Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков Полутина Елена Владимировна

Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков
<
Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Полутина Елена Владимировна. Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков : Дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 Саранск, 2006 219 с. РГБ ОД, 61:06-7/788

Содержание к диссертации

Введение

1. Методология исторического исследования провинциальной культуры 18

1.1. Специфика изучения культурной жизни провинциального города 18

1.2. Социокультурные гнезда как феномен провинциальной культуры 43

2. Развитие системы образования и благотворительности в городах мордовского края в конце XIX - начале XX в. 63

2.1. Грамотность и образование как показатель развития провинциальной культуры 63

2.2. Благотворительность культурных обществ, церкви и общественных организаций как фактор развития провинциальной культуры 98

3. Библиотечно - издательская деятельность и театральное дело в провинциальных городах мордовского края 133

3.1. Социокультурная деятельность библиотек провинциальных городов 133

3.2 Издательское дело в провинциальных городах 155

3.3. Любительские театры конца XIX - начала XX в.в провинции 170

Заключение 194

Список использованных источников 200

Введение к работе

Актуальность исследования. Начало XXI в. ознаменовано возрождением общественного интереса к вопросам, связанным с исторической памятью и культурно-историческим наследием, пониманием непрерывности социокультурного процесса во времени.

Этот интерес четко проявляется на уровне государственной политики, одним из приоритетных направлений которой является возрождение и поддержка культуры в ее исторически самобытных и регионально установленных стратах. Данный интерес актуализируется задачей построения гражданского общества, важнейшим элементом которого выступает социокультурная деятельность государства, общества и граждан.

Россия - одно из немногих государств, где на протяжении столетий сохраняется разделение национальной жизни на «столичную» и «провинциальную».

Историки, философы, филологи, культурологи, изучая качественные характеристики провинциальной культуры, не пришли к единой оценке ее исторической роли в социокультурном процессе. Ее рассматривают и как благо, щедрый источник, из которого общество черпает силы, и как пережиток прошлого, средоточие косных и чуждых прогрессу идей. Еще более неоднозначны оценки культурного наследия и потенциала российской провинции в сфере публицистики и художественного творчества. В обыденном словоупотреблении провинция нередко отождествляется с захолустьем, связанным с невысокими стандартами культуры.

Вместе с тем, общепризнанно, что культура российской провинции -это специфическая неповторимая часть национальной культуры, без которой невозможно ее целостное понимание. Культура провинции - есть творческое выражение исторически сложившихся духовных, материальных и общественных потребностей ее жителей. Именно эти потребности придают провинциальной культуре тот оригинальный облик, который отличает ее от культуры столичной.

Исследуя роль провинции в общем культурном развитии России, необходимо иметь в виду «региональность» России - разнообразие ее природно-географических, демографических, хозяйственных условий, конфессиональных направлений. Культурные процессы в российской провинции протекали по-разному, с различной степенью интенсивности и результативности. Отсюда вытекает необходимость применения регионального подхода при изучении данной проблемы.

Расширившаяся в последние годы практика преподавания истории России, культурологии требует всесторонней разработки темы развития отечественной культуры. Без изучения провинциальной культурной жизни картина российской культуры в целом будет неполной и неадекватной исторической действительности. Историческая реконструкция культурного процесса, протекавшего в провинциальных городах в конце XIX - начале XX вв., позволяет не только раскрыть истоки провинциальной культуры, но и понять современные проблемы социокультурного развития регионов, сформировать новые воспитательные модели, основанные на культурно-исторической преемственности и патриотизме.

В то же время, крайне мало исследований, в которых была бы реконструирована целостная картина культурного развития провинции, показаны процессы, охватывающие разные сферы культуры, образования, благотворительности, поднимались бы актуальные вопросы о месте и значении провинциальной культуры уездных городов XIX - начала XX вв. в жизни местного сообщества и российского общества в целом.

Избранные в качестве конкретного объекта исследования уездные города мордовского края играли значительную роль в культурном развитии России конца XIX - начала XX вв. Именно здесь организовался особый слой подвижников, меценатов и миссионеров, общественная деятельность которых способствовала формированию неповторимой провинциальной культурной среды и традиции, остающейся востребованной, несмотря на социальные катаклизмы XX века. Все это и определило актуальность исследования.

Объект исследования - социокультурные процессы в провинциальных городах мордовского края в конце XIX - начале XX вв.

Предмет исследования - наиболее важные пласты социокультурного пространства провинциальных городов мордовского края: образование, книгоиздательское и библиотечное дело, благотворительная и театральная деятельность; их влияние на развитие провинциальной культуры.

Хронологические рамки исследования охватывают период третьей четверти XIX - начала XX вв. Именно в это время под влиянием реформ, осуществлявшихся по всей России, на территории Мордовии происходят серьезные социокультурные изменения: получает дальнейшее развитие система начального и среднего образования, появляются типографии, открываются бесплатные библиотеки для народа, развивается система благотворительности и меценатства, организуются любительские театральные кружки. В рассматриваемый период прослеживается динамика роста социальной активности населения в провинциальных городах, заметную роль в развитии провинциальной культуры начинают играть представители различных сословий.

Территориальные рамки исследования обусловлены историческими и современными административными границами Республики Мордовия. На рубеже XIX-XX веков территория современной Мордовии входила в состав нескольких губерний: Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Тамбовской. Современные территориальные границы оформлены с образованием Мордовской АССР с центром в городе Саранске. В связи с этим в диссертации используются наименования «Мордовия», «мордовский край», учитывающие существующее ранее административно-территориальное деление.

Степень изученности проблемы. Историю изучения провинциальных городов конца XIX - начала XX вв. можно представить в виде определенных этапов, имеющих характерные признаки.

Первый этап охватывает конец XIX - начало XX в. В этот период жизнь провинциальных городов находит отражение в произведениях авторов-любителей, увлекающихся краеведением, архивным делом, проявляющих интерес к образу жизни городского населения. В работах авторов, размышлявших о состоянии провинциальной культуры, затронуты отдельные явления культурной жизни: периодическая печать, библиотечное и театральное дело. Исследовательские работы, в которых была бы реконструирована целостная картина развития культуры провинции, отсутствовали; недостаточно четко были обозначены существующие проблемы, высказаны идеи, концепции, не была дана объективная оценка роли развития культуры в регионах.

С 1834 г. начали создаваться губернские статистические комитеты, внесшие значительный вклад в провинциальное краеведение. Из государственных организаций, занимающихся сбором первичного статистического материала, они превратились в авторитетные учреждения, служащие которых занимались детальным анализом обширного исторического материала. В их работу входил выпуск губернских памятных книжек и календарей, а также историко-краеведческих сборников, трудов по истории, этнографии, сборников фольклорных материалов.

В 1884 г. появились губернские ученые архивные комиссии, главными задачами которых были отбор документов и организация исторических архивов. Они публиковали сборники архивных документов и материалов, библиографические указатели, каталоги, путеводители, а также юбилейные и памятные сборники, посвященные знаменательным датам или выдающимся личностям.

Заметное воздействие на региональное краеведение на этом этапе оказали работы об особенностях провинциальной культуры В.О. Ключевского1, Н.А. Бердяева2, П.Н. Милюкова3; труды Н.Я. Данилевского4, О. Шпенглера5, П.А. Сорокина6, в которых разработана группа теорий, получивших название «культурно-исторических типов» или «локальных цивилизаций».

Второй этап начинается с революционных событий 1917 г. и завершается в начале 1930-х гг. В это время получает научное признание теория «культурных гнезд», разработанная Н.К. Пиксановым,7 позволяющая понять специфику взаимодействия разных территориально организованных культурных слоев. Идея Н.К. Пиксанова в 1926-1928 гг. была воспринята и включена в программу исторического краеведения известным историком-энциклопедистом И.М. Гревсом8. Значимыми представляются теоретические работы М.М. Богословского,9 Н.П. Анциферова10, в которых концепт «культурное гнездо» применяется в описании истории культуры провинций. В обозначенный период публикуются работы о провинциальных городах, имеющие комплексный характер и описывающие состояние таких значимых компонентов культуры, как образование, музеи, театры и др.

Одновременно с исследованиями краеведческого характера издаются труды, посвященные изучению отдельных сторон культурной жизни Пензенской губернии и мордовского края. Большой интерес представляет работа Н.Н. Костина об истории Краснослободского уезда и города Краснослободска1!.

На третьем этапе, с 1930-х и до начала 1960-х г., история провинциальных городов и культуры развивалась в рамках унифицированного знания. Сведения, доступные для исследователей, практически отсутствовали. Если социокультурная жизнь провинциальных городов рубежа XIX-XX вв. и изучалась, то только на предмет выявления предпосылок социалистической революции.

Четвертый этап охватывает 1960-е - первую половину 1980-х гг. В это время социокультурная жизнь провинции изучается достаточно интенсивно. Выходят работы И.Д. Воронина «Достопримечательности Мордовии», «Саранск», «Саранская живописная школа». Возникает серия «Города и села Мордовии», Мордовское книжное издательство выпускает работы Е.А. Захаркинои «Ардатов», А.А. Чернухина «Темников», И.М. Корсакова «Краснослободск», Н.И. Сыгонина «Инсар», которые имеют комплексный характер . Публикуется специализированная работа В.Н. Куклина «Биографии саранских улиц»13.

