Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена все возрастающим интересом к повседневной культуре. Особенно ярко содержание повседневности проявляется в ее компонентах. Вещно-предметное окружение человека имеет свои характеристики (пространственную, свето-цветовую и социокультурную). В этом срезе культуры народный костюм стоит на особом месте. Монотонность форм, потеря гармонии в одежде являются признаками снижения творческого самовыражения человека. Сегодня в жизни горожанина это проявляется в скудости и однообразии повседневной культуры в целом. Стремление к универсальности в современной моде чревато игнорированием национальных особенностей и достижений. Поэтому актуальность настоящего исследования можно определить следующим образом. Во-первых, необходимостью проведения культурологического анализа различных аспектов становления и развития традиционного костюма. Во-вторых, в условиях глобализации производства, где многие объекты материальной культуры неминуемо становятся элементами универсального комплекса, костюм еще может сохранить форму единичного изделия и уникальность благодаря сохранению типичных национальных черт. В-третьих, процесс интеграции людей в локально-региональное сообщество - Среднее Поволжье невозможно исследовать без учета социокультурных особенностей региона, этнических трансформаций костюма, а также заимствований в одежде. В-четвертых, без научного знания всего комплекса социокультурных основ становления и развития традиционных форм одежды невозможно точно определить предпочтения различных групп населения и перспективы потребления модной одежды в современных условиях.
Таким образом, проблема диссертационного исследования заключается в необходимости комплексного изучения структуры и компонентов повседневности Среднего Поволжья (XIX-ХХ вв.), выявления заимствований стилей и элементов одежды, механизмов их пространственно-временного распространения, позволяющих осуществлять воспроизводство и синтез форм костюма как элемента этнического и регионального самовыражения.
Степень научной разработанности проблемы. Источники по теме многоплановы по жанрам и включают работы по культурологии, теории и истории культуры, отечественной истории, этнографии, искусствоведению.
В контексте повседневной культуры существует большой пласт литературы по исследуемой теме. Историко-культурологическая направленность изучения повседневной культуры проявилась в работах Ю. М. Лотмана и Ж. Бодрийяра. В их трудах костюм представлен в наиболее универсальных и долговечных формах из «мира вещей», как особая культурная ценность.
Общие сведения о народном костюме как части народного быта содержатся в классических работах о художественном творчестве, фольклоре, обычаях и обрядах русского народа известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева, Ф. И. Буслаева, И. Е. Забелина, П. А. Киреевского, Н. И. Костомарова, И. П. Сахарова, И. М. Снегирева, А. В. Терещенко и др.
Народный костюм как феномен культуры просматривается в трудах К. С. Аксакова, Д. Л. Андреева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, И. В. Киреевского, А. Ф. Лосева, В. В. Розанова, B. C. Соловьева, Ф. И. Тютчева, П. А. Флоренского, а также в культурологических трудах А. И. Арнольдова, А. Я. Флиера и др.
Рассмотрение народного костюма как вида художественного творчества нашло отражение в работах Г. К. Вагнера, B. C. Воронова, М. А. Некрасовой, И. П. Работновой и др. В работах Ф. М. Пармона впервые исследованы художественные достоинства русского народного костюма как ансамбля. Большой эмпирический материал об истории костюма содержатся в литературе справочного характера, энциклопедических иллюстрированных словарях, подготовленных Р. М. Кирсановой, Л. Кибаловой, О. Гербеновой, М. Ламаровой, Н. П. Сосниной, И. И. Шангиной, В. Брун, М. Тильке и др.
Из исследований повседневности последних лет следует отметить труды Б. И. Краснобаева, М. М. Громыко, И. В. Кондакова, Л. Г. Березовой, А. П. Рогова, А. М. Панченко, С. П. Исенко, P. M. Захаржевской, М. С. Жирова, в которых исследователи обращаются к культурологическому осмыслению русского народного костюма, традиций одежды современного мира.
Большая часть настоящего диссертационного исследования посвящена анализу костюма народов Средне-Волжского региона. Генезис традиционной одежды народов Среднего Поволжья получил освещение в работах Н. В. Зорина, Л. С. Толскубаевой, Л. И. Зориной, Е. П. Бусыгина, К.П. Прокопьева, С. Г. Пушкарева, Н. Л. Жуковской, А. А. Шахматова, Н. Ф. Мокшина, Г. А. Корнишиной, П. Д. Степанова, Н. И. Спрыгиной, В. Н. Белицер и др.
Особый интерес для изучения региональных особенностей традиционной одежды представляют научные труды В. Н. Белицер, С. Н. Шитова, Н. И. Воробьева, Н. Н. Вечеслова, Е. А. Арндт, Е. А. Горобцовой, В. В. Николаева, Г. Н. Иванова-Оркова, В. П. Иванова и др., в которых исследована и описана национальная традиционная одежда народов Среднего Поволжья.
Опора на довольно обширную литературу, связанную с темой нашего диссертационного исследования, позволила автору выйти на новый уровень понимания и интерпретации костюма в повседневной культуре народов Среднего Поволжья.
С учетом этого, автор диссертации выделяет объект и предмет научного интереса, ставит цель и задачи данного исследования.
Объектом диссертационного исследования является повседневная культура Среднего Поволжья XIX-XX вв.
Предмет исследования - компоненты повседневности, особенности вещно-предметного ряда материальной культуры и стереотипы жизни народов, проживающих в регионе, пространственно-временное распространение и синтез образцов и форм одежды в повседневной культуре Среднего Поволжья.
Цель и задачи. Исходя из степени научной разработанности проблемы, основной целью диссертационного исследования является анализ повседневности Среднего Поволжья в XIX-XX вв., процессов пространственно-временного распространения, развития и трансформации народного костюма в регионе, а также синтез культурных форм и стилей одежды мордвы, татар, чувашей и немцев-колонистов в исследуемый период. Это предполагает решение следующих взаимосвязанных исследовательских задач:
показать культурно-историческое значение одежды как феномена культуры в повседневности России и Среднего Поволжья;
выявить особенности одежды народов региона до начала XIX века;
исследовать русский народный костюм как ценностно-полифункциональный феномен в XIX веке;
проанализировать динамику региональных социокультурных функций одежды мордвы, татар, чувашей;
определить пространственно-временное распространение западноевропейских стереотипов жизни и вещно-предметный ряд в одежде немцев-колонистов Среднего Поволжья в XIX веке;
исследовать взаимовлияние культурных форм народов Среднего Поволжья в XIX столетии;
определить роль «западноевропейского фактора» в развитии и модернизации народного костюма региона;
провести анализ трансформаций русского народного костюма;
показать функциональные, духовные, материальные проявления народных костюмов Среднего Поволжья в структуре повседневности современного мира.
Гипотеза, принятая в исследовании в качестве отправной точки, заключается в том, что одежда народов Среднего Поволжья в процессе культурного взаимодействия в XIX-XX вв. претерпела значительные изменения, но при этом сохранила форму единичного изделия и уникальность и, несмотря на ее этнические трансформации, являлась неким хранителем национальных традиций единого культурного пространства Среднего Поволжья. Возможности по репродукции национального костюма в регионе существенно возрастали при интенсивном культурном обмене.
Хронологические рамки исследования, в основном, датированы XIX-XX вв. и позволяют проследить процессы трансформации костюма народов Среднего Поволжья.
Территориальные рамки. В зону исследования входит Среднее Поволжье.
Источниковая база исследования. При разработке темы проанализированы разноплановые источники: архивные и опубликованные документы, данные полевых исследований.
-
Неопубликованные источники (архивные документы различного характера): комплекс материалов научного архива Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; документы личного происхождения Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург); материалы о русских, чувашах, мордве, татарах и немцах Среднего Поволжья из фондов Государственного архива Самарской области; документы по российским немцам региона, хранящиеся в Саратовском областном музее краеведения; информация из фондов управления по делам архивов мэрии городского округа Тольятти.
2. Полевые материалы этнографических экспедиций. Одним из важных источников явились полевые материалы автора.
3. Опубликованные источники.
Особую ценность представляют фундаментальные источники по проблеме (культурологическая, историческая, философская литература) – труды П. А. Анорова, А. Н. Афанасьева, И. О. Дерюжева, М. Ю. Забылина, В. К. Магницкого, Д. Месароша, Г. Ф. Миллера, И. Г. Георги, К. С. Лепехина, И. И. Палласа, П. С. Мильковича, В. И. Михайлова, С. М. Никольского, В. А. Сбоева, А. С. Уварова, С. Х. Алишева, А. Н. Анфертьева, Р. Г. Ахметьянова, П. В. Денисова, В. Д. Димитриева, Д. М. Исхакова, Г. Е. Кудряшова, Д. Е. Рамазановой, А. К. Салмина, Р. К. Уразмановой, В. И. Чичерова, С. В. Чичериной, Е. А. Ягафовой, Т. И. Ведерниковой, Ю. Г. Мухаметшина, Н. А. Халикова, М. С. Глухова.
Одним из наиболее важных источников, позволяющих почерпнуть информацию по заявленной теме, являются мемориальные материалы личного происхождения: дневники, мемуары и письма современников.
4. Прикладные материалы: материалы научных архивов музеев гг. Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Тольятти, Сызрани; коллекции народных костюмов, отражающие особенности одежды чувашей, мордвы, русских, татар и немцев XIX-XX вв., семейные коллекции жителей Среднего Поволжья.
Теоретико-методологическая основа исследования. Характер диссертационного исследования обусловил необходимость междисциплинарного подхода к изучению трансформации народного костюма Среднего Поволжья, позволяющего исследовать проблему в комплексе.
Основополагающим в исследовании являлся принцип историзма. Он позволил изучить социокультурные явления, происходящие в Среднем Поволжье XIX века в динамике, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности.
Для изучения общего и специфического в народном костюме этносов Среднего Поволжья применялся сравнительно-исторический метод, позволяющий раскрыть сущность явлений в процессе их развития и реконструкции путем описания, сопоставления и сравнения. С целью выявления предметно-образного ряда и принципов формообразования одежды народов региона был применен метод художественно-стилевого анализа. При изучении свето-цветовых особенностей одежды и смысловых ассоциаций в костюме народов региона, знаковых деталей, создающих тот или иной образ носителя костюма, был использован семиотический метод.
В процессе работы над диссертационным исследованием применялись некоторые специфические приемы и процедуры: корреляционный анализ, комплекс-компиляция-метод, анализ необходимых и достаточных признаков, процедуры социокультурной типологии, сравнительно-сопоставительные процедуры и др. Кроме того, применялись дополнительные методы, способствующие решению поставленных задач: логический, ретроспективный, проблемно-хронологический, синхронный и др.
Научная новизна исследования определяется подходом к ее освещению, а именно: это первое культурно-историческое исследование костюма в контексте повседневности народов Среднего Поволжья, процессов его пространственно-временного распространения, синтеза и трансформации традиционных форм народного костюма русских, мордвы, татар, чувашей и немцев.
В настоящей диссертационной работе, впервые в отечественной науке реализован культурологический подход к анализу динамики региональных социокультурных функций одежды русских, мордвы, татар, чувашей и немцев-колонистов Среднего Поволжья в XIX веке:
народные костюмы Среднего Поволжья представлены как феномен культуры, показано их культурно-историческое значение и пространственно-временное распространение в повседневной среде региона;
выявлены и проанализированы динамика, особенности и региональные социокультурные функции одежды народов (русских, мордвы, татар, чувашей, немцев) в Среднем Поволжье;
дана характеристика и исследован русский народный костюм как ценностно-полифункциональный феномен XIX века;
обосновано взаимовлияние культурных форм одежды народов Среднего Поволжья в XIX столетии и их роль в трансформациях русского народного костюма;
впервые выделены и описаны основные пространственно-временные границы распространения западноевропейских стереотипов жизни и вещно-предметный ряд в одежде немцев-колонистов Среднего Поволжья в XIX веке и обосновано влияние «западноевропейского фактора» на развитие и модернизацию народного костюма региона;
в результате изучения социокультурной среды в Среднем Поволжье определены механизмы взаимодействия русской, мордовской, чувашской, татарской и немецкой культур через функциональные, духовные, материальные проявления в народных костюмах и повседневности XIX века.
предложены перспективные направления развития костюма в XXI веке на основании «культурного ресурса» традиционной культуры Среднего Поволжья.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Комплексное культурологическое исследование повседневности Среднего Поволжья в XIX-XX вв. позволяет выявить процессы пространственно-временного распространения, развития и трансформации костюма народов региона, а также возможности и особенности синтеза культурных форм и стилей традиционной одежды мордвы, татар, чувашей и немцев-колонистов.
-
Костюм, являясь важнейшим элементом материальной культуры народов Среднего Поволжья, позволяет объективно зафиксировать этнические ценности чувашей, мордвы, русских, татар, российских немцев. Национальная одежда до начала XX века, являясь неотъемлемой частью повседневности региона, отражала ее культурное содержание, проявлялась в ее компонентах, особенно в вещно-предметном ряде (мир вещей) и стереотипах жизни (одевание, еда и др.).
