Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная деловая культура Китая: сущность и специфика Очиров Осор Рыгзынович

Современная деловая культура Китая: сущность и специфика
<
Современная деловая культура Китая: сущность и специфика Современная деловая культура Китая: сущность и специфика Современная деловая культура Китая: сущность и специфика Современная деловая культура Китая: сущность и специфика Современная деловая культура Китая: сущность и специфика Современная деловая культура Китая: сущность и специфика Современная деловая культура Китая: сущность и специфика Современная деловая культура Китая: сущность и специфика Современная деловая культура Китая: сущность и специфика Современная деловая культура Китая: сущность и специфика Современная деловая культура Китая: сущность и специфика Современная деловая культура Китая: сущность и специфика
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Очиров Осор Рыгзынович. Современная деловая культура Китая: сущность и специфика : 24.00.01 Очиров, Осор Рыгзынович Современная деловая культура Китая: сущность и специфика (на примере стратагемности) : дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 Чита, 2006 194 с. РГБ ОД, 61:07-24/20

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования феномена деловой культуры 14

1.1. Концептуализация понятия «деловая культура», способы и подходы исследования 14

1.2. Классификация и основные параметры деловых культур 36

Выводы к 1 главе 48

Глава II. Особенности китайской деловой культуры 50

2.1. Основные характеристики и параметры китайской деловой культуры 50

2.2. Этико-ритуальные традиции деловой культуры Китая 101

2.3. Стратагемность как специфика китайской деловой культуры 114

Выводы ко 2 главе 131

Заключение 134

Библиография 140

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Формирование в Китае социально-ориентированной рыночной экономики, ее стремительное развитие и усиление влияния на все процессы делового взаимодействия в мире обусловили повышенный интерес к изучению генезиса и современного состояния китайской деловой культуры. Важным аспектом здесь выступает расширение российско-китайского сотрудничества. Эти обстоятельства поставили перед учеными и бизнесменами проблему осмысления деловой культуры как активной, детерминирующей реальности в процессах делового взаимодействия. Обнаружилась настоятельная потребность анализа общих принципов и специфики формирования, функционирования, развития китайской деловой культуры, оказывающей определяющее воздействие на развитие современной деловой культуры.

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью обобщения и концептуализации существующих общетеоретических и практических подходов к исследованию китайской деловой культуры.

Китайские деловые традиции отражают уникальные логико-эпистемологические, этико-философские, культурно-эстетические, космогонические знания китайской цивилизации. С одной стороны, деловая культура Китая, находясь в полинациональном пространстве, в условиях интернационализации экономики и её глобализации подвергается деформирующему воздействию инокультурных влияний. С другой, она смогла унаследовать уникальный опыт социокультурной, ментальной, религиозно-философской системы, сохранив базовую модель знаний и культурного поведения. Актуальность выявления базовых способов передачи социокультурного опыта данного феномена имеет практическое значение для теории культуры, экономической науки, менеджмента и т.д.

С расширением и углублением российско-китайского делового сотрудничества особую актуальность приобретают проблемы общего и особенного в деловых культурах Китая и России, а также требуют осмысления механизмы нахождения консенсуса.

Состояние и степень изученности проблемы.

Китайская деловая культура привлекает внимание ученых различных направлений. Фундаментальных работ, посвященных изучению данной проблемы, пока еще нет. Однако это не значит, что китайская деловая культура не изучалась ранее. В различных дисциплинах присутствуют работы, затрагивающие, так или иначе, феномен деловой культуры Китая в различных его проявлениях.

Первостепенное теоретико-методологическое значение в исследовании темы имели работы общетеоретического характера, где философское осмысление развития цивилизаций, связанное с понятием «культура», было заложено такими учеными, как И.Г. Гердер, Э. Дюркгейм, А.Дж. Тойнби, П.Сорокин и др.

Проблемы морфологии культуры и значение субкультуры как системы норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, рассматриваются в работах С.А. Арутюнова, М. Брейк, В.Е. Давидовича, Д. Дайне, Ю.А. Жданова и др.

Проблемы культуры с позиций социальной и культурной антропологии изучаются в работах К. Леви-Стросс, А. Рэдклифф-Браун, Э. Эванс-Причард и др. При исследовании аспектов, касающихся экономической антропологии, мы опирались на работы П. Бурдье, Г. Джереффи, П. ДиМаджио, А.А. Сусо-колова и др.

Важное теоретико-методологическое значение имеют работы отечественных авторов по социологии культуры, раскрывающие социокультурный контекст развития деловой культуры, это исследования Т.В. Емельяненко, Б.С. Ерасова, Н.Н. Зарубиной, Л.Г. Ионина, Ф.И. Минюшева, Л.И. Михайловой и др.

При изучении взаимовлияния бизнеса и религии, анализа роли религиозных учений в становлении китайского бизнеса мы опирались на работы Н.В. Абаева, Л.Н. Борох, Л.С. Васильева, А.И. Кобзева, Л.Е. Янгутова и др.

