Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТИЧНОГО ПЕРИОДА В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВЕКА 11
1.1 Археологические иследования античного периода в конце xix -начале xx века 11
1.2 .Историко-кулвтуро логические исследования античного периода в конце xix -начале xx века 34
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗМ И РЕТРОСПЕКТИВИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ КОНЦА ХІХ-НАЧАЛА XX ВЕКА 56
2.1 Античная парадигма в культуре серебряного века 109
Заключение 156
Сисок использованой литературы 161
- Археологические иследования античного периода в конце xix -начале xx века
- .Историко-кулвтуро логические исследования античного периода в конце xix -начале xx века
- Античная парадигма в культуре серебряного века
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Античность как явление культуры, степень ее присутствия в той или иной эпохе, ее проявленость в том или ином историческом периоде всегда была предметом научного и творческого интереса. Античный концепт в культуре разных эпох - особая тема для исследования: античность как феномен культуры определяет взгляд на ту или иную эпоху. Степень восприятия античности в разные времена, начиная с эпохи раннего средневековья до XX века, была разной: от безмерного восхищения до резкого отрицания. Античность играла определяющую роль в культуре России и «золотого» века;и «серебряного», давая формальное основание и образное наполнение, определяя стилистические особенности произведений искусства и памятников культуры этих эпох. Особенно заметен интерес к античности в пронизанную эсхатологическим чувством переломную эпоху рубежа XIX-XX веков. Элементы античной культуры присутствуют здесь практически во всех сферах жизни, что делает ее положение исключительным и стержневым, а отношение к ней, ее восприятие - проблемным ядром культурологического рассмотрения.
Вопросы взаимовлияния разных культур, исследование влияния классических культур древности на современное общество особенно актуальны в наше время - эпоху глобализма, эпоху «последовательного отстранения от всех местных интересов, норм и традиций»1, когда «технологический прогресс» и порождаемый им прагматизм и бездуховность общества, казалось бы, отодвинули все фундаментальные общечеловеческие понятия на второй план. В условиях кризиса всех сфер общественной жизни, при некритическом перенимании образцов массовой западной культуры, навязываемых СМИ, остро встает вопрос о
1 Панарин А.С. Искушение глобализмом. М. 2003. С.5.
необходимости реконструкции смыслообразующих пластов национальной культуры, которые сегодня могут стать опорой в ходе возрождения основных национальных идеалов и ценностей. В кризисные периоды в поисках новых идей, форм и образов, в своем стремлении к возрождению «вечных ценностей» культура и искусство всегда обращались к античности как к источнику свежей творческой силы и эмоциональных впечатлений.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение влияния античности на отечественную культуру имеет давнюю традицию, заложенную еще в конце XIX - начале XX века в трудах Д.В. Айналова, Н.П. Кондакова, Н.В. Покровского, Ф.И. Буслаева, рассматривавших античные основы византийского и древнерусского искусства. Позднее, интерес к культуре серебряного века и к проблемам отражения в ее образах образов античности не угас, но в силу исторических обстоятельств, был реализован только в середине 70-х годов XX века. В последние два десятилетия в отечественной науке был предпринят целый ряд исследований, направленных на осмысление феномена «русской античности», оказавшего влияние на трактовку культурного наследия в образовании и просвещении. Среди ведущих отечественных специалистов, исследовавших развитие античной темы в русской культуре и судьбы классики в переломную эпоху рубежа XIX - XX вв., прежде всего, следует назвать профессора Г.С. Кнабе, а также профессора Н.В. Брагинскую, профессора В.Л. Махлина, В.В. Николаева и др. Основные позиции этих исследований обращены к идеям таких философов культуры, как Вяч.И. Иванов, М.М. Бахтин, Н.М. Бахтин, ЯЗ. Голосовкер и другие» в связи с их отношением к литературной и художественной жизни. Они имеют глубокое философское и культурологическое обоснование, но в целом, посвящены одному аспекту проблемы, а именно, «жизнестроительству» Серебряного века (проекты «новой античности на русской почве», мечты о возрождении античности и кризис этой программы в 1920-е годы). В
