Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционный бытовой костюм кубанских казаков конца XIX-начала XX веков Ярошенко Ирина Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ярошенко Ирина Викторовна. Традиционный бытовой костюм кубанских казаков конца XIX-начала XX веков : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Ярошенко Ирина Викторовна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2007.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-7/272

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена возникшим интересом к этническим тенденциям в дизайн-проектировании современного и сценического костюма. Научные данные о культурно-историческом наследии Кубани позволяют воссоздать целостную модель народной культуры как часть традиционной картины мира, где костюмный комплекс отражает эстетические, социальные, религиозно-нравственные идеалы его носителей Научно-теоретическая обоснованность данных исследовательской практики позволит дополнить процесс проектирования современной одежды системой психосемиотики костюма.

Определение категорий традиционного костюма, проведение его структурного анализа позволит более продуктивно трансформировать первоисточники, находить образные художественные решения. Силуэтные формы, оригинальные конструктивные решения, композиционные приемы в оформлении отдельных видов одежды и их орнаментальное разнообразие, как составляющие характеристики костюмных комплексов, способствуют обновлению процесса развития проектной региональной культуры

Комплекс традиционного бытового костюма кубанских казаков, имевший территориальные и этносоциальные пределы развития, стал частью культурного пространства и выразительным элементом предметной среды, окружающей человека Феномен образования костюмного комплекса тесно связан также с природно-климатическими условиями, сырьевыми ресурсами для производства тканей и материалов для одежды История костюма связана с изменением силуэтных форм и конструкций на протяжении исторических отрезков времени, характеризующихся степенью развития ремесел и декоративно-прикладного искусства, материально-техническим потенциалом общества и эстетическими представлениями

Возросший в обществе интерес к изучению традиционной культуры Кубани отразился на образовательном и учебно-воспитательном процессе в учебных заведениях различного уровня. Традиционный бытовой комплекс костюма, передающий уникальную локальную специфику народного искусства, - наименее изученная область истории и культуры края, что и подтверждает актуальность выбора темы диссертационного исследования

Степень научной разработанности проблемы. Народную одежду как язык традиционной культуры, имеющий структуру и семиотическую систему, представил П Г Богатырев в работе «Вопросы теории народно-

го искусства» (1971) Исследования культуролога Н.М Калашниковой, научные труды последних лет (в частности, «Народный костюм (семиотические функции)» (2002)) определяют семиотический статус костюма как группу функционально-взаимосвязанных предметов, где сосредоточены наиболее важные черты народного сознания Методы семиотического анализа искусства современного костюма опубликованы в издании «Основы теории проектирования костюма» (1988) под ред. Т.В Козловой. Отечественные этнографические публикации о народном искусстве и костюме ГС Маслова подразделяет на три периода, первая половина XIX, вторая половина XIX века — начало XX века и современный период. На рубеже XIX - XX веков в периодических изданиях «Живая старина», «Этнографическое обозрение», «Киевская старина» и др. представлялись материалы как общего, так и частного характера об особенностях обрядовой одежды, символики цвета.

В труде ТК Стриженовой «Из истории советского костюма» освещается творчество Н П Ламановой, В И Мухиной, Е.К Прибыльской в области создания одежды, ее декорирования Теоретические основы проектирования отечественного костюма были определены в статьях Н П Ламановой «Русская мода», «О современном костюме», в журнале «Красная нива» (1923, 1924). В статьях дана классификация новых форм одежды и обоснована их близость к принципам народного костюма Статья «О целесообразности костюма» (1924) послужила основой для тезисов, озвученных в выступлении 1928 году на выставке «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме». Впервые были определены основные понятия теории проектирования костюма, материал - форма; орнамент и ритм как согласующие элементы, орнамент - цвет - материал Принцип членения плоскости в художественном и конструктивном отношении имел новаторское значение Итогом изучения исторических, психологических и национальных особенностей русского костюма было представление ансамбля одежды в народном стиле на Всемирной выставке в Париже (1925) Оригинальные работы Н П. Ламановой и В.И Мухиной были удостоены Гран-При за национальную самобытность в сочетании с модным направлением Последователь идей Н П. Ламановой, исследователь народной ручной вышивки и тканей кустарного производства Е К Прибыльская, сотрудничая в 20-е годы с Кустарным музеем, Институтом художественной промышленности работала над проблемой создания формы и конструкции костюма при использовании ручной вышивки Статья Е К Прибыльской «Вышивка в настоящем производстве» (1923) представляла теорию геометризации форм костюма, где значимым остается вышивка и кружево.

Композиционное решение традиционного русского костюма как материального источника для создания новых форм костюма, основанных на принципах пропорциональности, метричности, целесообразности рассматривается в трудах современных ученых М Н Мерцаловой, ГС. Гориной, Е.В. Киреевой, РВ Кирсановой, НМ Каминской, НМ Калашниковой, Ф М Пармона, В М. Зайцева и многих других этнографов, историков моды, искусствоведов, дизайнеров, художников.

В исследовании прототипов мужского комплекса казачьего костюма использовались сведения, опубликованные в трудах Б Бруна и М. Тиль-ке, где представлен графический анализ видоизменения форм и конструкций плечевых и поясных видов одежды Первое монографическое исследование в области формирования кавказского средневекового костюма принадлежит ТД. Равдоникас. На основании археологических, письменных и изобразительных источников ТД Равдоникас на широком хронологическом отрезке (V в н.э — кон. XII в ) показала костюм как исторический источник информации Одежда народов Северного Кавказа XVIII - XX веков представлена в монографии Е Н Студенецкой Авторская методика систематизации этнографического материала, сравнительные таблицы одежды народов Северного Кавказа рассматривают костюм как яркую составляющую часть материальной культуры А А. Иерусалимская целый ряд научных статей посвятила характеристикам кавказских костюмных тканей VIII — IX веков как важной составляющей одежды, что позволило проследить уровни социальной дифференциации в обществе Роль средневекового костюма народов Северного Кавказа как знака, символа половозрастного, этнического, социально-экономического положения человека в обществе освящена в трудах З В Доде

Этнические и культурно-бытовые процессы в кубанских станицах были изложены в научном труде под редакцией К.В Чистова в 1967 году Н А Дворниковой принадлежат работы по описанию разнообразия видов одежды в кубанских станицах и исследования в области изучения русских и украинских традиций в одежде населения бассейна реки Кубани конца XIX - начала XX веков. В 1971 году были опубликованы исследования А А Лебедевой о костюме, бытовавшем на территории Дона и Северного Кавказа, где отмечены локальные отличия видов одежды, влияния традиционного уклада жизни на комплектность казачьего костюма Л Б За-седателева посвятила научные статьи исследованию специфики развития казачьего костюма середины XVI — начала XX веков (1974)

Участие в этнографических экспедициях, анализ коллекции одежды краснодарского государственного историко-археологического музея-за-

поведника им Е Д. Фелицина позволили создать Н.А, Корсаковой целый ряд научных публикаций в области разнообразия видов и форм женского казачьего костюма. Г В, Румянцева, анализируя материалы этнографических экспедиций НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор» впервые обратила внимание ученых на значимость сырьевой базы для изготовления одежды и обуви, зафиксировала в научных статьях термины технологии создания одежды, роль традиционного костюмного комплекса

В области изучения форменной казачьей одежды наиболее значительны труды кубанских ученых Б Е. Фролова и О В. Матвеева, где комплекс военного казачьего обмундирования рассматривается с конца XVIII века до 1917 года (2000) Ряд научных статей Б Е Фролова раскрывают значимость взаимосвязи форменной казачьей одежды и бытового костюма кубанцев

Ученые Краснодарского государственного университета культуры и искусств посвятили свои труды вопросам изучения традиционной культуры и костюма кубанских казаков В исследованиях Е Г Вакуленко о кубанском традиционном костюме отражен процесс взаимовлияния различных этносов, где одежда стала показателем материальных и духовных ценностей. И А Баранкевич в ряде научных статей представила конфессиональные особенности и функции женского костюма казачеств России, обозначила связь традиционной обрядности и одежды по материалам этнографических экспедиций. М.В. Кулинич, НЛ. Щурик в научных публикациях представили периоды развития форм женского казачьего костюма, составили таблицу компонентов костюмного комплекса. Н А Гангур в исследованиях в области декоративно-прикладного искусства Кубани обозначила роль одежды как яркую составляющую часть традиционной культуры, имеющую собственную специфику декорирования и художественного оформления.

В научных трудах Г Зиммеля охватывается широкий круг проблем философии и социологии культуры, где раскрываются вопросы сущности культуры, историческое изменение форм культуры, социальный смысл и значение моды в истории культуры как феномена, соотношение традиций и новаторства

Изучение теоретических аспектов проблемы потребовало обращения к научным трудам отечественных культурологов, таких как Ю М Лот-ман, Б А. Успенский, А.С Канцедикас, С.Я Левит, А Б. Гофман, Л В Петров и др. Современный культуролог, этнограф, представитель Санкт-Петербургской теоретической школы Н М Калашникова опубликовала ряд научных трудов, в которых феномен народной одежды представлен как

часть традиционной картины мира; как характеристика конкретной культуры; как отражение характерных черт народного сознания, нравственных и религиозных представлений, этнических идеалов

ТВ. Козлова - представитель московской научной школы теории проектирования костюма в ряде научных и педагогических работ определила понятие «одежда», «ансамбль костюма», «структура формы костюма» и многие другие характеристики одежды С группой соавторов она обосновала принципы семиотического анализа искусства современного костюма Структурный анализ народного костюма как систему раскрывает в своих научных трудах Ф М. Пармон Автор обосновывает композиционное построение костюма, которое базируется на категориях, где композиция имеет свойства и средства, выразительные законы и правила Разработанная автором схема анализа составляющих комплекс народного костюма взята за основу данного диссертационного исследования

Опубликованных работ в области истории развития форм традиционного комплекса бытового казачьего костюма восточнославянского населения Кубани нет

Объект исследования - комплекс традиционного бытового мужского, женского и детского костюмов кубанских казаков конца XIX в. — па-чала XX веков как социокультурный феномен в истории Кубани

Предмет исследования - этнорегиональная специфика развития костюма кубанских казаков, сформировавшаяся в рамках культурогенеза отдельных комплексов южнорусского, украинского и костюма народов Северного Кавказа

Цель исследования - выявить и обосновать составляющие структурообразующего процесса формирования комплекса традиционного костюма кубанских казаков

Исходя из степени изученности проблемы, учитывая актуальность исследований, определены задачи исследования*

  1. Выявить основные предпосылки образования комплекса казачьего костюма

  2. Определить причины, повлиявшие на появление новых видов одежды в мужском бытовом казачьем костюме

3. Охарактеризовать функциональность традиционного казачьего костюма восточнославянского населения Кубани

  1. Исследовать специфику категорий казачьего костюмного комплекса

  2. Обозначить свойства и средства композиции костюма, характерные для определения традиционного комплекса

6. Выявить цветоритмические приемы построения костюмного комплекса

Хронологические рамки исследования ограничены второй половиной XIX - началом XX веков и определены степенью обеспеченности источниками

Территориальные границы исследования ограничены пределами Кубанской области к 1860 году и образованной в 1896 году Черноморской губернии.

Источниковая база диссертации основывалась на материалах Государственного научного творческого учреждения «Кубанский казачий хор», Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им Е.Д Фелицина, Государственного архива Краснодарского края, историко-краеведческих музеев Краснодарского края.

1 Музейные коллекции традиционной одежды, военного обмундирования и дополнения к ним

2. Архивные документы. Статистические источники' материалы переписи населения, отчеты о состоянии области и войска, сведения о развитии кустарных промыслов, ремесел, торговли и сборах урожая. Делопроизводственные документы уставы, доклады, инструкции, положения, описи имущества, справки, прошения

3 Труды дореволюционных авторов, содержащие историко-геогра-фические, этнографические и хозяйственные сведения о станицах Кубанской области.

4. Полевые материалы краевых фольклорно-этнографических экспедиций НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор» видеозаписи, фотографии, аудиокассеты, экспонаты музея традиционной культуры

  1. Фольклорные материалы: народные песни, стихи, пословицы и поговорки, зафиксированные на территории Кубани

  2. Полевые материалы автора: дневники, фотографии, эскизы костюмов, технические рисунки конструктивного решения отдельных видов одежды и дополнений к ним.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что процесс трансформации инноваций в историко-культурном развитии Кубани, обусловленный позитивным взаимовлиянием межэтнических отношений, завершился образованием комплекса костюма кубанских казаков, ставшего к концу XIX века традиционным

Методологической основой научной работы стал комплексный подход к обработке и систематизации исследуемого материала в исторической хронологии Изучение теоретических аспектов проблемы потребова-

ло обращения к трудам отечественных ученых в области культурологии, теории искусства, -этнографии, фольклора - таких как- П Г Богатырев, Ю М Лотман, Б А Успенский, А С Канцедикас, Л В Петров, А Б Гофман Принцип историзма стал основой методологии изучения традиционного искусства Специфика и особенности изучаемых вопросов привели к изучению трудов дореволюционных и современных историков: К К. Абазы, И.Д. Попки, Ф А Щербины, Е Д. Фелицина, П П Короленко, В А. Потто, А И. Ригельмана, Д.И Яворницкого, М К Аутлева, Н И Бондаря, О В Матвеева, Б Е. Фролова и др

В данной научной работе необходимы контакты с такими науками как искусствоведение, фольклористика, история костюма, вопросы которых изложены в трудах таких авторов, как: ГС. Маслова, А.А Иерусалимская, Н.М Калашникова, М Н Мерцалова, 3 В Доде, Ф М. Пармон, ТА. Николаева, НН. Соснина, И.Н Шангина, ТД. Равдоникас и многих других Форма научной деятельности над данной диссертацией — проблема, определяемая рамками развития исторических событий и культурологическими вопросами.

Методы исследования Специфичность круга вопросов, определенных в данной работе, изначально требуют единства исторического и логического подходов к исследованию Методы научного познания базируются на применении анализа в проблемных ситуациях и теоретических обоснований В основу исследования материала заложены методологические принципы, определяющие комплексный и структурно-функциональный подход. В работе над данной диссертацией применены следующие методы исследования: сравнительно-исторический, структурно-функциональный, ретроспективный, логический, семантический. Метод наблюдения, результатом которого стада серия графических работ и схемы конструкций костюма, включал следующие методические составляющие работа с информантами, выполнение зарисовок костюма и дополнений к нему, фотографирование объектов исследования Сравнительно-исторический метод научного исследования — важная часть методики выполнения данной работы История костюма развивается в пространственно-временных пределах Смена старых форм костюма, происходившая на фоне взаимовлияния этнических культур, отразилась в сущности культурогенеза как процесса самообновления культуры. Анализ феноменальности костюмных комплексов, их функций осуществлялся через культурологический, этнографический и дизайнерский подходы Сформировавшийся костюмный комплекс содержит составляющие феномена сложившейся культуры - традиции и инновации, взаимодействующие на диахронном и синхронном уровнях

Научная новизна исследования состоит в обосновании логической взаимосвязи истории Кубани и процессов создания материально-культурных ценностей, выразительной частью которых стал традиционный костюм, а именно

  1. Дано обоснование традиционному комплексу костюма как информационному языку культуры, характеризующему семиотический статус носителя

  2. Определена региональная специфика функций традиционного костюма

  1. Проанализировано композиционное построение традиционного комплекса костюма через составляющие категории композиции — тектонику и объемно-пространственную структуру

  2. Определена символика цветоритмического построения костюма в историческом аспекте и знаковость цвета в традиционной культуре

  3. Выявлена роль костюмного комплекса в процессе взаимодействия традиций и инноваций как феномена культурогенеза.

  4. Разработаны таблицы типизации составляющих элементов мужского, женского и детского комплексов бытового костюма кубанских казаков конца XIX - начала XX веков.

  5. Таблицы приложений к данной работе отражают тектонические процессы изменения форм и конструкций в историческом аспекте.

  6. В процессе исследовательской работы выполнен ряд графических работ, содержащих информацию о цветовом решении костюмных комплексов

Научно-практическая значимость представленных в работе результатов способствует более углубленному пониманию роли и специфики традиционного комплекса костюма кубанских казаков как яркой составляющей части материально-технической культуры Кубани. Итоговые выводы и результаты могут быть применены.

  1. В педагогической деятельности в вузах, среднеспециальных, среднетехнических учебных заведениях, выпускающих специалистов в области дизайн-проектирования костюма в учебных дисциплинах «История костюма», «Композиция костюма», «История Кубани», «Культурология», «Этнография», «Традиционный казачий костюм Кубани», практике школьного и дополнительного образования по дисциплинам «История края», «Краеведение», «Кубановедение»,

  2. В создании стилистики образа при разработке сценического костюма в театральных коллективах города и края;

З В развитии темы «Этнотенденции в современном костюме» на факультетах дизайна в качестве источника творческих разработок совре-

менных моделей мужского и женского костюма, гае могут быть использованы конструктивные и технологические приемы создания одежды, способы декорирования, цветовые решения, образно-композиционные приемы, прикладные материалы,

4 Для создания творческих работ по истории материальной культуры, этнографии, истории костюма

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Костюмные комплексы кубанских казаков конца XIX века стали выразительной частью традиционной культуры восточнославянского населения Кубани. Этнорегиональная специфика развития комплекса бытового костюма кубанских казаков складывалась поэтапно, в ходе развития исторических событий, что определило функции костюма Бытовой традиционный костюм кубанских казаков формировался в рамках культуро-генеза отдельных комплексов южнорусского, украинского и костюма народов Северного Кавказа.

  2. Функциональные характеристики отдельных видов одежды в костюмных комплексах кубанских казаков определяют семиотический статус их носителей Максимальная целесообразность видов одежды, объединенных в комплекс костюма, отрабатывалась поколениями носителей, сохраняя знаковость. Семиотичность в характере традиционного казачьего костюма конца XIX - начала XX веков объясняется устойчивостью традиций и обычаев, сохраняющихся в поколениях

  3. Образование мужского комплекса казачьего традиционного является результатом позитивности межэтнических отношений в процессе трансформации инноваций Роль костюма в рамках проблемы традиции и инновации прослеживаются на взаимодействии диахронного и синхронного уровней Определение синхронного уровня, базирующегося в пределах взаимовлияния этносов, характеризует вопрос инноваций в процессе культурогенеза. Этнокультурные контакты приняли больше позитивный характер и вызвали изменения не только в общей структуре общественных отношений, но и в костюме Прямое заимствование (как тип трансформации инноваций) имело успешный результат как в бытовом мужском костюме, так и в военном обмундировании

  4. Традиционный костюм - часть культурного пространства жизнедеятельности человека Динамика проявлений в ношении определенных видов одежды, их цветовая семантика достигают максимума в репродуктивном возрасте человека и снижаются в конце жизненного цикла Со-цио-возрастная функция костюма визуально представляет в восприятии план картины традиционной культуры в социуме Возрастное значение

одежды соотносится с ритуальными формами и условностями жизненного уклада. Этнодифференцирующая функция в казачьем костюме является продолжением символической Мужской комплекс казачьего костюма был особо храним, почитаем и не приемлем для иногородних, его носителями могли быть только представители этносоциума, связанные родом деятельности, внутренними законами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в научно-теоретическом и практическом направлениях, в педагогической деятельности автора.

Выводы и основные результаты работы опубликованы в материалах V и VI международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (Спб, 2002; 2003), где русский народный костюм и традиционный костюм кубанских казаков, в контексте истории и культуры, представлены как ассоциативные источники в творчестве дизайнера. В материалах Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития научно-исследовательской работы и художественной деятельности в вузах культуры и искусств России» (Орел. - 2003) изложен вопрос о значении этнотенденций в проектных разработках сценического и современного костюма. В рамках проведения южнороссийской научно-практической конференции «Многоуровневая система профессионального образования» (КГУКИ, Краснодар. - 2002,2003; 2004) автор выступала с иллюстрированными докладами о внедрении результатов диссертационных исследований в процессе преподавания дисциплины «Композиция костюма», «Спецрисунок», «Цветная графика» на факультете «Дизайна и театрально-декорационного искусства» КГУКИ ХПА. Теоретический курс по дисциплине «История костюма» в разделе «Сословный костюм России конца XIX» дополнен лекцией «Традиционный костюм кубанских казаков».

Результатом внедрения материалов диссертации в педагогическую деятельность автора КГУКИ стали курсовые работы студенческих коллекций моделей с использованием этнотенденций в дизайн-проектировании Коллекции моделей молодых дизайнеров, выполненные в 2002 году. «Искусница» (Н Валюжинич - лауреат Всероссийского конкурса «Экзерсис»), «Зеркала души» (Я Иванова, Н. Голубева), «У истоков современности» (М Олейникова, Ю Антонец), «Анчутка» (Д Демурина) участвовали в международном конкурсе «Русский силуэт», демонстрировались на международном фестивале дизайна «Феродиз-2002», на всероссийских, краевых и городских выставках Союза художников России. Коллекция моделей «Свидание в сумерки» А Екатеринославской участвовала в меж-

дународном конкурсе «Адмиралтейская игла - 2002». Коллекция «Гармония нитей» Н. Валюжинич стала лауреатом международного конкурса «Русский силуэт - 2003», заняла третье место в IV региональном конкурсе «Модный Сезонъ - 2003» в Армавире, успешно демонстрировалась на международном фестивале льна (Вологда 2003) Популярность восприятия этнических мотивов в современном костюме подтверждает интерес краевой прессы к творчеству молодых дизайнеров, проведение показов моделей, участие в программе краевого телевидения «25 канал» Основные положения диссертации использованы в проекте методического пособия «Традиционный костюм кубанских казаков XIX - начала XX веков» (функциональный аспект). Автором разработана учебная программа новой дисциплины «Традиционный костюм кубанских казаков» для факультета «Дизайна и театрально-декорационного искусства» КГУКИ ХПА

Результативность сведений научной работы подтверждается востребованностью в профессиональной практической деятельности автора, итогом которой стала, к примеру, коллекция костюмного комплекса для отеля «Югра» (Краснодарский край, Туапсинский район) Методика проектирования производственного костюма, создания корпоративного стиля одежды в полиэтничном регионе опубликована в материалах международной конференции «Экономика, курорты и туризм стран Черноморского бассейна» (2004), также в материалах Всероссийского фестиваля дизайна КГУКИ ХПА (2004).

Структура и объем работы определены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, архивных источников. В приложении представлен в 12 таблицах графический анализ видоизменения форм элементарных конструкций, прототипов этнических костюмов, схемы кроя и конструкции образцов традиционной одежды, технические рисунки, что определяет аргументацию выводов и иллюстрирует логику исследования.

Похожие диссертации на Традиционный бытовой костюм кубанских казаков конца XIX-начала XX веков