Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия Авдошкина Наталия Николаевна

Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия
<
Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авдошкина Наталия Николаевна. Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01. - Саранск, 2005. - 239 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Полотенце в материальной культуре

1.1. Эволюция функционирования полотенца у мордвы и русских 20

1.2. Виды полотенец и их использование в быту 39

1.3. Техника изготовления полотенца и связанные с этим орудия труда 54

1.4. Функционально-смысловая нагрузка вышивки на полотенцах 73

Глава 2. Ритуальное полотенце в обрядах жизненного цикла, праздниках и в традиционной медицинской культуре

2.1. Роль полотенца в семейных обрядах 93

2.2. Полотенце в общественных обрядах 129

2.3. Значение полотенца в праздниках 143

2.4. Гигиенические и лечебно-магические особенности полотенца 165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 189

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Л94

ПРИЛОЖЕНИЯ 225

Введение к работе

+ Актуальность проблемы. В традиционной культуре русского и

мордовского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место (колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс-оберег). К ним же относится и полотенце как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников. Оно представляет собой интересную разновидность памятников истории и культуры русского народа, обильный и надежный

(-^ исторический источник познания духовного содержания, как отдельного

человека, так и общества в целом. В нем отражается экономическая жизнь народа, история его развития, социальные различия, национальная специфика, семейный уклад, особенности быта и нормы поведения. Невидимые прочные нити связывают его и с духовной жизнью этноса, сложными процессами внутренних поисков и изменений в этнических и эстетических нормах, в психологии поведения, в мифологических и мировоззренческих основах. Функционирование ритуального полотенца в обычаях и обрядах далеко не случайны и порой совершенно необъяснимо какими-то практическими

{f, соображениями. Его следует рассматривать через призму его этнокультурного

бытования, что делает его изучение самостоятельным предметом научного исследования многих наук: истории, культурологии, этнографии, искусствоведения, этики, психологии.

Важность и актуальность данного исследования заключается в том, что, несмотря на то, что полотенце на протяжении многих столетий остается обязательным атрибутом в проведении обрядов, праздников, является необходимым элементом крестьянского быта, оно никогда ранее не становилось предметом для научного исследования, не было и специальных обобщающих работ по данной проблематике. Многие авторы на страницах своих книг лишь упоминают об использовании полотенца в тех или иных

случаях, и то, если изучаемая ими проблема непосредственно связана с полотенцем. Исходя, из всего этого можно с уверенностью утверждать, что данная тема актуальна и необходима для изучения традиционной культуры мордвы и русских исследуемого региона.

Территориальные рамки. География исследования охватывает территорию проживания мордвы и русских в сельской местности Мордовии, в которых в большей степени сохранились культурно-бытовые традиции народов. Были исследованы: Атяшевский, Большеберезниковский, Дубенский, Кочкуровский, Краснослободский, Темниковский, Теньгушевский, Чамзинский и Торбеевский районы.

Хронологические рамки исследования в основном датированы второй половиной XIX - XX вв., достаточно полно представленными в этнографических источниках и памяти информаторов. В случае необходимости автор обращался и к более ранним и поздним историко-этнографическим материалам.

Объектом исследования является полотенце как предмет быта в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия.

Предмет исследования — роль полотенца в традиционной культуре изучаемых народов.

Степень научной разработанности проблемы. К изучению традиций, связанных с использованием ритуального полотенца в России, а также его функций и эстетических возможностей обращались известные ученые -путешественники, историки, этнографы, искусствоведы.

Карамзин Н.М. в «Истории государства Российского» писал, что у
русских, задолго до христианства, существовал обычай: «Славяне в России
также молились деревьям, особенно же дупловатым, обвязывая их ветви
убрусцами или платками», и при этом приводит слова летописи: «В рукописном
(** «Житии Муромского князя Константина»: «Дуплинам древяным ветви-

убрусцем обвешивающе, и сим покланяющеся» (М., 1830: 107).

Одной из первых попыток в XIX веке обобщить различные сведения о русском народе можно считать работы И. М. Снегирева, который описал

4 ' русские простонародные праздники и суеверные обряды (М., 1839),

М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (М., 1880), А.А. Терещенко» Быт русского народа» (СПб., 1848), где мы находим некоторые элементы использования полотенец в праздниках и обрядах русского народа.

Первой и наиболее значительной публикацией о народных русских вышивках был альбом В.В. Стасова «Русский народный орнамент», который, говоря об орнаменте русской вышивки, заметил, что в нем «лежат драгоценные и покуда еще не тронутые материалы для изучения разных сторон древнерусской национальности». В.В. Стасов отмечал: «...полотенца служат для украшения изб по праздникам и тут, развешанные рядами на веревочках, тянущихся по стенам, являются чем-то вроде наивной первобытной галереи русского крестьянина (М., 1894: 67-69). Он же, анализируя орнаменты полотенец, говорит, что «Ширинка - небольшой кусок холстины, вышитый по концам, вешается через плечо дружке на свадьбе, иногда носится в виде кушака или же, будучи малого размера, затыкается вместо платка за кушак» (М., 1894:88).

Среди работ начала XX в., которые, в той или иной мере, затрагивают интересующий нас объект исследования, следует отметить работу Д.К. Зеленина «Обыденные полотенца и обыденные храмы» (СПб., 1911), в которой он описывает обряды, связанные с использованием особого вида «обыденных» полотенец, дает значение слова «обыденный» и его связь с языческим обрядом.

