Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции Фирсова Анна Михайловна

Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции
<
Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фирсова Анна Михайловна. Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Н. Новгород, 2005 200 c. РГБ ОД, 61:05-9/306

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ РИТУАЛОВ И ОБРЯДОВ ИНИЦИАЦИИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЯВЛЕНИЯ 13

1.1. Феномен посвящения как явления культуры 13

1.2. Функционально-смысловое значение, символы и мифологическое обоснование посвящения » 25

1.3. Структура и способы проведения ритуалов и обрядов инициации 45

ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ИНИЦИАЦИИ 55

2.1. Основания типологии посвящения 55

2.2. Возрастные и социовозрастные инициации в мировой традиции 67

2.3. Профессиональные и специализированные посвящения 90

2.4. Конфессиональные посвящения ...108

ГЛАВА З.СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РИТУАЛОВ И ОБРЯДОВ ИНИЦИАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 121

3.1. Архаизмы инициации в культурной традиции, их значение и степень устойчивости 121

3.2.Утрата значения обряда посвящения в иерархии ценностей современного общества 132

3.3.Необходимость посвящения как условие удержания культурной традиции 148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...155

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 162

ПРИЛОЖЕНИЕ 181

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Если обратиться к опыту мировой культурной традиции, то мы увидим, что круг человеческого существования представляет собой смену жизненных биологических циклов и социальных состояний. Минуя этапы жизни, проходя через определенную рамками традиции обрядно-ритуальную схему, человек перешагивал на новую ступень. Динамика развития общества в XX веке обретает столь стремительный характер, что ведет к выходу миров цивилизации на новый уровень прогресса и радикальному изменению человеческого сознания. С позиций сегодняшнего дня эволюция человечества предстает как движение через тысячелетия истории: смена правительств, войн и революций, от века культуры и цивилизации к эпохе информации и технологий, в которую мы вступили, что не может не отражаться на смене традиций, ритуалов и обрядов как культурных составляющих. В последние годы внимание к традиции неуклонно возрастает, что обусловлено повышенным интересом к проблемам «коллективной памяти», культурной коммуникации и преемственности в современном обществе. Привычно связанная с достаточно ограниченной сферой культуры и быта, с историей, традиция претендует на обретение статуса всеобщности и по частоте употребления начинает конкурировать с понятием прогресса. Кроме того, в связи с поставленной нами темой возникает и такая важная проблема, как функционирование культурной традиции в условиях обращения к ней представителей самых разных гуманитарных дисциплин.

В сложившейся ситуации подобное исследование также необходимо вследствие быстротечности и необратимости изменений в содержании понятий философии, их сущности и значимости. Как отмечают

исследователи (П.К. Гречко, Г.Л. Тульчинский, С.Н. Курехин, Э. Джеллнер, Д. Харви, Б. Гройс) традиция (а вместе с ней ритуалы и обряды инициации) утрачивает свой первоначальный смысл, свою роль, свое качество в современном обществе. Поэтому в современной философии и культурологии возникает необходимость в анализе генеалогии становления самого понятия традиции, которые привели к появлению, утверждению, а затем к утрате традиционного мышления в целом и таких его составляющих, в частности, как ритуалы и обряды — в рамках нашего исследования - ритуалы и обряды инициации.

Степень разработанности научной проблемы. В настоящее время-проблема изучения ритуалов и обрядов инициации*» несомненно, -..'-былагмосвещена"/^в"«'.научной литературе самых ьразцыхш;отраслей , гуманитарного знания, таких как, например, антропология, история религии, этнография, фольклористика, психология и смежных с ними наук. Но изучение литературы по проблеме анализа инициации как феномена культуры показало, что специального исследования темы посвящения пока нет, поэтому данная работа может рассматриваться как первая в этом отношении.

Инициация как сакральное явление рассматривается в работах таких философов- традиционалистов, как, например, Рене Генон и Александр Дугин. В этнографии ритуалы и обряды посвящения освещаются в классических трудах представителей анимистической школы (Дж. Фрезер, Р.Мангарт, Р. Смит, Э.С.Хартланд, Э.Кроулей, А.Б.Кук, Э.Харрисон, Ф.Б.Джевонс); в эволюционистской интерпретации первобытной мифологии Э.Тайлора, в прагматической теории магии и религии Б.Малиновского. В изучении истории религии темы посвящения представлены концепциями мифа о «вечном возвращении» М.Элиаде.

В структурализме к изучению мифа и мифологического мышления

обращался К. Леви-Стросс, проблемы изучения мифологического мышления отражены также в трудах Л.Леви-Брюля. Более частные моменты данной проблемы представлены следующими темами: ритуал в культуре и социальной структуре традиционных обществ («обряды перехода» в концепции А. ван Геннепа; теория ритуала В.Тернера; обряд как театрализованное выражение сути культуры по К.Гирцу), структурно-функциональный анализ мифологических сюжетов В.Я.Проппа и концепция мифа Е.М.Мелетинского.

Особый интерес для нашего исследования представляет

психолого-педагогическое изучение современного состояния инициации

во временных подростковых объединениях Ф.А.Сидоришина, поскольку

.л о,;>>. , им . сделана попытка отразить взаимосвязь;'традиционной формы

мышления с современным состоянием общественной группы.

В ряде работ высказываются опасения по поводу удержания традиции:. ведь жизнь непрерывно изменяется, изменяется и сознание общества. Подходы к проблеме изменения сознания общества намечены в работах О. Тоффлера, X. Ортега-и-Гассета, К. Поппера, Дж. Сороса, Э В.Е. Васильева, Е.Г. Соколова, А.В. Захарова, М.А. Хевеши. Тем не менее, на данном этапе развития гуманитарных наук проблема изучения традиции в целом, и ритуалов и обрядов инициации в частности, продолжает представлять интерес, как с гносеологической, так и онтологической точки зрения. Поэтому необходимо сделать попытку обобщения, анализа и классификации видов, типов, способов ритуалов и обрядов, сопровождавших и сопровождающих обряды инициации у разных народов мира в разные исторические эпохи, рассмотреть архаизмы и пережитки инициатических обрядов в мировой традиции. Важно также выяснить степень устойчивости и роль ритуалов и обрядов инициации в удержании культурной традиции.

Цель исследования - Целью настоящего исследования является

анализ процесса социокультурной трансформации ритуалов и обрядов инициации в мировой культурной традиции.

Объект исследования. Ритуалы и обряды инициации как феномен культуры.

Предмет исследования. Процесс социокультурной трансформации ритуалов и обрядов инициации в культурной традиции.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

анализ посвящения как феномена культуры;

обозначение места ритуалов и обрядов инициации в традиции;

анализ структуры и способов посвящения;

Ы'л'.щt<\w-їл «выявление типов, видов и форм, инициации/.иvсоздание ее типологии;

определение причин и механизмов социокультурной
трансформации структуры ритуалов и обрядов инициации;

динамика ритуалов и обрядов посвящения в условиях современного состояния культурной традиции;

обоснование роли ритуалов и обрядов инициации как условия
vустойчивости современного общества и культуры.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологической основой работы стала совокупность аналитических приемов и операций, используемых историко-культурным подходом к изучению традиции, а также ритуалов и обрядов инициации как культурных составляющих в жизни человеческого общества. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: как основные - метод культурно-исторического анализа; диахронический и синхронический методы исследования, метод исторических параллелей (сравнительно-исторический ) и сравнительно- типологический метод,

сочетающиеся с методом периодизации и методом аналогии и экстраполяции, а также метод структурно- системного анализа;

В качестве дополнительных методов исследования использовались
такие специфические культурологические методы, как философско-
историко-культурологический метод, ретроспективный метод

реконструкции исчезнувших явлений по их следам в современной культуре и метод семиотического анализа.

Теоретические основания работы основаны на положениях теории экзистенциализма (М. Хайдеггер, КЯсперс, С.Кьекегор, Й. Хейзинга, О.Шпенглер, Н.А.Бердяев, Л.В .Шестов и др. представителей школы); феноменологической теории «жизненного мира» Э.Гуссерля; традиционалистской гипотезе о сакральности инициации Р.Генона; концепции мифа о «вечном возвращении» (МЭлиаде). В исследовании использованы также структурно-функциональный анализ мифологических сюжетов В.Я.Проппа и концепция мифа Е.М.Мелетинского.

Характер исследования потребовал обращения к анализу отдельных культурологических проблем: принципам типологии культуры, положенных в основу концепции П.Сорокина и концепции М.Мид, проблеме исторической типологии культур, Потребовалось обращение к проблеме культурных «кодов», системе культуры социума в целом, культуры архаики, этнической культуры, этнической социализации, интеграции, культурной идентичности, особенностей русской культуры, которые освещались в работах Л.А.Зеленова, В.П.Кожевникова, В.А.Кутырева, Ю.В.Филиппова, Ю.В.Ананьева, А.В.Дахина и других нижегородских ученых.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования определяется совокупностью полученных результатов, заключающихся:

в создании и обосновании типологии посвящения как явления
культуры;

в раскрытии механизмов социокультурной трансформации ритуалов и обрядов инициации;

в выявлении и анализе коренных изменений, происходящих с понятием «посвящение» и материальным воплощением ритуалов и обрядов инициации в рамках общекультурных процессов, происходящих в современном обществе

в обосновании необходимости посвящения для самосохранения,
воспроизводства и регенерации культуры.

Практическая значимость работы определяется: актуальностью проблемы'взаимоотношения культуры и общества, культуры{иятрадиции,Ч; ; ,-традиции и инициации; повышенным интересом со стороны общества и различных направлений современной науки к проблемам функционирования ритуалов и обрядов инициации в классической традиции, их модификацией и трансформацией в новейших условиях межкультурной коммуникации, преемственности и сохранения культурной идентичности.

Теоретические аспекты темы важны для выявления устойчивости и изменчивости традиционных элементов культуры в современных условиях, для более глубокой теоретической разработки феномена посвящения как явления культуры.

Работа может послужить материалом при изучении как общих, так и частных закономерностей функционирования традиции в целом, ритуалов и обрядов инициации в рамках исследования обрядовой культуры и процессов ее видоизменения и трансформации.

Представленные в диссертационном исследовании сведения также могут быть использованы в целях:

выявления прикладного функционально - смыслового значения
понятия « посвящение»;

создания познавательной модели культуры, основанной на новом
восприятии классического наследия в сфере исторического и
современного функционирования ритуалов и обрядов инициации;

разработки основ стратегии сохранения культуры через
культивирование ритуалов и обрядов посвящения.

Положения, выносимые на защиту:

Место феномена посвящения как явления культуры в сознании общества как механизма самосохранения, воспроизводства и регенерации культуры, а также как системы, гарантирующей компонент устойчивости современного общества;

В ритуале происходит преобразование биологических процессов в условные социальные категории, поэтому ритуалы и обряды инициации служат средством одновременно и управления и преобразования человеческой личности, включенной в традиционный социум. В традиционных культурах ритуалы и обряды посвящения являются единственным способом для человека стать более социально значимым.

Инициация в традиции и является тем доступным человеку магическим инструментом, который позволяет ему умереть по одну сторону от границы миров и возродиться по другую - в другом качестве, в другой категории лиц.

Образ космологической картины мира человек традиционного общества старался понять и принять через посвящения. Существовало и существует множество типов и вариантов посвящения, соответствующих различным социальным структурам и уровням культуры. Все предсовременные общества — те, что на Западе существовали до средних

веков, а во всем остальном мире — до первой мировой войны — придавали огромное значение идеологии и технике посвящения.

Посвящение вводит неофита одновременно и в человеческое общество,
и в мир духовных ценностей. Он узнает правила поведения,
производственные приемы и организацию взрослых, а также мифы и
священные традиции племени, имена богов и историю их деяний и, что
особенно важно, мистические отношения между племенем и
сверхъестественными существами, в том виде, в каком они
установились с начала мира. К концу испытаний неофит обретает
совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится
другим.

чг-5* it.:: . . Юбряд посвящения показывает, что древний менталитет исходил из того, что настоящий человек — человек духовный — не является результатом естественного процесса. Его «делают» старые учителя по образцам, открытым божественными существами и сохраненными в мифах. Их функция — открывать новым поколениям глубинный смысл существования и помочь им взять на себя ответственность быть «настоящим человеком» и, следовательно, участвовать в культуре.

Экстраполируя результаты проведенных исследований на «традиционное» общество, мы можем утверждать, что инициации изначально имели своей целью не только присвоение посвящаемому нового социального статуса, а, следовательно, и интеграцию его с группой, но и психологическую перестройку, необходимую для получения этого статуса - новую социальную самоидентификацию личности.

Можно утверждать, что праздники и развлечения нерелигиозного, или считающего себя таковым, общества, публичные церемонии, зрелища, спортивные состязания, организации молодежи, пропаганда и лозунги, массовая литература — все это сохраняет структуру символов, ритуалов и мифов, хотя и лишенных религиозного содержания.

Ввиду того, что инициации являются биологически и психологически обусловленным инструментом развития, оптимизированным в результате многовекового опыта, наблюдается интуитивное копирование инициационных структур и сценариев. Как группы инициационного типа можно рассматривать молодежные группировки экстремальной направленности от лояльных (например, туристические группы) до криминальных, определенным образом построенные учебные и трудовые коллективы, а также армия.

Современный мир не знает больше традиционного типа посвящения: некоторые темы посвящения еще существуют в христианстве, но различные христианские конфессии не признают «ценности

-.>..;...:*. і,,*, посвящения», поскольку утрата значения посвящения обусловлена нарушением условий ее проведения. Начало этого процесса отнесено нами к эпохе Возрождения.

Для современного человека «посвящение» не выполняет более свою онтологическую функцию, потому что оно не воспринимается как сакральное и сознательно принимаемое испытание. Оно не ведет ни к радикальному изменению жизни посвящаемого, ни к его спасению.

Западная цивилизация является колыбелью антисакральных тенденций выветривания традиции, отрицания значения ритуалов и обрядов инициации. Здесь возникали контринициатические тенденции - это мы наблюдаем сегодня, которые развивались в несколько этапов. Поэтому главные истоки контринициации на Западе следует искать в католической схоластике и в Ватикане.

Индивид в частности и общество в целом, подвергнутые контринициатическим церемониям или же не прошедшие посвящение вообще, оказываются в условиях разрыва с традицией, и как следствие, нарушения своей культурной идентичности.

Современное общество находится за пределами традиции и при условии отторжения ее наследия, утраты значения составляющих традицию элементов - ритуалов и обрядов инициации - может лишиться будущего. Поверхностно понятая социокультурная трансформация составляющих традиции, таких, как ритуалы и обряды инициации, ведет к кризису всей человеческой культуры в целом и западной цивилизации в частности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования.
Апробация основных положений работы осуществлялась диссертантом на
лекционных и семинарских занятиях по курсу культуры повседневности,
курсам истории эстетических и этических учений. со студентами
Нижегородского" государственного архитектурнотЩроительного

университета. Различные стороны проблематики диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на научных конференциях.

Основные положения и результаты исследования отражены в восьми публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Феномен посвящения как явления культуры

Исходной позицией в понимании культуры является признание многомерности феномена культуры и многообразия способов его теоретического описания. Многомерность и необозримость культуры исключает возможность единой суперстратегии ее исследования. Для анализа и понимания феномена инициации как явления культуры, не стремясь к унификации способов теоретического описания многомерности культуры, мы выделяем как наиболее значимые, следующие:

Культура может быть описана как система знаково-символических форм - форм поведения, мышления и коммуникации, а также форм трансляции опыта. Внутри этой системы происходит непрерывный процесс трансляции и взаимной диалогической интерпретации -творческой трансформации смыслов из системы одного языка в систему другого языка. Они образуют единую систему языков, являющуюся сверхличным фундаментом конкретного личностного бытия.

Культуру можно рассматривать как когерентную сеть убеждений (представлений) и интерпретационных действий, в ходе которых человек творит свой образ реальности. Культура не является монолитным единством, принципы дифференциации культуры многообразны, это и пространственная дифференциация - выделение региональных и национальных культур, здесь важным регионом для целей исследования является выделение европейских культур; это и социологические критерии (например, разделение культуры на массовую и элитарную), культурно исторические (например, выделение классической и постклассической культуры) и иные.

Культура не является набором готовых структур, она динамична. Проблема исследования динамических соотношений между отдельными уровнями (художественные тексты, литературная критика и литературная политика) и сферами культуры (литература, кино, живопись и т.д.) в качестве ключевой выдвигает проблему смены социокультурных норм и ценностей. Равного внимания заслуживают процессы формирования, модифицирования и преодоления норм и канонов культуры. Поэтому культурные изменения и инновации рассматриваются в прямой связи с процессами модификации норм и ценностей. Культура в антропологическом аспекте есть способ и форма человеческого бытия," историческая мера и «границы» человеческого образа жизни, его доминирующий облик. В ней сконцентрирован опыт человечества в освоении природного и социального мира. Это формы упорядочивания и организации человеческой жизни, в которых реализуются определенные ценностные ориентации данного общества. С антропологическим аспектом тесно связан онтологический подход, рассматривающий «абсолютные» границы культуры, связанные с границами человечности вообще. XX век, создавший экстремальные условия для самой возможности сохранения человечности, с его концлагерями и воплощенными тоталитарными антиутопиями, перевел проблему «последних людей» из метафизической в практическую плоскость, плоскость переживаемой антропологической катастрофы.

Разрушение человечности понимается как вторжение и экспансия неопределенности, как разрушение сознания и цивилизационных, культурных форм, которые поддерживают человеческие состояния. Такой подход открывает путь к пониманию онтологического смысла культуры, поскольку выявляет корреляцию между человечностью и знаковостью, в частности дает возможность теоретического анализа того, что происходит со знаковыми формами в вырожденных ситуациях, их превращение из живых культурных форм в автореферентные имитации (феномен «псевдоинициации», например).

Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что различные виды ритуалов и обрядов инициации относятся как раз к попытке приблизить субъект культуры - человека, к идеалу, эталону, некой норме, т. е включить его в интегративный культурный процесс, объединяющий индивида с общественной формацией. И поскольку культура как феномен бытия многомерна и разнобразна, инициация как феномен культуры является вторичным культурным явлением, то есть, феноменом второго порядка, включенным в систему культурных форм, поддерживающих человеческую цивилизацию. Что же включает в себя содержание понятия «инициация»?

В научной терминологии в настоящее время не встречается как окончательно сформулированное и полное определение «инициации» или «посвящения» (в дальнейшем эти термины будут использоваться как синонимичные). Ни в Новейшем философском словаре, ни в Философском энциклопедическом словаре, ни в Современном словаре по культурологии нет определения инициации или посвящения.

Основания типологии посвящения

В настоящее время чрезвычайную актуальность приобретает необходимость тщательной разработки органической концепции типологии культуры и культурных форм, а также явлений, их составляющих, таких как ритуалы и обряды инициации.

Типология явлений культуры — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов - рамках нашего явления - объектом выступают ритуалы и обряды инициации, и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления. При этом в научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.

Прерогативой исследователя является выбор основания для типологии, причем таких оснований, как будет показано далее, может быть несколько. Современное культурологическое знание представлено различными классификациями, типологиями культуры и ее объектов. Это не означает, что одни из них более правильны, чем другие. Смысл заключается в том, что сами исследовательские задачи диктуют необходимый набор показателей, которые и выступают основанием для той или иной типологии культуры. В сегодняшней познавательной парадигме исследовательские намерения рассматриваются как значимый фактор, влияющий на весь ход научной работы, включая получаемые данные и их интерпретацию. Поэтому невозможна объективная классификация культур «самих по себе», каковыми они являются на самом деле.бытия, а обрядность - одна из составляющих ее культурных форм, то возникает необходимость в создании типологии, как самой культуры, так и ритуалов и обрядов инициации как материального воплощения и функционирования одной из культурных форм. Между тем, существующие на сегодняшний день способы классификации, как самих культурных типов, так и ритуалов и обрядов инициации не удовлетворяют требованиям многомерности современного концептуального подхода к анализу различных явлений культуры. В качестве примера подобной, уже не отвечающей требованиям современной науки, типологии, можно привести классификацию, принятую в классической традиции в такой сфере гуманитарного знания, как история религии, отделяющей себя от философии, социологии и психологии.

Это важно, прежде всего, для понимания религиозного опыта посвящения и интерпретации глубинного смысла символики, представленной в мифах и в обрядах посвящения.

История религии различает три большие категории — или типа — посвящения. Первый включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту и обязательные для всех членов общества. В этнологической литературе эти образы рассматриваются в терминах: «обряды, связанные с возрастом половой зрелости», «племенные посвящения» или «возрастные посвящения.

Вторая категория посвящений включает все виды обрядов вступления в тайное общество, в союз или братство. Эти тайные общества предназначены для людей одного пола и очень ревниво охраняют свои секреты. Большинство братств объединяют мужчин и составляют «мужские союзы», но существуют и тайные женские общества. На уровне первобытных культур общества, приемлемые для обоих полов, крайне редки: в этом случае; можно говорить о феномене деградации. Наконец, третья категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий представляет собой призвание колдуна — знахаря и шамана. Одна из специфических особенностей этой третьей категории состоит в той значимости, которую придает человеку индивидуальный опыт. В общем можно сказать, что те, кто проходят через испытания этой третьей категории посвящения, предназначены, хотят, они того или нет, для участия в религиозном переживании более сильном, чем то, которое выпадает на долю остальным членам общины. Мы сказали: хотят они того или нет, потому что шаманом или колдуном можно стать как по личному желанию, приобщившись к сверхъестественным силам (то, что называется «поиск»), так и по призванию («зов»), то есть когда человека вынуждают стать шаманом сверхъестественные существа. Две последние категории посвящения — в тайные братства и в шаманы, то есть дающие высший религиозный статус,

— на самом деле довольно близки между собой. Можно даже рассматривать их как варианты одного типа. [198, C.23-27J.

Архаизмы инициации в культурной традиции, их значение и степень устойчивости

Для научного анализа предмета, о котором пойдет речь в этом параграфе необходимо дать его определение, поскольку в литературе культурологического и философского направлений не сложилось

Архаизмы - это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни. В составе архаизмов можно выделить различные группы слов. Архаизмы, которые называются фонетическими, отличаются от своих «соперников» нередко лишь одним звуком, реже — несколькими звуками или устаревшим ударением. Другая группа архаизмов объединяет слова с устаревшими суффиксами, приставками: такие архаизмы называются словообразовательными. Но ещё чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, лексические архаизмы. Эти устаревшие слова отличаются друг от друга по степени архаичности: одни ещё встречаются в речи, особенно у поэтов, другие известны только по произведениям писателей прошлого века, а есть и такие, которые вовсе забыты. Результатом этого процесса оказывается возникновение семантических, или смысловых, архаизмов, то есть слов, употреблённых в необычном для нас, устаревшем значении. Архаизмы необходимы художникам слова для создания колорита древности при изображении старины. Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие архаизируются довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются.

Другое определение архаизма сложилось у историков искусства: архаизм или архаика - направление в античном искусстве, В наши задачи не входит анализ лингвистических или искусствоведческих терминов, поскольку нами делается попытка анализа бытования и функционирования таких культурных форм, как ритуалы и обряды инициации в современном обществе.

Поэтому необходимо дать определение архаизма в целом, как стадии культурной традиции, и в частности, в нашем конкретном исследовании. Сделать это можно при помощи языка науки.

Язык науки — отвлеченный, аморфный, математический. Наука пользуется словами как условными знаками абстрактных понятий. Поэтому для научного языка словесный материал является безразличным средством точного выражения объективной мысли, по существу — от языка независимой. Поэтому целесообразно утверждать, что термины архаизмы, характеризуют и навсегда отошедшие культурные явления, и определённую стадию развития культурного явления.

Научная речь, в которой наряду с современными утвердившимися терминами присутствуют термины - архаизмы, часто придает этим терминам значение, аналогичное значению термина «пережиток». Встречается даже определение архаизма как культурного явления пережиточного характера, как отжившей культурной, социальной, политической или религиозной формы. еще большей по сравнению с предыдущим этапом .развития, риторизацией и формализованностью, отчасти маскируя отчасти же - акцентируя его архаичные качества перед лицом культурных перемен. Этот процесс становится возможным благодаря преимущественному выделению одного из элементов структуры -его архаизации - что приобретает типологический признак функционального наличия культурных перемен.

Поэтому в дальнейшем, при употреблении термина «архаизмы инициации», мы будем иметь в виду его вторую составляющую, обозначающую стадию развития и бытования явления в современном обществе.

На дальнейших стадиях исторического развития судьбы системы инициации не везде одинаковы. Но основой для специфической формы мировоззрения - мифологического сознания - они уже не служат. Однако разложение и видоизменение института инициации и относящихся к ним верований идут по разным направлениям.

С одной стороны, обряды посвящения как всеобщие и обязательные обычаи, отмечающие переход мальчика или девочки в старший возраст, сохраняются, но утрачивают серьезное общественное и культовое значение. Момент зрелости юноши или особенно девушки отмечается определенными обрядами, но лишь в семейной обстановке или в узком кругу родни; для девушек нередко практикуются обычаи ритуальной изоляции, подчас очень тягостной для тех, кто ей подвергается, но не играющейг важной роли в системе верований народа:

Похожие диссертации на Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции