Введение к работе
Объект исследования - методологические проблемы научно-теоретического познания и функционирования музыки как феномена культуры.
Актуальность проблемы сохраняется уже на протяжении многих веков, в том или ином варианте она ставилась, рассматривалась и решалась в мифологии, науке и философии с глубокоіі древности. В наши дни ее разработка - особенно в контексте культурологии -продолжает оставаться источником расширения и углубления теоретических и практических представлений о музыке, инициируя во многих отношениях стремление понять те пути и механизмы, при посредстве которых происходит созидание музыки, эволюция ее форм и содержания, влияние на человека, общество и культуру. Исследование актуализируется тем, что музыка, даже взятая сама по себе, вне отношений с другими феноменами человеческого бытия, никогда не остается неизменной.
Постоянная трансформация музыки приводит к ее внутренним и внешним изменениям, а вместе с ними и к устойчивым со стороны познающего человечества попыткам переосмыслить ее сущность и природу.
Актуальна систематизация самих знаний о музыке: в отличие от мира физической природы или мира абстрактных чтатематическпх чисел и величин мир музыки гораздо труднее поддается разумному, логическому объяснению, так как в нем изначально органически сливаются физическая реальность звуков, абстрактная логика законов их взаимного сопряжения, созвучия, гармонии с особенностями воздействия музыкальных произведений на тело и душу человека, которые не дано исчерпывающе раз и навсегда познать теоретически.
Нужно отметить, что в современных условиях, когда преодолеї
диктат тотальной идеологии, актуализируется потребност:
деидеологизированного, собственно научно-теоретическоп
осмысления всех социальных и культурных явлений, включая сюда і музыкальную эстетику .
Вопрос об отношении музыкальной теории и практики далею не прост. Он сам по себе является актуальным для современно музыкальной культуры. Целью данного диссертационное исследования стало осмысление культурной принадлежности культурной обусловленности феномена как практической музыкл так и ее теоретического познания.
Степень разработанности проблемы. Современное научно исследование принято, как правило, начинать с определения ег предмета, постановки научной проблемы, анализа ее генезиса состояния. Такой методологический подход диктуется всем ходо развития естествознания, социально-гуманитарной науки, философш культурологии. Получил он распространение как в мировом, так и отечественном научном музыковедении1.
Устойчивое познавательное отношение человека к музыь породило в истории западноевропейской культуры и цивилизации
' ( м.. например: Ь\лсі И. Му.кду порядком п чаосом. "Советская музыка". 1991,.V;7.9: Ганелик
"О му иіка.іьно-прекрасном". Опыт иоиерки музыкальном ктотики. С ном. перевод Ларош С. 191
М.. "Юріснсон": Гаїїс.т.ік '). "О прекрасним в му іьгке" Доио.шенне к исследованию кіегпі
музыкального искусства '). Гаїи'лика. Переводе нем. Иванова. М ,"Ь >ріенсон". 1X95. Ермакова Г..
Искусствоведение п кулыу ро.тої ия. Проблемы мотолотоіпп современного пекуссівоведеш
М.."Наука".1989 Ррмакова Г Л. Ммыкош.шнс п ьулі, про іопія (На мпісрналс or. є' їси кеш її
Науми. Дпее. на сонск. Учен. еіем. докг. искуссіжпісд. М Моек. юс. консерпаюрпя им ПІ
Чаііковскрю. 1992. М.С. "О» изучении муіьїкм в контексте художественное культуру
Вопросы методологии и социолошп искусства. .1. Ленинградский юс. пнстпіут теаіра. м\ іикп
кннсмаюрафпп. 19X8. Матель Л.А. Вопросы анализа музыки. М„ Советский композитор. I9S
Назапкпнскпп U.B. Звуковой мир музыки. М."My зыка". 19S8. Наппонорг С.Х. Природа искусства
специфика музыки. И ей.: Хтешческпе очерки, вып.4, М.. 1977. Сохор А.Н. Вопросы социологии
зсіешки. Ч. 1.2. Л.. Совеїскші композитор. 1980. Фарбштеїін А.А. Музика н зстетпк
Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. Л.: 1976. Хо.тогт 1С.И. Теорегнческое музыковедение как гуманитарная наука, проблема анализа музыки. ! "Советская музыка". 1988. ЛЬ9. Шестаков В.П. Музыкальная эстетика западноевропеііско средневековья и Возрождения. М. "Музыка". 196ft. Шестаков В.II. Музыкальная зстешка Западні Европы XYU-XVHIbb. М. "Му зьіка",'і971.
5 теоретическое музыковедение, связанное с именами Пифагора, Платона, Аристотеля, Боэция, Рамо, Кондильяка, Вагнера, Ницше и многих других мыслителей, и его с полным правом можно считать самостоятельной научной дисциплиной наряду, скажем, с физикой и математикой, историей и экономикой, риторикой и логикой, основы которых в античном мире разрабатывались в единстве с музыковедением. В пользу этого факта говорит, например, то обстоятельство, что музыка в античной, а позже - средневековой, культуре входила в состав знаменитого квадриума - четырех наук, или искусств, базировавшихся на понятии числа1.
Однако эта литература в теоретическом отношении, как и сама музыкальная культура - в практическом, не была однозначной. На мой взгляд, в западноевропейском историческом и современном российском музыковедении сложилась традиция двойственного отношения к исследованию, пониманию и интерпретации музыки. Эта двойственность проявляется прежде всего в том. что музыка (при достаточно устойчивом и общепринятом ее определении как вида искусства и формы проявления человеческой культуры) рассматривается, во-первых, с точки зрения анализа так называемых ее составляющих - звука, его высоты, длительности, громкости, тембра. созвучия, ритма, мелодии, гармонии, т.е. всего того, без чего не может существовать ни одно конкретное музыкальное произведение-, и во-вторых, с точки зрения того, как музыкальное произведение или музыка в целом воздействуют на человека, какие чувства и мысли у
1 См.: Платом Государе і во. Соч. м 3-х г. 1. 3(1). М.. Мысль. 197|. С. 331-343: Милюков II.Н. Очерки по истории р\сскоіі KV.Ti/ivpbi. И 3-\ т. Т. 2. М.. ГІрої peec-Kv.iMvpj. 1994. С. 210-211.
: См.. например: Асафьев Б.К. Музыкальная форма как процесс. М.. Музыка. 1986. Лрускші М. История зарубежной музыки. М.. Музыка. 1976. Мазель Л.Д. Вопросы анализа музыки. М.. Советский композитор. 1991. Попова Т.П. О музыкальных жанрах. М., Знание 1981; Теоретические наблюдения нал историей музыки. М.. Музыка. 1978. и др.
него вызывают, успокаивают или возбуждают, воспитывают
упорядочивают, систематизируют мир человеческих чувств і переживаний. В рамках этого же подхода исследуется социально* значение музыки, ее роль, функции и культурное значение в жизні общества. Сюда же относятся попытки выделить и поняті мировоззренческую сущность музыки, музыкальную мысль I особенности отображения ею природных закономерностей (природної гармонии) и духовного мира человека1.
Задачей исследования является анализ истории становленій
музыки в ее отношении с культурно-социальной средой, рассмотрели
музыки как реального культурно-социального явления, которое вмест
с тем представляет собой особый предмет научно-философской і
культурологической рефлексии. Такая познавательная установка, хот:
и ограничивает область исследования музыки спецификой е
понимания как включенной в социально-культурный контекст, все ж
не исключает при решении вопроса о природе и сущности музыки хот
бы спорадического рассмотрения музыкальных выразительны
средств. Выбранная методологическая установка также позволяе рассмотреть музыку в первом приближении как бы саму по себе (илі музыку-в-себе. - перефразируя И.Канта), независимо от ее связей взаимодействия с другими видами искусства, продуктами и явлениям культуры, от тех или иных форм зависимости и воздействия н значительную область социальных
1 См.ліанример. Асафьев Ь.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л.. Советская музыка, 1У63: Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности вьісшсіі нерьноії деятельности. Л.. Мушка, 1974: Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М.. Советская музыка. 1981: Очереговская Н. Содержание и форма в мушке. Киев. М\ знчн; Украіна. 1984: Чередниченко Т.Н. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. М.. Советский композитор. 1988: ее же - Тенденции современной западной музыкальной эстетки. М.. Музыка. 1989; Эволюционные процессы музыкального мышления. Л., 1986: и др.
9 России.
Апробация работы. Отдельные положения работы апробированы в ряде научных докладов на научных конференциях, в лекциях и на семинарских занятиях, в статьях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.