Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация обрядовой культуры мордвы XVIII-XIX веков в условиях двоеверия Вдовин Евгений Александрович

Трансформация обрядовой культуры мордвы XVIII-XIX веков в условиях двоеверия
<
Трансформация обрядовой культуры мордвы XVIII-XIX веков в условиях двоеверия Трансформация обрядовой культуры мордвы XVIII-XIX веков в условиях двоеверия Трансформация обрядовой культуры мордвы XVIII-XIX веков в условиях двоеверия Трансформация обрядовой культуры мордвы XVIII-XIX веков в условиях двоеверия Трансформация обрядовой культуры мордвы XVIII-XIX веков в условиях двоеверия
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вдовин Евгений Александрович. Трансформация обрядовой культуры мордвы XVIII-XIX веков в условиях двоеверия : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Вдовин Евгений Александрович; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2009.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/95

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Динамика культурного процесса сегодня осмысливается с позиций универсализма культуры, учитываются различные сценарии ее развития «…от формирования гомогенной, единой для всех глобальной культуры, которая элиминирует уникальные локальные культурные образования (прежде всего этнические, национальные) до непримиримого «столкновения цивилизаций» (формулировка С. Хантингтона), каждая из которых будет использовать все возможные, вплоть до самых агрессивных и разрушительных по отношению к Другому, технологии ради сохранения собственной самобытности». Информационный взрыв, сложные социокультурные изменения воздействуют на российскую действительность в условиях сложного этнического пространства. Они ставят проблемы не только национальной идентичности, но и региональной политики, экономики, культуры и образования. Ускоряется темп жизни, но парадокс ее состоит в том, что существует «удивительная закономерность – чем глубже и быстрее совершаются эти изменения, тем пристальнее человечество вглядывается в свое прошлое, стремясь сохранить его исчезающие следы».

Население России, как и население многих крупных государств мира, имеет сложный этнический и религиозный состав. Совместное проживание носителей многих культур и языков в рамках одной страны и в составе одного российского народа было постоянной характеристикой нашего государства на протяжении всей его истории. Многообразие населения было источником постоянного и взаимообогащающего взаимодействия и условием развития страны. Российский народ и российскую культуру невозможно представить без представителей разных этносов – носителей многообразных культурно-исторических традиций и конфессий. Судьба России зависит от глубины и сложности процессов, происходящих в культурах народов, населяющих ее территорию. Культурное пространство России, искусство ХХ века уже невозможно представить без творчества мордовского народа, ее многовековых культурных традиций и обычаев.

Русский язык, христианство сыграли выдающуюся цивилизаторскую миссию на евразийском континенте. Длительное пребывание в составе российского государства и в поле доминирующей русскоязычной культуры не могло не привести к определенной ассимиляции населения: значительная часть татар и башкир, адыгов и вайнахов, мордвы и марийцев, хантов и манси, карелов и саамов перешли на русский язык, не утратив своей идентичности, т.е. своей культурной самобытности.

В Российской Федерации постепенно начинает формироваться новая система отношений, которая давно и прочно утвердилась в европейских странах: «Этническая и религиозная жизнь – это в самой малой степени «территория ответственности» государства. Этническая и религиозная жизнь – это выбор и труд самого гражданина, созданные им в содружестве с другими гражданами организаций и союзов. Этническая и религиозная жизнь – право человека оставаться самим собой, быть не похожим на других» .

Бурные девяностые годы прошлого века, снявшие запреты на свободу вероисповедания, социальные и духовные катаклизмы становящегося капитализма заставили искать опору и утешение как в вечных христианских истинах и моральных принципах, национальных религиях, так и экзотических культах. Успехи в развитии различных отраслей наук, проникновение в тайны Вселенной отнюдь не способствуют рационализации мышления современного человека, для которого характерна религиозная настроенность, наглядными показателями которой служит частое посещение им богослужений, усердное исполнение им обрядов, забота об украшении храмов, паломничество по святым местам.

В последнее время особое значение приобретает проблема национального возрождения, что влечет за собой, в первую очередь, актуализацию архаических, древних народных верований, которые вливаются в православную культуру, образуя специфичный симбиоз. Такой симбиоз бытует и на территории Мордовии, подчас приобретая форму государственной политики: указом Главы Республики с 2004 года проводятся республиканские национально-фольклорные праздники «Акша келу («Белая береза») и «Раськень озкс» («Всеэрзянское моление»), которые выступают средством этнической самоидентификации, способствуют формированию этноцентрированного сознания. В основе праздников лежит апелляция к единству в прошлом, памяти предков. Это глубинный архаический пласт культуры, в котором этнос «проговаривается» о себе и о своем восприятии окружающего мира.

Изучение взаимодействия христианства и древних верований мордвы уже идет в республиканской культурологии, но, тем не менее, на данном этапе существует насущная научная потребность детального исследования трансформации традиционной обрядовой культуры мордвы XVIII – XIX вв., произошедшей в результате синтеза православия и древних языческих воззрений. В любой религиозной конфессии богословская доктрина и церковный культ, преломившись сквозь призму народных верований и бытовых традиций, принимали специфические формы. Слившись с архаическими религиозными представлениями и обрядами, они образовали сложный синкретический комплекс. Природа этого явления базируется на исходных формах– древнемордовском язычестве и русском православии. Каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития, поэтому важно рассмотреть трансформацию обрядовой культуры мордвы как механизм самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры как системы. Актуальность изучения трансформации обрядовой культуры мордвы в условиях сложившегося двоеверия будет способствовать сохранению культурных ценностей, которые значимы не только для мордовского народа, но и будущего духовной культуры России.

Состояние теоретической разработанности проблемы. Вопрос о влиянии христианства (православия) на традиционные культуры являлся предметом обсуждения в многочисленных трудах историков, философов, теологов, культурологов, этнографов, фольклористов. При этом основное внимание ученых сосредотачивалось на взаимодействии язычества и православия в русской культуре. Исследование же культур народов России долгое время находилось на периферии научных интересов, что в полной мере относится и к мордовской культуре.

Взаимодействие православия и традиционной русской культуры является сферой интересов сектора этнографии Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Результатом многолетних исследований А. В. Буганова, Т. А. Ворониной, М. М. Громыко, И. А. Кремлевой, С. В. Кузнецова, Т. А. Листовой, Л. А. Тульцевой стали фундаментальные коллективные монографии «Православие и русская народная культура» (1994), «Православная жизнь русских крестьян XIX-XX вв.» (2001), «Православная вера и традиции благочестия у русских XVIII-XX» (2002). Изучение обрядовой сферы народной культуры в этнографической науке традиционно и многоаспектно: обрядовые циклы и отдельные ритуалы (Ф. В. Плесовский, Н. И. Толстой, Р. К. Уразманова, Л. С. Христолюбова, В. И. Чичеров), семантика обрядов и их символика (А. К. Байбурин, В. В. Иванов, Н. Ф. Сумцов), систематика народных обрядов (Е. С. Новик, А. К. Салмин, В. В. Пименов).

Первые упоминания и описания мордовских обрядов встречаются у зарубежных путешественников: фламандца Рубрука, венгра Юлиана, итальянца И.Барбаро, англичанина Д. Флетчера и других. Наиболее ценные сведения появляются с XVIII в., когда Российской академией наук были организованы научные экспедиции с целью сбора материала о живущих в России народах. Участники экспедиций П.С. Паллас, И.И. Лепехин, И.Г. Георги оставили ценные свидетельства как о культуре мордовского народа, так и об особенностях его обрядовой традиции. Сотрудниками Русского географического общества П. И. Мельниковым («Очерки мордвы»), В. Н. Майновым (« Lez restes de la mythologie Mordvine» - «Остатки мордовской мифологии»), А. А. Шахматовым («Мордовский этнографический сборник») опубликованы научные труды, не потерявшие своей актуальности до сегодняшнего дня. Обобщением имевшихся к концу XIX в. сведений о мордвы стала монография И. Н. Смирнова «Мордва». Для исследователей обрядности интересны главы, посвященные свадебному обряду, погребально-поминальным ритуалам и воззрениям на смерть.

В дореволюционной науке к исследованию процесса христианизации мордвы обращались М. Е. Евсевьев, В. Н. Майнов, А. Можаровский, И. Н. Смирнов и др. Одним из первых опытов систематического описания традиционной культуры мордвы стал «Очерк юридического быта мордвы» В. Н. Майнова – одного из основоположников отечественной финно-угристики. Это обобщающий свод предшествовавших литературных данных о мордве, работа «широко и в культурно-исторической перспективе охватывающая мордовские общественные отношения». М. Е. Евсевьев особое внимание уделил описанию и исследованию традиционных мордовских верований, обычаев, обрядов, при этом он обратил внимание на то, что христианизация мордвы способствовала ее сближению с русским народом, с его культурой, распространению грамотности. И. Н. Смирнова оценивал христианизацию двойственно: с одной стороны, христианизация вывела мордовский народ на новый уровень культурного развития, но с другой стороны, как пишет ученый: «Православная религия являлась одним из оплотов монархической власти ... Христианство принесло новые тяготы и лишения. Многочисленная армия церковнослужителей не только отбирала у мордвы часть лучших земель, но и заставила работать на себя…».

