Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование украинской диаспоры в Республике Мордовия
1.1 Социокультурное развитие и адаптация малых этнических групп в иноэтническом окружении 21
1.2. Динамика численности и расселение украинского населения Республики Мордови 37
Глава 2. Материальная культура украинцев, проживающих в Мордовии в конце XIX- начале XXI вв.
2.1 . Хозяйственная деятельность 61
2.2.Традиционное питание 76
2.3. Поселения и жилища 91
Глава 3. Духовная культура украинцев Мордовии: ретроспектива и современность
3.1. Свадебный обряд 128
3.2. Похоронно-поминальный обряд 146
3.3. Календарные праздники 161
Заключение 175
Список использованных источников и литературы 179
Приложение 204
- Социокультурное развитие и адаптация малых этнических групп в иноэтническом окружении
- Хозяйственная деятельность
- Свадебный обряд
Введение к работе
Актуальность исследования. В последние годы народы бывшего Советского Союза переживают качественно новый этап своего развития, который характеризуется ростом этнического самосознания, обостренным вниманием к проблемам сохранения и развития национальных культур, языков, традиций, обычаев. Задачи национально-культурного развития решают не только народы, создавшие самостоятельные национально-государственные образования (в нашем случае - украинцы), но и их отдельные группы, компактно проживающие в других странах, в том числе в России. Национальные диаспоры создают различные институты, самые многочисленные из которых - национально-культурные общественные организации. В этой связи правомерным и актуальным представляется изучение исторического прошлого, особенностей традиционной культуры и тенденций современного социального развития украинского населения, проживающего на территории Республики Мордовия. Значение исследования заключается не только в раскрытии истории и нынешнего положения украинцев в республике, но и в том, что на примере украинской диаспоры могут быть выявлены механизмы и особенности бытия малой этнической группы в многонациональной среде в целом.
В XX - начале XXI вв. в Мордовии проведены исследования этнической истории, материальной и духовной культуры многих народов края: мордвы, русских, татар-мишарей, азербайджанцев, узбеков, таджиков, казахов. Изучение же истории украинцев, несмотря на то, что они проживают на территории мордовского края с конца XIX в. и эта диаспора достаточно многочисленна, до настоящего времени не осуществлялось. Постижение характера и интенсивности взаимодействия культуры украинцев с культурой русского, мордовского, татарского и других народов позволит выявить основные закономерности, происходящие в структуре, материальной и духовной культуре этнической группы, находящейся в инонациональном окружении.
Таким образом, актуальность диссертационной работы определяется общественно-социальной значимостью поставленной проблемы и ее недостаточной разработанностью.
Территориальные рамки исследования. География исследования охватывает территорию проживания украинцев в городах и сельской местности в рамках современной Республики Мордовия: исследованы г. Саранск, г. Темников, а также районы - Зубово-Полянский, Ичалковский, Лямбирский, Ромодановский, Старошайговский, Темниковский, Теньгушевский, Чамзин-ский и др. Наряду с этим при использовании материалов конца XIX - начала XX в. мы оперируем термином «мордовский край», что обусловлено оформлением территориальных границ Мордовии лишь с образованием Мордовской АССР.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX века до настоящего времени. Нижняя граница определена фактом фиксирования первых украинских переселенцев на территории мордовского края с конца XIX в.; верхняя - наличием мест компактного проживания украинской диаспоры в современной Мордовии.
Объект исследования - материальная и духовная культура украинцев-переселенцев.
Предмет исследования - процессы, происходящие в традиционной культуре украинцев, проживающих на территории Республики Мордовия в иноэтническом окружении.
Степень изученности проблемы. На социальные и культурные процессы, происходящие в том или ином регионе, большое влияние оказывают миграции, что вызывает закономерный интерес у исследователей. История, формы и виды миграции подробно рассматриваются в работах В.А. Ионце-ва1, Л.Л. Рыбаковского2, Э.П. Плетнева3 и др. Межнациональным отношениям, складывающимся в процессе миграций, посвящены исследования В.А. Тишкова .
Проблема диалога как формы взаимопроникновения культур получила освещение в целом ряде трудов B.C. Библера5, М Бубера6, Н.Я. Данилевского7, Ю.М. Лотмана8, Т.Г. Грушевицкой9.
Известно, что в этнических процессах заметная роль принадлежит этнокультурным контактам крупных этносов с малыми этническими группами. Последние нередко становятся компонентами формирующихся или сформировавшихся народностей и наций, оказывая то или иное воздействие на их этнокультурную и антропологическую характеристику. Широкое распространение получил тезис, согласно которому крупные этносы в процессе продолжительных этнических контактов активно воздействуют на малые этнические группы и зачастую растворяют их в своей среде. В принципе это верно, однако общие закономерности и особенности функционирования малочисленных этнических групп в процессе этих контактов изучены слабо. В этом свете несомненный интерес представляют исследования А.С. Щербакова1 и Л.И. Никоновой11, которые рассматривают мордву, проживающую вдали от своей этнической территории. Проблемам взаимодействия, культур и адаптации мигрантов в Мордовии посвящены работы Л.И. Никоновой, А.Ф. Мельника12, Т.В. Гармаевой13, О.В. Нестеровой14.