С середины 1980-х г. начинается пятый этап изучения социокультурной жизни провинциальных городов. Появляется много работ, характеризующихся специализацией, в частности, подробно изучается история сословий. Впервые эта тема рассматривается в работе В.А. Юрченкова «Люди и нравы»14. Другая его работа «Пастыри»15, посвященная саранскому духовенству, определению его роли в жизни города и влияния на развитие культуры, вносит заметный вклад в разработку проблематики дворянских и духовных сословий.

Изучению дворянского сословия Пензенской губернии, в том числе мордовского края, посвящены работы исследователя А.В. Тюстина16, который анализирует историю формирования сословия, его истоки, а также историю некоторых дворянских родов. Пензенский ученый О.М. Савин в отдельных главах своей книги «Судьбы и память» повествует о представителях духовенства, которые занимались описанием храмов и приходов, оставили немало свидетельств о быте, нравах и верованиях мордвы, положив тем самым начало церковному краеведению17. Книга СБ. Бахмустова «Староакшинские помещики»18 представляет собой исследование помещичьего быта и культуры конца XVIII - начала XX вв. Изучению культуры разных слоев российского общества посвящена диссертация Т.М. Гусевой «Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в.»19.

Вклад монастырей в духовную жизнь мордовского края всесторонне отражен в работе СБ. Бахмустова «Монастыри Мордовии»20.

Развитие народного образования рассматривалось в диссертационных работах Л.В. Кудаевой «Становление и развитие начального образования в мордовском крае во второй половине XIX - начале XX века»21, В.И. Лаптуна «Развитие народного образования в Мордовии в конце XIX - начале XX века»22.

Изучению городской архитектуры, пространства провинциальных городов посвящены работы СБ. Бахмустова и В.И. Лаптуна «Разорванное ожерелье»23, статьи В. Махаева «Скромное обаяние захолустья: уездные города мордовского края в контексте имперской культуры», «Архитектурная история мордовского края», «Саранск: критика архитектурной эволюции» . В серии «На книжную полку краеведа» выходит сборник «Записки о Саранске XVIII-XX в.»25. Значительный вклад в изучение городской провинциальной культуры внесли труды Ю.М. Лотмана26, Н.И. Ворониной 27, СО. Шмидта28.

Процессы формирования и развития провинциальной культуры России в дооктябрьский период явились предметом обсуждения на ряде научных конференций: «Российская провинция и мировая культура» (Ярославль, 1993); «Российская провинция XVIII - XX в.: реалии культурной жизни» (Пенза, 1995), «Отечественная культура и развитие краеведения» (Пенза, 2000); «Российская провинция: история, культура, наука» (Саранск, 1998), «Центр и периферия: культура российской провинции» (Саранск, 2005); «Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем» (Самара, 1997,2004).

Анализ научной литературы XIX - XX вв., посвященной истории провинциальной культуры в целом и мордовского края в составе Пензенской губернии в частности, позволяет сделать следующие выводы: - в изучение данной темы значительный вклад внесли историки и краеведы, накопив большой фактологический материал по отдельным сторонам культурной жизни провинции; вместе с тем работы, в которых бы различные явления социокультурной жизни провинциальных городов рассматривались комплексно, во взаимосвязи и взаимодействии всех компонентов, до сих пор отсутствуют; - специфика воздействия социального окружения и культурно- исторических условий на культурную жизнь провинциальных городов практически не отражена, что обусловило постановку и решение новых научных целей и задач.

Методологическая основа исследования базируется на общих научно-методических принципах: историзма, предполагающего изучение всякого явления в его генезисе и динамике, во взаимосвязи причинно-следственных отношений; объективности, проявляющейся во всестороннем охвате изучаемого явления. Применение методов системного и комплексного анализа, исторического описания обусловлено хронологическими и пространственными рамками проблемы. В работе использованы специально-исторические методы исследования: сравнительно-исторический, историко-генетический, проблемно-исторический. Использование социокультурного подхода позволило рассмотреть феномен провинциальной культуры через взаимодействие социума и культурного пространства.

Целью диссертационного исследования является реконструкция и анализ ряда важных аспектов социокультурного пространства провинциальных городов мордовского края конца XIX - начала XX вв. в их взаимодействии. В связи с этим необходимо решить следующие задачи: - определить методологические подходы к изучению провинциальной культуры, уточнить понятийно-категориальный аппарат исследования провинциальной культуры, охарактеризовать источниковую базу исследования; обосновать понятие «социокультурных гнезд», формирующих социокультурный облик провинциального города; отразить специфику воздействия социального фактора и культурно-исторических условий на культурную жизнь провинциальных городов мордовского края; выявить особенности развития системы образования в городах мордовского края; проследить процессы развития благотворительности и меценатства, оказавших влияние на развитие провинциальной культуры; охарактеризовать развитие книгоиздательского дела; обобщить материалы по становлению и развитию любительского театра в мордовском крае.

Источниковая база исследования. Раскрытие темы исследования привело к необходимости использовать широкий круг источников, среди которых значительное место занимают архивные материалы, справочно-энциклопедические издания, фонды отдела редких книг Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина, мемуарная литература, материалы периодической печати.

Основу диссертационного исследования составили документы и материалы архива Пензенской области (ГАПО): фонды канцелярии пензенского губернатора ф. 5, д. 7496, л. 1-21 о разрешении на открытие Общества любителей изящных искусств, об открытии библиотек и бесплатных читален, о состоянии учебных заведений всех типов; ф. 5, д. 7411, д. 7181, д. 6989, д. 7329 - о театральных труппах г. Саранска, Краснослободска, репертуаре, благотворительных спектаклях.

Проанализированы материалы фондов 44, 46, 50, 51 Центрального государственного архива Республики Мордовия, содержащие документы о состоянии образования, школ различных типов, списки учащихся.

Из архива Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина Республики Мордовия нами извлечены материалы, касающиеся открытия бесплатной библиотеки-читальни, дневники основательницы библиотеки Е.Л. Токаревой, периодические издания.

Из рукописного фонда НИИГН при Правительстве РМ использовались документы по истории г. Саранска (И-70); копии отчетов Саранского, Инсарского и Краснослободского уездов (И-13 8); по истории г. Темникова и его уездов (И-380); культуре Мордовии второй половины XIX века (И-427); культуре Мордовии в конце XIX - нач. XX в. (И-555). В качестве источника привлекалась также мемуарная литература (воспоминания В. Серовой, Н. Тучковой-Огаревой и др.).

Периодическая печать представлена пензенскими, симбирскими, тамбовскими епархиальными и губернскими ведомостями, в которых содержатся официальные документы, историко-краеведческие материалы, статьи о состоянии образования, благотворительности, заметки о культурных событиях в городах мордовского края.

Научная новизна диссертации состоит в системном и комплексном подходе к изучению социокультурных процессов, происходивших в мордовском крае в конце XIX - начале XX вв. Нами введено в научный оборот понятие «социокультурные гнезда»; проанализирована роль «социокультурных гнезд» в развитии провинциальных городов Мордовии; изучена в едином пространственно-временном контексте деятельность различных объектов интеллектуального поля провинциальных городов Мордовии, включающих в себя учебные заведения, библиотеки, издательские центры, театр; впервые извлечен и рассмотрен ряд архивных материалов, что позволило более полно реконструировать и проанализировать картину культурной жизни провинциальных городов мордовского края на рубеже веков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем провинциальной региональной культуры России, в практической деятельности культурных учреждений и организаций, при подготовке учебных пособий и курсов лекций для вузов и школ по соответствующим разделам истории Отечества, краеведению, культурологии.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Формирование провинциальной культуры городов мордовского края во многом определялось последствиями социально-экономических реформ 1860-1870-х гг., создавших условия для вовлечения в развитие культуры различных слоев общества.

2. Провинциальные города являлись центрами, оказывающими существенное воздействие на социальные и культурные процессы, происходившие во всем мордовском крае. Городское население выступало носителем особого типа культуры, сочетающего элементы столичной и самобытной народной культуры, обусловленной спецификой повседневного быта провинциального социума. '

3. Носителями культуры провинциального города выступали представители различных слоев населения, отличающиеся подвижничеством и духовностью. Заметное влияние на развитие городской культуры оказывали «социокультурные гнезда» - государственно-общественные межсословные объединения, деятельность которых имела благотворительный и постоянный характер, осуществлялась людьми, постоянно проживавшими в провинции и опиравшимися на местные социокультурные традиции.

4. Развитие системы образования в городах мордовского края стало возможным в результате соединения общественной инициативы, усилий церкви, государственных структур и подвижнической деятельности отдельных граждан.

5. Зарождение и развитие благотворительности в провинциальных городах связано с деятельностью православных священнослужителей и прихожан, которые жертвовали свои средства на строительство храмов, учебных и филантропических заведений, а также оказывали помощь особо нуждающимся жителям уезда. В конце XIX в. рамки благотворительности расширяются, в городах зарождается меценатство. Ведущая роль в развитии меценатства принадлежит купечеству.

6. Важные интегрирующие функции в конце ХГХ в. в провинциальных городах мордовского края выполняли библиотеки - учреждения, в которых приобщение к культуре, образованию происходило на внесословной основе. Фонды библиотек пополнялись благодаря росту книгоиздания и книготорговли, чему способствовали развитие науки и техники, усложнение общественной жизни, повышение грамотности народных масс, увеличение культурных потребностей населения.

7. На рубеже XIX - XX вв. в провинциальных городах выразителем идей, вкусов и запросов самых разных социальных слоев становится театральное искусство. Культурную среду городов Мордовии активно формировали любительские театры.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в выступлениях на Всероссийской конференции «Библиотека в контексте истории» (Самара, 2003); Всероссийской конференции «Роль библиотек в развитии провинциальной культуры» (Чебоксары, 2004); Всероссийской конференции «Роль Пушкинских библиотек в культурном воспитании молодежи» (Б. Болдино, 2005); на Огаревских чтениях в Мордовском госуниверситете (Саранск, 2003), Краеведческих чтениях Мордосвком Республиканском объединенном ераеведческом музее (Саранск, 2005), изложены в 11 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

ПРИМЕЧАНИЯ

Ключевский, В.О. Русская история: в 3 кн / В.О. Ключевский. - М., 1993-1995. - Т. 1. -1995. -1.2.- 1995. - Т. 3. - 1993.

Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. - М., 1990. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. / П.Н. Милюков. - М., 1993. - Т. 1. 4 Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. - М., 1991. 5 Шпенглер, О. Закат Европы / О.Шпенглер. - Пг., 1922. 6 Сорокин, П.А. Социальная культура и динамика /П.А.Сорокин / пер. с англ. -М., 1999. I Пиксанов, Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведный семинар / Н.К. Пиксанов. - М.-Л., 1928.

Гревс, И.М. Очередные задачи краевого культуроведения / И.М.Гревс // Краеведение. - Т. V. - 1928. - № 6. - С. 368-376. 9 Богословский, М.М. Областная история России, ее научное обоснование и современные задачи / М.М.Богословский // Вопросы краеведения: сб.докладов, [Н.-Новгород], 1923.-С. 118-124. 10 Анциферов, Н.И Краеведный путь в исторической науке. (Историко- культурные ландшафты) / Н.П.Анциферов // Краеведение. - Т. V. - 1928. - № 6.-С. 321-328. II Костин, Н.Н. Краткий очерк истории Краснослободского уезда и города Краснослободска Пензенской губернии / Н.Н.Костин. - Краснослободск, 1921.

Воронин, И.Д. Достопримечательности Мордовии / И.Д.Воронин. -Саранск, 1982. Он же. Саранск. Историко-документальные очерки / И.Д.Воронин. - Саранск, 1961; Захаркина, Е.А. Ардатов / Е.А. .Захаркина. -Саранск, 1966.; Чериухин, А.А. Темников / А.А.Чернухин. - Саранск, 1973.; Корсаков, И.М. Краснослободск / И.М.Корсаков. - Саранск, 1966. Сыгонин, Н.И. Инсар / Н.И.Сыгонин. - Саранск, 1975.

Куклин, В.Н. Биографии саранских улиц / В.Н.Куклин. - Саранск, 1990. 14 Юрченков, В. А. Люди и нравы / В.А. Юрченков // Саранск. - В 2 кн. - Саранск, 1997.-Кн. 1. 15 Юрчепков, В.А. Сословие дворянское / В.А. Юрченков // Странник. - 1996. - №3. - С.136-144; Он же. Слово и дело // Странник. - 2002. - №6. - С. 143- 152;. Он же. Пастыри // Саранск: в 2 кн. — Саранск, 1997. - Кн. 1. — С. 231— 265. 16 Тюстин, А.В. Пензенское дворянство / А.В. Тюстин. - Пенза, 2001; Он же.Пензенские губернские предводители дворянства. - Пенза, 2001.

Савин, О.М. Судьбы и память / О.М. Савин. - Саранск, 2003.

Бахмустов, СБ. Староакшинские помещики: из истории родового гнезда Огаревых и Сатиных / СБ. Бахмустов. - Саранск, 2004. 19 Гусева, Т.М. Социокультурное развитие Российской провинции во второй половине XIX в. (на примере Мордовии): автореф. дис.канд. ист. наук. -Саранск, 2004.

