Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций Тхазеплова Жанна Сафраиловна

Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций
<
Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тхазеплова Жанна Сафраиловна. Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Тхазеплова Жанна Сафраиловна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Нальчик, 2010.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/406

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Традиционная культура народов Кавказа в условиях глобализации

1.1. Основные подходы к понятию «глобализация» в сфере культуры 12-26

1.2. Этническая и национальная культура в процессе глобализации 27-46

1.3. Глобализация национальных и культурных процессов в регионе 47-58

1.4. Влияние процессов глобализации на сохранение национальной культуры 59-76

Глава II. Этнокультурные ценности в условиях глобализации

2.1. Сущность этнических ценностей и ценностных ориентации 77-89

2.2. Этнокультурные традиции и обычаи в условиях глобализации 90-102

2.3. Этикет в системе культурных ценностей 103-114

Глава III. Культурно - воспитательные центры Кабардино-Балкарской республики -трансляторы развития национальной культуры

3.1. Национальная школа - центр формирования культуры личности 115-138

3.2. Государственная Национальная библиотека - ценный объект культурного наследия 139-145

3.3. Национальный музей Кабардино-Балкарской Республики - центр краеведческой работы 146-155

Заключение 156-159

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная мировоззренческая ситуация, связанная с противоречивыми процессами глобализации, которая с нарастающей силой унифицирует культуры разных народов, не может не актуализировать проблематику взаимосвязи универсального и самобытного в культуре. В складывающихся обстоятельствах важное научное и практическое значение приобретает задача адаптации этнокультурных общностей к новым пространственно-временным формам бытия и предотвращение разрыва социально-исторического и культурного пространства их жизнедеятельности.

В условиях глобализации радикально меняются факторы, определяющие развитие сферы культуры. Происходит доминирование прагматически полезной стороны в социокультурной деятельности, общественном бытии, что ведет к эрозии ценностей, деформации принципа полезности и остро ставит проблему самого существования культуры и общества.

Наряду с размыванием прежних пространств существования
этнокультурных целостностей глобализация приводит к очередному
смешению народов. При этом каждый народ стремится сохранить свою
культурную целостность и духовный облик, запечатлеть и сохранить
уникальность и неповторимость своей культуры. В двуедином

этнокультурном процессе «глобализации» и «национализации» происходит формирование общечеловеческой культуры при одновременном расцвете национальных культур и национальной этнической самобытности народов. В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической группы, которая не испытала бы на себе воздействие со стороны культур других народов.

Сохранить свою этническую и этнокультурную идентичность народ способен только посредством заботы о сохранении национального языка,

традиционных форм быта и культуры. Традиции поддерживают связь между прошлым, настоящим и будущим, формируют бытие истории. В этом стремлении народа существенную помощь способно оказать демократическое, выражающее волю народа государство. Для нашего региона, как части целого, проблема сводится к исследованию особенностей национальной культуры кабардинцев и балкарцев.

Северный Кавказ всегда являлся регионом высокоразвитой материальной и духовной культуры и местом взаимодействия многих культур и народов. Этническая психология и самосознание народов Северного Кавказа непрерывно связана с их историей и культурой. Свойственное народам Кавказа уважение к предкам, глубина исторической памяти, зафиксированная не только в хронике, но и в исторических преданиях, генеалогиях, эпосе, особенности социально-экономического и культурного развития - все это обусловило формирование менталитета народов Северного Кавказа.

Изучение истории и национальной культуры кабардинцев и балкарцев, является на сегодняшний день одним из активно развивающихся направлений в культурантропологии, этнографии, истории культуры. Повышенное внимание народов к своей традиционной культуре в настоящее время обусловлено возросшим интересом общества к историческому и этнокультурному наследию. Рост престижа народной культуры и потребность членов общества к познанию исторического прошлого, социальному и культурному опыту предшествующих поколений - не просто дань политической конъюнктуре, а насущная задача, возникающая в условиях универсализации и глобализации. Она объясняется повсеместным желанием народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность обычаев и психологического уклада, вписать новые главы в этническую историю и историю человечества.

Таким образом, все вышеуказанное свидетельствует, что избранная нами тема исследования обладает достаточно высокой степенью

актуальности и научной значимости для разрешения возникающих проблем в сфере национальной культуры в условиях глобализации.

Степень разработанности проблемы исследования. В современных условиях существования общества, этносов, культур, закономерным является повышение исследовательского интереса к этнокультурным проблемам со стороны философов, культурологов, социологов и других ученых не только с целью изучения их возможностей самосохранения и развития, но и прогнозирования, разработка моделей будущего развития.

Анализ имеющихся источников и литературы по избранной теме, посвященных изучению культуры народов Северного Кавказа, способствовал появлению разных исследовательских подходов к изучению комплекса национальных проблем, процесса развития национальной культуры. Своим содержанием и направленностью они помогли формированию и разработке структуры авторской концепции исследования региона, которые позволили осмыслить его в контексте глобализации. В этом важную роль сыграли исследования А. И. Арнольдова, И. Горловой, А. Я. Гуревича, А. Н. Чумакова, Б. С. Ерасова, В. М. Межуева, Г.В.Драча, А. В. Лубского, Т. Г. Лешкевич и др.

При формировании теоретической базы данного исследования по проблеме культуры автор использовала работы Ю. А. Жданова, В.Е. Давидовича, А. И Арнольдова, В. С.Степина, Н.Бор, И. И. Осинского, О.Н. Деминиа, В.С Поликарпова, Ю. Г. Волкова, Г. Д. Гачева и др.

В связи с тем, что в современной литературе по глобализации высказываются различные, порой радикальные, мнения, касающиеся вопроса о глубине ее влияния на национальную культуру, на положение человека в обществе, автору пришлось изучить обширный пласт литературы. Так, определяющий вклад в исследовании и выявлении понятия «глобализация» внесли Р. П. Ващекин, М. Н. Руткевич, Р. Фольк, М. Уотерс, Н.Е. Покровский, Л.М. Дробижева и др.

В исследованиях последних десятилетий много внимания уделяется тенденциям развития этноса и этнической культуры. Исследовать вопросы этнической и традиционной культуры и их взаимодействие помогли работы А. Г. Агаева, А. Ю. Шадже, М. С. Джунусова, И. И. Осинского, X. Г. Тхагапсоева, Р. Д. Хунагова, О. Н. Деминиа, В. В.Черноус и др.

При рассмотрении национальных и культурных процессов в регионе автором использовались труды Г. X. Мамбетова, Б. X. Бгажнокова, С. X. Мафедзева, С. И. Эфендиева, В. Г. Игнатова, Н. Бора, Ф. С. Эфендиева, раскрывающие особенности взаимовлияния и взаимообогащения культур народов Кабардино-Балкарии.

По вопросам влияния глобальных процессов на национальную культуру нами использовались исследования таких авторов, как Т. П. Григорьева, И. А. Василенко, С. А. Арутюнов, А. Г. Косиченко, Ю. С. Тхагазитова и др.

Сущность этнокультурных ценностей и ценностных ориентации рассматривалась в трудах И.Канта, И. И. Осинского, Н. Н. Мачурова, Г. Риккерта, А. Маслоу, И. Сурина, А. П. Тугаринова, С. Л. Рубинштейна, Д. А. Леонтьева и др.

Многовековая история народов Северного Кавказа свидетельствует, что традиции и обычаи всегда играли большую роль в жизни людей. Традиции и обычаи служили основой регулирования общественно-политической жизни горского общества. Так, различные аспекты роли традиции и обычаев исследованы в трудах В. А. Бейлиса, А. И. Герцена, В. А. Тишкова, А. В. Аксентьева, В. А. Аксентьева, Г. С. Денисовой, И. В. Суханова, Б. С. Саламова, А. К.Алиева, В. Д. Плахова, А. И. Першица, Д. М. Угриновича, Р. А. Хунаху, Л. Моргана, В. И. Толстых, Л. М. Культербаевой и др.

Для рассмотрения особенностей этикета кабардинского и балкарского народов, автор использовала труды Б. X. Бгажнокова, М. А. Меретукова, Ф. И. Леонтовича, Р. А. Мамхеговой, А. И. Мусукаева, Э. И. Матханова, Н. П. Тульчинского и др.

Изучение деятельности культурно-воспитательных центров Кабардино-Балкарской Республики основывалось на трудах К.Д.Васильева, А. Я. Данелюка, М. Н. Кузьмина, К. Д. Ушинского, Б. Ц. Хангуева, И. А. Мальбахова, К. X. Унежева, С. М. Дозорец, Л. И. Альборовой и др.

Отмечая богатство источниковедческой базы, позволившей сформулировать авторскую концепцию, приходится вместе с тем констатировать, что при всем многообразии тематического содержания и исследовательских подходов проблема особенностей национальной культуры кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации не получила освещения в научной литературе. Этим обусловлен интерес к теме настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования: национальная культура кабардинцев и балкарцев.

Предмет исследования: национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации.

Цель исследования: провести комплексный анализ трансформаций ценностных ориентации национальной культуры кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации.

Задачи исследования:

рассмотреть различные подходы к определению понятия «глобализация» в сфере национальной культуры;

исследовать состояние и специфические особенности национальной и этнической культуры;

проанализировать процессы социокультурного развития республики в современных условиях;

- определить источники и пути влияния процессов глобализации на
национальную культуру;

- установить место и роль традиций и обычаев, этнических нормативных
ценностей в период трансформации;

рассмотреть роль этикета в сохранении и упрочении этнического самосознания кабардинцев и балкарцев;

показать роль культурно воспитательных центров, как трансляторов и хранителей национальной культуры в республике.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили базовые понятия и концептуальные положения, содержащих в работах ведущих отечественных и зарубежных культурологов, философов, социологов и политологов по проблеме национальной культуры в условиях глобализации и место этого процесса в современном мире. К числу основных методов исследования, использованных в диссертации, принадлежат системный и ценностный подходы к изучению глобальных и культурных явлений. При работе над отдельными разделами диссертации автором были использованы аналитический и цивилизационный методы анализа.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

исследованы особенности развития сферы культуры на региональном уровне в условиях глобализации и трансформации современного общества;

раскрыты пути и способы влияния глобализации на национальную культуру и раскрыты последствия вытеснения историко - культурных традиций;

показаны особенности трансформации традиций и обычаев кабардинцев и балкарцев в современных условиях;

проанализирована роль этикета как способа трансляции этнической самобытности кабардинского и балкарского народов;

показана роль культурно - воспитательных центров республики как трансляторов национальных ценностей и хранителей национальной культуры.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и выводы, полученные в диссертации, могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения культурной жизни

многонационального региона, совершенствования межнациональных отношений и воспитания подрастающего поколения. Научная значимость заключается в осмыслении основных закономерностей развития национальной культуры этносов, а также ее региональных и локальных вариантов. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в учебной деятельности при подготовке спецкурсов по социологии, этнологии и культурологи, и в практической работе по разработке законодательной базы и другой документации по формированию региональной культурной политики Кабардино-Балкарской Республики. Положения, выносимые на защиту:

1. Глобализация выступает как распространение североамериканской
культуры и соответствующей ей системы приоритетов, ценностей, образцов
и идеалов. Распространение одинаковых культурных образцов по всему
миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся
культурное общение, заставили ученых говорить о процессе глобализации
современной культуры. Этот процесс имеет как позитивные, так и
негативные стороны.

2. В условиях глобализации сохранение традиционных ценностных
ориентации кабардинцев и балкарцев способствует возрождению
национальной культуры региона. Уверенность этнической группы в
позитивности и ценности своей культуры позволяет ей проявить
толерантность к другим культурам. В результате происходит обогащение
национальных ценностей достижениями локально развивающихся
культурных систем, определенная их трансформация, интеграция с
общечеловеческими культурными ценностями.

3. Традиции и обычаи, лежащие в основе народных морально-этических «кодексов поведения», выступают базовыми элементами культуры народов Северного Кавказа. Поэтому разрушение традиций, исчезновение обычаев и обрядов, утрата идеалов в глобализирующемся мире, свидетельствует о

распаде ценностного пространства, которое составляет своеобразие национальной культуры.

4. Северокавказский этикет представляет собой составную часть свода неписаных законов, обычаев, регулировавших поведение народов во всех областях традиционного образа жизни. Каждый вид отношений регулируется соответствующими нормами, которые передаются из поколения в поколение. Благодаря этикету, кабардинская и балкарская культуры, изменяясь, в основе своей все же сохранилась как устойчивая система в условиях глобализации. При этом она всегда демонстрировала и демонстрирует свою открытость к обновлению и развитию.

5. В современных условиях культурно - воспитательные центры республики являются основным субъектом работы по возрождению традиционных основ национальной культуры в деле воспитания молодежи, сохранения языка и традиций наших народов. В число культурно -воспитательных центров входит национальная школа, национальная библиотека, краеведческий музей и др., занимающиеся вопросами сбора, воспитания и сохранения культурного наследия народов Кабардино-Балкарской Республики. Важными структурными элементами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти.

Апробация работы. Основные положения диссертации и ее результаты доложены - на Международных научных конференциях «Медико-биологические и социальные проблемы современного человека» (Тирасполь, 2008), «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (Казань, 2008), «Перспектива-2008» (Нальчик, 2008) и др.

Результаты диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры культурологии и этнологии КБГУ им. X. М. Бербекова.

Основные положения диссертации изложены в 8 публикациях, общим объемом 2.5 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (десяти параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы изложено на 172 страницах машинописного текста, список литературы состоит из 201 наименования.

Основные подходы к понятию «глобализация» в сфере культуры

Современный мир переживает один из сложных и противоречивых периодов своей истории - период глобализации. Процесс глобализации культуры реализуется в настоящее время в самых разных областях человеческой деятельности - в экономике, политике, культуре, науке, искусстве, спорте, туризме и т.д. Ни одна культура, ни одна этническая общность не остается в стороне от этого процесса.

Под глобальными (от лат. globus - земной шар) проблемами принято понимать сложившуюся ситуацию, от решения которой зависит судьба всей цивилизации.

Под термином «глобализация», как известно, понимают процесс социальных изменений последнего десятилетия, заключающийся в формировании единого всемирного рынка, всемирной информационной открытости, появления новых информационных технологий, а также в увеличении глобальной культурной связи между людьми и народами. По мнению Э. Гидденса, глобализацию следует рассматривать как процесс интенсификации социальных отношений, которые связывают отдельные регионы таким образом, что локальные феномены, в том числе и этнические, формируются под влиянием событий, происходящих на очень большом от них расстоянии, а глобальное в большей степени, чем это было до сих пор, определяется локальными изменениями 1. С позиций глобализации роль этноса в цивилизационных процессах практически нивелируется.

Вариант развития человечества по глобальному сценарию предполагает базирование всех форм социального бытия на «универсальных» (т.е. западных) формах, и все этническое воспринимается как помеха процессам глобализации, иначе говоря, как помеха на историческом пути, на пути к достижению универсализма мира1.

В самом общем виде под глобализацией можно понимать процесс, который приводит к всеобъемлющему, всемирному связыванию социальных структур, институтов и культур. А самое главное -глобализация представляет собой не столько изменения в движении людей и вещей, сколько способ идентификации событий и явлений участниками мировой системы.

Существует множество определений глобализации. Вот некоторые из них. Глобализация - это характерная черта и ведущая тенденция этапа постиндустриально-информационного общества, вовлекающего человечество в новый цивилизационный этап развития.

Глобализация - это нелинейный, пульсирующий процесс возрастания мироцелостности на этапе транснационализации жизни человечества.

Глобализация - это коммуникационное «сжатие» планеты, информационная взаимопроникаемость и взаимосвязанность, интернетизация многих сторон жизни современного мира как следствие научно-технического прогресса.

Глобализация - это процесс становления глобальной экономики транснациональных экономических агентов.

Сущность этнических ценностей и ценностных ориентации

В культуре каждого народа, его социальных классов, слоев и групп в ходе исторического восхождения формируются и получают развитие определенные ценности, которые указывают на общественное или личностное значение явлений и фактов действительности. Исходя из этого ценностные ориентации - одно из основных структурных образований зрелой личности. В национальную духовную структуру входят нравственные и институциональные убеждения, принципы, образцы, модели, практически претворяемые интеллектуальной деятельностью, от которой зависит судьба традиционных ценностей, их долголетие, очищение от устаревших наслоений, освоение этнической культуры ранее незнакомых элементов.

Традиционные национальные ценности, естественно, отличаются друг от друга содержанием, ролью, которая им отводится обществом : любовь к своей земле и народу, доброжелательное отношение к другим этносам, способность в критические периоды, переживаемые нацией.

Ее передовым представителям свойственны такие ценностные качества народного характера, как сдержанность, терпимость, открытость, дружелюбие. Как отмечает Т. Э. Кафаров, в эпохи, подобные современной, когда одни общественные приоритеты рушатся, а другие претендуют на глобальное доминирование, роль базовых, традиционных компонентов «родной» культуры возрастает. Более того, она в настоящее время приобрела дополнительную остроту в связи с новым этапом общецивилизационного развития, который обозначается как «глобализация»1.

Наряду с «предметными ценностями» - продуктом повседневной материальной и духовной деятельности людей - существуют «субъектные ценности» - установки, требования, веками складывающиеся и выраженные в форме поведенческих норм. Они служат ориентирами и критериями общественного бытия.

К традиционным ценностям относятся элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению и закрепляются в жизни этноса в течение длительного времени, пронизывая все ее сферы, более того, они являют собой необходимое условие его существования. В качестве традиционных ценностей выступают укоренившиеся представления, идеи, обычаи, обряды, позволяющие нации сохранить неповторимое своеобразие, специфические особенности, менталитет. Вместе с тем следует отметить, что традиционные ценности не остаются неизменными.

Каждое поколение осуществляет выбор тех или иных традиций, принимая одни, отвергая другие. Очевидно, было бы в такой же степени неразумным пренебрегать ценностями прошлого, как и пытаться все их сохранить в неизменном виде в новых исторических обстоятельствах, иначе говоря, ограничиться функцией простого приема и передачи. Общечеловеческие ценности конкретно воплощаются в каждой национальной культуре. Как подчеркивает И.И. Осинский, процесс международного взаимодействия носителей национальных культур помогает преодолевать существующую тысячелетиями или только что наметившуюся культурную изоляцию наций и отвечает пробивающей себе дорогу универсальной потребности в сохранении, сбережении и освоении общечеловеческого культурного «генофонда». В этом проявляется сила национальной культуры как выразителя, охранителя и носителя гуманистических ценностей человека .

Культурные ценности воплощают в себе смыслы, жизненные цели социокультурной деятельности как на определенном конкретно-историческом этапе, так и в жизни человечества в целом. Культурная ценность отражает момент вечного, экзистенциально-смыслового в человеческой жизнедеятельности.

Ценность-это динамично трансформирующиеся образования, меняющиеся и наполняющиеся новым историко-культурным содержанием.

Ценностные ориентации - комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответствующих им социально психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей. В процессе целостного анализа общества используют понятия «ценности культуры», «духовные ценности культуры», «жизненные ценности»1. Считается, что понятие ценности впервые было введено Иммануилом Кантом в работе «Критика чистого разума». Философ противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости) и развивал представление о «мире должного» (мире ценностей и норм) в отличие от «мира сущего» (мира вещей и бытия).

Национальная школа - центр формирования культуры личности

Важное место в культурной жизни народов Кабардино-Балкарии занимает сохранение, функционирование и развитие национальных культур народов, населяющих республику. Сохранение и развитие культуры в республике осуществляется на основе закона «О культуре», который определяет принципы государственной политики и государственные гарантии в области культуры, обеспечивает права и свободы граждан, их объединений в области культурной деятельности.

Применение этого закона осуществляется в следующих областях: в сохранении, создании, распространении, освоении и развитии культурных ценностей; выявлении, изучении, охране, реставрации и использовании памятников истории, культуры, архитектуры; развитии художественной литературы, сценического, музыкального, изобразительного искусства, архитектуры и дизайна, кинематографии и фотоискусства, других видов и жанров искусства; возрождении и развитии художественных народных промыслов и ремесел, языков, фольклора, обычаев и обрядов, исторических топонимов народной культуры; создании условий для развития самодеятельного художественного творчества и т.д. В законе определены приоритетные направления развития культуры в республике, а именно, возрождение, развитие и распространение национальной культуры народов республики; предоставление равных возможностей для развития культуры представителям народов республики, приобщение граждан к лучшим образцам российской, мировой культуры, классическим произведениям литературы и искусства.

В условиях глобализации и с изменением условий современной жизни, культура остается важнейшей частью содержания образовательного процесса. Формирование национальной культуры, имеет большое значение, которое помогает ощущать свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Этнокультурные знания дают возможность глубже понимать истоки нации, ее культуру и формируют основу национального самосознания. Наши народы за свою долгую историю накопили огромный опыт формирования норм, правил поведения, регулирующих совместный труд и жизнь соплеменников, создал и систему образования, содержание, формы, методы которой закреплены в лучших народных традициях и обычаях, в устном народном творчестве. Усвоение национальных ценностей способствует успешному развитию личности школьника, а значит, вхождению в современные мировые процессы. В связи с этим в последнее время возрос интерес к проблемам национальной школы.

Национальная школа - один из важнейших воспитательных центров формирования культуры личности. Впервые возникнув в системе образования в 30-х гг. XX века, она была ориентирована на развитие и сохранение культуры, языка. Национальная школа, как подлинный центр национальной культуры, должна приобщать молодое поколение к самобытной, уникальной культуре своего народа. Одной из задач национальной школы является формирование национального самосознания, менталитета, воспитания детей на прогрессивных традициях.

Термин «национальная школа» в русском языке употребляется в смысле, отличном от его значения в большинстве европейских языков. В английском, французском языках понятие «национальная школа» является синонимом понятия «государственная школа», здесь не подразумевается какая-либо этнокультурная специфика. В русском языке термин «национальная школа» обозначает не базовый тип государственной школы, а один из ее видов, ориентированный, при условии соблюдения всех государственных образовательных стандартов, на сохранение, трансляцию и развитие культуры этносов и народов, представленных на территории РФ.

В истории развития национальной школы в РФ о ней сложились разные представления. Одни понимали и реализовывали стратегию национальной школы как «гуманитарный компонент (науки о человеке и его жизненной среде) системы школьного образования, выполняющей социально значимую функцию освоения учащимися национальной культуры в контексте мировой и создающей необходимые дидактические условия для понимания и творческого развития этой культуры» . Другие рассматривали данный тип общеобразовательной школы как «научно обоснованную систему воспитания человека, знающего и любящего отечественную культуру и обладающего способностью культуротворчества» .

Третьи видели в национальной школе «систему образования детей и подростков, строящуюся на принципе включения их в родную этнокультурную традицию с целью становления поколений ее носителей и творческих продолжателей на основе владения родным языком Присоединяясь к приведенным мнениям, необходимо подчеркнуть, что для национальной школы РФ принципиальным является язык образования учащихся, так как именно он один из ведущих показателей нации, этнической группы.

Похожие диссертации на Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций