Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ПРАЗДНИК КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 15
1.1. Теоретико-методологические принципы изучения праздника и праздничной культуры 15
1.2. Праздничная культура: понятие, аксиологические основы, функции 32
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО ПРАЗДНИКА И ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ 56
2.1. Культурно-ретроспективный анализ праздничной обрядности китайцев 61
2.2. Праздничная культура современного Китая: специфика и типология 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 177
- Теоретико-методологические принципы изучения праздника и праздничной культуры
- Культурно-ретроспективный анализ праздничной обрядности китайцев
- Праздничная культура современного Китая: специфика и типология
Введение к работе
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития науки отсутствует жесткое противопоставление традиционной и современной культур, отмечается взаимопроникновение их отдельных элементов, происходит слом четкого центрирования сакральных и профанных миров. Праздник все более прочно проникает в структуру современной культуры, очищаясь от сакральных признаков, когда праздничность становится сопутствующей характеристикой тех явлений, для которых прежде сама природа праздничности была чуждой. Расширение праздничной культуры в сторону ее все большего проникновения в повседневность приводит к обогащению данной сферы новыми элементами, характеристиками, чертами и атрибутами.
Немаловажными являются изменения, происходящие в культурной и социальной сферах Китая, что влечет за собой обновление всей системы праздников и самой культуры. Истоки изменений, происходящих в социокультурной системе современного Китая, берут свое начало в истории народа XX века. Праздничная культура является своего рода отражением разнообразных общественных и духовных процессов. Через анализ становления праздничной культуры современного Китая можно обнаружить сущностные, фундаментальные основания общенациональной культуры страны. Происходящие в настоящее время разнонаправленные процессы, с одной стороны, вестернизация, а, с другой, возрождение национальных праздников и праздников национальных меньшинств, приводят к структурным изменениям в изучаемой системе, придают ей устойчивость и закладывают интегрирующие тенденции будущего.
Глобальный характер изменений в праздничной системе современного Китая отражает одновременно национальную специфику его традиций и особенности государственного управления. Предметное поле теоретической и прикладной культурологии требует интегративного, междисциплинарного исследования данного феномена.
Все вышеперечисленные проблемы и определяют актуальность представленной темы диссертации.
Степень разработанности проблемы. Анализ феномена праздника носит многоаспектный характер, степень разработанности его неодинаков. Теоретическое осмысление праздничной культуры применительно к традиционным обществам осуществляется в русле культурологии, этнографии и социальной или культурной антропологии, в частности, в трудах эволюционистов (Э.Лич, Э.Тайлор, В.Тэрнер, Дж.Фрэзер), где праздник рассматривается как составная часть мифоритуального комплекса. Важный вклад в изучение ритуальной составляющей праздника внесли представители французской социологической школы (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, М.Мосс, М. Блондель) функциональной (Б.Малиновский, К.Прейс, М.Элиаде), структурно-антропологической (А.Радклифф-Браун, Ф.Боас) и социально-психологической школы в антропологии, акцентирующие внимание на социальной роли ритуала в интеграции общества (Р.Бенедикт, А. ван Геннеп, М.Мид). В русле интерпретативной модели исследователи (П.Бергер, Г.Блумер, К.Гирц, Э.Гоффман, Т.Лукман, Дж.Мид, А.Шюц) рассматривают праздник как особый аспект социального поведения, связанный с отрывом от повседневности, с позиционированием обыденности, формирующий специфическую систему культурных символов.
Теория формирования и трансформации коллективных
представлений Э.Дюркгейма предопределили исследования
символического содержания праздника М.Моссом, работы которого, в свою очередь, важны для раскрытия феномена праздника в рамках французского структурализма. В структурной антропологии, основателем которой является К.Леви-Стросс, праздник рассматривается с точки зрения его знаковости как своего рода «язык», «текст», через которые выражаются культурные смыслы. Р.Барт, М.Блок, Ж.Деррида, М.Фуко освещали феномен праздника как составной элемент современной
культуры.
