Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная функция костюма XIX века в пьесах А.Н. Островского Коробов, Арнольд Владимирович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коробов, Арнольд Владимирович. Социокультурная функция костюма XIX века в пьесах А.Н. Островского : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Коробов Арнольд Владимирович; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Шуя, 2012.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-24/159

Введение к работе

Актуальность исследования. А.Н. Островский – один из наиболее значимых драматургов второй половины XIX в. С возрастанием значения России и русской культуры в мире повышается интерес к личности и творчеству А. Н. Островского, уникального художника – исследователя русской жизни. Его пьесы постоянно находятся в репертуаре практически всех российских театров, как профессиональных, так и любительских, а также регулярно ставятся и за рубежом. Первые переводы его произведений на иностранные языки были сделаны ещё при жизни драматурга. Создаются новые телепостановки, оперные произведения и балеты.

Его творчество на протяжении более полутора веков подвергалось рассмотрению и исследованию многими деятелями науки, искусства и культуры. Регулярно проводятся различные конференции, семинары и форумы, посвящённые только творчеству Островского (А.Н. Островский в движении времени, Щелыковские чтения и др.). Новые постановки транслируются по телевидению и на радио, обсуждаются в прессе. Полемика по поводу личности и таланта драматурга посвящаются телепередачи и ток-шоу (Культурная революция «А.Н. Островский – самый современный драматург»).

Постоянно ведётся работа по изучению малоизвестных сторон творческого наследия драматурга. До недавнего времени не были изучены его оперные либретто, жанровое своеобразие картин и сцен в творчестве автора, не была исследована проблема взаимодействия творчества Островского с кинематографией и т. д., что существенно обедняет наше представление о вкладе драматурга в общественную культуру.

До настоящего времени практически не исследован вопрос о значимости костюма как важнейшего средства характеристики персонажа в пьесах А.Н. Островского. При этом исследователи отмечают повышенное внимание писателя к деталям быта, особенностям уклада, отражённым в ремарках и речах героев. А. И. Журавлёва указывает: «Островский приходит к пониманию быта как бытия, как непреложной формы существования человека, вообще людей, в конце концов – общества. Этим определено место быта в жизни, изображаемой им в своих произведениях. Этим определены и характерные для пьес Островского сюжетные мотивы: борьба за кусок хлеба, за свой угол, мечты о доме, приискание невест, хлопоты о женихах, свахи, даже мечты чуть ли не о новой косыночке».

Работая над пьесами, Островский использовал свой богатый запас наблюдений над культурой, образом жизни, бытом купцов, приказчиков и мещан. Быт в произведениях А.Н. Островского не только отражает социокультурные коллизии и национальный жизненный уклад, но и является источником конфликта. Внимание Островского к костюму действующих лиц, по точному замечанию Л. М. Лотман, было обусловлено тем, что драматург «прекрасно понимал, что манера одеваться, стиль одежды человека является для окружающих первой его характеристикой».

Костюмом герой заявляет о себе, костюм является специфическим культурным, социальным, эстетическим кодом. Персонажи, находящиеся внутри одного культурного пространства, своей одеждой демонстрируют либо единение с общими культурно-эстетическими тенденциями, либо свою обособленность.

Драматургия Островского, отражающая разные «этажи» культуры (народный, чиновничий, дворянский), представляет для исследователей уникальный материал, в котором воспроизведены все наиболее важные детали и предметы, входящие в обиход и «джентльменский набор» современников драматурга. Сам Островский писал: «Бытовой репертуар, если художествен, т.е. если правдив, великое дело для новой, восприимчивой публики: он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке, что он должен в себе беречь и воспитывать и что есть в нём дикого и грубого, с чем он должен бороться» (X, 138).

Островский очень хорошо разбирался в одежде и тканях, также имел неплохие навыки кройки и шитья, что известно из воспоминаний о нём. Также он всегда стремился, по возможности, участвовать при подготовке спектаклей по его пьесам. Он сам распределял роли и давал чёткие указания по поводу внешнего вида того или иного героя. Да и сам играл в своих пьесах в постановках любительского театра.

Работа над энциклопедией «А.Н. Островский», в которой принимал участие большой коллектив ученых, выявила необходимость рассмотрения всего калейдоскопа образов, созданных автором, и изучения значимости деталей костюма в создании полноценного образа каждого отдельно взятого героя. Создание костюмов к театральным постановкам является делом профессиональных художников. В работе над пьесами Островского принимали участие такие великие художники и декораторы, как В.М. Васнецов, Э.Г. Стенберг, И. Билибин, М. Врубель и др.

Степень научной разработанности проблемы.

О творчестве драматурга накопилась большая исследовательская литература, но не существует ни одного полноценного исследования о функциях и значении детали и костюма в произведениях А. Н. Островского. Во всех исследованиях лишь вскользь упоминается функционирование и значение деталей и костюма в пьесах драматурга, хотя упоминания костюма встречаются в монологах и авторских ремарках. Сохранились и дополняющие записки автора для конкретных постановок, часто довольно тщательно прописывающие детали облика персонажей.

Островский, по верному замечанию И.А. Гончарова, «писал эту жизнь с натуры – и у него вышел бесконечный ряд живых картин или одна бесконечная картина». Костюмы часто играют значительную роль в развитии сюжета и интриги, становятся источником конфликта (голубой плащ Бальзаминова, шляпка в «Доходном месте», цветок флёрдоранжа в «Последней жертве», подвенечное платье в «Без вины виноватые» и др.). Драматург зачастую создаёт объёмное, ощутимое представление о человеке, его внутреннем мире через детали одежды и костюм.

Отдельно касались в своих работах значения костюма в творчестве автора Ю.М. Лотман, А.И. Ревякин, И.А. Овчинина, Н.С. Тугарина, Р.М. Кирсанова, Р.В. Захаржевская, М.В. Короткова, А.А. Васильев.

Целью данного исследования является выявление социокультурной и художественной значимости костюма в пьесах А.Н. Островского.

Объект исследования – драматургия А.Н. Островского. Выбор объекта исследования продиктован стремлением выявить специфику семантики и функционирования костюма как культурно-художественного предмета в развитии творческого дарования писателя и проследить характер его эволюции от первых драматургических опытов до полноценного создания авторского почерка и создания в России «театра А.Н. Островского».

Предметом исследования являются социокультурные и художественные функции костюма XIX века и его деталей в драматургии А.Н. Островского.

Реализация поставленной цели обуславливает выполнение ряда задач:

- выявить основные костюмные образы, значимые эмпирические качества и мотивы, присущие костюму, определить их структуру, семантику и социокультурные функции;

- раскрыть роль костюма как специального культурного знака на образном, сюжетно-композиционном, идейно-содержательном уровнях;

- соотнести смысловое наполнение костюма как социокультурного и художественного предмета с мировоззрением писателя;

- проследить взаимосвязь художественного творчества и жизненных наблюдений, бытового отношения Островского к одежде своего окружения в драматургической передаче культурной картины мира.

Методологическая основа исследования. В данном исследовании используется комплекс методов и подходов различных областей знания: культурологии, социологии, психологии, краеведения, литературоведения. Междисциплинарный характер поставленной проблемы предполагает комплексный подход, сочетающий культурологический историко-литературный, религиозно-философский, мифопоэтический, искусствоведческий, психологический и семиотический аспекты анализа текстов.

Теоретическую основу исследования составили в первую очередь работы, о развитии и эволюции творческого гения Островского, ставшие классическими: А. И. Ревякина, В. Я. Лакшина, Л. М. Лотман, А. И. Журавлёвой, Ю. В. Лебедева, И. А. Овчининой, Л. В. Чернец, а также труды М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, посвящённые проблемам эстетики словесного творчества и типологии культуры.

Существенный эмпирический материал дают исследования, где костюм представлен как предмет дизайна, как эстетический и социальный феномен, как объект народного творчества, как феномен исторического развития: Р.М. Кирсановой, М.В. Коротковой, К. Градовой, Р.В. Захаржевской, Ф.Ф. Комиссаржевского, А.А. Васильева, Н. Будур.

Также активно использован материал изданий по времени приближенных к рассматриваемому периоду, отдельные статьи и работы молодых учёных.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые рассмотрена структура костюма как культурнознаковой системы и основные смыслообразующие мотивы, связанные с ним, соотношение в них архаической и христианской семантики, как они определились в произведениях Островского; прослежена функциональная связь костюма как художественного предмета со всеми основными художественными уровнями драматических текстов Островского: образным, хронотопическим, сюжетно-композиционным, идейно-содержательным.

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации представления о природе и функциях костюма в драматургии Островского.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в педагогической практике высших заведений. Полученные результаты могут быть учтены при чтении курсов лекций по истории русской культуры, по истории русской драматургии середины XIX века, по истории русского драматического театра. Также материалы могут быть учтены при подготовке специалистов по театральным и историческим костюмам, а также могут послужить основой для написания комментариев для действительно полного собрания сочинений А.Н. Островского.

Положения, выносимые на защиту:

  1. костюмные образы и мотивы являются средством отображения культурного пространства, а также средством пластической характеристики предметных и непредметных образов в художественном мире А.Н. Островского;

  2. костюм в пьесах становится пластической формулой человека, играя двойную роль – экзистенциальную и онтологическую: костюм является продолжением человека и отражением его сущности;

  3. костюм в пьесах Островского отражает уровень культуры персонажа и его социальный статус.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования были отражены в публикациях: III международной научно-практической конференции «III Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя 2010 г.); XV нижегородской сессии молодых учёных «Гуманитарные науки» (Н. Новгород 2010 г.); I научной объединённой сессии молодых учёных, аспирантов, студентов «Трибуна учёного: актуальные проблемы современного образования» (Шадринск 2011 г.); III международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы русской литературы» (Кострома 2011г.); IV межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы гуманитарного образования: школа-вуз» (Шуя 2011г.); IV международной научно-практической конференции «IV Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя 2011 г.); II научной объединённой сессии молодых учёных, аспирантов, студентов «Трибуна учёного: актуальные проблемы современного образования» (Шадринск 2012 г.). V международной научно-практической конференции «V Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя 2012 г.).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры культурологии и литературы Шуйского государственного педагогического университета.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из: введения, трёх глав, подразделённых на параграфы, заключения и списка использованной литературы

Похожие диссертации на Социокультурная функция костюма XIX века в пьесах А.Н. Островского