Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Творческая разработка болгарской коммунистической партией проблем культурного строительства в НРБ 29
1.1. Основные направления партийного руководства процессом развития культуры 30
1.2. Вопросы управления сферой культуры в деятельности ЕКП 57
Глава II. Развитие общественно-государственных форм управления культурой 72
2.1. Сущность и функционирование новой системы общественно-государственного управления культурой 72
2.2. Союзы творческой интеллигенции в условиях новой системы 86
2.3. Деятельность культурных учреждений по совершенствованию распространения и восприятия художественной культуры 105
Глава III. Роль советско-болгарского культурного сотрудничества в развитии болгарской культуры 122
3.1. Некоторые общие черты культурного сотрудничества стран социалистического содружества в 70-е гг 122
3.2. Советско-болгарские связи в сфере создания и распространения духовных ценностей 134
3.3. Направления и формы взаимодействия в области сохранения и восприятия художественных достижений 160
Заключение 174
Список основной использованной литературы и источников 179
Приложение таблиц и схем 208
- Основные направления партийного руководства процессом развития культуры
- Сущность и функционирование новой системы общественно-государственного управления культурой
- Деятельность культурных учреждений по совершенствованию распространения и восприятия художественной культуры
- Направления и формы взаимодействия в области сохранения и восприятия художественных достижений
Основные направления партийного руководства процессом развития культуры
Теоретическая и практическая деятельность Болгарской коммунистической партии от ее создания и до сегодняшнего дня является ярким примером последовательного и творческого применения принципов марксизма-ленинизма в области культуры.
В основе стратегии и тактики ЕКП в области художественной культуры лежит ленинское понимание ее места и роли в жизни общества, ее органической связи с политикой и практической деягельностью партии, с борьбой за социализм и коммунизм . Творческое усвоение маркоиоюксмяеншокого учения о культуре, методах формирования культурной политики БКП.
Вторым фактором являются прогрессивные, демократические традиции самой болгарской культуры и руководства ею. Начало марксистскому этапу в развитии эстетической мысли в Болгарии положил основоположник и создатель партии болгарских коммунистов Димитр Благоев, первым в своей стране обосновавший классовый характер культуры. "Любой художник, - писал Д.Благоев, - даже если он и не желает, вносит в свои произведения мысли, идеи, чувства среды, класса, партии, к которым он принадлешіт. Это неизбежно", Его эстетическая концепция была полностью подчинена задачам классового воспитания рабочих, повышения их социалистического сознания. Рассматривая значение работ Благоева для развития науки и культуры, советский ученый Д.Ф.Марков отмечал, что его деятельность является не только национальным достоянием, но и большим вкладом в мировую марксистскую эстетику и критику .
Продолжая дело Д.Благоева Георгий Димитров в свкет теорети-ческо и практическо pa ore, наряду й решением многих других вопросов, ольшое внимание уделил решснию задач культурной революции, культурного строительства, считая его составной частью процесса революционного прео разования о щества.
Показательно, что еще в начале 20-х гг. Г.Димитров глубоко раскрывал и проводил в жизнь ленинский принцип парти ности литературы и жиуоява. ажное значение в этой связи имеет его ста- В которой Димитров рассматривая вопрос о путях художественного творчества интеллигенции, говорил о двух возможных вариантах: безропотном служении капиталу в ожидании его милостыни и новом пути - пути организованной борьбы совместно с рабочими против капиталистической эксплуатации, пути "единства всех трудящихся, единства молота, серпа и пера, работников материального производства и работников производства духовных ценностей и благ"1.
Георгий Димитров был непосредственным руководителем строительства социалистической культуры в Болгарии, рассматривая ее важнейшим фактором всего процесса социалистического строитель- ства. "Мы считаем, - говорил он в частности о роли искусства, -что в системе всех мер, которые должны способствовать подъему нашей страны в экономическом, культурном и военно-политическом отношении, искусство во всех его видах является серьезным и весьма важным фактором. ... Мы рассматриваем искусство ..., как средство мобилизации моральных, духовных и физических сил нашего народа ... на творческий и неутомимый труд, как средство воспитания неугасимой любви к родине, готовности преодолевать трудности, средство воспитания воли народа и укрепления веры в собственные силы" .
После победы революции 9 сентября 1944 г. под руководством Болгарской коммунистической партии и при личном участии Г.Димитрова в стране были разработаны и осуществлены основы социалистической культурной революции. Особенно большое значение для определения главных задач в деле создания экономических и культурных основ социализма в Болгарии имел доклад Г.Димитрова на У съезде партии в 1948 году, в котором, в частности говорилось: "Выполнение ХОЗЯЙсІВЄНННх задач самым тесным образом связано с повышением культурного и идейного уровня болгарского народа. Поэтому необходимо уделить особенное внимание подъему культуры и идейно-политическому воспитанию масс города и деревни и трудовой интеллигенции в социалистическом духе" .
После Апрельского (1956 г.) Пленума ЦК БКП, на котором был выработан новый курс партии на развертывание творческой активности трудящихся во всех сферах общественной жизни, начался новый период и в культурном строительстве. Апрельская линия партии в области культуры есть последовательная линия, направленная на продолжение благоевско-димитровских традиций и опыта партии на культурном фронте, наиболее существенными сторонами которой являются "творческие поиски, научный подход к проблемам культурного развития страны, внимание к творцам и деятелям культуры, неустанная забота о всестороннем развитии художественного о творчества .
Третьим важнейшим фактором, влиявшим на формирование культурной политики ЕКП, было широкое использование опыта КПСС и советского государства в культурном строительстве. Большое методологическое и практическое значение для БКП имели документы КПСС - программа, материалы съездов, постановления центральных органов партии и т.д., аккумулировавшие в себе коллективный опыт культурного строительства в первой стране социализма.
"По своей глубинной сущности социалистическая культурная революция в НРБ, - отмечал секретарь ЦК БКП А.Лилов, - есть повторение в наших условиях социалистической культурной революции, которая раевернулась в Советском Союзе вслед за Великой Октябрьской социалистической революцией"1.
Партийное руководство развитием культуры - процесс конкретно-исторический. В 70-е гг. просматриваются прежде всего такие ведущие тенденции как четкий творческий курс в выработке генеральной линии политики и сгратегии в деле культурного строительства (общеполитическая функция) , постоянное совершенствование всего механизма организационной и идейно-воспитательной работы коммунистов в учреждениях культуры (конкретно-управленческая функция). Ведущей целевой установкой в них было - идейное воздействие партии на все стороны культурного строительства при последовательном закреплении этого воздействия всей системой необходимых организационных мероприятий.
"О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии" (1972), "О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе" (1974), "О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров" (1975), "О работе с творческой молодежью" (1976), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения" (1977), "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" (1978) и др.
Главная политическая задача партийного руководства в области художественной культуры состоит в разработке стратегии и тактики ее развития. Свою реализацию эта задача находит прежде всего в документах и решениях центральных органов партии, в трудах ее руководителей. Только за период с 1966 по 1980 гг. центральными органами БКЇЇ был принят целый ряд документов, которые охватывают широкий диапазон вопросов культурного развития - подъем художественной самодеятельности и внедрение промышленной эстетики,улуч-шение подготовки кадров и задачи развития отдельных видов культуры и искусства и т.д. (см. таблица I). Основным, наиболее характерным для этих документов является верность принципам марксизма-ленинизма и дальнейшее творческое приложение и развитие марксистско-ленинской теории культуры, классово-партийные подход и критерии при оценке художественных фактов и явлений. В этих документах определены такие основные направления совершенствования культурной сферы на современном этапе, как повышение качества и эффективности культурного развития страны; удовлетворение все более растущих культурных потребностей народа; совершенствование и организация культурной деятельности в условиях пятидневной рабочей недели, особенно на селе и в трудовых коллективах; реконструкция и модернизация материальной базы культуры, создание материально-технической базы культуры на основе реальных и перспективных демографических и социальных процессов; пути улучшения работы с кадрами и т.д.
Сущность и функционирование новой системы общественно-государственного управления культурой
В соответствии с решением ЦК БКЇЇ о реорганизации системы управления сферой культуры (1966 г.) по всей стране были избраны новые местные органы руководства культурой - окружные, городские, районные и общинные советы культуры и искусства. Более 1250 чел. было избрано в окружные советы, 3 тыс. - городские и более 9 тыс. - в сельские, а в целом в новые органы было избрано почти 14 тыс. работников культуры и искусства, ученых, рабочих и членов сельскохозяйственных кооперативов , В мае этого же года состоялся 1-й съезд деятелей болгарской культуры, в работе которого прини Мали участие 1800 делегатов со всей страны1, избравший Комитет по искусству и культуре - коллективный общественно-государственный орган руководства всей культурной сферой в стране и приняли устав Комитета, Это знаменовало начало нового этапа в культурной жизни страны. Постепенно формировалась организационная структура новых органов управления культурой, разрабатыались и утверждались нормативные документы, регламентирующие их деятельность,
В процессе утверждения новой системы руководства сферой культуры можно выделить два этапа: первый этап связан с переходом к общественно-государственному началу, созданием Комитета по культуре и искусству и местных советов. Второй этап начинается с создания Б 1974 г. национального комплекса "Художественное творчество, культурная деятельность и средства массовой информации" и утверждения новой структурно-функциональной модели национального духовного комплекса
Высшим органом руководства культурным строительством в стране является съезд работников болгарской культуры. Состоялось четыре съезда (1967, 1972, 1977, 1983). Съезды работников культуры утвердились в социальной жизни как крупные общественно-политические и культурные события с большим теоретическим и практическим значением. На них дается глубокий анализ состояния и проблем искусства и культуры на современном этапе, В свете партийных решений они намечают основные направления дальнейшего развития болгарской социалистической культуры. Съезды являются высшим выражением коллективной воли и мысли творцов и деятелей культуры.
В период между съездами одними из наиболее представительных и важных органов являются национальные конференции, собирающиеся дважды Б пятилетие. Решения внеочередных конференций приравниваются к решениям съездов. Очередные конференции обсуждают наиболее важные проблемы культурного развития. Так, последняя национальная конференция в 1980 году рассматривала вопрос о работе с молодой художественно-творческой интеллигенцией1. Обязательным для обсуждения на конференции являются вопросы работы местных советов культуры.
Единое общенациональное руководство культурным процессом в стране осуществляется Комитегом культуры. "Сочетая черты государственного органа и общественной организации, - указывается в Уставе Комитета культуры, принятом в 1977 г., - Комитет культуры осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью в области культуры министерств и других ведомств и творческих союзов. Как специализированный общественно-государственный орган, Комитет организует решение вопросов культуры в стране. Он исполняет координационные функции в совместной работе с творческими союзами, с общественными организациями и специализированными государственными органами и учреждениями по вопросам художественного творчества и культурной деятельности, а также деятельности средств массовой информации в соответствии с принципами общесг-венно-государственного начала" .
О своей работе Комитет отчитывается перед съездом работников культуры и Советом Министров, Из состава Комитета избирается исполнительное бюро, состоящее из председателя, его заместителя, главного секретаря и членов. Бюро отчитывается о своей деятельности перед Комитетом.
Основные задачи Комитета культуры состоят в обеспечении условий для Бсесгороннего развития и расцвета социалистического художественного творчества; сферы литературы; организации работы по борьбе против буржуазной идеологии и противодействию ей; разработке программ и методов совершенствования научного подхода и комплексного руководства культурной действительностью; координации строительства культурных учреждений на территории страны и развития материально-технической базы институтов и культурно-просветительских учреждений; руководстве местными советами культуры; популяризации достижений национальной и шаровой прогрессивной демократической культуры и т.д.1.
Для координации и руководства творческими союзами, общественными организациями и государственными органами при Комитете культуры созданы и действуют координационно-управленческие советы: совет председателей творческих союзов, направляющий деятельность творческих союзов в границах национального комплекса и сплачивающий художественно-творческую интеллигенцию; Совет общественных организаций, объеданяющий представителей Национального Совета Отечественного фронта. Центрального совета профсоюзов, ЦК ДКСМ, Всенародного Комитета болгаро-советской дружбы. Комитета болгарских женщин, общества по распространению знаний им.Г.Кир-кова и др., Совет государственных ведомств, в состав которого входят представители ряда министерств, а также Болгарской Академии Наук, телеграфного агенства, агенства "София-пресс", газеты Работническо дело". Эти советы координируют и направляют культурнуга деятельность в соответствующих сферах социальной практики. Руководят работой советов председатель Коште та или его заместители. Примером деятельности этих советов может служить обсуждение и принятие "Основных направлений дальнейшего развития и утверждения социалистической бытовой культуры населения НРБ", "Основных направлений совместной деятельности Отечественного фронта с звеньями национального художественного комплекса по эстетическому воспитанию трудящихся", совместная работа всех органов и учреждений в период подготовки и празднования 1300-летия Болгарского государства . Так, на практике Комитет культуры, объединяя деятельность государственных органов и общественных организаций, в своей деятельности "обеспечивает единство, научность и классово-партийный подход при решении вопросов культуры и средств массовой информации"о. в 1978 г. Национальная комиссия по социалистическим пи и обрядам.
Убедительную и плодотворную реализацию обществен ственная система получила, как отмечалось на 1У плену, культуры (1974 г.), в деятельности местных советов ку. "Как органы Комитета культуры советы культуры, - указывается в
Уставе Комитета культуры, - исполняют функции руководящих, коор Б целях концентрации усшшй для решения ответственных и важных задач создаются временно или постоянные комиссии Комитета культуры. Так, сейчас существуют две комиссии - Национальная комиссия эстетического воспитания, созданная в связи с выполнением национальной программы эстетического воспитания, и созданная в 1978 г. Национальная комиссия по социалистическим праздникам датирующих и контролирующих общесгвенно-государственных органов, Как специализированные органы соответствующего народного совета они объединяют руководство и управление всей деятельностью в области культуры и средств массовой информации по определенному населеннлчу пункту"1.
В деятельности советов прочно утвердились следующие принципы: демократический централизм, широкое представительство (по данным 1У съезда работников болгарской культуры в период с 1977 г. по 1983 г. окружными и общинными советами создано около 45 000 общественных советов и комиссий, объединяющих более четверти миллиона человек)2; принцип координации, означающий обязательность их решений для всех организаций, занимающихся культурной деятельностью в рамках данной местности, тесное сотрудничество в работе с партийными организациями и государственными органами; сочетание коллективности и единоначалия; гласность и отчетность в деятельности.
Деятельность культурных учреждений по совершенствованию распространения и восприятия художественной культуры
Непрерывное развитие духовно-культурной жизли миллионов людей представляет собой важную движущую силу дальнейшего строительства развитого социалистического общества и формирования соответствующего ему образа жизни. "Партия впредь будет применять комплексный подход при решении задачи все более полного удовлетворения основных материальных и духовных потребностей трудящихся, - отмечается в Программе ЕКПт- Партия приступит к радикальным решениям в этой области, учитывающим как нынешние потребности, так и перспективы завтрашнего дня, принимая во внимание не только количественные, но и структурно-качественные изменения потребностей"1 Важную роль в деле повышения творческой активности масс,приобщения их к художественным достижениям призваны сыграть учреждения, работающие в сфере сохранения культурных ценностей, прежде всего музеи и галереи. На конец 70-х гг. Болгария располагала 39 художественными галереями и художественными отделами в окружных и городских исторических музеях, 7 домами-музеями видных болгарских художников2, общенациональный фонд которых составляет примерно 22500 произведений живописи, скульптуры, графики, иконографии1. с целью совершенствования их работы в 1975 г. в Софии проведена была 1-я национальная конференция по проблемам художественных галерей и художественных отделов музеев, которой предшествовало совещание в Комитете культуры в 1972 г. На конференции рассматривались вопросы составления фондов, проблематики их комплектования, сохранения и экспозиции . Проблемам собирательской и экспозиционной работы этнографических музеев и отделов посвящен был симпозиум в Видше в том же году3. Истинным центром эстетического воспитания стала, например, художественная галерея имени В,Димитрова-Майстра в Кюстендиле. В ее постоянной экспозиции около 160 произведений этого известного болгарского художника и других. За 20 лет существования ее фонд увеличился в 10 раз и сегодня составляет более 1800 произведений. Ежегодно в залах галереи бывает свыше 45 тысяч ценителей искусства4.
Заботой о бережном отношении к памятникам прошлого, к истории своей страны проникнуто Постановление ЦК БКП от 14 марта 1975 г. об утверждении Национальной программы создания новых памятников в стране, в котором нашло свое воплощение стремление народа отдать дань почести героям национально-освободительной и революционной борьбы.
Для культурной жизни Болгарии 70-х гг. характерен процесс так называемой децентрализации культуры. Если ранее основная культурная жизнь сосредотачивалась в столице и еще двух-трех-крупных городах, то теперь положение существенно изменилось.Этому в значительной мере способствует и деятельность окружных комплексоБ "Культура". Всю страну охватывают различные литературные и культурные праздники: национальный омотр исторической драмы в Велико Тырново, национальный фестиваль юмора и сатиры в Габрово, Лауреатские дни "Катя Попова" в Плевене, национальный смотр народного творчества в Копривштице, фестиваль русской и советской песни "Алеша" в Пловдиве и многие другие.
В ходе этих праздников трудящиеся имеют возможность встретиться с известными деятелями культуры, беседовать с ними. Так, например, традиционными уже стали встречи трудящихся г.Ямбола с известной болгарской поэтессой Е.Багряна в рамках литературного праздника "Зори над Тунджей". В I98I г. Е,Багряна, принимая участие в празднике, встретилась с жителями села Недялско, где она в 191I г. начинала свой жизненный путь, работая учительницей в местной школе. Участники этой встречи образно назвали ее "Урок Багряны"1.
Значительно способствуют росту культуры во всех районах страны и общенациональные мероприятия-смотры, фестивали, конкурсы. Так, в смотре "Новая болгарская музыка-79" прозвучали 281 произведение 72 композиторов; в нем приняли участие 18 хоров, 3 симфонических оркестра, 2 музыкально-театральных коллектива, эстрадный оркестр, 2 духовых оркестра, оркестр народных инструментов, 2 камерно-инструментальных состава практически из всех районов страны . Важным средством активизации театральной жизни страны стали смотры болгарской драмы и театра. В них принимает участие все большее количество театров. Так, в У национальном смотре в 1974 г. приняли участие 33 драмтеатра, показавшие 63 постановки 37 болгарских пьес 23 авторов . Уже в У1 смотре в 1979 г. участвовали все 36 драматических и 14 кукольных театра страны. Только в заключительном этапе смотра зрители увидели 25 постановок 19 болгарских пьес 16 коллективами .
В конце 70-х гг. появилось новое перепек театральной политики - участие известных актеров столичных театров в спектаклях в других городах. Так, с большш интересом жи-тели Сливена в 1980 г. следили за игрой талантливых актеров Сте фана Гецова, Енчо Халачева, Златина Дончева в спектакле своего театра по пьесе Н.Островского "Лес" . Вошло в практику назначение известных режиссеров художественными руководителями провинциальных театров. Все эти почины отвечают стремлению найти пути уменьшения различий между художественным уровнем столичных и провинциальных театров,
Одной из оперативных форм приближения искусства к шссам стали летние культурные бригады. Врачанский окружной совет культуры, например, в 1977 г. с помочью таких бригад провел 125 концертов в поле, на строительных площадках, В 1978 г. количество концертов возросло до 141, а в 1979 г. силами территориального комплекса "культура"перед тружениками проведено 185 концертов .
Координируя и направляя деятельность по распространению художественных ценностей, территориальные комплексы привлекают к ней промышленные предприятия, совхозы. Так, на отчетно-выборной конференции окружного комплекса "Культура" Велико Тырновского округа в 1980 г. отмечалось, что благодаря содействию и помощи руководства агро-промышленного комплекса художественные выставки экспонировавшиеся ранее в шести населенных пунктах, имеющих картинные галереи, достигли еще семи сел.
Все эти мероприятия преследуют одну гуманную цель - сделать культурные ценности достоянием широких народных масс. В этом одно из глубоких отличий социалистического строя от порядков буржуазного общества, где делается все возможное, чтобы культурные достижения не стали доступны своему истинному потребителю - народу.
Ярким выражением степени приобщения народных масс к искусству является участие в художественной самодеятельности. Самодеятельное творчество охватывает все виды и жанры искусства - живопись, театр, музыку и т.д. О размахе этой деятельности свидетельствуют следующие данные: в 1980 г. в стране было 16494 самодеятельных художественных коллектива. Непрерывно растет число их участников - в 1970 г. оно составляло 397727 чел., в 1975 г. уже 422968 чел.2 Популяризации художественной самодеятельности активно способствуют проводимые национальные смотры и праздники. В 1974 г. прошел 1У республиканский фестиваль театральной самодеятельности, в котором приняли участие 98 театров .
Направления и формы взаимодействия в области сохранения и восприятия художественных достижений
С начала 70-х гг. в сотрудничестве музеев начался более высокий этап, характерной чертой которого является установление устойчивых двухсторонних связей на плановой основе и всесторонность этих связей, К концу 70-х годов непосредственные связи имели 24 музея обеих стран . Большой опыт прямых связей и сотрудничества накопили Центральный музей революции СССР и Национальный музей революционного движения в Болгарии, Государственная Третьяковская галерея и Национальная художественная галерея НРБ, Государственный музей М.И.Калинина и Национальный музей Г.Димитрова, Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник и Национальный музей "Рильский монастырь". Музей-панорама "Бородинская битва" и Национальный парк-музей "Шипка-Бузлуджа", Одесский археологический музей и археологический музей г.Пловдива, Краеведческий музей Ростова н/Д и исторический музей города-побратима Плевена, музей истории и реконструкции Москвы и музей Софии. Начало этой форме прямых связей и сотрудничества положили Центральный музей революции СССР и Национальный музей революционного движения,подписавшие в августе 1970 г. впервые в практике музейного дела Протокол о непосредственном сотрудничестве. Такие планы сотрудничества имеют на сегодняшний день все указанные музеи.
Сотрудничество на основе этих договоров осуществляется по следующим направлениям: проведение совместных научных экспедиций по сбору материалов, представляющих взаимный интерес; обмен политическими плакатами, обмен выставками музейных материалов; осуществление на паритетных началах научных командировок сотрудпиков обоих музеев для обмена опытом работы; комплектования материалов, участия в научных конференциях, совещаниях, симпозиумах, семинарах; обмен научной информацией в области музееведения (статьями, печатными изданиями).
Осуществляя научное сотрудничество, музейные работники Советского Союза и Болгарии провели в 1976 г. совместную встречу, на которой обсудили основные вопросы научно-экспозиционной и выставочной работы музеев, обменялись опытом работы1. Встреча состоялась в Москве и на ней выступили представители Этнографического музея Болгарской Академии наук, Комитета культуры НРБ, Национального музея "Рильский монастырь", -Окружного музея в г.Стара-Загора, Научная статья директора Национального музея революционного движения в Болгарии Т.Танева "Отражение Великой Октябрьской социалистической революции и ее закономерностей в музеях Народной Республики Болгарии" помещена была в сборнике научных трудов "Музейное дело в СССР", посвященном раскрытию задач музеев по пропаганде всемирно-исторического значения Октябрьской революции на современном этапе .
Эффективность сотрудничества особенно ярко проявляется в области комплектования музейных материалов и организации выставок. В это традиционное направление сотрудничества вносятся из-менения-от обмена фотодокументальными выставками осуществляется переход к обмену настоящими музейными выставками, в основе которых подлинные музейные экспонаты. Так в выставке, подготовленной сотрудниками Центрального музея революции "1905 год в изобразительном искусстве" представлено ряд подлинников1. Всего за 70-е гг. было направлено в Болгарию и Советский Союз не менее ЗО музейных выставок, примерно поровну с каждой стороны .
Из года в год возрастает количество научных командировок работников музеев по обмену опытом работы. В 1970 г. старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Азарко-вич В.Г. был направлен в Болгарию для изучения экспозиции и фондов Национальной галереи Софии3, в I97I г. в Болгарии побывали делегация музейных работников панорамы "Бородинская битва" и главный хранитель фондов Киево-Печерского историко-архитектур-ного заповедника В.А.Шиденко4, в 1977 г, представители Киево-ПеЧерского заповедника вновь побывали в Болгарии5 и т.д. Болгарские музееведы активно изучают опыт своих коллег из нашей страны. В I97I г. у нас стажировались художники-реставраторы Р.Габ ровска, П.Бранев, Ф.Лаков ; в 1972 г. - методист отдела музеев И памятников культуры Комитета культуры НРБ И.Янчев7. И др.).
Успешно осуществляя двухсторонние связи музейные работники СССР и НРБ сочетают их и с сотрудничеством на многосторонней основе. Так, осенью 1975 года в Болгарии была проведена научная конференция работников музеев на тему: "Роль и место музеев революционного и рабочего движения в классово-партийном и патриотическом воспитании народа и молодежи", в которой приняли участие представители из СССР, ВНР, ГДР, ПНР, ЧССР1. Проведение таких конференций, которые стали проводиться периодически в разных странах, способствует обогащению форм работы музеев как важнейших центров идейно-воспитательной работы.
Интересную совместную работу проводят в последние годы и библиотеки двух стран. В их деятельности в 70-е годы ведущую роль также стали играть непосредственные связи между библиотеками НРБ и СССР. Сегодня их поддерживают 5 библиотек обеих стран2. Только центральная научная библиотека Болгарской Академии Наук поддерживает 408 книгообменных связей с библиотеками, музеями, научными обществами, редакциями нашей страны . 33% ее книжного фонда составляют советские академические издания .
Расширился арсенал средств научного сотрудничества библиотек. Широко стали практиковаться такие формы как разработка сов местных программ по отдельным проблемам (например, по автоматизации библиотечных процессов), создание общих научных коллективов, подготовка совместных изданий, конференций. Так, в 1977 г. в Софии была проведена научная конференция на тему: "Болгаро-советское сотрудничество в области библиотечного дела и библиоте-кографиж", имевшая существенное значение для дальнейшего улучшения библиотечного и библиографического дела обеих стран.
Активно идет обмен специалистами сотрудничающих библиотек. В 1971 г. в нашей стране побывали директор Окружной библиотеки г.Хасково С.Стефанов и директор Окружной библиотеки г.Видина С.Рускова1; в 1972 г. - сотрудники библиотеки Кирилла и Мефодия В.Стоилова и В.Ласкалова и др.о Главный библиотекарь Государственной библиотеки имени В.И.Ленина участвовала в семинаре библи-огекарей детских отделов окружных библиотек Болгарии , сотрудни-отой же библиоиеко Р.Зотова читала курс лекций в Болгарии пу эопросам централизации сети чосударственлых библиотек4.
В годовых отчетах Общества советско-болгарской дружиы не рап отмечалась активная работв коллективного члена Общежбва библиотеки имени И.С.Тургенева в Москве по пропаганде болгарской литературы. Библиотека систематически организует книжные выставки, обцоры болгарской литературы, оформляет фотостенды, выпускает бюллетени отзывов читателей о произведениях болгарских прозаиков и поэтов, проводит вечера болгарской литературы и искусства1. Аналогичные формы работы проводят и другие библиотеки.