Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сравнительная типология святости в католической и православной традициях (трансформация священного в современном мире) Кудина Оксана Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кудина Оксана Михайловна. Сравнительная типология святости в католической и православной традициях (трансформация священного в современном мире): автореферат дис. ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Кудина Оксана Михайловна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет"].- Комсомольск-на-Амуре, 2013

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Научно-технический прогресс обусловил формирование «научного» видения мира, которое в настоящее время конкурирует с верой Бога. Тем не менее, человеческая открытость трансцендентному, запрос на Сверхсущее, сохраняются. В этой ситуации речь может идти не о «возвращении религии» в традиционном виде (католицизма, православия), а об устойчивом, хотя и измененном, запросе на святость. В современной культуре прежние типы святости (святые князья, преподобные, юродивые) исчерпали себя: сегодня нет «святых» в классическом смысле этого слова. Поэтому в настоящее время необходимо заново определить формы, образы, сферы распространения святости.

В рамках философии культуры проблема священного рассматривается как отсутствие единого сверхозначающего, как святое без Бога (Дж. Ваттимо, С. Жижек, Т. Горичева). Дж. Ваттимо связывает эту идею с ницшеанской идеей смерти Бога и отказом от метафизики (последняя идея М. Хайдеггера).

В наши дни большинство верующих имеет лишь небольшой опыт по соблюдению христианских традиций (празднование Пасхи, Рождества и др.), зачастую не зная символа веры. Такой опыт веры С. Жижек определяет как культурный опыт. Так как, по его мнению, в современном мире культура становится центральной категорией жизненного мира человека.

Святое без Бога приводит к дроблению священного, которое переходит в сферу культуры и существует на уровне мифа (Р. Барт), ритуала (Дж. Агам-бен), стереотипов культурного поведения, текстов «Житий» и др. Тексты «Житий» представляют собой одну из культурных форм, благодаря которой становится возможным закрепление индивидуального опыта святости в культуре. Типы святых становятся образцом культурной идентичности индивида в православной и католической традициях. Но в секулярном обществе священное распадается на «фрагменты» и не распознается самими субъектами. Разрыв религиозной традиции в русской культуре привел к тому, что многие

сакральные смыслы стали скрыты и неузнаваемы, а многие формы жизни и категории мышления не являются неохристианскими.

Интерпретация культурных форм святости позволяет, во-первых утверждать, что в современном мире идея святости существует вне процесса воцерковления: к пониманию святости можно прийти через опыт сострадания, молитву, жертвенность, образы святых, данных в русской классической литературе. Во-вторых, позволяет выявить целостный образец проживания религиозного опыта в католической и православной традициях и соотнести его с «фрагментами» священного в современной культуре, что соответствует актуальным запросам современного общества.

Степень изученности темы

Западные и отечественные исследователи, в том или ином аспекте затрагивали проблему типов святости. В западной науке исследование типов святости осуществлялись в сфере социологии, феноменологии и психологии религии.

Так, М. Вебер выделяет типы святых по принципу социального действия. В соответствии с выполняемой функцией в обществе, он классифицирует святых по типу профессиональных функций: колдуны, священники, пророки, проводники культа вне священства (т.е. миряне из общины).

Феномены религиозного опыта, рассмотренные американским философом и психологом У. Джеймсом, скорее в многообразии, чем в системе, позволили ему выделить психологические типы верующих, сформированные многообразием жизненного мира. Данные эмпирические типы верующих У. Джеймс называет «акцентуированными» (гештальтный, истероидный, дистимический, экзальтированный и др.). Способы выявления акцентуаций даны им через тестирование, «свидетельства» и жизнеописания.

Типология религиозных личностей была сформирована в контексте аксиологии и феноменологии М. Шел ером. Он разработал учение о личности, понимаемой им как высший духовный акт, в котором концентрируются все духовные акты человеческой индивидуальности. Божественное обнаружива-

ет себя посредством личностей, среди которых

М. Шел ер выделяет типы homines religiosi: «колдун, маг, провидец, мудрец, пророк, законодатель и судья, царь и герой, священник, спаситель, искупитель, посредник, мессия и, наконец, святой - идея личности, которую Бог наделил своей личной сущностью и своим бытием». При этом важно отличать святого как религиозный ценностный тип личности, от других типов личности, таких например, как гений или герой.

В отечественной науке автром научной типологии русской святости считается Г.П. Федотов - религиозный мыслитель, философ культуры и историк. В работе «Святые Древней Руси», куда вошли его исследования по русской агиографии, он создает сравнительно-историческую типологию русской святости, в которой выделяет типы святых: страстотерпцы, преподобные, святые князья, святители, юродивые, святые миряне и жены. В изучении русской житийной литературы Г.П. Федотовым были применены методы исторической антропологии. Исследователя интересовали святые как исключительные личности (как правило, едва различимые за агиографическими штампами), обладавшие при общности своей веры разными типами религиозного сознания. Такой подход позволил расширить методологическую базу исследования религиозного опыта в русской культуре, так как его предшественник В. О. Ключевский в работе «Древнерусские жития святых как исторический источник» указывал на «бедность» исторического содержания житийной литературы.

Последователем Г. П. Федотова, работавшим в Советском Союзе в том же направлении, что и он, был Б. А. Романов.

Феноменологический анализ святости дал в своей работе «Иконостас» П.А. Флоренский.

В последствии в отечественной науке исследования, затрагивающие область религиоведческой проблематики, проводились в историческом, ис-торико-лингвистическом и культурно - историческом контекстах и были по-

священы юродству, сакрализации власти: Б.А.Успенский, A.M. Панченко, Д.С. Лихачев, Н.В. Понырко.

В современной науке религиозный опыт осмыслен с позиций феноме
нологии телесности: Обращение к проблематике телесности связано с введе
нием в проблемное поле философии таких феноменов, как болезнь, смерть,
аффект, которые практически не были предметом исследования.
М. Фуко, Р. Барт, М. Мерло-Понти, Ж. Делёз,

Ж.-Л. Нанси и др. обосновали понятия «телесность», «тело», «телесные практики», «телесная топография», «ландшафт» в инструментальное поле современной философии, культурологии, эстетики. В данной работе используется анализ телесного опыта, предложенный В. По дорогой.

В своем исследовании мы обращается к концепциям архетипов К.Г. Юнга и индивидуации и становления Самости в христианском архетипе Э. Эдингера. и показываем, что выделенные Э. Эдингером символы христианского архетипа по-разному воспроизводятся в католическом и православном типах святости. Нами выявлено, что в католической и православной традициях христианский архетип воспроизводится как полный и частичный вариант.

В данной работе был использован структурно-функциональный подход К. Леви-Стросса, который помогает понять, почему христианский архетип сохраняет свою живучесть, даже при условии его неполного воспроизведения (сокращение бинарных оппозиций).

В последнее десятилетие обращение к категории священного связано с применением лингвистического подхода к изучению религиозных текстов (диссертация С.А.Смирновой); культурологического (диссертация М.Ю. Бубновой), (диссертация СМ. Климовой), (диссертация СП. Коноваленко), и исторического анализа священного (диссертация И.К. Мироненко-Маренковой).

Объектом диссертационного исследования являются тексты «Житий» и внерелигиозный опыт святости в современном мире.

Предмет диссертационного исследования - сравнительный анализ «Житий» и построение типологии святости в католической и православной традициях

Цель и задачи исследования.

Цель работы является выявление культурных форм усвоения религиозного опыта (типов святости) в католической и православной христианской традициях. Реализация цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

выявить и проанализировать религиозные символы в католической и православной традициях как формы культурного освоения мира;

показать структуру религиозного опыта в католической традиции;

вычленить архетипические события жизни святого на примере «Жития Франциска Ассизского»;

показать специфику православного религиозного опыта на примере «Жития Сергия Радонежского»;

рассмотреть формы десакрализации святости в современной культуре;

создать типологию святости в католической и православной традициях, используя структурно-функциональный подход, разработанный К. Леви-Строссом

Методологические и теоретические основы исследования определяются его целью и задачами, поэтому в работе используются такие методы исследования как персонологический, структурно-функциональный, герменевтический, феноменологический типологический, а также методы аналитической психологии.

Применение типологического метода обосновано исследованием типов святости как способов культурного освоения мира. В анализе феномена свя-

тости в католической традиции применен психоаналитический подход Э. Эдингера, основывающийся на выявлении символического содержания событий жизни верующего в контексте «христианского архетипа». В исследовании религиозного опыта в православной традиции применен феноменологический метод, позволивший приблизиться к пониманию личности святого, скрытой от адептов и исследовать аффективную составляющую (его) опыта святости.

В анализе феномена святости в католической традиции применен метод
герменевтического приближения, разработанный

Ф. Шлейермахером, Г. Гадамером., П. Рикером. В процессе анализа символического типа святости в православии использованы идеи символических форм Э. Кассирера, предлагавшего дефиницию человека как animal symboli-cum (символического животного). Эта идея позволяет описать антропологический опыт святого как символический тип святости. Символы трансформируют жизненный мир верующего в текст «Жития». Методологическим основанием для формирования типологии святости послужили работы К. Ле-ви-Стросса «Эффективность символов» и «Структура мифов». Применение структурно-функционального метода к религии позволяет выявить то, как был усвоен и воспроизведен христианский архетип в католической и православной традициях.

В работе была использована концепция аффекта (Б. Спиноза), позволившая рассмотреть религиозный опыт в православной традиции как способность религиозных символов трансформировать аффекты, тем самым, возвышая жизненный мир верующего до священного.

Результаты исследования российского философа В. Подороги по феноменологии тела дали возможность вычленить новый тип телесности (телесность святого) в православной традиции. В православии поиски «сакрального в себе» в рамках нового тела-канона привели к тому, что сакрально-символическое стало определять телесное проживание. Мы предлагаем описать трансформацию аффективных состояний через до-пороговое, пороговое

и послепороговое состояние тела. В работе учтены идеи о сакральном теле в учениях православных философов начала XX века (кн. Евгения Трубецкого и о. Павла Флоренского).

Положения, выносимые на защиту:

  1. В современном десакрализованном мире феномены «святости» продолжают существовать в культурном опыте человека. В обмирщенном мире священное сохраняется в виде символов, утративших способность к сакрализации (посмеяние власти, учительство, наставничество и т.д.).

  2. В католической традиции культурная форма освоения религиозного опыта проходит через слово и завершается в тексте «Жития», который предстает как полнота набора символов-событий. При этом попадание в «святость» определяется мерой событийной наполняемости жизни святого событиями христианского архетипа.

  3. В православной традиции святость означает умение работать с аффектами. Символы организуют аффекты и трансформируют их либо в аскетический (затворничество, пустынничество, молчальничество), либо в социальный тип святости (юродство, наставничество Иоанна Кронштадского).

  4. Всеобщее признание святости в православной традиции определяется мерой социальной значимости святого для общины. Социальная значимость святого (этический образец) доминирует над индивидуальным типом святости.

Научная новизна исследования. К научным результатам исследования, обладающим существенными признаками новизны, можно отнести следующие:

  1. Вычленена система символов святости, определенная последовательностью событий: Благовещение, Рождество, Крещение, Тайная вечеря, Распятие, Воскрешение и др..

  2. Предложены способы описания святого как носителя (проявление) индивидуального типа святости (индивидуальный мимезис) - в католи-

ческой традиции и - как символического типа святости (коллективно признанное подражание образу Христа) - в православной традиции.

  1. Проведен анализ текста «Жития» святого Франциска Ассизского и установлено, что святость в католической традиции осуществляется через индивидуацию личности святого.

  2. Проведен анализ «Жития» святого Сергия Радонежского и установлено, что святость в православной традиции распознается через коллективное бессознательное (община).

  3. Указаны «фрагменты» священного в современном мире - посмеяние власти, юродствование без святости, аскеза внутри мирской жизни.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретические результаты диссертационного исследования позволяют выявить в культуре «образцы поведения», заданные христианским архетипом через «Жития» святых. Это дает возможность мыслить священное в категориях культуры: символ, текст, традиция, предание, легенда.

Практическая значимость: материалы диссертации могут быть использованы в рамках учебных курсов по истории культуры, теории культуры, философии культуры, культурной антропологии, в научно-исследовательской разработке проблем святости, священного.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы были представлены на следующих конференциях: Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие дальневосточного региона России и стран АТР», г. Владивосток, 2005 г.; Международной научной конференции «Россия -Азия: Механизмы сохранения и модернизации этничности», г. Улан-Удэ, 2008 г.; Религиозно-философских чтениях, посвященным дням немецкой культуры во Владивостоке, 2008 г., Всероссийской научной школе для молодых ученых» «Русская философия: истоки и современность», г. Белгород, 2009, тезисы доклада были опубликованы по итогам Международной научно-практической конференции «Пространство гуманитарной

коммуникации: трансформации академического дискурса»,

г. Киев, Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова, 2009 г., прозвучал доклад на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие дальневосточного региона России и стран АТР», г. Владивосток, 2013 г.

Структура и объем диссертации.

Похожие диссертации на Сравнительная типология святости в католической и православной традициях (трансформация священного в современном мире)