Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гендерные аспекты брака и девства в обществе и культуре позднесредневековой Англии Черкашенина Анастасия Игоревна

Гендерные аспекты брака и девства в обществе и культуре позднесредневековой Англии
<
Гендерные аспекты брака и девства в обществе и культуре позднесредневековой Англии Гендерные аспекты брака и девства в обществе и культуре позднесредневековой Англии Гендерные аспекты брака и девства в обществе и культуре позднесредневековой Англии Гендерные аспекты брака и девства в обществе и культуре позднесредневековой Англии Гендерные аспекты брака и девства в обществе и культуре позднесредневековой Англии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черкашенина Анастасия Игоревна. Гендерные аспекты брака и девства в обществе и культуре позднесредневековой Англии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Черкашенина Анастасия Игоревна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2010.- 310 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/643

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ЖЕНЩИНЫ И БРАК В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ 49

1.1. Брак: институт и его социальная критика 49

1.2. Брак счастливый или несчастный? - основные брачные модели в социокультурном контексте 82

1.3. «Служанка», «друг» и «госпожа» - роли средневековой английской жены в жизни мужа 110

1. 4. Культурное восприятие женщины в социально- репрезентативных и потестарных дискурсах 134

ГЛАВА 2. ДЕВА, ДЕВСТВЕННОСТЬ И СВЯЩЕННЫЙ БРАК В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ 161

2.1. Девственность и священный брак в социальном контексте . 161

2.2 Образы девственности в интеллектуальной культуре эпохи. 194

2.3. Кристина из маркиэйта и юлиания норвичская - персональный исторический опыт святого девства и сакрального брака 217

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 250

БИБЛИОГРАФИЯ 264

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность

Настоящее исследование актуально, поскольку выполнено в контексте междисциплинарных подходов по сравнительно мало изученной теме Тендерная история является в настоящее время затребованным и популярным научным направлением, которое развивается только с 80-х гт XX в Одной из перспективных проблем данного направления становятся исследования социально-культурных коммуникаций между реалиями повседневной жизни и идеальными моделями, между вызовами, исходящими от сферы семейно-брачных и социальных отношений, и ответами, которые возникали в области интеллектуально-духовной и профанной культуры В этой связи в диссертации затрагиваются два основных культурных аспекта духовно-монашеские трактаты и произведения светской литературы, хотя это разделение в значительной степени условное Актуальность содержится в самой попытке осуществления синтеза культурного и социального в представлениях об образах дев и жен, сложившихся в позднесредневековой английской культуре Кроме того, формы восприятия и усвоения культурных матриц и стереотипов прослеживаются на примерах реальных исторических судеб английских женщин и девственниц Они рассматриваются, с одной стороны, как своего рода конкретное воплощение существующих в культурном поле идей, а с другой -как прототипы идеальных, куртуазно-романтических, или реалистичных женщин в контексте сатирических произведений

Элементы актуальности в плане культурных взаимодействий и рецепций культурного опыта содержатся в попытках определить место концептов брака и девства в христианской этике и общественной морали позднего средневековья Англии Поскольку вопрос соотношения христианской этики и общественной морали всегда чрезвычайно важен длч европейской культуры, а положение самих концептов брака и девства в системе общественных ценностей варьировалось, то постановка таких проблем важна для выявления роли гендерных отношений в историко-культурной и историко-этической перспективе

Объект исследования - гендерные аспекты в социальных и культурных реалиях Англии позднего средневековья (ХШ-XV вв)

Предмет исследования — ментальные и идеально-культурные модели, а также стереотипы женского аспекта брачности и девства, и их воплощение в социальной жизни Англии указанного периода

Географические границы исследования включают в себя Англию, с запада ограниченную Уэльской Маркой, на север простирающуюся до границ с Шотландией

Что касается хронологических рамок, то, исходя из соотношения между социальным и культурным аспектом нашего исследования, их нижняя граница относится к середине XIII в, верхняя - к середине XV в Поскольку социальные стереотипы и культурные традиции в своем развитии требуют времени длительной протяженности, то в ряде случаев возникает необходимость расширить указанные хронологические рамки

Степень изученности проблемы.

Традиционно подразделяя историографию на отечественную и зарубежную, считаем, что в рамках отечественной историографии целесообразно будет вначале представить историко-эпистемологические труды, из которых почерпнуты важные для нашего исследования методы и подходы

Выдающееся значение для любых тендерных исследований, представляют теоретико-историографические труды Л П Репиной и Н Л Пушкаре-вой, которые во многом обобщили опыт зарубежной и отечественной историографии, вооружив последующих исследователей необходимыми терминологическими категориями и методологическими подходами1

Для наиболее полного понимания социальной жизни Англии XIII - XV вв необходимо привлечь фундаментальные и не утратившие своей ценности труды отечественных историков конца XIX - XX в , поскольку исследование средневековой Англии имеет давнюю традицию в отечественной ис-

1 См Репина Л П «От «истории женщин» к социокультурной истории гендер-ные исследования и новая картина европейского прошлого (обзор)»//Культура и общество в Средние века — раннее Новое время Методология и методики современных зарубежных и отечественных исследований М, 1997 С 171-209 «Ген-дерная иерархия и «власть женщиго> индивидуальный опыт в социальном контекстен/Теория и методология гендерных исследований Часть I М,2006 С 173-194, Репина Л П Тендерная история проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история 1997 №6 С 41-58 , Репина Л П "Новая историческая наука" и социальная история /РАН Ин-т всеобщ истории М, 1998 282 с, Репина Л П Комбинация микро- и макроподходов в современной британской и американской историографии // Историк в поиске микро- и макроподходы к изучению прошлого М, 1999 С 31-63 ,РепинаЛП Персональная история биография как средство исторического познания // Казус индивидуальное и уникальное в истории, 1999 М, 1999 Вып 2 С 76-100 , Женщины и мужчины в истории новая картина европейского прошлого М ,2002 и др Пушкарем Н Л Тендерная иерархия и «власть женщин» индивидуальный опыт в социальном контексте»//Теория и методология гендерных исследований. Часть II М,2006 С 145-180

ториографии2, хотя отечественное англоведение на протяжении XX в занималось в основном проблемами социальной, экономической и политической истории3

