Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Феномен куклы: природа и функции 13
1.1 Образ куклы в историческом контексте 13
1.2 Кукла и игра 40
1.3 Кукла как телесная модель человека 54
Глава2. Человек и кукла в современном мире 70
2.1 Кукла в социокультурном пространстве 70
2.2 Кукла в жизни современного ребенка 86
2.3 Типология современной русской куклы 100
Заключение 116
Список использованной литературы 123
Введение к работе
Образ куклы привлекает внимание многих исследователей. Она постоянно сопутствует человеку, начиная с самой глубокой древности. Практически не существовало народов, не знавших какого-либо вида кукол.
Актуальность культурологического исследования феномена куклы связана с неразрывностью исторической традиции, а также - с повышением интереса к культурным образованиям, которые до известных пределов раздвигают границы человеческого опыта. Являясь своеобразным отражением человека, кукла дает ему возможность взглянуть со стороны на самого себя.
Кукла вызывала и продолжает вызывать у людей противоположные чувства и, соответственно, различные объяснения. Однако ни одно из суждений о ней нельзя назвать исчерпывающим. Они постоянно балансируют на грани перехода к полному отторжению куклы или же наоборот, чрезмерному увлечению ею. "До тех пор, пока кукла остается куклой, сохраняется и гармония ее отношений с миром, с человеком, с собственным положением, когда же в ней просыпается человек, ... происходит трагедия ..."' Важно найти ответ на вопрос: при каком же условии сохраняется гармония отношений человека и куклы?
Являясь своеобразным портретом той или иной культуры, так же, как и игрушка, кукла оказывается глубинно соотнесенной с ценностями этноса или социального слоя, нации или культуры. "Так на каждой ступени ее развития, в каждом этносе и социальном слое одной и той же нации игрушка создает точный портрет данного типа культуры".2
Принято разделять общее понятие "кукла" на несколько почти не связанных между собой смысловых областей. Самой изученной из них является область, связанная с театральной куклой. Именно ей посвящено большинство исследований.
1 Некрылова А.Ф. Кукольники в Петербурге. // Куклы и Петербург. - СПб., 1995 - С.24
2 Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 102
4 История театральной куклы проанализирована в работах К. Гагемана, Г. Клейста, Г. Крэга, Ш. Маньяна, Ш. Нодье, Пьетро Ферриньи (написанная под псевдонимом Йорик), Ж. Спейта, X. Юрковского. Из отечественных авторов можно назвать Н.Д. Бартрама, Б.П. Голдовского, А.А. Иванову, Г.К. Крыжицко-го, АЛ. Кулиша, А.Ф. Некрылову, В.П. Новацкого, СВ. Образцова, Т. А. Пу-тинцеву, Н.Я. Симонович-Ефимову, ЮЛ. Слонимскую, Н.И. Смирнову, И.Н. Соломоник, И.П. Уварову, О.М. Фрейденберг. Попытку целостного культурологического рассмотрения театральной куклы представляет работа X. Калинской "О культурологическом подходе к исследованию кукольного театра".
В отличие от театральной куклы, кукла-игрушка исследована не так обстоятельно. Ей посвящены преимущественно отдельные статьи. Фольклорная кукла рассматривалась в одном ряду с другими традиционными игрушками для детей. (Работы Н.Д. Бартрама, Г.Л. Дайн). Что касается современной куклы-игрушки, то она почти не исследована. Существуют статьи отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих проблему современных игрушек.1 Почти нет серьезных работ о телевизионных и мультипликационных куклах.2 Возрождающийся в конце XX века вид салонных или интерьерных кукол также нашел отражение пока в нескольких журнальных или газетных статьях.3 Что же касается недавно появившихся художественных или авторских кукол, которые создаются художниками и предназначены для выставок как произведения искусства, то они почти совсем не исследованы4.
Предпринятые исследования различных видов кукол были осуществлены преимущественно на основе историко-культурного изучения феномена куклы. На этом фоне особой значимостью обладают новые подходы к изучению феномена куклы. П. Г. Богатырев применил методику структурно-функционального анализа феномена театральной куклы. Ю.М. Лотман исследовал феномен куклы
1 Барт Р. Игрушки. //Мифологии. - М., 1996.
2 Каранович А. Мои друзья куклы. - М., 1971, Гинзбург С. Рисованный и кукольный фильм. - М., 1957.
3 Гедымин А. Кукольных дел вселенная. // Салон. - 1996. - С.73-77, Уварова И. Их величества куклы.
//Красота. -1996. - сентябрь-октябрь - С.28-30
4 Васильев Е. Взрослые игры. // Культура. - 1997 - №49.
5 на основе семиотики культуры (кукла как текст культуры). Автор сделал вывод, что: "В нашем культурном сознании сложилось как бы два лица куклы: одно манит в уютный мир детства, другое ассоциируется с псевдожизнью, мертвым движением, смертью, притворяющейся жизнью. Первое глядится в мир фольклора, сказки, примитива, второе напоминает о машинной цивилизации, отчуждении, двойничестве".1 На протяжении веков кукла постоянно демонстрирует человеку то одно свое лицо, то другое. Она то стремится к предельному подражанию человеческому облику, то становится предельно условной и обобщенной.
В конце XX века наблюдается необыкновенная популярность куклы, причем в большей степени - ее антропоморфного изображения. Куклы, находящиеся раньше в основном в театре или в доме, теперь активно используются в политических телепередачах, становятся равноправными участниками художественных выставок, используются при оформлении интерьеров. Куклы способны становиться предметом, определяющим материальное благосостояние человека и даже, в некоторой степени его социальный статус. Следует сказать, таким образом, что отношения человека и куклы, всегда бывшие непростыми, сейчас обострились до предела. Это соотношение: кукла - человек, человек -кукла, крайне неустойчиво. Кукла часто претендует на то, чтобы занять место человека, а человек может быть уподоблен зависимой или бездушной кукле.
Куклы пытаются повторить все принципиально значимые стороны человеческой жизни. В спектакле кукла часто является моделью человека, а сам кукловод олицетворяет собой некие надличностные силы и обстоятельства. Для некоторых кукольников театральная игра - это своеобразное исследование отношений человека с судьбой, с космосом.
Таким образом, кукла может стать поводом для глубоких философских размышлений. Кукла-игрушка на свой манер стремится повторить человека.
1 Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры. //Кукарт №5, 1994, с. 53.
6 "Расхожие игрушки это обязательно мир взрослых в миниатюре. ... Обязательно что-то означают, что-то социализированное, образованное из мифов и навыков современной взрослой жизни".1 На протяжении всего XX века кукла-игрушка претерпевала изменения, связанные с политическими переменами. Таким образом, кукла является знаком, фиксирующим накопленные модели окружающей действительности, в ней отражается представление человека о себе самом, о мире, о происходящих в нем процессах.
Тем не менее, образ куклы как феномен культуры не рассматривался еще в работах искусствоведов, культурологов, историков, этнографов, педагогов во всей своей полноте. Искусствоведы нередко оставляют без должного внимания этнографическую куклу, а этнографы, изучающие игрушку, часто далеки от куклы театральной. Ю.М. Лотман посвятил кукле статью, которая является первым опытом рассмотрения всех видов этого феномена. Автор считал, что кукле в системе культуры "...присущи исключительно серьезные и широкие возмож-ности" Поэтому следует попытаться подойти к изучению куклы с более обобщенной позиции, объединив воедино отдельные ее виды и выделив некие общие ее черты, присущие каждому из них.
Целью работы является историко-культурологическое исследование феномена куклы в русской культуре.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
обозначить исходные понятия - "феномен куклы" и "мир куклы";
проследить генезис и функционирование феномена куклы в русской культуре;
проследить инвариантные и вариативные признаки и особенности феномена куклы;
рассмотреть феномен куклы в философско-антропологическом измерении, как своеобразную модель человека;
- систематизировать виды современных кукол по функциональному признаку;
1 Барт Р. Игрушки. // Мифологии. М., 1996. - С. 102.
2 Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Кукарт - 1994 - №5. - С.53
Объектом исследования является феномен куклы в русской культуре. Предмет исследования - генезис, становление и современное бытование куклы как феномена русской культуры.
Решение поставленных задач изначально затруднено тем, что понятие "кукла" охватывает большой круг предметов. Прежде всего, следует разобраться, что может быть названо куклой. Для этой цели следует обратиться к словарям.
"Кукла-куколка - небольшое изображение человеческое или животного, сделанное из дерева, бумаги или воску и служащее для забавы малым детям".1
"Кукла - сделанное из тряпья, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Детская кукла, игрушка. Живая кукла, автомат. Анатомическая или повивальная, фантом, разборное подобие человека для обучения. // У валяльщиков и др. Мастеровых: болван, форма. // Пек. Около 20 фунтов чистого льна в связке. // Кал. Орл. Завертка, закрутка, закрута в хлеб. // Выпускная кукла, механическая, что сама бегает, живая // Щеголеватая, но глупая или бездушная женщина, одетая куклою".2
3) "Кукла. 1 .Детская игрушка в виде фигурки человека. 2.Фигура человека или
животного в театральном представлении, управляемая из-за ширмы
актером. 3.Фигура, воспроизводящая человеческое тело. Кукла в витринах магазинов".3
4) "Куют - игрушка в виде фигуры человека, ребенка".4
"Кукла - игрушка в виде фигуры человека, чаще всего нарядной девочки; фигурка человека или животного в специальных театральных представлениях".5
"Кукла. 1 .Детская игрушка в виде фигурки человека. // Устар. Статуэтка. // Фигура человека или животного из дерева, тряпок и т. п. в спец. театральных представлениях. 2. 0 бездушном и пустом человеке (чаще женщине). 3. Человек,
1 Словарь Академии Российской, ч. 1-6. - СПб., 1789-1794.
2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, том II, М., 1979
3Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М.,1989.
4 Краткий толковый словарь русского языка под ред. В.В.Розановой. - М., 1982.
5 Черных В.Я. Историко-этимологаческий словарь современного русского языка. - М.,1989.
действующий по воле другого".1
"Кукла - разг. сверток, пачка, упаковка с нарезанной бумагой, даваемые мошенником вместо денег".2
"Кукла-робот - робот, похожий на человека".
Можно сделать вывод, что исторически куклой, прежде всего, принято было считать детскую игрушку в виде человека, ребенка. Затем куклой стали называть фигурку для театральных представлений. Однако существуют и другие значения этого слова: кукла, используемая для украшения в витринах магазинов, а также - разборная кукла-фантом для медицинского обучения. И в том, и в другом случае кукла представляет собой фигуру человека. Следует добавить, что в традиционном русском языке слово "кукла" обозначало какой-либо сверток или болванку.
В современном представлении, кукла-игрушка, это, прежде всего, антропоморфное изображение, а театральная кукла может быть еще и зооморфным образом. Однако творчески превратить в куклу можно любую вещь, в этом случае она как бы превозмогает свою предметность и обнаруживает некие новые свойства. Например: в игре дети часто используют вместо куклы различные бытовые предметы. В спектакле театральной куклой также может стать абсолютно любая вещь, более того - рука самого актера. Таким образом, понятие "кукла" можно расширить. "Кукла есть любая вещь, которая вовлечена в круг содержания человеческих, человечных ассоциаций и участвует в сценическом творчест-ве .
Можно сказать, что в современной культуре постоянно расширяется семантическое поле феномена куклы, существуют понятия, которые далеки от исторически сложившегося значения слова "кукла" (например - упаковка в виде
' Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт р. л. - М, 1982.
2 Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения. Рос. Академия наук. Институт лингвис
тических исследований. - СПб., 1998
3 Новое в русской лексике. Словарные материалы - 80 - М., 1984.
4 Колмановский Е.С. Театр кукол, день сегодняшний. Из записок театральных критиков. - М.,1995. - С.17
9 обманки). Гем не менее, они также включены в особое парасемантическое пространство, возникающее вокруг данного феномена в культуре. В этом случае, кукла является на содержательном уровне симулякром,1 представляет абсолютную пустоту.
Таким образом, возникают как бы два полюса: с одной стороны кукла -это подобие человека, оживляемое движением, с другой - кукла является выражением абсолютного обмана, недоверия, пустого содержания. Следует отметить, что в социо-культурном пространстве слово "кукла" присваивается самым разным предметам. Изготовители игрушек называют куклой одно, коллекционеры - другое, дети считают куклой третье. Кукла может обозначать еще и техническое устройство, имеющее антропоморфный облик (кукла-робот).
Несмотря на это, следует определить природу куклы, разные ступени "кукольности". Чаще всего куклой принято называть все-таки антропоморфное изображение. Если ребенок в игре превращает какую-либо вещь в одушевленное существо, то он только тогда называет ее куклой, когда она играет роль человека. Если же она изображает животное или просто "оживает", то не получает названия "кукла". Только в театре любая вещь, играющая какую-либо роль, называется "куклой": человек это, животное или зонтик. Однако следует отметить, что и всем этим вещам присуща некоторая антропоморфность. "... форма, ограничивающая собой предмет, все же сохраняет в себе частицу природы, присущую человеческому телу; то есть всякая вещь в глубине своей антропоморфна".2 Кроме этого, например, зонтики актера Жоли ведут себя на сцене совсем как люди, а руки Сергея Образцова буквально создают образ человека. Но ведь и животные в кукольном театре обнаруживают антропоморфность: они говорят, думают, переживают совсем как люди. Даже техническое
'Симулякр, симулакр - ( франц. - стереотип, псевдовещь, пустая форма) - одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики, занимающее в ней место, принадлежащее в классической и эстетической системах ху-дашествевному образу. Симулакр - образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гаперреалистический объект, за которым не стоит к.-л. реальность. 2 Бодрийяр Ж. Система вещей. М, 1995, с. 23.
устройство театральной куклы часто основывается на принципах работы человеческого организма.
Таким образом, можно сделать вывод, что антропоморфность в разных ее модификациях имманентна кукле. Следует еще отметить, что первых театральных кукол, появившихся на Руси, собственно "театральными" стали называть далеко не сразу. Вплоть до начала XX века их считали "выпускными", "механическими", "итальянскими" и т. д. Фигурки, выступающие в театрах, в России стали называть куклами благодаря их похожести на кукол уже известных - игрушечных.
Следовательно, в целях избежания путаницы необходимо предельно сузить круг предметов, определяемых понятием "кукла" на основе набора некоторых признаков, присущих анализируемому феномену.
Прежде всего, в поле исследования попадает кукла - антропоморфное изображение. Такие куклы во множестве встречаются среди театральных, а также являются основным персонажем среди игрушек. Итак, в диссертационном исследовании речь пойдет о кукле - антропоморфном изображении. Кроме того, театральные куклы, а также многие куклы-игрушки могут приводиться в движение, им можно придавать различные позы, большинство кукол можно одевать, даже плоских, бумажных.
Театральная кукла и кукла-игрушка выполняют одну общую функцию -они используются в игре (актером или ребенком). Для этой же цели предназначены и различные телевизионные куклы, а также фигурки из мультфильмов. Салонные куклы так же, как и их близкие родственники - манекены, созданы в основном для украшения интерьера. Такими куклами можно при желании поиграть, однако главная их функция - украшение, а также пропаганда моды. Сувенирная кукла является своеобразным знаком страны, напоминанием об истории, но и она используется для дополнения интерьера.
Итак, подытожив все вышесказанное, можно отметить, что предметом исследования является кукла - антропоморфное изображение, созданное для игры
или украшения, которому можно придавать различные позы, а также она может носить одежду. Почему в работе осуществляется отбор кукол именно по перечисленным выше признакам? Антропоморфная кукла, в конечном счете, способна выражать отношение человека к самому себе, его представление о собственном облике и образе.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать исходную гипотезу исследования, вытекающую из того, что историко-культурологическое исследование феномена куклы в культуре дает возможность проследить генезис феномена, его развитие, типологизировать феномен куклы и соотнести его с актуальными ориентирами современной российской культуры. Программа исследования предопределила методологию и методику изучения феномена куклы в культуре.
Диссертационное исследование опирается на сравнительно-исторический анализ при рассмотрении фактографических источников историко-культурного бытования куклы. В работе соблюдается принцип единства исторического и логического. Важное значение для исследования имеют работы культурологов, философов, этнографов, искусствоведов, педагогов, посвященные проблемам понимания, общения, описания и столкновения феноменов культуры. Для раскрытия темы привлекается большой искусствоведческий материал.
Объект и предмет исследования обусловили применение историко-сравнителъного метода ретроспективного моделирования, который позволяет выявить структуру предмета исследования и проследить его эволюцию.
Методологической базой исследования явились разработки в области теории и истории культуры, философии, филологии. Таковыми по разным позициям выступают труды С. С. Аверинцева, ММ. Бахтина, К. Г. Исупова, М.С. Кагана, И.Ф. Кефели, Ю.М. Лотмана, Л. М. Мосоловой, В.А. Подороги, В.Я. Проппа, И. Хейзинги.
12 Научная новизна исследования состоит в следующих положениях:
феномен куклы следует рассматривать не по отдельным его видам, а в комплексе, как целостную данность культуры, так как все его виды имеют общие признаки и выполняют общие функции;
феномен куклы в значительной степени характеризует определенный тип культуры, ее особенности и характер;
- образ куклы не остается стабильным, изменяясь в процессе историко-
культурного развития, но феномен куклы сохраняет свою сущностную целост
ность;
в каждом историческом периоде выделяется ценностная и морфологическая доминанта феномена куклы;
современная кукла как бы предельно ориентирована на моделирование тех состояний и характеристик человека, которые свойственны концу XX века.
Основное содержание работы. Диссертационное исследование состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе используется диахронический принцип изучения материала. Образ куклы рассматривается в историческом контексте. Выявляется природа куклы, и рассматриваются ее функции. В первом параграфе прослеживается путь изменения куклы от ее зарождения до современности. Во втором параграфе исследуется игровое начало куклы, ее бытие в игре. Третий параграф раскрывает способность куклы быть моделью человеческого тела, отражать облик человека. Вторая глава посвящена роли куклы в современной культуре. В первом параграфе рассматривается образ куклы в социо-культурном пространстве. Второй параграф раскрывает взаимодействие современного ребенка и куклы, значение куклы для формирования взрослого человека. В третьем параграфе осуществляется попытка типологизировать имеющиеся виды современной куклы. В Заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы, намечается перспектива дальнейшей разработки проблемы.
Образ куклы в историческом контексте
Для понимания значения куклы в современной жизни, раскрытия ее особенностей, способов влияния на человека, следует обратиться к историческому материалу и проследить путь куклы от мифологии к культуре. Для того чтобы прояснить феномен куклы в русской культуре, необходимо, прежде всего, обратиться к истории различных стран, так как она дает необходимые факты, выявляющие генезис куклы. Можно предпринять краткий очерк бытования кукол, взятых из разных культурных контекстов, но отличающихся универсальностью.
Вплоть до XVII века упоминания о куклах, существующих на территории России, связаны преимущественно с традиционной детской игрушкой и обрядовой куклой. Сведения о театральной кукле появились только в XVII веке. Следует отметить, что большинство исследователей истории театра кукол склоняются к тому, что она была завезена в Россию из Европы.1 Конечно, попав в другую страну, зарубежная кукла постепенно изменялась, приживаясь в иной культуре, в ее облике появлялось много новых черт, происходил своеобразный диалог русской и западной культур. Поэтому, для того, чтобы понять суть русской куклы, следует обратиться к истории европейской куклы, чтобы затем перейти к кукле отечественной.
Прежде всего, следует рассмотреть материал по исследованию театральной куклы, так как он, во-первых, очень разнообразен, во-вторых, позволяет попутно затрагивать другие виды кукол.
В работах по истории театра кукол исследователи упоминают обычно о двух версиях его возникновения. В XIX веке попытку разгадать специфику театральной куклы сделал французский писатель Ш. Нодье. Он предположил, что
кукольный театр произошел из детской игры. Ш. Нодье попытался представить, как происходило зарождение кукольного театра. "Однажды в старые, давно забытые времена, маленькая сестра Каина и Авеля взяла как-то ветвь, обернула ее листьями и стала качать на руках. Как мать Ева усыпляла, успокаивала и кормила ее, так она теперь усыпляла, успокаивала и кормила это воображенное существо".1
Гипотеза Ш. Нодье была поддержана многими учеными, литераторами, педагогами. Они трактовали интерес человека к театру кукол как неизжитый комплекс детства.
В середине прошлого века вышла книга другого французского исследователя Шарля Манъяна "Театр кукол от истоков до наших дней". Автор выступил оппонентом Ш. Нодье и подверг резкой критике его теорию. Ш. Маньян, будучи ученым-археологом, сам участвовал в раскопках, посещал музеи игрушек и театральных кукол Европы, изучал литературу по театру кукол. Исследователь пришел к выводу, что искусство, ставшее впоследствии кукольным театром, возникло из первоначальных попыток человека сделать подвижным изображение бога. "Человек взял в руки изображение бога и привел его в движение, потом он сделал подвижными голову и руки, расчленил тело "бога", потом увеличил фигуру, потом невероятно гиперболизировал ее, сотворив огромные автоматы, которые поднимались с места, открывали рты, рычали и выпускали изо рта огонь, дым, пар..."2
В конце XIX - начале XX века появилось немало исследований английских, американских, немецких, чешских авторов, посвященных роли театра кукол в культуре. Однако никто не предложил точек зрения, отличных от концепций Ш. Нодье и Ш. Манъяна. Так или иначе, они склонялись к одному из этих мнений.
Академик А. Белецкий, во многом поддерживая теорию Ш. Маньяна, предложил свою концепцию происхождения театра кукол. Исследователь склонялся к тому, что искусство играющих кукол происходит, прежде всего, из обряда. "Магическое начало, лежащее в основании первобытной религии, вызвало к жизни первобытное искусство: оно же создало необходимость существования и развития примитивных форм первобытного искусства".1
Позднее версия А. Белецкого была поддержана А. Авдеевым, который в работе " Происхождение театра " рассуждает о том, как происходило в первобытном обществе преображение человека в другое существо, его маскировка. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные изображения эпохи верхнего палеолита - странные существа получеловеческого полуживотного характера. Автор приводит различные мнения исследователей по поводу целей подобной маскировки. Это охота или совершение магического танца, обряда. А.Авдеев прослеживает процесс преобразования обряда и ритуала в театральное зрелище. Этой же теме посвящены статьи Х.Юрковского, который утверждает, что первых кукол можно найти в обрядах, выражающих основы мировоззрения первобытных обществ. Другие исследователи генезиса куклы (В. Но-вацкий, И. Уварова) видят в человеке, надевшем на себя шкуру тотема, большую куклу, управляемую изнутри. Следует отметить, что в тесном родстве с куклой находится и маска. "Кукла и маска имеют не только общие функции, но и общие истоки".
Кукла и игра
Рассматривая такой феномен, как кукла, конечно же, нельзя забывать об игре. Й.Хейзинга писал о том, что игра старше культуры, что сама культура развертывается в игре и как игра. Игра же - свободная деятельность людей, которая совершается внутри намеренного пространства и времени, протекает упо-рядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной и подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой. Культуролог отмечает, что игра может быть борьбой за что-нибудь или же представлением чего-нибудь.1
Именно представлением является игра театральной куклы. Исследователи театра кукол отмечают близость слов "кукла" и "культ". Культ внутренне связан с игрой. Священное представление разыгрывается как спектакль "внутри реально обособленного игрового пространства", которое актуализирует "некое благо, некий высший порядок вещей". С завершением обряда его действие не прекращается, "а излучает свое сияние на обычный мир вовне, учиняет благоденствие группы, справляющей этот праздник".
Роль куклы в ритуалах различных народов трудно переоценить. "Сакральная история куклы потребовала бы написания отдельной книги".3 На основе изучения опыта европейских театров молено сделать вывод, что процесс преобразования обряда и ритуала в театральное зрелище был односторонним - от обряда к театральному представлению. Однако в Африке и азиатских странах можно наблюдать другое, необычное явление. "Зарождаясь из обряда, театр не порвал пуповины, соединяющей его с сакральной сутью, сохранил первоначальные связи, а в некоторых случаях стал инструментом парарелигиозных действий". Первым аниматором X. Юрковский называет шамана, оживляюще
го кукол на глазах у зрителей. Историк говорит о том, как постепенно, незаметно для самого себя шаман превратился из родового жреца в родового комедианта, как один раз почувствовав себя кукольником, он не мог устоять перед обаянием кукол. Трудно сказать, так ли это было, как трудно определить, насколько в настоящее время шаманы верят в то, что разыгрывают перед зрителями.
Й. Хейзинга отмечает связь детской игры и священных представлений, в которых, несомненно, больше духовного элемента. Однако игра ребенка вызывает постоянный интерес специалистов в области театра кукол. Сама способность оживить неодушевленный предмет, подарить ему жизнь, поверить в это безоговорочно присуща только ребенку.
Как отмечалось выше, французский писатель III. Нодье предполагал, что сам театр произошел из игры детей. Действительно, детство нельзя представить без куклы. Профессор Белецкий писал в своей книге "Старинный театр в России": "Детская или народная игра ... в иных случаях ближе подведет нас к решению вопроса о том, что же такое театр и каким он должен быть, чем произведение великого драматурга".2 Известный педагог Фридрих Фребель считал игру высокой ступенью детского развития, имеющей значение для всей последующей жизни. "Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека, и на этой ступени в то же время она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной жизни, как в человеке, так и во всех вещах: поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее".
Кукла в социокультурном пространстве
Для понимания статуса куклы в русской культуре чрезвычайно важно определить срез, обнаруживающий всю сложную систему взаимодействия человека и куклы в современном мире. Нужно иметь в виду ту особенность куклы, которая связана с ее культурными функциями, что будет выражено в ее способности находить отражение в самых различных областях культуры. Как справедливо отмечает Ю.М. Лотман, каждый существенный культурный объект может выступать в метафорической функции, то есть становиться моделью различных социальных фактов, на которые переносятся его признаки. "Чем существеннее в системе данной культуры прямая роль данного понятия, тем активнее его метафорическое значение, которое может вести себя исключительно агрессивно, порой становясь образом всего сущего. Кукла принадлежит к таким коренным понятиям".1 Действительно, в повседневной речи, в художественной литературе и публицистике часто встречаются выражения: "бездушная кукла", "куколка досужая", "глупа как кукла", "чертова кукла" и многие, подобные этим, сравнивающие с куклой человека или даже некоторые социальные явления.
Следует отметить, что в определенные исторические периоды влияние куклы на культуру усиливается. Например, в начале XX века популярность куклы необыкновенно возросла. Кукольный театр привлекал многих драматургов, кукол изучали, о них писали научные статьи и художественные произведения, наконец - ими просто восхищались. "Вначале нашего бурного века куклы двинулись на цивилизацию людей несметными рядами... Актеры на сцене играли кукол, прекрасных женщин называли куклами, о куклах писали стихи и новел лы, а драматурги помечали свои пьесы: "Для театра марионеток"".1 После революции 1917 года значение куклы в русской культуре не только не уменьшилось, но даже возросло. Появились куклы огромных размеров, используемые на демонстрациях и шествиях, открылся музей игрушки, где куклы занимали не последнее место.2 Именно в этот период кукольный театр стал государственным учреждением. Куклы использовались так же для политической агитации и сатиры.
Таким образом, в начале XX века кукла занимала прочное место в русской культуре. Кукольный образ находил отражение в самых различных видах искусства, кукла служила даже политическим целям.
С течением времени постепенно образ куклы уходил на задний план, она присутствовала в домах в виде детской игрушки и в театре, однако не была уже столь заметным явлением в культуре. Куклам отдавали предпочтение в основном дети и специалисты в области кукольного театра.
В 90-е годы XX века можно было наблюдать тенденцию, подобную процессу, происходившему в начале XX века. Сейчас куклы, пожалуй, даже популярнее, чем в начале века.
Прежде всего, следует сказать о повсеместном распространении театра кукол, его взаимодействии с музыкальным и драматическим театрами, а также с кино, телевидением, изобразительным искусством. "Современный театр кукол отличается чрезвычайным многообразием: он расширяет свои видовые границы за счет освоения смежных территорий и включает в себя такие виды театрального искусства, как театр масок, предметов, манекенов и т. д."3 В последнее время (начиная с 80-х годов) наблюдается отход от больших государственных трупп и появление камерных, семейных театров. Многие кукольники обращаются к традиции, в надежде понять ее тайны и законы, которые в свою очередь помогут разгадать скрытые течения современной жизни.
Однако самое большое внимание привлекает возрождаемый в последние годы и очень модный сейчас вид салонной куклы. Появилось множество изысканно обставленных интерьеров, просто требующих присутствия изящной куклы, как своеобразного центра композиции. За право обладания такой куклой на аукционах идут настоящие бои. Кроме того, постоянно открываются самые различные выставки, демонстрирующие кукол, созданных отечественными и зарубежными художниками. В Москве недавно был создан музей уникальных и антикварных кукол, основанный на частных коллекциях.1 Куклы, представленные в экспозиции, рассматриваются как национальное достояние, как знак истории, как художественная ценность. В дальнейшем предполагается создание нового, большого музея, где будет представлена вся история кукол в России.
Куклы-игрушки также пользуются сейчас огромной популярностью. Они очень разнообразны, причем следует отметить, что среди них преобладают все-таки западные образцы, главным образом - американские "Барби".
Сувенирные куклы также играют заметную роль в культуре. Как правило, это фигурки в традиционных костюмах, призванные представлять национальный образ (в основном для иностранцев). Куклы стали излюбленными телеперсонажами, они с успехом используются в рекламе. Политики, киноактеры, звезды эстрады, становясь известными, тотчас же обретают свою уменьшенную копию в виде куклы, иметь свой кукольный образ стало очень престижным.