Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Старчество в русской художественной культуре конца XIX - начала XX веков Худякова, Екатерина Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Худякова, Екатерина Владимировна. Старчество в русской художественной культуре конца XIX - начала XX веков : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Ярославль, 2003.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 04-24/51

Введение к работе

Актуальность исследования. Конец XX - начало XXI вв. — время подведения итогов исторических, культурных процессов и переоценки многих ценностей. Человечество осмысливает базисные основания своего существования, обращаясь за проверкой настоящего или поиском будущего пути к культурному опыту прошлого. Многие понятия и явления приобретают в наше время новый смысл, становятся предметом оживленного обсуждения.

В современной ситуации общепризнанна актуальность изучения разнообразных пластов отечественной культуры. Это связано со спецификой переживаемого страной культурного момента, когда у человека и общества возникла насущная потребность в культурном, социальном, национальном самоопределении. Исследованные коллизии прошлого помогают отрефлексировать современную проблематику, а индивидуальные творческие проекты великих творцов имеют важное значение для понимания специфики русской культуры.

Актуальным видится изучение взаимодействия религиозной и светской культурных традиций, феноменов церковной жизни и искусства. Существенным сегодня является стремление понять и оценить те факты культурного прошлого, в которых соединились усилия церкви, идеалы и надежды светской культуры, народные чаяния и традиции. К такого рода феноменам и относится поставленное в центр данного исследования явление старчества. Конец XIX - начало XX вв. - время расцвета русского старчества, золотой его век.

В самосознании русских художников XIX-XX веков имеется значительный и оригинальный опыт художественного осмысления духовных явлений. В конце XIX века в России, в сфере искусства, философии, в духовном опыте художников и интеллектуалов, активизируются религиозные искания. Широкий план духовных исканий включал в себя и обращение к ценностям православия. Художественное творчество исходило из представления о непреходящем значении христианских ценностей. В поиске существенных социокультурных ориентиров художник обращался к христианским образцам, воплощенным и в таких явлениях, как монашество, старчество, религиозное подвижничество.

В этом контексте актуальной проблемой является осмысление традиции старчества в русской художественной культуре конца XIX -начала XX веков. Изучение указанной проблемы помогает обнаружить целостность завещанного нам духовного мира, многообразное единство

3 «

усилий различных слоев общества в утверждении духовных ценностей, воплощенных в выдающихся образцах русской художественной культуры.

Обращение к русскому подвижничеству-старчеству позволяет выявить конкретные образцы праведности, свойственные именно русскому старчеству, являющемуся особым воплощением общехристианской практики старчества. В данной работе мы исходили из известного, но мало и фрагментарно разработанного представления о том, что в русской старческой традиции отразились как следование общехристианскому канону, так и русская культурная специфика.

Материал и источники исследования. Старчество как форма аскетически-монашеского православия нашло осмысление в трудах виднейших российских философов (Н.Бердяева, СБулгакова, НЛосского, В.Розанова, В.Соловьева, П.Флоренского). Русское старчество (личности известных старцев) стало предметом художественного осмысления выдающихся писателей и художников XIX - начала XX веков. Обращение к теме старчества и личности русского старца можно проследить в это время в творчестве А.Белого, В.Васнецова, Б.Зайцева, Н.Клюева, И.Крамского, И.Мельникова-Печерского, А.Ремизова, П.Флоренского, И.Шмелева. Различны по характеру и глубине осмысления явления старчества произведения Ф.М.Достоевского, Н.СЛескова, М.В.Нестерова, Л.Н.Толстого. Представляется, что произведения этих авторов относятся к самым ярким и характерным образцам художественного осмысления старчества. Материал исследования составили следующие художественные тексты: роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1880), повесть Л.Н.Толстого «Отец Сергий» (1898), цикл рассказов о праведниках Н.С. Лескова (1880-1990-е гг.), живопись М.В.Нестерова (1888-1917 гг.).

Цель исследования - изучить художественное осмысление феномена русского старчества в художественной культуре конца XIX -начала XX веков, взяв для изучения ключевые в этом аспекте произведения.

Исходя из названной цели, необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть специфику русского старчества в контексте христианской старческой традиции;

-выявить взаимосвязи старчества с русским национальным характером;

-рассмотреть художественные особенности создания образов старцев в контексте духовного поиска русских художников: образ стар-

ца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского, образ огца Сергия из повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий», а также проследить, как соотносится лесковская концепция праведничества и традиция русского старчества;

-исследовать преломление явления старчества в полотнах М.В.Нестерова - цикл нестеровских старцев;

- рассмотреть на конкретных примерах диалог с агиографической традицией глав романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», повести «Отец Сергий» Л.Н.Толстого и рассказов и легенд о праведниках Н.С.Лескова;

-выявить специфику диалога с иконографией в творчестве М.В.Нестерова на примере цикла, посвященного Сергию Радонежскому.

Объект исследования - русская художественная культура конца XIX - начала XX вв. в акте встречи с христианским церковным институтом старчества.

Предметом исследования являются литературные и живописные произведения Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова и М.В.Нестерова в аспекте художественного осмысления в них явления русского старчества.

Хронологические рамки исследования определены периодом расцвета и влияния на художественную культуру оптинского старчества (прежде всего старца иеросхимонаха Амвросия Оптинского (Гренкова) -1874-1891 гг.) и временем создания индивидуальных творческих работ (роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1880), повесть Л.Н.Толстого «Отец Сергий» (1890-91, 1895, 1898), цикл рассказов о праведниках Н.С.Лескова (1880-1890-е гг.), нестеровские старцы (1888-1898, 1903-1917 гг.).

Научная гипотеза исследования состоит в следующих предположениях:

  1. Уникальность русского старчества как культурного феномена является основанием оригинально-самобытного художественного осмысления.

  2. Конец XIX - начало XX веков отмечен не просто отражением религиозной тематики в художественной культуре, а глубоким влиянием явления русского старчества на художественную культуру. Это влияние реализовалось в диалоге культурных традиций, творческом поиске идеала, человеческого максимума.

  3. Диалогичность как неотъемлемое свойство взаимодействия светской и религиозной традиций (художественного осмысления явления

старчества) воплотилась в диалоге индивидуальных художественных практик с агиографической и иконографической традициями.

  1. Особенностями мироощущения художника конца Х1Х-начала XX веков явились глубоко развитое личностное начало, способное воспринимать объективную реальность сквозь призму собственного «Я», готовность к свободному выбору в ситуации двойственности сознания и, наконец, создание индивидуальных творческих проектов.

  2. Художественный поиск Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, М.В.Нестерова, воплощенный в осмыслении явления русского старчества, был направлен на выявление идеальных начал бытия, человеческого существования: через христоцентрическое эсхатологическое православие - у Ф.М.Достоевского, через радикальную ревизию христианской традиции и наполнение ее авторским религиозно-нравственным содержанием - у Л.Н.Толстого, через реконструкцию народной религиозности у Н.СЛескова и легендарно-романтическую квазирелигиозную стилизацию у М.В.Нестерова.

Методология исследования. Метод исследования основан на герменевтическом подходе к предмету. Предпринимается попытка истолкования и понимания содержательных аспектов художественного осмысления духовного и практического опыта творческой личности.

Методологические подходы к исследуемой проблеме в работе основываются на теоретической базе современного искусствоведения, которая включает в себя концепции и приемы таких гуманитарных наук и научных дисциплин, как:

-философия (с признанием особой значимости философской рефлексии М.Бахтина, М.Бубера, Н.Бердяева, С.Булгакова, Г.-Г.Гадамера, Н.Лосского, В.Розанова, В.Соловьева, М.Хайдеггера);

- богословие (о. П.Флоренский, о. В.Зеньковский,

о. Г.Флоровский, архимандрит Рафаил, о. И.Кологривов, о. А.Мень, Л.Успенский);

-эстетика (В.Асмус, М.Бахтин; Г.Гачев, А.Гулыга, В.Крутоус, А.Лосев);

-культурология (А-Азов, А.Гуревич, П.Гуревич, Е.Ермолин, Т.Злотникова, Г.Коган, И.Кондаков, Ю.Лотман);

-искусствоведение, включая литературоведение (М.Алпатов, Г.Вагнер, Н.Дмитриева, С.Дурылин, К.Мочульский, Д.Лихачев, Ю.Лотман, И.Лученецкая-Бурдина, Е.Николаева, Н.Николаева, И.Никонова, Д.Сарабьянов, Г.Стернин, И.Столярова, А.Тарасов, Г.Филигшовский, В.Хализев).

В работе привлечены и использованы методы сравнительного, генетического, типологического анализа — не только для комплексного подхода при исследовании текстов, но и при определении основных характеристик личности и способов мышления художника переходного времени. Диссертация предполагает наличие контекстуального подхода к обозначенной проблеме; характеристика контекста востребована в той мере, в какой она помогает осознать модель кризисного сознания конца XIX - начала XX веков.

Степень разработанности проблемы. Имеется широкий круг исследований богословских, исторических, литературоведческих, искусствоведческих, в которых освещается тот или иной аспект осмысления явления старчества в художественной культуре, в ходе исследования мы обращались:

к работам русских философов, анализировавших духовные проблемы человека, размышлявших о противоречиях общества, раскрывавших национальные особенности культуры, мироощущения, всесторонне осмысливавших ситуацию кризисного времени (Н.Бердяев, С.Булгаков, Н.Лосский, В.Розанов, В.Соловьев, Л. Шестов);

к богословским работам и работам по истории Русской православной Церкви (свят. Игнатий (Брянчанинов), С.Булгаков, Л.Карсавин, И.Конневич, А.Мень, И.Смолич, Т.Туркестанов, Г.Федотов, П.Флоренский, С. Четвериков, В.Экземплярский);

к работам историко-культурного плана, содержащим описание и анализ культуры исследуемого периода, прежде всего - к трудам И.Кондакова и Г.Стернина;

к искусствоведческим исследованиям, посвященным творчеству вышеназванных художников и отдельным аспектам взаимодействия духовных ценностей христианства и русского искусства (Б.Бурсов, Г.Вагнер, Л.Гроссман, Н. Дмитриева, С.Дружинин, А.Михайлов, И.Никонова, Г.Стернин, А.Эфрос).

При характеристике духовной ситуации России конца XIX - начала XX вв. определяющим был принцип «бинарности русской культуры» (Ю.Лотман). Сформировавшаяся в русской культуре поляризация смысловых основ, несущая в себе метафизические, географические, исторические и социальные интенции, создает особую систему, построенную на «взаимоупоре» противоборствующих смыслов (И.Кондаков).

При изучении особенностей мироощущения писателей мы обращались к работам М.Бахтина, Н.Бердяева, Б.Бермана, С.Булгакова, И.Виноградова, Л.Гроссмана, М.Дунаева, Г.Когана, Ю.Кудрявцева,

К.Мочульского, Е.Мелетинского (по творчеству Ф.М.Достоевского); В.Асмуса, И.Лученецкой-Бурдиной, А.Гродецкой, М.Дунаева, Е.Куприяновой, Е.Николаевой, А.Тарасова (по творчеству Л.Н. Толстого); Л.Аннинского, Б.Бурсова, А.Горелова, О.Майоровой, И.Снегиревой, Н.Старыгиной, И.Столяровой, В.Хализева (по творчеству Н.С.Лескова).

Обращение к агиографии и иконографии с целью установления диалога традиций потребовало привлечения работ: по иконоірафии (Н.Барская, Ю.Бобров, архимандрит Рафаил, Е.Трубецкой, Л.Успенский, Т.Юрьева, И.Языкова); но агиографии и теории литературы (М.Бахтин, Б.Берман, Д.Лихачев, Ю.Лотман, А.Любомудров, В.Хализев); по искусствоведению (С.Глаголь, С.Дурылин, А.Михайлов, И.Николаева).

Изучая художественную картину мира писателей и художников, мы обращались литературе мемуарного и биографического характера: к письмам Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.В.Нестерова, к воспоминаниям В.Розанова, СДурылина.

Тема диссертации предопределила обращение к весьма обширному и многоплановому кругу научной литературы. Сегодня нет ни одного исследования, которое бы комплексно, с различных точек зрения осветило такое явление русской церковной культуры как старчество в его взаимодействии с русской художественной культурой. По нашему мнению, именно при культурологическом подходе снимается дихотомия религии и художественной культуры, которые обычно рассматривались в изолированных и противопоставленных отношениях. В качестве основания в работе рассматриваются различные конкретные ракурсы русского старчества.

Характерным и придающим оригинальность данному исследованию является тот факт, что специфика русского старчества раскрывается не столько в теоретическом, каноническом плане, сколько в художественном, образном преломлении.

Научная новизна исследования выразилась в том, что:

впервые осуществлен комплексный культурологический анализ художественного осмысления русского старчества в литературе и живописи рубежа конца Х1Х-начала XX веков;

расцвет религиозной жизни в рамках старческой традиции в конце Х1Х-начале XX веков обоснован как условие создания особого духовного мира в светском искусстве;

образ старца Зосимы рассмотрен как идеал личностно ориентированного, христоцентрического, эсхатологического православия;

выявлена неоднозначность осмысления Л.Н.Толстым старчества в повести «Отец Сергий»;

образ праведного героя в рассказах и легендах Н.С. Лескова соотнесен со старческой традицией и определен в ее контексте;

впервые цикл работ М.В.Нестерова (с 1889 по 1917 годы) рассмотрен в ракурсе старческой традиции и в диалоге с агиографической традицией.

Теоретическая значимость исследования определяется следующими позициями:

русское старчество определено как культурно-историческое выражение национального характера;

выявлены глубинные взаимосвязи художественного дискурса и церковной практики старчества;

проанализирована конкретная реализация творческого диалога русских художников с традицией и опытом старчества;

показана противоречивость взаимодействия опыта религиозной аскетики и творческого опыта художника в ситуации культурного кризиса и индивидуального художественного поиска.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

- на основе определенной специфики русского старчества пред
ставляется возможным проведение аналогичных исследований по изу
чению соединения церковной и светской художественной культур;

-материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания мировой художественной культуры, литературы в высшей и средней школе, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных истории русской культуры, а также судьбам традиций в контексте современной культуры.

Личный вклад диссертанта состоит в том, что впервые проанализированы конкретные осмысления явления старчества в русской художественной культуре, вследствие чего выявлены:

  1. причины обращения русских художников рубежа веков к явлению старчества;

  2. характер осмысления представителями светской художественной культурой этого церковного института

На защиту выносятся следующие положения: 1. Старчество в России - многостороннее явление, которое является не только специфическим церковным институтом, но и культуро-творческой практикой, объединяющей религиозную и светскую культурную традиции, открытой для художественного осмысления.

  1. Старческое окормление может быть истолковано как возможная и реальная основа художественной рефлексии, ведущей к созданию особого духовного мира в светском искусстве.

  2. Ф.М.Достоевский в романе «Братья Карамазовы» в образе старца Зосимы (основываясь на прототипах - Амвросии Оптинском и Тихоне Задонском) представил идеал личностно ориентированного, христоцентрического, эсхатологического православия. Создание писателем образа старца Зосимы - попытка представить человека, радикально устремленного к духовному совершенству через проповедь всеобщей любви. Образ Зосимы являет опыт Ф.М.Достоевского в постижении сущности взаимоотношений мира и старчества, в показе возможности «умного делания» в миру.

  3. Л.Н.Толстой, обращаясь к теме старчества в повести «Отец Сергий», дает понимание религиозного феномена, опираясь на собственную радикальную ревизию христианской традиции и имея в виду утверждение личной веры; он наполняет христианские мотивы и формы новым, собственным религиозно-нравственным содержанием. Желая обличить нравственную несостоятельность исторических старцев, писатель создает повесть-антижитие, с главным героем-лжестарцем.

  4. Цикл рассказов о праведниках Н.С.Лескова являет намерение писателя создать и закрепить в культуре русский праведнический тип человека, основываясь на духовных подвижнических началах, выработанных многовековым укладом народной жизни. Праведные герои Н.С.Лескова (варианты подвижнического жизненного пути Голована, Рыжова и др.) в целом близки к традициям старчества: их объединяет принцип деятельной любви, отказ от духовной привилегированности, востребованность людьми; это говорит о распространенности и воспроизводимости явления старчества.

  5. В период национально-романтических увлечений и активизации нравственных исканий М.В.Нестеров воссоздает мир русской религиозности - обращается к теме русского старчества как явлению, воплощавшему идеально-гармонические духовные основы. Через легендарно-романтическую квазирелигиозную стилизацию художник стремился выразить народную религиозность.

  6. Художественное осмысление религиозного института в светской культуре обернулось диалогом светской и церковной традиций: в литературе - агиографической, в живописи - иконографической.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на IV Всероссийских чтениях «Оптина Пустынь и русская

культура» (Калуга, 2001), на региональной научно-практической конференции «Церковь и общество: пути взаимодействия в сфере образования, науки и культуры» (Ярославль, 2003), на ежегодных конференциях молодых ученых в ЯГПУ (2000-2003),' на заседаниях кафедры культурологии ЯГПУ, в рамках кафедральной научной школы. Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Старчество в русской художественной культуре конца XIX - начала XX веков