целом, можно сказать, что проблема выявления и анализа важнейших элементов античной культуры, послуживших основой теоретических построений и художественных реминисценций последующих веков, в частности рубежа XIX - ХХ&не была достаточно рассмотрена. Также не была рассмотрена чрезвычайно важная для понимания и правильного взгляда на деятельность мастеров Серебряного века проблема выбора критериев оценки античности культурой рубежа веков. В связи с этим чрезвычайно важны труды таких исследователей искусства конца XIX -начала XX веков, как Д.В. Сарабьянов, Г.Ю. Стернин, в работах которых рассмотрены общая атмосфера художественной жизни России рубежа веков, истоки возникновения и формирования модерна в русском искусстве, в том числе сложное взаимоотношение общих художественных принципов модерна как целого и неоклассицизма как его частности. В связи с тем, что наиболее наглядно модерн и, в частности, неоклассицизм, проявил себя в архитектуре, особую важность приобрели труды таких исследователей, как Е.И Кириченко, Е.А. Борисова, И.А. Бондаренко, М.В. Нащокина, В.В. Кириллов, Т.П. Каждая, B.C., Горюнов, М.П. Тюбли, где основные принципы модерна и неоклассицизма рассматриваются на примере памятников архитектуры Москвы и Петербурга, а также на примере монографического исследования творчества отдельных, наиболее выдающихся архитекторов модерна. Основной проблематике неоклассической архитектуры начала XX века посвящены монографические исследования и статьи Г.И. Ревзина, на страницах которых автором воссоздана целостная модель стиля, рассмотрены различные аспекты неоклассики (иконографические, семантические, философские, культурологические), вопросы ее зарождения и эволюции, связи с предшествующими и последующими этапами отечественной и мировой архитектурной истории; монография включает и исчерпывающий по полноте обзор неоклассической историографии от первых до
современных публикаций. В работах СМ. Иванова и А.А Асоян. поставлен вопрос о причинах, обусловивших ключевой характер некоторых мифологем и возросшей репрезентативности мифа в культуре Серебряного века. Труды Е.Н. Морозова, М.Л Гаспарова, Н.А. Иванникова, С.А. Самсонова широко исследуют проблемы, связанные с Серебряным веком, раскрывая деятельность мастеров в контексте сложного переломного времени рубежа XIX-XX веков. Среди исследователей особое место следует отвести Алексею Федоровичу Лосеву, являющимся одновременно и ярчайшим представителем «русской античности» Серебряного века и её интерпретатором. Его фундаментальные труды, особенно «Двенадцать тезисов об античной культуре» (1988), «Эстетика Возрождения» (1978), «Философия. Мифология. Культура» (1991) имеют методологическое значение для рассмотрения темы диссертационного исследования и дают ключ к пониманию принципов проникновения античного концепта в культуру той или иной эпохи и рассмотрению интегрированности античности не только в культуру Возрождения, но и в культуру других эпох.
При рассмотрении темы присутствия античного концепта в культуре России рубежа веков следует выделить работы Н.Я. Скрипник, где рассматривается формирование и влияние античной эстетики на культуру и образование различных эпох, утверждается вечность эстетических идеалов античности и их актуальность в наше время. Интересное суждение о том, что «архитекторы модерна использовали композиционные приемы аналогичные приемам, применяемым в Кносском дворце2 , выдвигает А.Н. Завьялова, рассматривая историю стиля, модерн в России конца XIX -начала XX века как живое синкретичное явление. Особо следует отметить работы И.В. Овчинкиной, в которых автор рассматривает неоклассицизм как эстетическое явление, повлиявшее не только на архитектуру
2 Завьяловой А.Н. Культурные основания стиля модерн -Новосибирск. 2003. С. 21.
Серебряного века, но и на поэзию и литературу.
В целом, можно сказать, что в рассмотренных научных трудах исследованы основания феномена античности в культуре изучаемого периода - это незыблемость идеалов и стремление к ясности и гармоничности развитого душой и телом человека, но остается наблюдение, которое ускользает от исследователей, - античность как таковая воспринимается мастерами Серебряного века не в классической парадигме, а в архаической. Древнегреческая архаика несла в себе творческую энергию античной культуры, в этом видели аналогию с атмосферой рубежа веков, что способствовало осознанию творческого потенциала новой культуры, формированию норм и идеалов. Античность в этот период допускает вольное обращение с собой - мастера модерна и символизма творили свою античность, создавали новый идеал, который выводил человека на новый уровень духовной жизни, и служил основанием будущего спасения России от надвигающейся катастрофы.
