Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Особенности духовно-культурного взаимодействия молодежи и общества в современной России 23
1.1. Молодежь как особая социальная группа: основные характеристики, ценностные ориентации, социальное здоровье, профессиональное самоопределение 23
1.2. Проблемы социальной интеграции молодежи 53
1.3. Мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи ...76
ГЛАВА II. Духовно-культурная составляющая социализации молодежи 99
2.1. Тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России 99
2.2. Каналы духовно-культурной социализации современной российской молодежи 118
2.3. Опыт духовно-культурного воспитания молодежи в Чеченской Республике 143
Заключение 155
Библиография 161
- Молодежь как особая социальная группа: основные характеристики, ценностные ориентации, социальное здоровье, профессиональное самоопределение
- Мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи
- Каналы духовно-культурной социализации современной российской молодежи
- Опыт духовно-культурного воспитания молодежи в Чеченской Республике
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современных условиях модернизации российского государства формируются новые экономические, политические, культурные условия социализации личности, молодежи. Формирование физически, интеллектуально и культурно развитой, патриотически ориентированной молодежи - важнейшая социокультурная задача государства. С начала 90-х годов XX столетия в России произошла радикальная идеологическая, социально-политическая, духовно-культурная переориентация общества, что требует освоение новых ценностей, норм и идеалов, часто противоречащих тому, что было выработано в ходе социокультурного развития предшествующих поколений.
Общество и государство всегда нуждается в молодежи как активной социальной силе, поколении, которое, включаясь в преобразовательную деятельность, становится непосредственным участником социального, научно-технического и культурного прогресса. Роль молодежи в современной России возрастает, а в некоторых областях, прежде всего в экономической сфере (малое предпринимательство, освоение новых информационных технологий, деятельность в банковских структурах), значительна.
Вместе с тем, в условиях модернизации российского общества и сложившейся социально-экономической обстановке молодежь наиболее незащищена и подвержена различным радикальным и экстремистским идеям, что актуализирует необходимость их анализа и разработки системы мер противодействия. В связи с этим есть смысл говорить о необходимости воздействия государства на молодое поколение с целью формирования физически, морально развитого индивида, вовлечения молодежи в социокультурную деятельность и о поддержке на государственном уровне молодежных организаций, осуществляющих свою деятельность в интересах России.
Выдвигая на каждой ступени исторического развития определенные требования к подрастающему поколению, общество создает условия для интеграции молодежи в социальную структуру. Для этих целей формируется государственная молодежная политика. Сохраняющиеся в российском обществе кризисные явления, актуализируют потребность в духовно-нравственном воспитании молодежи, качественном улучшении ее экономического положения, локализации риска в молодежной среде, поддержки со стороны государства инициатив молодых граждан, молодежных объединений, что предполагает совершенствование государственной молодежной политики.
Анализ особенностей культурной социализации молодежи как социальной группы предполагает уточнение понятия «молодежь». Молодежь — это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, несет в себе «дух нового времени». Молодежь представляет собой социально-демографическую группу с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе1. Среди факторов социокультурного определения молодежи исследователями выделяют возрастные границы и социально-психологические особенности, специфику социального статуса, ролевые функции, социокультурное поведение, духовно-культурное состояние, процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации2.
Необходимость исследования темы диссертационной работы заключается в том, что в российском транзитном обществе возникли новые каналы социализации подрастающих поколений, увеличилось количество молодых
Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. - 1998. - № 5. - С. 32. Т.Н. Горяева Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. - 2006. - № 2. - С. 75.
людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных социально-экономических причин не уменьшается количество инвалидов, алкоголиков, бродяг, «профессиональных нищих», лиц, отбывших заключение в исправительно-трудовых учреждениях. Сказанное подчеркивает наличие тенденций люмпенизации и криминализации молодежи, падение культурного, духовно-нравственного уровня молодежи.
В России в ходе модернизационных процессов радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, духовно-культурная ситуация, что отражается на различных формах социализации молодежи, в том числе её культурной модернизации. Так, в проекте «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» (М., 2005) отмечается, что «традиционная система образования и воспитания, равно как и государственная молодежная политика и общественные организации, в переходный период развития России не смогли обеспечить целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовку к жизни в самоорганизованном обществе».
Анализ современного культурного состояния российской молодежи, ее ориентированность на интеллектуальные, профессиональные, духовно-нравственные ценности - востребованная исследовательская проблема, привлекающая внимание не только ученых, но и практических работников.
Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретические и методологические проблемы культурной антропологии, а также различные аспекты форм социализации личности, молодежи, культурные подходы отражены в исследованиях: СВ. Алещенок, Р. Бернса, Т.Н. Горяевой, В.Е. Давидовича, Д.П. Дербенева, Г.В. Драча, М.В. Заковоротной, Е.В. Золотухиной-Аболиной, И.М. Ильинского, A.M. Караева, А.С. Кармина, А.И. Ковалевой, И.С. Кона, С.А. Левиковой, А.В. Лубского, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, Э.А. Орловой, Т.Е. Петровой, Б.А. Ручкина, З.Х. Саралиевой, Е.Г. Слуцкого, П.К. Смирнова, Е.С. Топилиной, Ж.Т. Тощенко, В.И. Чупруновой и др.
Социокультурная адаптация молодежи в условиях социальных трансформаций российского общества, профилактика девиантного поведения рассмотрены в работах: М.С. Блиновой, СВ. Бондаренко, Д.П. Дербенева, И.М. Ильинского, Д.С. Петровой, И.А. Петрулевича, Л.А. Погасяна, Г.Н. Самара, П.С. Самыгина, В.П. Уланова, В.В. Черноуса, P.M. Чумачевой, Л.Л. Шпака и др.
Духовно-культурное состояние, проблемы молодежного радикализма, этнокультурное и профессиональное развитие современной российской молодежи, в том числе молодежи Чеченской Республики, исследуются в работах Э.С. Абдулаевой, В.Х. Акаева, В.Ю. Гадаева, А. Демина, О.И. Даниленко, Г.С. Денисовой, Л.Г. Ионина, Щ.И. Карпухина, Т.Ш. Мукаевой, Г.Р. Наурузовой, Е. Омельченко, И.И. Паньковой, М.Р. Радовель, И.Н. Свинцова, Е.В. Столяренко, К.М. Ханбабаева, З.И. Хасбулатовой, Р.Х. Шогенова и др.
Актуальность темы исследования и недостаточная её разработанность определяют объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Объектом исследования является молодежь как особая социальная группа, которая в ходе развития проходит различные этапы социализации, в том числе культурной социализации.
Предметом исследования выступает культурная социализация молодежи, осуществляемая в ходе взаимодействия с изменяющейся социально-экономической и духовно-культурной российской реальностью, имеющей свою этнорегиональную специфику.
Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы заключается в выявлении особенностей культурной социализации российской молодежи, в том числе молодежи Чеченской Республики, в условиях модернизационных процессов в России.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть молодежь как особую социальную группу с выявлением
основных характеристик, ценностных ориентации, социального здоровья,
культурного и профессионального самоопределения;
- изучить основы социальной интеграции молодежи и установить
особенности ее культурного становления;
- выявить мобилизационные ресурсы культурного развития молодежи;
- раскрыть тенденции изменения качества молодежи в условиях
современной модернизации России;
выявить каналы культурной социализации современной российской молодежи;
проанализировать опыт духовно-культурного воспитания, культурной социализации молодежи в Чеченской Республике.
Теоретико-методологические основы диссертационного исследования включает общефилософские методы, позволяющие осуществить объективный анализ процессов культурной социализации молодежи, выявить общие и особенные аспекты её адаптации, к изменяющейся социальной реальности.
Системный и структурно-функциональный методы позволили наиболее полно раскрыть противоречивый процесс социокультурного развития молодежи, определить её общее духовно-культурное состояние и региональные особенности становления. В диссертации широко использовались индуктивный и дедуктивный методы, а также социологические методы, графические приемы обработки информации, представленной в виде схем и таблиц.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
раскрыты особенности молодежи как социальной группы, проявляющиеся в ее ценностных ориентациях, социальном здоровье, проблемах профессионального самоопределения, что сопряжено с процессами социально-экономического и духовно-культурного обновления общества;
- определены основные условия интеграции молодежи в социум,
характеризующие особенности его функционирования на современном этапе;
изучены мобилизационные ресурсы культурного развития молодежи, позволяющие проанализировать духовно-нравственное состояние общества на современном этапе;
установлены социальные тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России;
выявлены основные каналы культурной социализации российской молодежи;
проанализирован опыт духовно-культурного воспитания молодежи в современной Чеченской Республике, применяемые при этом формы и методы, а также пути её культурного развития.
Положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие теоретические положения:
1. Факторы социального и культурного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации, поведенческие установки, что, в конечном счете, отражается на интеллектуальном, физическом, профессиональном и моральном облике молодежи. Конкретные условия жизни молодых людей формируют особенности их сознания, духовно-культурную сферу, формирующей мотивацию социокультурной деятельности и отношение к окружающей действительности.
Молодежь как социально-возрастная группа характеризуется соответствующими социокультурными параметрами: мировоззрением, знаниями, убеждениями, духовными ценностями, профессионализмом, здоровьем, необходимыми для реализации как индивидуальных жизненных программ, так общественных и государственных стратегий развития. Студенческая молодежь, выпускники вузов, молодые ученые - это интеллектуальная и духовная элита настоящего и будущего России. В этом контексте важно раскрыть содержательные параметры молодежи как особой социально-демографической и социокультурной группы с выявлением её
основных характеристик, социального здоровья, ценностных ориентации, культурного и интеллектуально-профессионального самоопределения.
2. Процесс социокультурной интеграции российской молодежи в
современную жизнь представляет собой сложное, противоречивое явление,
сопряженное с трудностями трудоустройства, ограниченными возможностями
для того, чтобы быть полезным обществу и в полной мере проявить свой
творческий потенциал. Воздействие данных факторов неоднозначно в разных
социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы
социальных и культурных ролей взрослых, также оказывается
противоречивым. Ибо он может быть ответственным и серьёзным в одной
сфере и чувствовать себя как подросток в другой.
Культурная социализация, культурная интеграция молодежи в контексте модернизационных преобразований, осуществляемых в России, имеет свои особенности. Культурное развитие молодежи сопряжено с аккультурацией, представляющей собой синкретизацию и заимствование новых ценностей, часто черпаемых извне, формирующих при этом новую модель социального и культурного поведения, отличающаяся от прежней модели поведения.
3. Общий духовно-культурный кризис в стране отразился на ценностных
ориентациях и мобилизационных ресурсах современной молодежи, что
отражается на её жизненных стратегиях, формируя соответствующий тип
социокультурной идентичности. Следует выделить пять самых важных
жизненных ценностей молодежи, посредством которых происходит её
мобилизация: здоровье, безопасность, карьера (бизнес, деньги), семья и любовь.
Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным, что предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. В связи с этим очевидна необходимость разумного формирования системы образования не только основе мирового опыта, но и с учетом российских образовательных парадигм образования и духовно-культурного воспитания.
4. Анализируя тенденции изменения качества молодежи в условиях
современной России, следует отметить неблагополучное состояние генофонда
(состояние здоровья детей и подростков) и негативные социальные
обстоятельства, воздействующие на молодежь, выбирая при этом тех, кто менее
адаптирован и приспособлен к жизненным неурядицам, что способствует
возникновению социальной патологии, проявляющейся в асоциальном,
девиантном поведении молодых людей.
Эти социокультурные тенденции отрицательно отражаются на общественное здоровье детей, подростков, качество жизни молодежи, формируют новый образ жизни, отрицающий традиционные ценности, сложившиеся у старших поколений. Безусловно такая ситуация порождает противоречия и конфликты между поколениями, их мировоззренческими и духовно-культурными установками.
5. Радикальное изменение традиционных каналов социализации
подрастающих поколений в российском обществе, появление новых, с
необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации,
о сходстве и различии в процессах образования, обучения и воспитания
подрастающих поколений.
Значимыми каналами культурной социализации российской молодежи, являются: рынок труда, институт предпринимательства, массовая культура, информатизация всех сфер жизни, виртуальное пространство, дистанционное образование, сложные процессы становления основ гражданского общества и др. Прежние каналы социализации, несмотря на свою идеологическую основу, были связаны с трудовым и нравственным воспитанием. Традиции прошлого и современные новации, сопряженные с либеральными ценностями, будучи противоречивыми, недостаточно работают на формирование целостного социокультурного образа молодого человека.
6. Рассматривая опыт духовно-культурного воспитания и развития молодежи в Чеченской Республике, непосредственно наблюдая происходящие социальные нововведения, следует признать, что идеологизация традиционных
начал в обществе имеет как положительное, так и отрицательное значение. Положительные моменты сопряжены с необходимостью осуществления минимизации асоциальных проявлений молодежи. Руководство республики обеспокоено угрозой детрадиционализации национальной культуры, составляющей основу чеченского общества.
Возрождение этнокультурных традиций чеченцев, связанные с религиозными ценностями, обычаями и традициями, этническим языком, а также использование их в идеологических и воспитательных целях позитивно влияет на чеченскую молодежь, ориентируя её патриотически, способствуя формированию этнонациональной идентичности, духовно-культурному развитию. Вместе с тем анализ опыта духовно-культурного воспитания подрастающего поколения в Чеченской Республике показывает, что в ходе вовлечения молодежи в региональные и общероссийские мероприятия происходит формирование российской социокультурной идентичности. Умелое сочетание общероссийской и регионально-этнической уровней идентичности -основа духовно-культурного и патриотического воспитания молодежи Чеченской Республики.
Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что осуществлен анализ взаимосвязи общих и особенных аспектов культурной социализации молодежи России, особенностей её духовно-культурного развития на основе социально-экономических трансформаций, происходящих в стране, оказывающих непосредственное влияние на изменение духовно-нравственной шкалы ценностей молодых людей. Все это позволяет углубить понимание инкультурационного процесса в российской реальности, преодолеть культурную расколотость общества, усилить ответственность российской молодежи за судьбу страны и её культуры.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по философии, культурологи, социологии и педагогики.
Практическое значение осуществленного диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в ней выводы могут послужить отправной точкой при более глубоком освещении особенностей культурной социализации молодежи в современном чеченском обществе.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования апробированы в выступлениях и докладах на межвузовских, межрегиональных, научно-практических конференциях, проходивших в г. Краснодар (Международная научно-практическая конференция «Россия и Запад: проблемы и перспективы взаимодействия». 20-22 ноября 2008 года), г. Грозный (Всероссийская научно-практическая конференция «Этнопедагогика в современном обществе», посвященная году учителя. 19-21 октября 2010 г.). Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Чеченского государственного университета 25 октября 2010 года.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии. Общий объем исследования - 176 страниц.
Молодежь как особая социальная группа: основные характеристики, ценностные ориентации, социальное здоровье, профессиональное самоопределение
В данной главе рассматривается молодежь как особая социальная группа, даются ее основные характеристики, ценностные ориентации, рассматривается социальное здоровье и проблемы профессионального самоопределения.
Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будушее общества.
В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодежи1.
Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.
Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и , процессуальной сторон конкретно - исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие наличность.
В отечественном общсствознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.
Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 году В.Т. Лисовским: "Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет"1.
Позднее более полное определение было дано И.С- Коном: "Молодёжь - это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации" .
Сегодня учёные определяют молодёжь как социальпо-демографическую фуппу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование- это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.
Мобилизационные ресурсы духовно-культурного развития молодежи
В результате происходящих в обществе социокультурных процесов мужчины потеряли привычный образ "кормильца и главы семьи", возникла стратегия пассивности с их стороны. Как пишут Ч.Бенард и Э.Шлаффер, необычайная пассивность мужчин не обязательно бросается в глаза. Иногда мужская пассивность выражается в недвусмысленной агрессивности. Молодые люди оказались перед необходимостью выбора между предлагаемыми с экранов телевизоров установками и собственными идеалами, идеями, ценностями, представлениями о том, кто же такой мужчина.
Существует попытка навязать образ мужчины, имеющего достижения в общественной сфере, но совершенно беспомощного в межличностных отношениях, который является совершенно "импотентным" в отношениях между полами. Тогда женщине не оставляется возможность самореализации в сфере эмоциональности, межличностных отношений. Таким образом, многие сферы личности женщин остаются невостребованными, ущемленными, что отражается на их психическом здоровье, приводя к отрицательным последствиям.
Российские исследователи поинтересовались, ощущают ли молодые люди поддержку со стороны властей в решении своих проблем. Результаты опроса показали, что половина молодых людей ощущает поддержку российских властей в решении проблем образования. В решении же таких проблем, как обеспечение жильем, поддержание здоровья, содействие семье, трудоустройство, отдых молодежи поддержка лишь «присутствует». Аналогичным образом оценивается и деятельность местных властей, хотя в целом эти значения не «дотягивают» до трети: респонденты отмечают некоторую «акгивность» с их стороны в решении вопросов организации отдыха и занятости молодежи, внимание к проблемам профессиональной подготовки и созданию условий для творческой самореализации.
В то же время младшая возрастная группа (15-17 лет) высоко оценивает роль и российских, и местных властей в решении проблем молодежи. Это может быть результатом не столько осведомленности о работе соответствующих структур власти, сколько следствием отсутствия социального опыта, прежде всего в восприятии таких сфер, как занятость, жилищная, здравоохранение или предпринимательство. Эта группа (15-17 лег) дает более высокие оценки деятельности власти в решении проблем отдыха, образования, творческой самореализации, что может быть итогом ее прежнего и настоящего опыта - как правило, это школьники. Вопросы отдыха, здоровья, творческой самореализации на этом уровне власть как-то еще пытается держать на контроле. В отсутствии стратегических программ (и осведомленности о существовании подобных) молодые люди акцентируют внимание в основном на решении сиюминутных вопросов. «Виноват» в этом не только возраст, который определяет ориентиры и кредо большинства, но и желание власти быть услышанной. Многие сегодня осознают, что обеспечить безопасность и будущее России, призвана перспективная стратегия, в рамках которой выделяются первоочередные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия. Медленный переход к этой стратегии приводит к тому, что кризисная ситуация будет сохраняться, а наличие реальных и потенциальных социальных угроз (расслоение общества на богатых и бедных, возрастание уровня безработицы среди молодежи, снижение уровня образования и грамотности, снижение уровня здоровья, возрастание потребления наркотических веществ, алкоголя, возможность возникновения эпидемий) не позволяет надеяться на быстрое преодоление проблем переходного периода.
Социологи не без основания предупреждают, что те, кто сегодня работает с молодежью, должен проявлять реализм в понимании своих возможностей, так как специфика переходного периода такова, что многие из разрабатываемых сегодня молодежных программ не могут быть успешно реализованы на практике. Прежде всего, это связано с установкой, нацеливающей на решение сиюминутных проблем, которая позволяет в случае благополучного «исхода» говорить об эффективности работы, если же «успех» обходит стороной, происходит рокировка в сторону «объективных» причин и трудностей.
Одним из показателей благополучия, устойчивости положения человека выступает социальное настроение. С ним связаны определенные ожидания, возможные притязания и оценки происходящего, которые могут стать решающим фактором того или иного поведения человека.
Каково же социальное настроение молодежи, с каким настроением она смотрит в будущее? Как показывает анализ ответов - 53,7% респондентов смотрят в будущее с надеждой и оптимизмом, третья часть воспринимает будущее спокойно, хотя и без особых надежд и иллюзий, а 13,2%, думая о будущем, испытывают тревогу и неуверенность. У 1% - будущее вызывает страх и отчаяние. При всех издержках «шоковой терапии» молодежь пока не исчерпала ресурс оптимизма, свойственный возрасту. За романтиками идут прагматики-реалисты, те, кто больше полагается на себя и не строит иллюзий относительно «всесилыюсти» государства. Достаточно много «пессимистов» — тех, кто испытывает разочарование и страх. Оснований для дискомфортного социального самочувствия у них более чем достаточно: это, прежде всего, вопросы материального благополучия, устройства на работу, оказания квалифицированной юридической и медицинской помощи.
Стратегия обеспечения безопасности устойчивого развития России в XXI веке с неизбежностью ставит нас перед необходимостью изменить отношение к молодежной политике, по-новому взглянув на соотношение «молодежная политика и безопасность общества».
Специалисты, и прежде всего социологи, определяют молодежную политику как «систему мер по «завоёвыванию», удержанию и поддержанию определенного социального (экономического, правового, политического, этнического, культурного и т.д.) статуса группы молодежи, которая в силу тех или иных причин оказалась, или может оказаться в перспективе в трудном (ущемленном) положении по сравнению с другими группами (слоями) населения и при этом только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение». Эта система мер, способствуя социальному развитию молодежи, реализуется через деятельность государства, политических партий, общественных объединений, непосредственно определяет характер будущего состояния российского общества.
Каналы духовно-культурной социализации современной российской молодежи
Рассматривая каналы социализации современной российской молодежи, невозможно не раскрыть содержание понятия «социализация», изучения ее основных этапов.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни1 Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологическис задатки, с другой — они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется2.
Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это — один аспект социализации.
Второй аспект касается характеристики ее как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего; что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно» социализация связана с выполнением социальных ролен личности .
Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации, как семья, которая «включает» личность в социальные структуры .
Таким образом, можно сделать вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Следует сказать также, что одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это не одно и то же. Количество этапов называют разнос, а фазы, как правило, рассматриваются одни и тс же. 11ри этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам.
Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника — члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассматривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.
Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды .
Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация — это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.
Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды Деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.
Сутью адаптационных процессов выступает взаіімодействие личности -субъекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет возможности творческой самореализации адантанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исход которого зависит не столько от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых сю усилий, сколько от активности адаптирующей среды.
Опыт духовно-культурного воспитания молодежи в Чеченской Республике
Проблемы духовно-нравственного воспитания актуальны сегодня для всех регионов России. И в Чеченской Республике этой сфере уделяется особое значение, идет интенсивная работа по духовно-нравствен ному воспитанию молодежи, которая особо контролируется со стороны Главы Республики.
В феврале 2009 года, отвечая на вопросы ИА Regnum, Глава ЧР Рамзан Кадыров высказался о целесообразности введення в России программы духов но-нравствен но го воспитания молодёжи. «Если спросить меня, то я бы ввел в России духовно-нравственное воспитание. Если у человека нет патриотизма, где бы он ни работал - в милиции, правительстве, администрации - если ин не Судет любить свой народ, религию, свою Родину, он никогда не будет правильно служить. Он будет жить так, как подсказывает кошелек», - отметил в интервью агентству Р. Кадыров.
Отметим, что на сегодняшний день в самой Чеченской Республике проводится целый комплекс мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание МОЛОДЁЖИ. Только в 2008 году комитетом по делам молодежи было проведено более 500 мероприятий с участием молодёжи республики. «В основном это были спортивные и культурно-массовые мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание молодежи и профилактику СПИД-а. В основном упор делался на школы республики», -сказал он. При этом он отметил, что в 2008 году по поручению главы республики в различные органы власти были устроены более 50 человек из числа наиболее талантливой и предприимчивой молодежи. «Неслучайно на сегодняшний день в Чеченской Республике на руководящие должности государственной службы и н другие структуры принято свыше 30 молодых специалистов», - отметил он. Напомним, что ранее по этому поводу Глава ЧР Рамзан Кадыров подчёркивал необходимость выявления способных молодых людей, которые в дальнейшем будут устроены на работу. По словам Р. Кадырова, «данная акция должна проводиться систематически». Также отмстим, что Духовное управление мусульман Чеченской Республики активно участвует в программе духовно-нравственного воспитания молодёжи. В мечетях республики читаются проповеди, молитвы, богословы объясняют людям всю красоту религии и чеченских обычаев. По поручению Главы ЧР Рамзана Кадырова в регионе строятся дома детского творчества, в которых дети обучаются прикладному искусству, хореографии, курсам кройки и шитья, а также вокальному исполнению. Особое внимание уделяется вовлечению молодёжи в спорт и в физическую культуру. В регионе построены спортивные клубы, боксёрские залы, детско-юношеские спортивные школы. Таким образом, практически в каждом селе построены и функционируют секции бокса, дзюдо, самбо. При прямом содействии Главы республики ежегодно проводятся десятки мероприятий, чемпионатов, турниров, первенств, подготовки к учебно-тренировочным сборам. В 2009 году были отремонтированы и восстановлены все общеобразовательные учреждения, которые не вошли в ФЦП «Восстановление социально-экономической инфраструктуры ЧР». Всего было сдано за три месяца 142 школы из 443 существующих. Ежегодно, по поручению Рамзана Ахматовича до 100 человек направляется на обучение в лучшие вузы ФРГ и Великобритании, за счет регионального бюджета. Во всех школах республики активно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию не только детей, но и родителей. В республике с 2010 года введен эксперимент по «Основам религиозных культур и светской этики». В 50 школах с 1 сентября перешли на обучение по полилингвальной модели поликультурного образования. Таким, образом, политика руководства направлена не только на внутренне этническое возрождение духовности молодежи, но и интеграцию в лучшие российские и европейские традиции. Влияние СМИ в жизни современного общества носит исключительный характер. Мы живём в информационно насыщенном мире и, как подчеркнул Президент РФ Д. Медведев, говоря о деструктивном влиянии средств массовой информации на нравственность, мы должны понимать простую вещь: информация может быть благом, но может быть и вредоносна. И до тех пор, пока мы не разберёмся в этих вопросах, мы будем создавать сами себе проблемы. В связи с широко применяемой практикой внедрения какого-либо полезного и эффективно апробированного опыта в той или иной сфере деятельности определённого региона во всероссийских масштабах, мы предлагаем: «Может, стоит применить опыт деятельности государственных органов власти Чеченской Республики в рамках всей страны или, на начальном этапе, в масштабах определённою числа регионов ораны?». Имеются в виду все те методы, навыки и наработки, используемые в республике под руководством Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, принёсшие конкретный положительный результат и имеющие прикладное значение для всей страны. В структуре органов исполнительной власти Российской Федерации отсутствует специализированное ведомство, занимающееся в великой стране важнейшими проблемами национальной политики. Имеется в виду, например, министерство национальной политики Российской Федерации. Между тем, для России, как страны полиэтничной и многоконфессиональной, вопрос межнациональной гармонии, этнокультурных ценностей не является праздным, он весьма актуален для современности. По большому счёту, в России практически не разработана эффективно претворяемая в жизнь масштабная, научно обоснованная, комплексная Программа государства по национальной политике.