тем не менее, «патриотизм ... дал Америке возможность гордиться собой, он придал большую основу ... всему тому, что можно объединить под одним словом - «американское», мы боролись за сохранение Америки и в этой жертве нашли новую жизнь»6.

Поэтому новое руководство США в 1920-е гг. постаралось методом от противного вернуть притягательность всему домашнему. Политика «нормальности» была попыткой вернуть американское общество в некие «традиционные» рамки. При этом идеология республиканцев делало ставку на догматически понимаемые национальные идеалы и морально-этические нормы прежде всего, на экономический индивидуализм. Планировалось значительно сократить государственное регулирование, преодолеть коллективистский дух военного времени и реанимировать индивидуальную инициативу. С этой целью предполагалось стимулировать бизнес традиционными методами, постепенно освобождая его от налогов, добиваясь минимального участия государства в экономике и максимальной поддержки частного предпринимательства. Простого человека фактически призывали: «Трудись, государство обеспечит тебе все возможности прекрасно жить, только действуй, преуспевай!» .

Автомобиль и биржа в системе американских ценностей

Процветание стимулировало новые технологии, а вместе с этим росло производство. Располагая огромными средствами, американские монополии проводили обновление основного капитала, оснащали предприятия новейшей техникой, строили новые заводы и фабрики.

Особенно быстро развивались новые отрасли промышленности - и среди них - автомобилестроение. Автомобиль стал визитной карточкой 1920-х, лакмусовой бумажкой, показывающей уровень растущего с каждым годом благосостояния общества. По словам современников, «автомобиль стал вещью, обладающей над людьми некой магической силой, он стал предметом настоящего вожделения для сотен тысяч американцев»41. Тон задавал Генри Форд, чья непрерывная сборочная линия-конвейер на его фабрике близ Детройта, стала стандартом для большинства американских производителей. Электрические двигатели, заменившие паровые, стали основным источником энергии. К концу десятилетия электричество снабжало 70 % от всей индустриальной мощи страны42.

В 1920-е гг. автомобильная промышленность встала на рельсы массового производства: весной 1929 г. в отдельные дни с конвейеров автомобильных заводов сходило до 25 тысяч машин43.

Статистика автомобильной промышленности 1920-х выглядит довольно внушительно. Если в 1915 г., вскоре после того, как Генри Форд внедрил свою знаменитую «Модель Т», рассчитанную на среднего покупателя, по дорогам Америки колесило приблизительно 2,5 миллиона автомобилей, то к 1920 г. автомобилей было уже более чем 9 миллионов, и рост автомобильной промышленности только начался. В 1925 г. в стране было почти 20 миллионов зарегистрированных автомобилей, а в 1929 г. 26,5 миллионов. В этом году промышленность произвела 5 622 000 автомашин, весной 1929 г. в отдельные дни с конвейеров автомобильных заводов сходило до 25 тысяч машин .

Спрос на автомобили рос колоссально. Если попробовать сравнить, как это выглядело в денежном эквиваленте, то в 1921 г. автомобилей было продано на 1 147 410 тыс. долларов; в 1925 г. - на 2 523 804 тыс. долларов; в 1929 г. - на 2 799 737 тыс. долларов45. В 1929 г. автомобили составляли до восьмой части полной долларовой стоимости всего производства в стране. Более чем 7 % от всех работающих были заняты в автомобильной промышленности, которая составила 15 % от национального производства46. Автомобильная промышленность встала на рельсы массового производства.

Американская женщина: новое восприятие действительности

Изменения в жизни Америки в 1920-е гг. коснулись не только внешних ее атрибутов. Под воздействием веяний нового материального мира, менялась психология общества, отношение к этому миру и образу жизни. Рядовой американец почувствовал себя гораздо более свободным в своих желаниях и стремлениях, более раскрепощенным в своих возможностях. Автомобиль, кино, джаз, образы кинозвезд на экранах порождали совершенно иное мировосприятие.

Многолетняя борьба американских женщин за право участия в выборах увенчалась, наконец, в 1920 г. их победой. В 1848 г. на собрании в г. Сенека-Фоле (штат Нью-Йорк) женщины впервые потребовали предоставления им избирательных прав, однако понадобилось более полувека для того, чтобы это требование воплотилось в общенациональном законе. Избирательные права получили 26 млн. 760 тыс. женщин старше 21 года1.