В современной западной науке при очень серьезном интересе к культуре Серебряного века, культурный фон рецепции античности исследовался фрагментарно. В трудах крупнейших исследователей, таких, как А. Пайман3 и А. Хансон-Леве, особенности русского восприятия античности в Серебряном веке изучались в контексте общих проблем творчества символистов.
Целью настоящего исследования является - на основе комплексного анализа различных сфер культуры России конца XIX - начала XX веков выявить ведущую роль античного концепта и более конкретно, концепта архаики в сложении особенностей культуры модерна и символизма.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании определен ряд конкретных задач:
3 См: Пайман А. История русского символизма / Авт. пер. с анг. В.В. Исаакович. - М. 2000.-415с.
изучить и систематизировать научные и художественные работы мастеров Серебряного века, с точки зрения выявления архаической парадигмы;
на основе анализа исторических, искусствоведческих и археологических трудов конца XIX - начала XX века выявить важнейшие элементы античной культуры, послужившие основой теоретических построений и художественных реминисценций;
опираясь на историко-функциональный подход, раскрыть особенности бытия античной культуры в Серебряном веке, показать возможности ее влияния на русскую культуру:
Научная новизна и результаты исследования. В постановке цели и задач исследования, а также в планируемых результатах содержится ряд положений, обладающих научной новизной работы, что определяется ее проблематикой, широтой охвата материала и культурологическим системным подходом к изучению трудов мастеров Серебряного века. Анализ затронутых в настоящем исследовании проблем позволит по-новому осветить ряд вопросов отечественной науки о культуре, даст ключ к пониманию отдельных явлений в творчестве многих мастеров этого сложного периода. В научный оборот вводятся неизвестные ранее архивные материалы.
Положения, выносимые на защиту:
открытия в области античности на территории России стали мощным импульсом для теоретических построений и художественного творчества мастеров Серебряного века;
античный архаический концепт органичен такому явлению, как модерн,и активно им используется;
античность проявляется в культуре символизма не только как набор образов и аллегорий, а появляется как внутреннее тяготение к единству и развивается в дихотомии «Диониса и Аполлона»;
архаика как концепт культуры имеет ярко выраженный творческий потенциал, созвучный созидательным настроениям эпохи;
Объект исследования: русская культура Серебряного века в ее отношении к древнегреческой архаике.
Предмет исследования: традиции архаической Греции в культуре Серебряного века, роль античного концепта в культуре модерна и символизма.
Теоретико-методологические основы исследования. Методология исследования определяется спецификой объекта исследования, его целью и задачами; ее основу составляют междисциплинарный и системный подход к исследованию. В работе использованы сравнительный, историко-генетический, культурно-феноменологический методы исследования, принятые современной наукой о культуре.
При разработке отдельных аспектов темы были использованы труды
отечественных культурологов, философов, историков: М.Н. Громова, В.Ф.
Козлова, И.К. Кучмаевой, Л.Н. Михеевой, Л.А. Сугай, В.Н. Расторгуева,
М.Н. Жиленко, Э.А. Орловой, М.В. Покачалова, О.Ю. Ивановой, М.В.
Силантьевой, А.Ю.Евдокимова. Использованы методы
иконографического, формального и стилистического анализа, традиционные для искусствознания. Особое внимание уделено анализу первоисточников - произведениям искусства и литературы мастеров Серебряного века.
Научно-практическая значимость полученных результатов исследования заключается в расширении области анализа истории отечественной культурологической мысли. Материалы настоящей работы могут найти применение при создании специальных курсов по культуре древних цивилизаций, в частности цивилизации античности, по культуре рубежа XIX - XX веков, в методических пособиях и в учебных хрестоматиях к указанным курсам как для студентов высших учебных
заведений, так и для слушателей курса «Мировая художественная культура», «Москвоведение» в средних общеобразовательных учебных заведениях, лицеях и гимназиях, художественных училищах.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры. Результаты исследования были опубликованы в научных статьях общим объемом 3 п.л.
Основные концептуальные положения диссертационного исследования представлены в докладах и тезисах на следующих научных конференциях:
Ежегодная конференция-семинар молодых ученых в Российском институте культуры «Наука о культуре шаг в XXI век». 2003 г. - Доклад: «К вопросу о влиянии открытий памятников античности на культуру России начала XX века».