Краткие сведения об использовании полотенца в быту имеются в статье Е. Бломквиста «Полотенце в русском быту» (Л., 1926: 25-28). Автор характеризует некоторые виды полотенец, такие как: утирка, утирник,

(у*., рушник, полка и т.д. и их использование в свадебном и похоронно-

поминальном обрядах.

В 1930-х гг. выходит в свет работа Н.А. Ходосова «Ткачество деревни» (М., 1930), где основное внимание автор уделяет развитию домашнего ткачества, с помощью которого изготавливался холст, служащий не только для одежды, но и полотенец. Кроме того, он показал эволюцию и семантику ткацкого стана, дал его детальное описание.

Во второй половине XX века появляется большое количество трудов, среди которых, прежде всего, необходимо отметить работу Н.И. Лебедевой «Прядение и ткачество восточных славян в XIX - начале XX века» (М., 1956), в которой собран богатый фактический материал по изготовлению холста и сукна. Тщательно рассмотрены орудия труда, подробно описаны все процессы прядения и ткачества. А в книге «Русская крестьянская одежда в XIX - начала XX в.» (М., 1967), дано описание, употребления в головном уборе русских женщин короткого украшенного полотенца, которым обматывали и придерживали головной убор. Оно входило как составная часть в сложный головной убор с твердым остовом или носилось, в виде вышитого отороченного по нижнему краю черной шерстяной бахромой холщового полотенца, носившего название «убрус», как назывались и старинные русские головные полотенца.

В 70-е годы XX века издается монография Г.С. Масловой «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник», которая посвящена исследованию роли орнаментированных предметов в быту, к которым относятся полотенца, технике вышивания сюжетов и мотивов их орнамента и семантике. Автор показывает, как в зависимости от их функций, назначения, размеров, формы и материала менялась композиция и техника вышивки. Многообразные бытовые функции украшенных вышивкой изделий подробно освещены в исследовании, при этом убедительно раскрыто сочетание в них утилитарного и декоративного начал (М., 1978).

В конце XX - начале XXI вв. появляется ряд обобщающих трудов, где
о также можно встретить лишь некоторые упоминания о полотенце.

Историко-этнографический атлас «Русские» (М., 1967) обобщил огромный материал о хозяйстве, жилище, одежде русских крестьян (полотенце здесь выступает как разновидность женского головного убора) конца XIX - начала XX вв. В книге «Этнография восточных славян» (М., 1987) освещены сведения о происхождении русских, об их быте, культуре, обычаях, обрядах, праздниках и ритуальных празднеств, где упоминания о полотенце встречаются лишь во взаимосвязи с какими-то другими элементами культуры.

Книга выдающегося русского и советского этнографа Д.К. Зеленина «Восточнославянская этнография» (М., 1991) и монография «Русские» (М., 1999) являются своеобразной, непревзойденной по широте и охвату материала энциклопедиями, характеризующими традиционную культуру и быт русского народа конца XIX - начала XX века, где полотенце является неотъемлемой частью этой культуры.

В энциклопедическом словаре «Русский традиционный быт» (М, 2003), составленным известным этнографом И.И. Шангиной уже в XXI веке объединен материал, отражающий разные стороны жизни русского народа: типы крестьянского жилища, хозяйственные постройки, орудия труда, убранство жилища, одежда. Автор дает подробную информацию о том, как выглядит предмет, из какого материала был сделан, дано место его бытования, раскрывается обрядовый и символический смысл привычных вещей, в том числе и полотенца.

На региональном уровне вопросами исследования культуры и быта
народов Среднего Поволжья занимались Н.И. Гаген-Торн, Е.П. Бусыгин, Н. В.
Зорин, Л.С. Токсубаева. В монографии Н.И. Гаген-Торн «Женская одежда
народов Поволжья» (М., 1960), и в статье «Обрядовые полотенца у народностей
Поволжья» (М., 2000) кратко описывается использование полотенца в качестве
одежды у разных народов Поволжья, а также его ритуальное значение
(г; в общественных и семейных обрядах.

Работы Е.П. Бусыгина «Этнографическое исследование материальной культуры русского населения восточных районов Среднего Поволжья» (Казань, 1959), «Русское сельское население Среднего Поволжья» (Казань, 1966), «Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья» (Казань, 1973), «Хозяйство и материальная культура русского населения Ульяновского Поволжья» (Казань, 1982) посвящены разработке проблемы промыслов и ремесел, в том числе и ткачеству полотенец русского народа Среднего Поволжья, анализу изменений в культуре и быте русских во второй половине XIX - начале XX вв., где особое внимание уделяется особенностям бытовых элементов русского крестьянства, в число которых входит и полотенце. Отрадно отметить, что эти историко-этнографические исследования материальной культуры посвящены не только русскому народу, но и другим народам Среднего Поволжья, включая мордву, поэтому некоторые элементы культуры, включая и полотенце схожи между собой. Это явилось ни чем иным как результатом длительного проживания по соседству и общения между собой народов Среднего Поволжья.

В статье Н.В. Зорина и Л.С. Токсубаевой (Марий-Эл, 1987) «Обрядовые функции орнаментальных полотенец у русского населения Среднего Поволжья» описываются некоторые функции использования полотенец в семейных обрядах русских, и делается вывод о том, что полотенце, как ритуальный предмет несет в себе знак семейно-родственных связей по женской линии.

Изучение культуры и быта мордовского и русского народа, проживающего на территории Республики Мордовия, велось и местными исследователями-этнографами.