В современной региональной науке к данному вопросу обращались историки В. К. Абрамов, Н. В. Заварюхин, Н. Ф. Мокшин, В. А. Юрченков и др. Н. Ф. Мокшин рассматривает процесс христианизации как сложный и неоднозначный, так или иначе сопряженный в структуру другого, исторически гораздо более широкого и многозначительного процесса присоединения мордовского народа к Российскому государству и последующего его развития в составе России. Причину живучести дохристианских религиозных верований и обрядов мордвы автор видит в социально-бытовом укладе мордовского народа. Н. В. Заварюхин уделяет особое внимание взаимодействию мордвы и русских в период христианизации, отмечая, что XVII в. характеризуется процессами межэтнических «притирок», завершившихся полным переходом мордвы (эрзи и мокши) в православие. В. К. Абрамов рассматривает преимущественно негативные стороны взаимодействия русских и мордвы в процессе христианизации, например, ее насильственное внедрение. В. А. Юрченков разрабатывает проблемы теории этнической истории мордвы, выделяя такие приоритетные направления, как проблема периодизации этнической истории, проблема этнической структуры. Ученый характеризует мордву как пульсирующий этнос.

Описание и анализ традиционно-обрядовой культуры содержится в трудах мордовских этнографов Н.Ф. Беляевой традиционные институты социализации детей и подростков у мордвы), М.С. Волковой (культ предков в религиозных верованиях мордвы), В. Л. Имайкиной (осенние обряды крестьянского мордовского календаря), Г. А. Корнишиной (сезонные обряды мордвы, традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования), Л.И. Никоновой (традиционная система жизнеобеспечения мордовского этноса), Т.П. Федянович (семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья).

Влияние православия на культуру мордовского народа изучают и республиканские культурологи. С. Б. Бахмустов в своих работах показывает значение храма, который «оказался местом культурного обмена между мордовским и русским народами, что оказало положительное влияние на становление и формирование самобытной мордовской культуры».

В последние годы всесторонне изучается мифология мордовского этноса: филолог Т. П. Девяткина акцентирует свое внимание на изменениях в мордовском пантеоне богов под влиянием православия; культуролог М. И. Каргина изучает особенности мифологической картины мира мордвы; историк Н. Ф. Мокшин исследует мифологические мотивы в обрядах жизненного цикла, выявляет ряд языческих элементов, сохранившихся после принятия православия и характерных для современной мордовской культуры; философ Н.Г. Юрченкова подробно рассматривает место мифологии в культурном сознании мордовского этноса.

Однако интересующий нас феномен трансформации обрядовой культуры мордвы XVIII – XIX вв. в результате христианизации не являлся до настоящего времени предметом специального культурологического исследования. Вместе с тем труды и идеи перечисленных выше авторов сформировали научную основу для определения темы, целей и задач данной диссертационной работы, предопределили её новизну.

Гипотеза исследования. Вхождение мордвы в состав Российского государства и приобщение к мировой религии усиливают процессы культурной динамики. В результате христианизации происходят изменения в мировоззрении мордовского этноса, приведшие к трансформации традиционной обрядовой культуры. Происходит специфическое смешение православных традиций и языческих верований, что становится одним из феноменов этнической самобытности мордвы.

Объектом исследования является культура мордвы XVIII – XIX вв.

Предметом исследования – трансформация обрядовой культуры мордвы XVIII – XIX вв. в условиях двоеверия.

Цель исследования – изучение процессов трансформации обрядовой культуры мордвы XVIII – XIX вв. в условиях взаимодействия православной и языческой традиций.

Данная целевая установка предопределила решение следующих задач:

1. Рассмотреть специфику исследования феномена двоеверия в отечественной науке.

2. Выявить особенности и содержание основных этапов христианизации мордвы.

3. Проанализировать процесс исторической эволюции мировоззрения мордвы под воздействием православной традиции.

4. Показать специфику взаимодействия элементов христианства и язычества в обрядах календарного и семейного циклов.

Методологическая основа исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта, целями и задачами работы и имеет комплексный характер. Исследование осуществляется на основе фундаментальных теоретических положений, разработанных в мировой и отечественной наукой культурологами С.С. Аверинцевым, Д.С.Лихачевым, А.Ф.Лосевым, Д. Кемпбелл, С.А. Токаревым, М.Элиаде, историками Ив Левин, В.О. Ключевским, Б.А. Рыбаковым, этнографами К. Армстронгом, Ю.М. Бородаем, А.Е. Наговицыным, Э. Тайлором, Дж.Фрезером, филологами В.В. Ивановым, Е.М. Мелетинским, В.Я. Проппом, В.Н. Топоровым, семиотиками Р.Бартом, К. Леви-Стросом, Ю.М. Лотманом, Б.А.Успенским. В соответствии с принципами культурологического подхода проведен системный анализ традиционной обрядовой культуры мордвы, с помощью которого рассматривается процесс ее трансформации в XVIII – XIX вв. в условиях взаимодействия православной и языческой традиций. В качестве центральных методов исследования выступают:

- историко-генетический метод, позволивший проследить особенности развития религиозных представлений мордвы, эволюцию мировоззрения в условиях сложившегося двоеверия;

- сравнительно-исторический метод, способствовавший анализу специфики взаимодействия христианства и язычества в обрядовой культуре мордвы;

- метод интерпретации, давший возможность истолкования, раскрытия смысла культурно-исторического наследия мордвы в обрядовой сфере;

- интегративный метод, позволивший использовать данные различных областей гуманитарного знания применительно к решению задач, поставленных в настоящем исследовании.