Для отечественной научной традиции характерно изучение праздника в рамках фольклористики, этнографии, филологии, искусствоведения, истории. Фундаментальные исследования роли праздника в народной культуре осуществлены искусствоведами (А.Д. Авдеев, М.А. Некрасова, Т.С. Семенова, К.А. Макаров, А.И. Чечетин), фольклористами (В.Я. Пропп, В.Е. Гусев, Б.В. Асафьев, О.М. Фрейденберг), этнографами (В.П. Алексеев, С.А. Арутюнов, А.К. Байбурин, Т.А. Бернштам, М.М. Громыко, Г.А. Левинтон, В. Миллер, А.Ф. Некрылова, И.М. Снегирев, А.А. Потебня, В.Н. Топоров, А.С. Фаминцин, В.И. Чичеров).
Комплексный подход к изучению праздника реализован в рамках широкого философского (А.Ф.Лосев) и культурологического (М.М.Бахтин, В.В.Топоров, А.Н.Гуревич, а также К.Жигульский, Н.О. Мизов) контекстов. Особую важность в оценке праздника как синкретического феномена, своего рода «праздничной массы» имеют исследования Э.Канетти и труды Г.Лебона, Г.Тарда, З.Фрейда по коллективной психологии.
В последнее время ученые все чаще обращаются к проблеме происхождения и развития праздника, что находит отражение в публикациях, которые в ряде случаев содержат попытки представить общую теорию праздника как универсального явления культуры (СП. Гурин, Н.Ф. Максютин, А.И. Щербинин).
В китайской литературе описание праздничной календарной обрядности встречается в древнейших письменных памятниках на рубеже ІІ-І тысячелетий до нашей эры. Необходимо назвать имена Ван Синжуя, Вэй Инци, Ло Цижуна, Пань Жунби и других авторов, занимавшихся описанием как отдельных праздников, так и праздников годового цикла. Знакомство с материалами по этнографии показывает, что изучение календарных обычаев и обрядов, а также календарных праздников годового цикла редко сопровождалось аналитическим осмыслением. В XX
6 столетии исследования обрядов и праздников проводились несистематически и носили дескриптивный характер. Большой вклад в изучение проблемы китайских календарных обычаев и обрядов, праздников годового цикла внесли западные и российские исследователи. В. Эберхард, Д. Бодце, М. Гране, А. Масперо, Й.Й.М. де Грот, И.Г.Баранов, Н.Я. Бичурин. М.В. Крюков, Л.С. Переломов, М.В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров описывали праздник в контексте исследования формирования этнической общности древних китайцев. Невозможно изучить проблему феномена китайского праздника без знания трудов Л.В. Васильева, посвященных изучению духовной культуры китайцев, их культов, религий и традиций. В.В. Малявин на большом фактическом материале реконструировал праздничный круг китайцев, существовавший до XX столетия.
В последние два десятилетия культурологические исследования китайских ученых, представленные в энциклопедических изданиях, учебных пособиях по этнографии, носят описательный характер без анализа социокультурного контекста.
Вместе с тем на фоне глубоких модернизационных процессов в культуре современного Китая очевидна недостаточность синтетических исследований, включающих как культурологический анализ феномена праздничной культуры в целом, так и исследований инновационных процессов в праздничной культуре этой страны.
Объектом исследования является современная праздничная культура Китая.
Предметом исследования является динамика и трансформация праздника и праздничной культуры Китая в контексте модернизационных процессов.
Цель диссертационного исследования проанализировать процесс динамики праздничной культуры и её трансформации на материалах системы праздников современного Китая в культурологическом аспекте.
Цель диссертационного исследования обусловила постановку следующих задач:
представить теоретико-методологический анализ принципов изучения праздника и праздничной обрядности в исследовательской литературе;
произвести концептуализацию понятий «праздник» и «праздничная культура», их аксиологических оснований, а также функциональных спецификаций;
описать традиционные и инновационные процессы в праздничной культуре современного Китая;
выявить историко-культурную природу и этапы эволюции праздничной культуры Китая;
актуализировать проблемы и тенденции развития праздничной культуры китайцев;
выявить и описать специфические методы трансляции традиционных смыслов в праздничной культуре, обусловленные как государственной политикой, так и внутренними тенденциями развития исследуемого явления.
Методологической основой исследования явилось сочетание диалектического метода и историко-культурной реконструкции праздничной культуры, что позволило обобщить обширный полевой материал и показать эволюцию современной праздничной культуры Китая. Синтез теоретической концептуализации и практической конкретизации элементов обрядового праздника позволил выделить традиционный характер преемственности инновационных процессов.
В работе использовался культурно-ретроспективный анализ, что позволило реконструировать праздничный круг годичного календаря как соединение обновленных, принципиально новых и традиционных праздников. Основной метод диссертационного исследования -участвующее наблюдение, основанное на интервьюировании и
предполагающее моделирование оптимального варианта праздничного круга.
Теоретическую основу работы представляют положения
функционалистского подхода, представленные в работах Г.Спенсера,
Э.Дюркгейма, М.Мосса, Б.Малиновского, структуралистские
объяснительные модели Р.Барта, К. Леви-Стросса, основные идеи интерпретативной модели К.Гирца, Э.Гоффмана.
В основе диссертационного исследования лежит историко-культурологический метод, согласно которому праздничная культура современных китайцев является моделирующим механизмом, отражающим многосторонние культурные процессы развития человеческого общества.
Сочетание исторического и проблемно-логического подходов позволило не только включить описание фактов, процессов, событий, но и выявить логику культурного развития, закономерностей и механизмов динамики культуры не столько с точки зрения диахронии, сколько с позиций синхронии.
Конкретные исследования проводились комплексно с использованием общенаучных методов: анализа, сравнения, проектирования, системного подхода. Методы анализа и сравнения в дополнении с элементами статистических и этнографических методов (включенное наблюдение, интервьюирование, описание, анализ аудио- и видеоматериалов) существенно дополнили исследование, помогли выявить общее и особенное в процессе развития и эволюции праздничной культуры как ценностной системы современных китайцев. Системный подход позволил рассмотреть предмет как комплекс с определенной степенью преемственности и развития культуры.
При описании праздничной обрядности и анализе аутентичных текстов автором использовался личный опыт многолетней переводческой деятельности.
Феноменологический подход в интерпретации обновленных и принципиально новых праздников позволил выявить и проанализировать преемственность традиционных смыслов, являющихся ценностным основанием китайской культуры. Источники исследования:
философская, культурологическая, этнографическая, филологическая, методическая литература по предмету исследования;
нормативно-правовые документы, касающиеся
государственной политики Китая по отношению к праздникам, особенно к праздникам этнического характера; полевые этнографические материалы о современных праздниках Китая, собранные автором (1990 - 1991гг., 1998 -2000 гг.). Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что специальных культурологических работ, анализирующих и обобщающих праздничную культуру современного Китая в историческом и теоретическом отношении, практически не существует в отечественной науке.
В работе определены методологические основы и теоретические подходы к проблеме изучения феномена «праздник», выявлено наличие семантических и смысловых связей данного понятия со смежными по значениям терминами ритуал, обряд, обычай.
В результате обоснования теоретико-методологических основ исследования современного состояния, праздничной традиции и праздничной культуры выявлены их ценностные основания, заложенные в социокультурной, семейно-бытовой обрядности современных китайцев, показаны особенности эволюции и основные тенденции развития праздничной культуры в XX веке.
Осуществлена концептуализация понятия «праздничная культура».
Диссертантом вводится в научный оборот авторская версия определения «праздничная культура».
Представлена типология праздников, репрезентирующая функциональную сущность праздничной культуры, включающая календарные, религиозные и нерелигиозные; подвижные и неподвижные (т.е. имеющие и не имеющие точной даты), сельские и городские, отечественные и заимствованные, идентичные и инновационные праздники. В диссертационное исследование включена также классификация праздников, разработанная на основе формы существования праздника. Это социально интегрирующие праздники, такие как политические, этнокультурные, бытовые, религиозные, и личностно значимые (личные, семейные, тендерные и др.) праздники.
В работе выявлены основные детерминанты историко-культурной природы, определившие специфику типов и этапы эволюции празднично-обрядовой культуры Китая. Её основной современной характеристикой является появление обновленческих и заимствованных праздников, которые связаны со спецификой конкретной исторической ситуации.
Новым в исследовании является выявление, анализ и культурологическая рефлексия каждого этапа в развитии праздничной культуры китайцев конца XX века. Этот ценный этнографический материал не только не изучался, но даже и не собирался, поэтому и не мог стать объектом культурологического дискурса.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучение основ становления праздничной культуры позволит провести теоретический анализ феномена, имеющего большое значение для современной культуры.
1. Концептуализация явления, произведенная на основе современного этнографического материала, поможет открыть новый аспект решения проблемы диалектики инновационного и традиционного в современной
11 культуре, что в целом приведет к пониманию роли праздничной культуры в китайской цивилизации.
Изучение специфики и этапов развития праздничной культуры в XX веке позволяет более глубоко проникнуть в смысл социокультурных особенностей, системы детерминации, влияющих на процессы культурной инноватики.
Исследование представляет собой одну из первых в российской гуманитарной науке попыток культурологического анализа эволюции праздничной культуры Китая в XX и особенно в XXI веках.
Практическая значимость. Положения и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в работе синологов, переводчиков.
Материалы полевых экспедиций и результаты данного исследования с
1993 года использовались в ходе организации учебной и научной
деятельности кафедры китайского языка ЗабГПУ им. Н.Г.Чернышевского,
возглавляемой автором диссертации с 1993 года. Они вошли в содержание
учебных программ дисциплин общепрофессионального блока: «Древние
языки и культуры Китая», «История и культура страны изучаемого языка»,
а также элективного курса «Страноведение Китая». Материалы
представлены в программах дисциплин культурологического,
страноведческого цикла, в учебных пособиях на китайском языке: «Страноведение Китая», «Современный Китай».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 4 статьях и 2 научных изданиях, представлены в докладах на региональных, международных конференциях и симпозиумах, а также в международном сборнике «Трансграничье в изменяющемся мире» (Хайлар-Чита).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на два параграфа в каждой, заключения, списка библиографии и источников, двух приложений.
Положения, выносимые на защиту:
Праздник как комплексное историко-культурное образование, как независимый феномен культуры, противопоставленный повседневности, всегда актуален.
Праздничная культура, будучи одной из составляющих общенациональной культуры, находится на пограничье сакральных и профанных миров и является первичным этапом в принятии культурных инноваций. Она рассматривается в качестве открытой системы. В структурном отношении это система адаптации и трансляции инновационных процессов культуры. По способу существования праздник является механизмом санкционирования на введение инноваций. В целевом отношении это целостная система регулятивов социокультурной деятельности, духовного самовыражения и самоидентификации человека или группы людей в определенном пространстве и времени, базовым основанием которой является реализация совокупности функций (гедонистическая, катарсическая, социально-интегративная, созидательно-конструктивная, креативная). По форме бытования праздничная культура реализуется как синкретическое, эмоционально насыщенное, индивидуально значимое, оргиастическое образование. Указанная форма бытования позволяет изучаемому феномену обновлять социум, переосмыслять вещи и явления профанного мира через их повторную сакрализацию, обеспечивая преемственность и динамичность развития.
Система классификации праздников исходит из принципа распределения праздника по временам года, сезонам (так называемый сезонный календарь). Правомерно деление праздников на религиозные и нерелигиозные; подвижные и неподвижные (т.е. имеющие и не имеющие точной даты), а также исключительные (связанные с особым событием), сельские и городские, отечественные и заимствованные, аутентичные и инновационные. Целесообразен принцип оппозиционного рассмотрения праздников как социально значимого и личностно значимого феноменов.
Данный принцип типологии праздников исходит из противопоставления основных сфер бытования культуры: общественной и личностной. К первым относятся политические, культурные, бытовые, религиозные праздники. Вторая группа включает семейные, тендерные и личностные.
