Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи Глуханюк Анна Аркадьевна

Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи
<
Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Глуханюк Анна Аркадьевна. Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Екатеринбург, 2005 140 c. РГБ ОД, 61:05-24/98

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА12

1.1. Феномен культуры молодежи в системе современного культурологического исследования 12

1.2. Культура молодежи и традиция: исследовательская проблема преемственности и востребованности 43

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ И КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 65

2.1. Концепция православного воспитания: история и сущность 65

2.2, Потенциал концепции православного воспитания в культуре современной российской молодежи 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 123

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На рубеже XX-XXI веков в России происходят существенные трансформации в политической, правовой, экономической сферах жизни общества. Россия оказывается в ситуации культурной нестабильности и перехода к новым формам жизнеобеспечения. Подвижность базовых компонентов социальной действительности приводит к активному поиску ориентиров, гарантирующих духовное и материальное благополучие человека.

Внешние факторы переходного периода оказывают существенное влияние на внутренние потребности личности в переосмыслении окружающего культурного пространства и своего положения в нем. На уровне общемировых процессов происходит переоценка роли традиционных форм и способов духовного контроля и самоопределения, которая приводит к необходимости формулировки новых смысловых маркеров нравственного равновесия.

Для российской культуры ситуация осложняется исторической спецификой переходного периода, связанного с изменением приоритетов на уровне политической и экономической стратегии государства. Существенным компонентом трансформирующейся действительности становится проблемати-зация преемственности как непременного условия трансляции культурного опыта в современное пространство. Взаимоотношения поколений, сложившихся в различных государственных структурах (СССР и России), свидетельствуют о противоречивости процесса конструирования стратегии дальнейшего развития российской культуры.

В качестве потенциальной силы стабилизации системы ценностных предпочтений рассматривается молодежь как наиболее восприимчивая социальная группа, обеспечивающая воспроизводство культуры. Воспитание молодежи становится актуальной проблемой современности. Поскольку воспи-

тательная система ориентирована не только на преобразование внутреннего мира отдельной личности, но и отвечает запросам конкретного общества, формируются основания разработки концепции воспитания как основы стабильности и смысловой содержательности культуры.

При создании новых воспитательных программ используется педагогический опыт советского периода, заимствуются западные образцы, восстанавливаются традиционные национальные формы организации и внутренние императивы педагогики. Существенное внимание уделяется традициям православного воспитания, что вызывает неоднозначный резонанс в общественном сознании и научной мысли.

Русская православная церковь, занимая активную социальную позицию, транслирует свои представления об актуальных вопросах современности во все сферы общественной жизни. На основе традиций православия, его духовного и материального наследия создаются организации, использующие накопленный опыт воспитания в целях разработки эффективных способов воспроизводства культурных традиций в новых поколениях. Среди них Фонд духовной культуры и образования «Новая Русь» (подпрограмма сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания в регионе), Экспериментальный Центр православной педагогики им. Священника А.Ф. Арбекова, Научно-методический центр православной педагогики и др.

При этом сохраняется несоответствие между предлагаемыми концепциями воспитания и потребностями современной российской молодежи. Изучение культурологического аспекта потенциальной возможности реализации православных ценностей в современных социкультурных условиях позволит выявить степень востребованности традиций православия молодежью России.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическое освоение феномена молодежи в гуманитарной науке началось в начале XX века и

прошло ряд этапов, соответствующих смене отношения к молодежи в обществе. В работе рассматриваются концепции, в основе которых заложены различные критерии выделения молодежи в отдельную социальную, поколенче-скую, культурную общность: молодежь как социальная группа, характеризующаяся девиантным поведением (Р. Мертон, В.Н. Боряз, С.Н. Иконникова, Г.К. Неумойнов); молодежь как поколение (К. Мангейм, Ш. Эйзенштадт, Т. Парсонс); молодежь как субкультурная общность (Д. Доунс, П. Уил-лис, Р. Хограт, П. Коен, В.Ф. Левичева, Э.А. Орлова, К.Г. Мяло); молодежь как пассивный потребитель имиджа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе); молодежь как активный создатель стиля жизни через потребительские практики (П. Уиллис, Д. Фиске, С. Фрис).

