Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера Черниенко Ирина Борисовна

Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера
<
Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черниенко Ирина Борисовна. Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Ижевск, 2004 235 c. РГБ ОД, 61:04-7/532

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурно-историческая ситуация в Германии на рубеже XV - XVI вв 25

1. Основные тенденции общественно-политического развития 25

2. Особенности немецкого гуманизма. Нюрнбергский гуманизм 44

3. Немецкая живопись и графика к концу XV в. и влияние других мастеров на творчество Альбрехта Дюрера 63

Глава 2. Альбрехт Дюрер о личности 88

1. Личность Альбрехта Дюрера в автопортретах и автобиографических заметках 88

2. Тема Фортуны в произведениях Альбрехта Дюрера 105

3. Проблемы достоинства и разума человека 126

Глава 3. Общественно-политические взгляды Альбрехта Дюрера 152

1. Идеал ученого и педагогические взгляды художника 152

2. Представление о власти и идеал правителя 169

3. Крестьянская тема в творчестве Альбрехта Дюрера 189

Заключение 206

Список использованных источников и литературы 209

Список использованных художественных произведений 230

Введение к работе

В современной науке в настоящее время отчетливо наблюдается тенденция изучения определенных исторических условий через жизнь и творчество отдельных личностей. Проблемы самосознания в культурно-историческом контексте становятся все более востребованными. В последние годы в исторической литературе значительное место занимают биографические исследования гуманистов, политиков, ученых, представителей церкви, людей искусства. Антропологически ориентированная история актуальна и для изучения Европы на рубеже Средневековья и Нового времени.

Дополнительную актуальность проводимому диссертационному исследованию придает проблема «переходного периода». Эпоха около 1500 г. была отмечена многочисленными потрясениями в различных сферах общественной жизни и сопровождалась эсхатологическими ожиданиями, что зачастую создавало у человека ощущение незащищенности, требовало поиска основ для внутреннего самоуспокоения. Пути реализации этой потребности во многом зависели от того интеллектуального багажа, которым владел человек. Поэтому естественное желание успокоения часто выражалось в виде религиозных поисков, от мистических движений до требования обновления церкви, которые присутствовали в обществе задолго до тезисов Мартина Лютера. Глашатаями новых идей, назревавших в обществе, но еще не получивших широкого распространения, становятся ученые-гуманисты, несмотря на элитарность, оказавшие заметное влияние на формирование новой идеологии.

Современное общество, подверженное различным изменениям и встряскам, как и любое другое, все отчетливее ждет объяснения многих насущных вопросов, связанных, в том числе, и с определением места и роли личности в мире. Поэтому в настоящее время актуальным в гуманитарных науках является изучение вопросов ментальносте, социальной и индивидуальной психологии, образа мышления, умонастроений эпохи, ее поведенческих установок, системы духовных и ценностных ориентиров, исторических особенностей восприятия действительности - всего того, что составляет картину мира, неотъемлемую часть жизни человека. Исследование ментальных установок сейчас включается в качестве компонента в исследование социокультурной стратификации общества. Человек при этом рассматривается как представитель субкультуры, формирующей, главным образом, специфику его сознания и определяющей его поступки1. В связи с этим важным является вопрос о взаимоотношении и взаимовлиянии культуры образованного меньшинства и народной культуры. Решение такого рода задач способствует вскрытию значительного пласта исторических источников, как уже вовлеченных в научный оборот, но требующих усовершенствованных методик критического анализа, так и ранее неизвестных исследователю, но несущих в себе большой запас информации, тот самый «осадок», «след», оставшийся после исторического «опыта», о котором говорил М. Блок2. Кроме того, новый подход стремится преодолеть экстраполяцию современного понимания многих вопросов на действительность прошлого и создание некоего императива, исходящего из «духа эпохи», и призывает посмотреть на историю изнутри, глазами современников изучаемой эпохи. Только учет специфических исторических особенностей ментальности позволяет максимально приблизиться к пониманию чувств и мировидения людей того времени. Особенно заметен возросший интерес к данной теме в отечественной историографии, в которой до недавнего времени главное внимание уделялось вопросам социально-экономического развития и роли народных масс. Причинами некоторого невнимания ученых к проблеме внутреннего мира человека были кажущееся отсутствие убедительных источников и несовершенство методологических приемов. Исследование же творчества художников целиком отдавалось на откуп искусствоведам и историкам искусства, основной целью которых является изучение биографических материалов, стилистических особенностей эпохи, специальных искусствоведческих вопросов, методологических принципов и т.д. Не умаляя важности и необходимости решения подобных задач, следует признать, что для историков, занимающихся проблемами ментальносте и общественного сознания, большое значение имеют именно художественные источники, так как искусство является специфическим средством познания и оценки человеком мира, в котором он живет. В настоящее время динамика развития зарубежной и отечественной исторической науки позволяет проводить подобные исследования.

Изменения, происшедшие в общественной жизни Германии на рубеже XV - XVI вв. и связанные с развитием раннекапиталистических отношений в экономике, проникновением и укреплением в идеологической сфере идей гуманизма и Реформации, способствовали возникновению нового буржуазного самосознания и идеологии протестантизма. Альбрехт Дюрер в своем творчестве, начиная от автопортретов и заканчивая галереей образов его современников, стремился доказать ценность личности и ее не до конца реализованные потенциальные возможности. Изучение художественного и эпистолярного наследия Дюрера дает возможность понять многие аспекты развития личности на рубеже Средневековья и Раннего Нового времени, сложность этого перехода для человека, соответствие идеальных и действительных представлений о различных категориях общества Германии в конце XV — начале XVI вв.

Объектом исследования является Германия на рубеже XV — XVI вв., в которой сложилась особая культурно-историческая ситуация, обусловленная предреформационным состоянием общества, зарождением идеологии и мировоззрения Нового времени.

Предметом исследования является эпистолярное и художественное творчество А. Дюрера, которое в определенной степени находилось в рамках общих тенденций культурного развития, но, в то же время, содержало в себе значительный новаторский потенциал, повлиявший на культурный облик современной ему эпохи («эпоха Дюрера»).

В диссертационной работе поставлена цель - на основе изучения эпистолярного и художественного наследия реконструировать мировоззрение А. Дюрера, понимаемое как система взглядов на общество, власть, культуру, самого себя, ценностных установок, философских и эстетических представлений, в контексте современной ему эпохи.

В соответствии с поставленной целью и с привлечением комплексной источниковой базы решаются следующие исследовательские задачи:

1) дать характеристику основных тенденций и закономерностей исторического и художественно-эстетического развития Германии на рубеже XV-XVI вв.;

2) на основе автобиографических произведений составить психологический портрет художника, показать процесс становления, самосознания и самопознания, стремления определить свое место в социальной иерархии;

3) показать особенности осмысления в творчестве А. Дюрера философских категорий «разума», «достоинства», «фортуны», «судьбы», актуальных для мастера лично и для самоопределения европейской культуры в целом;

4) выявить в наследии А. Дюрера блок социально-политических взглядов и дать им развернутую характеристику.

Хронологические рамки исследования ограничены последней третью XV — первой третью XVI вв., периодом, на который приходятся годы жизни Альбрехта Дюрера. Этот период важен и для Германии, как время серьезных социально-экономических и идеологических изменений, связанных с зарождением Реформации, немецким Ренессансом, гуманистическим движением, социальными противоречиями, прежде всего мощными крестьянскими выступлениями, втягивавшими в свою орбиту все недовольные своим положением и оппозиционные старому порядку общественные силы.

Научная литература об Альбрехте Дюрере насчитывает большое количество публикаций в виде монографий, альбомов, каталогов, статей, как в отечественной, так и в зарубежной историографии.

В России одно из первых научных исследований творчества А. Дюрера было предпринято в монументальном труде А.Н. Миронова «Альбрехт Дюрер, его жизнь и художественная деятельность. К характеристике эпохи Возрождения в немецком искусстве» (1901), где автор прослеживает весь жизненный путь художника и, вместе с тем, дает характеристику искусства Северного Возрождения в целом3. А.Н. Миронов выделил в немецком искусстве XV - XVI вв. в качестве характерной особенности стремление немецких художников к таинственному и бесконечному; творчество же А. Дюрера, ренессансное по своей сути, сочетает в себе влияние как национальных особенностей, так и гуманистического направления.

Религиозные представления художника, особенно в связи с серией гравюр «Апокалипсис», вызывали пристальное внимание дореволюционных ученых. Д.С. Недович в книге «Апокалипсис Дюрера» (1915) анализирует роль откровения Иоанна Богослова в представлениях средневекового человека, относя это произведение А. Дюрера к готическому стилю, а самого автора к мистикам, чему не противоречат натуралистические черты в его творчестве4. В этом он соглашается с А. Бенуа, который в «Истории живописи всех времен и народов» (1912 - 1917) отнес Дюрера и его предшественников к готическому искусству5.

Вопросы, связанные с последними годами жизни художника, такие как отношение к Реформации и Крестьянской войне, к процессу «безбожных художников», последняя картина «Четыре апостола», поднимались в первой половине XX в. в работах А.А. Сидорова, В.М. Невежиной, А. Дуруса6.

А.А.Сидоров согласен с тем, что «Апостолы» выражают отношение Дюрера к Реформации, но созданы они не из страха быть обвиненным в ереси в связи с процессами, а как прямое указание на слово Божие в вопросах веры. Мнение А.А. Сидорова стало хрестоматийным и практически не претерпевает изменения в работах последующих исследователей творчества Дюрера. В.М. Невежина в небольшой книге, посвященной нюрнбергским граверам XVI в., подчеркнула актуальность творчества Дюрера для современников.

Во второй половине XX в. в отечественной науке ведущее место среди исследователей творчества А. Дюрера занимают Ц.Г. Нессельштраус и М.Я. Либман. В 1957 г. вышел в свет сборник дневников, писем, трактатов Дюрера, перевод для которого с ранненововерхненемецкого языка, комментарии и вступительную статью выполнила Ц.Г. Нессельштраус7. Ей же принадлежат книги и статьи о жизни и творчестве художника, в которых она отмечает глубокое противоречие творчества Дюрера — переплетение в нем готики и Возрождения8. Несомненным достоинством работ Ц.Г. Нессельштраус является подробный анализ многих спорных вопросов, поднимаемых в зарубежной историографии, посвященной А. Дюреру, раскрытие искусствоведческих сторон его произведений, отражение внутреннего мира художника. Она стремится также определить позицию Дюрера по отношению к положению художника в обществе, к религиозно-политической и культурной ситуации в Германии конца XV - начала XVI вв.

Углубленное изучение ряда вопросов, связанных с проблемой отношений художника и общества, художника и его учеников предпринято М.Я.Либманом9. В своих монографиях и статьях он характеризует особенности немецкого искусства эпохи Дюрера, выделив среди них его мистический характер, этически-религиозную направленность, пантеизм и возвышение повседневного, наличие народной тематики10. Это привело к развитию в Германии графического искусства, пейзажа, жанровой картины. М.Я. Либман показывает также новаторский характер наследия Дюрера, проявившийся как в его собственной творческой и научной деятельности, так и в вопросах воспитания молодого поколения художников.

Неоднократно исследовательский интерес (в немецкой историографии, например, представленный работами М. Вайнбергера, Э. Вальдмана, Ф. Винклера, Э. Панофского, Г. Рёттингера и др.) был направлен на достаточно широкую проблему - «мастерская Дюрера». Но преимущественно ученые обращались к вопросу об авторской принадлежности отдельных работ, вышедших из мастерской художника. Не менее важные вопросы о методах воспитания и обучения, применявшихся Дюрером, не рассматривались. Некоторые аспекты педагогического наследия Дюрера разрабатывал в нескольких статьях М.Я. Либман, который говорил о значимости новаторских принципов творческой и наставнической деятельности мастера: овладевание научными знаниями, поиск новых путей решения поставленных задач, отказ от слепого следования авторитетам. М.Я. Либман делает также вывод об утопичности планов Дюрера в современной ему Германии11. Большой вклад в изучение связи А. Дюрера с немецким гуманизмом XV - XVI вв. внес А.Н.

Немилов рядом теоретических статей и монографий . Автор выделяет специфические черты и хронологические рамки Северного Возрождения, вносит пояснения самого понятия. А.Н. Немилов отмечает двойственный характер немецкого гуманизма: его национальное и вненациональное начала, при этом он подчеркивает, что гуманистическое движение в немецких городах возникло, исходя из естественных потребностей городской культуры, а не путем искусственного перенесения итальянского гуманизма13.

Деятельность Альбрехта Дюрера как ученого исследуется в монографии Г.П. Матвиевской 4. Отдельные стороны творчества Дюрера затрагивают Н.М. Аране, В.И. Рутенбург, А.Ф. Лосев, Т.М. Котельникова, В.М. Володарский, Н.А. Багровников15. Удачную попытку научно-популярного изложения жизни и творчества А. Дюрера представляют собой работы СВ. Зарницкого, С.А. Львова, А.В. Степанова16.

Таким образом, в отечественной научной литературе сложилась серьезная школа изучения творческого наследия А. Дюрера. Но главное внимание, между тем, отводится искусствоведческой стороне, в то время как известные пробелы сохраняются в изучении его социально-политических и мировоззренческих взглядов, в вопросах самопознания и отношения Дюрера к качественным изменениям в структуре личности.

Зарубежная историография об А. Дюрере имеет глубокие традиции. Еще в XVII в. появляются произведения, жанр которых определяется как жизнеописания, среди прочих художников немаловажное место отводящие Альбрехту Дюреру17. XVIII в. характеризуется оформлением устойчивого научного интереса к истории немецкого искусства на рубеже Средневековья и Раннего Нового времени. В это время в искусствознании начинается переоценка художественного наследия Германии до Дюрера. В сочинениях И.-В. Гёте (1772), И.-Г. Мерка (1780) и др. отмечается не только итальянское влияние при формировании эстетических взглядов А. Дюрера, но и наличие национальных основ, впервые дается положительная оценка его предшественникам и готическому искусству вообще . Но подлинный всплеск восторга немецким искусством и Альбрехтом Дюрером в частности связан с романтизмом.

Если вплоть до конца XVIII в. шло в первую очередь прославление творчества Дюрера, то с XIX в. начинается научная разработка его наследия. Ученые XIX в. выдвинули главный вопрос: было ли и когда начинается Возрождение на Севере, вызвавший активную дискуссию в научной среде, продолжавшуюся в первой четверти XX в. В дискуссии выделилось две линии, отстаиваемые ее участниками: 1) в Германии не было Ренессанса вообще, все художники XV - XVI вв., в т.ч. Альбрехт Дюрер - представители позднеготического искусства (Г. Дехио, Б. Хендке и др.); 2) эпоха Возрождения в Германии начинается в конце XV в. и продолжается первые три десятилетия XVI в. (В. Вейсбах, К Бурдах, Г. Вёльфлин и др.)19. В это же время начинается переиздание трудов А. Дюрера и издание его неопубликованного наследия -писем, дневниковых записей и набросков научных сочинений20.

Среди искусствоведов первой половины XX в. главенствующее место занимает Г. Вёльфлин, швейцарский теоретик и историк искусств, который опубликовал ряд исследований, посвященных творчеству А. Дюрера, определив его как ренессансное искусство21. Позднее он в своей монументальной книге «Italien und das deutsche Formgefuhl» («Италия и немецкое чувство формы», в русском издании - «Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса» ) еще раз подчеркивает ренессансный характер творчества Дюрера, показывает, как в искусстве Дюрера формируется немецкое культурное сознание через восприятие итальянского Возрождения, хотя и предостерегает от автоматического перенесения черт итальянского Ренессанса на Север. Важное место среди исследователей А. Дюрера занимает Э. Панофский, защитивший в 1914 г. диссертацию «О художественной теории Альбрехта Дюрера», сосредоточив в дальнейшем свой интерес на взаимосвязи формы и содержания, анализе художественного символа. Подвергая критическому пересмотру методы, выдвинутые Г. Вёльфлином, ученый постулирует собственную систему искусствоведческого толкования, что воплотилось в создании иконологии - раздела искусствознания, имеющего целью уяснение содержательного контекста или подтекста. Именно в таком ключе написаны его монографии «Меланхолия 1» Дюрера, исследование ее источников и исторической типологии», «Идея. Понятие в теории искусства» , где через творчество Дюрера показано, как по мере перехода от классической древности к средневековью и Новому времени платоновская идея переходит из мира божественного в мир художественного воображения. Для Дюрера это являлось, с одной стороны, проявлением творческого гения, а, с другой стороны осознанием трагизма как невозможности установления всеобщего универсального критерия прекрасного, так и невозможности быть удовлетворенным простой имитацией реальности, как она дана нашим органам чувств24. В монументальных работах «Альбрехт Дюрер» (1943), «Жизнь и искусство Альбрехта Дюрера» (1955), а также ряде статей, вышедших в разное время , Э. Панофский обращается к выявлению принципов «скрытого символизма», сформировавшихся в искусстве раннего Северного Возрождения.

Историография первой половины XX в. изобилует общими трудами, посвященными жизни и творчеству А. Дюрера. Кроме работ Г. Вёльфлина и Э. Панофского, ставших уже хрестоматийными, следует выделить монографии Э. Флехзига, В. Вэтцольдта и др. В. Вэтцольдт в своем монументальном труде «Дюрер и его время» характеризует творческий путь художника, выделив ряд тем, среди которых определенный интерес для данной диссертации представляют главы, посвященные собственной характеристике Дюрера, крестьянам, Дюреру и Реформации, а также вопросу о служении и свободе. В. Вэтцольдт отмечает нравственно-религиозный характер немецкого Ренессанса, использует вслед за Я. Буркхардтом понятие «открытие личности». Вместе с тем, эту новую личность он определяет не с точки зрения художественной или научной категорий, но как высоконравственную личность, открытую и освобожденную Реформацией Лютера .

Интерес Г. Рупприха был направлен на вопрос о взаимосвязи гуманизма и Возрождения в немецких городах, в частности, о дружеских отношениях А. Дюрера и В. Пиркгеймера и первом путешествии художника в Италию28. В качестве доказательства этой поездки ученый приводит записи Пиркгеймера, учившегося в это же время в Италии. Г. Рупприх отмечает большую степень влияния гуманистических идей Пиркгеймера на формирование мировоззрения молодого Дюрера. Линию Г. Рупприха продолжил Э. Райке, опубликовав письма В. Пиркгеймера и подробные комментарии к ним .

Во второй половине XX в. были продолжены исследования некоторых спорных моментов биографии А. Дюрера. Раннему периоду жизни художника посвящена книга X. Людеке, в которой он обратился к работам молодого Дюрера в годы странствий в качестве подмастерья, когда им были выполнены гравюры к «Кораблю дураков» С. Бранта . X. Людеке развил мысль о реализме в ранней графике Дюрера, являющимся одним из признаков Ренессанса, тем самым подтвердив идею о качественном изменении немецкого искусства уже в конце XV в. и избавлении его от средневекового символизма.