Особое значение для изучения избранной темы имеют исследования современных российских историков Отдельная глава фундаментальной монографии М В Винокуровой «Мир английского манора»4, представляющей подробную картину экономической, социальной, правовой жизни сельской Англии второй половины XVI - нач XVII вв , посвящена «женской» теме - имущественно-юридическим правам женщин

В связи с темой представленной диссертации необходимо выделить работы А Г Суприянович (Институт гендерных исследований РАН) В ее монографии «Женская идентичность и средневековая мистика опыт гендерного анализа»5 имеются глубокие и объемные антропологические исследования мира английских женщин-мистиков, сфокусированного на двух знаменитых дочерях английской земли - затворницы Юлиании Норвичской и мир інки Маргариты Кемп - горожанки и матроны с необычным жизненным путем Следует также особо упомянуть статью А Г Суприянович «Гендерный конфликт в семье Марджери Кемп»6 - в ней многопланово представлена семейная и

2 См Савин АН Английская деревня в эпоху Тюдоров М, 1903 Савин АН
Английская секуляризация М 1906 Ковалевский М М Общественный сгрой Ан
глии в конце средних веков М 1887 Косминский Е А Исследования по аграрной
истории Англии XIII в М, 1947 Косминский Е А Английская деревня в XIII в,
1935 Виноградов П Г Средневековое поместье в Ангчии Спб , 1911 Петрушев-
ский, Д М Очерки из истории средневекового общества и государства. СПб, 2003
Петрушевский Д М Очерки из истории английского государства и общества в
средние века. М , 2003

3 Левицкий Я А ,«Город и феодализм в Англии» М 1987 См также Репина Л П
Сословие горожан и феодальное государство в Англии XIV в М. Наука, 1979 Мо
солкина ТВ Традиции самоуправления в городах Англии //Средние века Выл 63 М ,
2002 С 185-194 Мосолкина ТВ Английские горожане и Церковь в XIV-XV вв//
Горо в средневековой цивилизации Западной Европы Человек внутри городских
стен М 2000 С 130-136 Чернова Л Н Новое и традиционное в торгово-финансо-
вых интересах лондонских олдерменов 40—80-х гт XIV в Ачам Фрэнсис и Джон
Пайел//Средневековый город Вып 18 Саратов, 2007 С 57-70 и др

4 Винокурова М В Мир английского манора в XVI-XVII вв (по материалам Лан
кашира и Уитшира)

5 Суприянович А Г Женская идентичность и средневековая мистша опыт ген
дерного анализа Москва, 2008 С 63

6 Суприянович А Г Гендерный конфликт в семье Марджери Кемп // Диалог со
временем Альманах интеллектуальной истории Вы 23 Специальный выпуск Брак
и семья в контексте гендерной истории Москва, 2008 Стр 50-58

общественная жизнь Маргариты, метания ее беспокойной души и страдания ее мужа, не разделяющего ее представлений о духовной жизни Работы А Г. Суприянович являлись для нас ценнейшим источником не только фактического магершла, но и теоретических разработок. Определяющее значение имеет сама методология AT Суприянович, предполагающая, в частности, путь герме-невтического метода для воссоздания микроисторических казусов и тендерных феноменов во всем богатстве их культурно-антропологической реальности.

Ценным исследованием представляется диссертация А Ю Воронцовой «Английская семья XJV-XV вв. по частноправовым, эпистолярным и литературным источникам»7, которая реконструирует быт английских семей среднего достатка

Определенное значение для представленной тематики имеет еще ряд работ Например, статья Е В Денисовой «Святая Этельтрита, англосаксонская королева и аббатиса почитание святой и его осмысление раннесред-невековыми авторами» Хотя она посвящена раннему, донорманнскому периоду истории Англии, но является на наш взгляд удачным опытом исследования, соединяющего в себе историю Церкви, тендерные подходы и микроисторию В нашей работе мы обращались к статье Л Н Черновой «Лондонский олдермен XIV в. и его супруга», посвященной социо-ген-дерной тематике на микроисторическом уровне, а также к монографии ТВ Мосолкиной, темой которой является история городской жизни и экономических отношений Бристоля в изучаемую нами эпоху8

Несмотря на бесспорные достижения отечественной историографии по гендерным проблемам средневековой Англии, не все аспекты многосторонних проблем получили должное освещение, потому обратимся к зарубежной историографии.

'Воронцова А Ю Английская семья XIV-XV вв по частноправовым, эпистолярным и литературным источникам [Электронный ресурс] Городская среда Дис *анд ист наук 07 00 03.-М РГБ, 2006 (Из фондов Российской Государственной библиотеки)

8 Денисова Е В Святая Этельтрита, англосаксонская королева и аббагиса почитание святой и его осмысление раннесредневековыми авторами //Средние века Вып. 69(3) М, 2004. С 143-158 МосолкинаТВ Город Бристоіь в XIV- XV вв Саратов, 1997 С 194 Мосолкина ТВ Традиции самоуправления в городах Англии//Средние века. Вып 63 М,2002 С 185-194 МосолкинаТВ Английские горожане и Церковь в XIV-XV вв // Горо в средневековой цивилизации Западной Европы Человек внутри городских стен. М 2000 С. 130-136 Чернова Л Н Лондонский олдермен XIV в и его супруга.// Диалої со временем Альманах интеллектуальной истории Вып 23 Специальный выпуск Брак и семья в контексте гендерной истории Москва, 2008 Стр 31-49

В первую очередь следует обратить внимание на обобщающие труды — такие, как монография Пола Мюррея Кендалла «Эпоха Йорка повседневная жизнь во время войны Алой и Белой Роз»9, книга Д Чедвика «Жизнь общества во дни Петра Пахаря»10, работа Дж Дж Коултона «Чо-сер и его Англия»11, X Мэйнарда Смита «Предреформационная Англия»12, и относительно недавняя монография Брендана Смита. «Британия и Ирландия, 900-1300 гг Островной отклик на средневековые европейские изменения»13 Работы содержат богатый фактологический материал, и имеют целью составить панорамную картину жизни английского общества, сочетая в себе макроисторическую концепцию, на которую нанизываются фрагменты анализа более мелких уровневых структур английского социума