Новый стиль жизни 1920-х оказал огромное влияние на жизнь женщины. Именно в это десятилетие в США сложился некий стереотип женщины - порождения массовой культуры, вышедшей из тесного домашнего мирка и шагнувшей в жизнь общества без излишних условностей. Женщины получили возможность иметь меньшее количество детей. Их дома имели центральное отопление и водные нагреватели. Они использовали пылесосы, электрические швейные машины, электрические печи и стиральные машины, чтобы облегчить домашние обязанности. Они покупали готовые пищевые продукты, готовую одежду и мебель массового производства. По данным отчета о продажах электрических приборов в крупном магазине за шесть месяцев 1923 г. было продано 709 пылесосов, 463 тостера, 371 стиральная машина, 114 водонагревателей, 18 рефрижераторов и 3 гладильных пресса . Женщины не были больше настолько обременены хозяйством, как их матери и бабушки. Они становились домашними менеджерами, ответственными за бюджет семьи. Реклама электрической компании гласила: «Женщина не отдает уборке время, которое принадлежит ее детям. Мудрая женщина поручает электричеству все, что электричество может сделать». Другая реклама призывала: «Настало время для продажи! Вы будете покупать? Прямо в вашем городе, Вы можете купить "завтра". Освободите время для молодости и красоты, для клуба, для церкви и общественных дел. Время для книг и концертов. Время для дома и детей»3.

Хотя жизнь домохозяйки по-прежнему оставалась привилегией женщин, миллионы их влились в массу рабочей силы в течение 1920-х гг. По переписи 1920 г., около 8,4 млн. американских женщин было занято в 437 профессиях4. Всего же работало 23,3 % всех женщин страны. Особенно заметным был рост удельного веса работающих женщин в общей массе женского населения страны в первое десятилетие XX века - с 20,4 % в 1900 г. до 25,2 % в 1910 г. Вплоть до начала Второй мировой войны эта пропорция оставалась практически неизменной - в 1940 г. она составила 25,7 %5. Женщины зарабатывали приблизительно половину мужской зарплаты; большинство были заняты в типично «женских» специальностях: медсестры, машинистки, бухгалтеры, служащие, продавщицы, официантки и парикмахеры. Сделать карьеру доктора, присяжного поверенного или ученого могли, в основном, не состоящие в браке женщины. Некоторые работали, чтобы увеличить доходы и уровень жизни семьи. Но большинство замужних женщин все-таки не работали; только приблизительно 10 % имели рабочие места6. Женщина хотела иметь ту же свободу, которую имели мужчины и те же экономические и политические права. К концу 1920-х она достигла многого. В 1904 г. женщина могла быть арестована за курение на Пятой Авеню, а в 1929 г. железные дороги вынуждены были снизить санкции против женщин, курящих в вагонах-ресторанах. В деловых и политических кругах женщины конкурировали с мужчинами. Ранее неосведомленные о финансовых вопросах, они быстро продвигались к точке, когда они могли стать главными держателями собственности в стране.

В 1870 г. во всей стране можно было найти только несколько секретарей-женщин; к началу Первой мировой войны два миллиона женщин работали в деловых офисах, печатая письма и занимаясь делопроизводством. В течение войны, когда мобилизация создала нехватку рабочей силы, женщины передвигались на рабочие места, которые они никогда не занимали прежде. Они делали гранаты, управляли подъемниками, локомотивами, собирали плату за проезд в трамвае и даже нарезали винтовки. После войны, женщины водили самолеты и такси, управляли телеграфными линиями, работали как водолазы и верхолазы, в то время как другие женщины дирижировали оркестрами, управляли командами бейсбола и бурили нефтяные скважины. К 1930 г. более чем 10 миллионов женщин работали. Никакие другие факторы не сделали бы большего в процессе эмансипации американок. Некоторые женщины переселялись в собственные отдельные квартиры, получив свободу передвижения и выбора.

Похожие диссертации на Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918 - 1929 гг.