Исследований по традиционной культуре украинцев, проживающих в отрыве от материнского этноса немного. В 1920-х годах была предпринята попытка изучения украинских переселенцев в Семипалатинской губернии . В работе основное внимание уделено выявлению степени и форм приспособления хозяйственного быта (земледелия, скотоводческого быта, построек) украинцев в новых для них физико-экономических условиях Казахстана, установлению культурно-хозяйственного влияния казахов на украинцев и обратно.
Особенный интерес для нас представляет работа В.Я. Бабенко , в котором рассматривается история переселения и численность украинцев в Башкирии с XVIII в. до наших дней. На примере исследования специфики материальной культуры, а также семьи и семейного быта им показаны ос-
новные тенденции поведения малых этнических групп в иноэтнической среде, выделены этапы изменения в культуре украинцев республики, определены степень и глубина сближения их культуры с культурой окружающих этносов, специфика в развитии их национального самосознания.
Перечисленные работы показывают, что на различных этапах взаимодействия малые этнические группы могут вести себя неодинаково. Продолжительность и интенсивность, общие черты и особенности этнических процессов у малых этнических групп зависят от различных факторов: численности, близости языка и хозяйственно-культурного типа, характера расселения, половозрастной структуры взаимодействующих этносов и т.д.
Историография насчитывает ограниченное число работ, в которых исследуется динамика численности украинского населения. Как правило, это сведения по отдельным регионам за небольшие промежутки времени . В ра-боте В.И. Козлова , наряду с решением проблем методологического характера, содержится информация о динамике численности украинского населения, о процессах его ассимиляции. СИ. Брук и В.М. Кабузан19 предприняли попытку определить численность и размещение украинцев в России и Австро-Венгрии на протяжении 200 лет (с 1719 по 1917 г.). В 1991 г. вышла статья Н.В. Черной20, в которой был рассмотрен процесс формирования и изменения ареалов компактного и дисперсного расселения украинцев в России и СССР (за пределами Украины).
При определении степени сохранности самобытной культуры украинцев в Мордовии, влияния на нее местного населения, важными для нашего исследования стали работы, в которых раскрывается традиционная материальная и духовная культура украинского народа на их исторической родине.
Этнокультурное изучение украинцев имеет давние традиции. В 1777 г. в Петербурге издана книга Г. Калиновского «Описание свадебных украинских простонародных обычаев, в Малой России и в Украинской губ., також и в великороссийских слободах, населенных малороссиянами, употребляемых», в которой довольно подробно характеризовалась украинская народная
свадьба, приводились краткие сведения об одежде, пище и т.д. В 1787 г. также в Петербурге вышла книга известного русского ученого В. Зуева «Путе-шественные записки от Петербурга до Херсона», значительная часть которой была посвящена украинцам. В 1798 г. вышла большая работа Я. Маркевича «Записки о Малороссии, ее жителях и произведениях», в которой целая глава отводилась этнографической характеристике украинского народа. В самом конце века, в 1799 г., вышло второе расширенное издание огромного «Описания всех обитающих в Российском государстве народов», где самое большое место было уделено русским и украинцам21.
В начале XIX в. количество сведений по этнографии украинцев увеличивается. Уже в первое десятилетие этого века в России печатается ряд так называемых подорожных описаний, содержащих ценный материал о национальном составе населения отдельных городов и сел Украины, о культуре украинцев: «Путешествие в Полуденную Россию» В. Измайлова (1800-1802), «Путешествие в Малороссию» К. Шаликова (1803-1804), «Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию» Д. Бантыш-Каменского (1810). В 1827 г.
опубликована работа И. Кульжинского «Малороссийская деревня» , в которой приводятся сведения о занятиях украинцев, их одежде, жилище, пище, обрядах и обычаях. Жизнь и быт украинского народа в определенной мере характеризуется и в очерках о России В. Пассека23.
В 1845 г. открыто Русское географическое общество с отделением этнографии, определившее задачи и направления исследований в области изучения быта русского народа, что в свою очередь оказало влияние на развитие этнографии в Украине. В том же году в «Полтавских губернских ведомостях» вышла работа украинского этнографа А. Сементовского «Некоторые народные обычаи и поверья здешней (Полтавской) губернии» . В «Этнографическом сборнике» РГО № 1 за 1853 г. обращает на себя внимание статья А.
Иваницы «Домашний быт малоросса» . В ней подробно рассказывается о строительстве народного украинского жилища и хозяйственных сооружений, характеризуется одежда, пища. Особый раздел посвящен описанию различ-
ных обычаев и обрядов, подробно описывается украинская свадьба. Полезные сведения о духовной культуре украинцев (свадебных обрядах и песнях, крестинах, колядках, праздновании масленицы) нами были полученные из книги о черниговских малороссах Ивана Абрамова «Черниговские малороссы (Быт и песни населения Глуховского уезда»26, так как одними из первых украинских переселенцев в Мордовии были выходцы именно из Черниговской губернии. Материальная и духовная культура, хозяйство и быт украинского народа, свадебные и похоронные обряды, календарные праздники рассматривается в работе Ф.К. Волкова «Этнографические особенности украинского народа»27.
В послевоенный период основными научными этнографическими центрами в Украине стали Отдел этнографии Института искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР в Киеве и отдел этнографии Украинского государственного музея этнографии и художественного промысла АН УССР в Львове. Характерная черта в развитии украинской этнографической науки в этот период - изучение социалистических преобразований в культуре и быте трудящихся Советской Украины, в основном, рабочего класса и колхозного
крестьянства .
Социокультурное развитие и адаптация малых этнических групп в иноэтническом окружении
Среди современных социокультурных проблем одно из центральных мест занимает вопрос сохранения и приумножения отечественной культуры.1
Российская культура представляет собой органическое целое, она складывается также и из элементов фольклора, имеющего зачастую сугубо местное значение; ценностей различных народов, населяющих страну и принадлежащих к различным религиям; и, конечно же, культуры общероссийского масштаба2.
При рассмотрении социокультурного развития весьма важно опираться на принцип диалога культур. В наиболее полном виде применительно к современному социокультурному развитию он был изложен в декларации Мехико по политике в области культуры (1983)3, в котором раскрывается значение культуры для человека. Отмечается, что культура есть способность человека мыслить, анализировать себя и окружающих. Именно культура превращает нас в гуманные, разумные, критически мыслящие существа с моральными обязательствами. Именно с помощью культуры мы различаем ценности и делаем выбор. Через культуры человек познает себя, осознает себя как незавершенный продукт природы, критически осмысливает свои достижения, неустанно ищет новый смысл существования и создает произведения, отражающие его сущность.
Из основной части декларации приведем главные идеи:
Все культуры - это единое целое в общем наследии человека. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура - это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других; в изоляции она увядает и погибает. Многообразие составляет основу культурной самобытности там, где бок о бок существуют разные традиции.
Любая политика в области культуры должна найти глубинный и гуманный смысл процесса развития. Необходимы новые модели, и их поиски нужно вести в сфере культуры и образования.
Сбалансированное развитие может быть обеспечено только путем включения культурных аспектов в стратегию развития, поэтому планы и стратегии развития должны разрабатываться с учетом исторического, социального и культурного контекста каждого общества.
Культурное наследие народа включает произведения его художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, а также работы неизвестных мастеров народного творчества и всю совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и не материальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования; оно включает исторические места и памятники, литературу, произведения искусства, архивы и библиотеки.
Образование является превосходным средством передачи национальных и универсальных культурных ценностей.
Необходимо образование, которое поможет учащимся осознать себя во времени и в пространстве; будет способствовать расцвету личности; научит учащихся самодисциплине, уважению других, социальной и международной солидарности; организованности и производительности, побуждая их создавать действительно необходимые товары и услуги; будет стимулировать обновление и созидательную деятельность.
Центрально-системное положение культуры в жизни человека определяется тем, что культура - не просто материальные, соционормативные и духовные ценности, но главным образом способ жизнедеятельности человечества и всех его отдельных общностей4.
Проблемы многообразия и единства культур, их возрождение и развитие, сохранения национально-культурных ценностей имеют ныне не только теоретическое, но и большое практическое значение, обусловленное их специфической включенностью в сложный социально-политический контекст общественной жизни5.
Разумеется, это в свою очередь требует изучения социально-культурного развития, как отдельных народов, так и многонациональных регионов, особенностей их культуры и самосознания, обычаев, традиций, обрядов, языка, определения доминирующих тенденций жизни наций. Прогнозирования их развития, содействия установлению межнациональных связей и отношений6.
Многочисленные исследования вопросов взаимодействия культур свидетельствуют о том, что содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности участников понимать друг друга и достигать согласия, которое главным образом определяется этнической культурой каждой их взаимодействующих сторон, психологией народов, господствующими в той или иной культуре ценностями. В культурной антропологии эти взаимоотношения разных культур получили название «межкультурная коммуникация», которая означает обмен между двумя и более культурами и продуктами их деятельности, осуществляемый в различных формах7.
Контакты и взаимоотношения между культурами возникают в результате различных причин, перечислять которые можно довольно долго. В современных условиях бурное развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. В древности и средние века этнические процессы обычно проходили замедленно, в новое время их течение ускоряется, а в современную эпоху достигает особой активности.
Происшедшие в последние годы социальные, политические и экономические изменения в мировом масштабе привели к небывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению8. Миграционные процессы в современном мире носят разнообразный и многоаспектный характер. До конца 1980-х годов миграция на территории СССР анализировалась в основном как социальное и экономическое явление. В последние годы все больше внимания привлекает этнокультурная сторона этих процессов9.
В социально-экономической литературе понятие «миграция населения» несет различную смысловую нагрузку: «миграция населения — совокупность таких перемещений людей, которые неразрывно связаны со сменой ими места жительства», «миграция - это территориальное перемещение людей как в пределах одной страны, так и за ее пределы», миграция есть - «временные или окончательные перемещения людей между административно-географическими единицами, связанные с переменой места жительства»10.
Принято выделять два основных типа миграции: международную (межгосударственную) и внутреннюю (внутригосударственную). Существуют и другие подходы по выделению типа миграции, например, архаичный, традиционный, современный и т.п. Тип миграции, - это совокупность мер, устойчивых и существенных признаков, выражающих главные особенности и направления, причины и последствия межпоселенных территориальных передвижений11. В типологии миграций критерием классификации может выступать срок и характер проживания мигрантов на новом месте (в этом случае говорят о бесповоротной, временной, сезонной и маятниковой миграциях), осуществление миграционных процессов вне и в пределах страны (с этой точки зрения различают внутреннюю и внешнюю миграцию)12.
Внутренняя миграция представляет собой совокупность межпоселенных передвижений, осуществляемых в территориальных границах государства13. В начале и почти до конца XX в. миграция украинцев была внутренняя, начиная с конца XX века, в связи с развалом СССР она превратилась в международную.
Международная миграция по-разному истолковывается в отечественной и зарубежной литературе14 и в социологических работах15. «Внешняя ми грация, — отмечает Л.Л. Рыбаковский, — это переселение населения одной страны на территорию другой. Такое переселение в конечном счете сопровождается сменой гражданства»16. Более близкое определение дает швейцарский ученый М. Бассанд: «Международные миграции представляют собой все изменения места проживания, обусловленные пересечением государственной границы» . На наш взгляд, наиболее полнее и глубже ее определение дано в работе В. А. Ионцева, где в частности, отмечается, что «международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленным различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими), или с пребыванием в стране-въезда, имеющем долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными (или эпи-зодическими) поездками на работу, отдых, лечение и тому подобное .
С точки зрения организационных форм миграции подразделяются на два вида: общественно-организованную и индивидуальную19. Организованное территориальное движение осуществляется с помощью организационных форм распределения и перераспределения трудовых ресурсов. В прошлом использовались следующие формы: государственный организованный набор кадров для работы в различных отраслях; распределение оканчивающих высшее и средние специальные учебные заведения, училища системы профессионально-технического образования и др. Особенно это было распространено в 50 - 70-е гг. XX в. Вместе с тем значительные массы населения перемещаются и в неорганизованном порядке: индивидуальные переезды, вызванные желанием повысить заработок, улучшить жилищные условия, семейными обстоятельствами и т. д.
Трудовая миграция — это миграция, связанная с пересечением государственной границы с целью «продажи своей рабочей силы», то есть трудоустройства и работы на том или ином предприятии и получения за это соот ветствующего вознаграждения — заработной платы . Трудовая миграция в последние годы в России стала массовой.
Кроме того, из-за сложностей оформления вида на постоянное жительство в России постоянная миграция частично трансформируется во временную трудовую миграцию21.
Хозяйственная деятельность
Традиционно-бытовая культура украинской диаспоры в Мордовии формировалась в разные исторические периоды. Специфика экологических и социально-экономических условий, этнокультурные взаимосвязи с русскими и другими народами (татарами, мордвой), оказывали прямое воздействие на развитие традиционной культуры. Поскольку украинцы расселялись преимущественно в русской этнической среде, в их культуре сложилось много черт, общих с местными русскими.
Основой экономической жизни украинских переселенцев в конце XIX — начале XX вв. было земледелие. Крестьяне являлись преобладающим сословием не только в уездах, но и в городах. Преимущественно земледельческое украинское население привнесло с собой исторически сложившуюся культуру земледелия.
Наиболее распространённой в XIX — начале XX вв. была паровая система земледелия с трёхпольным зерновым севооборотом. При трехполье вся земля сельской общины, пригодная для земледелия делилась на три части. Одна отводилась под озимые культуры, другая - под яровые, третья - оставалась один сезон незасеянной, паровала, т.е. отдыхала или использовалась как толока - пастбище для общинного скота. На землях, предназначенных под озимые и яровые, каждому домохозяйству отводился больший или меньший участок земли. При следующем посеве часть угодий села, находившегося под паром, засевалась озимыми культурами; соответственно на участке, бывшем под озимыми, сеяли яровые; поле, находившееся под яровым, оставляли под пар, «отдыхать». Так, в сведениях о количестве земли и скота, находящихся у всех жителей Саловской волости к 10 октября 1919 г., указывалось, что «по х. Лопатинский количество земли, находящейся в фактическом пользовании во всех полях: яровом, озимом, пару, лугах и проч. 376 /г ДЄС.»1. На родине основной зерновой культурой у украинцев была рожь, преобладающая на всей территории Украины, кроме южных степных районов, где предпочтение отдавалось пшенице. Большие площади засевались рожью в Киевской, Черниговской, Волынской и Подольской губерниях. Рожь везде сеяли преимущественно как озимую культуру2.
Второе место по количеству занятых площадей (к 1917 г. - около 40% всех посевных земель) занимала пшеница . В бывшей Новороссии, а также в Полтавской и Харьковской губерниях в основном сеяли яровую пшеницу, в Киевской, Подольской и Волынской губерниях - озимую4.
Значительное место в посевах занимал ячмень, особенно на юге Украины5.
Сеяли также гречиху, просо, овес. Из бобовых предпочитали горох и фасоль, реже - бобы и чечевицу. На рубеже Х1Х-ХХ вв. распространилась кукуруза, сначала в Юго-Западном регионе, затем по всему Югу Украины. В XIX в. все больше посевных площадей завоевывал подсолнечник, который к концу XX в. стал основной масличной культурой6.
Переселившись на новое место, украинцы выращивали традиционные для них культуры. Так, в Мордовии, рожь продолжала оставаться основной зерновой культурой у украинских переселенцев. В 1920 г. х. Лопатинский сельский совет просил Сельский волостной совет «Ввиду сильной засухи, за неимением дождя, рожь высыхает, семян для обеспечения озимых полей совершенно не будет» о выдачи семян для посева озимого поля в количестве 1020 пудов, «считая по 3 пуда на едока. На 366 душ» . В «Сведениях о количестве посева ржаного хлеба на урожай 1918 г.» по хутор Лопатино даются такие сведения: «число десятинов посева - 140, всего урожая ржи (пудов) -6065, следовало выделить по норме людям и на осеменение полей- 4911, излишки составили - 1154»8. По данным комитета деревенской бедноты хутор Лопатино, «у жителей пос. Лопатина взято на учет ржи 1075 пудов, кроме того, отправлено в коллегию в г. Саранск 29 фунтов зерна»9. На новом месте выращивали также кроме ржи, пшеницу (озимую и яровую), ячмень, овёс, гречиху, просо, горох, фасоль, чечевицу, лён, коноплю, овощи.
Так, Постановлением Саловского волостного исполнительного комитета, от 13 марта 1918 года было предписано: произвести реквизицию хлеба, т.е. ржи, муки, пшена, гороха и чечевицы по 10 руб. за пуд10.
В Сведениях о количестве хлебов и семян, имеющихся у населения Саловской волости на 1 мая 1918 г., в хутор Лопатино число едоков 297, ржи -150 п., овса - 400 п., гречи - 20 п., гороха 30 п., чечевицы - 40 п., проса - 6 п., конопляного семени -41 п., картофеля 104 п.".
В Ведомости наличности сбора яровых хлебов за 1918 г. по хутор Лопатино указано: овса - 1711 пуд., проса - 63 пуд., гороха - 234 пуд., картофеля-2032 пуд.12.
К традиционным, издавна возделываемым техническим культурам относились лен и конопля, которые высевались, главным образом, на Черни-говщине и Волыни. Из семян этих растений получали масло. Особенно ценилось своими вкусовыми качествами конопляное масло. Стебли давали волокно13, которое шло для обслуживания таких хозяйственных надобностей, как приготовление веревок, пряжи для ткани на мешки, рядна и пр. В Мордовии украинцы коноплю сеяли обычно в поле, но довольно часто посев ее встречался в усадьбе. Семян с собой не привозили, а покупали у местных крестьян. Лен тоже сеяли в незначительном количестве, и даже не все хозяева; возделывали только для личного потребления - для волокна, идущего на выделку пряжи для бельевой домотканины.
В Сведениях о количестве посевной площади ржаной и яровой на 1920 г. по Саловской волости, указано, что под коноплю было занято - 4 дес. ярового посева14. С хутора Лопатино по разверстке пеньки причиталось 41 пуд. 11 ф.15. По сведениям о состоянии и количестве засеянных посевов, о количестве земли по Саловской волости за 1920 г. на хутор Лопатино - число лиц обоего пола составляло 318; данные о посеве под урожай 1919 г. (в казенных десятинах): озимой клин - засеяно рожью - 78, просом - 4, картофелем - 4, горохом - 10, коноплей - 4, льном - 1 /416.
В хозяйстве украинцев, как и русских, а также многих других народов, определенную роль всегда играло огородничество. На Украине издавна выращивались капуста, огурцы, лук, чеснок, морковь, хрен, петрушка, репа, свекла, мак, укроп, дыни и др.17.
В первой половине XIX в. картофель становится важнейшим продуктом питания, и посевы его начинают занимать значительные площади в зонах Полесья, Лесостепи и Западной Украины, в частности - Карпатах . На новом месте жительства, в Мордовии картофель также занимал большую часть пашенной земли. В 1918 г. в хуторе Лопатино было собрано 2 032 пуда картофеля . По данным «Похозяйственней книги колхоза «Советская Украина» за 1946-1948 гг.» на каждого дворохозяина отводилось от 21 до 41 саженей па-шенной земли. Из них 19-38 саженей земли было занято под картофель . И в настоящее время под посевы картофеля выделяется большая часть земли. Кроме картофеля, украинцы в Мордовии, на огородах, выращивают помидоры, капусту, свеклу, огурцы, кабачки, перец, морковь, баклажаны и др. Из бобовых зерновых растений украинцы-переселенцы возделывают три: горох, фасоль и чечевицу. Так, жительница с. Старое Шайгово Шишканова Татьяна Анатольевна, 1961 г.р., переехавшая в Мордовию из пос. Ярмолицы Хмельницкой области в 1990 г., на своем огороде сажает баклажаны, кабачки, помидоры, огурцы и др.21; семья Турчиных, приехавшая в Мордовию из г. Харькова в с. Алексеевку Темниковского района выращивают также баклажаны, фасоль, кукурузу, подсолнухи, помидоры, капусту, бобы, стараются сажать те же овощи, что растут и у них на родине. Многие жители с. Алексе-евка, попробовав фасоль у семьи Турчиных, стали выращивать их у себя на огородах, правда, «первый раз приготовили ее не правильно - сварили в стручках»22; Бороница Виктор Леонидович, 1948 г.р., житель с. Старое Шайгово, приехавший в Мордовию в 1981 г. из г. Одессы, у себя на огороде сажа ет перец болгарский, помидоры, картофель, баклажаны . Были попытки посева кукурузы, но она не всегда вызревала: «заморозки хватали»24.
Украинский огород делился на отдельные участки, которые назывались плеса, грядки, капустники. Плесо — широкий продолговатый участок, грядка — узкий, длинный и несколько приподнятый, капустник - наиболее низкий и влажный участок огорода. На плесах выращивали преимущественно огурцы, свеклу, помидоры, баклажаны и перец, картошку, а по краям - кукурузу и тыквы, на грядках - лук, чеснок, на капустниках - капусту. Огородные участки, как правило, хорошо унавоживались, отделялись один от другого межами и, что особенно характерно для украинцев, обсаживались подсолнухами, маком, цветами25.
Для приправ выращивали петрушку, укроп (использовали семена и зелень), кориандр, тмин, красный жгучий перец, хрен, чеснок, лук, мяту26.
Кроме того, украинские переселенцы выращивали табак, хмель. Возделывание табака на Украине началось с XVII, а с XIX в. приобрело товарное значение, прежде всего в Черниговской, Полтавской, Киевской и Херсонской губерниях . Украинцы Полесья, особенно центральных и западных его частей, занимались разведением хмеля, используемого в медоваренной, пивова-ренной и винокуренной промышленности .
Основным пахотным орудием украинцев являлся плуг. «Де оре coxa, там трава висиха, а де плуг ходить, там і хліб родит» - говорили в народе. Одинаковыми с русскими были орудия боронования - рало и деревянная рамная борона, для уборки хлеба использовали - серп, позднее косу с «грабками», для молотьбы - цеп. В качестве вспомогательных использовали и ручные орудия обработки почвы: мотыгу, лопату, тяпку. Мотыга употреблялась в основном для обработки огородов, с помощью тяпки пропалывали огороды, окучивали картофель, шаровали свеклу. По архивным сведениям за 1918 г. у граждан хутор Лопатинского общества находились: плуги однолемешные -1, двухлемешные - 29, рядовые - 1; сеялки разбросанные - 2, жнееки - 3; машин молотилок - 7; веялок - 7 . А по состоянию на 19 февраля 1921 г., судя по «Анкете о состоянии рабочих рук, живого и мертвого сельскохозяйственного инвентаря Саловской волости по обществам», в хутор Лопатино имелось: «плуги двухлемехные - 5 годных, 10 требующих ремонта; борона деревянная - 17 годных; сеялки 7-ми рядовые - 1 годная; веялки и сортировки - 1 годная, 4 требующих ремонта»30. Сроки всех земледельческих работ определялись народным сельскохозяйственным календарем, в соответствии с климатическим условиями края. Зерновые хлеба сеяли осенью (озимые) и весной (яровые). Под озимь первый раз пахали, как правило, плугом в мае-июне, а со второй половины августа - в сентябре поле «ралили», т.е. обрабатывали ранее вспаханную почву ралом и заделывали семена боронами. При подготовке почвы под яровые посевы осенью пахали землю плугом, а весной обрабатывали ралом. Первыми среди яровых культур сеяли овес и ячмень. «Кидай мене в грязь, то будешь князь», «топчи мене в болото, то буду як золото», - говорили в народе. Следом сеяли пшеницу, горох, яровую рожь. Картофель начинали сажать, «когда яблони зацветут»31.
Обработка полевых участков считалась мужским делом, огородов -женским. Пахать шли обычно мужчины - «плугатар» и один-два мальчика -«погонича». Зерновые сеяли вручную чаще из мешка, реже из лыкового или соломенного лукошка, как у русских.32
Свадебный обряд
Духовная культура народа представляет собой сложное явление. Она более других признаков этноса связана с этническим самосознанием, поскольку непосредственно им воспроизводится, оказывает влияние на остальные стороны жизни этноса (язык, материальная культура и т.д.). За последнее столетие, особенно во вторую его половину, в духовной культуре народов нашей страны произошли большие изменения. Они обусловлены возникновением и распространением массовой культуры, атеизацией, техническим прогрессом, нивелировкой культурных ценностей. В результате были утрачены (как потерявшие практическую значимость) многие обряды, обычаи; устное народное творчество, музыкальная и танцевальная культура превратились в сферу деятельности профессиональных творческих коллективов и ансамблей художественной самодеятельности1.
Основным объектом нашего внимания стало современное состояние обрядовой культуры. По мнению исследователей, обряд выступает как один из механизмов социальной памяти2, как способ соотнесения и взаимосвязи себя с данной этнической общностью.
Этнические традиции длительное время сохранялись в нормативно-поведенческой культуре украинских переселенцев, в частности в свадебных обрядах, наиболее устойчивом компоненте народной жизни3.
Свадьбы справлялись обычно в определенное время весны, осени и зимы, свободное от полевых работ. Весной - обычно после Пасхи и до Троицы, осенью - с октября до середины ноября, а зимой в так называемые мясниці (мясоед), т.е. после Рождества, на протяжении января и февраля . По сведениям информаторов с. Лопатино, свадьбы у них справляли в основном осенью, после уборки урожая или на Троицу5. У Шемет Пелагеи Васильевны, 1927 г.р. свадьбу справляли на Михайлов день. Свадьбы играли большие, веселые .
Традиционный свадебный обряд украинцев имеет цельную структуру. Условно он подразделяется на три этапа: предсвадебный, собственно свадебный и послесвадебный7.
Волков Ф. выделяет также три этапа в украинской свадьбе: «сватание», «заручини» (помолвка) и, наконец, «весилля», или собственно свадьба .
Традиционный свадебный обряд, представлявший собой комплекс ритуальных действий, требовал для их выполнения конкретных действующих лиц, которые назывались «свадебными чинами». Главными персонажами свадьбы были молодые, но роль их в обряде была преимущественно пассивной. Только в отдельные моменты свадьбы они проявляли активность. Так, жених совершал действия, связанные с выкупом места возле невесты, со встречей поезда и с церемонией чествования тещи на другой день свадьбы; невеста прощалась с родным домом, с подругами, а войдя в дом мужа, развешивала там свои рушники, застилала столы своими скатертями, бросала под печь курицу, окропляла водой хозяйство, разжигала огонь в печи, что символизировало ее приобщение к семье мужа.
Руководили обрядовыми действиями представители двух семей, которые составляли две группы участников свадьбы. Патриархальный уклад крестьянской семьи обусловил ведущую роль в свадебном обряде представителя семьи жениха (староста). Именно он давал разрешение на выполнение тех или иных обрядовых действий и нес моральную ответственность за соблюдение традиционного сценария свадьбы. По ходу обряда свадебный староста выполнял и ряд магических действий по отношению к молодой паре (обводил вокруг стола, трижды стучал палицей в дверь для отпугивания злых сил, выносил и вносил на голове каравай из кладовой в хату и делил его среди участников свадьбы и т.п.). Он же провозглашал традиционные речи-формулы во время сватанья, при благословении обрядовых действий, вручении даров от молодого, делении каравая и т.п. Хотя речам старосты была присуща импровизация, в основе своей они были традиционными и переда 129
вались из поколения в поколение, как и любое фольклорное произведение, устным путем9.
В украинской свадьбе важную роль отводилась матери невесты. Мать осыпает молодых зерном; надев вывернутый наизнанку тулуп, встречает зятя; кропит его водой; держит хлеб при встрече молодых и т.д.
Почетную роль на свадьбе играли посаженные отец и мать (батько и батькова), чаще всего ими были крестные родители, а также жена старосты, которая принимала участие в обрядовых обменах подарками между родственниками жениха и невесты и хлебом на пороге дома невесты, в зажигании свадебных свечей, подготовке брачной постели и т.д.10.
Своеобразными были функции ближайших замужних родственниц невесты. Они повязывали невесте головной убор замужней женщины, провожали ее в дом жениха, вместе со свахами исполняли обрядовые песни.
В ритуалах прощания с девичеством и юношеством главную роль играла неженатая молодежь. Группу жениха представляли «бояри» и «дружби» и девушки - «світилки». Одна из них, чаще всего сестра жениха или другая незамужняя родственница) «светила» молодым на свадьбе: держа світильник, она следила за тем, чтобы огонь ненароком не погас. Группу невесты составляли «дружки», «дружечки» и «брати». Особая роль в свадебном обряде отводилась неженатому брату невесты. Он одновременно был и защитником и «продавцом» сестры. Сначала брат охранял место возле ее за свадебным столом, потом продавал его жениху за определенное вознаграждение. Он был и главным действующим лицом при «посаде» невесты (заводил ее за стол), он же провожал сестру из отцовского дома. На Черниговщине сохранилось особое название родственников невесты, «продававших» ее приданное - солов ї11.
Гостей жениха, отправлявшихся вместе с ним за невестой, называли чаще всего «поїзд»12.
Каравай в доме жениха и невесты выпекали коровайниці, а венки плели вінкоплетниці. На роль поварихи (куховарка) приглашали женщину, которая умела не только хорошо готовить, но и подавать кушанья на стол с припевками, остротами и пр.13.
Каждый свадебный чин имел соответствующие отличия в одежде, украшениях: дружки - подруги невесты - были в лентах и венках, бояри - с пришитыми к пиджакам букетами, староста перевязан рушником, сваха -платком14.
Предсвадебный цикл обрядов начинался со сватовства. Когда вопрос о браке между молодыми людьми решен, то жених обращается к своим родителям с просьбой послать сватьев, в Украине их называли чаще старостами, к родителям девушки. В сваты приглашаются обыкновенно двое более или менее пожилых и уважаемых хозяев, причем, по крайней мере, один из них должен быть родственником, чаще всего дядей жениха. В назначенное время, почти всегда вечером, сваты, взявши с собой хлеб, бутылку горилки и непременно посох, который служил оберегом от сглаза и злых сил, был залогом удачи, отправляются в хату невесты. Очень часто вместе с ними идет и жених со своим дружком15. Атрибутами сватовства, а также символическими знаками согласия в разных регионах Украины были повязывание сватов рушниками, обмен хлебом или разламывание его на две части и обязательное угощение сватов. Знаком отказа был возврат сватам принесенного хлеба и, конечно, отсутствие традиционного поднесения чарки. В случае же согласия на брак невеста кланялась сватам и подавала им на хлебе рушники и обязательную чарку горилки16.