Бахмустов, СБ. Монастыри Мордовии / СБ. Бахмустов. - Саранск, 2000. 21 Кудаева, Л.В. Становление и развитие начального образования в мордовском крае во второй половине XIX - начале XX века: автореф. дис... канд. пед. наук / Л.В. Кудаева. - Нижний Новгород, 1996. 22 Лаптун, В.И. Развитие народного образования в Мордовии в конце XIX - начале XX века: автореф. дис... канд. ист. наук / В.И. Лаптун. - Самара, 1997. 23 Бахмустов, СБ., Разорванное ожерелье / СБ.Бахмустов, В.И. Лаптун. - Саранск, 1991. 24 Махаев, В. Скромное обаяние захолустья: уездные города мордовского края в контексте имперской культуры / В. Махаев, Л. Лемайкина, А. Меркулов. Архитектурная история мордовского края. Рузаевка, 1998. - С.120-122; Он же.Саранск: критика архитектурной эволюции // Исторические и политические науки в контексте современной культурной традиции. - Саранск, 1999. - С. 320-352.

Записки о Саранске XVIII-XX в.: сб. - Саранск, 1991. Лотман, Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. - Таллинн, 1992. -Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. 27 Воронина, Н.И.Яика провинциальной культуры / Н.И.Воронина. - Саранск, 2004; Она же. Культура: выход из провинциализма // Феникс - 2001: ежегодник каф. культурологии. - Саранск, 2001. - С. 46-51. 28 Шмидт, СО. Российская провинция XVIII - XX веков: реалии культурной жизни / С.О.Шмидт. - Пенза, 1995. - С. 5-19.

Специфика изучения культурной жизни провинциального города

В современном обществе широко распространено понятие «провинция». Оно имеет несколько значений. Одно из них восходит ко II в. н.э. и связано с римскими завоевательными походами. К концу республиканской эпохи владения Римской державы, охватывавшие почти все Средиземноморье и неиталийские территории, стали называться провинциями: от лат. vincere — покорять, т.е. побежденными странами, или от provincia — область, т.е. территориями, подвластными Риму, управляющимися наместникам из центра, «поместьями римского народа».

Поскольку завоеванные и объявленные римскими территории не совпадали с их прежними историческими границами и тем самым создавалось новое объединение интересов на почве только территориального единства, сущность провинции постепенно определилась как административно-территориальная единица. Реформа Диоклетиана распространила ее в этом значении на все пространство империи, заменив, таким образом, систему отношений «Римская империя (центр) — неиталийские территории (провинция)» системой отношений «Рим (столица) — вся остальная территория (провинция)».

Слово «прижилось» и получило дальнейшее развитие практически во всех языках мира. В русском языке понятие «провинция» появилось после административно-территориальных реформ XVIII в. Развитие страны требовало изменения механизма государственного управления, и Петр I обратился за опытом к европейцам, решив внести их центральные и областные административные учреждения в отечественную систему, что, по замечанию М. Богословского, придало его реформе характер «законченного цикла: начавшись с заимствования иноземного платья, она оканчивалась заимствованием государственного устройства» .

После многолетнего сравнительного изучения западных вариантов Петр остановил выбор на шведском управлении, более близком, по его мнению, к местным условиям.

В русский язык интересующее нас слово пришло сначала с единственной ролью — обозначить на европейский манер наименование одной из единиц административного деления России, предпринятого Петром I в 1699 г. для «большего упорядочения и обеспечения денежных сборов, состоявших в ведении бурмистерской палаты».4 В итоге поэтапных реформ областного деления в 1708 и 1719 гг. российская территория оказалась состоящей из 11 губерний и 49 провинций с дистриктами, заменявшими прежние уезды.

Провинциальное деление в сравнении с губернским было значительным шагом вперед. Если сложившийся исторически воеводский уезд XVII в. был иногда слишком «мелок», чтобы иметь значение самостоятельной областной единицы, то губерния 1708 г. страдала противоположным недостатком — слишком большими размерами. Деление 1719 г. заняло среднее, более выгодное, положение между тем и другим. Как и любое другое искусственное образование, оно обладало специфическими чертами: во-первых, логически правильным членением частей управления, во всяком случае, в проекте; во-вторых, единообразием, достигаемым четкостью соподчинения, идентичностью компетенции органов и должностей административного уровня на территории страны. Сеть местных учреждений стала заметно больше, а с допетровской Россией просто несравнимой: прежние уезды выглядели анахронизмом рядом с мощной, разветвленной структурой губерний, провинций, дистриктов5.

При всех плюсах процесса реформирования принцип единообразия, положенный в его основу, нередко приводил к игнорированию специфики отдельных регионов. Государственные интересы в этом случае вполне ясны и естественны — регулярность облегчала реализацию указов центра и контроль за их исполнением. Однако в российских условиях подобные преобразования приводили к разрушению не только административных, но и, а это главное, исторически сложившихся культурных границ. В течение XVIII в. еще несколько раз произошли решительные перемены в строе областного управления, что повлекло за собой дальнейшие изменения в структуре и характере отношений нестоличных территорий.

