Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Англия и Шотландия на рубеже XVI века.
1. Развитие социальных институтов Англии и Шотландии в XV - первой половине XVI века стр.33-47
2. Централизация королевской власти и положение высших дворянских сословий и влиятельных клановых семей в Шотландии во второй половине XV - XVI веках стр.47-67
3. Англо-шотландские отношения и их влияние на развитие внешнеполитических отношений в Западной Европе в XV - начале -ХУІвека стр. 67-93
Глава 2. Особенности Реформации в Шотландии.
1. Предпосылки развития Реформации в Шотландии стр.93-98
2. Сущность и ход Реформации и ее влияние на политическую борьбу за власть в Шотландии стр.98-115
Глава 3. Международное положение Шотландии и позиция западноевропейских монархий в 40-е-80-е гг. XVI в.
1. Борьба политических партий при королевском дворе Шотландии в 40-е- 60-е годы XVI века стр. 115-118
2. Франко-шотландские отношения в годы малолетства г Марии Стюарт.(1542-1543)...-. стр.118-126
3. Франко-шотландские переговоры и результаты посольства Жака де ля Броса стр. 126-133
4. Вмешательство Англии во внутриполитические отношения Шотландии и положение Марий Стюарт (в период с 1548 по 1587
годы) стр. 133-149
Заключение стр. 149-155
Список использованных источников и
Литературы
- Развитие социальных институтов Англии и Шотландии в XV - первой половине XVI века
- Предпосылки развития Реформации в Шотландии
- Борьба политических партий при королевском дворе Шотландии в 40-е- 60-е годы XVI века
Введение к работе
Международное положение Шотландии в XV - первой половине XVI века рассматривается в контексте внешней политики крупнейших западноевропейских монархий: Англии, Франции и Испании.
Начало и середина XVI века для Шотландии были последним периодом ее независимости от Англии. В этом качестве независимое королевство Шотландия в XVI веке представляло собой арену для вмешательства в ее внутренние дела ведущих политических держав Западной Европы в ходе европейской Реформации. Противостояние крупных стран Запада — Франции, Англии, Испании - определилось борьбой католического лагеря против политических сил, возглавлявшихся сторонниками Реформации. Проблема Реформации - одна из важнейших в истории XVI века. Вопросы региональных особенностей Реформации, общественных движений, внутренних гражданских войн имели яркое отражение во внешней политике государств. Испания стояла во главе католического лагеря, во Франции сохранение позиций католической церкви вело к расколу общества, Англия провела Реформацию сверху, то есть церковь была поставлена под контроль монарха, но в английском обществе оставались политические силы, сочувствовавшие католической церкви. Весь комплекс сложных общественно-политических противоречий находил отражение на международной арене. В борьбе католичества и протестантизма поиск союзника определял международные, контракты.
Независимое королевство Шотландия, географически связанное с Аглией, в XVI веке представляло определенный интерес для Европейских держав. Англия не оставляла надежд на объединение с Шотландией, а для врагов Англии, то есть для католической Испании и давнего соперника Франции, вмешательство во внутренние дела. Шотландского королевства могло означать открытый вызов Английскому государству.
Борьба за установление гегемонии в Шотландии разгорелась между Францией и Англией в XV - XVI веках, особенно сильно. Именно тогда Шотландия, на короткий срок позволив Франции стать своим союзником, в последний раз добилась относительной стабилизации на международной арене.
Целью данного исследования является доказательство того факта, что Шотландии выступала сильным игроком на внешнеполитической арене на рубеже XV - XVI веков, способным продолжать оказывать военное сопротивление английским притязаниям на шотландский трон, а также то, что к концу XVI века Шотландия была внутренне готова к выбору Англии в качестве своего .союзника в силу политических, экономических и религиозных перемен в шотландском королевстве.
Для достижения поставленной цели важным представляется изучение следующих вопросов:
- развитие социальной структуры шотландского общества. В связи с этим необходимо ознакомиться с изучением, истории социальных институтов Шотландии и Англии на рубеже XV - XVI веков, положением клановых семей и могущественных дворянских группировок в конце XV века и вмешательством королевской власти во внутреннюю клановую структуру шотландского общества с целью ослабления гегемонии клановых семей и усиления королевской власти;
- значение англо-шотландских отношений в системе международных связей начала и середины XVI века; объяснение роли Шотландии во внешней политике Англии и Франции в конце XV - середине XVI века;
- сущность шотландской Реформации и её влияние на внутреннюю борьбу и внешнюю политику Шотландии;
- внешнеполитическое положение Шотландского государства во второй половине XVI века, после проведения церковной реформы. Отношение Франции, Англии и Испании к проведенной в Шотландии Реформации и дальнейшая судьба Шотландии на международной арене.
Объект исследования - горная и " равнинная Шотландия со всем комплексом присущих ей элементов общественной структуры и совокупностью внутриполитических и внешнеполитических отношений.
Предметом изучения является международное положение Шотландии на мировой арене в конце XV - 80-х годах XVI века.
Хронологические рамки работы ограничены концом XV - 80-ми годами XVI века. Данный период изучения проблемы обусловлен интересом к переломному периоду существования независимости Шотландии, когда Ь вследствие борьбы с влиятельными клановыми семьями в государстве сформировались две полярные по своим интересам политические группировки, выступающие за дальнейший путь развития государства либо в качестве союзника Франции, либо суверена Англии. Именно в данный период Шотландии было необходимо окончательно определить свой путь развития, так как наряду с еще более быстрым экономическим развитием соседних европейских государств (в особенности Франции и Англии) необходимость межгосударственного альянса для Шотландии стояла на первом месте. Данное обстоятельство и обусловило усиление вмешательства во внутреннюю структуру шотландского королевства Франции и Англии. Каждое из этих государств руководствовалось своими собственными, похожими факторами для обладания Шотландией. Важнейшим из них было усиление экономического могущества за счет расширения своих территорий. Не менее важным фактором было укрепление собственных границ Европейских держав, поскольку Шотландия являлась своеобразным «буфером» между Францией и Англией, что могло обезопасить как Францию, так и Испанию от прямого вторжения со стороны Англии. Другим решающим фактором в определении актуальности выбора хронологических рамок данного исследования является реформационное движение в Шотландии, которое сделало это королевство крайне привлекательным союзником в .противостоянии католических сил Реформации. Карта была разыграна в дипломатической игре и военной политике государств.
История развития Шотландии в XVI веке доведена в настоящем исследовании до 1587 года, года казни шотландской королева Марии Стюарт. Именно в период ее правления в Шотландии активизировалось вмешательство во внутренние и внешние дела государства-таких мировых держав, как Англия, Франция и Испания, что особенно важно с точки зрения изучения международного положения Шотландского королевства. Со смертью Марии Стюарт и восхождением на престол ее сына Якова VI (I) Шотландское государство как независимая держава прекратило свое существование, участие Франции и Испании во внутренних делах Шотландии ослабло.
Источниковая база данного исследования представлена на материалах документальных источников, сочинениях хронистов, мемуарах, письмах, юридических документах. . t
К первой группе источников относятся официальные регистрационные документы, «Источники по истории Шотландского государства» под редакцией В. Дикинсона.1 Акты шотландского парламента, собранные в издании В. Дикинсона, содержат частную переписку шотландских государственных деятелей, хроники, крупных исторический событий XVI века, дают важные сведения по истории развития Реформации в Шотландии как общественно-религиозного явления. В этих источниках отражена реакция шотландских университетов на перемены в религиозной жизни страны, а также все крупные политические события, прямо или косвенно обусловившие религиозный переворот.
Документальные источники раскрывают историю Реформации в Шотландии.
Основные источники шотландской Реформации принадлежат перу выдающегося деятеля шотландской реформации Джона Нокса. Будучи учеником Жана Кальвина, Джон Нокс начал свою деятельность в Шотландии с проповедей кальвинистского протестантизма, принимал участие в издании Женевской Библии. В годы реакции против реформаторов в Шотландии Нокс был сослан во Францию, затем долгое время читал свои проповеди в Англии. Вернувшись в Шотландию в середине XVI века, он развернул религиозную деятельность, направленную на изменение духовной жизни государства. Джон Нокс стал лидером организации «Лордов Конгрегации», которая в 1560 году на заседании шотландского парламента окончательно закрепила протестантизм в Шотландии в рамках основного догмата религии протестантов - «Конфессии веры». Выдающаяся работа Джона Нокса, «История Реформации в Шотландии»1, написана с точки зрения его собственного восприятия событий, свидетелем которых был сам автор. Как идеолог шотландской Реформации, он глубоко оценивает основные события, раскрывает истинные причины Реформации и ее влияние на политическую и социально-культурную жизнь шотландского общества.
Другие труды Джона Нокса собраны и систематизированы в работе Д. Ланга. В собрание включены ранние сочинения реформатора Нокса -«Божественное письмо предупреждения; или наставления верующим в Лондоне», изданное в Лондоне в 1554 году, «Первый трубный глас против чудовищного правления женщин», изданное в Женеве в 1558 году.
Вторая группа источников - хроники - представлена в данном исследовании на примере работ следующих хронистов.
Роберт Линдсей из Питскотти, автор, хроники, написанной между 1576 и 1579 годами, современник изучаемого нами периода, вхожий в высшие круги шотландского общества (к сожалению, нам не так много известно об авторе данного произведения) рисует яркую картину социального развития Шотландии и организации государства при Якове III (1460 - 1488) а также Якове II (1437-1460)1. Интерес к хронике Роберта Линдсея вызывает захватывающий анализ состояния Шотландского королевства во время правления данных шотландских королей, положение Шотландии на международной арене. Однако, данную хронику необходимо анализировать с особой осторожностью, поскольку автор неоднозначно относится к позиции правления и Якова II, и Якова III, субъективно выделяя те или иные положительные или отрицательные стороны их внутренней и внешней политики.
Еще один хронист - современник, Френсис Бэкон (1561 — 1626), автор «Истории правления короля Генриха VII», мыслил свою «Историю» как начало истории Англии между завершением войны Алой и Белой роз и объединением Англии и Шотландии2.
В «Историю» включен значительный материал по истории судопроизводства, в особенности законодательства и организации судебной системы Английского государства. История Англии рассматривается Ф. Бэконом в тесной связи с историей Шотландского королевства: военные столкновения, заключение многочисленных соглашений, - факты, свидетельствующие об активной политике" и характере отношений между этими государствами. Безусловная позиция автора здесь — неизбежность объединения Англии и Шотландии путем подчинения Шотландии английскому королевству, вследствие относительной слабости Шотландии на международной арене.
Р. Холиншед, автор хроники, описывающей события в Шотландском государстве в XV - первой половине -XVI века3, представляет обширный материал по международным отношениям европейских государств, особенно выделяя Шотландию и ее роль в борьбе за свою независимость с Англией. Хроника содержит богатый материал о военных столкновениях обоих королевств, здесь можно найти сведения и о внутриполитическом развитии Шотландии, и об истории правления шотландских королей. В данном источнике слабо прослеживается отношение самого автора к международному положению Шотландии в заданный период, однако, ознакомившись с ним, можно с уверенностью говорить о несомненно важном значении Шотландии на международной политической арене в конце XV - первой половине XVI века.
» Сведения по истории франко-шотландских отношений содержатся в «Хронике» французского хрониста Жана Фруассара (1337-1404), современника Столетней войны.1 Хронист долгое время являлся придворным писателем короля Франции Людовика XII, поэтому он владеет довольно богатым материалом по истории дипломатических отношений крупнейших европейских держав XIV века. Несмотря на то, что XIV век не является объектом данного исследования, предыстория отношений Шотландии и Франции, содержащаяся в «Хронике», дает нам обширный .материал по истории развития «Традиционного союза» Шотландии и Франции, а также англо-французских отношений во время Столетней войны и участия Шотландии в ходе военных действий. Автор, несомненно, является приверженцем про-французских „ интересов по отношению к Шотландскому королевству, и поэтому многие события в его описании трактуются именно с позиции, выгодной французскому монарху, где Шотландия могла бы выступать лишь как орудие для защиты Франции против английской агрессии.
История франко-шотландских отношений в середине XVI века отражена в хронике «Две Миссии Жака де ля Броса.- История Шотландии в 1543 году и журнал осады Лейса», принадлежащем перу Жака де ля Брос, французского t! королевского придворного, человека, удостоившегося чести быть посланником воли французского короля Людовика XII в Шотландии. Судя по тому, что автор предисловия к «Описаниям» Гледис Дикинсон упоминает о Жаке де ля Брос как о «держателе кубка короля», он мог стать королевским посланником для решения политических дел в союзническом для Франции государстве. Однако соавтором «Описаний», по свидетельству Г. Дикинсон, мог быть и спутник Жака де ля Брос граф Менаж, о котором последний упоминает в предисловии к своему произведению как о своем соратнике и коллеге. Это работа французских авторов в очередной раз отражает позицию Франции по отношению к Шотландскому государству. XVI века, раскрывает стремление Франции контролировать внешнеполитическую и внутриполитическую жизнь шотландского королевства. Данный источник впервые используется нами, его анализ сделан в тексте диссертации в связи с освещением событий, характерных для международных отношений"XVI века.
Третья группа исследуемых в данной работе источников представлена на материале мемуаров.
История развития отношений Испании и Шотландии содержится в «Мемуарах» Филиппа де Коммина, которые вышли в свет в 1524 году. В течение XVI - XVII веков появилось несколько изданий этого сочинения французского историка XV века. «Мемуары» были в дальнейшем переведены почти на все европейские языки.2
Филипп де Коммин (1447 - 1511) долгое время был личным советником французского короля Людовика XI (1461 -"1483), его личным биографом, и после смерти короля на время сохранил влияние при французском дворе. Его «Мемуары» дают яркую картину внутриполитических отношений во французском государстве XV века, вражды между бургундскими герцогами и французскими королями, а также отчасти - раскрывают специфику франко-шотландских отношений в XV веке. Интерес к данному источнику вызван тем, что в нем мы находим сведения о внутреннем положении Шотландии в конце XV века, подтверждающие рост влияния .королевской власти в Шотладском королевстве, а также показывающие влияние усиления королевской власти на рост интереса Франции к Шотландии как союзника в борьбе с Английским - государством.
Четвертая группа источников, письменные документы, раскрывает историю международного положения Шотландского государства в середине XVI века. Это переписка английского короля Генриха VIII с регентами шотландской королевы Марии Стюарт, и со своими государственными советниками.1 Анализ данного источника позволяет воспроизвести картину внутриполитической борьбы в Шотландии, формирующей дальнейший раскол политических группировок на про-французскую и про-английскую. В письмах Генриха VIII четко прослеживается усилие монарха ослабить могущество профранцузской группировки в Шотландии путем привлечения регентов Марии Стюарт на сторону Англии.
Переписка Марии Стюарт с Елизаветой I и с монархами крупных держав Европы - Франции и Испании - до ее пленения в Англии и во время его, также представляет богатый материал, свидетельствующий о внешних связях шотландского королевства накануне Унии корон 1603 года, причем данный материал представлен как .бы «изнутри», посредством описания интриг королевского двора Шотландии2.
Большая часть источников по истории Шотландии на международной арене XVI века представлена в виде исторических трудов современников. Несмотря на то, что репрезентативность этих источников не всегда абсолютна, поскольку они выражают субъективный взгляд автора на происходящие события, эти источники предоставляют богатый материал, позволяющий воссоздать общую картину участия шотландского королевства во внешнеполитической истории Западной Европы в XVI веке.
Богатый фактический, материал по истории Шотландского государства конца XV — XVI веков можно получить из юридических документов (актов шотландского парламента, . раскрывающих историю мирных договоров, различных соглашений между Шотландией и европейскими государствами).1 Данные источники характеризуют внутреннюю и внешнюю политику Шотландии, определяют ее позицию в отношении противоборствующих сил на конфессиональном и политическом уровне.
В отечественной историографии проблема особенностей политического и социального развития Шотландии в XV - XVI веках, а также ее международного положения изучается в контексте общих работ по истории Западной Европы и в частности Шотландии. Мы имеем возможность проанализировать в основном лишь труды советских ученых начиная с 70-х годов XX столетия, в силу того, что до этого времени проблема социального развития Шотландии не изучалась российскими историками отдельно.
История Шотландии в целом привлекала внимание российских и советских ученых. Это объясняется тем, что именно во второй половине XX века в Шотландии стало развиваться направление изучения шотландской истории в ее социально- политическом аспекте, что сделало возможной доступность многочисленных источников и трудов английских и шотландских ученых для советских исследователей.
В числе общих работ по международному положению Шотландии в первой половине XVI века можно выделить «Историю дипломатии»2, «Историю Европы с древнейших времен до наших дней»3 и «Историю Шотландии» Г.И. Зверевой. Все они затрагивают политические и социальные аспекты развития шотландского государства, анализируют положение шотландского государства на международной арене в период с начала формирования шотландской народности (около V века нашей эры) до потери Шотландией своей независимости, а отдельные работы, такие, как работа Зверевой Г.И., доводят историю Шотландии до периода, современного исследователям.
В числе общих работ по истории шотландского королевства можно выделить изучение историографии шотландской истории начиная с XIX века. Данным вопросам посвящены работы Г.И. Зверевой, в которых исследователь выделяет позитивную роль шотландских ученых в формировании истинно шотландской историографии". Именно шотландские ученые, по мнению Г.И. Зверевой, уделили месту шотландской истории особую роль в изучении истории Великобритании в целом, освободили британскую историографию от «унитаристского» подхода, господствующего в английской историографии в первой половине XX века. Выделяя либеральное направление историографии изучения истории шотландского государства, Зверева Г.И. отмечает заметный интерес английских ученых к развитию внешнеполитических связей Шотландского государства и его положение на международной арене как важного звена во внешнеполитических интересах влиятельных государств Западной Европы.
Проблемам историографии Шотландии посвящена статья ученого В.А. Буканова,4 в которой исследователь подчеркивает интерес известных западных буржуазных историков к истории Шотландии на примере развития различных школ и направлений изучения шотландской истории в Великобритании. Ученый выделяет тот факт, что современные британские историки рассматривают Шотландию как самобытное государство, со своей динамикой развития церковных и социальных институтов, но в то же время они показывают развитие шотландской истории через призму британской истории в целом. Процесс развития шотландской истории у современных британских историков связан с теорией о предопределенности существований Шотландии в рамках одного государства - Великобритании1.
В отечественной историографии изучение шотландской истории было предметом интереса многих историков. Изучение шотландской истории XV — XVI веков стало привлекать внимание отечественных историков в поздний советский период, что было связано с развитием интереса к британской науке в условиях развития советской исторической науки в целом. Историки стали интересоваться проблемами политической и церковной жизни шотландского государства, проблемами международного положения Шотландии в XV - XVI веках.
Изучению истории Шотландии второй половины XV - начала XVI веков посвящены многочисленные труды советских историков 70-х — 80-х годов XX века. Советскими историками было отмечено стремление Шотландии к своей независимости, они изучали экономический, социальный аспекты организации шотландского общества, выделяли его самобытность в системе европейской культуры заданного периода.
Различным аспектам социальной и политической ранней и средневековой истории Шотландии (XIII - XIV и первой половины XV веков) посвящены исследования Д.Г.Федосова. Помимо исследования становления и развития шотландского парламента в XIII - XIV веках, автор специально рассматривает вопрос о положении шотландского дворянства в позднее средневековье.2
Ученый справедливо выделяет роль дворянских сословий в поддержании самобытности шотландского общества и отмечает, что «благодаря уникальным особенностям общественного развития Шотландия может притязать на звание самой дворянской страны в.Европе»1. Выделяя роль дворянства в шотландской социальной структуре XV века, Д.Г. Федосов в особенности отмечает тот факт, что сам институт дворянства был демократичным, он предполагал дворянское покровительство всем, даже самым бедным представителям шотландского общества, в обмен на их преданность своему покровителю. Отсюда, как выделяет автор, и истекает такая прочная -структура клановой организации Шотландии, что предполагает стремление сохранить независимость государства от его европейских соседей. Именно институт дворянства, по мнению Д.Г.Федосова, мог стать существенной преградой на пути королевской власти подчинить себе шотландский Хайленд, и именно его существование и упрощение его канонов так волновали шотландских королей второй половины XV-XVI веков.
Проблемы развития социальных институтов Шотландии раскрыты в работе Д.Г.Федосова, описывающей историю возникновения и развития шотландского парламента.2 Историк проследил развитие парламента от момента его возникновения до конца XIV века, когда в условиях войн за независимость с Англией Шотландия вынуждена была умело лавировать на политической арене с целью сохранения независимости государства. В борьбе шотландского парламента за независимость страны Д.Г. Федосов выделяет отличие шотландской системы управления государством от английской, определенную стагнацию развития шотландского парламента по отношению к английской системе управления, в частности то, что английский парламент играл важную роль в жизни шотландского Общества уже в XV веке, в то время как в Шотландии парламент занимал позицию подчинения по отношению к короне, что выражалось в основном в вынесении различных кардинальных решений, касающихся организации военных походов против Англии в XIII - начале XIV веков. И только во второй Половине XIV века, с появлением буржуазных слоев шотландского общества, роль сословного представительства в парламенте заметно возросла. В результате возросло и влияние парламента при вынесении важных • государственных решений.
Определенный вклад в развитие отечественной историографии шотландской истории 70-х-80-х годов XX века внесла Л. И. Китайгородская, кандидатская диссертация которой посвящена изучению цехового ремесла в Шотландии XV века. Автор рассматривает проблему развития шотландских бургов в контексте развития торговой системы Шотландии XV века в условиях роста могущества королевской власти и централизации шотландского государства. Роль бургов в шотландском государстве возросла, по мнению Л.И. Китайгородской, с возникновением в них специализированного производства тех или иных товаров, что поставило шотландское государство на один уровень с развитыми европейскими странами Ht обусловило развитие внутренней торговли Шотландии, а также увеличило экспорт готовой продукции в континентальную Европу.3 Данная работа позволяет рассматривать шотландскую историю с позиций ее внутреннего развития и укрепления социальных связей внутри шотландского общества, что сделало возможным сплочение шотландских политических кругов и укрепление королевской власти.
Социально-политические проблемы шотландского государства XVI века представлены в работе Г.Ю. Магакова. В работе «Становление англошотландского союза и парламент 1587 года»4 автор анализирует дальнейшее развитие шотландского парламента и отмечает его роль в динамике англошотландских отношений. Ученый отмечает растущую роль шотландского парламента и его влияние на положение королевской власти. Автор говорит о том, что нередко парламенту приходилось решать стратегические военные и социальные вопросы королевства, тем самым подчиняя своим решениям волю шотландских королей. Точка зрения автора подкреплена несколькими примерами из истории Шотландского государства, одним из которых является отказ шотландского парламента выделить военные силы для Якова III (1460 -1488) с целью помощи французскому королю Людовику XI (1461 - 1483) в оказании сопротивления Англии, с которой в то время у Франции были напряженные отношения.1 Этот факт значительно повлиял на характер англошотландских отношений XVI века, что усилило раскол, уже наметившийся в шотландских политических кругах. Возросла роль про-английской группировки, что значительно усилило влияние английского государства на внутренние дела Шотландии в первой половине XVI века, и это стало причиной потери Шотландией своей независимости уже в конце XVI века. 2
Вопросами внешнеполитической истории Шотландского государства XVI века занимается исследователь А.А. Детросьян, одна из работ которого посвящена анализу Эдинбургского договора между Англией и Шотландией в 1560 году. В данной работе автор не только приводит анализ влияния социальных институтов Шотландии на1 политическую жизнь страны (в частности, главенствующая роль шотландского парламента в делах государства), но также сравнивает политические и религиозные причины заключения данного договора в Эдинбурге, делая заключение, что, судя по всему, Эдинбургский договор 1560 . года был продиктован более политическими и экономическими соображениями, нежели чем стремлением предоставить протестантам Шотландии полноправную власть в государстве.
Данный вывод прослеживается и в другой работе исследователя, посвященной идеям выдающегося лидера шотландской Реформации Джона Нокса. На примере учения данного церковного лидера А.А.Петросьян делает вывод о внутреннем переходе шотландского общества к естественной зависимости от английского государства. Религиозное давление на шотландские социальные круги сделало возможным постепенное „ подчинение шотландской короны английской1.
Проблемам внешнеполитического положения шотландского государства в контексте религиозного развития Шотландии и его влияние на дальнейшее положение по отношению к английскому государству посвящены работы Штокмар В.В. Так, в работе «Религиозно-политические и национальные аспекты объединения Англии и Шотландии в начале XVII века»2 автор показывает политическое влияние Англии на внутреннее и внешнее развитие Шотландского государства, на растущую зависимость политической структуры Шотландии от политики Англии. Реформация, пришедшая в Шотландию из Англии, стала, по мнению автора, основным инструментом давления со стороны английского духовенства на шотландские низы3.
Политический аспект объединения Англии и Шотландии раскрыт и в других работах В.В.Штокмар, где показана связь .между внутренним положением шотландской власти и условиями, создавшимися в Шотландии после ее Реформации с тем, как данные внутренние отношения повлияли на отношения Англии и Шотландии.4 В.В. Штокмар особенно выделяет растущую зависимость шотландской короны от английской, показывает закономерность подчинения Шотландии Англии после казни Марии Стюарт и восшествия на престол ее сына Якова VI (I). Анализируя международное положение Шотландии второй половины XVI века, ученый позволяет не только познакомиться с теми условиями, которые стали причиной потери Шотландией своей независимости, но также отмечает роль дальнейшего развития нового религиозного учения в постепенном подчинении Шотландии английской короне1.
Современные рассматривают историю шотландского государства в контексте ее международного положения, продолжая интересоваться социальной структурой коро Девства XV - XVI веков.
Большой вклад в изучение истории Шотландии второй половины XVI века внес исследователь М.Ю.Брандт.- В своих работах по истории политического положения Шотландии2 историк анализирует причины потери Шотландией своей независимости в конце XVI века и делает вывод о том, что в конце XVI - начале XVII столетия Шотландия была еще довольно отсталой страной по сравнению с ее северным соседом, Великобританией, в силу чего ей не оставалось другого выбора, кроме того, "чтобы отдать свою независимость в подчинение английскому государству во имя сохранения своего политического и экономического спокойствия.3 По мнению М.Ю. Брандта, несмотря на то, что подчинение Шотландии произошло изнутри, по инициативе самой правящей верхушки государства, у Шотландии не было выбора своей дальнейшей политической судьбы, и потеря ею своей независимости была неизбежной.4
Современных исследователей интересует и религиозный аспект развития шотландского государства в XVI веке. Так, историк Челлини К.Г. дает анализ учения лидера шотландской Реформации Джона Нокса1. Автор рассматривает вопросы духовного развития шотландского общества, выделяя важность религиозного аспекта шотландской Реформации. Джон Нокс у Челлини - духовный руководитель Реформации, стремившийся к обеспечению религиозного перевоспитания шотландского народа. И если М.Ю. Брандт говорит о некоторой стагнации развития шотландского государства в XVI веке, отсталости социально-политической структуры по сравнению с развитием стран континентальной Европы и, в особенности, Англии, то К.Г. Челлини дает совершенно ясное описание глубокой религиозности шотландского народа, сопряженной с готовностью принятия новой религиозной системы, что, соответственно, сплачивало народ и корону, что являлось показателем прочности государственной системы королевства. Итак, отечественная, историография главным образом посвящена изучению социально-политических проблем шотландского государства. Ученых волнуют главным образом проблемы политического и социального воспитания шотландского народа, как, собственно, и проблемы международного положения Шотландии в XV - XVI веках. Надо отметить, что XVI век особенно интересовал советских ученых, поскольку именно в этот период Шотландия переживала, глубокие изменения в своем внутреннем развитии. В своих работах исследователи .касались в основном политических проблем и почти не рассматривали их в контексте религиозных событий в шотландском государстве. ,
Современные российские историки (например, К.Г. Челлини) начинают уделять внимание внутриполитическим • проблемам Шотландии, освещая религиозный вопрос в связи с его влиянием на дальнейшую судьбу рассматривающих закономерность развития Великобритании в естественном присоединении к ней близлежащих кельтских народов, в том числе и Шотландии, относятся работы видного .представителя вигско-либеральной историографии Д.М.Тревельяна, общая работа «Оксфордская история Англии», работы исследователя Дж. Скарисбрика, У. Фергюсона.1 Эти ученые особо подчеркивали роль Великобритании в подчинении к себе Шотландии, а также в том, что Шотландия закономерно вошла в состав Великобритании, поскольку у нее не было другого выбора, иначе ее поработили бы другие европейские государства, либо она не смогла бы существовать по экономическим соображениями. 2
Оценки вигско-либеральной историографии не исключали сторонников той теории, согласно которой изучению, истории Шотландии необходимо выделить отдельное место в развитии истории международных отношений XV-XVI веков. Роль Шотландии в истории международных отношений • в особенности в XVI веке трактуется данными учеными как особенная роль северного соседа Англии, оказавшего огромное влияние как на развитие внутренних социальных английских институтов, так и на дальнейшее развитие экономической, политической и культурной жизни своего народа.
Так, И. Грант, английский ученый, изучавший историю экономического состояния шотландского государства позднего средневековья (XIV - XVI веков), утверждала, что благодаря войнам за независимость было сохранено политико-территориальное единство Англии и Шотландии, были укреплены торгово-экономические и внешнеполитические связи Шотландии с континентальной Европой. Все это, по . мнению автора, предопределило заключение союза 1707 года на выгодных для Шотландии условиях.3
Всплеск национального движения в.Ирландии и Шотландии в 1960-е и 1970-е годы стимулировал углубление изучения шотландской истории и источниковедения. В результате большинство специалистов по истории страны заняли националистическую платформу, противопоставляя Шотландию английским завоевательным планам.
На первый план в изучении шотландской истории во второй половине XX века выходят шотландские историки, организаторы и воспитанники сформировавшихся университетских школ изучения шотландской истории.
Дело в том, что, совершенствование в данный период преподавания и изучения истории Шотландии в университетах Глазго, Эдинбурга, Абердина, Сент-Эндрюса и других городов, издание исторических источников, пропаганда значимости -исторических- знаний средствами массовой информации стимулировали исследования в области медиевистики. В этот период начался постепенный пересмотр традиционной унитаристской концепции образования Великобритании. „Такие видные ученые, как Г. Доналдсон, Уил. Дикинсон, Дж. Мэкки, ГГ. Браун, Дж. Браун и другие выступили в роли инициаторов пересмотра британской истории. Они подготовили и воспитали новое поколение историков, которые попытались по-новому осмыслить историю Шотландии и- историю складывания британского государства. К 60-м годам XX века в ряде университетов (Эдинбург, Глазго, Сент-Эндрюс) сформировались крупные научные центры медиевистики.
Так, Г. Дональдсон и возглавляемая им долгие годы «эдинбургская школа» поставили в качестве основной проблемы шотландской истории отношения Церкви и государства. Дональдсон проследил историю церковных структур Шотландии с начала XI века, периода самостоятельного существования церкви как «особой дочери» Рима. Тема отношений церкви и государства предстает центральной в его томе «История Шотландии от Якова V к Якову VII», в которой Реформация является многомерным политическим и социокультурным процессом, затронувшим все сферы общества, а успех внутренней политики государей во многом определялся дальновидностью их церковной деятельности.1
Другим важным направлением трудов Дональдсона стал анализ англошотландских отношений. Автор прослеживает истоки союза двух стран начиная с XI в., показывая, что до конца XV века история отношений этих государств была историей их противостояния. Рассматривая динамику англошотландских отношений XVI в. и факторов, влиявших на них в Шотландии (борьбу дворянских группировок за власть, роль парламента), Дональдсон приходит к выводу, что Англия и Шотландия пришли к единству и согласию к 1570 г. на основе достижения «гармонии между двумя церквами».2
Ученый Уил. Дикинсон в своем изучении шотландской истории выдвигает на первое место историю социально-политических институтов Шотландии, в особенности, историю развития церковных институтов. Автор считает, что Шотландия как северный сосед Англии была особым государством в период развития товарно-денежных отношений и отношений межгосударственных, играла важную роль как в развитии англо-французских отношений, так и в дальнейшем развитии английской и европейской Реформации . Ученый, таким образом, выделяет особое место Шотландии в системе международных отношений XVI века. ч
Исследователи 70х-80х годов XX столетия на первое место в изучении шотландской истории выносили изучение социально-политической жизни государства, что могло быть связано с подъемом политической активности государств Британских островов, усиливших борьбу за независимость своих политических структур.
Такие видные ученые, как Р. Иве, М. Линч, Ф. Маклин, Р. Никол сон особое место уделяют социально-политическому развитию Шотландии в XVI веке. Ученые показывают единое развитие экономической и культурной жизни государства, выделяют рост социальных институтов и их взаимодействие с короной.
В «Эдинбургской истории Шотландии» Р. Николсон1 подробно исследует социально-политическое развитие Шотландии и особо выделяет роль королевской власти на создание единства страны в XVI веке. Ученый подчеркивает самобытность развития шотландского государства как единой системы социальных институтов, которые, в свою очередь, способствовали поступательному развитию централизации королевской власти. Именно централизация королевской власти, как выделяет ученый, была причиной единения национального самосознания шотландского народа и позволяла Шотландии долго сохранять свою независимость.2
Исследователь Д. Браун, принадлежащий к кругу ученых, занимающихся проблемами социальной истории Шотландии, наряду с Р. Николсоном представляет подробное описание социально-экономической жизни государства. Ученый выделяет особое место в своем исследовании развитию социальных институтов. Если Р. Николсон подробно описывает отношения королевской власти с влиятельными шотландскими семьями и влияние развития данных отношений на . дальнейшую самостоятельность государственной структуры Шотландии от английской государственной структуры, то Д. Браун говорит об индивидуальном поступательном развитии социальных институтов Шотландии, об усилении королевской власти в XV -XVI веках. Именно поступательность развития социально - экономической структуры государства, по мнению автора, и явилась причиной отстаивания Шотландией своей независимости на протяжении довольно долгого периода3.
Наиболее ярко социокультурное развитие Шотландии и ее индивидуальность в развитии европейской системы государств, а, соответственно, и в средневековом мире в целом, представляет шотландский исследователь 80-х годов XX века М. Линч. Ученый интересовался проблемами развития шотландского средневекового города. Совершенно ясно, что именно развитие городской системы могло способствовать распространению различных социальных идей, что делало возможным проникновение новых веяний экономики, культуры, искусства, политических течений в шотландское государство. В своих работах1 исследователь
С подчеркивает ведущую роль городской культуры в развитии социальных идей государства, а также в распространении идей Реформации в обществе. Ученый показывает влияние развития университетской системы в городе, в которой читающее большинство могло распространять религиозные идеи, поскольку многие дисциплины, преподававшиеся в. университетах Глазго, Эдинбурга, Сент - Эндрюса так или иначе относились к религиозным наукам. В этом и есть, по мнению автора, уникальность развития шотландской государственной системы как таковой, так как в Шотландии многие социо-культурные перемены могли происходить изнутри. 2
Итак, преобразования, произошедшие в вигско-либеральной историографии истории Шотландии в рядах исследователей 70-х — 80-х годов ,1 XX столетия повлекли за собой право выделять уникальность истории Шотландии, рассматривать шотландское государство в отрыве от остальных государств Западной Европы как государство с богатой историей, выгодным географическим положением, со своим политическим и социальным курсом, позволявшим Шотландии играть значительную роль на международной арене в процессе решения вопросов, связанных с установлением влияния той или иной крупной державы в мировых масштабах. .
Дальнейшее исследование истории „ Шотландии принадлежит перу многих, как шотландских, так и английских, и американских исследователей 90-х годов XX века, а также начала нынешнего столетия. Однако, необходимо выделить особый вклад в изучение шотландской истории именно шотландских историков. Для них изучение еще неизученных вопросов национальной истории представляет огромный интерес, как профессиональный, так и патриотический. Именно поэтому на первый план в изучении шотландской истории историками 90-х годов XX столетия выносятся религиозные и культурные вопросы, характеризующие историю Шотландии с точки зрения индивидуальности ее внутреннего развития.
Религиозный вопрос, наиболее стал волновать шотландских ученых, поскольку они смогли доказать, что религиозные перемены, произошедшие в Шотландии во второй половине XVI века, проводились изнутри, путем принятия решения о перемене религиозных принципов самим шотландским народом. ;"
Так считает шотландский исследователь истории шотландской Реформации Дж. Вормальд, которой принадлежат несомненные заслуги в изучении не только отношения короны и церкви и роли политических группировок в определении курса церковной политики, но и обратное влияние церкви на политику страны. Во внутриполитическом плане она впервые обратила внимание на феномен смещения административной и юридической власти из центра на места, что нередко приводило к безнаказанности шотландского дворянства.1 Факт данной безнаказанности подтверждает, по мнению автора, то явление проникновения Реформации в общество, при котором как городская, так и феодальная правящие верхушки осознали выгодность исповедания новой религиозной политики в целях удешевления религиозных обрядов в своих поместьях и в городах, что составляло значительную прибавку к их непосредственным доходам. Простой народ тоже машинально принял Реформацию, поскольку ему не только приходилось следовать примеру своих повелителей, но, новая религия также не создавала никаких проблем для дальнейшего развития экономики, а, наоборот, )» значительно удешевляла и для простых людей многие религиозные процедуры1.
Многие ученые — исследователи истории Шотландии, принадлежащие к более позднему периоду изучения шотландской истории, наряду с Дж. Вормальд, которая исследует социальные явления, присущие религиозным переменам в шотландском обществе, изучают также развитие идей Реформации как таковых. Это такие видные шотландские ученые, как Дж. Кирк, Ян Кованн и другие. Они показывают особенность развития шотландской Реформации в том, что многие ее положения не были почерпнуты из новых религиозных институтов, уже сложившихся в Англии, а, напротив, были переданы лидерам Реформации в Шотландии из Швейцарии, Германии, стран Западной Европы, где Реформация протекала несколько иным курсом, нежели чем в Англии, в которой англиканская церковь была подвластна королю и была им же создана. В странах Западной Европы, в особенности в Швейцарии, идеи Реформации генерировались долгое время. Основные положения нового религиозного учения анализировались, доводились до народных масс и становились таким образом достоянием народа. Так было с проповедями Жака Кальвина в Женеве.
В начале нынешнего столетия появляются труды исследователей, наиболее четко выделяющих особенности .развития шотландского государства вне отрыва от его национальной самобытности, в деталях рассматривая все значительные моменты истории государства. Данные работы представляют собой описание всей шотландской истории, от времени основания шотландской народности, до начала XX века. Это особенно интересно, поскольку борьба Шотландии за свою независимость прослеживается в таких исследованиях при описании каждой главы. Так, современный исследователь М. Магнюссон3, видный деятель и - профессор шотландской истории Эдинбургского университета, руководитель несколькими культурными каналами на национальном британском телевидении, подробно и описательно передает жизнь шотландского государства на протяжении двадцати веков. Это особенно интересно, поскольку автор представляет историю Шотландии через призму глубокого национального самосознания, постоянной борьбы и стремления к сохранению своей независимости. Стараясь не быть субъективным в передаче своего мнения в отношении роли Англии в истории Шотландии, особенно в XVI - XVI веках, исследователь тем не менее четко выделяет самобытность шотландского государства и его индивидуальный политический курс, который сохранялся и развивался даже после того, как Шотландия потеряла свою независимость:
Таким образом, история Шотландии действительно традиционно привлекала к себе интерес со стороны многих известных британских историков, при этом представители различных течений и школ британской историографии сосредоточивались на разных проблемах политической, общественной и церковной истории Шотландии, в основном периода XV - начала XVII веков. ;
В современной британской историографии произошел переход к рассмотрению истории Шотландии, с одной стороны, как отдельной сложной группы проблем самоценного (национально-шотландского) характера, с другой — как многомерного комплекса взаимозависимых проблем в рамках концепции единой истории британского государства. •
Особое место в британской историографии заслуженно принадлежит шотландской историографйчесой школе. Научные работы представителей национальной шотландской школы различаются не только по выбору тем исследования, но и зависят от традиционных приоритетов, сложившихся в центрах по изучению шотландской истории - университетах Эдинбурга, Глазго и Абердина. Внимательное обращение к современной британской историографии Шотландии позволяет выявить четкую специализацию ее авторов, разрабатывающих конкретный круг проблем, но при этом способных выводить более широкие закономерности из темы своих исследований (как это свойственно Дж. Вормальд, Я. Ковану, Г. -Дональдсону, У. Дикинсону и т.д.). Однако именно эта «узкая» специализация и является залогом плодотворных трудов и достижений историографии, богатства ее традиций и новизны.
Тем не менее, британские исследователи, заостряя свое внимание на изучении многих проблем шотландской истории, касающихся как международного положения государства,- так и его религиозного развития, очень скупо смогли раскрыть исторические перемены в Шотландии периода конца XV - начала XVI веков, когда идеи Реформации только стали проникать в социальные круги Шотландии, а королевская власть крепла, что способствовало дальнейшей централизации государства. Централизованное шотландское государство в первой половине XVI века являлось значимым звеном на международной арене, развивая свои отношения с Францией, а также с Англией, влияя на историю как одной,.так и другой державы, внося свои коррективы в международную политику обоих королевств.
Как в исследованиях отечественных, так и зарубехных исследователей мы не находим целостной картины политической структуры Шотландии в конце XV — начале XVI веков, хотя внутренние изменения в политической системе, в отношениях отмечены в ряде работ. Социальная картина шотландского общества XVI века довольно сложная, ее изучение требует анализа эволюции социальной истории и политических учреждений на протяжении длительного периода. Международное положение Шотландии в этот период также исследовано довольно слабо, особый акцент исследователей направлен в основном на изучение вопросов объединения Англии и Шотландии, поэтому исследователей более интересует конец XVI - начало XVII веков, нежели чем период до середины XVI века, когда государство только готовилось к важным переменам в своей жизни.
Научная новизна настоящего исследования выражена прежде всего в том, что впервые в исторической науке история международного положения шотландского государства рассматривается в комплексе международных отношений, в системном подходе к изучению данной проблемы и в процессе политических и религиозных изменений в обществе. Прослеживается не только история внутриполитического и внешнеполитического развития Шотландии в XV веке, изученном исследователями явно недостаточно, но и характер международного положения королевства в- XVI веке. Анализ международного положения Шотландского государства в XVI веке дан в связи с развитием шотландской Реформации.
Исторический источник, посвященный миссии французского посланника Жака де ля Броса, впервые в отечественной историографии вводится в научный оборот. Ввиду важности этого источника его анализ занимает отдельную главу диссертации.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в научно - исследовательской работе, при подготовке монографий по истории Шотландии, по истории Реформации и истории международных отношений в Европе XVI века, в учебной и лекционной практике для подготовки общих и специальных курсов по проблемам Всеобщей истории. - •
Настоящая диссертация состоит из введения, в котором приводится источниковедческий и историографический анализ всех используемых в данном исследовании работ, трех глав, в свою очередь состоящих из нескольких параграфов, заключения, в котором сформулированы основные выводы работы, основанные на кратком резюме каждой главы диссертации, и списка использованных источников и литературы.
Развитие социальных институтов Англии и Шотландии в XV - первой половине XVI века
Источники весьма выразительно свидетельствуют об особенностях социально-политического, развития Англии на рубеже XVI века. Они представляют нам Англию как развитое королевство, с устоявшейся экономической и политической структурой:
В течение XV века разложение феодализма в Англии достигло своего апогея. Усилилось значение промышленности в общем хозяйстве страны.1 Английская суконная промышленность сделала особенно большие успехи. В XV веке английские купцы начали широко распространять свою торговлю на различных морях. Класс английских феодалов разделился на две части: крупное феодальное дворянство, которое обьино не занималось само хозяйством и сдавало весь свой домен в аренду, и среднее и мелкое дворянство, состоявшее из рыцарей и джентльменов, которые эксплуатировали наемный труд. Эта часть дворян, предшественников будущих джентри, близко стояла к буржуазии по способу ведения хозяйства и часто роднилась с ней путем браков.2
Правящим классом в течение XV века была старая феодальная аристократия, которая стремилась по мере роста всевозможных налогов компенсировать свои доходы путем захвата государственных должностей. Орудием захватнической аристократической политики стала новая династия Ланкастеров, сменившая Плантагенетов в 1399 году.
Последний представитель династии Плантагенетов король Ричард II (1377-1399) был низложен своим двоюродным братом Генрихом, герцогом Ланкастерским, принявшим имя Генриха IV (1399-1413). На смену Генриха IV пришел Генрих V (1413-1422), сын Генриха IV. Несмотря на короткий срок управления королевством, этот король предпринял ряд военно-политических шагов, укрепивших военную славу Англии. В силу своих военных успехов Генрих V получил второе имя - Генрих Завоеватель.
Он возобновил Столетнюю, войну с Францией (1337 - 1453), которая была приостановлена ввиду социальных преобразований внутри Франции и Англии, и одержал триумфальную победу над французами в битве при Азенкуре в октябре 1415 года. Далее Генриху V удалось захватить Нормандию в период с 1415 по 1419 год, и в 1420 году он подписал в Труа договор с Францией в присутствии французского короля Карла-V и герцога Бургундского Филиппа Доброго, что окончательно прекратило территориальную вражду как между Англией и Францией, так и между Францией и Бургундией. Более того, в результате заключения данного договора Генрих V стал зятем французского короля, женившись на его дочери Екатерине . Ранняя смерть в августе 1422 года положила конец честолюбивым военным планам английского короля, но он навсегда остался королем — героем в памяти своего народа. Несмотря на то, что многие действия Генриха V во время его завоеваний были сопряжены с насилиями и тысячами смертей, как это случилось во время вторжения в Нормандию, английский исследователь" Питер Эйрл называет Генриха V «продуктом своей эпохи, а для его эпохи войны были характерной чертой».4
Чтобы укрепить свое положение на троне, новая династия стала искать поддержки в лице феодальной аристократии и церковной верхушки. Такая политика постепенно привела к росту влияния местного феодального дворянства, постоянно враждующего между собой из-за земельных владений. ! Эта вражда нашла свое выражение в войнах двух Роз. Алая роза была эмблемой Ланкастерской династии, белая роза была символом их соперников, представителей Йоркской династии. .; Поводом к этой войне послужило восстание в 1450 году в Кенте под предводительством одного из вассалов герцога Йоркского Джека Кэда. Оно произошло в результате недовольства простого народа, а также представителей средней и мелкой буржуазии политикой Ланкастеров, в частности ростом налогов, злоупотреблением их администрации. Руководство восстанием принадлежало в основном рыцарским элементам. 2 июня 1450 года восставшие пришли в Лондон и там предъявили правительству ряд требований, сводившихся в основном к удалению дурных советников короля, упорядочению центрального и местного управления, ограничению произвола лордов на местах. Это восстание было подавлено королевскими войсками, однако ненависть народных масс к Ланкастерской династии была использована сторонниками династии Йорков.
В 1455 году герцог Йоркский Ричард был объявлен регентом королевства ввиду болезни Генриха IV. Началась война между представителями обеих династий (1455-1485).1 В результате этой войны династия Йорков одержала победу, и новым королем Англии стал Эдуард IV (1461 - 1483), сын Ричарда Йоркского, который был убит во время войны.
Предпосылки развития Реформации в Шотландии
Реформации как социально-религиозному движению в Шотландии предшествовал целый ряд- событий, приведших государство к этому важному конфессиональному решению.
Шотландский король Яков V умер в 1542 году, после того как Шотландия потерпела поражение в войне с Англией при Солвей Мосс. В то время Марии Стюарт, дочери шотландского короля и Марии де Гиз, было всего один год. В королевстве вновь разгорелась жестокая борьба за регентство над малолетней королевой. Во многом она была обусловлена сложившейся обстановкой в Европе и Англии, где происходила религиозная революция, отголоски которой коснулись и Шотландии. Это затронуло и интересы противоборствующих группировок в их стремлении установить свою власть в Шотландии, так как исход их противостояния во многом зависел от приверженности данных группировок либо католической, либо протестантской вере.
Духовное наследие шотландской Реформации находит свое- начало в учении Жана Кальвина.
Жан Кальвин родился в 1509 году в семье секретаря епископа г. Нуайона в Северной Франции. Во время учебы в Париже, в. 1534 году Жан Кальвин перешел в протестантство, и, в связи с гонениями на протестантов во Франции, в 1536 году переехал в Женеву. Именно в Женеве и развернулась активная деятельность Кальвина, здесь он стал лидером нового течения европейской Реформации, названного по его имени кальвинизм. В 1536 году в Базеле вышла его работа «Наставление в христианской вере», в которой он изложил основные положения своего учения.
Учение Кальвина было направлено; с рдной стороны, против папства и основ католицизма, с другой стороны, против «народной Реформации», представителей которой он обвинял- в полном безбожии і и жажде накопительства.
Одним из главных принципов учения Кальвина стало учение о божественном предопределении. Так, Бог заранее определил одних людей к спасению в потустороннем мире, других — к погибели. Люди не знают о своем предопределении, но их мирские удачи и благонадежный образ жизни говорят о предрасположенности к ним Бога.
В Швейцарии Кальвин основал свою церковь и «церковное общежитие». Его церковь была основана на республиканских основах, во1 главе с пресвитерами (старшинами), которые избирались из светских чинов общины. Следующими по своему положению были министры, которые являлись «служителями» кальвинистской церкви.
Пресвитеры и министры составляли «консисторию», собрание, которое в Швейцарии ведало духовной жизнью общины. Учение Кальвина стало проникать в Шотландию преимущественно из рассказов путешественников, а также из книг, читать которые могло только грамотное население государства. Такими людьми могли быть духовные лица (служители церквей) и студенты. Университеты стали настоящим оплотом духа реформационных идей Кальвина, Лютера, Цвингли. Университеты Глазго, Эдинбурга, Абердина стали олицетворять собой центры духа более демократичной церкви.
Шотландский исследователь Майкл Линч, занимающийся анализом городской культуры средневековой Шотландии, в своих работах подчеркивает ведущую роль университетов как в каждом крупном европейском государстве начала Реформации, так и в Шотландии в начале XVI века. Так, в начале XVI века в Шотландии еще не было системы доступного государственного образования для всех слоев населения, однако как в городах, так и в крупных деревнях стали появляться общедоступные школы, учителями в которые в основном выступали священнослужители. Как следствие, предметы, преподававшиеся в таких школах, были самыми простыми для того времени, и ограничивались чтением проповедей, минимальными грамматическими основами и изучением церковных постулатов." К 1500 году в Шотландии было уже 3 университета (в Абердине, Сент-Эндрюсе и Стирлинге), и четвертый университет был основан позже, после- в 1583 году, в Эдинбурге. Все университеты в Шотландии создавались по протекции влиятельных государственных и церковных деятелей. Абердинский университет был основан по протекции архиепископа Элфинстона, настоятеля самого влиятельного в Абердине храма Святого -Николая . Университет Глазго был основан в 1570-х годах, при помощи графа Эндрю Мелвилла, влиятельного государственного деятеля, который установил связи с университетами Парижа,
Праги, Лондона. Вот как описывает - М. Линч ранние шотландские университеты: «Эти учреждения были небольшими, дешевыми, доступными. В то время, как ради престижа шотландские студенты получали высшее образование за границей, в шотландские университеты приезжали иностранные студенты, с тем чтобы получить более доступное высшее образование в университетах Шотландии. Социальный спектр студенчества в шотландских университетах был значительно шире, чем в Оксфорде и Кембридже. Поэтому в XVIII веке, когда другие европейские;" университеты переживали острый кризис, университеты Шотландии находились в состоянии высокого подъема образовательной и воспитательной системы. Значительные улучшения в системе педагогической деятельности выдвинули Шотландию на первое место в европейской образовательной системе, и количество студентов, учащихся в шотландских университетах, росло с каждым годом на протяжении XVIII и XIX веков.1
Именно университеты стали центрами начавшегося в королевстве в начале XVI века периода образования. Просвещение в Шотландии проникало в круги правящей элиты, в круги студенчества, и сам факт распространения просвещения был во многом связан с централизацией королевской власти, с развитием экономики в королевстве, и, как следствие, с развитием международных связей шотландского " королевства. Ослабевающая роль религиозных институтов и растущее влияние светских учреждений также внесли свою роль в развитие образования в-Шотландии.
Борьба политических партий при королевском дворе Шотландии в 40-е- 60-е годы XVI века
В 1524 году герцог Албанский покинул Шотландию, оставив Якова V во власти враждебных друг другу придворных шотландских группировок. Сразу же после отъезда герцога Албанского Маргарите Тюдор было разрешено временно принять регентство над сыном.
Несмотря на то, что официально Яков V мог вступить в свои права по г управлению королевством в 14 лет, то" есть уже в 1526 году, эрл Ангус, руководитель сильнейшей про-аглийской группировки в королевстве и муж Маргариты Тюдор (она вышла за него замуж после смерти своего мужа короля Якова IV) не позволил ему сделать этого, фактически установив жесткий контроль над королем, заключив его под домашний арест. Молодой король был вынужден оставаться в данной ситуации до лета 1528 года, когда группировка влиятельных дворян, включающая эрлов Аргилла, Аррана, Ботвелла и др. подняла восстание против произвола эрла Ангуса. В результате, эрл Ангус был отстранен от прав регента.
Таким образом, на Якова V в 1528 году были возложены фактически все права короля Шотландии. Первым его политическим распоряжением был арест и заключение в темницу эрла Ангуса вместе с его сподвижниками.
В годы правления Якрва V (1528 - 1542) в Шотландии сфера влияния государственной власти распространилась повсеместно, вплоть до Хайленда и островной части страны, что не было достигнуто в прежние времена. Была укреплена система центрального управления и судопроизводства. В 1532 году был учрежден Коллежский суд в качестве верховного королевского суда.
Внешняя политика Якова V в 30-е годы XVI века была направлена на урегулирование отношений Шотландии как с Францией, так и с Англией.
Главным «камнем преткновения» снова стал брачный вопрос. После долгих парламентских дебатов, когда шотландскому парламенту нужно было оказать предпочтение для заключения брачного союза с шотландским королем, выбор пал на Францию. Немаловажную роль играли соображения материальной и политической выгоды. ; /
В 1537 году во Франции был заключен брак между Яковом, и Маделин Валуа, дочерью французского короля Франциска I. Однако в том же году жена шотландского короля скончалась от тяжелой болезни. В 1540 году новый брак Якова V был заключен с крестницей Франциска I, Марией де Гиз, дочерью Гиза, герцога Лотарингского.
Генрих VIII, обеспокоенный укреплением франко-шотландских отношений, стал готовить нападение Англии на Шотландию. В 1542 году английская армия вторглась на территорию Шотландии, и 24 ноября 1542 года между двумя враждебными армиями произошла решающая битва в местечке Солвей Мосс, в которой Шотландия потерпела сокрушительное поражение.
Полоса неудач на внутренней и внешней арене сильно ослабила власть шотландского короля. Не выдержав сильного напряжения, в 1542 году Яков V умер, унеся с собой идею о сильной королевской власти.
После смерти Якова V его наследницей стала его малолетняя дочь от брака с Марией де Гиз, Мария Стюарт (1542 - 1567).