Источниковедческая база представлена трудами членов Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Финно-угорского общества в городе Гельсингфорсе П.Н. Баранова, Г. Беневоленского, К. Королькова, А.Н. Минха, А. Можаровского, А. Примерова, И. Русанова, Н. Смирнова, А. Снежницкого, В. Терновского, А.Ф. Юртова. В качестве источников были использованы фундаментальные труды М. Е. Евсевьева, В. Н. Майнова, И. Н. Смирнова, А.А. Шахматова.

Научная новизна исследования определяется рядом поставленных и решенных в исследовании задач. Впервые с позиций культурологии анализируются изменения в мировоззрении мордовского этноса, произошедшие в XVIII-XIX вв. в результате приобщения к мировой религии. Трансформация обрядов календарного и семейного циклов в условиях взаимодействия христианской и языческой традиций впервые рассматривается как вариант культурной динамики, как адаптация мордовского этноса к меняющимся условиям социально-политической и культурной жизни, механизм воспроизводства этнической культуры как системы.

Основные положения, выносимые на защиту:

Двоеверие – это мировоззренческая установка, согласно которой человек добровольно и сознательно исполняет как христианские, так и языческие обряды. Языческий и христианский компоненты в двоеверии не являются постоянной величиной и меняются в зависимости от исторической ситуации. Двоеверие как явление стало закономерным результатом христианизации финно-угорских народов, в частности, мордовского народа, оно представляет собой русское православие, адаптированное применительно к дохристианским верованиям и обрядам мордовского народа.

В процессе христианизации мордвы можно выделить несколько этапов: 1) насильственной христианизации (православная церковь в этот период выступала как проводник колонизаторской идеологии); 2) более гибких методов (путем определенных льгот и переселения некрещеной мордвы в русские православные регионы, и наоборот); 3) повышения культурного уровня и просвещения (открытие монастырей и церквей, миссионерских школ, составление мордовские словари, грамматики мордовского языка). В целом православие оказало положительное влияние на историю и культуру мордвы.

Языческая традиция мордвы после христианизации, то есть перехода в православие, не только не деградирует, но и развивается. Меняются представления мордвы о смерти и загробном мире, в традиционной картине мира появляются новые элементы – ад и рай, формируется идея загробного воздаяния. Православие способствует трансформации языческого пантеона: происходит контаминация языческих мордовских божеств и христианских святых; культ женских богинь-покровительниц приобретает особый характер – из веры-почитания превращается в веру-страх.

Традиционная культура мордвы сохраняет свое ядро – культ предков, который получил определенную поддержку в родительских поминовениях, Радунице. Древние дохристианские элементы особенно тесно переплетаются с церковными в праздниках календарного цикла: языческие моления мордвы постепенно группируются вокруг крупных христианских праздников. Происходит слияние христианской Пасхи с поминовением предков и древними аграрными культами, что ведет к антропоморфизации образа Пасхи. Обряды семейного цикла это сложные полифункциональные комплексы традиционной культуры народа, в которых в синтезированном виде проявилось как христианское, так и языческое мировоззрение.

Теоретическая и практическая значимость. Диссертационное исследование имеет как теоретическое, так и практическое, прикладное значение. В данной работе с позиций культурологического подхода дается целостное представление об эволюции мировоззрения мордвы в условиях двоеверия, приведшего к значительным изменениям в обрядовой культуре этноса. Это исследование этнической специфики традиционной мордовской культуры в условиях многовекового христианско-языческого синтеза. В практическом плане работа может использоваться в рамках образовательной деятельности, в создании спецкурсов по истории мордовской культуры, этнографии финно-угорских народов, истории религии в средних и высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены в виде научных докладов в ходе VIII Конгресса этнографов и антропологов России (Оренбург, 2009), на всероссийских (Санкт Петербург, Саранск, 2008) и региональных (Саранск, 2007– 2009) научных и научно-практических конференциях и отражены в 10 научных публикациях.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре этнокультуры Мордовии ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева» в июне 2009 года.

Структура и объем диссертации. Диссертация включает в себя введение, две главы, состоящие в общей сложности из 4 параграфов, заключение и библиографический список, включающий 200 наименований. Общий объем диссертации составляет страниц.

Похожие диссертации на Трансформация обрядовой культуры мордвы XVIII-XIX веков в условиях двоеверия