Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рост популярности ирландской культуры в период "кельтского тигра" в контексте трансформации национальной идентичности Кузнецова, Светлана Юрьевна

Рост популярности ирландской культуры в период
<
Рост популярности ирландской культуры в период Рост популярности ирландской культуры в период Рост популярности ирландской культуры в период Рост популярности ирландской культуры в период Рост популярности ирландской культуры в период
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецова, Светлана Юрьевна. Рост популярности ирландской культуры в период "кельтского тигра" в контексте трансформации национальной идентичности : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Кузнецова Светлана Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2010.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-24/20

Введение к работе

4 Актуальность данной работы определяется тем фактом, что до

настоящего времени феномен «кельтского тигра» рассматривался в основном

с позиций различных экономических теорий и практически не был

исследован с культурологической точки зрения. Именно поэтому

экономический рост и интеграция Ирландии в мировое сообщество обычно

считаются главными факторами, способствовавшими росту интереса к

Ирландии и, соответственно, к ирландской культуре. Подобный подход

оставляет в стороне такой важный фактор, как формирование нового

национального самосознания ирландцев на рубеже XX-XXI вв., и игнорирует

взаимообусловленность популярности ирландской культуры и изменения

ирландской национальной идентичности.

Гипотеза исследования связана с существующими концепциями национальной и этнической идентичности и заключается в предположении о взаимосвязанности процессов трансформации ирландской национальной идентичности и ростом популярности ирландской культуры в годы экономических и политических преобразований.

Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между изменением ирландской национальной идентичности и ростом популярности ирландской культуры в период «кельтского тигра» на примере ирландских танцевальных шоу и национального праздника День святого Патрика.

Для достижения данной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

  1. рассмотреть понятия национальной и этнической идентичности и обозначить их значение для настоящего исследования;

  2. изучить период «кельтского тигра» как социокультурный феномен и выявить основные факторы, способствовавшие возрождению Ирландии в 1990-е годы;

  3. проследить основные этапы становления ирландской национальной идентичности в XX веке и определить ее специфические компоненты до наступления периода «кельтского тигра»;

4. проанализировать причины изменения" ирландской национальной

идентичности в годы экономического роста и выявить особенности «новой» идентичности;

  1. проанализировать отношение к ирландцам со стороны других наций и особенности восприятия ирландцами самих себя в период «кельтского тигра»;

  2. доказать рост международной популярности ирландской культуры в период «кельтского тигра»;

  1. изучить влияние роста популярности ирландской культуры на национальную идентичность;

  2. проанализировать особенности «визитных карточек ирландской культуры» и определить причины их длительной популярности;

Теоретическую базу исследования составили концепции национальной идентичности и труды, посвященные исследованию национального характера, 3. Эриксона, У. Джеймса, Г. Тэджфела, Ю. Хабермаса, Э. Фромма, К. Леви-Стросса, Э.Хобсбаума, Р. Баумайстера, С. Хантингтона, Э. Геллнера, а также отечественных ученых Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Л. С. Выготского, Г. Г. Шпета, И.С. Кона, Ю.В. Бромлей, Ю. В. Арутуняна, В. М. Межуева, М. В. Заковоротной , В.М. Иивоева, И.В. Малыгиной2 и др.

2 См.: Baumeister R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self. N.Y. Oxford, 1986; Habermas U. Communication and Evolution of Society. Boston, 1979; Арутунлн Ю. В. и др. Этносоциология. М., 1998; Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. М., 1990; Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990; Бердяев НА. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д., 1997; Бердяев НА. Философия неравенства. Письмо четвертое. О нации. URL: httD://: Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981; Булгаков С.Н. Из размышлений о национальности. М, 1914; Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-т. Т. 3. М.,1984; Геллнер Э. Нация и национализм. M., 1991; Джеймс У. Психология личности. Тексты. М., 1982; Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д., 1999; Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. M., 1971; Малыгина И. В. «Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика»., Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук, M., 2005; Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. 1992; Пивоев В. М. «Свое» и «чужое» в этнической и национальной культуре // «Свое» и «чужое» в культуре: Сб. статей. Петрозаводск, 1998; Пивоев В. М. Кризис идентичности и проблемы этнической, национальной и региональной идентификации в условиях Европейского Севера России // Северный регион. Сургут, 2003. № 1; Тэджфел Г. Социальная идентичность и межгрупповые отношения. M., 19S2; Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.; Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. M., 2004; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003; Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 года. СПб., 1998; Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М„ 1996.

Материалы исследования:

Анализ феномена «кельтского тигра» был произведен на основе работ Д. О'Херна (D. О'Неагп), Ф. Бэрри, Дж. Бредли (F. Barry, J. Bradley), А. Леддина, Б. Уолша (A. Leddin, В. Walsh), Р. О'Доннела (R. O'Donnell), Ш. О'Райана (S. O'Riain), Д. Киберда (D. Kiberd), Дж. Якобсена (J. Jacobsen)3 и др. В ходе выявления предпосылок «ирландского экономического чуда» использовались ресурсы сети интернет и статьи из англоязычных изданий The Irish Times, The Financial Times, Business Week, The Economist, The Banker, а также материалы информационных агентств Associated Press, Reuter News, Agence France-Presse.

Социокультурные факторы, способствовавшие формированию и изменению национальной самобытности ирландцев с момента основания Ирландского свободного государства в 1921-1922 годах до середины 2000-х годов, рассматриваются в работах П. Махони, Дж. Деланти (P. Mahony, G. Delanty), Э. Кейн (Е. Капе), Л. Кертис (L. Curtis), Дж. Ли (J. Lee), Д. Кьоу (D. Keogh), А. Джексона (A. Jackson), III. Маллалли (S. Mullally), У. Александера (W. Alexander), М. Пейллона (М. Peillon), М. Диллон (М. Dillon), Дж. Херман (G. Herman), П. Лоуга (P. Logue), Р. Кирни (R. Kearney), Б. Бартли, Р. Китчин (В. Bartley, R. Kitchin), X. Линехана (Н. Linehan)4.

3 См.: Understanding Contemporary Ireland/ Ed. by В. Bartley, R. Kitehin.L., 2006; Jacobsen J. Chasing Progress in
the Irish Republic. N.Y., 1994; Kiberd D. Inventing Ireland. HUP., 1997; Leddin A., Walsh B. The Macroeconomy
of the Eurozone: An Irish Perspective. Gil! & Macmillan Ltd, 2003; Leddin A. An Analysis of the Irish
Unemployment Problem in the Context of EMS Membership. Paper to the Department of Economics. Cork, 1991;
O'Hearn D. Inside the Celtic Tiger: The Irish Economy and The Asian Model. L., 1998; O'Riain S. An Offshore
Silicon Valley? The Emerging Irish Offshore Industry. Competition and Change, Vol. 2, 1997; O'Riain S. The Birth
of a Celtic Tiger. Communications of the ACM, Vol. 40, No. 3,1997; O'Donnell R. Ireland and Europe: Challenges
for a New Century. Intl Academic Pub. 2000.

4 См.: Alexander W. Chasing The Tartan Tiger: Lessons from a Celtic Cousin. Scottish Power, 2003; Being Irish/
Ed. by P. Logue. Dublin, 2000; Delanty G. O'Mahony P. Nationalism and Social Theory. L., 2002; Dillon M.
Debating Divorce. Moral Conflict in Ireland. Lexington. 1993; Herman J. Trauma and Recovery. N.Y., 1992;
Jackson A. Ireland 1798-1998, Oxford, 1999; Kane E. The Last Place God Made: Traditional Economy and New
Industry in Rural Ireland. New Haven, 1997; Keogh D. Twentieth-Century Ireland: Nation and State. Palgrave,
1994; Lee J., Casey M. Making The Irish American: History and Heritage of the Irish in the United States. N.Y.,
2006; Lee I. Ireland 19121985. Politics and Society. CUP., 1989; Linehan H. Myth, Mammon and Mediocrity.
Contemporary Irish Cinema Supplement. Vol. XXIV, No 2-3, 1999; Mullally S. Gender, Culture and Human
Rights: Reclaiming Universalism. Hart Publishing, 1996; Peillon M. Contemporary Irish Society: An Introduction.
Dublin, 1982.

7 В рамках исследуемой проблематики научный интерес также

представили труды, посвященные вопросу этнической идентичности

ирландской зарубежной общины. Среди них можно выделить работы Р.

Байрона (R. Byron), Дж. Ли (J. Lee), Д. Негры (D. Negra), К. ОТрады (С.

O'Grada)^ Пек (D. Peck)5.

Исследований, анализирующих взаимообусловленность процесса становления новой ирландской национальной идентичности и роста популярности ирландской культуры, крайне мало. Среди них можно выделить труды, посвященные феномену Riverdance и ирландским национальным танцам, Б. О'Коннор (В. O'Connor), Дж. Каллинейн (J. Cullinane), Б. Киннейде (В. Cinneide). Данная проблематика затрагивается в работах П. Кирби (P. Kirby), Д. Негры (D. Negra), Дж. С. Сойэрс (J. S. Sawyers), в сборнике материалов конференции Re-Imagining Ireland, проведенной на базе Университета Вирджинии (ed. by А. Н. Wyndham), а также в автобиографической книге первого солиста шоу Riverdance и постановщика танцевального представления Lord of the Dance M. Флетли (М. Flatley)6.

В работе также был произведен анализ статей зарубежной англоязычной прессы {The Guardian, The Sunday Business Post, The International Herald Tribune, The New York Times, The New York Post, The Wall Street Journal, The Observer, Dance Magazine, Cara Magazine и др.). В ходе исследования были проанализированы рецензии и отзывы на ирландские танцевальные шоу, а также интервью с участниками и организаторами танцевальных проектов. Как отмечает профессор Т. Г. Добросклонская, «средства массовой информации играют решающую роль в формировании

5 См.: Byron R. Irish America. Oxford Studies in Social and Cultural Anthropology. Oxford, 2000; Lee J. Ireland
1912-1985. Politics and Society. CUP., 1989; O'Grada С Black'47 and Beyond. The Great Irish Famine. Princeton,
1999; Peck D. An Gorta Мог; The Great Famine and its Aftermath. Doctoral dissertation. Masachusetts Professional
School of Psychology, 2000; The Irish in Us/ Ed. by D. Negra. Duke University Press, 2006.

6 Cullinane J. P. Aspects of the History of Irish Dancing. Dublin, 1997; Cullinane J. P. Irish Dancing Costumes:
Their Origins and Evolution Illustrated with 100 Years of Photographs, 1892-1992. Dublin, 1999; Flatley M. Lord
Of The Dance: My Story. Touchstone, 2006; Irish Tourism: Image, Culture and Identity/ Ed. by M. Cronin, B.
O'Connor. Dublin, 2003; Re-Imagining Ireland/ Ed. by A. H. Wyndham. University of Virginia Press, 2006;
Sawyers I. S. Celtic Music: A Complete Guide. Da Capo Press, 2001; The Irish in Us/ Ed. by D. Negra. Duke
University Press, 2006.

8 информационной картины мира»7. Именно поэтому вышеупомянутые

источники являются важной частью произведенного исследования.

Другим источником информации явились официальные сайты ирландских танцевальных шоу и сайты, посвященные Дню святого Патрика и фестивалям святого Патрика. Среди них можно выделить: . . . . . . . . . и др.

Ценными материалами в ходе исследования географии распространения и традиций празднования Дня святого Патрика послужили работы М. Кронина (М. Cronin), Т.П. Кугана (Т. P. Coogan), Ю. Устименко8.

Методологической основой диссертации является комплексный анализ рассматриваемых в работе процессов и явлений на основе междисциплинарного подхода. В ходе анализа ирландской национальной идентичности применяется историко-культурный метод, с помощью которого прослеживаются основные этапы формирования национальной идентичности ирландского народа с конца XIX - начала XX веков до начала XXI века. При анализе ирландских танцевальных шоу и национального праздника День святого Патрика используется культурологический подход, позволяющий выявить характерные черты «визитных карточек» Ирландии периода «кельтского тигра» и установить степень их влияния на ирландскую национальную идентичность. В ходе выявления причин международной популярности Дня святого Патрика используется дескриптивно-сопоставительный анализ, позволяющий выявить специфические особенности его празднования в различных странах. В работе также

7 Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2005. С. 183.

" Cronin М. The Wearing of the Green: A History of St. Patrick's Day. L., 2006; Cronin M., O'Connor В., Irish Tourism: Image, Culture and Identity. Multilingual Matters Limited, 2003; Coogan T. P. Wherever Green is Worn: The Story of the Irish Diaspora. Palgrave, 2002; Устименко Ю. В. Здравствуй, Ирландия. URL:

9 применялась методика контент-анализа западной прессы и информационно-новостных порталов.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемы, определяется использованием разнообразных методов исследования и опорой на обширный фактический материал.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Предпосылки для феномена «кельтского тигра» складывались в Ирландии на протяжении второй половины XX века. Преобразование страны в 1990-х годах не было спонтанным и явилось следствием ряда реформ не только в политической и экономической сферах, но и в области культуры и образования.

  2. В 1990-х годах в мире происходит разрушение устойчивых отрицательных стереотипных представлений об ирландцах. Предвзятое, презрительное, насмешливое и настороженное отношение к ирландцам со стороны других наций меняется на дружелюбное, уважительное и заинтересованное.

  3. В период «кельтского тигра» среди коренного населения Ирландии и внутри ирландской международной общины происходит процесс переосмысления понятия Irishness и изменение в восприятии себя как нации. Ирландцам удалось справиться с «комплексом жертвы» и национальным комплексом неполноценности, обрести чувства национальной уверенности и гордости.

  1. Несмотря на ряд положительных преобразований, в период «кельтского тигра» в ирландском обществе наблюдается «кризис идентичности», спровоцированный невозможностью строить национальную идентичность, отталкиваясь от противопоставления себя англичанам.

  2. Активизация деятельности общественности и правительства Ирландии в вопросах развития и популяризации ирландской культуры была

10 обусловлена двумя основными, на первый взгляд противоположными,

причинами:

с одной стороны, вновь обретенным чувством национальной гордости и уверенности;

с другой стороны, «кризисом идентичности», связанным с опасением о потере своей национальной самобытности.

6. Активное содействие ирландской общественности и зарубежной общины развитию и распространению ирландской культуры как неотъемлемого элемента Irishness обусловило ее устойчивую международную популярность.

  1. Танцевальные шоу Riverdance, Lord of the Dance и др. являются проводниками ирландской культуры в мировом художественном пространстве и отражают национальную идентичность современной Ирландии. В свою очередь, высокий международный интерес к ним способствует дальнейшему укреплению национального самосознания ирландцев.

  2. Организация масштабных торжеств по случаю Дня святого Патрика за рубежом стала возможна благодаря разрушению негативных стереотипов об ирландцах и возросшему интересу к ирландской культуре в период «кельтского тигра». Празднование Дня святого Патрика способствует укреплению национальной уверенности ирландцев и обусловливает дальнейший рост международной популярности ирландской культуры.

7. Рост интереса к ирландской культуре и трансформация
национальной идентичности являются тесно связанными и
взаимообусловленными процессами.

Научная новизна данной работы обусловлена тем фактом, что феномен «кельтского тигра» впервые рассматривается не только с точки зрения экономики и политики, но и с позиций целого ряда социокультурных процессов, способствовавших преобразованию Ирландии в 1990-х годах. В работе выявляется взаимосвязь между становлением новой национальной

идентичности и ростом международной популярности ирландской культуры в период стремительного экономического роста. В данном исследовании впервые анализируются причины международной популярности так называемых «визитных карточек» современной ирландской культуры -танцевальных шоу Riverdance и Lord of the Dance и национального праздника День святого Патрика.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней рассматриваются актуальные для современной культурологической науки вопросы взаимовлияния национальной культуры и национального самосознания. Комплексный анализ феномена «ирландизации» международной культуры в контексте трансформации национальной идентичности может способствовать разработке методики изучения сходных явлений.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных пособий, курсов лекций и семинарских занятий по истории и культуре Ирландии, британо-ирландским и американо-ирландским отношениям. Работа представляет интерес для специалистов в областях культурологии и регионоведения, занимающихся изучением Ирландии, ее национальных и культурных особенностей, а также для специалистов, интересующихся вопросами вклада международной ирландской диаспоры в ирландскую культуру.

Апробация диссертации: Положения, результаты и выводы исследования был представлены на конференциях «Ломоносов - 2008», «Ломоносов - 2009», «Россия и Запад: диалог культур 2009». Часть авторских исследований нашла отражение в публикациях.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (142 наименования), списка интернет-ресурсов и приложения, включающего фотоматериал.

Похожие диссертации на Рост популярности ирландской культуры в период "кельтского тигра" в контексте трансформации национальной идентичности