Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты) Харсиева Лилия Магомет-Тагировна

Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты)
<
Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты) Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты) Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты) Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты) Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты) Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты) Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты) Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты) Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Харсиева Лилия Магомет-Тагировна. Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты) : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : ст. Орджоникидзевская, 2003 166 c. РГБ ОД, 61:04-9/42-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ДОМИНАНТНЫЕ УСТАНОВКИ ИНГУШСКОЙ КУЛЬТУРЫ 16

1.1 Эстетизация традиций как основа национальной ингушской культуры 16

1.2 Единство человека и природы 27

1.3 Культурный герой - «яхь йола кіант» 38

Глава II КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 48

2.1. Любовь («безам») как проявление прекрасного и возвышенного в человеке 48

2.2,Осмысление культуры ингушского народа через трагическое и героическое 57

2.3. Культурно-национальная специфика комического «беламедар» 78

2.4. Безобразное «ийрчадар» в мировоззрении ингушского народа 90

Глава III. СПЕЦИФИКА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНГУШЕЙ 100

3.1. Нормы культуры в традициях, обычаях, обрядах ингушского народа 100

3.2. Духовные ценности свадебного обряда 112

3.3. Священное «дазахьама» - форма гармонизации культуры 123

3.4. Базовые ценности ингушской культуры 137

Заключение 152

Библиография 158

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Происходящие сегодня в России кардинальные изменения в социально-экономических, политических и межкультурных сферах жизнедеятельности народов резко обозначили проблему межэтнических отношений, необходимость выявления их этических и эстетических оснований. Северный Кавказ является наиболее сложным и пёстрым в этнокультурном отношении регионом, одним из самых многонациональных в мире. Идеологические изменения в стране, особенно в Северо-Кавказском регионе, привели к росту национального самосознания народов, тяготеющего к историческим истокам: когда, где и откуда произошли их предки, что, конечно, отрадно; но чтобы процесс национального самосознания не оказался трагичным, необходимо разнообразными средствами развивать и совершенствовать национальную духовность, базируясь на эстетических и этических ценностях.

В настоящей работе анализируется специфика ингушской культуры, причем материалом для исследования служат традиции, обычаи, нравы и т.д. ингушей и их художественно-образное осмысление в романе Идриса Базоркина «Из тьмы веков», который заслужил всенародное признание — как энциклопедия жизни ингушского народа второй половины XIX - начала XX века. Диссертант позволит себе заявить, что по своей значимости роман Базоркина «Из тьмы веков», для представителей ингушского народа, где по-философски осмыслено понимание действительности в переломные периоды истории на стыке XIX - XX веков, является тем, что и эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» для русского народа, для всей мировой цивилизации.

Роман «Из тьмы веков» приблизился к эпопее как наиболее высокой форме эпического повествования, и даёт изображение народа в трудные для его существования периоды. «Я ещё не встречал подобной книги на местную тему, - пишет в своём письме к автору романа кавказовед Е.И.Крупнов, - написанную так ярко, интересно, впечатляюще и с таким знанием жизни и быта описывае-

4 мого народа. Это подлинное эпическое полотно...»1 И. Базоркин изображает частную и народную жизнь, осмысливает судьбы людей русского и ингушского обществ, государства, русской нации, всей России в ответственный момент их исторического бытия. И. Базоркин изобразил национальную историю и культуру народа как единый, органически взаимосвязанный процесс становления общественной и духовной жизни, стараясь «обхватить всё» - свод быта, нравов, духовной культуры, верований и идеалов народа в драматический период его истории. Темы родины и чужбины, добра и зла, честности и подлости, благородства и низости, любви и коварства, мужества и трусости, показанные в романе, отражают культурное содержание жизни ингушского народа, сложный процесс формирования национального самосознания.

Несмотря на то, что описанные события относятся к концу Х1Х-началу XX в., вполне актуальным является обращение к народной мудрости, к непреходящим ценностям ингушского народа. Надо научиться ценить эти духовные ценности, с учётом интернационального и национального исторического прошлого, и установить взаимное мирное сосуществование народов, живших издавна на древней земле Кавказа, для чего необходимо глубокое знание друг друга. В этом заключена актуальность темы, ибо подобные исследования обогащают не только национальную культуру, но и культурологическую науку в целом, и способствуют сближению народов России.

Изучение основ национальной культуры представляется актуальным, поскольку рост национального самосознания народов Северного Кавказа протекает на фоне политической дестабилизации, резкого обострения межэтнических противоречий. Изучение духовного наследия народов, как ингушского, так и других - немаловажная составляющая при проведении политики национальной стабилизации и национального примирения, основывающейся на знании национального склада характера, психологии, обычаев и традиций, религиозных умонастроений народа.

1 Патиев Я. А я иду... Назрань. 2000. С.112.

«Этно-фольклорные мотивы и основа романа Идриса Базоркина «Из тьмы веков» дают веский повод для философских размышлений о месте человека на земле, о его назначении, существуя не сами по себе, а в тесном сочетании с социальными, историческими многим философским проблемами.»1.