В Черниговской губернии парубок, задумавший жениться, приготовляет к известному дню хлеб, бутылку «горилки» и, пригласив двух или трех «старостов», отправляется в дом невесты «свататься». Когда сваты войдут в дом невесты, то останавливаются около порога, стараясь не перейти «сволока», т.е. перекладины на середине потолка; несоблюдения этого условия служит дурной приметой: не будет ладу в доме жениха. «Наш парень добрий», говорят они примерно, - «трудяга, хозяин, да и богатенький таки... Занимается вун пахарством, одначе и бондарство знает, чи старе набить, чи нове зро 131
бить. А гарилки вовсе не пье. Уж як за его не йти замуж, то лучшего и не знаидешь...». Получив согласие невесты и ее родителей, все начинают пить горилку, сперва женихову, потом невестину. В заключении обмениваются хлебами и договариваются на счет приданного и подарков. В этот вечер совершается окончательный уговор, ничто не остается не выясненным. В один из следующих дней отец жениха отправляется к попу, договорится относительно венчанья и дарит ему курицу или петуха17. В с. Лопатино, Шемет Пе-лагея Васильевна рассказывала, что к ней пришли свататься на Михайлов день шесть человек (отец жениха, братья). Принесли с собой буханку хлеба и сало. Горилки не было, т.к. в то время на нее существовал запрет18.
У украинцев интересно отметить также важную роль матери невесты: к ней обращались за согласием на брак, а она, спросив совета у мужа и у дочери, давала свату ответ. В дальнейших моментах свадьбы мать невесты также играла важную роль19.
Через две недели после сватання устраивали так называемые заручини, представлявшее собой торжественное повторение сватовства. Заручини имели юридический характер, закрепляли согласие на брак молодых людей и их родителей. Отказ после заручини был крайне редким явлением, а если случался, то вызывал резкое осуждение. Сторона нарушившая договор, должна была заплатить не только за предсвадебные расходы, но и за «бесчестя». На заручинах обязательно присутствовали дружки невесты и бояри жениха, исполнялись обрядовые песни, в которых прославляли жениха, невесту и их родителей. Заручини традиционно проходили в доме невесты, где совершалось ритуальное соединение рук жениха и невесты на хлебе, символизировавшее клятву на верность и согласие в семье20.
Важным моментом свадебного цикла был «дівич-вечір» - прощальный вечер невесты с незамужними подругами, являвшийся одним из колоритных элементов украинской свадьбы, как и приглашение на нее . Главными действиями Дівич-вечір были обрядовое «витье вельцев», расплетание косы невесты, надевание венка, обмен подарками между женихом и невестой, уго щение подруг невесты за свадебным столом, «посад» невесты. Накануне свадьбы, чаще всего в субботу утром в доме невесты приступают к приготовлению «вільця». Так называется обязательно зеленная (зимой из хвойных растений) ветка или небольшое деревце, воткнутое в хлеб и украшенное всем что можно найти в данное время: букетиками из разных цветов, кистями овса, рябины, калины, барвинку, руты. Именно эти растения в соответствии с народными верованиями должны были способствовать созданию хорошей семьи. Его ставят на нижнем конце стола и он остается там во все время свадьбы. Приготовление этого деревца происходило очень торжественно, по установленному ритуалу. Сначала хоры дружек просят у Бога, у святых, у родителей невесты и у всех присутствующих благославления начать вить вельце. Затем родители невесты приступают первыми к украшению деревца, прикрепляя цветы и пр. к самой его верхушки, затем в порядке старшинства и близости родства, делают это и все прочие, постепенно спускаясь сверху вниз .
Одновременно с вельцем вьют и венки, сопровождая и это пением ритуальных песен. Один из венков, в состав которого непременно входит барвинок, надевают на голову невесты, второй, подобный же, но несколько поменьше, предназначается для жениха, прочие раздаются дружкам -подругам невесты23.
Расплетание косы невесты происходило следующим образом: под пение обрядовых песен невеста садилась на кожух или подушку, положенные на хлебную дежу. Мать благословляла невесту хлебом, затем начинала расплетать косу. Заканчивали расплетать обычно подруги и незамужние сестры невесты.
После этого они (или мать) надевали на невесту особенно красочно убранный венок (последний в ее жизни), сравнивавшийся в свадебных песнях с золотом, с сияющим огнем. В него вплетали зубок чеснока и мяту, «чтобы злая сила не подступила»24.
В с. Лопатино накануне свадьбы устраивали девичник, который начинался с украшения свадебного дерева (вили вельцы). На стол ставили каравай в который втыкали «вельцы» - раскрашенные палочки, наверх клали веточки калины. Процесс украшения каравая сопровождался песнями. Обязательным атрибутом невесты был венок с разноцветными ленточками. Восковый свадебный венок, привезенный еще первыми переселенцами с с. Собич до недавнего времени хранился у жителей с. Лопатино25. Так же информатор из Чамзинки, вспоминая свою свадьбу, отмечала обязательное наличие венка с лентами