В 20-30-х годах XX века выходит в свет книга Н.И. Спрыгиной

«Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов

vf Пензенской губернии» (Пенза, 1928), которая посвящена описанию

традиционной мордовской одежды, где полотенце рассматривается как головной убор либо как поясное украшение.

Кг'

В статьях П.Д. Степанова «Головные уборы мордовских замужних

женщин» (М., 1928), А. П. Ручьевой «Анализ орнамента вышивок

мордовского головного убора» (М.-Л., 1930) рассматриваются и

характеризуются разнообразные виды головных уборов мордовских женщин

и их орнамент, в число которых входит полотенце.

В 1930-е годы были полностью изданы материалы М.Е. Евсевьева по

мордовской свадьбе, которые явились результатом многолетних полевых

наблюдений автора. Заслуга М.Е. Евсевьева состоит в том, что он сохранил

, для нас в своих записях полное и подробное описание традиционной свадьбы

'«її'

мордвы-эрьзи и мокши конца XIX века в книге «Мордовская свадьба»

(Саранск, 1931), он рассмотрел ее очень подробно, с детальным описанием

всех обрядов, привел образцы свадебных причитаний и песен, в некоторых из

них с упоминанием полотенца. При исследовании вопроса о роли полотенца

в этномедицине мордвы и русских мы также опирались на эту книгу

составленной по полевым материалам автора, в которой есть сведение о том,

что мордва для лечения некоторых болезней использовали свою веру в

могущество природы, а именно, «приходили к одиноко растущим деревьям,

Xi принося в дар полотенца, ленты и т.д.».

Интересной является и его статья «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии» (Саранск, 1966), где исследователь описывает годовой цикл праздников и молений, показывая, что, несмотря на христианизацию, мордва этого региона сохранила много языческих верований и обрядов. Полотенце здесь упоминается в качестве даров при совершении того или иного обряда.

В 60-е годы XX века появляются работы В.Н. Белицер. В книге «Мордва-каратаи и их культура» автор полностью рассматривает не только

материальную и духовную культуру мордвы, но и характеризует домашнее

производство холста, полотенец, орудия ткацкого ремесла. Причем их форма и

терминология даны в сравнительном плане с русскими. А вот в работе «Народная одежда мордвы» особое внимание автором было уделено женской традиционной одежде, при исследовании которой она стремилась проследить изменения, происходившие в ней в XIX - XX веках. Для нас особый интерес представляла глава, посвященная женским головным уборам и поясным украшениям мордвы т. к. именно здесь встречается некоторые виды полотенец. Автором также были даны локальные различия в формах, расцветке, технике вышивания (М., 1973).

Исследованием вопроса о ткачестве мордвы в этот период занимался В.Н. Куклин. В своей работе «К вопросу о ткачестве у мордвы» он дает

, подробное описание обработки конопли и льна, техники изготовления

полотенца с помощью закладного и бранного ткачества и связанных с этим орудий труда (Саранск, 1966).

В работах В.А. Балашова «Традиционная одежда мордвы-мокши Зубово-Полянского района и изменения, происшедшие в ней за годы Советской власти» и «Бытовая культура мордвы: традиции и современность» описываются особенности традиционной одежды, включающие головной убор и поясные украшения женщин, состоящих их полотенец, Й составляющие элементы бытовой культуры мордвы, где полотенце занимает значительное место (Саранск, 1968).

Полотенце как одно из видов декоративно-прикладного искусства мордовского народа изучалось Т.А. Крюковой. В ее богато иллюстрированной монографии (альбоме) «Мордовское народное изобразительное искусство», большое внимание уделено вышивке (Саранск, 1968). Автор сумела выделить локальные группы мордвы, отличающиеся по колориту вышивки и составу орнаментальных мотивов, отметила зависимость композиции вышивки и орнамента от характера и назначения одежды и полотенце, обратила внимание на устойчивость традиций в композиции и составе орнаментальных мотивов,

рассматривала вопросы развития орнамента в историческом плане. Большим

достоинством монографии является публикация значительного количества образцов орнаментов вышивки.

В книге В.Н. Мартьянова «Памятники прикладного искусства мордвы» рассматриваются вопросы происхождения ряда орнаментальных мотивов, композиция и семантика редких в мордовской вышивке сюжетных композиций, в том числе и на полотенцах (Саранск, 1971).

Работы Т.П. Федянович «Свадебные обряды русских и мордвы Мордовской АССР» (Саранск, 1974), «Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребенка» (Саранск, 1979), «Похоронные и поминальные обряды мордвы» (Саранск, 1990), посвящены семейным обычаям и обрядам финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Опираясь на различные источники, автор дает не только описание этих обрядов, но и прослеживает тенденции их на протяжении почти 100 лет. Она также рассматривает основные составляющие этих обрядов (полотенец, икон, ладана, колец и т.д.).

В работах Корнишиной Г.А. «Сезонные обряды мордвы» (Саранск, 1999),

«Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура,

формы бытования» (Саранск, 2001), «Знаковые функции народной одежды

мордвы» (Саранск, 2002) рассматриваются некоторые аспекты традиционной

обрядовой культуры мордовского народа, дается обзор обрядов, связанных с и*)

хозяйственной деятельностью мордвы, а также обрядов жизненного цикла,

описывается роль и значение одежды в этих обычаях и обрядах и других предметов материальной культуры, к которым относится и полотенце. Особенно детально использование полотенца описано на примере похоронно-поминального обряда.