В культурной картине мира, в этико-эстетических взглядах Идриса Базоркина четко выслеживается цель «открытия своего народа», его духовного потенциала, всему миру, и об этом он писал в своём письме поэту В.Журавлёву: «...раскрыть для нашего читателя почти неизвестный ему народ, его сугубо национальные, а следовательно общечеловеческие проявления характеров, отношения к действительности, эмоций»2.

Степень научной разработанности проблемы. Произведение Идриса Базоркина «Из тьмы веков» оказалось в центре внимания многих исследователей разных профессий: этнографов, литературоведов, лингвистов, историков, социологов. В эстетической науке А. Танкиевым были частично затронуты вопросы фольклорной символики. Однако культурологический анализ романа не был предметом специального исследования.

Работа А.Танкиева «Духовные башни ингушского народа»3, оказала особую помощь в раскрытии данной проблематики. Основное внимание в этом сборнике автор сосредоточил на изучении этических и эстетических ценностей, отражённых в мифологии и фольклоре ингушей, в их обычаях, обрядах и традициях, с учётом народного миропонимания и мироощущения. Наиболее ценным для исследователя является научный анализ религиозных, эстетических, этических представлений ингушей, анализ категорий ингушской эстетики: «хо-задар» (красивое), «беламедар» (комическое), «майрал» (героическое); этическое и эстетическое в идеальной личности (яхь йола кіант); а так же исследование фольклорной символики по роману И. Базоркина "Из тьмы веков".

1 Мусукаева А. К вопросу этно-фольклорной основы романа И.Базоркина «Из тьмы ве-
ков».//Тезисы Всероссийской научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения
известного учёного и просветителя Ахриева Чаха Эльмурзиевича. Назрань. Сб.

2 Патиев Я. А я иду... Назрань. 2000. С. 124.

3 Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа. Саратов. 1997.

6 Весьма интересный и содержательный материал, связанный с изучением культурного своеобразия ингушского народа, его традиций изображения и осмысления явлений действительности, дан в сборнике научных трудов ЧИИИСФ «Вопросы эстетики фольклора и литературы чеченцев и ингушей»,1 составителем которого является А.Х.Танкиев. Он, в частности, отмечает, что в фольклоре и литературе действуют общие объективные законы, согласно которым происходит процесс познания мира, но у каждого народа, как известно, формируется своё специфическое отношение к действительности, что должно быть учтено в изучении культуры, национального фольклора и литературы. В статье И. Б.Мунаева «О некоторых морально - эстетических нормах поведения героев Илли вайнахов» показаны на примерах «илли» (песни) возвышенные и героические деяния с точки зрения песенных идеалов. Х.М.Мусаев в статье: «К вопросу о героическом в романе М.Мамакаева «Мюрид революции»» показывает героический характер главного героя - А. Шерипова. Категория комическое представлена в работе М.Х.Шовхаловой, через рассказы А.Х.Хамидова «Абу-бешар», и А.А.Ведзижева «Муте новраш». Комическое осмысляется в духе народного его понимания на определённом этапе исторического развития чеченского и ингушского народов. Авторы поднимают также остросоциальные темы и злободневные проблемы.

Определённый интерес представляют статьи публициста и исследователя, этнографа конца ХІХ-ХХ в. Чаха Ахриева; мифолого-легендарный материал устного народного творчества в монографии И.А.Дахкильгова "Мифы и легенды вайнахов"; работа У.Б. Далгат "Героический эпос чеченцев и ингушей", ис-следования Алироева И. Ю., Кудусовой Ф., Мальсагова А. О. и другие.

Ряд сведений о культурных ценностях содержится в этнографических исследованиях путешественников и исследователей быта ингушей и других на-

1 Вопросы эстетики фольклора и литератур чеченцев и ингушей. Сб. научн. тр. ЧИИИСФ,
Грозный, 1985.

2 Ахриев Ч. Ингушские праздники. // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып V, разделШ,
- Тифлис, 1871.; Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный, Книга, 1991.; Далгат
У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М. Наука, 1972.; Алироев И. Ю. История и куль-

родов Кавказа, таких как Грабовский Н.Ф., Крупное Е.И., Семёнов Л.П., Яковлев Н.\ и др.

Большой интерес представляют фундаментальные труды Борева Ю. В своих трудах автор исследует проблемы эстетической культуры, привлекая широкий материал мирового классического, современного зарубежного и советского искусств. В монографии «О трагическом» Ю. Борев поставил своей задачей рассказать о том, как на различных исторических этапах большая литература трагедийного звучания решала вопросы о неповторимости индивидуальности и об ее взаимоотношении с обществом, о радости подвига и об ответственности личности перед историей, об общественном смысле жизни и о бессмертии. С проблемами эстетической культуры, с её законами и категориями знакомят нас так же работы: Бердяева Н.А., Ванслова В.В., Волкова Е., Воронина Л.А., Каган М.С., Кашина Н.В., Крюковского Н.И., Лосева А.Ф., Столовича Л.Н., Шестаковича В.П.2, и т.д.

Важное методологическое значение имеют монографии Астаханова И.Б., Бурова А.И., Воронина Л.А., Говоруна Д.И., Зольгер К.-В.-Ф. Эрвин, Махмудова А.Г., Самохвалова В.И., Эдмунд Бёрк и т.д.3.

тура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994.; Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей. Грозный, 1991.; Мальсагов А.О. Нарт - орстхойский эпос вайнахов. Грозный, 1970.

1 Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушского
округа. Вып.З. Тифлис.1870.; КрупновЕ.И. Средневековая Ингушетия. М. 1971.; Семёнов Л.П.
Фригийские мотивы в древней Ингушской культуре. Известия. История. Т.1. Вып.1-й. Гроз
ный. 1959.; Яковлев Н.Ф. Ингуши. М. 1925.

2 См.: Борев Ю. Эстетика. М. Политиздат, 1969.; Его же: О комическом.М: Искусство, 1957.;
Его же: О тргаическом. М. Советский писатель. 1961.; Его же: Эстетика. М.:Политиздат,1988.;
Ванслов В.В. Проблема прекрансого. М., 1957.; Волкова Е. Произведение искусства-предмет
эстетического анализа. М, 1975.; Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристоте
ля. М.: Высшая школа, 1975.; Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. № 9.М.1985.;
Каган М.С, Холостова Т.В. Культура - философия - искусство. М.: Знание,1988. Кашина Н.В.
Жанр как эстетическая категория. М.: Знание, 1984.; Крюковский Н.И. Основные эстетиче
ские категории. Минск. Изд-во БГУ, 1974 Лосев А.Ф. Очерки античности символизма и мифо
логии. МЛ 930.; Его же: История эстетических ценностей. М.: Искусство, 1965.; Столович Л.Н.
Природа эстетической ценности. М. Политиздат, 1972.; Шестакович В.П. Гармония как эсте
тическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М. Наука, 1973.

3 См.: Астаханов И.Б. Эстетика. М. Московский рабочий, 1971.; Буров А.И. Эстетика, Про
блемы и споры. М. Искусство, 1975.; Воронина Л.А. Основные эстетические категории Ари
стотеля. М. Высш.шк., 1975.; Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства.
К. Выща шк., 1990.; Зольгер К.-В.-Ф. Эрвин. Четыре диалога а прекрасном. И об искусстве,
(пер.с нем.) М. Искусство, 1978.; Махмудов А.Г. Торжество прекрасного. Казань, Татарское

8 Определённый интерес представляют: книга Н.Силаева «Эстетика труда», в которой речь идёт о глубокой внутренней потребности человека изменять природу посредством труда; Д.Д. Среднего «Основные эстетические категории», где даётся тшательный анализ основных эстетических категорий, а так же художественных образов литературных произведений; монография профессора Апресяна Г.З. «Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе», посвященная одному из важнейших аспектов духовного мира личности - эстетическому отношению человека к миру окружающей природы. На основе описания явлений природы, многочисленных отрывков из художественной литературы, примеров из различных жанров искусства, собственных наблюдений автор показывает каким образом происходит формирование и удовлетворение эстетических потребностей человека .

Значительно активизировалась работа по диссертационным исследованиям, достигнуты значительные успехи в изучении культурологических проблем фольклора и литературы: Акиева X. М. Этическое и эстетическое в культуре вайнахов. М. 1996.; Бадалов В. Героический эпос и проблема прекрасного (на материалах азербайджанских народных героических дастанов). Баку, 1971.; Евменова И.Н. Творческое наследие М.М.Филипова как выражение реального направления в русской культуре. М. 2000г.; Оруджева С.З. Единство серьёзного, трагического, смехового и катарсиса в эстетике М.М.Бахтина. М. 2000г.; Уразаева Т.Т. Фило-софско - эстетические проблемы художественного развития М.Ю. Лермонтова. М. 1996г.; Федотова Л.Г. Концепция свободы в творчестве Н.А. Бердлева. М. 2000г.; Шебзухова Ф.А. Социально-культурные процессы и их отражение в Черкесской художественной литературе. М. 2000г.; Яруллина Н. Идейно-эстетическое своеобразие творчества Галза Исхаки. М. 2000г., и др.

кн. изд., 1989.; Самохвалов В.И. Красота против энтропии. М. Наука, 1990.; Эдмунд Бёрк. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М. Искусство, 1979.

1 Силаев Н. Эстетика труда. М. Искусство, 1962. ; Савилова Т.А. Эстетические категории. Киев-Одесса, Вища школа, 1977.; Средний Д. Д. Основные эстетические категории. М. Знание, 1974.;1 Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. М. Знание, 1981.

Однако, как уже было сказано, культурологический анализ романа, его духовных основ, таящихся в традициях, обычаях, культурной картине мира ингушского народа, не был предметом специального исследования. Без такого рода анализа простое знакомство с художественным произведением не даст желаемого результата. Недаром А.С. Пушкин говорил лишь о «пробуждении добрых чувств» искусством, но никак не об их рождении.

Объект исследования - материальная и духовная культура ингушского народа.

Предмет исследования - особенности этико-эстетической культуры ингушей.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в анализе специфики ингушской культуры в ее духовно-нравственном и эстетическом аспектах.

Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:

осуществить комплексный культурологический и философский анализ романа-эпопеи И.Базоркина «Из тьмы веков» как «зеркала» культуры ингушского народа;

исследовать особенности духовной культуры, эстетической картины мира ингушей;

изучить «горскую» специфику единения человека и природы;

определить особую роль категории «священное» в статуировании ингушской культуры;

выявить единство морального и эстетического моментов в традициях, обрядах, материальной и духовной деятельности ингушей.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды и теоретические наработки ростовской культурологической школы -Ю.А.Жданова, В.Е.Давидовича, Г.В.Драча, современных этнокультурологов, специалистов по Северному Кавказу.

В качестве методологической основы исследования выступает диалектические принципы историзма (как составляющая современной теории познания), единства исторического и логического в теоретическом мышлении.

Диссертант стремился соединить опыт учёных республики Ингушетии и других народов в исследовании культурологических проблем фольклора и литературы.

Информационную базу исследования составляют: роман Идриса Базор-кина «Из тьмы веков»; этнографические данные, мифы и легенды ингушей, связанные с этико-эстетическим и философским содержанием романа; выводы и положения, содержащиеся в фундаментальных трудах представителей отечественной и зарубежной культурологической науки.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

проведен комплексный культурологический и философский анализ романа-эпопеи И.Базоркина «Из тьмы веков», в результате которого выявлены динамика и сравнительные характеристики культурной картины мира ингушей - в художественно-образном воплощении и в реальной системе традиций, обрядов и верований;

определена специфика «священного» («даза хьяма») в ингушской культуре как формы гармонизации мировосприятия, отношений человека и природы, возникшего в результате синтеза языческих и исламских воззрений;

показана органическая целостность эстетического и нравственного моментов в доминантных установках культуры ингушского народа — образе культурного героя («яхь йола кіант»), отношения к Родине («наьна чи»), этикета («эздел»), взаимопомощи («белхи»), любви («безам») и др.

На защиту выносятся следующие положения; 1. Роман Идриса Базоркина «Из тьмы веков» есть сосредоточение культурных ценностей ингушского народа. Автор выразил в своём произведении всю народную философию, народное миропонимание и мироощущение; отношение ингушского народа к проблемам добра, чести, прекрасного, возвышенного, трагического, священного и др.

11 В философии романа затронуты глубокие мировоззренческие проблемы ингушского народа конца XIX-XX вв. В нем отражены идеи гуманизма, дружбы и братства людей. Он глубоко национален, но, тем не менее, пронизан уважением ко всем народам, живущим на земле, ему чужды национальное недоверие и враждебность, и в этом его общечеловеческая ценность.

2. Калой-Кант - идеальный герой ингушского нартского эпоса, наделён
ный лучшими народными качествами. В диссертации раскрыто философское со
держание идеальной личности (яхь йола кіант). Таковым является человек, отве
чающий всем требованиям ингушского этикета — эздел. Кал ой (яхь йола кіант)
венчает всю систему культурной картины мира и пронизывает собой содержание
всех эстетических и этических категорий. Характер главного героя формируется
исключительно в трагических обстоятельствах, но трагическое в Калое осмыс
ляется как основа становления и утверждения личности.

Идеальная личность постоянно стремится к совершенствованию, для культурного героя общественное стоит выше личного и стимулом этой борьбы, этого совершенства является понятие «яхь». Постоянное следование «яхь» открывает для личности возможности для совершенствования, ибо является этическим народным кодексом соревнования в благородстве, чести, стыде и совести. Необходимо отметить, что это понятие исторически изменчиво, идеализируя личность необходимо учитывать исторический период времени, экономические и социальные условия.

3. Ингуши испытывали влияние различных религий в силу своего места
проживания, и в XIX—начале XX вв. мы можем зафиксировать эволюцию идеи
священного в культуре ингушей: здесь есть элементы и древнейших языческих
воззрений, но в основном мы имеем дело с той стадией развития религиозных
представлений, когда эпоха языческих верований уступает место новой идеоло
гии - исламу. Народ искал в высших силах спасение, избавление от страданий и
нищеты. Исследуя идею священного, осмысляя долгий путь исторического ста
новления религиозного мировоззрения ингушского народа, можно утверждать,
что свойствами священного наделялись представления, объекты, молитвы,

12 просьбы и всё то, что как-либо связывалось с воззрением ингушей на устройство мира, с пониманием того, что есть сверхъестественные силы, создавшие человека и всё сущее, покровительствующие и защищающие его. Идея о всемогуществе этих сил, заставляет поклоняться им, просить лучшей доли, повиноваться установленным законам. Эти воззрения во многом являются результатом художественно-образного осмысления человеком того, как устроен мир и окружающая действительность.

Благодаря сложившемуся устойчивому понятию единобожья (монотеизма) в ингушской среде, что по своей структуре во многом соответствует понятиям о верховном боге - Дяла, процесс перехода язычества в исламскую идеологию, происходит относительно безболезненно. Имя Дяла и сегодня воспринимается как синоним Аллаха. Их имена слились настолько, что свободно употребляются одно вместо другого, во всех молитвах, просьбах, воззваниях ингушиговорят - Дяла. Поэтому идеи священного (даза хіама) трансформируются в сознании ингушского народа; всё, что связано с именем Аллаха, тоже мыслится священным. Отголоски прежних верований, придание многим вещам, явлениям, идеям свойств святости находят место не только в сфере традиционной культуры, но и в сегодняшней жизни. Многие обряды и обычаи исполняются неосознанно, как проявление священного (даза хіама), как деяния положительные и их даже порой не замечали даже муллы.

Изучение категории священное (даза хіама) в философии романа, в реальной жизни ингушского народа, даёт ясное представление о том, что священное является неотъемлемой частью ингушского народа, отражает образ его мышления. С этим понятием связаны их восприятие мира, чаяния и надежды; оно выступает как самая важная форма познания мира, гармонии и порядка, человека и природы.

4. Мир горцев - это единый космос, в котором слиты человек и окружающая его природа, который влияет на психологию народа, формирует национальный характер, его ценностные установки, вкусы и жизненные идеалы. Здесь вы-

13 зревают морально-эстетические нормы обычаев и традиций, через которые реализуются процессы социализации и инкультурации.

Самой высшей духовной ценностью для ингушского народа является ценность родной земли, — эта Земля предков, Родина, Отцовский Дом. Другие ценности земли, родных гор - как источник благ, как место надёжной защиты в определённую историческую эпоху, представляются как само собой разумеющиеся. Основная мысль о прекрасном в бытии народа, о гармонии и миропорядке сконцентрирована у ингушей в понятии «жить среди своего народа и на своей земле».

Родина, Земля отцов, и Горы - вот основной Космос, таящий в себе огромный поток энергии, вечный очаг, согревающий мысли и души ингушей.

5. Другая, немаловажная духовная ценность в жизни ингушского народа — это дружба и взаимопонимание между народами. Эта одна из основных идей философии романа. Страна гор, где ценят в человеке общечеловеческие ценности и царствуют Законы гор. Страна гор - это не территориальное название, это нечто выше этого, это духовное сообщество людей, объединенных меж собой каким-то общим древним корнем. У них общий дом - Горы, и особые правила поведения, которые учитывают особенности этого необычного Космоса. И что бы сегодня не происходило в политике, высший разум, а он всегда живёт в обществе, не даст исчезнуть той высокой материи, тому высокому взаимопониманию между людьми, вышедшими из Страны гор.

В народном сознании ингушей на протяжении веков формировались традиции дружеских добрососедских отношений с другими народами. Существовали даже такие обычаи, как вежарал (побратимство), и доттагіал (дружба, дружество), которые заключались как между представителями одного народа, так и представителями разных национальностей. Целью этих обычаев было создание благоприятных условий для экономического и вытекающего отсюда культурного сотрудничества между народами, проживавшими в стране «былин...-Кавказ». Обычаи вежарал и доттагіал помогали решать миром возникавшие конфликтные ситуации и проблемы как внутри общества, так и за его

пределами. Эти же идеи отражал и общеизвестный кавказский обычай куначества, который в свою очередь сыграл немаловажную роль в укреплении дружеских отношений между народами.

6. Идеи справедливости - а именно кровной мести и абречества- рассмот
рена как объективная реальность исторического развития ингушского общест
ва, которые в определённую эпоху сыграли немаловажную роль для поддержа
ния общественных устоев.

Основная идея, которая звучит в обычае кровной мести - эта идея справедливости (нийсал), стремление выработать в каждом члене общества мысль о том, что нельзя пренебрегать другой жизнью, другой честью.

7. Духовные ценности свадебного обряда раскрывают нравственно-
эстетические устои общества. Свадебный обряд рассмотрен как концентрация
культурных норм ингушского этикета - эздел. Здесь же представлены и формы
увеселительных мероприятий и эстетическое содержание традиционной формы
брака, присущая как ингушскому народу, так и другим народам Кавказа — умы
кание.

8. Аксиологический анализ культуры ингушского народа дает возмож
ность вычленить общечеловеческое содержание этико-эстетических ценностей
ингушей. Речь идет об идее святого отношения к понятию Родина «наьна чи»;
идее дружбы и братства народов Кавказа; ценности данного слова (деша да);
отношении народа к труду (не только как к способу выживания, а как к способу
самоутверждения и самореализации); этикете уважения и почитания старших,
взаимопомощи «белхи», принципе «деша да» (хозяин слова), понимании любви
(«безам») как проявлении прекрасного и возвышенного в человеке, роли траги
ческого, комического, безобразного, прекрасного в формировании культурного
мира народа.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве спецкурсов по культурологии, эстетике народной культуры, методических материалов по истории этики и эстетики ин-

гушей, религиоведению. Актуальность данной темы, углублённое исследование этико-эстетических ценностей разбивает сложившийся стереотип о «второсортных» нациях народов Северного Кавказа, в частности ингушского народа и данное исследование может послужить одним из начал в выявлении эстетических ценностей народа и ингушской художественной литературы; раскроет перед представителями других народностей этико-эстетические особенности ингушской литературы, что создаст предпосылки для взаимообогащения и взаимопроникновения литературных и культурных ценностей, а так же позволит самим ингушам осознать себя носителями одной из древнейшей высокоразвитой культуры.

Апробация работы. По теме опубликованы 4 статьи в объёме двух печатных листов. Основные положения диссертации были заслушаны в виде докладов на научных конференциях, проходивших в Пятигорске, в Магасе и имели положительные отзывы.

Структура диссертации. Структура диссертации определяется задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографии.

Эстетизация традиций как основа национальной ингушской культуры

Роль фольклора в произведении Идриса Базоркина складывается не только в обильном и целенаправленном использовании легенд, сказок тотемическо-го и мифологического происхождения, песен-молитв, посвященных языческим богам, трудовых, исторических и обрядовых песен, заклинаний, поговорок, афоризм, но и в сюжетно-композиционном построении произведения. То есть фольклор является как бы фундаментом, на котором разворачиваются события.

Для исследования проблемы эстетическое ингушского народа в романе И. Базоркина "Из тьмы веков", необходима предварительная работа по изучению эстетических ценностей народного сознания, отражённых в фольклоре, а именно нужного нам материала, как основы национальной культуры и национального самосознания. Исследователь А.Х. Танкиев отмечал, что роман И. Базоркина является одним из ярких произведений, где фольклорная символика используется в художественном исследовании исторического прошлого народа и фольклорные произведения органически включаются непосредственно в ткань повествования, тем самым, расширяя художественные возможности литературы.1

Колой-Кант - идеальный герой ингушского нартского эпоса, наделённый лучшими народными качествами. Народ воспел в своём герое одновременно и прекрасное и возвышенное и героическое, а так же, «красоту и героизм пастушеского труда ... В нём выразились представления именно ингушей о том, как должен жить идеальный пастух, какие поступки совершать, какими качествами обладать, какими этическими нормами руководствоваться ».2

Прекрасное и героическое в Колой-Канте осмысляется его исполинской силой и огромным ростом, что является специфичным для героев архаичного фольклора. Колой-Кант красив и своими поступками и деяниями. Он благороден и честен по отношению к женщине, что явилась к нему в качестве гостьи: « Колой-Кант зарезал для девушки большого барана, накормил её ужином, уложил спать, а сам лёг на отдельную постель», «на утро он приготовил оставшееся мясо, угостил девушку, сам поел и, сказав ей: «Если уйдёшь, пусть уход твой будет мирным, если останешься - да будет тебе здесь хорошо!», - и ушёл с ов-цами» . Он щедр и гостеприимен. В нём сочетаются и честь, и благородство и мужество и отвага, ибо, отомстив врагу за его подлость и обман, он расплачивается с ним, оставляя ему половину своей баранты, и забирает его сестру, ставшую ему уже женой, тем самым не преследуя далее ни женщину, совершившую обман, ни его брата. Эти качества - благородство и мужество, возвышаются в сознании ингушей и любимый герой фольклора наделяется ими, помимо героических и возвышенных качеств, которые ярко выражены в характере героя эпоса.

Особое место в эпосе занимает и камень. Богатырь жил в пещере, закры-вал вход огромным камнем. Вслед бежавшему врагу он тоже бросает камень, под которым и суждено будет родиться герою романа И.Базоркина "Из тьмы веков". С камнем связан образ жизни Колой-Канта и место его обитания. Камень олицетворяет собой крепость духа, стойкость, мужество, героизм, он возвышен, и всё это в совокупности составляет прекрасное вокруг народного героя. «Хотя образ Колой-Канта является оригинальным и самобытным творением ингушского народа, в нём с наибольшей художественной силой отразились гуманистические идеи, пафос героического труда. Мирный пастух возвеличен до масштабов всемогущего богатыря, любимого народом, составляющего его гордость, честь и славу»1.

Важно подчеркнуть и такое прекрасное качество, имеющее место в эпосе, как братская взаимопомощь и взаимовыручка. Как бы далеко друг от друга они не находились, услышав песню зурны, братья, немедленно «отправились в ту сторону, откуда доносились звуки мелодии»2. Идея здесь заключается в том, что чувства братства и взаимопомощи, являются весьма весовыми и значимыми качествами в сознании ингушского народа, что если даже без них не может обойтись и такой сильный и идеализируемый образ, как Колой-Кант.

Следует отметить и представления о негативном в эстетических воззрениях ингушей, отражённые в данном фольклорном материале. Это проявление низменного через такие отрицательные качества, как коварство, хитрость и об-ман, с помощью которых был одолён такой сильный и могущественный Колой-Кант. Но уже тот факт, что добро побеждает зло, а обманутый в итоге непобе-ждён, а получает за свою украденную баранту красавицу-жену, говорит сам за себя.

Изучение эстетического содержания эпоса о народном герое фольклора ингушей Колой-Канта, дало возможность автору использовать подобный эстетический идеал для создания вполне реалистического, социально-насыщенного образа, главного героя своего романа - Калоя. «Фольклорный памятник обладает удивительной способностью, пробиваясь сквозь толщу веков, отделяющих источник от современника, преломляясь в призме эпох, простирающихся между ними, органически включаясь в духовный мир современников и деятельно проявляя себя в нём, стать живым фактором формирования нашего сознания».1

Любовь («безам») как проявление прекрасного и возвышенного в человеке

Так звучат строки, взятые из ингушской народной песни. Они адресованы любимому человеку. Любовь...Этому прекрасному, удивительному чувству посвящено не мало народных песен. Оно нашло своё отражение в преданиях, в легендах, в художественных произведениях. В древнем ингушском мифе «Как произошли Солнце, луна и звёзды» говорится, что солнце произошло от юноши - знаменитого кузнеца, который влюбился в лучезарную красавицу, не зная ,что она его сестра. Девушка знала об этом и отказала ему. В ответ юноша взял раскаленную головешку и погнался за убегающей девушкой. И так они бежали, пока не умерли. Юноша превратился в солнце, а девушка в луну. Искры от головешки стали звёздами. Миф это очень древний, и его живучесть объясняется тем, что «центральной в нём стала любовь, одинаково волнующая людей разных эпох».1

Любовь — это самое высокое чувство проявления прекрасного. В философском словаре за 1997 год, любовь объясняется как «стремление друг к другу, предполагающее в своём существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. Древнеиндийская и древнегреческая философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная во всём её стремя щемся к распаду обилии сил и форм».1 Но с точки зрения эстетики, это состояние души не поддаётся никакой формулировке, ибо не возможно передать всю гамму чувств, эмоций, переживаний, связанных с этим самым загадочным, высоко-эмоциональным состоянием двух любящих сердец.

Во все времена ингушский народ относился к этой вершине эстетического понимания прекрасного с большим трепетом и вниманием. У этого народа, рождённого на скалах, познавшего все тяготы суровой горской жизни, добывающего хлеб на камнях, не приемлющего проявления малодушия, слабости, трусости; любовь выступает как «...особая, интимная область дивного мира чувств, переживаний... Этот мир освещен дивным светом солнца и луны, в нём отражаются глубокое небо и высокие звёзды, в него очарованно глядят величественные горы и гордые башни, созданные вдохновенным трудом далёких предков. Из самых нежных цветов девичьих мечтаний соткан это мир, напоен радостью и праздничным ликованием в пору любви, омыт их непрошеными, но чистыми слезами в минуты скорби»1.

В романе И.Базоркина мы видим яркое отражение этого прекрасного, божественного чувства в народном сознании ингушей. Наряду с тяжёлыми реалиями жизни, герои проходят и через такое хрупкое и нежное понятие — как любовь. Во все времена, в человеческой душе была заложена эта святая и вечная потребность любить.

Роман повествует нам о печальной любви двух главных героев, которых разлучила бедность: «...Я свою ни за что за бедного не выдам! Хватит, что мы всю жизнь перебивались с куска на кусок!.. Пусть хоть она поживёт!..» — говорит автор устами Батази, матери героини Зору. (108) Мать не может понять душевного состояния своей дочери, что божественное чувство любви, светлое и чистое, всецело овладело ею. Для неё любовь имеет другой смысл: «Прорехой прореху не латают! И он так же должен думать, если любит тебя. Попадётся тебе богатый да хороший - и Калой должен только радоваться. Я так понимаю любовь», (169) - старается она переубедить дочь. Но беда этой женщины в том, что её душа не была способна любить. Люди с низкой душой, слабовольные, льстивые, подозрительные никогда не достигнут вершин любви. Но автор, изображая действительность, пытается найти оправдание Батази: «... горькая жизнь заставляла её быть чёрствой, искать для дочери свою правду — правду нищей, мечтающей о богатстве». (169)

Любовь Зору и Калоя трагична, отчасти и героична. Это осмысляется в их мужестве и достоинстве, с которыми они встретили свою «обреченность» и перед теми духовными и нравственными ценностями ингушского народа, которыми влюблённые не могли пренебречь. Зору вышла замуж за другого, ибо не смогла переступить главный и нерушимый закон своего общества - безмолвное послушание воле родителей.

Автор красной нитью проносит эстетическую ценность прекрасного и неповторимого чувства любви, так трогательно и чутко передаёт нежные любовные переживания своих главных героев - Калоя и Зору, осмысляя это чувство именно в духе ингушского народа, что придаёт произведению характер действительности.

И.Базоркин рисует портреты своих героев с самого раннего детства. Читатель вместе с ними проводит прекрасные минуты общения на фоне величественной природы: на скале Сеска-Солсы, под стройной сосной, в прекрасном уголке этого удивительного края. Они приходят сюда пасти овец. И это всего лишь мимолётные встречи с Зору, с этой милой, очаровательной, длинноногой девочкой, в красном платье и с «чёрными космами» до пят. Да, она ещё совсем юная, но в ней всё говорит о её красоте, а красный цвет, цвет платья, с первого знакомства придаёт нашей героине оттенок величия и красоты, прекрасно гармонирующий с природой удивительного пейзажа горного Кавказа.

Нормы культуры в традициях, обычаях, обрядах ингушского народа

На вопрос отца, как воспитывать сына в истинной нравственности, Гегель с удовольствием приводит слова одного из пифагорейцев: «Постарайся, чтобы он жил в общине с хорошими законами!», ибо содержанием нравственности являются морально - эстетические предписания, которыми руководствуется общество.1

В научной сфере всё шире и проникновенней становится исследовательский взгляд на духовное прошлое народа, но при этом важно воспринимать и оценивать историю без идеалистических заскоков, «...чем самобытнее национальное видение, тем больше оно несет в себе драгоценной, неповторимой общезначимой художественной информации и опыта отношений. Именно в сочетании межнационального и национального заключено важнейшее условие высокой художественности и общемирового звучания произведения" .

Чтобы осмыслить особенности народа, его видение окружающего мира, систему гармоний взаимоотношений, необходимо, прежде всего, изучить его культуру, исходя из конкретных материальных и духовных причин. Гачев Г. осмысляет целостность народа в Зх особенностях: первая — это природа (Космос), в которую погружён каждый народ, т.е. среда его обитания; вторая -склад его души (психея), которая в свою очередь находится в тесной зависимости от первой; третья - логика его ума, т.е. образ мышления (Логос).1

В своём романе И. Базоркин дал богатый, обширный материал, для исследования духовного наследия ингушей, их обычаев и традиций, особенностей быта и семейных отношений. Представления о них, осмысленные с точки зрения прекрасного, создают эстетическое лицо данного общества. «Есть же на свете вещи, неподвластные времени... Это вечные ценности. Из глубины веков, хоть из-под самого седьмого слоя земли, они всегда будут сверкать, как драго-ценные камни». Это слова писателя Толгуровой 3.

Глубокое знание истории своего народа, как и истории Кавказа, позволило автору создать многоплановое произведении о сложном времени конца XIX - начала XX века. Читатель и исследователь узнают многое о хозяйственной и духовной жизни ингушей — горцев. Автор наглядно показывает, что предки считали красивым и достойным, каков был их внутренний мир, мир их души. Ингушский народ свято хранит свои обычаи, свою культуру, «... почти каждый горный аул имеет предание о своем основании и вообще о всех обстоятельствах, сопровождающих это событие».3

Художник изображает эстетически многогранный мир горцев, не оставляя без внимания внешний облик, одежду, пищу, жилища, домашнюю утварь, жизнь полную опасностей и отваги, не идеализируя его, а показывая в диалектике противоречий. В романе достоверно представлены идеи гостеприимства, кровной мести, традиции уважения и почитания старших. Свадебный обряд дан с очень подробным описанием церемониала в соответствии со всеми требованиями народных обычаев, поэтому ему отведён отдельный вопрос в исследовании. «...В любом типе цивилизации, - писал этнолог Б.Малиновский, -любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого».4

Но наряду с прекрасным автор показывает и реальные картины тяжёлой горской жизни, жестокость некоторых нравов, порождённых самим образом жизни горцев. Подвергаясь постоянному давлению со стороны царской власти, что вызывало необходимость защиты своих интересов, своей свободы, ингушский народ подчиняет всецело свой образ жизни военному делу, что наложило отпечаток на его характер и образ мышления.

Этикет уважения и почитания старших. Мудрый и прекрасный этикет не только ингушского народа, но и многих других народов Кавказа. Основная идея этикета имеет общечеловеческую значимость, и является одним из идеализируемых народных ценностей, осмысленного автором с точки зрения народного мышления. Непреходящее значение художественных шедевров Ю. Бо-рев видел в том, что «Искусство всегда берёт предмет эстетически — в его ценности для человечества» .

Уважение к старшему заложено в самом менталитете ингушского народа, и по праву является одним из основных столпов ингушской моральной этики -эздел, доселе неизвестной в мировой науке, но где сохранились идеи древнейшей цивилизации человечества. «...Будет так, как я говорю, пока я старший», -говорит герой романа Туре. (14) Исследователь Н. Яковлев писал очень значимо об ингушском этикете: «...Вы замечаете весьма сложный и разработанный до тонкости свод правил вежливости и приличия, одним из основ которого является уважение к старшему...»2

С малых лет в сознании ингуша врабатывается догма: как бы не поступил старший, младший обязан соблюдать этикет. Эта идея проходит лейтмотивом прекрасного и возвышенного в духовной жизни ингушского народа, и по всему роману. Я не ставлю перед собой цель описывать как следует уважать старшего, какие знаки внимания уделять, где и при каких условиях оказывать почести, какую иерархию соблюдать, для этого нужен отдельный труд. Для нас важна эстетическая сторона этого обычая.

Похожие диссертации на Специфика ингушской культуры (Эстетический и духовно-нравственный аспекты)