Интерес исследователей вызывает спорный вопрос об отношении А. Дюрера к Крестьянской войне 1525 г. и процессам, происходившим в это время в Нюрнберге. В. Фрэнгер считает, что отношение Дюрера к восставшим крестьянам выражается в «Проекте памятника крестьянам», являющимся насмешкой над побежденными. Наиболее убедительным кажется мнение Я.Бялостоцкого и Э. Ульманна, что название памятника лишь маскирует его истинный смысл, в действительности Дюрер сочувствует крестьянам. Его «побежденный» - не разбойник, а, скорее, оплакивающая свое разорение жертва31.

Активный интерес к творчеству А. Дюрера вновь проявился в связи с 500-летием со дня рождения художника. В 1971 — 1972 гг. выпущены сборники статей «Окружение Альбрехта Дюрера», «Альбрехт Дюрер. Время и труды», «Альбрехт Дюрер. Искусство в прорыве»32, в которых поднимаются вопросы об отношениях Дюрера с гуманистами, о влиянии художника на искусство соседних стран, о политическом и социальном окружении А. Дюрера, о научном вкладе Дюрера и др.

В последние десятилетия изучением художественного наследия А. Дюрера занимаются Ф. Анцелевский, Э. Ульманн33 и др. Ф. Винцингер в монографии проследил основные этапы биографии и творческой жизни художника на основе его собственных свидетельств, хотя работа не позволяет получить цельное представление о мировоззрении Дюрера34. Э Ульманн продолжил это направление, использовав источники личного происхождения для характеристики развития личности Дюрера. Он пришел к выводу, что яркое раскрытие личности художника, рост его самосознания произошли не благодаря каким-либо внешним условиям, в которых он сформировался, но в силу его личного успеха, его неординарных способностей . В 1999 г. А.-Ф. Айхлер был выпущен альбом об А. Дюрере, в основу которого лег проблемно-хронологический принцип построения материала . Она отмечает новаторский характер деятельности Дюрера, рост его самосознания, в котором немалую роль играют новые экономические, политические и культурные условия, сложившиеся в Германии в конце XV - начале XVI вв.

В настоящее время интерес к Альбрехту Дюреру не ограничивается только искусствоведческой тематикой. Так, например, статья Г. фон Гревенитца, посвящена изображению личности автора в произведении как средству философского осмысления комбинаторной структуры окружающего мира — в его единстве и множественности его проявления . Г. фон Гревенитц исследует рисунки на полях молитвенника императора Максимилиана І в качестве источника научной реконструкции определенного метода мышления художника, выразившемся в отношениях между собственным «Я» и изобразительным стилем. На основе этого автор делает вывод о росте самосознания Дюрера.

Знакомство с историографией, посвященной жизни и творчеству Альбрехта Дюрера, позволяет сделать выводы, что, во-первых, разносторонность личности Дюрера и его творческой деятельности уже длительное время привлекают внимание ученых, каждый из которых стремится найти свое место в изучении этой темы. Во-вторых, научная литература, посвященная Альбрехту Дюреру, очень богата и плодотворна. На ее страницах нашли отражение многие аспекты преимущественно биографического и искусствоведческого характера: спорные и неясные моменты жизни, религиозные взгляды и отношение к Реформации, различные толкования его произведений, анализ особенностей техники их создания и т.п. В-третьих, несомненную важность имеет полная публикация письменного наследия Дюрера. Тем не менее, следует признать, что до сих пор некоторые аспекты его мировоззрения, такие как социально-политические, философские взгляды, вопросы формирования личности, еще мало изучены. Эта тема перспективна не только для искусствоведения, но имеет значимость и для исторической науки.

Источниковая база диссертационного исследования представляет собой комплекс письменных и изобразительных источников, взаимно дополняющих друг друга и способствующих более полному раскрытию темы. Любой источник имеет двойную природу - он часть общей системы культуры и одновременно продукт творчества индивида. Источники личного происхождения - дневники, письма, автобиографические записки — являются своеобразным «опорным камнем» гуманистической реконструкции исторической реальности38. Поэтому исследование эпистолярного и художественного творчества Альбрехта Дюрера предполагает установление как его соответствия общим, принятым в рассматриваемую эпоху тенденциям культурного развития, так и уникальной субъективности, личного вклада художника в национальную и европейскую культуру. Все источники, привлекаемые в работе, опубликованы в различных собраниях эпистолярного наследия А. Дюрера или отдельно. I. Письменные источники представлены повествовательными произведениями и имеют разнородный характер, определяемый жанром отдельных текстов. Ценность нарративных источников заключается в том, что они позволяют помимо прямого текста получить дополнительные сведения об их авторе благодаря стилю изложения, особенностям идиоматических оборотов и т.д. Среди письменных источников необходимо выделить следующие принципиально важные жанры:

1. Дневниковые записи А. Дюрера39, освещающие различные этапы его биографии, опубликованные в собраниях его сочинений. Таковы семейная хроника (1524), в которой Дюрер изложил по записям своего отца историю своей семьи от рождения Альбрехта Дюрера-старшего, «Памятная книжка», дошедшая до нас только в виде четырех фрагментарных записей (1502, 1503, 1507 - 1509, 1514) на одном листе, в которых Дюрер сообщает о наиболее взволновавших его событиях, «Дневник путешествия в Нидерланды» (1520 -1521), самая длинная из автобиографических записей, где художник скрупулезно описывает свое путешествие в расходах, покупках, встречах, художественных работах и т.д. Хозяйственные записи перемежаются с весьма любопытными описаниями мест, где художник побывал, предметов старины и искусства, которые встретились ему в Нидерландах. Дюрер увлеченно описывает встреченные им зрелища, страстно призывает Эразма Роттердамского встать на защиту Лютера. «Дневник» — богатейший источник разнообразных сведений как о самом Дюрере, так и о его эпохе.

2. Переписка художника, его опубликованные письма, адресованные друзьям-гуманистам, бургомистру и членам городского совета, заказчикам и др40. Наиболее полно представлена серия из десяти писем, адресованных В. Пиркгеймеру, написанных Дюрером во время пребывания в Венеции в 1506 г. Девять писем Я. Геллеру, датированные 1507 - 1509 гг., демонстрируют отношения заказчика и художника, но, вместе с тем, являются источником для изучения вопросов самосознания художника. Остальные письма, составленные в период с 1507 по 1526 годы, обращены к различным людям из окружения А. Дюрера и содержат интересные сведения, проливающие свет на многие вопросы не только биографического, но и мировоззренческого характера.

3. Трактаты по теории искусства41, написанные и подготовленные к печати А. Дюрером, полное название которых «Руководство к измерению с помощью циркуля и линейки в линиях, плоскостях и целых телах, составленное Альбрехтом Дюрером и напечатанное на пользу всем любящим знания с надлежащими рисунками в 1525 году», «Некоторые наставления к укреплению городов, замков и местностей» (1527), «Здесь заключены четыре книги о пропорциях человеческого тела, найденных и описанных Альбрехтом Дюрером из Нюрнберга на пользу всем любящим таковую науку» (1528), а также рукописные наброски к ним и незавершенной «Книге о живописи». Особый интерес представляет «Эстетический экскурс» в конце третьей книги трактата о пропорциях, где Дюрер излагает свои художественные принципы, имеющие ценность не только искусствоведческую, но и историческую, как важный источник по изучению вопросов самосознания мастера и его педагогических принципов.

4. Надписи и сигнатуры, сделанные рукой художника на его произведениях, несут весьма интересные сведения о мыслях, внутреннем состоянии художника в различные периоды его жизни. Ценность этих надписей состоит в том, что многие из них почти не привлекались в отечественной науке в качестве исторических источников и не были опубликованы. Часть записей сделана скорописью на немецком языке позднее создания картины или рисунка, имеющих для автора личное значение (например, автопортрет, портрет матери, портрет учителя и др.). Отдельно стоят надписи, специально выписанные или выгравированные на произведениях на латыни или немецком языке в качестве развернутой сигнатуры художника или описания личности изображенного. 5. Труды, письма, дневники его современников42 (В. Пиркгеймера, К. Шейрля, И. Нейдерфера, Э. Роттердамского, И. Камерария, Л. Шпенглера, А. Осиандера и др.), в которых даются отзывы о Дюрере, общественно-политическая критика, описывается ситуация в Нюрнберге, что позволяет сделать выводы об отношении к художнику со стороны его современников, оценке его нравственных качеств, социально-политических пристрастий и т.д.

П. Среди многочисленных исторических источников, привлекаемых исследователями для изучения ментальных основ общества, немаловажную роль играют изобразительные материалы43, которые можно разделить на две группы.

1. Живописные произведения, исчисляемые сотнями и представленные в различных каталогах и альбомах, созданные мастером в различные периоды его творчества и имеющие как светский (прежде всего, портреты и различные акварели пейзажного типа), так и религиозный (крупные алтарные композиции и небольшие картины на библейские сюжеты) характер. Галерея автопортретов и портретов современников служит ценным источником изучения эволюции представлений мастера о достоинстве, самосознания личности и др.

2. Высокую информативность для данной темы исследования имеют многочисленные графические работы А. Дюрера - его гравюры на дереве (ксилографии) и на меди, а также свободные зарисовки, рисунки углем, серебряным карандашом, пером. Обращение к графике у Дюрера постоянно, но наиболее плодотворными с точки зрения создания гравюр были периоды конца XV в., 1510 - 1515, 1520-е гг., когда художник создал свои самые сильные произведения. Ценность рисунков заключается в том, что они представляют отражение сиюминутного видения художником модели, пейзажа, сюжета и наиболее близки к действительности.

Особенностью этого типа источников является обилие имплицитной информации, скрытой от исследователя за внешней стороной произведения. Вместе с тем, именно эта особенность делает изобразительные источники привлекательными для изучения мировоззренческих установок Альбрехта Дюрера. Кроме того, следует заметить, что интерпретация художественно-изобразительных источников a priori предполагает элемент авторского субъективного восприятия, прочтения (анализа) и изложения. Предложенные в диссертации выводы являются результатом личного отношения исследователя к изучаемой проблематике.

При изучении таких категорий, как личность, ментальность, мировоззрение всегда на первый план выступает задача выбора адекватной и эффективной методологии и методов исследования, которые бы позволили оптимальным образом провести комплексный анализ как специфических художественных, так и письменных источников.

Общим методологическим принципом является теория социокультурной модернизации, специфика которой состоит в том, что ее предметом является не только культура, но «целостная деятельность», взаимопроникновение явлений культуры и социальных отношений, их исследования развиваются одновременно и дополняют друг друга. В настоящей диссертации этот методологический принцип был реализован, с одной стороны, в виде анализа жизни и творческой деятельности Альбрехта Дюрера, его мировоззрения, ценностных установок, самосознания и самопознания, психологического склада, формирования идей и идеалов на фоне соответствующей исторической эпохи. С другой стороны, в исследовании присутствует стремление показать саму эпоху в преломлении неординарной личности, тонко чувствовавшей многие изменения в обществе и современной ему культуре, стремящейся осмыслить и отразить эти порой глубокие изменения в своих разнообразных произведениях.

Выбор методов исследования в диссертационной работе определяется поставленными целями и задачами, а также материалом источников. Заявленная тема может рассматриваться как полидисциплинарная, она находится на стыке нескольких наук - истории, искусствоведения, философии, культурологии, психологии. Современная наука, обогащенная накопленным гносеологическим опытом, разработанными методиками, научными школами, конкретными полученными результатами не в состоянии пока дать исчерпывающий ответ на вопрос: как изучать Человека, Личность? Этим вопросом задаются представители самых разных наук и научных направлений, создающих своеобразные частные образы человека, не соотнесенные с общим представлением о нем. В последнее время все чаще звучит убежденность в необходимости интегративных исследований, которые бы могли использовать достижения смежных областей знания. Данная диссертация также находится в русле такого понимания роли личности в истории и культуре и такого теоретико-методологического подхода к решению заявленной темы. Разнообразие исследовательских методик обусловлено сложностью самой проблемы и ее комплексным характером.

Раскрытие темы предполагает использование, во-первых, проблемно-хронологического метода - поэтапного решения поставленных задач, когда каждая задача рассматривается как отдельная проблема, но сущностно связанная с другими. Этому методу соответствует структура работы (параграф - это самостоятельное исследовательское поле). Во-вторых, перспективным для подобных исследований, связанных с изучением исторической личности, видится применение сравнительно нового культурно-психологического метода, разработанного американским ученым Дж. Брюнером44. Суть идеи Брюнера состоит в том, что человека как личность формируют не только его социальные связи, но и, прежде всего и в большей степени, культура, которая создает инструменты, помогающие нам составить представление о себе и своих возможностях45. Можно сказать, что культура становится посредником, инструментом во взаимоотношениях личности и социума. В связи с Альбрехтом Дюрером этот метод весьма актуален, т.к. художнику была близка идея творческого самовыражения и самосознания и самоидентификации посредством отражения и создания культуры. В-третьих, традиционным для работ биографического плана является применение историко-культурного метода, разработанного М.М. Бахтиным и подразумевающего анализ исторических условий деятельности личности, рассмотрение специфики культурной жизни в определенный момент времени, когда культура испытывает на себе влияние всех сфер жизни (социально-экономической, политико-идеологической, религиозной) и проецирует этот объемный социальный опыт на человека.

В-четвертых, одним из важнейших способов получения скрытой информации является применение герменевтического метода, подразумевающего непрямое истолкование источника (как письменного, так и изобразительного), выявление его смыслов, анализ текстов и произведений искусства как содержащих личностно-психологический стиль. В настоящее время существуют различные методики работы с источниками личного происхождения, такими как автобиографии, письма, дневники, записки и мемуары46. Основными принципами подобных исследовательских технологий являются: выяснение исторического контекста источника, определение цели создания, принципы ретроспекции, взаимоотношения автора и читателя, учет символичности, метафоричности, имплицитности текста.

В рамках герменевтики целесообразно и оправдано использование метода критического анализа источников, а также метода непрямого наблюдения (когда по определенным объективным данным человека — внешность, поступки, слова и т.п., можно судить о его внутреннем мире, поставщиком информации служат вышеупомянутые типы и виды источников).

Диссертационное исследование проведено с опорой на теоретико-методологические разработки ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области философии и истории культуры: А.С. Ахиезера, Л.М. Баткина, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, М.Я. Либмана, А.Ф. Лосева, А.Н. Немилова, О. Бенеша, Я. Буркхардта, В. Вёльфлина, Э. Панофского.

Настоящая диссертация затрагивает малоизученные аспекты мировоззрения А. Дюрера, такие как философские воззрения мастера, социально-политические взгляды (крестьянская тема, идеал ученого и властителя), вопросы формирования самосознания личности. Научная новизна обосновывается не только недостаточной изученностью в отечественной и зарубежной исторической науке поднимаемых проблем, но и стремлением включить эти вопросы в контекст актуального исторического поиска в сфере позднесредневековых представлений о современной эпохе. Цель данной работы удаляет ее от традиционных искусствоведческих исследований, ориентированных на анализ того или иного произведения искусства как художественного целого. Творческое наследие А. Дюрера выступает не столько в качестве памятника культуры, сколько в значении специфического исторического источника, несущего социальную информацию.

Привлеченный источниковый материал и поднимаемые в диссертации вопросы позволяют впервые рассмотреть взгляды художника как цельную мировоззренческую систему на фоне эпохи и показать эту эпоху глазами одного из современников.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в дальнейшей научной работе в области изучения индивидуального и общественного сознания (историческая психология), теории и истории культуры соответствующего периода, эпохи Реформации в Европе, в области семиотики (культурной интерпретации изобразительных рядов), в рамках междисциплинарных исследовательских направлений, при подготовке монографии. Некоторые положения диссертации могут войти в общие курсы лекций для вузов, общеобразовательных и специализированных школ по истории мировой художественной культуры, культурологии, соответствующие специальные курсы по истории гуманизма и Возрождения. Материал диссертации может найти применение при подготовке учебных пособий.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, в которых решаются поставленные задачи, заключения с основными выводами по теме, списка использованных источников и литературы. Исследование снабжено приложением со списком использованных художественных произведений.

Основные тенденции общественно-политического развития

Германия конца XV в., входившая в состав Священной Римской империи, представляла собой государственное образование без единого политического и хозяйственного центра, единой системы мер и весов, единого денежного обращения. Зарождавшееся капиталистическое производство в условиях раздробленной Германии не могло иметь той государственной поддержки в виде политики меркантилизма, в которой оно нуждалось на ранней стадии своего развития47. Огромную роль в такой обстановке играли имперские князья, формально являвшиеся ленниками императора, на деле же имевшие достаточно большую автономию. Благодаря старым феодальным привилегиям они обладали исключительным правом на разработку рудников и лесных угодий в принадлежавших им землях, монопольным правом на чеканку монеты, установление и взимание торговых и пограничных пошлин и т.д. (княжеские регалии и монополии). Руководствуясь частноправовыми интересами в своей экономической политике, территориальные князья зачастую рассматривали предприятия, возникавшие на подвластных им территориях, как объекты феодально-княжеских доходов. В результате перспективы развития нарождающихся раннекапиталистических элементов, по мнению М.М. Смирина, уже в самом начале находились в зависимости от социально-политических изменений в стране4 . Экономический подъем и Реформация в Германии первой четверти XVI в. способствовали усилению экономического могущества княжеской власти и росту политического суверенитета имперских князей .

Социальный состав господствующего класса был крайне разнообразен. Относительно немногочисленной группе имперских князей противостояла основная масса дворянства: держатели мелких имперских ленов, рыцарство, мелкое землевладельческое дворянство и ленники имперских князей50. Источниками их доходов в начале XVI в. помимо традиционной феодальной ренты были средства, полученные от инвестиций в горно-плавильное и другие производства, ростовщичество, служба при дворе (в западных немецких землях) или в качестве ландскнехтов. Денежные средства, полученные с помощью ростовщичества или предпринимательства, вкладывались дворянством преимущественно в феодальное землевладение и строительство замков . Рыцарство как сословие пребывало в состоянии кризиса. Во-первых, в результате усовершенствования огнестрельного оружия и создания института наемной армии - ландскнехтов, резко снизилась их военная роль; во-вторых, попытка поправить свое пошатнувшееся материальное положение за счет ужесточения феодальной эксплуатации зависимого крестьянства в условиях развития товарно-денежных отношений и зарождающегося капиталистического уклада оказывалась безуспешной и приводила к росту крестьянского недовольства; в-третьих, их интересы находились в сильном противоречии с интересами территориальной княжеской власти, что в условиях возросшего влияния князей неминуемо вело к подчинению рыцарства52. Наиболее значимой силой, находящейся в противостоянии княжескому суверенитету, особенно в экономической сфере, являлись города Германии. Наивысшего экономического расцвета средневековые немецкие города 27 достигли в XIV - XV вв.5 В результате исторического развития сложилось три основных категории городов: 1) имперские, непосредственно подчиненные императору и исполнявшие по отношению к нему вассальные повинности, но со временем приобретшие большую независимость даже по отношению к своему сюзерену (Любек, Гамбург, Бремен, Аугсбург, Нюрнберг, Франкфурт и др.); 2) вольные города, положение которых было близко имперским, но они освобождались от уплаты имперских налогов и поставки ополчения (прежде всего, это старые епископские города Майнц, Вормс и др.); 3) княжеские города, подчиненные князьям, но управление в большинстве случаев находилось в ведении городских советов (Брауншвейг, Росток и др.). Наиболее сильными как в экономическом, так и в политическом плане были имперские и примкнувшие к ним вольные города, незначительные различия между которыми окончательно стерлись уже в XVI в. Их количество в 1521 г. достигало 8 5-ти54. Некоторые ученые говорят даже о существовании в средневековой Германии городской «цивилизации», представленной этой группой городов55. Их свобода была подорвана Аугсбургским религиозным миром 1555 г., а после Вестфальского мира 1648 г. окончательно ими утрачена. Социальная структура городов представляла собой довольно сложную картину. Процесс накопления капиталов способствовал быстрой имущественной и социальной дифференциации городского населения, разорению мелких и средних ремесленников и торговцев. В среднем 3-5 % населения сосредоточивало в своих руках более 50 % всей собственности в городах56. В Нюрнберге, согласно данным Р. Эндреса, зажиточная верхушка в конце XV — начале XVI вв. была более широкой и составляла 6-8 % всего бюргерства. Значительнее был и средний слой состоятельных ремесленников и купцов, хотя точных цифр привести не представляется возможным из-за 28 отсутствия в Нюрнберге налоговых книг57. Именно верхушка городского населения представляла собой патрициат, отличительными признаками которого являлись совмещение занятия торговлей и ростовщичеством с участием в управлении городом, а также участие в феодальном землевладении, что часто способствовало слиянию патрициата с феодальной аристократией . Политическая история немецких городов XIV - XV вв. развивалась под эгидой борьбы цехов с патрициатом за главенство в политической жизни. Несмотря на победу цехов в Швабии и Рейнской Германии, патрициат удержал свои позиции в ганзейских городах и во Франконии, в том числе в Нюрнберге59.

Личность Альбрехта Дюрера в автопортретах и автобиографических заметках

В современной науке актуализируются антропологический подход к истории, обращение к человеку, изучение его внутреннего мира, роли личности в обществе. При этом возможны как теоретико-методологическое изучение, так и исследования, связанные с характеристикой конкретных исторических личностей. По мнению Э.Ю. Соловьева, «...обезличенная история в конце концов просто перестает быть человеческим опытом, на котором можно учиться»200. В последнее время в медиевистике и ренессансоведении данное направление привлекает повышенное внимание. Тем не менее, вопрос о сущности понятия «личность» остается открытым.

Основная причина видится в сложности и многообразии главных составляющих этого понятия. Биологическая или индивидуально-психическая составляющая личности включает в себя все врожденные черты характера, способности, осознание «Я», самореализацию, самовыражение, ответственность за поступки, внутренний духовный мир. Социальная составляющая - участие человека в разнообразных общественных отношениях и связях, приобретаемые в результате этого общения качества: «Чтобы определить личность надо определить круг ее общения» . Социальное нпчало выражается в реальных поступках, способности отдельного человека влиять на массовое сознание и обратной способности массового сознания подчинять себе психологию человека. С точки зрения общественной пользы практическая деятельность личности может иметь позитивное, негативное, нейтральное значение. В любом обществе личность приобретает еще и особую культурную составляющую - уникальное сосредоточение духовных, нравственных достижений своего коллектива или даже всей современной эпохи.

Имя знаменитого немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471 — 1528) хорошо известно как специалистам в области истории культуры Возрождения, так и широкому кругу читателей. Обстоятельства его жизни, особенности художественного творчества издавна являются объектом научного интереса, имеют глубокие традиции, представляют собой значительный пласт историографии202. Проецирование сложной проблемы личности на биографию Альбрехта Дюрера, комплексный подход к анализу его повседневной жизни и профессиональной деятельности позволяют под несколько иным углом зрения посмотреть, прежде всего, на его социальный статус, включенность в систему разнообразных и многоуровневых связей. Привлекательной выглядит сама идея создания историко-психологического портрета одного из ярчайших представителей немецкого Возрождения.

Естественно, следует заметить, что это будут скорее «штрихи к портрету», «замечания на тему», нежели цельный обобщенный образ. Во-первых, абсолютное постижение человека, даже с учетом всего научного арсенала, нам не доступно. Человек - величайшая тайна мира, не раскрывшая всех своих загадок. Интересен сам диалог с автором.

Во-вторых, перенесение конкретных индивидуальных черт А. Дюрера на художников современной ему эпохи, выявление «типичной личности» немецкого Возрождения в целом вряд ли возможно и доказуемо. Хотя подобные взгляды бытовали в Германии со времен романтизма и «дюреровского ренессанса» вплоть до 30-х гг. XX в., когда творчество А. Дюрера получило еще и идеологическое истолкование . Работы последующих десятилетий преодолели односторонность такого подхода204. Тем не менее, на долгое время Альбрехт Дюрер стал символом своего времени, с именем которого ассоциируется непродолжительный период высокого развития немецкого искусства в конце XV - начале XVI вв., получивший название «эпоха Дюрера».

В-третьих, немалые трудности связаны с источниками возможных реконструкций. Сохранилось большое количество свидетельств современников А. Дюрера и представителей других эпох о нем. Но основной материал дают его собственные труды - эпистолярное наследие, дневники, личные записи, научная литература, изобразительное творчество, в частности серия автопортретов, дающих возможность не только представить внешность художника, но и понять, каким видел или хотел видеть себя сам мастер. Методологическим основанием для работы с автопортретами и автобиографиями как историческими источниками является признание того, что к этим жанрам человек обращается, как правило, в сложных жизненных ситуациях, которые характеризуются как кризисное или послекризисное состояние личности205. Эта модель реализации своего «Я» в творчестве применима и к Альбрехту Дюреру.

Даст ли в итоге овладение всем комплексом источников объективное знание о человеке? По-видимому, цель будет отдаляться по мере приближения к ней. Альбрехт Дюрер не ставил перед собой задачу помочь нам узнать его. В творчестве он лишь отражал свое видение мира, свои знания, чувства, эмоции, весь жизненный опыт. От того, насколько удастся понять его замыслы, зависит успех исследования - человек на фоне эпохи, эпоха в человеке.

Любой портрет начинается с внешнего облика. Дюрер оставил многочисленные автоизображения, по всей вероятности, действительно близкие к реальности, так как они подтверждаются описанием внешности художника, сделанным, например, Иоакимом Камерарием в предисловии к латинскому изданию трактата о пропорциях 1532 г.: «Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы...довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бедра, крепкие и стройные голени» . Особенное восхищение Камерария вызывали изящные пальцы художника. Сам Дюрер придавал огромное значение внешности 207 человека, считая, что в ней ярко проявляются черты темперамента .

Изучая характеристики А. Дюрера, данные ему современниками, следует принимать во внимание, что авторы восхищались им, прежде всего как художником и переносили его профессиональные качества на повседневное поведение. Многочисленные свидетельства позволяют выделить ряд черт мастера, которые условно можно представить как «светские» - любезность и обходительность, остроумие и порядочность, делавшие Дюрера в глазах окружающих послушным гражданином и талантливым оратором; «религиозные» - благочестие, набожность, добродетельность как важные качества доброго лютеранина; «интеллектуальные» - мудрость, проницательность, тщеславие, честность, усердность, в молодости — эмоциональность и восприимчивость, в старости — спокойствие и рассудительность . Все это интересные внешние описания, дающие первое впечатление о человеке. Нет сомнений в том, что личность максимально раскрывается только через свой внутренний духовный мир, самооценки, самосознание. Мысль о взаимосвязи жизненной активности и поступков человека с осознанием собственного «Я» кажется весьма продуктивной209. 92 Обращение художника к собственной персоне, жизнеописанию на рубеже XV-XVI вв. было необычным даже для Италии (отдельные автобиографические заметки оставил, например, Л. да Винчи, но скорее как хозяйственную книгу), не говоря уже о более традиционной средневековой Германии. Автопортреты рубежа XV - XVI вв. написаны, как правило, в жанре in assistenza210, т. е. представлены не самостоятельно, а внутри больших композиций211.

Представление о власти и идеал правителя

При изучении творческого наследия Альбрехта Дюрера большой интерес представляют социально-политические взгляды художника. Не имея статуса придворного художника, как это было со многими его коллегами-современниками, Дюрер, тем не менее, внес значительный вклад в создание и утверждение идеала властителя своего времени. Чтобы понять специфику положения Дюрера в системе властитель — подданный / заказчик - мастер, рассмотрим политическое устройство Германии конца XV - начала XVI вв., которое определялось ходом исторического развития страны на протяжении длительного времени.

Германия с X в. входила в состав Священной Римской империи, которая с 1485 г. стала именоваться «Священная Римская империя германской нации».

Это объединение имело чисто формальное значение, т.к. на деле оно представляло собой «рыхлый наднациональный союз более или менее независимых государств и политических образований»400. Структура управления империей в конце XV в. не была четко разработана, отсутствовали такие атрибуты сильной централизованной власти, как развитая система государственного аппарата, единый административный центр — столица (ставка императора). К началу XVI в. территории, входившие в состав империи, были достаточно обширны: помимо собственно германских и австрийских земель под формальным влиянием династии Габсбургов, возглавлявших империю, находились Нидерланды, Бургундия, Люксембург, Чехия, Швейцария и др. Власть королей не являлась наследственной. После издания Карлом IV «Золотой буллы» (1356 г.), основного конституционного акта, они избирались коллегией семи князей-курфюрстов церковного и светского происхождения большинством голосов, начиная с 1438 г. только из династии Габсбургов. Принятие германским королем императорского титула возможно было только из рук Римского папы, но уже с конца XV в. обращение к папе становилось формальностью. После правления Карла V (1519 — 1556) титул императора присваивался новому королю автоматически в момент избрания.

Огромная империя оставалась политически раздробленной. К концу XV в. в ней насчитывалось около 350 так называемых императорских чинов: помимо семи князей-курфюрстов к ним относились светские и церковные иерархи (князья, архиепископы, епископы, прелаты), императорские ленники (графы, бароны), имперские вольные города, не считая огромного колическтва рыцарства401. Все чины кроме рыцарства имели свое представительство на рейхстагах - общеимперских собраниях знати, структура которых более четко оформилась только к концу XV в. В них были созданы три курии: высшую составляли курфюрсты, вторую — светские и духовные князья, третью — горожане. Ввиду того, что бюргерство, среднее дворянство и часть духовенства являлись на рейхстагах представителями сословий, а князья и курфюрсты олицетворяли собой территориальное представительство, можно говорить о двойственной природе германского рейхстага, которая мало способствовала четкой и эффективной работе центрального органа власти402. Формально законотворческие возможности рейхстага были велики, но на практике отсутствие слаженной общеимперской исполнительной власти сводило новые законы лишь к рекомендациям, выполнение или невыполнение которых зависело от внутренней политики территориальных княжеств. Большей властью обладали ландтаги - сословно-представительные органы отдельных земель и княжеств, участие в которых могли принимать только привилегированные сословия - от феодальной знати до городской верхушки. История создания этих представительных органов напрямую связана с борьбой сословий с княжеской властью за свои интересы, свободы и привилегии, за участие в соуправлении землями403. Особую активность в этом вопросе проявляли города, являвшиеся основными налогоплательщиками в своих землях. Финансовая зависимость князей от сословий, в том числе городов, вынуждала княжеский двор к сотрудничеству с последними в решении основных государственных вопросов. А.Ю. Прокопьев, на основании данных по архиепископству Магдебургскому, назвает подобную систему «сословно-княжеским дуализмом», явившимся результатом длительной борьбы сословий за участие в политической жизни территорий404.

Главным содержанием политической жизни Германии рубежа XV — XVI вв. было нарастание социальной напряженности, проявлявшейся в виде крестьянских выступлений, заговоров, столкновений между оппозиционными силами и властями в городах. Другим направлением политической жизни Германии конца XV - начала XVI вв. было усиление рыцарской оппозиционности. Падение его значения как военного сословия совпадало с тем, что оно же олицетворяло собой процесс феодальной реакции. Выражение недовольства, осложненное внешнеполитической обстановкой, было настолько всеобщим, что повсеместно ощущалась необходимость реформ, как единственного средства предотвращения социальной катастрофы и укрепления имперской власти405. В конце XV в. наметились две основные тенденции в политике реформ. Первая, состоявшая в попытке создания централизованной власти, при финансовой поддержке имперских городов и опоре на постоянную армию, была представлена императором. Но все проекты, начиная с середины XV в., и вплоть до попытки проведения Максимилианом I в 80-90-е гг. XV в. имперских реформ, завершились провалом406. Большая часть слоев населения осталась недовольна проектами: князья не пожелали уступить императору своей политической власти, города теряли часть своих привилегий (как и рыцари), городские низы и крестьяне не получали ничего. Вторая тенденция выражалась князьями, целью которых являлось обособление и создание собственных государств по образцу ренессансных тираний Италии.

Похожие диссертации на Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и ее видение в творчестве Альбрехта Дюрера