Важное значение для нас в изучении гигиенических и лечебно-
магических особенностей полотенец представляли работы Л.И. Никоновой —
доктора исторических наук, профессора ГУНИИГН при Правительстве
0^) Республики Мордовия («Тайны мордовского целительства» (Саранск, 1995),

«От Адама и Евы до наших дней» (очерки народной медицины мордвы)»

(Саранск, 2000), где обобщен многовековой опыт мордовской народной медицины, рассмотрено множество средств растительного, животного и минерального происхождения, физиотерапии, народной хирургии и заговоров, используемых в лечении, а в некоторых случаях с применением полотенца.

Сведения об использовании полотенца у русского народа, проживающего на территории Республики Мордовия, мы почерпнули в работах Т.П. Федянович «Свадебные обряды русских и мордвы Мордовской АССР» (Саранск, 1974), А.С. Лузгина «Материальная культура и ее бытовое функционирование» (Саранск, 1986), «В тесном соседстве: Хозяйственная и материальная культура русского населения Мордовии» (Саранск, 1987).

Таким образом, несмотря на перечень всех источников, и печатных публикаций, в которых встречаются лишь краткие, разрозненные сведения о полотенце, до сих пор нет обобщающих исследований ни в культурологии, ни в этнографии, которые позволили бы раскрыть значимость полотенца в культуре исследуемых народов, проживающих на территории Республики Мордовия.

Источниковая база исследования представляет собой комплекс разноплановых источников, которые по происхождению и информативному содержанию можно объединить в несколько групп.

Первую группу источников представляют архивные источники. Автором данного исследования использованы фонды Центрального государственного архива Республики Мордовия (далее - ЦГА РМ), содержащие рукописные материалы известного мордовского ученого М.Е. Евсевьева (Ф. Р - 267. Черновые записи М. Е. Евсевьева. Мордовская свадьба, обряд рождения ребенка, похороны, записанные в 1912-1915 гг., оп. 1, д. 42; Ф. Р - 267. Записная книжка М. Е. Евсевьева с записями о быте и обычаях мордвы 1909— 1915 гг., оп. 1, д. 89; Ф. Р - 267. Черновые записи М. Е. Евсевьева. Обычаи и моления мордвы, оп. 1, д. 90; Ф. Р - 267. Черновые записи М. Е. Евсевьева. Мордовско-русский словарь на «П», оп. 1, д. 240; Ф. Р - 267. Черновые записи М. Е. Евсевьева, оп. 1, д. 312.). Это полевые записи исследователя, сделанные в

1902-1928 гг. в мордовских селениях Казанской, Пензенской, Самарской и др. губерний. В них исследователь зафиксировал различные стороны обрядовой культуры мордвы: свадьба, обряд рождения ребенка, похороны, праздники, моления, где полотенце рассматривается как материальный компонент.

Из фондов Государственного архива Пензенской области (далее -ГАПО) были извлечены данные: Ф. 182. оп. 1, д. 1474 «Пензенская духовная консистория»; Ф. 182. оп. 1, д. 1120а «Пензенская духовная консистория»; Ф. 185. оп. 1, д. 1856 «Рапорты Краснослободского и Саранского духовного Правления об отправлении в монастырь церковников и учеников для обучения церковному делу». В Ф. 124. оп. 1, д. 490 «О венчании»; Ф. 201. оп. 1, д. 510 «О крещении новорожденного бабкой повитухой», имеются материалы о крещении новорожденного бабкой повитухой и венчании мордвы и русских, проживающих в Пензенской Губернии, где есть некоторые упоминания о полотенце и были нами использованы для сравнения с данными обрядами, имеющими место в Республике Мордовия. Ф. 354. оп. 3, д. 52. «О посевных площадях крестьянский усадов Краснослободского, Инсарского и Саранского уездов Пензенской губернии», содержит сведения о посевных площадях конопли и льна в этих уездах, которые дают основание предположить, что такое количество конопли и льна, сажаемое крестьянами, было необходимо для изготовления большего числа полотенец.

В рукописном фонде Государственного Учреждения Научно-исследовательского института гуманитарных наук (далее - РФ ГУНИИГН), содержащие материалы и отчеты мордовских научно - этнографических экспедиций за несколько прошедших лет: РФ ГУНИИГН, И-244. Материалы мордовской экспедиции за 1956—1957 гг. Отчеты начальника экспедиции В. Н. Белицер за 1957-1958 и отдельно за 1957 год. Выписки из архива Н. И. Спрыгиной; РФ ГУНИИГН, И-390. Белицер В. Н. Материалы Мордовской научной этнографической экспедиции в 1958 году; РФ ГУНИИГН, И-748. Куклин В. Н. Домашние производства и ремесла в XIX- начале XX вв; РФ ГУНИИГН, И-945. Белицер В. Н. Материалы по обрядам и фольклору мордвы-