В западной науке основной тенденцией исследования молодежи в последнее время становится преобладание постсубкультурных теорий, которые позволяют рассматривать молодежь как сложную структуру, обладающую едиными смысловыми и стилистическими характеристиками, воплощенными в культурных практиках (A. Bannet, D. Muggleton, Н. Pilkington, R Johnson).

Молодежь - объект исследования широкого спектра гуманитарных дисциплин. Выявление специфических особенностей социализации и ин-культурации молодежи происходит в рамках психологии (Б.С. Братусь, Д.И. Фельдштейн, А.И. Мазурова, М.В. Розин, А.В. Сидоренков, И.С. Кон) и социологии (В.Т. Лисовский, СИ. Иконникова, Б.С. Ерасов, Е.С. Баразгова, Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко, Г.И. Осадчая, Л.Е. Петрова, Ю. Левада, СИ. Сергейчук, В.А. Луков, О.И. Карпухин, В. Добрынина, Ю. Парусникова).

В настоящее время в центре внимания авторов, занимающих междисциплинарную позицию, оказываются, с одной стороны, отдельные, прежде всего субкультурные проявления молодежных групповых идентичностей (СИ. Левикова, Т.Б. Щепанская, СА. Сергеев, А.Л. Салагаев), с другой -общетеоретические размышления о месте российской молодежи в трансфор-

мирующемся обществе и путях ее интеграции в социальные институты (А. Запесоцкий, Ю. Зубок, В. Чупров, А.В. Прокоп, И.В. Милицина, СИ. Иваненков, М.И. Новинская).

Характерная особенность современных исследований молодежи — их ориентация на создание целостного представления о феномене молодежной культуры на основе эмпирических данных (Т.Б. Щепанская, Е. Омельченко, СИ. Левикова).

Анализ восприимчивости культуры молодежи к традициям опирается на исследования потенциала культурных традиций (Е. Шацкий, Э. Маркарян, Н.И. Дряхлов, В.Б. Власова, А.Г. Спиркин) и изучение актуальности религиозных традиций для современного общества (А. Журавский, А.С Ваторо-пин, В. Руф, Г. Дэви, Т. Лукман) и культуры молодежи (G. Lynch, А. Дмитриев, Л.Н. Митрохин, А.В. Сидоренков, М.П. Мчедлов).

Возможности реализации православных традиций в современном мире отражены в размышлениях современных иерархов русской православной церкви: Архиепископ Костромской и Галичский Александр, Архимандрит Геннадий (Гоголев), Игумен Вениамин (Новик), Игумен Иларион (Алфеев), Игумен Иоанн (Экономцев), Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Протоиерей Василий (Попов), Протоиерей Михаил (Ходанов), Священник Владимир (Вигилянский).

Реконструкция концепции православного воспитания предполагает обращение к основным положениям, которые содержатся в трудах отцов церкви, отцов-апологетов (Климент Александрийский, Святой Иустин, Святой Иереней Лионский, Архиепископ Фаддей Успенский), а также мыслителей, рассматривающих ценностный идеал, цель, условия и содержание православного воспитания (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.С Хомяков, СА. Ра-чинский, B.C. Соловьев, В.В. Розанов, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин).

Современное осмысление традиций православного воспитания представлено в работах Б. Ничипорова, Е. Шестуна, А. Рогозянского, Л.В. Суровой, И.Н. Мошковой, В.А. Беляевой, М.В. Захарченко, Н.А. Зелевской, протоиерея Артемия Владимирова, протоиерея Глеба Каледы.

Отношение церкви к молодежным вопросам заключено в официальных документах русской православной церкви «Основы социальной концепции русской православной церкви», «Концепция молодежного служения русской православной церкви», а также в итоговых материалах ежегодных Рождественских чтений, посвященных реализации концепции православного воспитания, Съездов православной молодежи.

Теоретико-методологические основания. В процессе достижения цели исследования и решения поставленных задач используются культурологический, междисциплинарный, интегративный, ценностный, функциональный подходы. Стратегия исследования предполагала обращение к следующим методам: методу структурно-функционального анализа при раскрытии феномена культуры молодежи, культурно-антропологическому методу при изучении культуры современной российской молодежи, методу историко-культурной реконструкции при анализе истории формирования концепции православного воспитания.

Анализ актуальности темы, степени ее изученности и определение теоретико-методологических оснований позволили сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объект исследования: культура современной молодежи России.

Предмет исследования: ценностная наполненность культуры современной молодежи России православными традициями.

Цель исследования: культурологический анализ значимости традиций православной концепции воспитания для современной молодежи России.

Достижение цели реализуется через решение следующих задач:

  1. Уточнить содержание понятий «молодежная культура» и «культура молодежи» и их культурологическую специфику.

  2. Определить систему укорененности традиций в культуре молодежи.

  3. Выявить тенденции освоения современной российской молодежью традиционных ценностей православной культуры.

  4. Раскрыть сущность и содержание концепции православного воспитания в историко-культурологическом аспекте.

  5. Выявить потенциал православного воспитания и востребованность традиций православия современной молодежью.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость

  1. Уточнено содержание понятий «молодежная культура» и «культура молодежи». Молодежная культура - это культура определенного молодого поколения, обладающая общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Культура молодежи - это динамично развивающаяся временная и пространственная общность, обеспечивающая процесс социализации и инкультурации молодежи через стилистические идентификации и осуществляющая преемственность поколений. Выявленная специфика понятий предоставляет методологические возможности для теоретико-культурологического анализа культуры современной российской молодежи с точки зрения ее содержательной наполненности.

  2. Определена система укорененности традиций в культуре молодежи, проявляющаяся как освоение молодежью традиций; селективный отбор норм, образцов поведения и ценностей в соответствии с запросами актуальной культуры; трансляция молодежью традиций в будущее; создание молодежью инноваций, которые в предельном своем целеполагании стремятся стать традициями.

  3. Выявлены основные противоречия в освоении современной российской молодежью традиций православия: противоречие между индивидуали-

зацией и поиском коллективных идентичностей; противоречие между ориентацией на материальные ценности и поиском новых путей обретения духовного опыта; противоречие между детрадиционализацией и присвоением национальных ценностей российской культуры. Выделенные и исследованные автором противоречия позволяют рассматривать культуру современной российской молодежи в качестве нестабильной общности, открытой к внешнему воздействию, в том числе воспитательному.

  1. Реконструирована концепция православного воспитания, сущностной характеристикой которой является наличие духовно-нравственного содержания. Выделены основные составляющие православной концепции воспитания: идеальные представления о личности (преобладание духовного начала над душевным и телесным в человеке, стремление к обретению объективной духовности, освоение свободы как потенциальной возможности каждого человека); нравственные качества наставника (безупречность, мудрость, творчество); условия реализации (этапность, диалогичность, наглядность, дисциплина). Установлена ориентация православной концепции воспитания на формирование национального самосознания и патриотизма как ценностных приоритетов личности.

  2. Выявлена востребованность традиций православия современной российской молодежью, выраженная в стремлении к обретению национальной идентичности через традиции православия и к конструированию ценностной сферы жизни через освоение устойчивых культурных традиций, в том числе православных.

  3. Определен потенциал традиций православия, заключающийся в соответствии их содержания потребностям современного общества в стабилизации ценностной сферы жизни. Предложена классификация принципов православной концепции воспитания. Выделены принципы, доступные для использования в светской модели воспитания (гуманизм, антропоцентризм,

патриотизм, диалогизм); принципы, обладающие потенциальной значимостью, при сохранении баланса между религиозным и светским содержанием (любовь, свобода, мера, иерархичность); принципы, действующие только на внутрицерковном уровне (Божественность, соборность, жертвенность, греховность).

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки теоретических основ концепции воспитания молодежи и решения методологических проблем ее культурологического исследования. Материалы диссертации использованы при чтении курсов и спецкурсов «История культуры», «Теория культуры», «Культурология», «История религии», а также могут быть включены в содержание дисциплин «Социология культуры», «Религиоведение», «Социология молодежи» и разработку учебных пособий по указанным дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на международных, российских, региональных конференциях: 7 Всероссийская конференция «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 1999), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы культурологии» (Екатеринбург, 2000), Международная конференция «Ломоносов» (Москва, 2003), Международная конференция «Россия и вселенская церковь: Богочеловече-ство в перспективе современного межконфессионального и межрелигиозного диалога» (Москва, 2003), VI научно-практическая конференция «Православная церковь и современное общество» (Екатеринбург, 2003), Конференция-семинар «Науки о культуре - шаг в 21 век» (Москва, 2004), Ежегодная научная конференция в Центре изучения России и Восточной Европы в Университете г. Бирмингем (Великобритания, 2004)

Работа обсуждалась на кафедре культурологии Уральского государственного университета им. A.M. Горького.

Поставленные задачи решались в направлении анализа подходов к исследованию молодежи и уточнения понятия «культура молодежи». Во-вторых, изучались формы взаимодействия культуры молодежи с традицией. В-третьих, рассматривалась православная концепция воспитания с целью ее реконструкции и определялись пути соотнесения православных традиций с потребностями современной молодежи России.

Феномен культуры молодежи в системе современного культурологического исследования

«Молодежь» - это одно из тех понятий, которое употребляется на разных уровнях, в разных контекстах и относится к так называемым общеупотребительным. Невозможно определить молодежь только в качестве научного термина. Отношение к молодому поколению является показателем культурного уровня каждого отдельного человека и всего общества в целом. Осознание феномена молодежи обусловлено многозначностью данного явления, социокультурными характеристиками, политическими и экономическими приоритетами государства и субъективностью личных интересов исследователя.

Опосредованность восприятия молодежи приводит к тому, что формирующиеся научные направления ее изучения попадают под влияние основных дискурсов, сложившихся в период возрастания интереса к молодежи как отдельной социальной и культурной группе.

Отношение к молодежи как объективной реальности проходит несколько стадий, каждая из которых рождает новые смыслы и научные концепции изучения данного феномена.

Прежде всего, восприятие молодежи происходит посредством пробле-матизации ее социокультурной активности. Акцент ставится на девиантном характере новых молодежных практик, в результате чего отношение к молодежи переходит в стадию страха общества и государства перед новым поколением, неизбежно привносящим элемент неустойчивости в контекст стабильных гомогенных культур.

Ощущение страха приводит к формированию социокультурного и психологического неприятия молодежи, отторжению ее ценностей и идеалов. «Молодежь воспринимается как угроза привычным нормам традиционно патриархального мира «взрослых». Поскольку любая культура ориентирована не только на самосохранение, но и воспроизводство, инициирующее ее динамику и изменчивость, параллельно с чувством страха формируется тенденция к романтизации образа молодежи. Молодежь воспринимается обществом через категории «надежды, весны и пробуждения»,2 подтверждающие стремление культуры к омоложению. Такое отношение вызывает интерес к потенциальным возможностям молодежи в процессе воспроизводства культуры данного общества и создания идеализированной перспективы.

При этом молодежи приписываются качества, с одной стороны, вызывающие зависть, с другой, побуждающие на наиболее эффективное их использование. Молодость рассматривается и культивируется (прежде всего, в потребительской культуре и рекламе) как загадочная пора, полная невероятных преимуществ. Символы молодежного потребления используются в качестве упаковки коммерческих предложений (в экономике - реклама, в политике - молодежный электорат, в массовой и популярной культуре - шоу-бизнес).

Манипулирование молодежными образами приводит к актуализации содержания символов и смыслов молодежного пространства. В результате чего формируется осмысление молодежи через творческие, музыкальные, литературно-художественные практики, приводящие к более глубокому проникновению во внутренний мир молодежи как отдельного явления не только социальной, но и культурной жизни общества.

Наряду с изменением отношения к молодежи на уровне общественного мнения, происходит развитие научного знания. Непосредственным изучением молодежи в настоящее время занимается ювентология, представляющая

1 Левикова СИ. Феномен молодежной субкультуры (социально-философский аспект): автореф. ...д-ра фи лос. наук. - М., 2002. - С.4

2 Омельченко Е.Л. Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце XX века // Рубеж. 2003.-№ 18.-C.I51 собой интегративную науку и рассматривающая различные подходы к выделению молодежи в качестве объекта исследования. В ювентологии молодежь характеризуется как особая биосоциальная возрастная группа людей от 13-14 до 29-30 лет (женский и мужской пол), которая занимает переходное положение между общностями людей подросткового и взрослого зрелого возраста; представляет собой возрастное образование, которое характеризуются спецификой освоения и реализации молодежных возрастноориентированных программ, детерминируется природной средой, конктретно-историческим обществом, цивилизацией, государственным строем и другими особенностями социального развития; является результатом социализации; осуществляет переход от репродуктивной (подготовительной) к продуктивной деятельности, эволюцию от общественной и гражданской несостоятельности — к статусу самодеятельных членов общества, полноправных граждан и сформировавшихся личностей. Это группа, которая отражает в себе классовую, социально-групповую, этническую и иную актуально важную структуру того или иного общества, старшая по возрасту часть первого поколения общества, генетически и исторически необходимое особое социальное звено в преемственности поколений как формы существования общества.

Данная развернутая трактовка позволяет составить общее представление о самом феномене, включающее в себя основные характеристики молодежи в ее половозрастных, социальных и культурных проявлениях. В контексте нашего исследования, такое определение необходимо для очерчивания формальных контуров молодежи как объекта исследования, на основе которых возможно выявление культурологической составляющей феномена культуры молодежи.

Помимо ювентологии, изучением молодежи занимаются социология, психология, антропология, педагогика, культурная география, политические

1 Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. - М., 2001. - С. 249-250 науки и история. Многозначность и полиосновность подходов и теорий осложняет формулировку однозначных понятий «молодежь», «молодежная культура», «культура молодежи», но позволяет использовать междисциплинарный метод для изучения культуры молодежи в современной культурологии.

Концепция православного воспитания: история и сущность

Процесс воспитания является неотъемлемой составляющей воспроизводства общества, а его традиции представляют собой широкое поле реализации основных духовных, ценностных, смысловых приоритетов культурного развития. Воспитание в своем содержании и форме отражает способы организации жизни и ее основные тенденции и противоречия. В любом социуме существует определенный комплекс доминирующих идей, система ценностей, идеология, через которые общество не только осознает само себя, но и формулирует свои императивы, то есть систему долженствования. Таким образом, воспитание отражает не только нравы конкретного исторического периода, но и то, как общество хочет жить, как оно мыслит себя в будущем. Этим и обусловлено содержание модели воспитания в каждую конкретно-историческую эпоху.

Воспитание определяется как процесс ориентации людей в культурно-социальном пространстве общества, вырабатывание у них определенных отношений к тем или иным явлениям и понятиям, установление иерархической системы ценностей. Воспитание может рассматриваться в контексте духовно-нравственного становления человека, которое осуществляется посредством формирования нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявления самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, появления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Следует отметить, что христианская традиция рассматривает воспитание в качестве приоритетной основы смыслового наполнения личности в соответствии с христианским вероучением и приближением к божественной истине.1

С точки зрения христианства понятие «воспитание» трактуется как «питание» души человека религиозным знанием и опытом. Слова священного писания «...возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избранного Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных твоих Таинств...»2 демонстрируют направленность православного воспитания к духовному развитию человека через знакомство с религиозной традицией.

Анализ основных положений православного воспитания предполагает обращение к христианскому вероучению, как истоку формирования концепции православного воспитания. Для всех христианских школ характерна единая система целеполагания, в основе которой заложено стремление научить христианской вере и жизни. Различными являлись способы достижения этой цели, так как формы и методы школьной работы всегда обусловлены национальными традициями. «Национально-культурная среда, в которой распространялось христианство, складывалась из трех главных элементов: греческого, семитического (в основном, сирийского) и латинского. Каждый их этих элементов отличался резко очерченным национальным характером, обладал своей культурой и воспитательной традицией. Соответственно этому и в древнехристианских школах можно различить три основных типа: греческий, сирийский и латинский».3 В большей степени нас интересуют греческие школы, так как именно они оказывали существенное влияние на формирование воспитательных приоритетов русского православия.

Раннехристианские представления о мире обусловлены настроениями, существовавшими в христианских общинах, развивающихся в условиях преобладания других вероисповеданий. Среди гонений и запретов, первохри-стиане формулируют свое будущее в контексте ожидания скорого конца света (Паруссии). В соответствии с этим земная жизнь трактуется как временная, и все ее ценности воспринимаются в качестве преходящих, не заслуживающих существенного внимания. Поскольку задачи любой воспитательной системы, прежде всего, связаны с формированием образа некого идеального будущего, в ситуации раннехристианского общества отсутствует потребность в разработке воспитательных принципов, ориентированных на жизнь в этом мире. Основными задачами является подготовка человека к жизни вечной.

К концу I в. христианство распространяется на достаточно обширные территории, происходит образование новых общин и первых церквей. В Александрии и Риме на протяжении II - III вв. христиане составляют значительную часть населения, а христианство имеет возможность соперничества с другими религиями. Несмотря на продолжающиеся гонения со стороны императорской власти, обусловленные общественными, религиозно-государственными и политическими причинами, постепенно происходит установление новой веры в качестве одной из ведущих мировоззренческих систем. Во время правления Тертуллиана (вторая половина II в.) в качестве приоритетов христианского образа мысли формулируются идеи о возможности продолжения своего учения в последующих поколениях. Появляются молитвы о «замедлении конца» света. Становится очевидным, что существует возможность приведения в исполнение христианских положений на земле, в конкретных социокультурных условиях. В результате этого возникает по требность в формировании системы взаимодействия с обществом, в котором будут жить новые поколения христиан, призванные транслировать христианский идеал в культурное окружение. В середине III в. святой Киприан Карфагенский задумывается о том, как следует учить вере и воспитывать молодых христиан в обстановке «продолжительного мира».1 Осознание потребности в выработке системы воспитания и расширение христианских общин приводит к необходимости открытия церковных школ.

Вначале появляются школы, целью которых является подготовка человека к крещению. В этот период еще не складываются основные идеалы христианского воспитания, но расставляются акценты в прочтении Священного Писания. Начинается процесс осмысления Библейского текста и творений апостолов в контексте их отношения к вопросам подготовки христианина к жизни вечной через жизнь земную.

Весь образ жизни раннехристианской общины регламентируется «Учением двенадцати апостолов» или Дидахэ, где забота родителей о воспитании своих детей возводится до Евангельской высоты и ответственности. Содержание воспитания определяется достижением христианского совершенства.2 В «Учении двенадцати апостолов» еще ощущается преобладание ветхозаветных традиций, в которых больше внимания уделяется строгой системе запретов и наказаний, чем разработке позитивной целостной программы воспитания.

Потенциал концепции православного воспитания в культуре современной российской молодежи

На протяжении последних десяти лет в российском обществе достаточно часто возникают вопросы, связанные с необходимостью воспитания новой личности, способной адекватно реагировать на политические, экономические и социальные трансформации, обладающей устойчивой системой ценностей. Важность проблемы становления и функционирования культурных ценностей основывается на общепринятых положениях, согласно которым нравственные ориентации, с одной стороны, образуют стержень культуры и обеспечивают интеграцию общества, являются связующим звеном во взаимодействиях социума и личности, между личностями, с другой стороны, признаются центральным компонентом личности и высшим уровнем мотивации и регуляции ее поведения. Проблемы воспитания обсуждаются на разных уровнях (от научного до общественного) и получают разнообразные трактовки, находящиеся в непосредственной зависимости от целей, которые пытаются воплотить социальные институты и отдельные люди в воспитательных концепциях. В настоящее время в России отсутствует целостная система передачи молодому поколению накопленного опыта, включающая в себя традиции воспитания в семье, школе, высшем учебном заведении. В связи с этим складывается благоприятная ситуация для использования и апробации опыта различных воспитательных программ.

Поскольку процесс воспитания находится в непосредственной зависимости от конкретного культурно-исторического наследия, обусловлен передачей опыта, знания, желаний и надежд конкретного народа, в последнее десятилетие XX в. российское общество обращается к православию как символу неизменной, стабильной, традиционной системы ценностей. вероучение воспринимается в качестве источника нравственного идеала, прошедшего проверку многовековой историей и содержащего духовные смыслы, актуальные для современной культуры.

Особое внимание уделяется постулированию соответствия между православной традицией и русским характером, что приводит к восприятию религиозной культуры в качестве культуры национальной. При этом русская православная церковь становится олицетворением социального института, способного стабилизировать процесс преемственности поколений, нарушенный изменением политической, экономической ситуации в России. Отношение к церкви опосредуется вниманием государства и средств массовой информации, а также активизацией ее роли в жизни общества.

Православная церковь, воспринимаемая в качестве неотъемлемой части национального наследия русской культуры, формулирует свое отношение к процессам современности и предлагает возможные альтернативы содержательного и практического наполнения ценностного мира российского общества. Особое внимание обращается на парадигмы воспитательного воздействия, представляющие собой фундамент, на котором строятся все иные отношения и происходит воспроизводство культуры в ходе смен поколений людей, которые сохраняют, развивают и несут дальше полученные знания.1 Осознавая значимость системы воспитания для устойчивого развития культурной и духовной сфер жизни общества, церковь транслирует основные положения концепции православного воспитания в культуру современной России.

Стратегия современного православного воспитания представляется церкви как процесс приближения к православному образу жизни через рели 1 О социальной концепции русского православия. - М., 2002. - С. 118 гиозное образование. Первым шагом на пути освоения культурного пространства современного российского общества русской православной церковью стала репрезентация формальных составляющих традиции православного воспитания. После обретения официального статуса, возвращения культовых зданий и реликвий, церковь получила возможность создания собственной системы религиозного образования и воспитания и структуры управления ею.

Для обеспечения воспроизводства православных принципов образования и воспитания в структуре церковного управления создан Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, который возглавляет Игумен Иоанн (Экономцев). Появление специализированного органа управления вопросами воспитания позволило русской православной церкви вступить в диалог с государственной системой образования, что, по словам Патриарха Алексия И, является непременным условием духовно-нравственного воспитания молодежи в современном мире.3

Возможность ведения диалога религиозными организациями и светскими институтами, отвечающими за поддержание нравственной стабильности в обществе, подразумевает конструктивное использование потенциала обеих сторон. Диалогичность общения основана на взаимном желании освоить наиболее продуктивные возможности и методы формирования внутреннего мира личности, наполненного традиционными ценностями и соответствующего интеллектуальным запросам современности.

При этом взаимообогощающий диалог культурных миров православного воспитания и современного общества позволяет им полнее раскрыть свои смысловые глубины, осознать свою уникальность и самотождественность, которые обнаруживаются в зоне коммуникации. Взаимодействие смыслов православной традиции с актуальной культурой предполагает выделение наиболее востребованных компонентов воспитательного пространства, представляющих теоретическое и практическое значение для наполнения ценностно-нормативной системы современного российского общества.

Реализация сотрудничества русской православной церкви с государственной системой образования позволила создать условия для введения религиозного компонента в стандарты высшей школы. За период с 1992 г. по 1999 г. в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования появляются «Теология», и «Религиоведение» (уровни бакалавра и магистра). Помимо этого, учебным заведениям рекомендуется вводить в учебные планы религиоведческие и религиозно-философские курсы.

Похожие диссертации на Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи