Введение к работе
Актуальность проблемы. Исследования народной художественной культуры относятся к числу проблем, актуальность которых приобретает новые ракурсы на каждом новом отрезке времени. Многие ее направления постоянно видоизменяются, но базовые компоненты остаются неизменными. К числу таких относится и социализация, которая есть одновременно и качество и элемент народной культуры, включающая личность в окружающее пространство. Это совершенно естественно, так как выделенная модель является первородной моделью культуры, более того, полем существования всех остальных течений, в котором развиваются, апробируются и видоизменяются все остальные формы и направления культурного развития общества.
В силу этого социализирующие аспекты народной художественной культуры приобретают чрезвычайно важное значение для всех социальных страт. Более всего они становятся значимыми для молодежи, осваивающей и усваивающей накопленные ценности и, одновременно с этим, создающие собственные субкультуры, существующие в теле народной культуры более или менее длительное время.
Включаясь в освоение народной художественной культуры, молодежь активнее всего взаимодействует с ее инноватикой, а не с традиционными формами. Последние скорее воспринимает как экзотические, музейные варианты, имеющие право на существование. Сфера бытования традиционной культуры утрачивается и заменяется иной, поэтому социализация одновременно сливается с творчеством или его вариациями, что и отличает ее традиционное понимание от происходящего в поле народной художественной культуры.
Интенсивнее всего социализация происходит в молодежных средах, занятых единой деятельностью, объединенной едиными временем и пространством. К этой части молодежи в большей степени относится взрослая учащаяся молодежь. Ее социализация, особенно студенческой молодежи, средствами народной художественной культуры - сложный феномен, претерпевающий значительные трудности в своем формировании. Феноменальность этого процесса требует рассмотрения с различных точек зрения, как комплекса компонентов и элементов, составляющих единую систему, испытывающую на себе воздействие традиционных, инновационных, личностных, средовых аспектов, создающих внутри общей культуры собственное формиро-
вание - хронотоп. Он обладает внутренней прочностью, устойчивостью, высокой степенью сопряженности всех параметров, в свою очередь влияющих на создание ментальное студентов.
Хронотопные образования преломляют социализацию таким образом, при котором она более всего отвечает заданным параметрам. Условия студенческой жизни выдвигают на передний план жесткую необходимость в полифункциональных когнитивных видах деятельности, которые помогают решить целостные социально-личностные задачи. В них присутствует ряд центровых элементов, выступающих в роли терминологического словаря и основы формирования ментальносте студентов. В то же время именно они становятся демаркационными линиями, разграничивающими студентов различных специальностей и специализаций.
Создание единого хронотопа имеет большое значение, но в то же время его рождение и формирование мало изучено, так как протекает спонтанно, что привносит в него малозначительные элементы, затрудняет и продлевает процессы адаптации и усвоения молодежью высоких ценностей культуры. Отсюда, налицо противоречие между необходимостью целостного существования студенческого хронотопа и объективными требованиями к его функционированию.
Сложность исследования проблемы очевидна в силу семиотично-сти изучаемых явлений: народной художественной культуры, хронотопа, социализации, которые неизбежно связаны с условностью составляющих их компонентов. Тем не менее, преодоление этих тенденций возможно при постановке теоретической проблемы существования и динамики развития студенческого хронотопа, специфики социализации в нем, осмысления внутренних закономерностей в его оптимальном построении.
В силу этого актуальность изучаемой проблемы определяется потребностью культурологии в раскрытии особенностей социализации в полифункциональном звучании студенческого хронотопа. Это позволит оптимально сбалансировать все существующие компоненты учебного и вне учебного аспектов жизнедеятельности, скорее введет студентов в ритм их новой жизни и позволит более эффективно овладевать профессией. Многоаспектность проблемы делает необходимым изучение ее на стыке культурологии, психологии, социологии.
Степень научной разработанности проблемы.
Анализ состояния разработанности проблемы позволяет утверждать, что существует значительный пласт публикаций, раскрывающих проблему социализации. Это труды зарубежных и отечественных социологов и психологов, рассматривающих ее преимущественно как приспособление личности к существующим условиям, что представлено в работах Т. Парсонса, Г. Тарда, П. Балеса, Г. Андреевой, Т. Шибутани и др.
Культурологические предпосылки для выделения особенностей социализации рассматривались в работах И. Бестужева-Лады, Л. Буе-вой, Ю. Бромлей, И. Гуревича, А. Здравомыслова, С. Иконниковой, Л. Ионина, М. Кагана, Л. Когана, А. Леонтьева, К. Лосева, Н. Лосско-го, В. Окатова, Э. Орловой, Н. Ромах, Э. Тейлора и др., которые вплотную подошли к рассмотрению сущности социализации и требованиям к ней в культурологии.
Аксиологические основы культуры исследовались по трудам О. Лосского, В. Данилевского, Н. Бердяева, Ф. Бэкона, М. Вебера, В. Элькони, Ю. Школенко, Э. Фромма, Д. Фрезера, А. Флиера, Э. Фаустовой, Э. Тейлор, Т. Шардена и других, рассматривающих значимость и сменяемость аскиологических параметров культуры во времени, странах, социальных стратах и дающих прогноз их развития применительно к культуре в целом.
Значительный пласт исследований посвящен проблемам народной художественной культуры, анализирующий различные аспекты и формы ее существования. К этим проблемам обращались А. Белкин, А. Борзов, В. Власов, М. Громыко, В. Гусев, А. Каргин, Р. Кирсанова, М. Некрасова, Ф. Прокофьев, Б. Путилов, А. Руднева, А. Суховей и другие, давшие подробный анализ направленности, форм существования, динамики развития народной культуры и особенностей ее проявления в меняющемся обществе.
Для исследования взаимодействий специфики социализации в студенческом хронотопе со средовыми позициями, автор обращался к трудам Л. Буевой, С. Иконниковой, Л. Когана, Ю. Лукина, Н. Палее-вой, Э. Орловой, О. Ромах, О. Тоффлера, Э. Соколова, в чьих работах разные аспекты среды - социальной, культурной и их модификации рассмотрены достаточно убедительно и разносторонне.
Исследование сущности, создания и функционирования хронотопа изучалось по трудам М. Бахтина, В. Вернадского, Л. Выготского,
А. Гуревича, В. Петрова, А. Гилинского, Л. Гримака, Л. Гумилева, И. Кона, Д. Лихачева, Э. Лурье, Н. Трубникова, П. Флоренского, О. Тоффлера, С. Франка, Э. Фромма. Применяемая прежде преимущественно по отношению к исследованию художественных форм, концепция хронотопа таит в себе множественные возможности и позволяет перенести эти теоретические конструкции на другие образования (в частности студенческие структуры), соответствующие его особенностям - единству ценностей, времени и пространства.
Проблемы ценностных ориентации личности и ценностных ориентации молодежи исследовались по трудам В. Аликиной, С. Аниси-мова, В. Апраксина, Ю. Бессонова, Л. Буевой, М. Бобнева, И. Вита-ньи, В. Водзинского, А. Ворониной, Н. Злобина, Р. Ибрагимова, Л. Косовой, В. Кочура, А. Леонтьева, К. Лосева, В. Межуева, Н. Моисеева, М. Петрова, О. Ромах, Э. Соколова и др., отметивших избыточность ценностного мира личности и в то же время их (ценностей и личности) пограничность в определенных временных параметрах; высокую степень заменяемости ценностей, что является естественным для развивающейся личности.
Проблемы студенческой молодежи рассматриваются в трудах И. Адеевой, С. Бабакаева, В. Бовкуна, В. Боряза, О. Генисаретского, А. Герасимчука, Э. Гирусова, И. Зруздовой, М. Добрускина, М. Енд-жеевского, А. Запесоцкрго, В. Иванова, С. Иконниковой, М. Кагана, Л. Когана, И. Кона, Л. Лебедева, В. Лисовского, А. Лутошкина, А. Файна и других, давших широкий анализ проблемам студенческой молодежи. В то же время в исследованиях этого направления явно просматривается тематическая направленность, при которой в поле зрения ученых попадают отдельные аспекты их жизнедеятельности. Реальностью сегодняшнего дня стало также и то, что проблемы молодежной жизни, а тем более их глубинного исследования отодвинулись на задний план. Масштабно проанализированная прежде, данная проблема не получает дальнейшего развития (или получает незначительно).
К сожалению, проблемы социализации студентов народной художественной культурой, перерастающей в хронотопное образование, практически не исследовались. Более того, под таким углом зрения данная проблема не изучалась. Это позволяет определить ее как неизученную, неосвоенную, теоретическая значимость и новизна которой подтверждает актуальность исследования.
Цель исследования: Разработка теоретических основ, методических положений и практических рекомендаций по использованию народной художественной культуры в студенческой среде в процессе социализации молодежи.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
выделить культурологический аспект в понятийном аппарате социализации;
рассмотреть социализирующие параметры в народной художественной культуре;
определить место народной (традиционной.и инновационной) художественной культуры в культуре общества и современной молодежи;
выделить центровые социализирующие аспекты народной (традиционной и инновационной) художественной культуры в жизни студенчества;
выявить новое образование - хронотоп (единство ценностей, времени и пространства), специфичный для студенческой жизни и определить "удельный вес" в нем ценностей народной (традиционной и инновационной) художественной культуры.
Объектом исследования стала студенческая молодежь вузов центральной полосы России.
Предмет исследования социализация молодежи элементами народной художественной культуры в студенческой среде.
Теоретико-методологической основой исследования являются философско-культурологические концепции о целостности культуры, создающей подобную себе личность; положения о специфике культурологического трактования социализации, в котором когнитивные элементы становятся основными; социализирующих компонентах народной художественной культуры и специфичности их стержневого ряда в инновационных параметрах; трансформации социализирующих параметров народной художественной культуры в студенческой среде; формировании нового образования, специфичного именно в студенческой жизни - хронотопа; способах его оптимального формирования.
Значительное воздействие на создание теоретических концепций диссертантки оказали работы русских мыслителей - М. Бахтина, Г. Батищева, Н. Бердяева, Л. Данилевского, В. Соловьева, Л. Толсто-
ва, П. Флоренского, С. Франка и др. о бесконечности духовных сил человека в его стремлении к творческой реализации, мощи человеческого духа и его непреходящем значении.
Существенную роль в определении теоретических концепций, построении конструкции работы и выделении нового образования -хронотопа, сыграли работы исследователей вузов, посвященные этой проблематике и направленные на изучение как культуры в целом, анализе ее развития, так и уникальности студенческой жизни, особенно в настоящий период.
Основными методами исследования являются:
метод системного источниковедческого анализа;
сопоставительный метод и методы социологических исследований.
Автор в течение 25 лет работает в вузе, в том числе в качестве заведующей кафедры хореографии, что позволяет иметь самые достоверные данные и участвовать в процессах формирования моделей студенческой культуры и их производных.
Научная новизна заключается в следующем:
впервые рассмотрен культурологический аспект социализации, что позволило выделить стержневой социализирующий аспект - потребности в когнитивности личности;
социализация средствами народной художественной культуры исследована в студенческой среде, где творчество или его вариации - естественны, гармоничны и необходимы, что соединяется с родовой сущностью народной художественной культуры (традиционной и инновационной);
выделены социализирующие компоненты народной художественной культуры в новой среде бытования - студенческом образе жизни;
впервые выделено и проанализировано образование - хронотоп (единство ценностей, времени и пространства), что является новым для средовых исследований и дает новый ракурс изучения специфики студенческой жизнедеятельности;
построение концепции хронотопа обеспечило выявление его сущности, динамики развития, центральных позиций и основных форм бытования и развития в студенческой среде;
выделенная спонтанность развития хронотопа позволила ввести в его концепцию социализирующих программных элементов, выстроенных на основе управленческих и формообразующих принципов. Теоретическая значимость исследования состоит в выделении культурологического аспекта социализации и выявлении его специфики с позиций аксеологического подхода; выявлении хронотопа, специфичного для студенческой жизнедеятельности, обуславливающего сущность и динамику развития молодежи; определении базовых социализирующих аспектов народной художественной культуры, стержневых в хронотопных образованиях.
Практическая значимость исследования заключается в определении направленности и динамики социализации студентов от младших курсов к старшим, их устремленности в разных специальностях. Определение базовых элементов социализации позволяют более грамотно воздействовать на формирование хронотопа, что позволит студентам легче войти в новую социальную страту, адаптироваться в ней и успешнее усваивать новое. Отдельные выводы могут быть использованы руководством высшей школы, деканатами, кафедрами и отделениями в организационных процессах вузовской жизни. Результаты исследования могут использоваться в теоретических и учебных курсах культурологического направления, а также смежных наук. Положения, выносимые на защиту.
1. Специфика социализации в культурологическом понимании
предусматривает обязательное для всех творчество, в процессе кото
рого не просто усваивается, но и создается культура и культурные
ценности. Только признание творчества - когнитивности, как базово
го социализирующего аспекта культуры, позволяет последней решать
поставленные перед ней задачи и расширяет понятие социализации.
Пласт народной художественной культуры особенно благоприятен для социализации, понимаемой как творчество, так как сама его специфика есть постоянный процесс творения или его вариаций и модификаций, реализующих духовные потребности личности и существующих в определенной среде бытования.
2. Существуют сходные центральные аспекты социализации в
разных пластах народной художественной культуры в традиционном
и инновационном трактовании. Личность, включенная в поле ее дей-
ствия, испытывает на себе благотворное воздействие составляющих ее ценностей.
-
Молодежь специфически воспринимает ценности народной художественной культуры. Студенческая молодежь, помимо этого, создает свой ракурс преломления и использования ценностного ряда. Инновационно создаваемый пласт ее собственной культуры имеет в своей основе три центровых социализирующих элемента, выросших из народной художественной культуры (хореографического, декоративно-прикладного и вербального направлений творчества), единых для всех представителей студенчества с разными вариантами узнавания в части образовательных специальностей и специализаций.
-
Студенческая среда создает уникальное образование - хронотоп (единство ценностей, времени и пространства). Он является главным социализирующим параметром, развивается по собственным законам и становится полем реализации усваиваемой, создаваемой и транслируемой культуры.
-
Тенденции и динамика развития хронотопа должны выстраиваться в определенной последовательности (целевой системе, соединяющей организационные, формообразующие и субстанциональные и временные параметры) с опорой на высокие ценности народной культуры. Помощь в его создании и развитии существенно повлияет на адаптацию студентов к учебному процессу, поможет решить гносеологические, коммуникативные и иные проблемы студенчества.
Апробация результатов исследования осуществлялась опубликованием статей, методических работ; выступлением на республиканских, региональных научно-практических конференциях Самара (1997), Тамбов 1995-1999 гг.; подготовке и проведении межвузовской научно-практической конференции «Народное танцевальное искусство и проблемы возрождения отечественной культуры (1998).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.