терюхан; РФ ГУНИИГН, И-1230. Беляева Н. Ф. Традиционные приемы по уходу и воспитанию детей у мордвы (конец XIX- начало XX вв.); РФ ГУНИИГН, И-1253. Корнишина Г. А., Николаев С. Д. Отчет этнографической экспедициии 1991 г. в Атяшевский, Ардатовский, Темниковсский, Атюрьевский, Краснослободский и Ельниковский районы Мордовской АССР; РФ ГУНИИГН, И-1496. Никонова Л. И. Этномедицина финно-угорских и тюрских народов Поволжья и Приуралья в системе их жизнеобеспечения (историко-этнографическое исследование); РФ ГУНИИГН, Л-47. М. Е. Евсевьев. Описание мордовской свадьбы. Песни и обрядовые описания; РФ ГУНИИГН, Л-52. М. Е. Евсевьев. Описание обычаев, обрядов, свадьбы в мордовских селах; РФ ГУНИИГН, Л-51. Заговоры, записанные в Большеберезниковском районе Республики Мордовия Л. П. Тарасовым и Л. С. Кавтаськиным, Ф. М. Чесноковым в 1936 году; РФ ГУНИИГН, Л-87. «Мокшень свадьба» (Мокшанская свадьба). Записано Я. Пинясовым из рассказов разных лиц, проживающих в Ширингушском, Зубово-Полянском, Торбеевском районах МАСССР в 1946-1948 гг.

Вторую группу источников составляют полевые материалы автора. Данная диссертационная работа в значительной мере базируется на фактическом материале, собранном автором в ходе полевых исследований з 2004-2005 гг. в районах Республики Мордовия (Атяшевский район: с. Алово, Атяшево, Кулясово, Тарасово, Сабанчеево; Большеберезниковский район: с. Большие Березники, Косогоры, Гузынцы, Судосево, Марьяновка, Старые Найманы; Дубенский район: с. Чиндяново; Кочкуровский район: с. Новые Турдаки, Новая Пырма, Кочкурово, Мордовское Давыдово, Тягловка, Семилей; Краснослободский район: с. Мордовское Маськино, Потякши, Старое Синдрово; Темниковский район: г. Темников, с. Русское Караево, Сосновка, Лесное Цибаево, Тювеево; Торбеевский район: п. Торбеево, д. Гальчевка, с. Жуково, Куликово, Дракино, Кажлодка; Теньгушевский район: п. Теньгушево, с. Шокша, Сакаево, Куликово; Чамзинский район: пос. Комсомольский, с. Киржеманы, Мокшалей. Во время полевых исследований осуществлялись

этнографические и фольклорные записи со слов информаторов, в роли которых выступали в основном люди пожилого возраста, знающие традиционные обряды и отчасти их соблюдающие, владеющие методами и средствами народной медицины. Кроме того, делались фотографии, которые помогли выявить уже не существующие виды полотенец, осветить использование ритуальных полотенец в обрядах, праздниках мордвы и русских в прошлом и показать их современное состояние.

Третью группу из них составляют опубликованные источники. В их качестве использовались труды ученых - путешественников П.С. Палласа, И.Г. Георги, И.И. Лепехина. В них содержатся некоторые сведения об

, использовании полотенца в традиционной культуре мордвы и русских. Так,

они дали описание отдельных составных элементов костюма, в том числе и головных уборов девушки, молодых и пожилых замужних женщин, в число которых входило и полотенце. И.И. Лепехин писал: «а девки обвязывают голову полотенцем или лентою, какую у нас употребляют крестьянские девушки» (Лепехин, 1771: 169). Тем самым он указывал на близость девичьих головных уборов мордвы к головным уборам русских девушек. И.Г. Георги отмечал следующее: «Пожилые же бабы и девки вместо шапок носят на голове в завязку полотенца» (Георги, 1799: 52). Кроме того, они в своих работах

ъ охарактеризовали родильные, свадебные и погребально-поминальные обряды,

отмечают общие и специфические черты многих элементов в материальной и духовной культуре, изучаемых нами народов, в частности, в одежде, занятиях, религиозных верованиях, где необходимым атрибутом выступает полотенце.

Работы этих же русских ученых - путешественников были нами использованы и при описании процесса изготовления нитей (окрашивание) необходимых для изготовления (тканья, вышивки) полотенец. В них же имеются свидетельства о широком распространении вышивки на полотенцах, о

ее орнаменте.

/і.

*" Заслуживает внимания и труды В.Н. Майнова. Его «Очерки

юридического быта мордовского народа» явились одной из первых попыток

систематического описания традиционного быта мордвы. Им представлены некоторые сравнительные характеристики эрзянского и мокшанского костюма; особое внимание при этом обращено на функционирование традиционной одежды, включая полотенце, в семейной обрядности (Майнов, 1885).

В изучении мордовской народной вышивки, ее орнамента из дореволюционных исследователей несомненная заслуга принадлежит финскому ученому-этнографу А.О. Гейкелю, в которой содержится богатый фактический материал по мордовской народной одежде и орнаменту, собранный автором в 1883-1885 гг. во время поездок в районы Поволжья. В книге содержится много таблиц, имеющих большое научное значение для изучения вышивок полотенец (Heikel, 1888). И поныне его монография дает довольно четкие представления о составе орнаментальных мотивов мордовской народной вышивки XIX века не только одежды, но и полотенец.

В историко-этнографическом очерке И.Н. Смирнова «Мордва» рассматриваются вопросы внешнего быта, культ предков, погребальные обряды. Здесь конкретно указано, что мордва преимущественно обрабатывала коноплю, волокно, которого шло на изготовление полотенец. Им были частично раскрыты некоторые вопросы духовной и материальной культуры мордвы, которые являлись важнейшим вкладом в дело изучения истории мордовского народа. Однако следует сказать, что в данном исследовании даны лишь краткие описания использования полотенца у мордвы (Смирнов, 1895).

Среди источников XVIII века надо отметить и записки уездного землемера К. Мильковича, которые содержат сведения о погребально-поминальном обряде, а также верованиях: похороны, проводы на кладбище, жертвоприношения в честь умершего, где опять же упоминается полотенце (Милькович, 1905).

Методология исследования. При написании данной работы мы опирались на теоретико-методологические разработки ведущих отечественных исследователей - Д.К. Зеленина, Г.С. Масловой, Н.И. Гаген-Торн, В.Н.

Белицер, В.Н. Куклина, Т.А. Крюковой, Н.Ф. Мокшина, Л.И. Никоновой, Г.А. Корнишиной, И.И. Шангиной, и др.

Намеченная в работе проблематика потребовала особого внимания к методологическим подходам и методике исследования. В связи с этим в работе использовались принципы: историзма (предполагающий изучения любого явления в динамике, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности), научной объективности (предполагающий всесторонний охват изучаемого явления) и личностного подхода. Для изучения общего и специфического в использовании ритуального полотенца в традиционной культуре мордвы и русских применялся сравнительно-исторический метод, позволяющий раскрыть сущность явлений в процессе их развития и реконструкции исследуемых процессов путем описания, сопоставления, сравнения. Кроме того, применялись: интеграционный метод, основанный на взаимосвязи таких наук, как история, культурология, этнография, этнопсихология, способствующий решению поставленных задач; логический метод, позволяющий выявить отдельные аспекты использования полотенца в его развитии на протяжении XIX - XX вв. и этносоциологический (опросы, анкетирование, непосредственное наблюдение).

Целью нашего исследования является изучение и анализ использования ритуального полотенца в традиционной культуре мордвы и русских. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи:

определить сущность полотенца в традиционной культуре мордвы и русских и проследить эволюцию его функционирования;

охарактеризовать виды полотенец и технику их изготовления;

выявить функционально-смысловую нагрузку вышивки на полотенцах;

проанализировать роль полотенца в обрядах жизненного цикла и в праздниках;

определить гигиенические и лечебно-магические особенности полотенца. Научная новизна исследования. Данная работа является первым

обобщающим историко-этнографическим исследованием роли полотенца в

традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия. В процессе исследования нами собраны, зафиксированы, проанализированы и обобщены сведения по использованию полотенца в традиционной культуре этих народов, выявлены сходства и различия в видах, в технике изготовления, в приемах и семантике вышивки полотенец, его роли в семейных, общественных обрядах и праздниках. Особое внимание также уделено использованию полотенца в традиционной медицинской культуре (в методах и средствах лечения, заговорах) мордвы и русских. Кроме того, мы постарались обобщить, систематизировать и проанализировать имеющиеся в нашем распоряжении литературные, архивные и собственные полевые материалы по использованию полотенца мордвой и русскими, показать его изменения на протяжении исследуемого периода в связи с теми социальными преобразованиями, которые происходили в обществе.

Практическая значимость исследования. Данная работа открывает перспективу для более полного раскрытия материальной и духовной культуры мордвы и русских. Изучение ритуального полотенца в этнографии позволяет решать вопросы, связанные с историей формирования и развития народов, прослеживать культурно-бытовые связи и взаимовлияния, определять этнические и региональные различия. Предлагаемая работа, разумеется, не может претендовать на исчерпывающую полноту изучения традиционной культуры мордвы и русских, а лишь может выступать как один из ее аспектов, но, тем не менее, она может послужить толчком для дальнейшего изучения символики орнаментов, а также вариантов использования ритуального полотенца в материальной и духовной культуре русского и мордовского народа не только на территории Республики Мордовия, но и в сравнении и сопоставлении со всем Среднем Поволжьем. Результаты исследования могут быть использованы при разработке содержания спецкурсов и написании учебных пособий по этнокультуре.

На защиту выносятся следующие основные положения.

  1. Полотенце, представленное многообразием видов и прошедшее длительный путь эволюции, занимает существенное место в быту мордовского и русского народов.

  2. Мордовская и русская вышивка на полотенцах помимо того, что выполняет эстетическую функцию, заключает в себе магическое предназначение.

  3. Ритуальное полотенце в семейных, общественных обрядах и праздниках мордвы и русских является не только необходимым атрибутом, но и несет в себе своеобразную обрядовую нагрузку.

  4. Гигиенические особенности полотенца на протяжении длительного времени как у мордвы, так и у русских остаются неизменными, а лечебно-магические утратили первоначальное значение и сохранилась только в среде знахарок и ворожей.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в публикациях автора; обсуждались на Республиканской научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения профессора М.Ф. Жиганова (г. Саранск, 2004 г.), VI Конгрессе этнографов и антропологов России (г. Санкт-Петербург, 2005 г.), II Всероссийской научной конференции «Урал - Алтай: Через века в будущее» (г. Уфа, 2005 г.).

Эволюция функционирования полотенца у мордвы и русских

Человечество с древних времен использовало полотенце в быту, но со временем его практическое значение, виды, функции, орнаментация и т.д. претерпевали изменения, т.е. происходил его эволюционный процесс, изучение которого представляет несомненный интерес для исследователя данной проблемы.

Самый известный и распространенный термин, собственно «полотенце», в многочисленных справочниках общеобразовательного характера и специализированных словарях трактуется следующим образом. Это «кусок полотна» (Шанский, 1971: 352), «удлиненный кусок ткани для вытирания чего-нибудь» (Лопатин, 1990: 407), «неширокий и удлиненный кусок ткани для вытирания чего-нибудь» (Ожегов, 1981: 492), «продолговатый кусок ткани, предназначенный для вытирания чего-либо» (Тимофеев, 1960: 1068), «узкая и длинная полоса ткани, преимущественно льняной или бумажной, для вытирания частей тела или посуды» (Ушаков, 1939: 540), «изделие—из ткани в виде узкой и длинной полосы, предназначенное для вытирания лица, тела или посуды» (Евгеньева, 1983: 269).

В словаре русского языка XI -XVII вв. дается не только определение полотенца, но и интересные факты, использования его в XI -XVII вв. Приведем некоторые из них: «полотенце — это льняная ткань тонкой выработки». Ормячокъ тонкое полотенцо, на немъ круживо. Плат. Бор. Год, 15. 1589 г. Полотенца нъмецкого полосатово десять аршинъ. Арх. Стр.П, 969. 1638 г. (Словарь русского языка XI -XVII вв., 1990: 246-247); «кусок, штука льняной или какой-либо другой ткани тонкой выработки». Полотенца со дова цереленая. Берест. Гр. VII, 42. ХИ-ХШ вв. И пожаловалъ шахъ, далъ князю Ондрею полотенцо индъйское ткано, шолкъ былъ, съ золотомъ. Посольство Звенигородского, 274. 1596 г. А товару съ ними ... три толпы платковъ шелковыхъ, десять полотенецъ кисовыхъ. АИ V, 420. 1694 г. (Словарь русского языка XI -XVII вв., 1990: 246-247); «изделие из ткани тонкой выработки, кусок льняной ткани различного назначения». Орарие - перевязь персей полотенцем, каковым любо, еже имут воини, предходящие царю. Алф.,159. XVII в. Идучи народъ крестомъ осеняеть одинъ большой; а крест держить полотенцемъ кисейнымъ. Аре. Сух. Проскинитарий, 64. 1653 г. // Продолговатый кусок ткани, служащий покрывалом, украшением верхней части чего-либо. Дал вкладом старець дтякон Герасим новгородець полотенець налойных. Кн.прих.-расх. Ант. М. № 1, 132 об. 1583 г. (Словарь русского языка XI -XVII вв., 1990: 246-247); «кусок прозрачного или полупрозрачного материала (стекла, слюды), вставляемый в оконную раму». Привез с Москвы келарь старец Моисеи... бумаги писчей две стопы 40 алтын, шесть полтотенец на окончины. Кн. Прих.-расх. Волокол. М. № 6, 177. 1588 г. 32 сковороды железные, 40 полотенец оконнишных слюдных, 150 серпов. Там. Кн. III, 146. 1679 г. (Словарь русского языка XI -XVII вв., 1990: 246-247); «створка (двери)». Устюжанин Илья Андреев Петлин...стены вытесал и выскоблил, и двери колодные, и полотенце створное двойное. Там. кн. III, 244. 1679 г. На домовомъ дворе... бревенчатой полъ тесали и къ дверямъ полотенцо новое делали. АХУ II, 1023. 1682 г. (Словарь русского языка XI -XVII вв., 1990: 246-247).

В энциклопедическом словаре под ред. И.И. Шангиной: «Полотенце -это узкое, богато декорированное полотнище белой ткани домашнего, реже фабричного производства. При стандартной ширине полотенец 39 - 42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах полотенце обычно украшали вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, тесьмой, позументом, бахромой. Характер и количество украшений, величина декорированных концов, мотивы и цвет орнамента, материалы, использованные для отделки, - все это определялось местной традицией и назначением полотенца (Шангина, 2003: 306-311).

Виды полотенец и их использование в быту

Полотенце - традиционный предмет крестьянской бытовой культуры мордвы и русских. В любой крестьянской семье было значительное количество полотенец, которые как семейную ценность передавали из поколения в поколение. Полотенца были разных видов: одни использовались повседневно, другие только по праздникам для украшения жилища, третьи - в качестве одежды, и, наконец, существовали такие полотенца, которые использовались в обрядах (свадебных, родильных, похоронно-поминальных). В связи с этим мы классифицировали виды полотенец в четыре группы:

1. Полотенца, используемые в домашнем обиходе (личник, ручник, утиральник, накрючник, наквашник, рукотер и т.д.).

2. Полотенца, используемые в убранстве жилища (зеркальное, набожник, маховик, спичник и т.д.).

3. Полотенца, используемые в качестве одежды (головные уборы, пояс, боковые полотенца и т.д.).

4. Полотенца, используемые в обрядах жизненного цикла (свадебное покрывало, подножник, дарное, рукобитное, рушник и т.д.).

Рассмотрим теперь более подробно каждый из видов полотенец, приведенных в таблице.

- «Личник», «шама нардама» (м.), «чама паця» (э.) - полотенце, предназначенное для утирания лица, «ручник», «кядь нардама» (м.) - для вытирания рук (ПМА: Вертянова, Мазанкина, Кукушкина, Солдаткина). В с. Косогоры Большеберезниковского района эти два вида полотенец обязательно входили в приданное невесты, и использовались в течение жизни только ей самой (ПМА: Авдошкина, Маркина). Для вытирания рук у мордвы и русских различают еще и такие виды полотенец, как: рукотерник, рукотирка (ПМА: Составкина, Моисеева), рукотерт (ПМА: Спиридонова, Наумкина, Татаркина).