При рассмотрении собственно философских категорий китайской культуры мы использовали результаты исследований таких российских синологов, как В.М. Алексеев, В.Г. Буров, А.В. Ломанов, В.В. Малявин, Л.С. Переломов, М.Л. Титаренко, а также китайских ученых, таких как Ду Вэймин, Лян Шу-мин, Фэн Ю-лань и др.

Для изучения специфики китайской деловой культуры в контексте социально-экономических проблем современного китайского общества привлекались работы авторов Ван Диндин, Ван Цзэкэ, Линь Ифу, Ли Цзян, Лян Сяо-мин, Мао Юйши, Фань Ган, Ху Цзиньтао, Цай Фан, Чжан Цзин, Чэнь Кайкэ и др.

В настоящее время существует значительное количество отечественных и зарубежных работ, которые изучают проблемы этики деловых отношений, делового этикета (И.В. Алехина, В.В. Багин, Д. Реддинг, Н.П. Романова, И.В. Романова, Э.А. Уткин, Д. Ягер и др.). Однако все эти многочисленные работы чаще всего имеют чисто прагматическую направленность. Они дают практические советы и приемы ведения бизнеса с китайцами и, к сожалению, не выявляют сущности феномена китайской деловой культуры, её ценностно-целевых характеристик, не объясняют принципов, на основе которых функционирует деловая культура Китая.

Особую значимость для нашего исследования представляют работы отечественных исследователей феномена деловой культуры: П. Н. Шихирева «Введение в российскую деловую культуру», И.М. Иевлевой «Деловая культура: универсальность и специфика», где выделена его роль в социокультурной среде. Эти труды посвящены анализу системообразующих категорий деловой культуры, систематизации общих ценностных ориентации. В них рассматривается развитие деловой культуры в социально-психологической и деятельностной парадигме, как явление, теснейшим образом связанное с эко-

номической деятельностью человечества и психосоматической природой представителей предпринимательского сообщества. Культурологический анализ явления не ставился целью исследования. Достоинством данных работ является конструктивистская методология. Авторами подчеркивается проектируемый характер функционирования и существования данного сообщества, доказывается, что феномен деловой культуры, проявляющийся в национальной социокультурной форме, создаёт и развивает некий собственный формат.

Философско-антропологическая рефлексия традиционных конфуцианских ценностей, их воздействие на современную китайскую деловую культуру разрабатывается в работах современных китайских исследователей, занимающихся проблемами истории и специфики китайской культуры и цивилизации. Изучение работ китайских авторов явилось основанием компаративистского анализа. Некоторые работы современных китайских ученых были переведены автором и проанализированы в ходе данного исследования.

Существенную роль в изучении специфики китайской деловой культуры и роли в ней стратагемности сыграли исследования, посвященные проблемам классификации (Г. Хофстеде, М. Бонд, Ф. Тромпенаарс, Ч. Хэмпдэн-Тернер, Р.Д. Льюис и др.), специфики деловой и организационной культуры в контекстах культурного дискурса, закономерностей и механизмов трансляции и регулирования опыта в данном явлении (И.В. Грошев, Н.Н. Зарубина, Л.И. Михайлова, А.И. Пригожий и др.), осмыслению их места, роли и функции в качестве сетевого феномена (В.В. Радаев, В.В. Малявин). Об экономических сегментах и экономической специфике китайской деловой и организационной культуры писали китайские ученые, такие как Гао Дичэнь, Лю Гуанмин, Ху Чжэн и др.

Специфика деловой культуры Китая рассматривается с позиции феномена стратагемности, который изучался как самостоятельный объект исследования (X. фон Зенгер, B.C. Мясников, В.В. Малявин), как специфическая особенность культуры межличностных отношений (А.И. Воеводин), как уни-

версальное средство получения преимуществ (С. Кауфман, Ван Шэнцзю, Сунь Янь). Исследование темы невозможно без обращения к традиционным классическим источникам по китайским стратагемам, таким как «Военный трактат Сунь-цзы», «Тридцать шесть стратагем», «Троецарствие», «Хань Фэй-цзы» и др.1

Объект исследования: деловая культура Китая.

Предмет исследования: специфика и сущностные характеристики китайской деловой культуры на примере стратагемности.

Цель диссертационного исследования: на основании теоретико-методологического осмысления феномена деловой культуры обобщить критерии классификации современной китайской деловой культуры и выявить ее специфику.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи диссертации:

концептуализировать содержание понятия «деловая культура» в русской, английской и китайской исследовательских литературах, выявить эпистемологический потенциал различных научных направлений в определении ее структуры и параметров функционирования;

«обобщить критерии классификации деловых культур в научной литературе;

1 Конрад Н.И. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. - М. - Л.: Госполитиздат, 1950; Сунь-цзы Искусство стратегии. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006; Мясников B.C. Традиционная китайская дипломатия и реализация Цинской империей стратегических планов в отношении Русского государства в XVII веке. М, 1977; Зенгер Харро фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. В 2-х томах - М.: Изд-во Эксмо, 2004; Малявин В.В. Искусство управления / Сост., пер., вступ, ст. и коммент. В.В. Малявина,- «Изд-во Астрель»: «Изд-во ACT», 2004.-430, [2] с: ил.; Малявин В.В. Китайская военная стратегия / Сост., пер., вступ, ст. и коммент. В.В. Малявина.- «Изд-во Астрель»: «Изд-во ACT», 2004; Кауфман С. Сунь-цзы. «Искусство войны»: Современное толкование древнего трактата/ Стивен Кауфман. - Пер. с англ. К. Савельева. -М.:ФАИР_ПРЕСС,2004.;##. ^+Лі-гЙ^Ій/?№Ш. -ІШ-. 4і Ш К Гіі ШгЬ 2005.9; Sun Yan. Sanshiliuji shangxueyuan. I Sun Yan bianzhuan. - Beijing: Zhongguo ChangAn chubanshe, 2005.9. Сунь Янь. Саньшилюцзи шансюеюань І Сунь Янь бяньчжуань [Коммерческий институт 36 стратагем]. - Бэйцзин: Чжунго Чанань чубаньшэ, 2005.9; Т.ІШ. ^+Ait4'f-^S№^|f~#\ - -1Ьй: ^\ЮШ1ЫШ, 2006.3. Wang Shengju. Sanshiliuji yu guanli. I Wang Shengju bianzhu. - Beijing: Dangdai shijie chubanshe, 2006.3. Ван Шэнцзю. Саньшилюцзи юй гуаньли. І Ван Шэнцзю бяньчжу. [36 стратагем и управление] - Бэйцзин: дандай шицзе чубаньшэ, 2006.3.; Кит.яз.

ввести в научный оборот тексты на китайском языке, отражающие специфику деловой культуры, провести их сравнительный анализ с дискурсами западной деловой культуры, установить соответствие между ними и на этой основе выявить сущность и специфику современной китайской деловой культуры;

определить характеристики и структуру современной китайской деловой культуры;

показать применяемые в китайской деловой культуре методы и приемы, средства и инструменты, опирающиеся на стратагемность как культурное явление.

Методологические основы исследования.

Основной методологический принцип исследования китайской деловой культуры - системный подход, который позволил осуществить синтез данных о деловой культуре различных отраслей научного знания. С этой целью предмет исследования был подвергнут анализу с точки зрения современных российских и зарубежных философско-культурологических, экономических, этнопсихологических теорий. Системный подход позволил объединить данные прикладного характера с междисциплинарным изучением критериев классификацией деловой культуры.

Использован прием кросскультурного анализа, который позволил выявить специфику китайской деловой культуры в контексте комплекса его социокультурных детерминаций. Сравнительно-исторический метод дал возможность описать сущность современной китайской деловой культуры и показать, что эволюция явления сопровождалась некоторой трансформацией стратагемности, а также созданием адаптивных форм и методов трансляции этого специфического знания. При рассмотрении китайской деловой культуры в ее собственном внутрицивилизационном развитии, был применен структурно-типологический метод, позволивший выделить и дать общую характеристику типов изучаемого явления. Феноменологический подход дал возможность раскрыть феномен деловой культуры как целостную смысловую

систему ценностей, символов, норм и знаний, основанных на религиозно-философских учениях, пронизывающих и организовывающих всю культуру. Это также позволило проследить внутреннее единство и устойчивость традиции в процессе функционирования деловой культуры Китая.

Источниковедческая база. При проведении исследования в качестве информационной статистической базы нами использовались аутентичная литература на китайском и английском языках, официальные материалы органов Госкомстата России, информационно-аналитические сборники Института Дальнего Востока РАН, Института Востоковедения РАН, Института Экономики РАН, данные Бюллетеня института конъюнктурных исследований (БИКИ), данные УМДВЭС Администрации Читинской области, ГТК РФ, официальные информационно-аналитические документы КНР, данные ГТУ КНР, МВТЭС КНР, данные с официальных сайтов Министерства торговли КНР, данные с сайта «АйЙ» - «Жэньминьван» (People's Daily Online), аналитические материалы заседаний Координационных Советов по межрегиональному и приграничному сотрудничеству между КНР и РФ.

Научная новизна исследования.

Уточнены структура и параметры деловой культуры как общекультурного явления и продукта научного осмысления.

Обобщены критерии классификации деловой культуры в зарубежной и отечественной литературе, что позволяет определить специфику форм содержания, внешних и внутренних детерминаций китайской деловой культуры.

На основе изучения текстов на китайском, английском и русском языках раскрыта стратагемность как одна из базовых характеристик китайской деловой культуры. Обоснована необходимость различения понятий «стратагема» и «стратагемность» в китайской научной литературе.

В отечественную научную практику введены работы 16 китайских авторов, дающие возможность описания сущности и специфики китайской дело-

вой культуры,2 которые не были ранее переведены на русский язык и которые являются основанием описания.

11 Я- Zhou Zhongyang, Feng Rende (Chongqing shangxueyuan gongshang guanlixi) Wogo shangye wenhua jian-she zhongde wenti fenxi ji qi duice. If Shangye yanjiu, 1999.11. Чжоу Чжун'ян, Фэн Жэньдэ. (Чунцин шансюею-ань гуншан гуаньлиси) Вого шан'е вэньхуа цзяньшэ чжун дэ веньти фэньси цзи ци дуйцэ. [Анализ вопросов формирования деловой культуры Китая] // Шан'е яньцзю. - 1999.11 с. 120-122 - Кит. яз.; Ж'Ук (іііИЙ'й^ч Щ-) іМіШ^ЙЙо ^ЩШ'&ХЩ-^Ш, 1998 Ч%1%. Meng Tie (Shanxi caijing daxue) Lun shangye wenhua zhi neihan. II Shanxi caijing daxue xuebao, 1998, №2. Мэн Те. Лунь шан'е вэньхуа чжи нэйхань. [К вопросу о внутреннем содержании деловой культуры] // Шаньси цайцзин дасюе сюебао. - 1998. - №2 - Кит.

яз.;лш (шшшш-тт--Ш'Ш) шіжттшш^* mm, 2001 здо. wu urong (вы-

jingshi jingji guanli ganbu xueyuan) Shangye daode huapo de wenhua sikao. II Jingjishi, 2001,№10. У Лижун (Бэй-цзин цзинцзи гуаньли ганьпу сюеюань) Шан'е даодэ хуапо дэ вэньхуа сыкао. [Размышления о падении нравственности в бизнес-культуре] // Цзинцзиши. - 2001. - №10 - Кит. яз.; 'JKifc-S, ^ (lllffff?E7v fO ШШШПЖШШШ* ШШгЛШ Ц±Щ-Ш) , 1998 % 7 Л. Zhang Yansun, Yang Xingyi (Shanxi shifan daxue) Rushang jingshen ji qi xiandai jiazhi. II Shanxi shida xuebao (shehui kexueban), 1998.7. Чжан Яньсунь, Ян Син'и. Жушан цзиншэнь цзи ци сяньдай цзячжи. [Конфуцианский коммерческий дух и его современная ценность] // Шаньси шида сюебао (Шэхуй кэсюебань). - 1998.07; ЩЩ'-Т. (.-.Щ'Ш'т'-ШТ.Щ

ШШ 4 Щ\ о Li Xuegong (Lanzhou shangxueyuan gongshang guanli xueyuan. Gansu Lanzhou) Shangyejie: Zhonghua shangye wenhua zhi hun. II Beijing gongshang daxue xuebao (shehui kexueban) 2002.7. Juanl7№4. Ли Сюэгун (Ланьчжоу шансюеюань гуншан гуаньли сюеюань. Ганьсу Ланьчжоу) Шан'е цзе: Чжунхуа шан'е вэньхуа чжи хунь. [Коммерческий путь: душа китайской деловой культуры] // Бэйцзин гуншан дасюе сюебао (шэхуй кэсюебань) 2002.7. Цзюаньї 7 №4-Кит. яз.; J-.йЩ, ШШ (Ш'ІШ^-Рл) іШФГиКШШ Ifb ШМШЩЩ'Ш, 1997 Q-Ш 2 Щ. Wang Jianfeng, Chen Mang (Hangzhou shangxueyuan) Lun shangye guanggaode wenhua lunli zeren. II Shangye jingji yu guanli, 1997№2. Ван Цзяньфэн, Чэнь Ман (Ханчжоу шансюеюань) Лунь шан'е гуангао дэ вэньхуа луньли цзэжэнь. [О культурной и этической ответственности в коммерческой рекламе] // Шан'е цзинцзи юй гуаньли. - 1997. - №2 - Кит. яз.; ЩЩІ ШНіХіШіМ-ї.Шт^-j \J\{U.Wfko Ни Zheng. Shangye wenhua de neizai xingshi yu jiazhi tixi. Xy Чжэн. Шан'е вэньхуа дэ нэйцзай синши юй цзячжи тиси. [Внутренняя форма деловой культуры и система ценностей] - Кит. яз.; ЇЗіШШ (г1:| Ш]±ШШШШШШШ) %ШМЙ.ШШМЩШёо МШІ&Ш, 1999 4% 8 Ш. Gao Dichen (Zhongguo shehui kexueyuan caijing jingji yanjiusuo) Dongxifang shangye wenhua chayi yu maoyi. II Caimao jingji, 1999, №8. Гао Дичэнь (Чжунго шэхуй кэсюеюань цайцзин цзинцзи яньцзюсо) Дунсифан шан'е вэньхуа ча'и юй мао'и [Различия деловых культур Востока и Запада в торговле] // Цаймао цзинцзи. - 1999. -№8 - Кит. яз.; % (ЖЙХЙ^й^ЗШ^Ю Ш&lfeі№:ШФІгШ-fcйЖ. ШШЇІЇ. Xu Yan (Chongqing gongshang daxue shehui fazhanxuexi) Luelun shangye shijian zhongde wenhua yinsu.// Shangye shidai. Сюй Сянь. Люелунь шан'е шицзень чжундэ вэньхуа иньсу. [Кратко о культурном факторе в коммерческой практике] // Шан'е шидай; ЛШ, Ї.Ш (ФШ.І-7'К> №ШШ) ШШШШЖЧШШ* Ш.ШШ> 2003 М'Ш 9. Wu Weigang, Wang Zhuyuan (Zhongyuan gongxueyuan, Henan Zhengzhou) Fuzhuangdian yingye liyi yu xiaoshou zhanshi. II Jingjishi, 2003.№9. У Вэйган, Ван Чжуюань(Чжунюань гунсюеюань, Хэнань Чжэнчжоу) Фучжуандень ин'е ли'и юй сяошоу чжаньши. [О роли церемоний для расширения торговли на примере работы магазина одежды]//Цзинцзиши, 2003, №9; -1~\-"/\т\'Ш(7-ШЯ'1^Ш'<о -ІЬ'М: ФИНхЗс tiiJKIi:, 2005.9; Sanshiliuji shangxueyuan. I Sun Yan bianzhuan. - Beijing: Zhongguo ChangAn chubanshe, 2005.9. Сунь Янь. Саньшилюцзи шансюеюань / Сунь Янь бяньчжуань [Коммерческий институт 36 стратагем]. - Бэйцзин: Чжунго Чанань чубаньшэ, 2005.9; Т~ЛШ- '^.-VttY Н^ШИЕШ^ШШ - ІШ-. ШІР. # ЩЙЙЙ, 2006.3. Sanshiliuji yu guanli. I Wang Shengju bianzhu. - Beijing: Dangdai shijie chubanshe, 2006.3. Ван Шэнцзю. Саньшилюцзи юй гуаньли. / Ван Шэнцзю бяньчжу. [36 стратагем и управление]- Бэйцзин: дандай шицзе чубаньшэ, 2006.3.; (Пер. Очирова О.Р.)

Теоретическая значимость исследования:

Результаты исследования позволяют расширить и углубить теоретические знания морфологии китайской деловой культуры, раскрыть характер её целей и ценностей. Актуализация представленных типов классификации деловых культур имеет большую продуктивность в описании типов и особенностей проявления различных форм китайской деловой культуры. Результаты исследования обогащают теории менеджмента культуры, сравнительного менеджмента, межкультурной коммуникации, взаимосвязи и взаимообусловленности традиционных и инновационных сегментов в современной культуре.

Впервые, на наш взгляд, в отечественной культурологии деловая культура рассмотрена с точки зрения теории стратагемности. Практическая значимость исследования:

Результаты исследования могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для представителей делового сообщества, а также в обеспечении многостороннего российско-китайского сотрудничества. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов в рамках преподавания дисциплин: культурология, история и страноведение Китая, менеджмент, а также при подготовке специалистов в области международного бизнеса, организации и управления внешнеэкономической деятельностью, экономики предприятия и т.д. Положения, выносимые на защиту:

1) Выявленный эпистемологический смысл различных научных направлений, изучающих феномен деловой культуры, позволил определить его концепт. Деловая культура - характеристика исторически обусловленной системы общепринятых форм делового взаимодействия, конвенциональных правил и норм поведения, отражающих существенные особенности национальной культуры.

  1. На основе концептуализации критериев описания деловой культуры в научной литературе выявлены классификационные характеристики китайской деловой культуры.

  2. Корреляция содержания китайских философских категорий с их европейскими аналогами позволяет:

показать с помощью семантического анализа, что в китайском языковом сознании слово «#м» - «shengyi» - «шэн'и» - «бизнес», «коммерция» - ассоциируется со смыслом жизни, рождением смысла, жизнеспособностью, жизненной силой, имеет позитивный смысл и формирует особую «культурную модель» китайского бизнеса;

провести анализ содержания, структуры, функций китайской деловой культуры и показать их коррелируемость с европейскими понятиями цели, принципа, правилами ведения бизнеса, которые можно рассматривать в качестве аналогий;

систематизировать китайские философские фундаментальные категории, работающие в контексте делового взаимодействия, такие как «{И» - «геп» - «жэнь» (гуманность), «Ш» - «И» - «ли» (ритуал), «Л» -«yi» - «и» (долг) и др.

  1. Современная китайская деловая культура характеризуется синтезом содержательной общности (этико-религиозно-философских традиций конфуцианства, даосизма, буддизма, обуславливающие философичность, прагматичность, преемственность, стратагемность и т.д.) и формальных различий по локально-региональным признакам (континентальная, гонконгская, тайваньская деловые культуры).

  2. Китайская стратагемность - это культурный феномен, под которым мы понимаем:

- наличие специфического сознания и мышления, названного страта-
гемным, которое проявляется как сплав личностных качеств, направлен
ных на получение результата и преимущества посредством построения
комбинаторных планов;

наличие социально поощряемых и культурно транслируемых паттернов поведения, созданных на основе известных в китайской культуре 36 стратагем;

тысячелетнюю рефлексию практического опыта и практики применения стратагем в образе жизни и в разнообразных сферах жизни;

эволюцию стратагемности, которая сопровождается её детальной систематизацией и доведением её до уровня науки и вовлечением в образ жизни больших слоев населения и в культуру в целом;

наличие в китайской культуре социальных институтов (от семьи и семейного воспитания до различных видов социальной организации), культивирующих данное явление.

Апробация работы.

Основные положения диссертации отражены в научных статьях и выступлениях на научно-практических конференциях, симпозиумах, съездах (Чита, Хулуньбуир КНР, Улан-Удэ, Уфа). По теме диссертации опубликовано 8 статей в научных сборниках, в том числе в международном научном сборнике «Трансграничье в изменяющемся мире» Чита - Хулуньбуир, октябрь 2005 года, в сборнике научных докладов V Всероссийского съезда востоковедов в г. Уфе 26-28 сентября 2006 года, в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия, Китай, Монголия (политика, экономика, право, культура, экология, образование)» в г. Чите 18-20 октября 2006 года. Отдельные положения диссертационной работы включались в лекционные курсы в Центре повышения квалификации руководящих работников ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского, на кафедре китайского языка ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. Материалы данного исследования использовались на практических занятиях и семинарах среди студентов факультета иностранных языков ЗабГГПУ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Концептуализация понятия «деловая культура», способы и подходы исследования

Понятие «деловая культура» в отечественной и зарубежной литературе появилось не так давно, в конце 50-х - начале 60-х гг. прошлого века. Одна из целей введения данного понятия в научный оборот заключалась в том, что бурное развитие мировой экономики и ее интернационализация конца XX века поставили перед учеными и практиками проблему исследования деловой культуры как активной и детерминирующей реальности в процессе межкультурного делового взаимодействия. В последнее время в гуманитарных науках при анализе общества и культуры отмечается смещение акцента на культурологический аспект, и изучение феномена деловой культуры происходит через призму и с позиций науки о культуре - культурологии. Большую роль в определения места деловой культуры в структуре духовной жизни общества имеют теоретические работы исследователей, которые в целях раскрытия её сущности использовали общее понятие «культура» как целостной системы. Такой холистский подход позволяет рассмотреть культурную реальность как сложное и противоречивое единство деловых культур различных типов. В результате выделяются различные типы национальных и региональных деловых культур, их разновидности на разных уровнях и доказывается перспективность их исторического бытия. Проведение такого различия исторически и культурно обусловленных определенных типов деловых культур делает такой анализ содержательным. Большинство ученых полагает, что для понимания их сути необходимы системный подход и комплексный анализ содержания данного понятия. Необходимо провести теоретический анализ фактического материала, собранного конкретными дисциплинами, где наука о культуре выступает тем интегративным теоретико методологическим полем, которое позволяет концептуализировать это понятие.

По нашему мнению, системно-структурный подход позволяет представить деловую культуру в виде системы ценностей, норм, символов и знаний, которые отражают сущность и специфику мышления, представлений, восприятий и особенностей поведения представителей конкретной культуры. Мы выделяем два основных уровня деловой культуры: материальный и нематериальный. К материальным элементам относятся все физические объекты, конституирующий первый уровень, который охватывает здания, интерьеры, оборудования. От этих артефактов, их состояния и развития зависит актуальное состояние деловой культуры. Они, с одной стороны отражают индивидуальность, с другой, - этническую узнаваемость, идентичность, т.е. выполняют двойственную дифференциально-интегративную функцию, выступают ее материальным носителем.

Нематериальные элементы являются определяющими в становлении структуры деловой культуры, они могут стать решающим фактором позитивных или негативных ее внутренних изменений. К ним мы относим традиции, нормы, правила, модели поведения, ритуалы, обычаи, ценности, идеи, концепции, язык и символы деловой культуры. Каждый из этих элементов занимает свое место в этой системе, структурирует ее и определяет ее функционирование.

Системный подход позволяет осуществить анализ предмета данного исследования в контексте культуры в широком смысле. Она предстает как среда, внутри которой происходит функционирование деловой культуры в качестве субкультурального образования. Качественные параметры субкультуры позволяют явлению быть включенным в общую культуру, обладать ее характеристиками и в то же время противостоять ей.

Поскольку и в России, и в Китае происходят реформы в различных областях общественной жизни, объективно возрастает необходимость разработки теоретико-методологических основ этих преобразовательных процес сов. Это в полной мере касается деловой культуры, так как она является важнейшей характеристикой межкультурного делового взаимодействия, которое связано именно с различием национальных деловых культур. Люди, принадлежащие к разным деловым культурам, часто используя одни и те же понятия, вкладывают в них разный смысл или, имея одинаковые ценности, располагают их в ином порядке, отдавая предпочтение своей шкале, что приводит к непониманию и созданию барьеров. Изучение деловой культуры своего партнера и знание ее особенностей позволят преодолеть трудности общения и достичь успеха в бизнесе.

Основные характеристики и параметры китайской деловой культуры

Актуальность данного исследования определяется интересом к стремительному и успешному экономическому развитию Китая в конце XX - начале XXI вв. Сложность состояния экономической, социальной, политической и других сфер жизни современного общества показывает, что даже успешные экономические сдвиги не могут быть устойчивыми без соответствующих изменений в культуре, без подкрепления духовными и нравственными ценностями, формируемыми в общественном сознании. Рассматривая российско-китайское экономическое сотрудничество как непосредственное взаимодействие деловых культур, осуществляемое в рамках несовпадающих национальных стереотипов мышления и поведения, российским участникам очень важно знать и понимать особенности китайского национального характера. Изучение китайской деловой культуры и знакомство с ее особенностями позволят преодолеть трудности коммуникации и, как следствие, добиться уважения к себе китайского партнера, достичь взаимопонимания и успеха в бизнесе.

В процессе трансформации китайского общества изменяется роль культуры, так как все большее значение приобретает рассмотрение социально-экономических явлений сквозь призму их репрезентации в культуре. Китайская цивилизация ищет пути дальнейшего развития, и именно культурная детерминанта является той силой, которая позволяет найти выход из противостояния радикальных парадигм и концепций социально-экономического развития страны. Недостаточная разработка теоретической и методологической базы и, следовательно, соответствующая реализация решений практических проблем, связанных с деловой культурой, которая, несомненно, является частью духовной культуры, приводят к усилению кризисных явлений в экономике, к сдерживанию инновационных проектов, мо дернизации традиционных управленческих технологий. Это объективно препятствует сохранению устойчивости процессов модернизации.

Китайская деловая культура является качественной характеристикой экономической деятельности и одним из важнейших факторов ее успеха. Ее рассмотрение в структуре духовной жизни общества, изучение ее истоков и современного состояния, закономерностей развития и влияния на предпринимательскую деятельность не выделились в культурологическом знании в самостоятельное направление.

Данное обращение к этой теме объясняется не только познавательным интересом к истории китайской деловой культуры, но и значимостью ее мировоззренческого, нравственно-воспитательного, эстетического потенциала, дидактического значения артефактов.

Как известно, термин «предпринимательство» был введен Р. Кантильо-ном еще в начале XVIII веке. Большинство современных исследований обращают внимание на личность предпринимателя и специфику его ментальносте. В данных исследованиях предпринимательство рассматривают как социокультурный феномен, хозяйственное подразделение. В большинстве случаев оно трактуется как разновидность экономической деятельности. Ученые считают, что такого рода экономическая активность не является абсолютно вынужденной. Предпринимательство понимается как свободная трата жизненной энергии, деятельность, осуществляемая под определенным, но не абсолютным давлением. [50]

Между тем процессы формирования и развития системы китайского предпринимательства исследуются зачастую фрагментарно, нет достаточной комплексности, всеохватности. Остается, в частности, за пределами глубокого научного осмысления анализ деловой культуры как регулятора функционирования и развития такого рода деятельности. По нашему мнению, успехам развития китайской экономики и общества способствовала деловая культура, своеобразие и уникальность делового опыта Китая, усвоение китайскими предпринимателями профессионально-нравственных норм между народного бизнеса, воспринятых через призму сущности своей культуры. Исторический опыт свидетельствует, что именно страны с высокой деловой культурой оказываются в состоянии воспринять и обратить на пользу экономического развития все богатство хозяйственных традиций и национального менталитета.

В связи с анализом социальной и нравственной природы предпринимательства в Китае представляют интерес работы китайских и зарубежных ученых по деловой этике, посвященные различным аспектам делового развития, соотношению морали и бизнеса. Изложенные в них концепции, идеи позволяют раскрывать нравственный аспект китайской деловой культуры, определяемый социокультурными условиями формирования образа жизни и поведения китайских бизнесменов. Обращает на себя внимание интерес исследователей к внеэкономической мотивации предпринимательской деятельности, к особенностям деловой культуры, к социокультурным характеристикам, мировоззрению, образу жизни китайских предпринимателей.

Этико-ритуальные традиции деловой культуры Китая

Этико-ритуальные традиции деловой культуры Китая проявляются в жестко фиксированных стереотипах поведения и высказываниях, нормах поведения и социальной структуре китайского бизнес сообщества. Эти традиции являются непреложными ценностями для всего китайского общества с древних времен. Этико-ритуальные принципы построения общества и человеческих взаимоотношений определяли восприятие мира китайцами и заменили собой как религию, так и мифологию. Рассмотрение роли этики и морали в деловых отношениях китайских предпринимателей позволяет увидеть специфику этической составляющей китайской деловой культуры. В конце прошлого века китайскими учеными был поднят вопрос о роли этических норм в экономике. Ученые выступили с многочисленными публикациями на эту тему. Особенно интересной в контексте нашего исследования является работа профессора Мао Юйши «Моральные перспективы китайцев» (1997), где он высказал идеи о роли морали в развитии бизнеса в Китае. [256] В 2002 году он продолжил эту тему в своей новой книге «Мораль, экономика, институты». [257]

Проблемам этики в бизнесе были посвящены некоторые работы известного экономиста, профессора Пекинского университета Ли Инина, профессора Шэн Хуна из Пекинского экономического института Тянцзэ, профессора Фань Гана - директора Национального института экономических исследований КНР, профессора Ван Цзинкэ из Университета им. Сунь Ятсена в Гуанчжоу и многих других китайских ученых. Мнения исследователей разделяются, но столь активная дискуссия по этому вопросу свидетельствует об актуальности этических проблем в деловых отношениях. Например, профессор Фань Ган, известный своей приверженностью строгим западным стандартам в сфере экономических исследований, выступает против включения этического компонента в обсуждение профессиональных экономических проблем. С ним вступают в острую полемику другие китайские и зарубежные ученые и критики, имеющие противоположную точку зрения. [27,97-99]

Обращение к этой теме связано с кризисом морали в современном китайском обществе. Новая деловая этика китайского бизнеса находится в процессе формирования. Стремление к наживе в бизнесе вызывает все большую тревогу. Многие склонны связывать падение морали с переходом к рыночной экономике. Серьезное беспокойство в китайском обществе вызывает распространение обмана в деловых отношениях, невозвращение долгов, снижение деловой порядочности. Профессор Пекинского университета Ван Диндин в своей статье «Моральная основа и модернизация экономической науки» говорит о кризисе морали среди китайских бизнесменов. [255] В западной деловой практике соблюдение слова и доверие составляют неотъемлемую часть ведения бизнеса, однако в Китае дело обстоит иначе. Ван Диндин обеспокоен поведением китайских предпринимателей. В своей работе он подчеркивает существенное отличие делового поведения китайского предпринимателя, реализуемого в условиях переходной экономики с несовершенным законодательством и проявлением коррупционности китайских чиновников, от модели делового поведения, принятого в условиях нормально функционирующей развитой рыночной системы.

Некоторые китайские авторы выражают озабоченность тем, что в Китае доверие в бизнесе не стало ещё неотъемлемой частью деловой этики. Из-за влияния традиционного менталитета в Китае не относились серьезно к понятию «доверие в бизнесе», значительно более важную роль играли неофициальные нормы человеческих отношений «гуаньси».

Важной морально-этической проблемой в деловой культуре Китая является отношение к поддельной продукции. Многие зарубежные, отечественные и китайские ученые выражают обеспокоенность ее ростом. Китайские экономисты особое внимание уделяют изучению трудов Нобелевских лауреатов по экономике за 2001 год Дж. Акерлофа, М. Спенса и Дж. Стигли-ца по проблемам асимметричной информации. Профессор Ван Цзэкэ из Гу-анчжоуского университета имени Сунь Ятсена в 2002 году издал книгу

102

«Наука о том, как справиться с мошенничеством». [27,89] Эта проблема теснейшим образом связана с проблемой соотношения этики и бизнеса.

По мнению российского исследователя О.Н. Борох, дискуссия об этическом измерении китайского бизнеса коренится в китайской культурно-философской традиции. Анализ научных трудов китайских ученых позволяет сказать, что в прошлом в Китае сформировалось стремление соединять мораль и экономику, в этом слиянии китайские исследователи видели преимущество китайской экономической науки перед западной. [27,89]

Чан Кайши в 1940-е годы в своей работе «Китайская экономическая теория» [240, 26] выдвинул положение о том, что в Китае сложилась своя система национальной экономической теории, отличной от западной и превосходящей её. Это утверждение было отвергнуто западными учеными как несовместимое с всеобщим и наднациональным характером современной научной мысли, включающей в себя и экономическую. В своей работе Чан Кайши утверждал, что западная экономическая теория является материалистической и основанной на стремлении к прибыли, поэтому она стоит намного ниже учений древнекитайских мудрецов, ставящих этические ценности выше материальных.

Похожие диссертации на Современная деловая культура Китая: сущность и специфика