Наиболее значимыми для данной проблемы являются работы по ген-дерной истории, содержащие в себе ценный материал по тендерной истории Англии в целом, а также по роли тендерного фактора в культуре и обществе Англии. Особо стоит упомянуть работу Барбары Ньюман «От мужественной женщины к женщине-Христу»14 Ли Рэмси в книге «Рыцарские романы популярная литература в средневековой Англии»15 проводит всесторонний анализ концептуально-культурологического универсума рыцарского романа, исследует корреляцию между пространством романа и аудиторией, для которой он писался16, раскрывая значение образов власти в семиотической структуре куртуазного романа Вопросы женской грамотности и участия женщин в культурном дискурсе эпохи поднимают такие авторы, как Диана Уатт17 и Лилиана

9 Paul Murray Kendall The Yorkist Age Daily Life during the Wars of the Roses New York 1962

'"Chadwick D Social Life in the Days of Piers Plowman Cambridge, England, 1922 "CoultonG G Chaucer and His England. New York, 1957

12 Smith, Maynard H Pre-Reformation England London 1938

13 Smith, Brendan Bntain and Ireland, 900-1300 Insular Responses to Medieval European
Change Cambridge, 1999

14 Newman, Barbara. From Vinle Woman to WomanChrist Studies m Medieval Religion
and Literature 1995

15 Ramsey, Lee С Chivalnc Romances Popular Literature in Medieval England Indiana
University Press Bloomington, IN 1983

16 Ibid P2

17 Watt, Diane "No Writing for Writing's Sake" The Language of Service and
Household Rhetonc m the Letters of the Paston Women // Dear Sister medieval women
and the epistolary genre Ed by Karen Cherewdtuk, Ulnke Wiethaus University of
Pensilvama, 1993 P 122-139

Сикорска18 Эллен Колдвелл раскрывает концепт женского героизма в статье «Героизм Эуредицы самокалечение и восстановление в "Сэре Ор-фео"»1'' Книга Барбары Хэнэволт «О доброй и дурной репутации ген-дер и социальный контроль в средневековой Англии»20 дает широкую панорам)' средневекового английского общества, фиксирующуюся в категориях репутации - тонкого механизма социального регулирования в структуре английского общества

Отдельной подгруппой данного вида исследований можно считать работы, посвященные истории девства Статья Анке Верно «Девственность в ее проявлениях текст и идентичность в Апсгепе Wisse»2X, исследование Кэтлин Коин Келли «Исполнение девственности и испытание целомудрия в средние века»22, стагьи Джейн Картрайт «Мертвые девы женская святость в средневековом Уэльсе»23, Сантхи Бхаттачарджи «"Жемчужина" и литургическая "Служба Дев"»24 и Кьяры Фургони «Женщина изображенная Невеста Христова»25. Сборник «История Женщин на Западе» вышел в 2009 году, подтверждая, что тема нашего исследования находится в основном потоке гендерно-исторического направления на континенте, но затрагивает малоизученный континентальной школой гендерных исследований регион

В самостоятельную группу следует выделить работы по экономической истории женщин П Дж П Голдберг «Женщины, работа и жизнен-

18 Sikorska, Lihana Ніг not lettyrd The use of interjections, pragmatic markers and whan-
clauses in The Book of Margery Kempe // Pkcrag Middle English in Context Ed Irma
Taavitsamen, Гегйи Nevalamen, Paivi Pahta, Matti Rissanen New York, 2000 P 391-411

19 Caldwell, Ellen The Heroism of Heurodis Self-mutilation and Restoration in Sir
Orfeo//Papers on language and literature Vol 43 Iss 3 2007 P 291+

20 Hanawalt, Barbara A Of Good and 111 Repute Gender and Social Control in
Medieval England Oxford University Press Place of New York, 1998

21 Beraau, Anke Virginal Effects Text and Identity in Ancrene Wisse // Gender and
Holiness Men Women, and Saints in Late Medieval Europe Samantha J E Riches -
editor, Sarah Sahh - editor London 2002 P 36-48

22 Kelly, Kathleen Coyne Performing Virginity and Testing Chastity in the Middle
Ages — L -NY, 2002

23 Cartwnght, Jane Dead virgins feminine sanctity in medieval Wales //Medium
Aevum, 2002 - Vol 71 - Iss 1 - P 1+

24 Bhattacharji, Santha. 'Pearl' and the liturgical 'Common of Virgins ' // Medium
Aevum, 1995 — Vol 64 — Iss.l — P 37+

25 Кьяра Фру гони Женщина изображенная Невеста Хрисіова//История женщин
на Западе Т 2 Спб, 2009 - С 390-407

ный цикл в средневековой экономике* женщины в Йорке и Йоркшире 1300-1520 гт»26, масштабный труд видного специалиста англо-саксонской школы гендерных исследований конца XX в Джудит Беннет «Женщины в средневековой английской деревне гендер и домохозяйство в Бригсто-ке до Черной Смерти»27, ее же статья «Эль, пиво и пивоварши в Англии женская занятость в меняющемся мире, 1300-1600 гг»28, а также работы Барбары Хэнэволт29 и Кей Лейси30

История английского женского монашества также представлена в нашей историографии рядом трудов это работа Эйлин Пауэр «Средневековые английские женские монастыри»31, книга Беренайс Керр «Религиозная жизнь для женщин, 1100-1350. Фонтевро в Англии»32, труд Валери Спир «Лидерство в средневековых женских монастырях Исследования по истории средневековой религии»33, монография Шарон Элкииз «Святые женщины Англии в XII столетии»3'' и другие35

Затрагиваемой в диссертации пробчече мистицизма посвящен ряд работ, среди которых, прежде всего, следует выделить книги Урсулы Кинг36,

26 Р J Р Goldberg Women, work and life cycle in a medieval economy women in
York and Yorkshire с 1300-1520 Oxford, 1992

27 Bennett, Judith M Women in the Medieval English Countryside Gender and
Household in Bngstock before the Plague Oxford University Press New York, 1989

28 Bennett, Judith M Ale, Beer and Brewsters in England Women's Work in a
Changing World, 1300-1600 Oxford University Press New York, 1996

29 Hanawalt, Barbara Peasant Women's Work in the Context of Marriage // Women
and work in pre-industnal Europe Bloomington, 1986

30 Lacey, Kay E Women and Work in fourteenth and fifteenth century London//
Women and Work in Pre-industrial England Ed Lindsey Charles and Lorna Beckhem
Kent, 1985 P 24-82

31 Power, Eileen Medieval English Nunneries С 1275 to 1535 Cheshire, CT, 1988

32 Kerr, Berenice M Religious Life for Women, С 1100-C 1350 Fontevraud in
England Oxford, 1999

13 Spear, Valerie G Leadership medieval English nunneries Studies in the History of Medieval Religion Woodbndge (Suffolk), 2005

34 Elkins, Charon Holy Women of Twelfth-Century England Chapel Hill - London, 1988

33 Van Houts, Elisabeth. Nuns and goldsmiths the foundations and early benefactors
of St Radegund's pnory of Cambridge // Church and city 1000-1500 essay in honour
of Chnstofer Brooks Cambndge, 1992 pp 59-81 Barbara Harvey Living and Dying
in England, 1100-1540 The Monastic Experience Oxford, 1995

36 Ursula King Christian Mystics Their Lives and Legacies throughout the Ages London 2004

статьи Артура Дейкмана37, Бернарда МакГинна38, Марши Вэггонэр39 и Элизабет Робертсон40

В отдельную группу выделяются микроисторические исследования, посвященные феномену Юлиании Норвичской, представленные работами Сандры МакЭнтайр41, Жана Леклерка42, Денизы Бейкер43 и Сьюзен Хэйджен44

Источниковая база настоящего исследования подразделяется на следующие группы45

К первой группе источников относятся тексты Священного Писания в синодальном переводе Русской Православной Церкви Из корпуса патриотических сочинений используются такие работы отцов древней Церкви, как «О супружестве и похоти» Святого Августина^, «Книга о девстве» ев Иоанна Златоуста47 и «Письмо к Евсгохии о сохранении девства» Святого

37 Deikman Arthur J (М D) Deautomatization and the Mystic Experience//
Understanding Mysticism Ed Richard Woods (OP) NY, 1980 P 242

38 McGinn Bernard The Changing Shape of Late Medieval Mysticism //Church
History Vol 65 Iss 2 1996 P 208+

39 Waggoner, Marsha Anchontic Spirituality in Medieval England The Form, the
Substance, the Rule PI

40 Robertson, Elisabeth. Savoring'Scientia' the Medieval Anchoress Reads AncreneWisse
//A Companion to Ancrene Wisse Ed by Yoko Wada. Cambridge, 2003 P 113-145

41 Sandra J McEntire The Likeness of God and the Restoration of Humanity in
Julian of Norwich's Showings// Julian of Norwich a book of essays / edited by Sandra
J McEntire Garland, 1998 P 3-35

42 Leclercq Jean (O S В ) Preface To Julian Of Norwich Showings Translated From
The Critical Text With An Introduction By Edmund Colledge (O S A) And James Walsh
(S J ) Showings Edmund Colledge - transltr, James Walsh - transltr NJ 1978

43 Denise N Baker The Image of God Contrasting Configurations in Julian of
Norwich's Showings and Walter Hilton's Scale of Perfection// Julian of Norwich a
book of essays / edited by Sandra J McEntire Garland, 1998 P 35-61

44 Susan К Hagen St Cecilia and St John of Beverly Julian oF Norwich's Early
Model and Late Affirmation// Julian of Norwich a book of essays / edited by Sandra
J McEntire. Garland, 1998 pgs 91-115 PI00 и далее

45 Оговоримся, что это разделение зачастую условно, и многие источники несут
на себе черты разных типов

46 Августин Блаженный О супружестве и похоти // Тендерная история Запад
ной Европы Хрестоматия Сост Л П Репина и А Г Суприянович Книга I М,
2006 С 135-142

47 Иоанн Злаїоусх, архиепископ Константинопольский Книга о девстве // Тен
дерная история Западной Европы Хрестоматия Сост Л П Репина и А Г Супри
янович Книга І М. 2006 С 104-135

Иеронима Стридонского48 Все эти трактаты рассматривают тему девства, брака и их соотношения с точки зрения христианской этики и онтологии.

Трактаты для посвятивших себя духовной жизни сочинение августинца Уолтера Хилтона «Лестница, или ступени Совершенства» {«Scale, or ladder of perfection»), «Правило для Отшельниц», или «Правило отшельницам» ("Ancren Riwle" или "Ancrene Wisse") — анонимный трактат середины XIII в К вспомогательным для нас источникам этой группы относятся трактаты английского мистика и отшельника Ричарда Ролла «Ego Dormio» («Я сплю, а сердце мое бодрствует»)49 и «Размышление над Страстями»50

Проповеди, особо выделяется «уиклифская подгруппа» - работы, с большей или меньшей степенью достоверности принадлежащие перу пред-реформатора Джона Уиклифа51 и трактат «Против нищенствующих братьев» Примером классической католической богословской традиции является проповедь Томаса Бринтона, епископа Рочестера, «На день Рождества Христова» (последняя четверть XIV в.)52

К сатирическая поэзии следует отнести прежде всего стихотворения Джона Литгейта «Страдание и скорбь из-за дурного брака»53, излагающее антифеминистические взгляды лирического героя, с которым отохдеств-ляет себя автор, а также «Преамбула о браке старика и молодой женщины,

48 Иероним Стридонский Письмо к Евстохии о сохранении девственности // Тен
дерная история Западной Европы Хрестоматия Сост Л П Репина и А Г Суприя-
нович Книга I М, 2006 С 37-74, Частично исследовалась его же работа «Сказание
о добродетелях блаженной Павлы» // Тендерная история Западной Европы Хрес
томатия Сост Л П Репина и АГ Суприянович Книга I. М, 2006 С 74 - 104

49 чаще всего называемый просто «Ego Dormio» Richard Rolle Ego Dormio // Richard
Rolle The English Writings Translated, edited, and introduced by Rosamund S Allen
NY, 1988 Название совпадает со стихом из библейской Песни Песней (П Песн 5 2)

,0 Richard Rolle Meditations on the Passions//Richard Rolle The English Writings Translated, edited, and introduced by Rosamund S Allen NY, 1988

51 Wychffe, John Sermon XXXIII//Select English Works of John Wythf — Vol I
Sermons on the Gospels for Sundays and Festivals - Oxford, 1869 - P 86 John de
Wychffe Of Weddid Men and Wifis// Select English works of Tohn de Wychffe L ,
1862 P 190, John Wychf The treatise against the order of friars Любое издание —
напр London, 1845 P 58-59

52 Thomas Brinton In die natalis Domini //The Sermons of Thomas Brmton, Bishop
of Rochester (1373-1389) Volume 1 Mary Aquinas Devlin - editor Offices of the
Royal Historical Society Place of London, 1954 P 127

53 Lydgate, John Payne and Sorowe of Evyll Maryage, 8-14 //The Trials and Joys
of Marriage Ed. by Eve Salisbury Kalamazoo, Michigan: Medieval Institute
Publications, 2002

и совет»54. «Смысл брака»55, «Против дурного брака (I)» 56, «Против дурного брака(П)»57 и «Разговор десяти жен о "достоинствах" своих мужей»58 - краткие анонимные сатирические произведения мизогинистического характера на среднеанглийском языке

Куртуазная литература «Корпус "Сэра Гавейна и Зеленого Рыцаря"»59, анонимное произведение «Ассамблея знатных дам»60, поэма «Женитьба сэра Гавейна»61, стихотворение Чосера «Против женского непостоянства»62, анонимная поэма «Сэр Исумбрас»" Особо следует отметить имеющую сверхважное значение для истории и культуры Британии эпопею Томаса Мэлори «Смерть Артура»64 и «Кентерберийские Рассказы»65 Джеффри Чосера

54 Lydgate, John Prohemy of a Manage Betwixt an Olde Man and a Yonge Wife,
and the Counsail // The Trials and Joys of Marriage Kalamazoo, Michigan Medieval
Institute Publications, 2002

55 The Meaning of Marriage, 1-3 //The Trials and Joys of Marriage Ed by Eve
Salisbury Kalamazoo, Michigan Medieval Institute Publications, 2002

56 Against Hasty Marriage (I) //The Trials and Joys of Marriage Ed by Eve Salisbury
Kalamazoo, Michigan Medieval Institute Publications. 2002

57 Against Hasty Marriage, II// The Trials and Joys of Marriage bd by Eve Salisbury
Kalamazoo, Michigan Medieval Institute Publications, 2002

58 A Talk of Ten Wives on Their Husbands' Ware// Die Trials and Joys of Marriage
Ed by Eve Salisbury Kalamazoo, Michigan Medieval Institute Publications, 2002

59 Терпение. // Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь [сб средневековых английских поэм]/
пер со среднеанглийского Н Резниковой и В Тихомирова. — М 2006

60 The Assembly of Ladies// The Floure and the Leafe, The Assembly of Ladies, The
Isle of Ladies Kalamazoo, Michigan Medieval Institute Publications, 1990

61 The Marriage of Sir Gawain Ed by Thomas Hahn Originally Published in Sir
Gawain Eleven Romances and Tale Kalamazoo, Michigan Medieval Institute
Publications, 1995

62 Chaucer, Geoffrey Against women unconstan// The Complete Works Of Geoffrey
Chaucer Oxford, 1889. P 405 см также любое репринтное издание 1926 1952,1963

63 Sir Isumbras // Ed Harriet Hudson Four Middle English Romances Kalamazoo,
Michigan Msdieval Institute Publications, 1996 Второе издание - там же, 2006

64 В данном исследовании мы в основном испоьзовали три книги из этой эпопеи
«Книга о сэре Тристаме» Мэлори, Томас Книга о сэре Тристраме Главы XV -
XVII// Мэлори, Томас Смерть Агяура. М, 1991 т 2, С 29-35), «Повесть о Свя
том Граале» и «Повесть о короле Артуре» «Смерть Артура» М, 1991 С 18-21

65 Чосер Джеффри Кентерберийские рассказы —М, 1996 Перевод И Каш-
кина. Chaucer, Geoffrey The Canterbury Tales// The Complete Works of Geoffrey
Chaucer, vol 4 (The Canterbury Tales) — Oxford, 1899 (Или любое другое)

Агиография анонимное «Житие Святой Теодоры, девы, также называемой Кристиной»66, житие Св Екатерины Александрийской67, миракль «Монахини из Уаттона»68

Народная поэзия цикла о Робине Гуде Из цикла исследуются пять баллад, а именно «Робин Гуд и Аллеи Э Дейл», сдвоенная «Пятая и Шестая песнь», «Золотой приз Робина Гуда», «Робин Гуд и Мясник» и «Робин Гуд освобождает трех сквайров»69

Литературные дидактические произведения зеркальные дидаїсгичес-кие поэмы «Как одна добрая женщина наставляла свою дочь»70, датируемая примерно 1430 г71, и «Как один добрый муж наставлял своего сына»72, а также анонимные поэмы «Терпение» и «Жемчужина» из ранее упомя-ігутого нами цикла «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь»

Социальная критика представлена аллегорической поэмой Уильяма Ленгленда «Видение Уильяма о Петре Пахаре»73 и анонимными стансами «Почему я не могу быть монахиней»74

Документальные источники включают в себя постановления Ш и IV Латеранских соборов, документы о коронации Ричарда III75, ордонансы бристольских ткачей

66 OfS Theodora, a Virgin, Who Is Also Called Christina Translated by С II Talbot
// Elizabeth Alvilda PetrofF Medieval Women's Visionary Literature New York 1986

67 St Kathenne, from Speculum Sacerdotale//Edited by Sherry L Reames Middle English
Legends of Women Saints Kalamazoo, Michigan Medieval Institute Publications, 2003

68 The Nun of Watton //Carolyne Larnngton Women and Wnting in Medieval Europe A
Sourcebook Publisher Routledge Place of Publication New York. 1995 P 128- 132

69 Robin Hood And Allen A Dale, The Fyfth And The Sixth Fytte, Robin Hood's
Golden Prize, Robin Hood and the Butcher, Robin Hood Rescuing Three Squires //
Robin Hood and Other Outlaw Tales Ed by Stephen Knight and Thomas H Ohlgren
Kalamazoo, Michigan Medieval Institute Publications, 1997

70 How the Goode Wife Taught Hyr DoughterEdited by Eve Salisbury Originally Published
The Tnals and Joys of Marriage Kalamazoo, Michigan Medieval Institute Publications, 2002

71 Nikki Stille Eve's Orphans Mothers and Daughters in Medieval English Literature
Westport, CT 1980 P57

72 How the Goode Man Taght Hys Sone Edited by Eve Salisbury Originally Published
The Trials and Joys of Marriage Kalamazoo, Michigan Medieval Institute Publications, 2002
73 Langland, William The vision of Piers Plowman Electronic Text Center, University
of Virginia Library

74 Why I Can't Be a Nun- Introduction Edited by Originally Published in Six
Ecclesiastical Satires Kalamazoo, Michigan Medieval Institute Publications, 1991

75 The Coronation of Richard III the extent documents Ed by Anne F Sutton and
PW Hammond NY, 1983 P 409

Источники личного происхождения представлены перепиской нескольких поколений семейства Пастон - джентри из Норвича (XV- нач XVI вв)

К медицинской литературе следует отнести английскую версию гинекологического трактата «Знание о природе женщин в деторождении»76 испанской женщины-врача Тротулы

Изобразительные источники включают изображения Св Анны и Девы Марии в известном сюжете «Св Анна учит Деву Марию читать» и иллюстрацию с роженицей из манускрипта BL MS Cotton Julius ЕIV, f 26 V

Цель нашего исследования - рассмотреть сложившиеся в позднесредневековом английском обществе и культуре тендерные образы жен и дев, и проследить социо-культурную коммуникацию концептов девства и брака

Отсюда, задачи нашего исследования определяются следующим образом. отразить реализацию моделей семейной-брачных отношений в английском обществе, выявить роль женщин в экономике, повседневной жизни, включая социальную структуру, сексуальную и духовную сферы, изучить место и роль посвященных дев в религиозно-духовной, социо-куль-турной и социо-экономической жизни английского общества, рассмотреть концепт брака в английской письменной традиции в ее духовной, светской и отчасти народной модификациях, определить место и роль концепта девства в позднесредневековом английском культурном пространстве, установить взаимосвязь между этими концептами в приложении к богословской, церковной, куртуазной традициям на данном этапе английской истории

Таким образом, мы надеемся не только представить наиболее полный «тендерный портрет» позднесредневековой англичанки глазами современников, но и обозначить краеугольные камни картины мира женщины в эту эпоху, показать женское начало в культуре и обществе позднесредневековой Англии

Методология. В ходе данного исследования мы, исходя из логики междисциплинарного подхода, применяли методологические подходы на стыке интересующих нас исследовательских областей. В частности, к наиболее часто употребляемым нами методам относятся методы гендерной истории, культурологического и культурно-антропологического анализа, а также, в некотсірой степени, герменевтико-филологический метод Эти методы мы старались согласовать в рамках направления «Новой культурной истории», о перспективах которой говорили Р. Шартье и Л П Репина77, что

76 The Knowing of Woman's Kind in Childing// Women's Writing in Middle English Ed by Alexandra Barratt L - NY, 1992

"ЛИ Репина Вызов постмодернизма и перспекіивьі новой культурной и интеллектуальной истории Одиссей Человек в истории 1996 М 1996

позволило нам, с одной стороны, представить английскую культуру эпохи позднего средневековья как единое поле создания и присвоения культурных ценностей и смыслов, а с другой — посвятить исследование реконструкции социального бытия посредством культурной практики, определенной совокупностью повседневных отношений.

Новизна. В отечественной науке ряд проблем, поднятых нами, подвергались глубокому и систематическому изучению - в частности, в трудах А Г Суприянович, А Ю Воронцовой Что касается данной работы, то ее новизна состоит, во-первых, в том, что это исследование новой в отечественной науке темы девственности применительно к культурному и социальному значению этой антропологической характеристики и в сопоставлении с темой брачности в женском ракурсе тендерной истории Помимо этого впервые вводится в научный оборот в авторском переводе круг источников духовные трактаты для посвятивших себя созерцательной жизни— «Лестница, или ступени Совершенства» августинца Уолтера Хилтона и безымянное «Правило для отшельниц», проповеди Томаса Бринтона и Уик-лифского цикла, куртуазные романы - «Сэр Исумбрас», «Свадьба сэра Гавейна», «Ассамблея знатных дам», и другие Не были переведены на русский язык и не изучались жития Св Кристины из Маркиэйта, Св Екатерины в его среднеанглийском варианте и Св. Схоластики, а также дидактические светские поэмы «Как одна добрая женщина наставляла свою дочь» и «Как один добрый муж наставлял своего сына», ряд произведений сатирической городской литературы, прежде всего, стихотворения Джона Литгейта «Страдания и скорбь из-за дурного брака» и «Преамбула о браке старика и молодой девушки», и ряд анонимных - «Почему я не могу быть монахиней», «Против дурного брака (I)» и Против дурного брака (П)», «Разговор десяти жен о "достоинствах" их мужей», «Смысл брака»

Основная же новизна исследования состоит в авторском подходе к социальным реалиям изучаемой эпохи—в попытке проследить новые грани в социально-культурных коммуникациях, связывающих культурные стереотипы и культурные образы с реальностью позднесредневековой Англии Причем производится этот анализ не только на примере отдельных личностей, как строит свои исследования А Г Суприянович, но также и в плане своеобразного диалога культуры и общества - вызовов объективного развития общества и культурных ответов на эти вызовы в изучаемую эпоху в исследуемом регионе

Автор показывает персонификацию, овеществление и воплощение определенных культурных форм в социальных аспектах Исследование, таким образом, определяется стремлением провести коммуникации от общества к культуре и от культуры к обществу, выявляя ту живую и органичную связь, которой объединены эти две неразрывных сферы человеческого мира

Практическая значимость исследование может быть использовано при составлении любых программ и курсов, посвященных истории Англии, истории культуры, гендера, антропологии, литературы, исторической социологии и иных дисциплин, географически и хронологически ориентированных на наш предмет исследования

Апробация работы: основные положения исследования были изложены в докладах на конференциях различного уровня, а также в научных публикациях, в том числе в реферируемых журналах

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, списка сокращении и приложений

Брак: институт и его социальная критика

Приступая к изучению концепта брака в английской позднесредневековой культуре, мы, прежде всего, должны наметить себе основной ракурс этого исследования. Внимание в настоящей главе будет сосредоточено на социокультурных моделях брака как института английского общества, осмысливаемых известнейшими деятелями культуры того времени - Чосером, Литгейтом, Уиклифом, Мэлори - и безымянными творцами отдельных произведений, как вошедших в фонд шедевров английской и мировой классики, так и практически неизвестных отечественному читателю. Мы попытаемся изучить особенности его восприятия в социальной реальности, определить роль женщины в браке, а так же позитивные и негативные оценки брака как института в целом. Они вырабатывались в различных социо-культурных слоях общества, от церковной традиции и произведений богословской интеллектуальной элиты до творчества простого люда, хотя в последнем случае по причине нехватки источников пришлось сосредоточиться главным образом на городской культуре. Что касается «крестьянского пласта» культуры, то здесь мы, пожалуй, отчасти и с некоторой долей относительности располагаем лишь циклом «Деяний Робина Гуда» и «Видением о Питере Пахаре» Уильяма Ленгленда в качестве опосредованных источников.

На Третьем Латеранском Соборе в 1179 году седьмым каноном было запрещено взимание денег за совершение Таинств, в частности, за благословение брака ". Тем самым Собор подтвердил, что брак является Таинством, а значит входит в основу основ мистической жизни Церкви наряду с другими 6-ю Таинствами — Крещением, Миропомазанием, Покаянием, Евхаристией, Священством и Елеосвящением. Разработка учения о таинственной сущности брака к эпохе позднего средневековья имеет давнюю историю. В частности, Бенедетто Теста, ссылаясь на историка Церкви Шлейермахера, отмечает: «В 447 году Константинопольский Собор, в противовес манихейству, говорит о законности браков, заключенных не только между христианами, но и вообще между любыми мужчиной и женщиной. Это учение подтверждается на Первом Соборе в Браге в 561 году, совершенно определенно отказавшемся от какого-либо осуждения брака. В противовес излишне суровым учениям некоторых сект, Церковь постоянно подчеркивает святость и действительность браков, заключенных по правилам. В том же духе высказывается и Второй Латеранский Собор в 1139 году, а также Иннокентий III в 1208 году» Итак, в XII веке брак признается таинством и по нарастающей осознается как жизнеспособный социальный институт виднейшими представителями церкви и общества1 . При этом с точки зрения юридического аспекта он представляет собой явление гораздо более вариативное и аморфное, чем предполагало каноническое право.

Среди постановлений IV Латеранского Собора (1215 г.) 51 канон гласит, что священник не только благословляет брак, но и должен сначала объявить его, и исследовать, нет ли препятствий к браку - прежде всего, имеются в виду запрещенные до четвертого колена степени родства. И если священник «проявит небрежность», и незаконный брак будет заключен, то такого священника следует на три года отстранить от служения, или наказать еще суровей, как потребуют обстоятельства. Брак же признавался незаконным, даже если супруги не знали о препятствии (то есть проступок не был злонамеренным), дети от такого союза считались незаконными, союз подлежал расторжению, давность не имела смягчающего значения, но лишь утяжеляла вину. Таким образом, священник считается неотъемлемым участником совершения брака — он не только благословляет его, но и исследует его возможность, и объявляет его, без какого объявления брак считается тайным, а, следовательно, незаконным. Однако Ева Солсбери отмечает, что в период позднего средневековья «еще сохраняется «брак простой помолвкой» , несмотря на постановления IV Латеранского собора о непременном участии Церкви в заключении брака, per verba de praesenti является вполне законной процедурой вплоть до выхода Брачного Постановления Хардвика в 1753137. Коултон настаивает на том, что для заключения барака часто не нужно было не только согласия будущих супругов, но даже присутствия священника . «Публичное оглашение брака в глазах средневекового английского общества было достаточным условием его утверждения. Даже здесь, тем не менее, церковная служба, или освящение не считалась обязательной частью процедуры» - пишет Голдберг, приводя подобный инцидент в связи с браком Роберта Томклифа и Агнес Брэдфорд, заключенным в 1417 году .

«Служанка», «друг» и «госпожа» - роли средневековой английской жены в жизни мужа

В этом параграфе пойдет речь о жёнах, их роли в жизни семьи и тех культурных рефлексиях, которые отражали реальность. Было бы наивно предполагать, что средневековая английская культура не даст своим дочерям модели поведения женщин в браке, своего рода «программных образцов», в той или иной мере обязательных к исполнению. Естественно, означенная культура их предоставляла - например, прекрасный образец такой идеальной жены являет нам дидактическое произведение «Как добрая женщина наставляла свою дочь»" . Список примерных требований к идеалу супруги следующий: Описанную выше программу Никки Стиллер считает наиболее популярным - и репрезентованным как наиболее эффективный -«механизмом защиты» женщин от насилия со стороны мужей — защиты через полное подчинение. Ценились качества женщины как хорошей хозяйки - в указанной выше поэме несколько раз повторяется призыв, что она должна быть хорошей хозяйкой , именно на хозяйственных навыках делается акцент. Сьюзен Адри отмечает, что именно в этот период - XIII-XIV столетия - в литературе, предназначенной для женской аудитории, возрастает акцент на связь женщины и домохозяйства как «части семейного производства»" . И это также полностью совпадает с горизонтами ожидания любого исследователя средневековой эпохи. Если мы посмотрим на спектр брачности в зависимости от социального статуса женщин, то обнаружим, что не только аристократки, горожанки и крестьянки, но даже и служанки — самая зависимая и наименее состоятельная категория женщин - были замужем. Например, женская обслуга Вестминстера также часто имела замужний статус: женщины Вестминстера обслуживали не столько потребности монашества, сколько тех, кто учился в певческих или грамматических школах при монастыре" . Больницы и приюты также зачастую обслуживались женатыми парами" . Голдберг полагает, что статус прислуги и работа служанки часто являлась для женщины подготовительной ступенью ко вступлению в брак, при этом хозяева такие браки слуг и между слугами поощряли284. Хэнэволт отмечает, что «служанки стремились обратить свое жалование в небольшие участки земли порядка одного или двух акров, чтобы прибавить их к своему приданному»285. Неплохим подспорьем в этом деле оказывались и дары слугам по завещанию — одежда, овцы, небольшая сумма денег или солод" Институт прислуги порождал некоторую независимость тех женщин, кто работал в услужении — в частности, определенную независимость в выборе брачного партнера в соответствии с размером накопленной суммы приданого . Основным занятием женщины в браке по умолчанию было ведение домашнего хозяйства, которое предполагало множество навыков, включая управленческие" : «в крестьянском обществе женской сферой и местом был дом, двор и деревня; мужскими были поля, дороги и леса. Крестьянка вставала на заре и начинала свой будний день с того, что разжигала очаг, дабы согреть жилище и приготовить завтрак. Ежедневный женский круг работ представлял собой домашнюю рутину, включая стирку, готовку, пивоварение и элементарную уборку. Вдобавок она кормила домашний скот (коров и свиней) и птицу (кур и гусей). Огород и фруктовые деревья во дворе были также ее заботой. Ее повседневные дела гнали ее к деревенскому колодцу, к пивоварне и пекарне, в церковь, и возможно к таверне для доброй болтовни с деревенскими кумушками. Лишь время от времени сезонные работы требовали ее присутствия на полях — когда надо было пропалывать, или погонять быков во время пахоты, или собирать урожай» . Кроме того, женщины являлись помощницами мужчин в собственно мужских работах. Согласно реконструкции А.Ю. Воронцовой, сделанной на основе документальных источников, в повседневном быту замужнюю женщину окружали следующие предметы материального мира: «Среди домашней утвари мы встречаем предметы из латуни, железа, дерева, камня и олова. Широкое разнообразие кухонной посуды было представлено котлами и котелками, жаровнями, ступками, бочками, тазами и вертелами. Столовые принадлежности были представлены всевозможными тарелками, чашами, кубками, кувшинами, солонками, ножами и ложками. Из другой утвари встречаются стержни для занавесок, подсвечники, кочерга, железные подставки для дров, принадлежности для умывания, подвесной рукомойник, жаровни, каминные щипцы, латунная печь и ванна... Среди постельных принадлежностей, о которых особенно тщательно сообщалось в документах, упоминаются подушки, одеяла, в том числе и шерстяные, матрацы, перины, валики под подушки, покрывала и простыни. Помимо перечисленного, следует упомянуть о скатертях, столовых салфетках, полотенцах и подушечках для сидения... Стены зачастую были украшены гобеленами, а на окнах висели занавески». Быт замужней женщины, по наблюдению анонимного автора трактата «Святое девство», не всегда был раскрашен радужными красками: «Что если я спрошу тебя к тому же, хотя это покажется смешным, как будет чувствовать себя жена, приходя домой и, видя, что ее ребенок заходится криком, кот поедает копченую свинину, пес хозяйничает в кладовой, пирог сгорел в печи, а теленок высосал всё молоко, кувшин закатился в огонь, и грубиян бранит ее за всё это?» " .

Девственность и священный брак в социальном контексте

В предыдущей главе мы рассмотрели культурно-ментальные концепты и социальные реалии, связанные с браком и тем образом эюенщины, который мы, вслед за средневековыми авторами, обозначим как "Eva". Теперь же было бы логично перейти к зеркально-противоположному образу женщины -"Ave", или образу девы. Прежде всего, раскроем социальное значение концепта девственности в позднесредневековом английском обществе как этот образный концепт влиял на само общество, на повседневную жизнь и социальную реальность позднесредневековой Англии. Мы также постараемся проследить, как концепт девственности конструирует идеальный образ женщины в позднесредневековой английской культуре и определить его место и роль в системе ценностей и картине мира средневекового общества — таким, каким оно предстает в поле культурного гипертекста.

Нужно сказать, что темы брака и целомудрия сочетались довольно болезненно. Ярчайший пример — Маргарита Кемп, которая после своего обращения пожелала соединиться сакральным браком с Иисусом, и как следствие, отвергла своего мужа в качестве супруга, всячески противясь плотскому общению с ним408. С другой стороны, может сложиться полное впечатление того, что к сакральному браку с Христом она относилась также, как к реальному браку с земным мужчиной, и ее отказ в близости мужу как будто подтверждает это. Колин Фьюер, однако, полагает, что это не совсем так: «Хорошо известный пассаж в «Книге» Маргариты Кемп, в котором Маргарита воображает Христа своим «обрученным мужем» ("weddyd husbond") в ее брачной постели с ней самой .. . не идиосинкратическая или «истерическая» (как утверждают некоторые критики) манифестация, но часть респектабельного словаря мирского благочестия». По мнению Фьюера, видение Маргариты — это всего лишь одна из многочисленных форм репрезентации созерцательной жизни, а пассажи Маргариты являются своеобразным актом «самоавторизации», поскольку переносят священный авторитет с молитвы на медитативное созерцание, в которое она и была вовлечена .

Как отмечает Анке Верно, идеал женской девственности имел как «внутреннюю», так и «внешнюю» область бытования, причем социальная локализация девственницы была существенной проблемой для современников в исследуемый период. Так, было очевидно, что девственницы нуждаются в изоляции, но было совершенно неясно, где их следует поместить410. Однако обществу требовалось решение этой проблемы, и наиболее популярными из них были следующие: инкорпорация в монашество, изоляция внутри монашеской структуры, изоляция вне рамок монашеского движения, то есть, затвор. Рассмотрим подробнее эти формы социальной практики воплощения идеала девственности.

Традиционно наиболее широко распространенным способом социально-религиозной практики девства было пребывание в стенах конвента, что самым тесным образом связано с историей монашеского движения в Англии в аспекте женских структур его бытования.

Монашеское движение в Англии к позднему средневековью имело уже довольно длительную историю. Один из самых ярких в социальном плане моментов его истории — это ренессанс женского монашества, который наблюдался в середине и второй половине XI в., когда женские монастыри стали настоящим прибежищем для знатных вдов и сирот англо-норманнской войны. В последующие столетия количество монастырей неуклонно возрастает, но вплоть до позднего средневековья мы не можем говорить о его исключительной аристократичности - так, Элизабет Ван Хаутс приводит следующий факт: в «Деяниях Стефана» содержится запись о том, как в конце 1143 - начале 1144 гг. около Кембриджа возникла женская монашеская община, которую основали несколько женщин из окружающей местности (деревни или соседнего маленького городка), которые «предпочли вступить в монастырь недалеко от своих домов, а не принимать постриг в Чаттерисе, что возле Рэмси».

Похожие диссертации на Гендерные аспекты брака и девства в обществе и культуре позднесредневековой Англии