- «Накрючник» - полотенце, используемое в быту для утилитарных целей, висящее у рукомойника, используемое для вытирания посуды, рук и т.д., которым могли воспользоваться все члены семьи (ПМА: Сорокина, Малинкина). В с. Большие Березники Большеберезниковского района такое полотенце называлось «серпанок», сделанное из серпянки — легкой, бумажной ткани редкого плетения» отсюда и его название (ПМА: Кривова).

- «Наблинник» и «наквашник» - те, полотенца, которые женщины-хозяйки выделяли в семье для покрывания блинов и квашни и хранили отдельно (ПМА: Малышкина, Пряхина). В с. Русское Караево Темниковского района такое полотенце называлось «покрывальник» (ПМА: Ермошкина, Поликова).

- «Утиральник» в разных районах Мордовии назывался по-разному: утирака (ПМА: Ганичева, Суркова), утирочка (повсеместно), утиральная ширинка, утирник (ПМА: Аринова, Ишуткина, Вьюшкина), утирище (ПМА: Абрамова) само название полотенца говорит само за себя «утиральник», т.е. используемое в утилитарных целях.

- «Покрывальник» - полотенце, используемое для покрывания пирогов и хлеба. В с. Русское Караево такое полотенце невеста готовила заранее и привозила в дом мужа, чтобы на второй день после свадьбы использовать его по назначению (ПМА: Карпушкина).

Отличительные наименования как знаки повседневного и праздничного украшения получили полотенца, используемые в убранстве жилища. Так:

- «Зеркальное» полотенце украшало только зеркало (ПМА: Белоглазова, Ворожейкина, Исайкина, Малыханова).

- «Маховик» надевался на зеркало, на икону, на портрет в раме. В отличие от зеркального полотенца, маховик имел один общий орнаментированный конец, соединявший два конца полотенца. Отсюда и характерный термин -маховик, то есть, колесо (ПМА: Бабина, Вертянова). Встречается и другой вариант маховика, когда расшитые концы полотенца соединяет одна общая полоса кружева (ПМА: Иванова).

Роль полотенца в семейных обрядах

Традиционные семейные обряды (свадьба, рождение и крещение ребенка, похоронно-поминальные) представляют собой сложный синтез различных компонентов: религиозных верований, устно-поэтического творчества, декоративно-прикладного искусства и др. Важную роль в них играли и предметы материальной культуры: пища, одежда, жилые постройки, бытовые предметы (орудия труда, утварь, средства передвижения). Включенные в обрядовое действо они приобретали символическое значение. В одних случаях эти вещи служили показателем содержания обряда, в других

- материальные компоненты были отличительными знаками того или иного обрядового персонажа. Многие из них выполняли различные магические функции. Одни служили оберегами (железные предметы, украшения), другие символами благополучия, плодородия (зерно, хмель, хлеб, деньги), третьи были знаками соединения, согласия (полотенца, солонки) (Корнишина, 2002: 3).

Большой интерес в плане изучения полотенец в обрядовой культуре представляет свадебный цикл мордвы и русских - одно из наиболее важных

- событий в жизни семьи. Он формируется из большого количества разнохарактерных компонентов - ритуальных действий символического, магического и игрового характера, элементов материальной культуры (одежда, головные уборы, атрибуты магических действий, куда мы можем отнести и полотенца и т.п.).

Вопрос о взаимоотношениях русской и мордовской обрядности очень интересен и сложен. Длительное проживание в близком соседстве и одинаковых природно-географических условиях, сходные пути исторического развития русских и мордвы привели к сложению у них одного хозяйственно-культурного типа, к сходству многих элементов материальной и духовной культуры, в частности семейной обрядности. И, пожалуй, больше всего черт сходства у русских и мордвы именно в свадебной обрядности. Вероятно, причина этого в том, что свадебные обряды быстрее реагируют на преобразование в социально-экономической жизни этноса, чем родильные, а тем более похоронные и поминальные (Федянович, 1990: 247).

Сходство отдельных моментов русского и мордовского свадебных обрядов, по-видимому, существует очень давно. Сейчас трудно установить, как они были заимствованы друг у друга, но воспринимаются теперь как свои, национальные.

Традиционную мордовскую и русскую свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную композиционную завершенность. В ее ход органически вплетались различные фольклорные, символико-магические и материальные элементы, среди которых немаловажную роль играли ритуальные полотенца (Корнишина, 2002: 21).

Начинался свадебный цикл со сватовства (ладяма - м., ладямо - э.). Сватовство у мордвы проходило в несколько этапов. Так, в с. Косогоры Большеберезниковского района, сначала договариваться о свадьбе шла крестная жениха с хлебом, завернутым в полотенце, невеста давала ей в залог платок, завернутый уже в свое полотенце. Произошел, как бы обмен межу ними, после чего отказаться от свадьбы было уже нельзя (ПМА: Бистяйкина). У русских с. Русское Караево Темниковского района, прежде чем идти сватать выбранную девушку, сват вставал перед иконой Божией матери, обтирал ее чистым полотенцем и трижды шептал: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Стану я, раб Божий (имярек), благословись, пойду перекрестясь, войду в чистое поле, встану на восток лицом, на запад хребтом, помолюся Господу нашему Иисусу Христу, и Матери Пресвятой Богородице, и всем святым; надену утроранний белый свет; и застегаюсь утроранними мелкочастыми звездами, умоюсь мокрою росою Соломониею, утруся белым полотенцем.

Похожие диссертации на Полотенце в традиционной культуре мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия