Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен человеческого достоинства в русской культуре первой трети XIX века : на материале произведений А.С. Пушкина Моисеева, Елена Георгиевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Моисеева, Елена Георгиевна. Феномен человеческого достоинства в русской культуре первой трети XIX века : на материале произведений А.С. Пушкина : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Моисеева Елена Георгиевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2012.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-24/5

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена теми

социокультурными трансформациями, которые сегодня определяют развитие всей мировой культуры. Увеличение взаимосвязанности мира под влиянием глобализационных тенденций, уплотнение информационных потоков и ускорение общественного развития, кризис идентичности и повышение значимости исторического опыта - все это актуализирует роль классического наследия, в том числе, литературного. Важно то, что увеличение взаимообусловленности развития мира, подчинение многих тенденций социокультурного развития процессам формирования мировых организаций -транснациональных корпораций, Международного валютного фонда, Всемирного банка, Всемирной торговой организации и т.п. — приводит к уменьшению значимости национального государства и национальной культуры. Этот факт как положительный отмечают многие исследователи (в частности, П.У. Престон и Б. Нейчман), которые говорят о формировании более оптимальной для осуществления экономической и межкультурной коммуникации, траснациональной или глобальной культуры. Между тем, сегодня становится очевидным, что универсализация возможна и эффективна в тех областях, которые связаны с цивилизационным развитием - в экономике и финансовой сфере. Те же области, которые связаны с культурной составляющей - идеология, политика, право, искусство и т.п. — то есть, все то, что связано с представлениями людей, исторической традицией, картинами мира и ценностными системами - универсализации не подлежит.

Напротив, в глобализирующемся мире существенно возрастает значимость тех форм, которые, обладая открытостью, предполагающей активную их вовлеченность в диалог культур, сохраняют способность и к сохранению собственной культурной специфики. И именно их своеобразие составляет наиболее ценную их часть, так как сама глобализация предполагает обмен как раз наиболее специфическими феноменами — не только экономического плана - товарами и технологиями (уникальными или наиболее дешевыми), но и культурного (фактами такой «культурной глобализации» стало не только распространение западной массовой культуры, но и японских манга и энимэ, восточных религий наподобие буддизма и т.п.). Такие возможности, предоставляемые именно национальными культурами, связаны с их содержанием. Образование национальных культур, которые начинают формироваться в XVIII веке, связано с появлением национальных государств, которые возникали как политические общности, объединяющие многие народы и этносы, образующие нации. Средством поддержания единства нации и становится национальная культура (в том числе, национальная литература), направленная на создание того единого для всех поля смыслов и значений (мифов, воспоминаний, символов, исторических событий, произведений литературы и искусства), которые выступают как своеобразные «гражданские религии». Для России как полиэтничной страны национальная культура, способствующая единству нации, становится одним из факторов ее активного и динамичного развития. И период развития русской культуры, относящейся к

XIX веку, является принципиально значимым, так как именно в это время и сформировалась национальная культура России, обладающая общемировой значимостью.

Есть и еще один аспект, свидетельствующий о необходимости обращения к русской культуре XIX века. Это огромный дисбаланс между активностью технологического развития и внутренней духовной пустотой потребительского общества и «массового» человека, ценностный мир которого формируется под влиянием массовой культуры. В противовес унифицированным артефактам масскульта, обращающимся к толпе, массе, произведения «золотого века» русской культуры, и особенно произведения А.С. Пушкина, основаны на фундаменте глубокой духовности, всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории и миллионные тиражи изданий. В современном обществе, где значимость человека, в значительной степени, определяется его социальным статусом, особенно актуальным становится тот пласт русской культуры первой трети XIX века, который связан с воплощением проблемы человеческого достоинства. И несмотря на значительный массив исследований, посвященных творчеству и личности поэта, во времени происходит актуализация всё новых аспектов его творчества.

Степень научной разработанности проблемы. Интерпретации человеческого достоинства в творчестве классиков русской литературы «золотого века» до сих пор остаются малоизученными. При этом проблемы самоуважения, достоинства личности для русских мыслителей, философов, литераторов стали одними из центральных с начала XIX столетия. Об этом стали размышлять старшие (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, П.Я. Чаадаев и др.) и младшие современники Пушкина (В.Г. Белинский и А.И. Герцен, Е.А. Баратынский и И.В. Киреевский, братья И.С. и К.С. Аксаковы и др.).

Огромное воздействие А.С. Пушкина на российскую культуру исследовалось и исследуется такой областью научного знания как, пушкиноведение.

К числу выдающихся отечественных пушкиноведов относятся: П.В. Анненков, А.А. Ахматова, П.И. Бартенев, СМ. Бонди, Д.Д. Благой, В.В. Вересаев, князья П.А. Вяземский и П.П. Вяземский, С.С. Гейченко, Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, П.Н. Милюков, Б.Л. Модзалевский, А.Ф. Онегин (Отто), Н.А. Раевский, Н.Н. Скатов, Б.В. Томашевский, Ю.Н. Тынянов, И.Л. Фейнберг, В.Ф. Ходасевич, М.А. Цявловский, П.Е. Щёголев, Н.Я. Эйдельман. Их имена упоминаются во всех современных фундаментальных трудах, посвященных А.С.Пушкину.

В публикациях А.А. Аронова, Н.И. Неженца, Т.Н. Суминовой, М.М. Шибаевой также затрагиваются проблемы, связанные с жизнетворчеством А.С. Пушкина.

В работе учитываются научные исследования культурологов, историков, философов - Л.М. Баткина, Н.А. Бердяева, Я. Буркхарта, А.Х. Горфункеля, А.К. Дживелегова, В.М. Межуева, В.И. Рутенбурга, В.В. Шестакова, - посвященные осмыслению содержания гуманизма; Е.В. Боголюбовой, А.В. Гулыги,

СИ.Иконниковой, В.К.Кантора. Н.В. Мотрошиловой. И.С. Нарского, в которых раскрываются основания культуры XIX века — как западной, так и отечественной.

Большое внимание в работе уделяется тем исследованиям, в которых ставится и решается проблема духовности — это работы как представителей отечественной мысли - B.C. Барулина, Н.А. Бердяева, Б.Н. Бессонова, Л.П. Буевой, Е.К. Быстрицкого, Н.П. Дубинина, Ю.А. Замошкина, И.А. Ильина, В.П. Иванова, В.П. Козловского. Р.И. Косолапова, В.Н. Ксенофонтова, СБ. Крымского, Д.С Лихачева, Н.Н. Моисеева, Ю.А. Огородникова, В.В. Рябова, А.И. Солженицына, Ю.В. Сычева, Н.Ф. Тарасенко, СЛ. Франка, В.Д. Шадрикова, так и исследования западных ученых и философов - М. Вебера, Г. Гегеля, И. Канта, К. Ясперса.

С опорой на эти исследования осуществляется в диссертации анализ гуманистической доминанты творчества Пушкина, проблема соотношения природы и культуры, отражение в мировоззрении героев Пушкина теории «разумного эгоизма». В диссертации учитывались работы Л.И. Вольперта, В.В. Сандомирской и других, в которых осмысливается связь творчества Пушкина с европейской традицией.

Большое внимание в современных исследованиях, посвяшенных русской культуре XIX века, уделяется феномену «срединной культуры», которая нашла наиболее яркое воплощение в творчестве А.С. Пушкина. Для отражения этого аспекта в работе учитывались труды А.С. Ахиезера, А.П. Давыдова, А.С Панарина, А.Я. Флиера, которые рассматривают творчество А.С. Пушкина в соотнесении с феноменом «срединной культуры». Проблема ценностей и их иерархии, а также ценностный мир произведений Пушкина анализируются с опорой на работы С.Ф. Анисимова, Ю.Н. Давыдова, О.Г. Дробницкого, М.С Кагана, Т.Ф. Кузнецовой, Г. Риккерта, И.Б. Роднянской, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова.

В работах Э.Г. Бабаева, М.М. Бахтина, Н.Я. Берковского, Д.Д. Благого, СМ. Бонди, В.В. Вересаева, Р.А. Гальцевой, М.О. Гершензона, Л.Я. Гинзбург И.Н. Сиземской, раскрывается содержание личности Пушкина как носителя духа нации, обладающего такими сущностными чертами, как простота, безыскусственность, самоотречение, смирение, безграничная широта духа, способного к творческому приятию чужих и прошедших культур.

В XIX веке осмыслению философского и литературного творчества Пушкина положила начало известная статья религиозного философа, публициста и поэта Вл.С. Соловьева «Судьба Пушкина». В ней автор подчеркивает драматизм, даже трагизм личной судьбы поэта в свете его смертельной дуэли и нравственного выбора перед лицом вечности. В дальнейшем появились работы видных русских религиозных мыслителей, в чем-то развивающих положения Вл.С Соловьева, а в чем-то спорящих с ними. Следует назвать среди них наиболее значительные: СН. Булгакова «Жребий Пушкина»; М.О. Гершензона «Мудрость Пушкина»; В.И. Иванова «Роман в стихах»; И.А. Ильина «Пророческое призвание Пушкина»; А.В. Карташева «Лик Пушкина»; Д.С. Мережковского «Пушкин»; В.В. Розанова «А.С.

Пушкин»; П.Б. Струве «Дух и слово Пушкина»; Г.П. Федотова «Певец империи и свободы», «О гуманизме Пушкина». «Религиозность Пушкина»; Л. Шестова «А.С. Пушкин».

Исследование непосредственно темы человеческого достоинства в русской культуре первой трети XIX века на настоящий момент представляется мало изученным. Мы опирались на фундаментальные труды А.А. Григорьева, Р.А. Гальцевой, М.О. Гершензона, В.А. Касатонова, Д.С. Лихачева, B.C. Непомнящего, В. Резникова, А.П. Скафтымова. Н.Н. Страхова, П.Б. Струве, А.А. Ухтомского, в которых представлена разработка проблемы духовных оснований творчества Пушкина.

Объект исследования: феномен человеческого достоинства как атрибут высокой духовности, его интерпретация в произведениях А.С. Пушкина.

Предмет исследования: русская культура первой трети XIX века как основание для формирования проблемы человеческого достоинства.

Цель исследования: определить содержание понятия «человеческое достоинство» в русской культуре первой трети XIX века на материале произведений А.С. Пушкина.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать понятие «срединная культура» как выражающее содержание русской культуры первой трети XIX века и влияние на формирование этого феномена творчества А.С. Пушкина.

  2. Проанализировать понятия «поэт», «чернь», «народ», используемые Пушкиным, и выявить их содержание.

  3. Выявить смысл оппозиции «природа» - «Бог», ярко проявляющей себя в произведениях «Анчар» и «Пророк».

  4. Определить содержание понятий «свобода» и «счастье» в русской культуре первой трети XIX века на примере творчества А.С. Пушкина.

  5. Проанализировать характер выражения историко-национальных традиций и семейных ценностей в русской культуре и творчестве А.С. Пушкина.

  6. Проанализировать противопоставление достоинств человека, таких, как щедрость души, честь, совестливость, самым страшным порокам человеческой натуры - скупости, властолюбию, жестокости, цинизму, бесцельности бытия (на примере «Маленьких трагедий»).

  7. Выявить причины обращения А.С. Пушкина в его позднем творчестве к теме «милости».

Теоретико-методологические основы исследования определяются целью работы и ее основным содержанием. Ведущим принципом исследования является культурологический, который состоит в комплексности, системности, интегративности, стремлении к синтезу различных парадигмальных подходов. В качестве базовых в диссертации рассматриваются труды А.С. Ахиезера, С.Н. Иконниковой, И.В. Кондакова, А.В. Костиной, Т.Ф. Кузнецовой, В.М. Межуева, А.С. Панарина, В.М. Розина, А.Я. Флиера, Н.А. Хренова, И.Г. Яковенко, в рамках которых в большей или меньшей степени выражены важные для данной работы теоретические положения. Методологическую и теоретическую основу диссертации составили также важнейшие философские,

б

культурологические и литературоведческие труды, в которых исследуются проблемы творчества А.С. Пушкина: М.М. Бахтина, Р.А. Гальцевой, А.А. Григорьева, Г.А. Гуковского, А.П. Давыдова, Е.И. Косталевской, Д.С. Лихачёва, А.Ф. Лосева. Ю.М. Лотмана, B.C. Непомнящего. М.А. Новиковой, В.П. Резникова, И.Б. Роднянской, Ю.Н. Чумакова и др. В исследовании учитываются также труды современников А.С. Пушкина - братьев И.С. и К.С. Аксаковых, Е.А. Баратынского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, И.В. Киреевского, П.Я. Чаадаева и др., а также мыслителей рубежа XIX-XX вв. - С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, Вл. Соловьева, Г.П. Федотова, Л. Шестова, в которых нашли отражение духовные аспекты творчества поэта.

Методы исследования. В качестве основных методов, используемых в диссертационном исследовании, выступают сравнительно-исторический метод, метод функционального анализа, метод реконструкции и интерпретации культурных текстов, а также аксиологический подход. Научный поиск в диссертации осуществляется в соответствии с базовыми положениями диалектического метода познания и реализует принципы историзма, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

  1. Проанализированы «медиальные» смыслы в русской культуре XIX века и их выражение в творчестве А.С. Пушкина, обогатившие русскую культуру первой трети XIX века и повлиявшие на все ее последующее развитие.

  2. Проанализирован смысл антитезы «поэт» - «чернь», часто используемой Пушкиным, а также «народ» - «чернь», где понятие «народ» используется как в негативном значении, отождествляясь с «чернью», так и в позитивном, выступая как воплощение духа русской культуры.

  3. Выявлен смысл оппозиции «природа» - «Бог», ярко проявляющей себя в произведениях «Анчар» и «Пророк», где понятие «Бог» фактически отождествляется с понятием «культура» и наделяется сходными значениями, будучи связанным с явлениями духовной жизни.

  4. Определено, что в творчестве А.С. Пушкина ведущими становятся такие понятия, отражающие его гуманистические идеалы, как «свобода» и «счастье».

  5. Выявлено, что в основе воплощения проблемы нравственности человека в романе «Евгений Онегин» лежит противопоставление морали «разумного эгоизма» и нравственности, исходящей из общечеловеческих оснований любви и долга.

  6. Обосновано, что духовным основанием русской культуры первой трети XIX века являются историко-национальные традиции и семейные ценности, выступающие в качестве залога «общественного благополучия».

  7. Доказано, что для русской культуры первой трети XIX века идеалом государственной жизни является политика, основанная на человечности, нравственности, милосердии, уважении к человеческому достоинству.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в определении содержания понятия «человеческое достоинство» в русской культуре первой трети XIX века, в том числе, в творчестве А.С. Пушкина, не приемлющего натурфилософскую установку «разумного эгоизма» и опирающегося в его понимании на гуманистические принципы отношения к человеку, основанные на любви и чести. Основные теоретические положения диссертации могут быть использованы в дальнейшем научном исследовании духовно-нравственных оснований русской культуры первой трети XIX века.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в разработке проблемы духовно-нравственных традиций русской культуры как фактора повышения современного культурного уровня, а также в учебном процессе в рамках преподавания курсов по теории и истории культуры, истории отечественной литературы в высших учебных заведениях по специальности «Культурология».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование «Феномен человеческого достоинства в русской культуре первой трети XIX века (на материале произведений А.С. Пушкина)» соответствует п. 15 «Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества», п. 23 «Личность и культура» паспорта специальности 24.00.01 -«Теория и история культуры» (культурология).

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В русской культуре XIX века сформировался феномен «срединной культуры». Ее содержание связано с формированием личности нового типа, настроенной не на воплощение традиционно-общинных смыслов, связанных с религиозной традицией, а на реализацию творческого потенциала, основанного на ценностях гуманизма. Подобные «медиальные» зоны ярко проявляют себя в творчестве Пушкина. Они образуются при сопоставлении сакрального и профанного, «верха» и «низа» как ценностных доминант культуры, жизни и смерти, свободы и принуждения, вольницы и тирании. Эти смыслы обогатили содержание русской культуры первой трети XIX века и повлияли на все ее последующее развитие.

  2. В творчестве А.С. Пушкина Поэт часто противопоставляется «народу» и «черни». Использование двух последних понятий в одном ряду не означает их идентификации - в негативном плане эти понятия используются не как социологические категории, а как социально-нравственные, образующие единый смысловой ряд с такими понятиями, используемыми поэтом, как «глупцы» и «посредственность». Народ же как воплощение духа «всей Руси великой» выступает в качестве определенной интегральной категории, обладающей позитивным ценностным значением. «Черни» противостоит Поэт, который обладает высоким творческим духом и призван проявлять в человеке всё человечное, «пробуждать добрые чувства», развивать в нем внутреннюю, духовную свободу - основу его человеческого достоинства.

  3. В лирике позднего А.С. Пушкина понятия «природа» (ведущее слово «Анчара») и «Бог» (ключевое слово «Пророка») выступают в качестве центральных категорий. Отождествление в оппозиции «природа - культура»

понятий «культура» и «Бог» позволяет сделать вывод о том, что культура для Пушкина - то, что связано с духовной жизнью - со способностью творить, даваемой Богом, и «прорастать» в других своими идеями и стихами. Природа же рассматривается как не одухотворенная, не обладающая гуманистическим содержанием, а. значит, связанная с одиночеством, страданием, гибелью. По мысли Пушкина, в мире вне Бога не может проявляться и человеческое достоинство.

  1. В поэтической антропологии А.С. Пушкина ведущими становятся понятия свободы и счастья, отражающие его гуманистические идеалы. Пушкин понимает свободу в духе гуманистов эпохи Возрождения - как способность человека творить самого себя и как основное условие подобного творения. Свобода и счастье избыточного творчества, жизнеутверждающий оптимизм и возвышение человека до уровня Бога, ощущение радости жизни во всех ее проявлениях - эти основные доминанты мироощущения Пушкина позволяют рассматривать его мировоззрение как гуманистическое. В этом проявляется уникальность творчества А.С. Пушкина, представляющего особое направление в русской литературе первой трети XIX века, развивающейся, по преимуществу, в русле просветительских идей и направленной на разрешение социальных проблем - сострадания к «униженным и оскорбленным», скорби по поводу несовершенства мира, жажды спасения.

  2. Важнейшими духовными основаниями в границах русской культуры первой трети XIX века являются те, которые выступают залогом «устойчивости» и условием «общественного благополучия». Это связь с национальной традицией и историческим прошлым (с «умной стариной»); принятие веками существующего порядка («общего закона»); поэтизация домашнего очага как один из самых дорогих идеалов поэта, ориентация на семейные ценности как опору и залог нравственного здоровья личности и нации, как незыблемые основы человеческого бытия. Воплощением этих ценностей становится в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» семейство Лариных.

  3. Достоинство человека в иерархии ценностей русской культуры первой трети XIX века находится на одном из первых мест. Его - вместе с радостью творчества, совестливостью, щедростью души, честью А.С. Пушкин противопоставляет самым страшным порокам, порожденным человеческой натурой - скупости, сребролюбию, властолюбию, жестокости, равнодушию, цинизму, бездуховности, бесцельности бытия. В «Маленьких трагедиях» поэт доказывает, что отторжение «правоты неба» неизбежно приводит к преступлению, гений же - как «священный дар» - всегда несовместим со злодейством.

  4. Для русской культуры первой трети XIX века в качестве одной из наиболее острых выступала проблема государственного устройства и принципов политической власти. А.С. Пушкин утверждает в своем творчестве, что исторический прогресс неотделим от человечности, нравственности, милосердия. Тема «милости» становится одной из основных

для позднего Пушкина, она выражает для него мечту о формах государственной жизни, основанной на подлинно человеческих, гуманных отношениях. Таким образом, в основе авторской позиции лежит стремление к политике, которая возводит человечность, гуманность, уважение к человеческому достоинству в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность.

Апробация результатов исследования.

  1. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 10 публикациях (в том числе 5 - в 4 журналах, входящих в перечень изданий ВАК при Минобрнауки РФ).

  2. Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию на различных научных мероприятиях:

- конференции, посвященной 185-летию со дня рождения А.П.Боголюбова и

90-летию со дня основания библиотеки его имени (Москва, 27 марта 2009

г.);

- восьмом форуме публичных библиотек России «Библиокараван-2009»

(Москва, 16 сентября 2009 г.), и др.

3. Результаты диссертационного исследования внедрены:

- в деятельность Управления культуры Западного административного округа

г. Москвы;

в практику социально-культурной деятельности Московского института социально-культурных программ;

в процесс подготовки к урокам и во внеклассную работу с учащимися ГОУ СОШ № 1113 г. Москвы по дисциплинам «Мировая художественная культура», «Введение в русское искусство».

4. Диссертация прошла обсуждение и рекомендована к защите на заседании
кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского
государственного университета культуры и искусств 28 февраля 2012 г.
(протокол № 6).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Феномен человеческого достоинства в русской культуре первой трети XIX века : на материале произведений А.С. Пушкина