Анализ статистических данных о китайских праздниках в XX веке позволил представить процентное соотношение и эволюцию значимости различных категорий праздников в китайской культуре. В начале XX в. существовали праздники общенациональные, общенародные (их доля в общем числе праздников составляла существенную часть (91%)., 9% -этнические праздники. После 1949 года появляется второй тип праздника в культуре Китая - государственный праздник. Третий тип включает в себя праздники, идущие от личности и субкультурных групп. Данный вид праздников актуализировался в конце XX веке, был вызван социально-экономическими трансформациями китайской культуры и общества.
Особенность государственных праздников Китая - его ярко выраженные репрезентационные функции. Он является проводником народной культурной традиции обожествления властных структур и отдельных личностей. По своей природе государственные праздники выражают основную динамику эволюционного изменения китайской культуры, в частности праздничной культуры китайцев.
Несмотря на то, что государственные праздники Китая возникли именно в XX веке, то есть по форме они является инновационными, по сути они наиболее консервативны. В них отражается основная интенциональная природа культурной и социальной специфики национального сознания, сакрализирующего социальную публичную власть. Государственный праздник в Китае предстает как статичная консервативная система, жизненность которой обуславливается повторяемостью и символичностью культуры. Праздник выступает как социокультурная сфера, противостоящая прошлому лишь по форме проявления, но актуализирующая социально-исторические и политические явления архаической сущности.
Инновационными праздниками являются молодежные,
корпоративные, в целом субкультурные. Среди таких праздников можно назвать День св. Валентина, Хэллоуин и др.
Теоретико-методологические принципы изучения праздника и праздничной культуры
Во всяком обществе праздник существует как непременный институт, как общественное событие торжественного характера, отличающееся от повседневности и проводимое в свободное от работы время, образуя часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, слоев и групп, своеобразную форму регуляции их деятельности. Это явление всеобщее, укорененное в социально-культурной жизни народов и их культур. В задачи настоящей главы входит определение феномена праздника и выявление семантических и смысловых связей понятия «праздник» со смежными по значениям терминами ритуал, обряд, обычай; исследование и анализ традиций и основных теоретических концепций и моделей объяснения праздничной культуры, а также проведение структурно-функционального анализа и классификации праздников с учетом их социокультурной дифференциации. В данном параграфе мы уточним происхождение и смысл термина «праздник»; рассмотрим соотношение понятий «праздник», «ритуал», «обряд», «обычай»; проведем анализ наиболее существенных, на наш взгляд, концепций, раскрывающих природу праздника, подходы и модели объяснения праздничной культуры.
Прежде всего, этимологический анализ данного понятия в разных языках позволяет проследить становление изучаемого феномена в диахроническом аспекте, что дает возможность раскрыть разновременные уровни термина. Лингвистический анализ раскрывает сущностное понимание понятия «праздник» в его синхронном аспекте, так, как он определяется в современных толковых словарях. Термин «праздник» и его эквиваленты в других языках принадлежат к словарному фонду повседневной речи и употребляются часто, что, конечно, усложняет ситуацию, поскольку научное понимание термина требует выявить в нем типичное, отбросив второстепенное и случайное.
Этимологически слово «праздник» заимствовано из церковнославянского и восходит к древнерусскому «порожънь», «порожний, то есть свободный, незанятый, иными словами праздный». У В.И. Даля этимологический ряд выглядит следующим образом: «праздный, о месте, просторе - незанятый, пустопорожний; праздновать, быть праздным, или не делать, не работать». Праздник В.И. Даль трактует как «день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противоположное будень, день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю, относящемуся до местности, до лица»1. Таким образом, характеризуя отсутствие занятости в праздничный день, В.И. Даль намечает два существенных положения, которые получат дальнейшую разработку в определениях последующих авторов - противоположность будням и наличие события.
Первоначальное название праздника в древнееврейском языке было «хаг» от глагола «хагаг» - танцевать. Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря. Эта церемония часто упоминается в дошедших до нас древних источниках, в которых описываются ритуалы религиозных праздников. Последующее древнееврейское название праздника звучало «мо эд» - урочный час; лишь позднее установилось и вошло в канонические книги иудаизма употребляемое и ныне название праздника «йом-тов»2 В латинском языке для нас важны два термина: «feriae», который в классических текстах обычно встречается в форме множественного числа и означает праздничные дни, дни отдыха, каникулы, а также «festum» -праздник, торжество, праздничный день. Современные лингвисты термин «feriare» выводят от слова «fanum», означающего освященное место, а термин «festum» от санскритского корня «бхас» - блестеть Предполагается, что этот термин связан с обычаем устраивать торжественный прием в праздничные дни.
Из народной латыни от слова «festa», являющегося сокращением термина «festa dies», произошел в свою очередь французский термин «fete». В современном французском языке это слово имеет три значения: 1. особый день, посвященный культу религиозных церемоний, которые в этот день совершаются; 2. публичные развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, вовсе не имеющие религиозного характера, например национальные праздники; 3. удовольствия, житейские радости, счастье4.
Культурно-ретроспективный анализ праздничной обрядности китайцев
Теоретико-методологической основой данной части работы явились разработанные в отечественной этнологии и культурологии представления о диалектике традиции, новации и инновации, в совокупности обеспечивающие социокультурную динамику этноса. В классической отечественной этнографии содержание понятий «традиция» и «инновация» противопоставляются. Только в исследованиях С.А. Арутюнова инновации трактуются как естественное обновление традиции посредством укоренения новых, но комплиментарных свойств и черт культуры. Именно комплиментарное понимание диалектики традиций и инноваций является наиболее приемлемым для объяснения характера развития китайской культуры, отражающейся в китайской праздничной обрядности.
Факторами социокультурной детерминации, определяющими процесс обновления (инновации) традиций, явились как внутренние процессы развития культуры, так и внешние воздействия на культуру. Внутренние процессы обусловлены собственными изобретениями, культурными мутациями и заимствованиями. Внешние детерминации сводятся к внешне стимулированным культурным трансформациям. В параграфе выделены исторические этапы внедрения инноваций в массив этнической культуры: отбор, модификация, интеграция. Отбор осуществляется на основе критического анализа постоянно возникающих новинок.
Изучение особенностей китайской праздничной культуры предполагает исследование идеологии китайской интеграции в современную мировую экономику. По мнению Л.П. Делюсина, большинство китайских ученых полагают, что китайская цивилизация в культурном отношении развивается и обогащается специфическим способом. Развитие культуры существенно отличается от развития экономики. Предполагая, что для нормального функционирования культуры необходим взаимный обмен культурных ценностей, ознакомление и усвоение иного культурного опыта, китайский культурный геном заключается в возможности внутреннего изменения, заимствования за счет наличия запаса культурной вариации. В этом случае метацивилизационность китайской культуры и этноса предполагает возможность реализации внутреннего кросскультурного исследования. Следовательно, критический анализ предполагает этническую комплиментарность нововведений. Модификация имеет место в основном при заимствованиях, обновлениях архаических культурных ценностей, которые приспосабливаются к ментальным особенностям этнической культуры. Интеграция же фиксирует содержание тех процессов, которые характеризуют укоренение новшеств в культурных ценностях.
Соотношение традиций, новаций и инноваций С.А. Арутюновым рассматривается в вертикальной проекции. Дополняет данную позицию концепция Ю.М. Плотинского о горизонтальной структуре социокультурной динамики. Распространение инноваций внутри социокультурной системы происходит с помощью процессов диффузии и оптимизирует факторы их ускорения: развитие коммуникации, снятие информационных барьеров и расширение информационной связи. Таким образом, теоретическими основами содержания данного параграфа явились работы отечественных этнологов А.С. Арутюнова, Э.С. Маркаряна, Ю.М. Плотинского и др. о механизмах обновления, о своеобразии традиций, в том числе и китайских.
Анализ содержания понятия «инновации» показывает, что процессы обновления в культуре предопределены как факторами внедрения, так и текущими процессами, что позволяет говорить о том, что содержание традиции комплиментарно собственным инновациям.
Под влиянием современных социокультурных процессов подвергаются интерпретации и частичной критической оценке ценности праздничной культуры: добавляются новые праздники к уже существующим, происходит модификация старых традиционных праздников.
Праздничная культура современного Китая: специфика и типология
В современном китайском обществе четко просматривается тенденция огосударствления праздников. Сохранились и общенациональные праздники, отмечаемые всем китайским народом. Кроме этого, возрождается ряд этнических обрядов и праздников. Празднично-обрядовые формы малых этносов можно рассматривать как единый комплекс, ибо праздники включают в себя обряды или их элементы.
В Китае государственная власть, как центральная, так и местная, не ограничивает свою деятельность лишь политико-административными функциями. Она активно вмешивается в экономическую жизнь общества, контролирует предпринимательскую деятельность подданных китайского государства, держит под своим надзором внешнеэкономические связи. Китайское государство играет весьма важную роль в экономическом развитии страны, сдерживая или поощряя рост тех или иных отраслей национального хозяйства, создавая психологический климат и обеспечивая рост производства особо ценной с точки зрения правительства продукции.
Государственная власть в Китае всегда была монархической. Император и назначаемая им бюрократия считались хранителями высших моральных ценностей и добродетелей. От поведения правителя, как верили в Китае, зависело и состояние погоды, и частота природных катастроф. Государственная власть определяла те морально-этические нормы и критерии, которыми должен был руководствоваться каждый китаец в своей повседневной жизни. Считалось, что император как хранитель высших моральных качеств осуществлял прямую связь между народом и Небом.
Несмотря на множество крестьянских восстаний, для основной маесы населения была характерна безынициативность и безответственность. Сложность национальной письменности затрудняла овладение грамотой, способствовала сохранению низкого культурного уровня населения, препятствовала участию людей в управлении и контроле. Возмущаясь характером современного ему управления Китаем, Сунь Ятсен писал: «Народ не имеет права голоса в решении вопросов общеимперских, национальных или даже муниципальных. Решение во всех случаях принадлежит всецело местным чиновникам, ... и жаловаться на них нельзя. Каждое слово их есть закон, им предоставлена полная свобода приводить в исполнение все, что их душа пожелает, с полной безответственностью, и каждый чиновник может безнаказанно наживаться за счет своей власти сколько ему угодно»95. В.В. Малявин указывает на характерное для Китая неверие людей в способность самим, без твердой управляющей руки, наладить коллективную жизнь. «С древности китайцы держались убеждения: «Когда тысяча людей соберутся вместе и у них не будет главного, то, если не вспыхнет смута, начнется разброд».96
Тем самым создавались объективные условия для концентрации руководства в руках немногих лиц.
С конфуцианских времен китайцы считали, что предотвратить хаос в государстве можно только авторитарным правлением. Государственная власть рассматривалась как продолжение власти главы семьи. Послушание всегда поощрялось в китайском обществе. Народ подчиняется политическим лидерам, как своим отцам. Политический лидер должен, как отец, оставаться главой государства-семьи всю свою жизнь. Ни в семье, ни в обществе в принципе не могли существовать отношения равенства.
Рождение каждого праздника связано с конкретной исторической ситуацией, с важным событием. Значимость и характер события, в честь которого возник тот или иной праздник, и определяет его лицо. В государственных праздниках событие это оказывает сильное и длительное воздействие на последующую историю. Государственные праздники нынешнего Китая связаны обычно с юбилеем государства, с властью, которая утверждает единство своих интересов с народными, а вместе с тем - свою мощь и влияние. Отсюда основная черта государственного праздника - официальность. Их проведение обычно включает отдание почестей символам, воплощающим идею государства, памяти национальных героев, а также демонстрацию вооруженной силы для подчеркивания суверенности и международного значения нации. Целью китайской тоталитарной системы было вовлечь человека с момента рождения в процесс непрерывной идеологической обработки. Через ясли, детские сады, школы, университеты в сознание человека «внедрялась» исключительность китайского социалистического общества, мысль о превосходстве китайской нации над другими.