На втором этапе административных преобразований возникла и Пензенская провинция Казанской губернии. В состав ее входили «Пенза с пригородком Рамзайевским, Мокшанск, Саранск». Во главе стоял воевода, который подчинялся непосредственно губернатору. Высшим административно-полицейским органом являлась провинциальная канцелярия, состоявшая из секретаря, 3 канцеляристов, 6 копиистов, 2 сторожей. Была создана также сеть провинциальных учреждений, ведавших разнообразными вопросами внутренней жизни: таможня, камергерская контора, конская изба. Сбор подушных денег с крестьян и набор рекрутов производились при помощи воинских команд. Пензенская провинция прекратила свое существование в самом конце 1780 г.

Грамотность и образование как показатель развития провинциальной культуры

Развитие народного образования в Мордовии в конце XIX в. и его влияние на рост культурного уровня населения отчетливо раскрываются при анализе двух основных показателей этого уровня, непосредственно связанных со школой грамотности и образованности. Подробный материал для такого анализа дает Первая всеобщая перепись населения Российской империи, проведенная 28 января 1897 г. Согласно результатам, полученным в ходе переписи, в шести уездах Мордовии Ардатовском, Инсарском, Краснослободском, Саранском, Спасском и Темниковском проживало 931 948 человек, из которых лишь 111118 были грамотными. Это составляло 11,9% всего населения Мордовии. Наибольшей грамотностью отличались мужчины - 20,1%). Грамотных женщин было крайне мало, лишь 4,5%. Таким образом, уровень грамотности мужского населения Мордовии был более чем в четыре раза выше женского, несмотря на то, что количественно последних было значительно больше.

Теперь перейдем к рассмотрению соотношения уровня грамотности сельского и городского населения Мордовии по данным переписи 1897 г.

Приведенные данные показывают, что подавляющее большинство населения Мордовии составляли жители сельской местности и лишь 4.9% от общего количества приходилось на городское население. Уровень грамотности последнего был значительно выше и составлял 32,7% тогда как в сельской местности он равнялся только 10.8%. Если сравнивать уровень грамотности мужчин и женщин сельского населения, то в процентном отношении он выглядел следующим образом: мужчины - 18.9%, женщины -3.5%. У горожан эти показатели выглядели предпочтительнее: уровень грамотности мужчин составлял 42.5%, а женщин - 23.8%, то есть каждый второй мужчина умел читать и писать. У женщин этот показатель был в два раза ниже.

Теперь попытаемся определить, каким был удельный вес грамотности городского и сельского населения по отношению к общей массе жителей Мордовии. Используя приведенные в таблице 13 данные, легко подсчитать, что процент грамотных городских жителей в общем количестве населения составлял 2.3%, а сельских - 9,6%. Таким образом, мы получили общей уровень грамотности населения о котором уже упоминали выше 11.9%. Однако, учитывая тот факт, что городское население составляло лишь 4.9% от общего числа, а сельское, соответственно 95.1%, можно заключить, что удельный вес грамотности городских жителей по отношению к общей массе жителей Мордовии бьш более чем в четыре раза больше удельного веса грамотности сельского населения.

Переходя к анализу уровня грамотности населения по уездам Мордовии, вновь обратимся к данным переписи. Приведенные в таблице 2 данные показывают: во-первых самый высокий уровень грамотности, как среди сельского, так и среди городского населения был зафиксирован в Ардатовском уезде, соответственно - 12.1% и 41.9 %; самый низкий уровень грамотности среди сельского населения был отмечен в Инсарском уезде - 9.4%, а среди уездных городов Мордовии в Саранске - 35.2 %; во-вторых, во всех без исключения уездах, среди сельского населения чрезвычайно низким уровнем грамотности отличались женщины. Самый «высокий» процент грамотности у женщин был отмечен в Краснослободском и Саранском уездах - 3.9%, а самый низкий в Инсарском - 3%. Среди мужчин, проживавших в сельской местности, наибольшая грамотность бьша зафиксирована в Ардатовском уезде -21.8%, самая низкая, опять же, в Инсарском - 16.3%. Самый высокий уровень грамотности среди уездных городов Мордовии был зафиксирован в Ардатове - 41.9%, а самый низкий в Саранске - 35.2%, несмотря на то, что в последнем в 1896 г. значилось 12 учебных заведений, среди них: женская прогимназия, городское 4-х классное училище, начальные мужское и женское училища, волосное училище, две ЦПШ и пять школ грамоты. Для сравнения в Краснослободске, занимавшем второе место среди уездных городов Мордовии, в названном году числилось только пять учебных заведений, однако уровень грамотности среди горожан был гораздо выше и составлял 40.4%.

Социокультурная деятельность библиотек провинциальных городов

Появление библиотек в российских провинциальных городах относится к 30-м годам ХГХ в. Попытки создания библиотек в Екатерининскую эпоху и позднее (в Туле, Иркутске, Калуге и других городах) скорее были исключением из правила и во многом были результатом деятельности отдельных ярких личностей (губернатора, священника и т. п.)1. Стимулом к созданию публичных библиотек в провинции стала деятельность Вольного экономического общества и его председателя графа Н. С. Мордвинова. Именно инициатива последнего подвигла министра внутренних дел А. А. Закревского на Циркуляр от 5 июля 1830 г. с предложением создавать публичные библиотеки в губернских городах. Фактически это была первая правительственная акция, призвашіая таким путем смягчить различие в культуре (в первую очередь «науках», «искусствах», «земледелии») между столицами и провинцией. Обращение из столицы совпало и с появлением инициативы на местах. Библиотеки начинают создаваться не только в губернских, но и в уездных городах. В результате за 1830—1840 гг. в провинции была открыта 41 библиотека, в том числе 9 в уездных городах и 1 сель-екая. Несмотря на то, что каждое из открытий стало событием провинциальной жизни (на торжественных актах выступали губернаторы, известные общественные деятели, устраивались угощения, иллюминации), заметного влияния на культурную жизнь провинции созданные библиотеки не оказали. Как правило, число подписчиков библиотеки, ограниченное с самого начала, со временем практически сходило на нет. В одной из старейших публичных библиотек того времени, созданной по инициативе горожан, — Осташковской — от 45 подписчиков в лучшие годы число их снизилось до 12 человек 3.

Основной причиной неуспеха первой библиотечной инициативы было отсутствие потребности в коллективном пользовании книгой в обществе. Инициатива людей, представлявших интеллектуальную элиту того времени, поддержанная первыми самоорганизующимися группами провинциальной интеллигенции (заметим, кстати, что это далеко не всегда было дворянство), не нашла отзвука в образоваїшой или хотя бы грамотной части общества, что имело серьезные объективные основания.

Первыми книгохранилищами в мордовском крае, как и во всей России, были монастыри. Они занимались собиранием и списыванием книг. Монастырские библиотеки обслуживали монахов и священнослужителей своего монастыря. Книги в порядке обмена пересылались для чтения и переписки из одной библиотеки в другую по договоренности. Книжный фонд монастырских библиотек не отражал состояния русской книжности, т.к. состав его строго контролировался высшим духовенством, боровшимся с распространением книг, противоречащих догмам православной церкви. Произведения «еретиков» из фонда изымались и уничтожались. Составлялись списки книг, которые разрешалось или запрещалось читать и хранить в библиотеках. Они размещались в таких изданиях, как «Изборник-Святослава», «Кирилловская книга» и др. источниках. В число еретической литературы попадали сочинения по естествознанию и философии. И все же благодаря монастырским библиотекам удалось сохранить до наших дней отдельные памятники древнерусской письменности.

Активизации деятельности церкви в первой половине XIX в. во многом способствовала концепция официальной культуры. В сжатом виде ее сформулировал министр просвещения С.С.Уваров: «православие - самодержавие - народность». Утверждение православия в качестве единого истинного вероучения достигалось самыми разнообразными средствами. В первой половине XIX в., помимо светской цензуры, усилилась духовная цензура за чтением населения. В первую очередь это коснулось публичных народных библиотек. В 1835 г. во все публичные библиотеки Синодом был направлен список запрещенных книг, руководствуясь которым такие издания следовало изъять из фондов.

Одновременно Синод обратил внимание местных священнослужителей на организацию церковно-приходских библиотек. По всем соборам был разослан список книг, которые необходимо было приобретать для существующих и вновь открываемых церковных библиотек. Список состоял из 38 названий религиозных изданий в 75 томах, предназначенных для чтения прихожан.

В 1848 г. с одобрения высшего духовенства широко пропагандировалась книга «Организация грамотности в России на религиозно-нравственной основе»4 В ней утверждалось, что ходоки и офени распространяют много вредных, безнравственных и бесполезных книг. Чтобы противодействовать этому, предлагалось устраивать народные сельские библиотеки при каждой сельской церкви, при каждом сельском училище. Основу фондов таких библиотек должны были составлять книги, изданные Синодом, а также периодические издания «Христианское чтение», «Воскресное чтение», «Творение святых отцов» и др.

Похожие диссертации на Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков