Введение к работе
Актуальность темы. Успешность осуществляемых в современной России реформ в значительной степени зависит от скорости процесса модернизации отечественной социокультурной системы, одним из составных элементов которой является и социально-правовая культура русского и других народов российской государственности. Реальная демократизация общественной жизни, построение эффективной рыночной экономики предполагают существенную коррекцию национальной правовой традиции и правового менталитета, требуют ощутимого повышения правовой грамотности населения и формирования более реалистического общественного социально-правового идеала (а в конечном счете, создания у широких социальных слоев российского социума положительного «правочувствия» /термин А.И.Ильина/).
Эта, сама по себе непростая задача, максимально усложняется в условиях полиэтнокультурного и многоконфессионального региона, каковым является Юг России. В постсоветский период именно он оказался наиболее проблемным регионом Российской Федерации. Помимо ряда серьезных межэтнических конфликтов, регион характеризовался максимальными масштабами «деиндустриализации» отдельных административных образований, высочайшим уровнем безработицы (и соответственно формированием обширных зон затяжного социально-экономического кризиса и депрессии), самым значительным уровнем развития теневой экономики. Характерно, что большинство этих проблем в той или иной степени было связано с уровнем развития и специфическими особенностями общественной правовой культуры населения различных административных и социально-территориальных общностей Юга России.
Этнокультурный подъем северокавказских народов сопровождался реставрацией на местах традиционных социально-правовых механизмов и институтов, заполнявших вакуум, возникший в процессе распада и демонтажа советской правовой системы. Сложившийся на национальном Северном Кавказе в 90-е годы ХХ в. симбиоз элементов обычного, конфессионального, российского и советского права, не является устойчивым и в полной мере органичным образованием. Как и наличное состояние социально-правовой культуры республиканского населения, основные элементы которой требуют модернизации в целях приведения их в соответствие с реалиями современного демократического общества.
С другой стороны, области и края Южного округа в постсоветский период демонстрировали максимальные среди субъектов Федерации уровни миграционной активности. Значительный приток населения менял национальную структуру населения местных социумов, актуализировал проблемы трудозанятости, социокультурной и социально-правовой адаптации различных групп мигрантов к новой среде жизнедеятельности. В таком контексте задача взаимной «притирки» и модернизации сопряженных в едином социальном пространстве правовых субкультур, становилась одним из основных условий успешного и динамичного развития каждого из региональных социумов.
Степень разработанности проблемы. Проблеме правовой культуры в советском обществознании была посвящена достаточно обширная литература. Исследование данной темы осуществлялось преимущественно в содержательных рамках правового знания, однако ряд исследователей, в той или иной степени затрагивал и ее методолого-культурологические аспекты. Отметим здесь работы С.С.Алексеева, В.П.Казимирчука, В.И.Каминской, Д.А.Керимова, В.П.Кудрявцева, Е.А.Лукашевой, А.Р.Ратинова, А.П.Семитко.
В последнее десятилетие появился ряд работ анализирующих динамику общественной правовой культуры российского общества в постсоветский период. Выделим диссертационные исследования Крыгиной И.А. и Сорокина В.В., работы Е.А.Певцовой. Интерес для исследователей представляли особенности правовой культуры отдельных социальных прослоек и профессиональных групп населения (работы Л.А.Ершовой, Н.М. Кейзерова, В.П.Сальникова, Н.Я.Соколова, З.Ч.Чикеевой).
Социально-философский ракурс анализа поднятого проблемного комплекса содержится в трудах отечественных мыслителей, посвященных мировоззрению и национальному характеру русского народа, отечественной общественно-политической и социально-правовой культуре (работы Н.А.Бердяева, А.И.Ильина, Н.О.Лосского, С.Л.Франка). Данная тематика затрагивалась и в трудах таких известных российских правоведов конца XIX начала ХХ века, как Б.А.Кистяковский, М.М.Ковалевский, П.И.Новгородцев.
Непосредственное отношение к изучаемой проблеме имеют работы, посвященные анализу мировоззренческих основ, традиционных (базовых) социокультурных и социально-правовых архетипов, определяющих особенности национальной правовой культуры народов Северного Кавказа. В последнее десятилетие на данном научном направлении появилось много интересных работ, принадлежащих Б.Х.Бгажнокову, В.В.Дегоеву, В.М.Каирову, З.Х.Мисрокову, М.В.Савве, А.Ю.Шадже, К.Х.Унежеву, Р.Б.Унарокову, Р.А.Ханаху, А.А.Цуциеву. Анализу современной соционормативной культуры народов Северного Кавказа посвящены работы И.Л.Бабич, В.О.Бобровникова. Множество исследований касается различных аспектов оптимизации межэтнических отношений в регионе. А данная проблема, в свою очередь, связана с определением наиболее приемлемых форм модернизации общественной правовой культуры северокавказских социумов (работы В.А.Авскентьева, В.Ю.Верещагина, Ю.В.Васильева, Г.С.Денисовой, Л.М.Дробижевой, А.Г.Здравосмыслова, В.А.Тишкова, В.В.Черноуса, Л.Л. Хоперской и др.)
Самостоятельным социоэнокультурным феноменом Юга России является казачество, принявшее самое активное участие в становлении, историческом развитии и самоидентификации южнороссийской общности, и представленное в регионе целым рядом крупных анклавов. Особенности социально-правовой культуры казачества, ее историческая эволюция затрагиваются в работах М.П. Астапенко, Е.И.Дулимова, И.И.Золотарева, А.П.Скорика, Р.Тикиджяна.
В работе использовались данные социологических мониторингов, позволяющие высветить некоторые важные особенности современной отечественной правовой культуры (уровень правовой грамотности, характеристики правовой традиции и менталитета и т.п.), зафиксировать отношение россиян к российской судебно-правовой системе (особенности общественной правооценки и национального правового идеала). Специфика социально-правовой культуры населения находит свое отражение и в сфере «социальной патологии» - статистика правонарушений, общее число их различных видов, динамические тенденции, позволяют выявить определенные различия правовых традиций, менталитета, психологии различных территориальных социумов.
Таким образом, поднятая в работе проблематика не обделена научным интересом. И, тем не менее, ее социально-философский аспект до настоящего времени остается недостаточно проработанным. Малоизученным остается вопрос о взаимозависимости особенностей общественной правовой культуры народов Северного Кавказа и сценариев их общественно-политического развития в постсоветский период. В дальнейшей разработке нуждается и проблема определения наиболее оптимальных и эффективных способов модернизации региональной правовой культуры, форм социокультурной и социально-правовой взаимоадаптации отдельных территориальных социумов Юга России.
Методологическую основу исследования составляют работы по социальной философии, теоретической культурологии, а также исследования, выполненные в рамках ряда специальных наук (этнокультурологии, социологии культуры, философии и социологии права). Теоретическим основанием исследования стал общенаучный системный подход. Историческая динамика российской социально-правовой культуры, формирование ее региональных вариантов и взаимосвязи с другими элементами интегральной социокультурной системы общества потребовали использования в работе элементов диахронного анализа и структурно-функционального метода.
Целью исследования является изучение динамики общественной правовой культуры населения Юга России, как одного из значимых факторов социокультурной и социально-правовой трансформации и модернизации крупного российского региона в постсоветский период. Общая цель конкретизирована в следующих проблемно-исследовательских задачах:
- изучить морфологическую структуру понятия «правовая культура», определить основные ее подсистемы;
- исследовать историческую динамику и современное состояние общественной правовой культуры казачества и народов Северного Кавказа как важных структурных элементов регионального социума;
- установить основные направления трансформации общественной правовой традиции, правового менталитета, правооценки, правовой грамотности и других элементов социально-правовой культуры населения Юга России в конце ХХ – начале XXI века;
- выявить общероссийские тенденции и региональную специфику в эволюции социально-правовой культуры населения Юга России в постсоветский период;
- проанализировать направления и характер влияния на общественную правовую культуру регионального социума, современных динамических трендов в сфере миграционных процессов и области межнациональных отношений;
- установить основные аспекты воздействия региональной социально-правовой культуры на общественно-политическую и социально-экономическую динамику Юга России в постсоветский период.
Научная новизна диссертации состоит в развернутом исследовании процесса комплексной модернизации общественной правовой культуры народов Юга России в постсоветский период. Научная новизна диссертационной работы определяется следующими положениями:
- исследована морфологическая структура понятия «правовая культура»; установлено, что в ее пределах могут быть выделены две самостоятельные подсистемы: правовая культура социума и социально-правовая культура;
- зафиксированы скорости и векторы трансформации правовой традиции, правового менталитета, правооценки, правоповедения, правовой грамотности и других элементов общественной правовой культуры Юга России в постсоветский период;
- определены возможные направления и формы модернизации социально-правовой культуры народов Северного Кавказа (формирование индивидуальной «правовой этики» - современной общественно-правовой «системы координат», повышение правовой грамотности; психоментальная, социокультурная, профессиональная адаптация к реалиям демократического секуляризованного общества начала XХI века);
- установлено, что успешная общественно-политическая модернизация российского социума подразумевает существенную коррекцию ряда элементов отечественной общественной правовой культуры («прагматизация» национальной правовой традиции и правового идеала, повышение правовой грамотности, формирование положительного правочувствия и т.п.), что в свою очередь предполагает оптимизацию современного социально-экономического и общественно-политического курса развития России.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Говоря о правовой культуре, представляется необходимым разделять правовую культуру социума (совокупность функционирующих в обществе правовых учреждений и организаций и непосредственно само право) и общественную правовую культуру - совокупность элементов, связанных с преломлением права в общественном сознании (коллективное правосознание, система общественных правоотношений и правоповедение).
2. Общественная правовая культура Юга России в постсоветский период менялась фрагментарно. При этом отдельные ее структурные элементы трансформировались с различной скоростью, повторяя общероссийскую динамику. Наибольший консерватизм демонстрировали общественная правовая традиция и правовой менталитет. Отметим также устойчиво негативный характер общественной правооценки и инверсионный переход общественного сознания от правового идеализма к правовому нигилизму.
3. По основным динамическим трендам своей правовой культуры территориальные сообщества Юга России достаточно отчетливо делятся на две части – области и края, с одной стороны; республики Северного Кавказа – с другой. Эволюция общественной правовой культуры первых в системном плане совпадала с общефедеральной динамикой данного показателя (при наличии специфики, связанной с повышенным индивидуализмом, социопсихологической и экономической мобильностью местного населения, а также с большим миграционным притоком, изменявшим национальную и социопрофессиональную структуру населения).
4. Эволюция социально-правовой культуры республиканских сообществ была сопряжена с более или менее значительной реставрацией элементов традиционного адатного и шариатного права (и связанных с ними архаичных социально-правовых механизмов и институтов – кровная месть и т.п.); укреплением у народов Северного Кавказа полиюридического правосознания, сочетающего элементы национальной правовой традиции, советской правовой парадигмы и российского права. Данному реставрационному тренду способствовал отток из республик русского (и русскоязычного) населения
5. Жесткая межнациональная конфронтация и сопутствующие ей кризисные явления в общественно-политической и социально-экономической жизни ведут к утрате правопорядка, криминализации общества и падению уровня его правовой культуры. Тем самым, урегулирование и оптимизация межэтнических отношений на Северном Кавказе - важнейшее условие поддержания и дальнейшего развития общественной правовой культуры населения республик.
6. Интенсивная миграция северокавказского населения в пределы краев и областей Юга России, усложняя палитру общественной правовой культуры принимающих сообществ, одновременно способствует социально-правовой модернизации формирующихся диаспор и самих республиканских социумов.
7. Сложившийся в настоящее время на Северном Кавказе полиморфный вариант общественной правовой культуры не является устойчивым, поскольку многие ее элементы требуют модернизации. Сроки и варианты таковой могут различаться по республикам, но сохранение их в составе Российской Федерации предполагает трансформацию местной социально-правовой традиции и правового менталитета, ощутимую коррекцию правового менталитета и ценностных правовых установок, позволяющих населению северокавказских республик легче «вписываться» в гражданское общество России.
8. Процессы укрепления российской государственности, оптимизация взаимоотношений власти и гражданского общества, общественно-политическая и социально-экономическая стабилизация в стране в немалой степени зависят от эффективности усилий государства по приведению базовых характеристик российской правовой системы в большее соответствие с отечественным общественным правовым идеалом, который ориентирован на создание политико-правового порядка, обеспечивающего высокий уровень социальной защищенности для всех граждан страны. В обратном случае, отрицательное правочувствие и правовой нигилизм будут существенным тормозом на пути комплексной модернизации российского социума.
9. Трансформация российской общественной правовой культуры в постсоветский период представляет элемент более широкого по своему масштабу процесса комплексной модернизации русского и других народов Российского государства. Данная системная модернизация не является синонимом прямолинейной «вестернизации», доминировавшей в 90-е гг. ХХ в., но представляет сложную производную адаптированных к российским реалиям внешних инноваций и модифицируемой в соответствии с потребностями времени национальной традиции.
Научная и практическая значимость исследования. Диссертационная работа представляет интерес для широкого круга обществоведов: философов, правоведов, культурологов, регионоведов. Материалы исследования могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по социокультурной и социально-правовой динамике Юга России, при прогнозировании и разработке программ социально-экономического развития Юга России, а также для дальнейшей научно-исследовательской деятельности.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на конференции аспирантов Северо-Кавказского научного центра высшей школы, февраль 2006 г., г. Ростов н/Д и Всероссийской научной конференции «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигмы», октябрь, 2006 г., г. Белгород.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (включающих 8 параграфов, 3 таблицы), заключения и списка литературы. Объем текста - 164 страницы компьютерного набора, список литературы включает 184 наименований.