Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационное пространство как феномен культуры Серегин Александр Васильевич

Информационное пространство как феномен культуры
<
Информационное пространство как феномен культуры Информационное пространство как феномен культуры Информационное пространство как феномен культуры Информационное пространство как феномен культуры Информационное пространство как феномен культуры Информационное пространство как феномен культуры Информационное пространство как феномен культуры Информационное пространство как феномен культуры Информационное пространство как феномен культуры Информационное пространство как феномен культуры Информационное пространство как феномен культуры Информационное пространство как феномен культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Серегин Александр Васильевич. Информационное пространство как феномен культуры : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Москва, 2000.- 135 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-24/9-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурная многомерность и "многомирность" информационного

пространства

Раздел 1. Общие подходы к проблеме

Раздел 2. Информационное пространство как среда обитания культуры

Раздел 3. Основные характеристики и границы информационного пространства

Раздел 4. Информационное пространство-время: культурологический, социологический и

гносеологический аспекты проблемы

Глава 2. Единое информационное пространство России

Раздел 1. Национальные особенности глобального информационного пространства и культурный потенциал современной России

Раздел 2. Единое языковое и образовательное пространство эпохи информатизации: путь к соотечественникам

Раздел 3. Информационная и правовая культура - основа развития единого

информационного пространства Российской Федерации

Раздел 4. История становления информационного пространства современной России с

Раздел 5. Информационная культурная политика России в контексте стратегического

планирования

Заключение

Введение к работе

Интенсивное развитие информационного пространства - отражение глобальной тенденции перехода от традиционных моделей социального устройства к информационному обществу. Эта тенденция повсеместно становится одним из основных факторов кардинальных изменений во многих областях производства и в сфере массового сознания, во внутренней политике и формировании основных институтов гражданского общества, в развитии международных отношений и формировании долгосрочных стратегий -межгосударственных (региональных), национальных и субнациональных. Особый интерес представляют различные модификации в проявлении данной тенденции, соответствующие характеру господствующего технологического уклада, уровню политической культуры и национальной специфике.

Общая направленность и характер развития информационного пространства - остроактуальная тема научного познания и предмет повышенного интереса для массового сознания. В массовом восприятии субъективная реальность, создаваемая масс-медиа, представляется зачастую (и не без основания) не менее значимой, чем объективная реальность. Все большую роль в жизни общества играет и так называемая виртуальная реальность - продукт новейших информационных технологий, стирающих грань (точнее, снижающих нашу способность к различению границ) между субъективной реальностью и объективным миром.

Новые характеристики информационного пространства, связанные со сменой технологий и развертыванием глобальных ин-

формационных систем, не только качественно меняют его сущность, но и заставляют многих исследователей говорить о вступлении человечества в эпоху "информационной революции". Ее последствия проявляются, в частности, в том, что уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на образ жизни основных социальных групп и степень устойчивости национальных укладов жизни, характер социализации человека в современном мире и легитимацию его поведения, взаимодействие и сохранность национальных культур, социальную динамику в целом и выбор экономических моделей развития, а также на состояние обороноспособности государства и политическую стабильность общества.

Диссертационное исследование представляет собой один из первых опытов системного научного осмысления информационного пространства как особого культурного феномена. Этот подход позволяет выявить основные тенденции становления государственной информационной политики в широком философском и социокультурном контексте с позиций методологии управления и стратегического планирования. Такое сочетание исследовательских функций с явной культурологической доминантой предопределяет теоретическую и практическую (в том числе - политическую) актуальность работы, выводы которой могут использоваться и уже используются в процессе социокультурного прогнозирования.

Актуальность и социальная значимость проведенного культурологического исследования различных аспектов и "срезов" многомерного информационного пространства обусловлены потребностью в сохранении и раскрытии культурного потенциала страны с учетом специфики электронных и печатных СМИ, а также той роли в жизни современного общества, которую играют информа-

ционные технологии и информационная отрасль в целом. Актуальной представляется и методологическая установка работы на минимизацию социальных рисков, вызванных качественными изменениями во всех областях человеческой жизнедеятельности и профессиональной культуры в результате воздействия "агрессивной информационной среды".

Анализируя степень научной разработанности проблемы, следует признать, что традиционные исследования в области информационного пространства даже при самом широком понимании данной темы ограничиваются, как правило, сопоставительным анализом на стыке теории информации, социологии СМИ и политологии. Нам не известны работы, в которых информационное пространство специально рассматривалось бы как феномен культуры, хотя постановка этой проблемы в собственно культурологическом аспекте в целом согласуется с уже сложившимися представлениями о единстве культурного, информационного и образовательного пространства.

В диссертации использованы результаты исследований, проведенных в ходе разработки крупных международных и национальных проектов в области информационной политики и программ, направленных на формирование единого информационного пространства (глобального, регионального и национального). Из наиболее значительных коллективных разработок такого класса, отметим исследования, связанные с подготовкой следующих документов:

"Концепция правовой информатизации России" (утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 477);

Указ Президента Российской Федерации "Вопросы формирова-

ния единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств" от 27 декабря 1993 г. № 2293;

Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31 декабря 1993 г. № 2334; Указ Президента Российской Федерации "06 основах государственной политики в сфере информатизации" от 20 января 1994 г. №170;

Указ Президента Российской Федерации "Вопросы деятельности Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации" от 17 февраля 1994 г. № 328; Указ Президента Российской Федерации "0 совершенствовании деятельности в области информатизации органов государсгвенной власти Российской Федерации" от 21 февраля 1994 г. № 361;

Закон Российской Федерации "0 государственной тайне";

Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации";

Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. (Одобрена решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г. № Пр-1694):

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (разработана Советом безопасности в 1999г.

Особое внимание в диссертационном исследовании уделялось новейшим разработкам в сфере информатизации образования (К.К.Колин, В.Г.Киселев) и формирования системы открытого образования в России (серия исследовательских проектов МЭСИ, осуществляемых в рамках концепции глобального виртуального университета) и концепции непрерывного гуманитарного образования (проект ГАС К). В процессе работы использовались общетео-

ретические культурологические исседования С.С.Аверинцева,
А.И.Арнольдова, С.Н.Артановского, В.С.Библера, Л.П.Буевой,
П.П.Гайденко, М.Н.Громова, А.В.Гулыги, А.Я.Гуревича,
Ю.Н.Давыдова, С.Н.Иконниковой, И.К.Кучмаевой,

В.М.Межуева, Э.А.Орловой, В.Н.Расторгуева, В.Г.Федотовой.

Особое внимание уделялось исследованиям, посвященным перспективам развития постиндустриального общества и доминирующей глобальной тенденции становления так называемого информационного общества. Говоря о степени научной разработанности этой темы, можно выделить две основные концептуальные схемы, в рамках которых происходило осмысление тенденций становления постиндустриального общества в контексте "информационной революции". Условно (по доминирующей мировоззренческой установке) можно выделить:

"пессимистическую" (или, точнее, "защитную") концептуальную схему, связанную с критикой "индустрии культуры" и, прежде всего, тотального насаждения массовой культуры и характерных для нее субкультур методами "информационной унификации" (наибольшее влияние на становление такой позиции оказали представители Франкфуртской школы, в частности. Т.Адорно и М.Хоркхаймер);

"оптимистическую" (конструктивную) концептуальную схему, связанную с попыткой осмыслить переход от постиндустриального общества к информационному обществу и нашедшую отражение, в частности, в позиции представителей школы футу-рологического неоконсерватизма (Ж.Ж.Серван-Шрейбер, Е.Масуд, Дж.Нейсбит), а также в многочисленных работах, которые можно отнести к философскому постмодернизму с его "умеренно оптимистической" ориентацией и общей экологи-

ческой установкой, ответственным отношением к пространству "малой родины" и "возвратом к геоцентризму: представлению о том, что Земля - уникальный феномен во вселенной, единственное прибежище человека"1. Среди отечественных исследований, заложивших наиболее продуктивные подходы к анализу перспектив становления информационного общества и не противопоставляющих политологический и культурологический аспекты проблемы, следует отметить труды Х.Г.Шахназарова, Г.И.Иконниковой, А.С.Панарина и др.

Различия между указанными схемами не должны абсолютизироваться. Напротив, в определенном смысле они дополняют друг друга - как в историко-научном, так и в концептуальном плане. Если "пессимистическая" схема легла в основу множества исследований, направленных на минимизацию рисков, вызванных информационной экспансией и угрозами по отношению к национальным культурам, то "оптимистическая" схема, по сути, почти совпадает (во всяком случае, в интенции) с методологией стратегического планирования и социального конструирования, к которой тяготеет (осознанно или неосознанно) любая разработка в области государственной информационной политики. Вместе с тем поиск конструктивных решений не противоречит установке на минимизацию рисков.

Основная цель диссертационного исследования - системный анализ информационного пространства как культурного феномена, способного в рамках грамотной культурной и информационной политики обеспечить раскрытие национального потенциала России (экономического и ресурсного, научно-технического, этнокультурного, интеллектуального и духовного).

1 Панарин А.С. Философия натурализма: в поисках утраченного пространства // Региональные проблемы в культуре. М., ГАСК, 1994. С.35.

Для достижения этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

описание функциональных целей и механизмов взаимодействия глобальной информационной среды и национального информационного пространства (рассмотренного одновременно и как фрагмент, а точнее, модус социального пространства и как часть среды обитания человека и социума) с учетом геополитического фактора и особенностей становления национального самосознания в полиэтнической России, а также на основе общей установки на раскрытие ее системного потенциала;

исследование специфики и структуры (анализ основных сегментов) единого информационного пространства России, а также этапов его становления во взаимосвязи культурологического, политологического, гносеологического и аксиологического аспектов проблемы;

создание концептуального (культурологического) каркаса теории единого информационного и культурного пространства России, которая могла бы дополнить сложившиеся представления о проблеме формирования государственной информационной политики.

Принципиальная возможность интерпретации пространственно-временных отношений как культурного феномена открывается благодаря методологической установке, характерной, в частности, для отдельных направлений философской герменевтики и экзистенциализма. Наиболее отчетливо отмеченная интенция проявляется во взглядах М.Хайдеггера, который, впрочем, сам отмечает связь данной установки ("экспликация пространственности внутримирно подручного и пространственности бытия-в-мире"2) с кантовской трактовкой пространства и времени как априорных ка-

2 М.Хайдеггер. Бытие и время. М., 1997, с. 110.

тегорий.

Методологическая продуктивность подобных позиций становится все более очевидной по мере того, как на смену социоцен-тричной картине мира приходит, как подметил А.С.Панарин, методология культурологического трансцендентализма, что и делает возможным новое "открытие континуума пространство-время, давно уже описанного в естествознании"3. Столь значительные изменения в понимании природы пространства и времени обнаруживают свой эвристический потенциал в связи с исследованием качественно новых социокультурных процессов, вызванных формированием информационного пространства.

Выбор методологических ориентиров исследования и преимущественное использование концептуальных схем, предполагающих междисциплинарный синтез, продиктованы спецификой самого объекта - информационного пространства, его многомерностью и "многомирностью" (данный неологизм помогает зафиксировать наличие множественности "возможных субъективных миров", которые открываются сознанию в границах информационного пространства). Постановка проблемы информационного пространства как культурного феномена предполагает использование методологического инструментария на стыке теории информации и культурологии, характерный для пилотных исследований А.Моля и работ его последователей. В качестве основной цели своих исследований А.Моль называет "попытку объединить основные идеи науки о связи или, более точно, теории информации, с нашим ... восприятием, причем главным образом в области, которая до сих пор оставалась в стороне от подобных исследований, - в эстетике и психологии восприятия"4.

3 Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 1999, с.26.

4 Моль А. "Теория информации и эстетическое восприятие". М., 1966, с.29.

Значительно обогащает наши представления об информационном пространстве историко-философский экскурс, в частности, в область классической эпистемологии, а также различные версии теории интерпретации информации (например, теории интерпретации текста в герметевтике), приемлемые для описания структуры и функций информационного пространства. Это нетрадиционное расширение "методологического диапазона" объясняется явной недостаточностью прагматично-технократического подхода к изучению информационного пространства на современном этапе его эволюции, когда становится очевидными (проявляются по мере созревания) наиболее существенные закономерности его функционирования.

К методологическим ориентирам данного диссертационного исследования относятся и различные вариации теории социального конструирования, например, концепция К.Поппера, противопоставлявшего методологию социального конструирования марксистскому подходу, а также "социально-психологическая" версия концепции, основанная на признании интернализации реальности как основного механизма выделения первичной и вторичной социализации5.

Методологическим обоснованием для разграничения объекта и предмета исследования в диссертации служит известная парадигма, берущая начало от Гегеля, согласно которой под объектом сознания подразумевается реальный объект, а под предметом сознания содержание сознания, схватывающее те сущностные характеристики объекта, которые доступны избранным методам исследования, которые, в свою очередь, обусловлены характером самого

5 Берг П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

объекта. По этой причине специально указывается на объектно-субъектный характер предмета исследования.

В качестве объекта (объектной области) исследования рассматривается информационное пространство как особая часть среды обитания, представляющая собой обособленный ареал коммуникаций (устойчивую пространственно-временную среду), осу-ществляемых благодаря использованию соответствующей информационной инфраструктуры. Функциональная предназначенность информационной инфраструктуры, в свою очередь, не может быть описана изолированно от процессов становления информационного пространства. Таким образом, она также становится объектом исследования как звено современной материальной культуры.

Предметом (предметной областью или содержанием) исследования являются специфические характеристики и тенденции в становлении информационного пространства России, обеспечивающие его интеграцию в глобальное информационное пространство при условии защиты национальных интересов и гражданских прав, а также наиболее полного раскрытия культурного потенциала страны. В функциональном отношении предметом исследования становится информационное пространство, рассмотренное как относительно устойчивая сфера и сложившаяся система технологически опосредованного информационного взаимодействия между от-дельными людьми, группами или организациями.

Новизна работы обусловлена тем, что в ее рамках формируется и уже частично заложен понятийный аппарат (категориальный каркас) оригинальной культуролого-методологической концепции, которая позволяет преодолеть ограниченность традиционно сложившихся узкоотраслевых подходов (например, информационно-технологического или правового) к проблеме становления единого

информационного пространства страны. В перспективе эта культурологическая концепция может быть использована (в чем, собственно, и заключается ее методологическая составляющая) для определения системы принципов и ценностных ориентиров государственной культурной и информационной политики, а точнее, той единой культурной информационной политики, которая призвана сохранить и раскрыть культурный потенциал народов России.

Научная новизна представленной работы обусловлена также соединением ее культурологической и экологической направленности. Благодаря этому информационное пространство рассматривается как специфическая, но неотъемлемая составная часть среды обитания - "информационная среда", от состояния которой во многом зависят сегодня качество и уровень жизни миллионов людей. Причем данная зависимость интерпретируется не только как один из основных факторов качества жизни, но и как стратегический фактор выживания человеческого сообщества.

Научно-практическая значимость проведенного в рамках диссертационной работы культурологического анализа информационной среды определяется общей установкой исследования на системное развитие единого информационного пространства России. Результаты исследования предполагается использовать в работе над Концепцией государственной информационной политики, в частности, на этапе подготовки проекта Национального доклада о состоянии и перспективах развития единого информационного пространства России. Намеченная работа рассматривается как одно из направлений в области стратегического прогнозирования и планирования.

Отдельные разработки, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для подготовки специального учебного курса

по проблемам информационной политики для студентов, специализирующихся в области культурологии и журналистики. В диссертации содержатся конкретные рекомендации по законотворческой деятельности на федеральном и региональном уровне, а также положения, которые можно использовать в информационно-просветительской деятельности в интересах развития информационной культуры российского общества.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, девяти разделов, заключения и библиографии.

class1 Культурная многомерность и "многомирность" информационного

пространства class1

Информационное пространство как среда обитания культуры

Основные методологические установки диссертационной работы связаны с ее общей ориентацией на практическое использование полученных результатов в процессе подготовки пакета предложений по Концепции государственной информационной политики, основу которой должно составлять четкое видение долгосрочной стратегии развития единого информационного пространства России.

В контексте культурологического исследования процесса развития глобального и национального информационного пространства под Концепцией государственной информационной политики понимается сразу несколько уровней концептуального осмысления этой особой сферы политической деятельности и, соответственно, процесса ее становления. (Осмысление и становление -две стороны одного и того же явления, если под этим явлением подразумевается столь наукоемкая область политической деятельности, какой и является государственная информационная политика.)

Предвосхищая разработки, включенные в последний раздел второй главы (раздел 5 (iИнформационная культурная политика России в контексте стратегического планирования"), мы считаем целесообразным уже на ранних стадиях исследования, в момент концептуальной постановки основной проблемы и определения общего подхода к названной теме, выделить три таких уровня:

Во-первых, под концепцией в данном случае (контекст куль турологического исследования) может пониматься не только имеющая высокую степень завершенности теоретическая конструкция и основанная на ней общая политическая установка, претендующая на статус вполне определенной и официальной позиции государства, и не только "зародыш" такой теоретической конструкции - ее рабочий замысел (который, к слову, также нуждается в том, чтобы иметь некоторый признаки легитимности6), но и определенная система устоявшихся представлений, сложившихся в общественном сознании (сложившихся, кстати, в немалой степени под воздействием электронных СМИ в период интенсивного развития информационных технологий).

Выделить этот уровень концептуального синтеза позволяет культурологический подход к определению самого понятия "концепция" как универсальной формы понятийного мышления. Мы исходим из того, что наиболее общим свойством явлений, которые интуитивно подводятся под наше представление о концептуальном синтезе (и, соответственно, о концепции как универсальной форме понятийного мышления) является "системность идей, представлений, образов, отражающих объект (существующий или существовавший, предполагаемый или желаемый) как некоторую целостность"7. Другими словами, системность знаний об объекте является продуктом понятийного мышления, на уровне которого открывается возможность проникновения в сущность объекта. Выделяя этот эпистемологический срез проблемы концептуального синтеза, В.Н.Расторгуев связывает его с более широким культурологическим видением проблемы, говоря о том, что именно эти свойства неоправданно приписываются исключительно научному познанию. В результате, во-первых, отождествляются понятия "концепция" и "научная концепция", а во-вторых, существенно сужается наше видение культуры как целостности8.

В последнем случае вне культурного пространства оказывается или наука, вырванная из контекста общего цивилизационного развития, или все то, что не может быть отнесено к науке - будь то обыденное сознание или даже такие специализированные области культуры, как искусство, или политическая деятельность и, соответственно, профессиональная и массовая политическая культура.

Национальные особенности глобального информационного пространства и культурный потенциал современной России

В исследованиях, посвященных формированию информационной политики и, в частности, методам направленного воздействия на становление информационного пространства, все чаще выделяются две тенденции, которые, по нашему мнению, должны рассматриваться во взаимосвязи.

Первая тенденция отражает настороженность большинства стран мира в связи с реальной угрозой "информационного размывания" самих основ любой национальной культуры и, следовательно, разрушения механизмов этнокультурной самоидентификации.

Признаками этой опасности можно считать не только явную коммерциализацию культуры, но и не менее очевидную тенденцию к установлению "культурного господства со стороны крупных держав, а также к поляризации населения из-за неравенства доступа к информации и культуре56";

Вторая тенденция (о которой мы уже упоминали в предшествующих разделах диссертации) - постоянное возрастание роли социокультурных и политических факторов, прямо или косвенно влияющих на становление информационного пространства, которое в этом контексте рассматривается в качестве "подпространства социального пространства и не может быть понято без учета характеристик последнего57.

Из этого следует, что причины превращения информационного пространства в "агрессивную среду" по отношению к национальным культурам или, напротив, в благодатную почву для их развития следует искать не столько в специфике информационных технологий и деятельности СМИ, сколько в реальных социальных противоречиях современного мира.

При исследовании национальной специфики становления информационного пространства современной России особое внимание уделено фактору, который, как правило, никогда не учитывался при разработке информационной политики в нашей стране, хотя представляется одним из наиболее существенных.

Этот фактор - особая роль Русской Православной Церкви и других основных кулътурообразующих конфессий России в формировании национального информационного пространства на их канонических территориях как в Российской Федерации, так и на всем "постсоветском пространстве". Отношения между государством, обществом и церковью оказывает существенное влияние не только на состояние информационной среды, но и на формирование информационной, политической и общей культуры российского общества.

При этом важно учесть и позицию церкви, которая достаточно четко изложена в ряде документов (например, решениях Архиерейских соборов последних лет и постановлениях Священного Синода Русской Православной Церкви, выступлениях Патриарха и лидеров других конфессий, включая сюда ряд совместных заявлений и обращений).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй неоднократно подчеркивал, что церковному и светскому миру необходимо сообща обсуждать современное развитие политических, экономических и культурных процессов в мире и в отдельных странах.

Как отмечается в принятых Русской Православной Церковью "Концептуальных основах церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия в связи с празднованием 2000-летия Рождества Христова", глобализация мирового хозяйства и развитие межгосударственных институций, все более становящихся реальными центрами власти, "сопровождается ростом межэтнической, политической и межкультурной напряженности, возникновением ряда кровопролитных противостояний, которые создают угрозу для мирного будущего народов".

Единое языковое и образовательное пространство эпохи информатизации: путь к соотечественникам

В центре внимания - информационное законодательство, которое должно регулировать весь комплекс общественных отношений, связанных с производством, распространением и использованием информации.

Состояние информационной и правовой культуры становится сегодня показателем политической культуры и зрелости институтов гражданского общества, а также одним из гарантов сохранения государственной целостности России, поскольку нормы права информационного законодательства присутствуют в большинстве законодательных актов Российской Федерации.

Среди направлений законотворческой деятельности в области информационного законодательства центральное место занимает обеспечение информационной безопасности, в качестве объектов которой следует рассматривать не только государство, общество и отдельного гражданина, как это принято сегодня, но и уклад жизни - национальный, семейный, духовный, поскольку именно жизненный уклад народа - подлинная основа социальной стабильности. Информационное пространство приобретает черты агрессивная информационной среды, когда оно разрушает твердыни духа -уклад и национальные традиции. Это происходит даже в том случае, если декларируется готовность защищать права отдельных групп и личностей.

Одна из задач исследования - анализ деятельности федеральной власти в обеспечении функционирования средств массовой информации и всей инфраструктуры отрасли. Работа массовых средств информации - это государственное дело независимо от форм собственности экономически обособленных субъектов. В демократических условиях России исключен диктат со стороны государственных органов по отношению к СМИ. Весь период развития российских масс-медиа с 1991 года - этому убедительное подтверждение.

В демократическом обществе государственная информационная политика представляет собой не поток указаний и одергиваний сверху, как это было в условиях тоталитарного общества, а взаимодействие равно ответственных субъектов этой политики в строго очерченных действующим законодательством рамках. Государственная информационная политика - это институт общественного договора, где государство берет на себя обязательство обеспечить нормативные для деятельности СМИ условия, а СМИ - выполнять свои профессиональные обязанности в рамках действующего законодательства.

Теперь хотелось бы подробнее остановиться на пути, пройденном в этом направлении государством.

Часть 5 статьи 29 Конституции РФ впервые в российской истории конституционно закрепила понятие "свобода массовой информации" и дала этой свободе высшую, конституционную гарантию. Этой же статьей обеспечиваются государственные гарантии средствам массовой информации.

Статья 1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" гласит, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям.

Цензура средств массовой информации, наложение запрета на распространение сообщений материалов и печати, радио и телевидения не допускаются.

Похожие диссертации на Информационное пространство как феномен культуры