-
В процессе интеграции людей в локально-региональное сообщество отбирались типичные черты костюмов путем заимствований наиболее удачных элементов национальных костюмов. Распространение одежды народов Среднего Поволжья вместе с другими элементами быта не сводилось только к процессам взаимодействия людей. Благодаря системным качествам культуры функциональные, духовные, материальные ее проявления передавались независимо и сохранились в структуре повседневности современного мира. Традиционные формы одежды русских, мордвы, татар, чувашей и немцев, действовали как нечто самостоятельное, всегда имели свой национальный колорит и специфику, продолжали служить одним из элементов этнической идентичности.
-
В XIX веке Среднее Поволжье стало частью территории формирования среднерусского комплекса одежды, синтезирующего особенности русского народного костюма различных районов России. Эта одежда как ценностно-полифункциональный феномен идеально отражала формы культурного бытия Среднего Поволжья, поэтому ее элементы впоследствии употреблялись и нерусскими народами. В целом, взаимовлияние культурных образцов одежды народов региона, приводило к последующим трансформациям русского народного костюма. Выявленная нами динамика костюма народов Среднего Поволжья раскрывает этнокультурные возможности региона по генезису новых культурных форм.
-
Развитие легкой промышленности в России было напрямую связано с тенденциями, преобладающими в европейской моде. Народный костюм не был подвластен моде, так как сочетал в себе красоту с удобством, что придавало ему стабильность. Европеизация российского дворянского и городского костюма в конечном итоге привела к изменению и эстетических представлений народов Среднего Поволжья о красоте человека. В ХХ веке в России происходит необратимый процесс трансформации народного костюма по европейскому образцу, а «западноевропейский фактор» – присутствие носителей культуры Запада – ускорили его в регионе. Причем эстетические запросы в этот период опирались на народные традиции в региональной одежде.
-
Народный костюм является тем артефактом, который активно влияет на современную культуру, оставаясь при этом достоянием истории. Повседневная средневолжская одежда начала XXI века значительно трансформировалась. Изменились технологии, цветовые сочетания, декоративные элементы, но, в то же время, сохранились наиболее важные элементы и приемы: традиционные формы, удобство, ассортимент, пропорциональные соотношения. Основные функции костюма, взятые из народной одежды, такие как защитная, утилитарно-практическая и эстетическая, стали основой изготовления современной одежды.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы, сделанные в диссертации, обладают методологической значимостью для выявления механизмов взаимодействия культур, объяснения синтетической сути российской культуры.
В практическом плане важным является и тот факт, что ряд положений и выводов исследования могут быть непосредственно использованы при разработке новых направлений научно-проектной деятельности по созданию образцов одежды с учетом этнокультурной специфики Среднего Поволжья.
Качественной особенностью диссертационной работы стала широкая область применения – она охватывает культурологию, историю, этнографию, социологию. Это позволяет учесть результаты исследования в учебно-методических целях в циклах лекций по проблемам традиционной и повседневной культуры, при подготовке спецкурсов учебных дисциплин регионального компонента для направлений: культурология, индустрия моды и дизайн, а также в подготовке факультативного курса истории народных костюмов России и Среднего Поволжья.
Апробация результатов исследования. По проблемам исследования автор выступал с докладами на международных конференциях: ПВГУС (г. Тольятти) 2009-2010 гг., III Всероссийской научно-практической конференции (г. Сочи) в 2009 г. и на III Российском культурологическом конгрессе с международным участием (г. Санкт-Петербург) в 2010 г.
Результаты исследований были опубликованы в 15 авторских работах общим объемом 6,85 п.л.: в сборнике научных статей «Социокультурное пространство современного города», г. Казань, 2009 г.; сборнике научных трудов кафедры философии МПГУ «Актуальные проблемы социогуманитарного знания», г. Москва, 2009; сборнике научных трудов «Эффективные механизмы инновационно-технологического развития современного общества», г. Сочи, 2009 г.; сборнике статей «Вестник ПВГУС», г. Тольятти, 2008-2010 гг.; в научных журналах по списку ВАК «Известия РГПУ им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, 2010 г., «Вестник СГТУ», г. Саратов, 2011 г., «Вопросы культурологии», г. Москва, 2011 г.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения. Общий объем диссертации – 214 страниц, в том числе 172 страницы основного текста, 25 страниц – список литературы и источников, 17 страниц – приложения.