Ежегодная конференция-семинар молодых ученых в Российском институте культуры «Наука о культуре шаг в XXI век». 2004 г. - Доклад: «Модернизм и ретроспективизм как явление культуры в России к.ХІХ -н. XX вв.».
Ежегодная конференция-семинар молодых ученых в Российском институте культуры «Наука о культуре шаг в XXI век». 2005 г. - Доклад: «Античная парадигма в культуре серебряного века».
Вторая Всероссийская научно-методологическая конференция. Красноярск, 2004 г. (публикация) - Доклад: «Античность в архитектуре русского модерна».
Первая конференция научных работ студентов и аспирантов. МГАХ. 2005г. - Доклад: «Античные элементы в особняках и доходных домах московского модерна как проявление ретроспективной тенденции конца XIX - начала XX века».
Материалы исследования использовались автором при чтении курса «История русского искусства» в разделе «Русское искусство конца XIX -начала XX века» для студентов IV курса заочного отделения факультета культурологии Государственной академии славянской культуры, а также для студентов I и II курсов очного отделения факультета Художественной культуры (специальность «теория и история изобразительного искусства») в цикле лекций «История искусства Древней Греции» и «История искусства Древнего Рима».
Структура диссертации. Согласно намеченной проблематике исследования, диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и архивных источников, включающего 190 наименований.
Археологические иследования античного периода в конце xix -начале xx века
Во второй половине XIX века вновь появляется пристальный интерес к культуре Древней Греции. Несмотря на то, что многое уже было известно и многие произведения греческого искусства в подлинниках или римских копиях были собраны еще до XIX века, на рубеже XIX-XX веков были сделаны великие археологические открытия, по-новому представившие историю античной Европы. Прежде всего, это работы Генриха Шлимана в легендарной Трое, Микенах и Тиринфе в 1871—1890 годах, в результате которых была открыта неизвестная ранее микенская культура, предшествовавшая эпохе Гомера. С 1875 года немецкие археологи во главе с Э. Курциусом и Ф. Адлером начали раскопки в Олимпии, раскрывшие храмы Геры и Зевса: тогда были найдены статуя Гермеса работы Праксителя IV в. до н.э., скульптуры фронтона храма Зевса Олимпийского, Ника работы Пеония. Позднее, в 1955 году в Олимпии обнаружили мастерскую Фидия. В 1882 году была создана Американская археологическая школа в Афинах и американские археологи начали раскопки в Аттике, Сикионе, Платеях. Активизировалась деятельность греческих археологов. Чуть ранее в 1881 году были начаты раскопки в Эпидавре, где П. Каввадий раскапывал святилище Асклепия и театр, построенный архитектором Поликлетом. С 1882 года велись археологические исследования в Элевсине — святилище Деметры вблизи Афин под руководством Филиоса: были открыты телестерий и храм. В 1886 году была основана Британская археологическая школа в Афинах, принимавшая активное участие в раскопках на острове Кипр. С 1893 года французские археологи Б. Оссулье и Т. Омолль раскапывали святилище Аполлона в Дельфах, где были открыты храм и сокровищницы, стадион и театр, найдена бронзовая статуя возничего (ок. 480 г. до н. э.).
Кроме раскопок святилищ, большое значение имело начатое в последней трети XIX века исследование греческих городов Малой Азии. В 1878— 1886 годах Берлинский королевский музей вел работы в Пергаме. Под руководством инженера К. Тумана был раскопан Алтарь Зевса, построенный царем Эвменом в 180 г. до н.э. в честь победы над галатами. Блоки с рельефами от этого алтаря были вынуты из византийской стены. С 1889 года немецкие археологи под руководством Т. Виганда раскапывали Милет. В городе эллинистического и римского времени были открыты: театр, булевтерий, стадион и в 30 км от Милета храм Аполлонудак называемый, Дидимейон. С 1895 года австрийские археологи вели систематические раскопки Эфеса в Малой Азии, ранее начатые англичанами. Город был раскопан почти полностью: раскрыты улицы, агора, жилые дома, пританей, термы, два пімнасия, театр, одеон, храм Сераписа, библиотека и другие сооружения. Недалеко от города были открыты остатки фундамента одного из семи чудес Древнего мира - знаменитого храма Артемиды Эфесской и найдены основания его колонн с рельефами. Также полно был раскопан другой греческий город - Приена, где в 1895—1899 годах проводил археологические исследования Берлинский королевский музей: тогда были открыты стена с тремя воротами, рынок, храмы, стадион, театр, гимнасий и другие постройки.
В этот период английским археологом Артуром Эвансом были продолжены начатые Г. Шлиманом исследования крито-микенской культуры. С 1900 года он вел раскопки на Крите, в результате которых был открыт Кносский дворец и найдены уникальные памятники письменности, фресковой росписи, мелкой пластики, расписной керамики.
На острове Делос французские археологи продолжали производить раскопки города эллинистического периода. Были открыты жилые дома с мозаиками, здания торговых объединений с залами для общих собраний, с помещениями для приезжих купцов и со складами для товаров, святилища, театр.
Археологические раскопки в Средиземноморье были прерваны военными действиями в период Первой мировой войны, но вскоре после ее окончания вновь возобновились. Особое значение имели работы Американской школы в Олинфе в Северной Греции на полуострове Халкидика. Этот город был крупным торговым центром в V—IV вв. до н.э. Систематические раскопки Д. Робинсона в Олинфе позволили выявить прямоугольную, так называемую гипподамову систему планировки города: параллельные улицы и переулки делили город на кварталы, внутри которых дома стояли блоками по пять домов с каждой стороны. Под руководством Д. Робинса были проведены исследования также в Коринфе, где были открыты римский форум, булевтерий, храмы, торговые лавки. Раскопки продолжались и в центральном городе Древней Греции - Афинах, где с 1931 года работала археологическая, экспедиция во главе с Г. Томпсоном: была исследована Агора — центр политической, деловой и торговой жизни города. Тогда же были открыты остатки булевтерия — здания, где заседал совет 500, дикастерия — суда, храм Гефеста, стоя — портик, построенный пергамским царем Атталом во II в. до н. э., и другие сооружения. По-прежнему активно велись раскопки на Кипре, где исследования производил Онефальш-Рихтер; его раскопки были продолжены Британским музеем, под руководством Мюррея (Murray); они сопровождались выдающимися находками: найдено свыше 100 микенских гробниц, с большим числом предметов из золота, слоновой кости. Цан (Zahn), производя по поручению Берлинской Академии Наук раскопки у древнего Пафоса (1910), открыл следы храма, посвященного, по видимому, Афродите, и вблизи него посвятительные надписи Афродите и Аполлону, начертанные кипрским слоговым письмом.
В некоторый районах Древней Греции раскопки не останавливались и во время Первой мировой войны. Так, например, в 1915 году на Галлиполи двумя французскими офицерами была отрыта часть некрополя древнего Эленунта, а в Константинополе и его окрестностях раскопки под руководством французского генерала Тарна позволили уточнить топографию древней Византии.
По-прежнему сенсационными были раскопки в Италии, особенно в Помпеях, которые сопровождались уникальными открытиями, будоражившими всю Европу. Так в 1894 — 95 годах был отрыт дом Веттиев с хорошо сохранившейся живописью, включавшей более 180 картин, Casa degli Amorini dorati,— дом, названный так по украшавшим его золотым амурам. Рядом с Помпеями, в Боскореале, было открыто сельское поместье и в нем богатый клад, состоявший из эллинистических и римских серебряных предметов. Эти вещи в момент страшной катастрофы, постигшей Помпеи и их окрестности, были, по-видимому,, собраны, но их не успели унести. Теперь они находятся в Париже: их приобрел Э. Ротшильд и пожертвовал в Лувр. На месте древних Фурий, основанных на месте Сибариса в век Перикла, были найдены золотые пластинки с орфическими надписями. Пухштейном и Кольдевеем в это время исследовались греческие храмы в Южной Италии и Сицилии, а в Калабрии вел раскопки Орси. В 1921 году в Селинунте продолжались раскопки сокровищницы Деметры и обнаружено большое число культовых предметов, священных приношений - головок и женских статуэток. В Сиракузах была открыта усыпальница, высеченная в скале, а в сиракузском амфитеатре найдена прекрасная кариатида, вделанная в известняк времени Гиерона И.
Историко-кулвтуро логические исследования античного периода в конце xix -начале xx века
Исследуя культуру Европы и России невозможно понять особенности ее исторической судьбы без детального исследования античной культуры. Античная культура представляла собой целостное образование, охватывающее все исторические формы общественного сознания - политику и право, мифологию и религию, науку, философию и искусство. Географические рамки античности, ограничиваются территорией Древней Греции и Рима. Хронологические рамки этого периода уходят в глубь веков от истоков крито-микенской культуры на рубеже III - II тыс. до н. э. до кризиса Римской империи в III в. н. э., положившего начало переходу к христианской культуре. Однако воздействие античной культуры на мировую цивилизацию выходит далеко за обозначенные пределы, и это говорит об исторической специфике особого типа этой культуры, обладающей характерной парадигматической функцией.25
Благодаря открытиям археологии, мастерам Серебряного века, представилась возможность обозреть греческую культуру во всей полноте, начиная от ее формирования в до-архаическую эпоху до эпохи эллинизма. Именно на рубеже XIX-XX веков начинается фундаментальное исследование и осмысление феномена античности. Античность волновала человечество всегда, но мастера Серебряного века понимали античность не как историки и археологи, но как деятели и творцы новой культуры, их восприятие античности носило сугубо индивидуальный характер.
Большое значение для изучавшей античность культурологии Серебряного века имело ницшеанское различение аполлонической и дионисийской основы культуры Древней Греции. В обликах Аполлона и
Человек и Общество. Культурология. Словарь- справочник. Ростов-Дон, 1996. Диониса запечатлены разные полюсы космического бытия. Эти два начала были прослежены немецким мыслителем в миросозерцании, культуре и историческом развитии греков. Два символа в известной мере выразили «полноту вечной жизни» (Вяч. Иванов).
Одним из первых поэт и философ Вяч. Иванов заметил, что эти первоосновы, дополняя друг друга, создали космос эллинской культуры. Важно отметить, что, по мнению Ницше, именно в единстве этих двух начал заключается секрет гармонического развития античной культуры. Поочередно одна стихия преобладает над другой, при этом сложившаяся система ценностей находится в равновесии. Так, Гомер олицетворяет собой победу аполлонизма над дионисийством. По словам А.Ф. Лосева, «тут обожествление всего, безотносительно к тому, добро оно или зло. Наряду с этим блеск и роскошь гомеровского мира содержит в своей основе страшную мудрость лесного бога Силена, вещающего, что «наилучшее для тебя вполне недостижимо: не родиться, не быть вовсе, быть ничем», «а второе по достоинству для тебя - скоро умереть».
В становлении отечественного антиковедения рубежа веков большую роль сыграла эпиграфика. Исследования в этой области получили развитие в России с конца 70-х - начала 80-х годов XIX века. В 1881 году к V Археологическому съезду в Тифлисе И.В. Помяловским был опубликован первый крупный труд в этой области «Сборник греческих и латинских надписей Кавказа». Перевод и исследование древнегреческих надписей позволило П.В. Никитину в 1882 году опубликовать исследование по истории афинских драматических состязаний, в котором он предвосхитил многое, что было высказано потом через 25 лет. Отечественная школа эпиграфистов была создана трудами и исследованиями профессора Петербургского университета Ф.Ф. Соколова. По его инициативе при поддержке русского посланника в Афинах П.А. Сабурова Министерство народного просвещения, начиная с 1880 года, несколько лет посылало молодых ученых в Грецию для изучения на месте эпиграфических памятников. Среди них были в основном ученики Соколова, будущие выдающиеся исследователи античности В.К. Ернштедт, В.В. Латышев, Д.Н. Корольков, А.В. Никитский, Н.И. Новосадский, А.Н. Щукарев, Р.Х. Лёпер, С.А. Селиванов. Поскольку Россия не имела в Афинах своей школы, исследователям приходилось пользоваться возможностями Немецкой и Французской школ и в их изданиях публиковать свои находки, что позволило русским исследователям сразу войти в круг зарубежных ученых. Ряд исследований был опубликован ими и в русских изданиях, что послужило основанием для создания отечественной школы антиковедения. Среди отечественных и зарубежных эпиграфистов в скором времени одно из первых мест занял В.В. Латышев. Получив командировку в Грецию, он открыл там несколько важных исторических документов, перевел и исследовал их, и эта работа была опубликована на немецком и французском языках. Русское археологическое общество поручило ему собрать и издать все древние надписи, обнаруженные на юге России. Объехав территории греческих колоний в Северном Причерноморье, он открыл, собрал, систематизировал и подготовил к публикации надписи Тиры, Ольвии, Херсонеса Таврического и других местностей от Дуная до Боспорского царства. Уже в 1890 году В.Латышев выпустил два тома надписей, в дальнейшем еще три, а в 1916-м переиздал и дополнил первый. Современник писал: «Никто лучше его не умел тогда списывать надписи с оригиналов, делать с надписей эстампажи.. транскрибировать, восстанавливать лакуны в них, объяснять надписи...» Известный также как поэт и переводчик, В.В. Латышев немало способствовал тому, что российское антиковедение заняло одно из первых мест в мировой науке. Предметом изучения другого выдающего исследователя А.В. Никитского были дельфийские и локридские надписи. Кроме В.В. Латышева он был «настоящим мастером в эпиграфике», отличавшийся точностью и тщательностью исследования, вниканием в детали, критическим анализом. В его трудах были заложены методологические основы изучения античности, сформулированы новые положения в области древнегреческой культуры. Помимо эпиграфики «религиозными и государственными древностями» занимался Н.И. Новосадский, совершивший много поездок по Греции и на остров Крит. Результатом его исследований явились работы по греческой религии и написан курс «Греческая эпиграфика», явившийся основанием дальнейшего развития этой науки. Еще одно важное событие этого времени, сыгравшее большую роль в изучении Античности - открытие греческих папирусов, давших богатейший материал, по-новому осветивший представления о городском управлении, городской жизни, различные социальные вопросы древности. На основании этих данных М.И. Ростовцев написал выдающийся труд о происхождении различных социальных явлений сельской жизни, изданный на немецком языке. В этих источниках раскрывалась яркая картина разнообразных сторон жизни греческого населения, вплоть до развлечений и увеселений. Среди греческих папирусов упоминается множество ангажементов разных артистов, плясунов, танцовщиц и декламаторов, приглашаемых на городские и деревенские праздники. Найдены также различные договоры частных лиц - брачные контракты, договоры о разводе, договоры с кормилицами и другие. Греческие папирусы воскрешают перед нами произведения греческой классической литературы, содержат в себе документы, раскрывающие отношения между государством и населением, его юридическое, финансовое, социально-экономическое положение, вводят в повседневную жизнь, раскрывают отношения людей друг к другу, их горе и радость, их заботы, их сокровенные мысли и чувства, семейную жизнь, домашние тайны. Эта потрясающая воображение картина раскрывается в многочисленных дошедших до нас частных письмах.
На основе этих открытий постепенно складывается русская школа изучения античности. В 1894-1902 годах Харьковским университетом был издан труд И.В. Нетушила «Очерк римских государственных древностей» в трех выпусках, подробно раскрывающий особенности культуры древних римлян. С таким же названием в 1911 году вышла работа П.Черняева. Библиографической редкостью стали сейчас два перевода «Реального словаря классической древности» Ф. Любкера, сделанные В.И. Модестовым и коллективом Классического отделения Российской Академии наук. Словарь является бесценным сборником по культуре античности, уникальным в своем роде.
Исследователи рубежа XIX-XX веков свою задачу в изучении «древностей» видели не в том, чтобы дать «полные ответы на предъявляемые исторической наукой общие вопросы», а в том, чтобы собрать и подобрать материалы для таких ответов. Например, киевский антиковед П. Аландский в 1879 году осуществил перевод и издание работы А. Бёка по теории изучения древностей. В те годы мировая наука достигла значительных результатов в изучении греческих и римских древностей, но отечественные исследования по «истории древностей» не уступали зарубежным аналогам.
В настоящее время забыты труды многих дореволюционных исследователей истории духовной жизни античности. Это, прежде всего, четырехтомный труд Ф.Ф. Зелинского «Из жизни идей», который получил одобрительные рецензии и был несколько раз переиздан до революции. Статьи варшавского профессора О. Базинера «Война и мир в классической древности», киевского антиковеда П. Бодянского о римских вакханалиях и их преследовании, труды безвинно репрессированного в советские годы профессора Б. Варнеке, исследования Л. Воеводского о каннибализме и солярном культе в греческих мифах и другие работы по греческой мифологии, профессора В. Герье об Августине, С. Жебелёва о религиозном врачевании в Древней Греции, А. Захарова «Тропы богов в древности», Е. Кагарова по идеологии греческих мифов, М. Крашенинникова о сакральных таинствах, И. Луньяка об античной риторике и о идеях войны и мира в древности, В. Мальмберга, Ф. Мищенко из истории эллинской цивилизации, в частности, его докторская диссертация «Опыт по истории рационализма в Древней Греции», статьи С. Сингелевича, В.В. Фармаковского, И.В. Цветаева, П. Черняева, С. Шестакова и т.д.
Античная парадигма в культуре серебряного
Серебряный век84 в истории русской культуры можно назвать по меткому замечанию Н. А. Бердяева, «одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» «культурный ренессанс начала века». «Вместе с тем, — писал философ о том времени, — русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но и что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир (А. Блок, А. Белый)» . Культурный ренессанс, подъем поэзии и философии, грядущие зори, предчувствие катастроф — в этих ключевых словах-символах запечатлены характерные черты духовной жизни России начала XX столетия.
Серебряный век в русской культуре - понятие расширенное. Это не только живопись и архитектура модерна, не только символистский театр, воплотивший идею синтеза искусств, когда над постановкой спектакля вместе с режиссерами и актерами работали художники и композиторы, это и литература символизма, и особенно поэзия, которая в историю мировой литературы вошла под названием «поэзия Серебряного века». И помимо всего прочего, это стиль эпохи, это образ жизни. Поэт Владислав Ходасевич определял его так: «Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Все время он порывался стать жизненно творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невыполнимая правда; и в этом постоянном стремлении протекала, в сущности, вся его история. Это был ряд попыток, порой истинно героических, найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства».
Символизм был одним из ярких явлений, входивших в культуру Серебряного века. Среди сюжетов в символизме, как правило, преобладали сцены священного писания, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология. Основы эстетики символизма в Европе заложили А. Рембо, С. Малларме, П. Верлен, К. Гамсун, М. Метерлинк, Э. Верхарн, О. Уайльд, Г. Ибсен, Р. Рильке и др. Символизм получил широкое распространение во многих странах Западной Европы (Бельгии, Германии, Норвегии и др.).
Эстетика символизма обращается к сфере духа, «внутреннего видения». В основе символистской концепции лежит постулат о наличии за миром видимых вещей истинного, реального мира, который наш мир явлений лишь смутно отражает. Эта концепция ярко отражена в стихотворения Вл. Соловьева, которого по праву считают духовным отцом русского символизма: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нахш-Только отблеск, только тени От незримого очами? Искусство рассматривается как средство духовного познания и преображения мира. Момент прозрения, возникающий во время творческого акта — вот то единственное, что может приподнять завесу над иллюзорным миром обыденных вещей. В отличие от европейского, русский символизм начался на рубеже XIX - XX века, впитав философию русского мыслителя и поэта Вл. Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Красоте, которая спасет мир . Символизм в России был объединен вокруг журналов «Весы» и «Золотое руно», издательств «Мусагет» и «Скорпион». Символизм включал два поколения поэтов. В первое входили Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов. Во второе - А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов.
Представитель первого поколения Д.С. Мережковский одним из первых выразил необходимость выбора между искусством «художественного материализма» и искусством «страстных идеальных порывов духа», делая свой выбор, безусловно, в пользу последнего. Он считал, что подлинное искусство должно включать в себя сложные символы, мистическое содержание, новые средства художественного воздействия. Поэзия, по его мнению, начинается там, где есть порыв к идеальному смыслу вечных образов.
В таком же духе рассматривает искусство К.Д. Бальмонт. Символическую поэзию он определяет как «поэзию, в которой органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота». Поэзия для него начинается там, где есть порыв к новому «сочетанию красок и звуков в их неотразимой убедительности»88.
Интересную оценку символизму дает В.Я. Брюсов. В его поэзии и теоретических работах данное течение предстает в наиболее полном и развернутом виде. Он убежден, что подлинное искусство по своей природе является элитарным. Оно не может быть доступным и понятным каждому. Понять художника по-настоящему может только мудрец. Брюсов подчеркивает автономность искусства, его независимость как от науки и рационального познания, так и от религии и мистики. Он рассматривает символизм только как искусство, видя в нем особый метод искусства