Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре Мартысюк Павел Григорьевич

Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре
<
Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мартысюк Павел Григорьевич. Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре : диссертация ... доктора философских наук : 24.00.01 / Мартысюк Павел Григорьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Санкт-Петербургский государственный университет"].- Санкт-Петербург, 2008.- 345 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 25

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИДЕИ ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ КАК СУЩНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИФА 3 5

2.1 Сущность мифологической идеи вечного возвращения 35

2.2 Мифологическое «пространство-время» как источник вечного возвращения 68

2.3 Характерные черты мифа в свете идеи вечного возвращения 107

ГЛАВА 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ В ЭВОЛЮЦИИ КУЛЬТУРЫ

3.1 Истоки формирования идеи вечного возвращения в архаической культуре123

3.2 Мифологема вечного возвращения в античной культуре 154

3.3 Кризис языческой идеи вечного возвращения в христианской культуре Средневековья

3.4 Антропоцентрические ориентиры идеи вечного возвращения в культуре Возрождения 209

3.5 Десакрализация и дифференциация мифологемы вечного возвращения: от новоевропейской к современной культуре 223

ГЛАВА 4. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ В ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 267

4.1 Вечное возвращение как восполнение витальных благ в архетипах восточно-славянской культуры 267

4.2 Представления о жизни и смерти в календарно-обрядовых праздниках и современная экокультура восточных славян 285

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 313

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 322

Введение к работе

Предлагаемая диссертация посвящена одной из актуальных тем философии — мифологической идее вечного возвращения. В связи с этим ее исследование является одной из важнейших задач, стоящих перед гуманитарной мыслью и требующих адекватного осмысления.

Идея вечного возвращения обнаруживает свои истоки в мифе. Именно там она получает достаточно полное выражение и оказывается в состоянии продемонстрировать полноту своих возможностей. Оформляясь в рамках архаической культуры, миф представляет собой целостную систему, в терминах которой оценивается и описывается весь мир. С утратой синкретизма как основы архаического мировоззрения из системы мифологических представлений в последующем вычленяются такие формы культуры, как философия, религия, искусство и т. д. Все они, так или иначе, сохраняют в себе ряд мифоло-. гических инвариантов, соответствующим образом трансформирующихся при включении в новые конструкты культуры. Все это дает основание выйти за рамки традиционного мифа и рассмотреть идею вечного возвращения, исходя из сопутствующих ему мифологизированных представлений культуры. В контексте диахронии культуры к ним можно отнести: представления о «золотом веке» и «судьбе», оформившиеся в античной традиции; учение об «утраченном рае» и идею «полноты бытия» в христианстве; идею «восполнения утраченных ценностей» в фольклоре и др.

Система представлений, связанных с мифологической идеей вечного возвращения, была бы недостаточно полной без такой сопровождающей миф формы культуры, как ритуал. В контексте настоящего исследования ритуал рассматривается в качестве важнейшей составляющей мифо-ритуального комплекса и определяет семантику различных мистериальных культов, в том числе и календарно-обрядовых праздников. В связи с этим предмет исследо-

вания выходит за рамки классического мифа и затрагивает формы культуры, имеющие с мифом генетические связи. Все это позволяет воспринять мифологическую идею вечного возвращения во множестве смысловых оттенков и самых различных вариациях. В результате ее исследования проливается свет на неизменную повторяемость базисных ценностей культуры в историческом времени.

На первый взгляд может показаться, что круг проблем, поднимаемых в настоящей диссертации, неоправданно выходит за пределы мифа. Однако, если учесть наше мнение, что в основе многообразия проявлений культуры лежит миф, и целый ряд таких феноменов культуры, как искусство, сказка, фольклор и в последующем сохраняет с ним генетические связи, то подобного рода отступления от контурированной темы исследования во многом себя оправдывают. Неслучайно, Н. Бердяев, подчеркивая неразрывную связь мифологии и христианской религии, указывал: «Христианская религия мифологична, как всякая религия, и христианские мифы выражают и изображают глубочайшие, центральные, единственные реальности духовного мира и духовного опыта. Мифологичности христианства пора перестать стыдиться и пора перестать освобождать христианство от мифа» [26, с. 61]. Смежные с мифом формы культуры, в особенности религия, волшебная сказка и фольклор, позволяют сформировать более полное представление о мифологической идее вечного возвращения и определить ее возможные перспективы в эволюции культуры.

Обращаясь к феномену «вечное возвращение», нельзя не заметить, что он образуется благодаря таким ключевым понятиям, как «вечность» и «возвращение», которые в своей совокупности формируют его смысловую направленность. Не прояснив для себя значения этих понятий, затруднительно определить природу «вечного возвращения» в целом. Понятие «возвращение» присуще не только устоявшимся формам культуры, но и основательно закре-

пляется в различных модусах повседневного бытия. «Вечное возвращение» в мифе, сообразуясь со специфической природой мифа, обретает дополнительные смысловые оттенки. В частности, в мифе идея вечного возвращения может быть представлена как возрождение, что открывает в его рамках перспективу вечной жизни. В диахронии культуры «возвращение» взаимодействует с рядом таких синонимичных понятий, как «цикличность», «спиралевидное развитие», «повторение», «возрождение» и т. д. Эти понятия не имеют принципиально отличного характера, так как формируют единую мысль: все, что существует в настоящее время, уже существовало в прошлом и будет иметь место в будущем. Все, что существует, с течением времени все дальше и дальше уходит от самого себя: изменяется, принимает новые обличья, погружается в новую систему взаимодействий, умирает и вновь возрождается в иных образах, но в конечном итоге через определенное время вновь возвращается к самому себе. И так продолжается до бесконечности.

В контексте «вечного возвращения» повторение может быть воспринято как бесконечное устремление различных сущностных форм к достижению вечности или ее возвращению. Вечность ждет впереди, но, возможно, она есть то, что уже присутствовало изначально. В связи с этим движение вперед, к вечности, есть не что иное, как своеобразное возвращение назад, к тому, из чего уже возможно не будет возврата. Проблема обретения вечности, явленной во всех ее проявлениях, имеет явно выраженные не только метафизические, но и экзистенциальные оттенки, так как в бесконечно изменчивом мире возвращение вечности представляется архисложным делом. Ищущий ум до бесконечности задается вопросом: как преодолеть преходящесть человеческой природы и прийти к ощущению полноты бытия, зафиксированной в вечности? А в случае этого прихода — как по возможности сохранить свое привычное человеческое бытие? Однако конечность человеческой природы противодействует обретению вечности в его полноте, что не исключает возмож-

ности утраты достигнутых рубежей, после чего намечается новое направление поиска. Человек зацикливается на единичном и случайном и тем самым отклоняется от изначально намеченной цели. В связи с этим любая попытка устремления к вечности с неизменным постоянством оборачивается движением вспять, что открывает перспективу возвращения человека к самому себе с целью переосмысления пройденного пути.

Сам по себе феномен «вечность» не только раскрывается через бесконечное множество повторений, но и предполагает связь с областью сакральной, божественной, т. е. запредельно человеческой. Действие, которое мы совершаем в данный момент, осуществляется потому, что оно уже есть в вечности, но вместе с тем оно лежит в вечности потому, что мы совершаем его в настоящий момент.

Абстрагируясь от феномена «вечность», идея вечного возвращения получает дальнейшую реализацию в учении о неизменно повторяющихся архетипах и их однотипности в мифологических верованиях различных народов мира. В области мифотворчества параллелизм различных культурных форм носит поистине всеобъемлющий характер. Широко наблюдаемое у различных народов единообразие мифологических сюжетов и архетипов можно объяснить тем, что эволюция мировоззрения человека во всех регионах земного шара осуществлялась в одном направлении. Предметное изучение религиозных мифологий, получившее существенное развитие со времени Дж. Фрэзера, подтвердило не только наличие в различных культурах и верованиях общих историй, сюжетов и аналогичных архетипов, но и функционирование различных мифологических систем на основании одних и тех же исходных принципов. В связи с этим различные мифологические параллели вполне могут быть объяснены определенными типологическими основаниями, а не рассматриваться в качестве прямых заимствований.

Первоначально сформировавшись в рамках мифологического (сакрального) времени, прообразы совершили прорыв в историю, став архетипами культурогенеза. Наряду с этим, необходимо заметить, что мифологическая идея вечного возвращения не исчерпывается возможностями коррелирующих сфер - сферы сакральной и повседневной. Она может быть представлена и в ряде вариаций, формирующихся вне сакрального опыта, как, например, «возвращение равного» или, в качестве варианта, «становящегося» бытия (Ф. Ницше). Оно возможно и как повторение, имеющее истоком различие (Ж. Делез). В связи с этим вечное возвращение не ограничивается рамками бесконечного повторения, а несет в себе множество смысловых оттенков. Более того, оно в состоянии заявить о себе в различных измерениях повседневного бытия, а также констатировать свое присутствие как в мифологическом, так и метафизическом измерениях культуры.

Я. Голосовкер высказал мысль, касающуюся значения темы бессмертия в культуре. «Для человека высшая идея постоянства — бессмертие. Только под углом зрения бессмертия возможно культурное, т. е. духовное творчество. Утрата идеи бессмертия — признак падения и смерти культуры. Такое устремление к бессмертию в культуре и выражается как устремление к совершенству» [56, с. 125]. Что касается «вечного возвращения», то в контексте мифа оно напрямую связано с феноменом бессмертия,- порождающим представления о вечно восполняющейся жизни.

Несмотря на явное преобладание в современной культуре эволюционистских идей развития по сравнению с циклическими, вечное возвращение, как и ранее, сохраняет свою актуальность. Это обусловлено тем, что современный человек по-прежнему остается заложником определенных архетипов, возникших в далеком историческом прошлом. Он испытывает бесконечную ностальгию по раю, некоему идеальному состоянию, которым изначально обладал, а затем в силу определенных обстоятельств утратил. И чтобы его вновь

обрести, необходимо определить ведущий к нему путь. Возможно, он ведет в неопределенное будущее или обращает в далекое прошлое. В последующем человек в многочисленных утопических теориях пытался воссоздать некое подобие утраченного идеального состояния. Подобные интенции вызваны безудержным экзистенциальным стремлением к обретению бессмертия, полноты бытия, к тому состоянию, которое позволит человеку преодолеть свою конечность и достичь полноты самовыражения. Во многом эти перспективы определяют миф и генетически связанные с ним формы культуры, не утратившие свое значение и в наше время. В значительной степени их реактуали-зация обусловлена, формирующей их смысловую направленность, мифологической идее вечного возвращения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В начале III тысячелетия продолжается начатое в науке еще коперниковской революцией преодоление антропоцентрического понимания мироздания, открывшее перед человеком неограниченные возможности освоения мирового пространства. Подобное умонастроение подкрепляется верой в научно-технический прогресс, в его способность не только оказать решающее воздействие на социальные изменения и формирование мировоззренческих установок всего общества, но и удержать человека в гармоничном согласии с окружающим миром. Однако в рамках современной культуры уже становится очевидной как противоречивая природа самого прогресса, так и его неспособность решать проблемы общечеловеческого и общекультурного характера.

Одной из причин противопоставления человека и мира, обострившегося в рамках сциентистского мировидения, в определенной мере явилась утрата связующего и одновременно жизнеутверждающего мифологического начала. Отчуждение человека от мира повлекло потерю их первоначального единства, что в итоге привело к дестабилизации и дискомфорту человеческого бытия. Это пробудило потребность в обращении к установкам традиционной культуры, несущим в своем содержании идеи и ценности метафизического характера. Формирующиеся в контексте мифа феномены Космос, Природа, Вечная жизнь и т. д. содержат перспективу возвращения некогда утраченного освоенного, комфортного мира и в контексте современной культуры обретают новое звучание.

Миф выступает той жизненно важной средой, которая не только предопределила возникновение идеи вечного возвращения, но и позволила ей раскрыться в полноте своих структурных и функциональных возможностей. Многое из того, что является понятным в терминологии господствующих на-

учных концептов, к которым относятся «прогресс», «циклическое развитие», «спиралевидное развитие» и т. п., в свете мифологической идеи вечного возвращения обретает новое видение. А то, что традиционно воспринимается в эмпирическом отношении относительно простым, принимает как экзистенциальные, так и метафизические оттенки. Все это убеждает в актуальности исследуемой темы и дает основание утверждать, что анализ мифологической идеи вечного возвращения будет способствовать расширению теоретической и исторической базы как философии, так и других гуманитарных наук, изучающих многообразные аспекты культуры.

Академическая актуальность мифологической идеи вечного возвращения раскрывается в контексте филологических текстов, реконструирующих мифологические формы культуры, в свою очередь определившие эти тексты. Среди авторов таких текстов следует назвать русских ученых А. Н. Афанасьева, Ф. И. Буслаева, А. Н. Веселовского, В. И. Даля, Д. К. Зеленина, Ф. Ф. Зелинского, С. В. Максимова и др.

Идея вечного возвращения нашла отражение в учении представителей антропологической школы, среди которых можно выделить Р. Бенедикт, Ф. Боаса, Э. Лича, Б. Малиновского, М. Мид, А. Р. Рэдклифф-Брауна, Э. Тайлора и др.

История мифологической культуры в разное время была представлена работами российских авторов: С. С. Аверинцева, Ю. М. Антоняна, М. М. Бахтина, В. А. Василевича, Д. А. Гаврилова, Я. М. Голосовкера, И. М. Дьяконова, С. Н. Иконниковой, В. В. Иванова, О. Е. Иванова,

B. Б. Иорданского, М. С. Когана, Ф. X. Кессиди, А. Ф. Косарева, А. Ф. Лосева,
Ю. М. Лотмана, Б. В. Маркова, Е. М. Мелетинского, Д. Е. Наговицина,

C. Ю. Неклюдова, Е. С. Новика, В. С. Полосина, В. Я. Проппа,
А. М. Пятигорского, П. А. Сапронова, Р. В. Светлова, Ю. Н. Солонина,

М. И. Стеблин-Каменского, Г. А. Ткаченко, В. Н. Топорова, Е. А. Торчинова, Д. С. Раевского, Б. Л. Рифтина, О. М. Фрейденберг и др.

Среди современных зарубежных исследований следует сослаться на работы Ж. Дюмезиля, Э. Кассирера, К. Леви-Строса, Л. Леви-Брюля, Г. Надя, К. Хюбнера, М. Элиаде и др. В них в большей или меньшей степени фиксируются основные закономерности зарождения и функционирования идеи вечного возвращения в мифологических пластах культуры.

В литературном мифотворчестве X. Л. Борхеса, Д. Джойса, Ф. Кафки, Т. Манна, Г. Г. Маркеса, К. Д. Бальмонта, А. Белого, В. И. Иванова и др. мифологическая идея вечного возвращения была представлена в качестве одного из оснований утверждения собственных культуротворческих идей, в результате чего приобрела явно выраженные субъективные оттенки.

Мифологическая идея вечного возвращения выступает важнейшим элементом структуры ряда фольклорных жанров и напрямую связана с их мифо-семантической обусловленностью. Среди российских и белорусских авторов, чьи идеи легли в основу восточно-славянской фольклористики, следует назвать Т. А. Агапкину, Г. А. Барташевич, Н. Н. Велецкую, Э. К. Дорошевича,

B. М. Конона, И. И. Крука, Е. Е. Левкиевскую, А. В. Морозова, А. В. Никити
ну, Н. М. Никольского, Б. А. Рыбакова, В. К. Соколову, Н. И. Толстого,

C. М. Толстую, Т. Б. Щепанскую и др.

Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день мифологическая идея вечного возвращения получила достаточно глубокое изучение как в отечественных, так и зарубежных источниках и в определенной степени достигла в них достаточно высокой степени разработанности. Вместе с тем при всем многообразии концептуальных подходов и мнений, высказанных учеными, их концепции имеют частный характер и выступают в качестве структурного элемента ими предложенных более общих теоретических построений. Это не позволило в полном смысле слова показать универсальность

и одновременно известную самостоятельность мифологической идеи вечного возвращения, в то время как в нашем исследовании она получает концептуальный характер.

На основании сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время не существует исследования мифологической идеи вечного возвращения, способного лечь в основу анализа мифа, различных культурно-исторических типов, основных направлений в развитии фольклорной традиции, а также оценки состояния современной культуры. Это открывает возможности комплексного изучения мифологической идеи вечного возвращения, что и обусловливает актуальность диссертации.

Связь работы с крупными научными программами, темами. Диссертация подготовлена в рамках комплексной темы кафедры культурологии УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств» "Основные тенденции развития духовной культуры Беларуси в постсоветский период", разрабатываемой в 2001-2005 годы, и темы "Міжкультурная ка-мунікацьія у кантэксце глабалізацьійньгх працэсау", разрабатываемой в 2006— 2010 годы.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка концепции мифологической идеи вечного возвращения.

Реализация цели исследования предполагает решение взаимосвязанных задачи:

раскрытие сущности мифологической идеи вечного возвращения и оценка ее влияния на мифологические и метафизические основания культуры;

осмысление многогранных проявлений идеи вечного возвращения в контексте корреляции функционирующих в мифе представлений о естественной и сверхъестественной сферах и аргументация аксиологической направленности мифа в свете идеи вечного возвращения;

выявление места идеи вечного возвращения в формировании установок

первобытной культуры и определение своеобразия природы мифологической метаморфозы как объективированной формы идеи вечного возвращения;

оценка влияния идеи вечного возвращения на космоцентрическую парадигму античной культуры, несущую в своем содержании ценности мифологического и метафизического характера;

определение кризиса мифологической идеи вечного возвращения в контексте христианской культурно-исторической парадигмы (Средневековье, Возрождение);

выявление процессов десакрализации и дифференциации мифологической идеи вечного возвращения в культуре Нового времени;

экспликация своеобразия мифологической идеи вечного возвращения в архетипических предметах волшебной сказки;

раскрытие специфики проявления идеи вечного возвращения в мифосе-мантическом и мифопоэтическом содержании календарно-обрядовых праздников (на примере традиционной культуры восточных славян);

обоснование редукции мифологической идеи вечного возвращения как причины неблагополучия экологической культуры и теоретическое обоснование пути преодоления экологического кризиса.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступает содержательное воздействие мифологической идеи вечного возвращения на исторические парадигмы культуры. Выбор объекта исследования позволил рассмотреть историю культурного бытия мифологической идеи вечного возвращения, выявить способы ее функционирования в культурной традиции, определить статус в современной культуре.

В качестве предмета исследования выступает трансформация мифологической идеи вечного возвращения в генетически связанных с мифом феноменах культуры (религия, мифологическая история, искусство, волшебная сказка, календарно-обрядовые праздники).

Гипотеза

Мифологическая идея вечного возвращения, являясь следствием сакрализации природных циклов, по мере редукции основ традиционного мифа не только сохраняет свои мифопоэтические основания, но и обнаруживает в своем содержании явно выраженные метафизические оттенки. Синтез мифопоэтических оснований идеи вечного возвращения и ее метафизического содержания приводит к противоречивому восприятию идеи вечного возвращения, что и выступает основной причиной ее последующей трансформации в мифосодержащих формах культуры.

Десакрализация мифологической идеи вечного возвращения в рамках современной культуры привела к утрате таких важнейших атрибутов мифологического сознания, как антропоморфизм и гилозоизм, что и явилось одной из причин отчуждения человека от природы.

Ориентация на ценности антропоприродной гармонии в контексте ресакрализации мифологической идеи вечного возвращения может выступить одним из факторов восстановления утраченного единства между человеком и природой и тем самым способствовать успешному решению экологической проблемы.

Методология и методы проведенного исследования Теоретическая основа исследования формировалась на основе синтеза фи-лософско-культурологических (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж. Делез, А. Ф. Лосев, Я.' Э. Голосовкер и др.), филологических (А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, В. И. Даль, Д. К. Зеленин, Ф. Ф. Зелинский, С. В. Максимов), культурно-антропологических (Ф. Боас, Э. Лич, Б. Малиновский, М. Мид, А. Р. Рэдклифф-Браун, Э. Тайлор), фольклорно-этнологических (Т. А. Агапкина, Г. А. Барташевич, Н. Н. Велецкая, Э. К. Дорошевич, В. М. Конон, И. И. Крук, Е. Е. Левкиевская, Е. М. Мелетинский, А. В. Морозов, С. Ю. Неклюдов, А. В. Никитина, Н. М. Никольский, В. Я. Пропп, Б. А. Рыбаков, В. К. Соколова, Н. И. Толстой, С. М. Толстая, Т. Б. Щепанская) и психоаналитических (Дне. Кэмпбелл, Э. Нойманн, О. Ранк, К. Юнг и др.) кощепций формирования и последующего развития мифологической идеи вечного возвращения.

Методы теоретического исследования:

структурно-функциональный метод, позволяющий исследовать идею вечного возвращения путем обращения к принципу бинарности как важнейшей составляющей структуры мифа. В диссертации структурно-функциональный метод представлен в качестве ведущего метода исследования. Благодаря возможностям данного метода по вопросу решения проблемы противостояния элементов бинара нам удалось, в отличие от отдельных представителей структурно-функционального метода, исключить введение промежуточного звена-медиатора. Подобное решение можно аргументировать тем, что сама по себе бинарная оппозиция уже содержит надлежащий потенциал, способный устранить имеющееся противостояние. В дальнейшем это подтверждается приводимыми в работе мифологическими текстами;

метод теоретической реконструкции, позволяющий проследить эволюцию мифологической идеи вечного возвращения в историко-культурной мысли;

герменевтический метод, определяющий возможность интерпретации культурологических и философских текстов с точки зрения выявления в них различных аспектов мифологической идеи вечного возвращения;

метод компаративного, анализа, использование которого предоставляет возможность соотнесения параллельных мифологических сюжетов в синхронном и диахронном срезе культуры с целью установления качественной специфики приоритетов мифологической идеи вечного возвращения;

специальные методы исследования мифа:

- семиотический метод, который дает описание семантики мифа, осно
ванной на дуальном принципе восприятия мира архаическими народами;

- структурно-типологический метод, позволяющий проследить дина
мику повторяющихся элементов мифа и волшебной сказки по мере развития
сюжетной линии.

Теоретическая (научная) значимость полученных результатов

Теоретические положения, выдвинутые в диссертации, могут послужить основой и направлением будущих научных изысканий в области философии, культурологии, религиоведения, фольклористики и др.

Материалы диссертации, а также разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты позволяют более глубоко осмыслить специфику мифа как важнейшей формы культуры, лучше ориентироваться в разнообразии и специфике современных социокультурных процессов.

Материалы диссертации были использованы при подготовке следующих монографий: «Идея прогресса в европейской культуре: становление и эволюция» (Минск Академия МВД РБ, 1998. - 111 с), «Мифологическая идея вечного возвращения в эволюции культуры» (Минск Адукацыя і выхаванне, 2004. - 285 с.)

Рекомендации по практическому использованию результатов

Полученные в диссертации результаты могут быть использованы:

при разработке общих и специальных курсов, подготовке учебных программ, пособий и методических разработок по философии, культурологии, религиоведению («Динамика культуры», «Культура, общество, человек», «Миф в культуре», «Первобытная культура», «Античная культура», «Средневековая культура», «Культура эпохи Возрождения»);

в процессе экологического образования и воспитания, ориентированных на ценности антропоприродной гармонии и использование экологического потенциала традиционной культуры.

Отдельные материалы диссертации были использованы при разработке и чтении учебных курсов по «Культурологии», «Этике», «Эстетике», прочитанных в разное время в Академии МВД Республики Беларусь в период с 1994 по 2005 г. Материалы диссертационного исследования в период с 2003 по 2005 г. были внедрены в учебный процесс Академии МВД Республики Беларусь.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

  1. В идее вечного возвращения определяющим выступает представление о вечности. В связи с мифорелигиозной реальностью, фиксируемой в категории «вечность», формируется конструктивная сторона мифологической идеи вечного возвращения, которая проявляется в периодическом возвращении сущего к Вечности, зафиксированном в пренатальном, сакральном начале культуры как источнике полноты бытия и универсального блага. Деструктивная сторона идеи вечного возвращения возникает вне сферы трансцендентной реальности и утверждается в ряде вариаций, утративших истинный смысл целеполагания. Благодаря категории «вечность» идея вечного возвращения, изначально оформившаяся в мифе, в последующем не только сохраняет мифопоэтические основания, но и обнаруживает в своем содержании метафизические оттенки. Синтез мифопоэтических оснований идеи вечного возвращения и ее метафизического содержания обусловливает заданность культуротворчества, а также формирует его трансцендентальный смысл.

  2. Идея вечного возвращения определяет циклическую природу мифа, которая является следствием корреляции ее сверхъестественной (сакральной) и естественной (профанной) пространственно-временных сфер. Теснейшее взаимодействие сакральной и профанной сфер приводит к воспроизводству отдельных вариаций повседневного бытия в пространственно-временном измерении мифа. Благодаря тесной связи с ритуалом, который выступает действенной стороной мифа, последний выполняет важнейшую функцию, связанную с идеальным восстановлением единства и упорядоченности мира, поддержанием стабильности во Вселенной. Мифоритуальный комплекс временно устраняет возникший разрыв («грехопадение») между человеком и божественным миром, упраздняет привычный в своей конечности социально-культурный порядок и возвращает человека к Вечности. Идея вечного возвращения выступает своего рода матрицей мифа, формирует его устойчивые

основания, а также статус неизменного присутствия в различных культурно-исторических типах.

  1. Идея вечного возвращения легла в основу синкретизма архаической культуры. Она сформировала логику мифа, на основании которой архаическая картина мира строится исходя из принципа «все есть все» или «все во всем». Это объясняет природу происхождения вещей из различных субстанциальных форм мифа и последующего в них возвращения. Феномен оборотнического всеприсутствия формирует у человека способность к идентификации себя с другими людьми, животными, растениями, неодушевленными предметами, а также различными природными явлениями. Идея вечного возвращения органично связана с феноменом метаморфозы и во многом определяет ее смысловую направленность и возможности в рамках мифологического «пространства-времени».

  2. Идея вечного возвращения определяет направленность античной культуры, семантическую основу которой образует система мифолого-религиозных представлений. В античности формируется неоднозначное отношение к вечному возвращению как феномену, содержащему элементы конструктивной и деструктивной направленности, что является следствием оппозиции «миф - логос». Идея вечного возвращения, будучи субстратом космо--, центризма античной культуры, заявляет о себе в контексте натурфилософских воззрений, мифологической истории и мифологемы судьбы.

  3. В контексте христианской культурно-исторической парадигмы Средневековья формируется отношение к языческой идее вечного возвращения как одному из вариантов бессмысленного коловращения, внешнего принуждения, раскрывающегося через телесные формы. В рамках христианской эсхатологии как учении о последних вещах, конечной судьбе мира и человека эта исходная посылка приводит к замене языческой идеи вечного возвращения и «растворения» в Космосе христианской идеей возвращения в Вечность. В культуре Возрождения

идея вечного возвращения заключает в себе элементы античной и христианской традиций, в своем единстве образующих культурно-историческую парадигму — «антропоцентризм». Возрожденческий антропоцентризм предполагает возвращение к исконной основе человека, базирующейся на светской и религиозной ориентации культуры.

6. В культуре Нового времени мифологическая идея вечного возвращения
переживает десакрализацию, в силу чего перестает ограничиваться рамками
традиционного мифа. Несмотря на то, что в представлениях о новоевропей
ской и современной культуре доминирует идея прогресса, соотношение идеи
вечного возвращения и идеи прогресса не сводится к противостоянию, а обре
тает форму взаимополагания и взаимопроникновения. Взаимопроникновение
идеи вечного возвращения и идеи прогресса спроецировано и на возможности
мифологической истории, что находит выражение в историческом учении
Дж. Вико, Г. Гегеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, а также в утопических проек
тах построения идеального общества. В новоевропейской литературе (Э. Гоф
ман, Н. Гоголь, Т. Манн, Ф. Кафка, Дж. Джойс) используются традиционные
мифологические сюжеты для самостоятельного литературного мифотворчест
ва. В культурологических и философских концепциях (С. Киркегор, Ф. Ниц-

.... . ше,,Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, .М. -Хайдеггер, Ж. Делез) идея вечного возвращения утрачивает свой изначально универсальный, вселенский характер, распространяясь лишь на отдельные стороны культурного и религиозного опыта. В учении представителей различных культурологических и философских направлений содержится целый ряд схожих интенций, способных в большей или меньшей степени прояснить гетерогенную природу идеи вечного возвращения, а также выявить ее метафизические основания.

7. В волшебной сказке идея вечного возвращения непосредственно связа
на с феноменом исходной недостачи витальных благ, подчиненных единому
ритму «приобретение — потеря». Она объективируется в сказочных предметах,

к которым относятся живая и мертвая вода, молодильные яблоки, яйцо, скатерть-самобранка, рог изобилия, и других предметах, воплощающих извечные этнокультурные архетипы. Общим для этих архетипических предметов является их принадлежность к сакральному миру безграничных потенций. Они заключают в себе сверхъестественную силу, позволяющую возвратить человека к жизни, даровать ему вечную молодость, а также благодаря своим репродуктивным способностям обеспечить его неиссякаемым материальным благом.

  1. Представляющие этническую культуру восточных славян календарно-обрядовые праздники благодаря фундирующей их содержание мифологической идее вечного возвращения воссоздают пограничную ситуацию, где порядок рождается из беспорядка, хаос и космос, жизнь и смерть оказываются в едином витальном пространстве. Посредством повторяющегося обрядового действа человек временно преодолевает конечность бытия, вновь утверждается в самом себе и возвращается к истоку для нового начинания. В итоге мы имеем дело с мифологической идеей вечного возвращения, представленной через круговорот жизни и смерти, в своей основе определяющей своеобразие календарно-обрядовой культуры.

  2. Мифологическая идея вечного возвращения оказала влияние на современную культуру посредством включения ее в художественную традицию. Она получила оригинальное воплощение в противостоянии элементов «рациональных» и «иррациональных» (аполлонизм — дионисизм), раскрывшихся в неизменных экзистенциальных ориентациях мифа и генетически связанных с ним эмоционально-художественных формах культуры. В связи с этим мифологическая идея вечного возвращения способна выступить исходным принципом формирования отдельных видов искусства, а также стилей художественной культуры.

Мифологическая идея вечного возвращения органично вошла в содержание современного экологического сознания, в частности, его обыденного

уровня, основанного на идее природных циклов. Тем не менее современная экологическая культура лишилась прежде установившейся гармонии между человеком и природой, основанной на антропоморфном сопричастии. Отсюда возникла потребность как в обращении к прежним формам экологической культуры, так и их реминисценциям благодаря творческой деятельности современного человечества.

Личный вклад соискателя. Представленная диссертация — это результат многолетней работы соискателя по исследованию мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре, в процессе которой проведен философско-культурологический анализ проблемы.

Это нашло подтверждение в следующих результатах:

установлено, что в вечном возвращении определяющим выступает представление о вечности, которое определяет мифологическое и метафизическое содержание культуры;

определено, что циклическая природа мифа обусловлена корреляцией присущих ему сверхъестественной и естественной сфер. Идея вечного возвращения не только выступает важнейшим элементом содержания мифа, но и формирует как устойчивые основания мифа, так и статус его неизменного присутствия в культуре;

выявлено, что идея вечного возвращения влияет на формирование установок первобытной культуры, а также определяет своеобразие природы мифологической метаморфозы как объективированной формы идеи вечного возвращения;

установлено, что мифологическая идея вечного возвращения легла в основу космоцентрической парадигмы античной культуры, определившей ее семантическую направленность;

показано, что в рамках христианской культуры формируется негативное отношение к языческой идее вечного возвращения. Будучи воспринятой в

качестве одного из вариантов бессмысленного коловращения, отрывающего человека от Бога, она подменяется идеей возвращения в Вечность;

определено, что в культуре Нового времени мифологическая идея вечного возвращения претерпевает десакрализацию и дифференциацию, в результате чего распространяется на отдельные стороны культурного, философского и религиозного опыта;

установлено, что мифологическая идея вечного возвращения объективируется в архетипических предметах волшебной сказки, выражающих потребность человека в сохранении и воспроизводстве витальных благ;

отмечено, что мифологическая идея вечного возвращения, базирующаяся на основе представлений о жизни и смерти, в своей основе определяет своеобразие традиционной культуры (представления о календарных циклах, аграрной обрядности и т. п.);

обосновано, что ресакрализация мифологической идеи вечного возвращения способна выступить одним из факторов восстановления утраченного единства между человеком и природой и тем самым способствовать успешному решению экологических проблем.

Диссертационное исследование является оригинальным и выполнено автором индивидуально. Результаты диссертации получены самостоятельно,.. апробированы на многих научных конференциях и закреплены в ряде авторских публикаций.

Апробация результатов диссертации. Основные положения диссертационного исследования легли в основу выступлений диссертанта на 16 конференциях, круглых столах, семинарах. Основные положения и выводы исследования были апробированы на научных и научно-практических конференциях: первых республиканских чтениях «Философы XX века: Семен Франк» (Минск, 1998); «Современные проблемы духовного развития учащейся молодежи» (Минск, 1998); «Самоценность детства и детская культура» (Минск,

1999); Кирилло-Мефодиевских международных чтениях (Минск, 2001); «Этносоциальные процессы в трансформирующемся обществе» (Гродно, 2001); «Теоретико-методологические проблемы исторического познания (Минск, 2001); шестых республиканских чтениях «Философы XX века: Алексей Лосев» (Минск, 2001); «Проблемы интеграции науки, техники, производства в современном обществе» (Минск, 2001); «Сучасная культуралогія: актуальныя праблемы тзорьіі і практьікі» (Мінск, 2001); седьмых республиканских чтениях «Философы XX века: Макс Шелер» (Минск, 2002); «Научно-технический прогресс и проблемы гуманизма» (Минск, 2002); «Современные философские и социально-политические проблемы теории и практики общественного развития» (Минск, 2003); «Міжкультурньї дыялог у Беларусі: нацыянальна-культурнае і духоунае развіцце ва умовах глабалізацьіі» (Мінск, 2003); «Пры-рода, чалавек, культура: праблемы гармони» (Мінск, 2003); «Национально-культурный компонент в тексте и языке» (МГЛУ, 2005); «Обретение образа» (Минск, 2007).

Опубликованность результатов. Результаты исследования нашли свое отражение в 62 публикациях: 2 монографиях, 24 научных статьях в рецензируемых журналах, 3 научных статьях в научных сборниках, 17 материалах -конференций,.3 учебных пособиях, 1-3-учебно-методических материалах. Об-. щий объем опубликованных материалов составляет 62,7 авторских листа.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из Введения, Общей характеристики работы, Основной части, которая включает в себя четыре главы, Заключения и Библиографического списка. Полный объем диссертации составляет 345 страниц, из них 23 - библиографический список (в количестве 272 наименований использованных источников).

Концептуальные и методологические основы анализа мифологической идеи вечного возвращения: обзор литературы

Миф занимает одно из первостепенных мест в системе гуманитарного знания. Несмотря на явно выраженный интерес к нему со стороны представителей социологии, политологии, психологии, этнографии, религиоведения и др., наиболее широкие горизонты исследования его универсальной природы открываются в рамках философского и культурологического знания. Это можно объяснить тем, что философию по возможности интересуют перво-смыслы, порождаемые человеком. Они не только определяют его жизнь, но и формируют культурный фон эпохи. Направленность философии культуры на всестороннее глубинное изучение культуры, позволяющее представить ее в качестве целостного объекта познания, выявление многообразия ее смыслов неизбежно выводит на миф как важнейший источник возникновения ранних форм культуры и их последующей пространственно-временной эволюции.

Идея вечного возвращения выступает важнейшей составляющей мифа. Она не только определяет структуру мифа, но и формирует его функциональные уровни в контексте динамики культуры.

До последнего времени идея вечного возвращения, как правило, связывалась с философскими построениями Ф. Ницше и, соответственно, интерпретировалась в их контексте. Это можно объяснить тем, что Ф. Ницше впервые в гуманитарной науке удалось наиболее обстоятельно провести исследование идеи вечного возвращения, которое в конечном итоге стало не только одной из ведущих тем учения, но и проблемой самоутверждения личности философа [157; 158]. Заслугой немецкого мыслителя является то, что, используя традиционные античные мифообразы и учение натурфилософов, он сумел создать свое собственное учение о вечном возвращении. При этом ему удалось показать гетерогенность природы феномена вечного возвращения, его позитивную и деструктивную направленность.

В рамках диссертационной темы особый интерес представляют многочисленные труды М. Элиаде («Аспекты мифа», «Священное и мирское», «Образы и символы», «Миф о вечном возвращении» и др.), в которых разрабатывается теория мифотворчества. М. Элиаде разработал насыщенную богатой символикой теорию вечного возвращения в мифе [245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254]. При этом он обращается к мифу в основном через призму его значения в ритуале. Наряду с этим М. Элиаде в исследовании мифа не ограничивается исключительно возможностями обрядового подхода. Ему удалось синтезировать отдельные научные идеи своих предшественников и создать в чем-то универсалистскую, а в чем-то и эклектическую концепцию мифа. Его несомненной заслугой является абсолютизация и широкая популяризация представлений о «вечном возвращении», в дальнейшем получивших определенную философскую и художественную интерпретацию в рамках современной культуры.

Сущность мифологической идеи вечного возвращения

Вечное возвращение представляет собой сложный социокультурный феномен, природа которого до сих пор не изучена должным образом, а посему требует скрупулезного научного анализа. Изначальная сложность, неоднородность и противоречивость данного феномена влекут за собой целый ряд проясняющих его природу дефиниций. Их многообразие можно объяснить тем, что ни одно из них в отдельности не в состоянии заключить в себе сущность идеи вечного возвращения, представленную в неизменной полноте. Посему в настоящем исследовании автор поставил перед собой задачу синтезировать их в рамках единой, интегральной дефиниции, выявить характерные признаки идеи вечного возвращения в мифе, прояснить статус в теории культуры, а также показать ее эволюцию в историческом срезе культуры.

Необходимо обратить внимание на то, что вечное возвращение проистекает из экзистенциальной природы человеческого сознания, которое в свою очередь формирует смысловую направленность и качественное своеобразие обусловленных им архетипов, представлений и форм культуры. В то же время этот феномен во многом является следствием ограниченности человеческой природы по отношению к духовному универсуму, в связи с чем оказывается вызванным к жизни бесконечным стремлением личности к обретению устойчивых духовных ориентиров в неустойчивом и дестабилизированном про-фанном мире.

В своем исследовании вечного возвращения немецкий философ Ф. Юн-гер обращает внимание на его трансцендентную и одновременно имманентную природу. «Оно трансцендентно, поскольку перешагивает границы всякого возможного опыта, но в то же время оно имманентно, поскольку не предполагает независимой от мира причины» [258, с. 43].

Потребность в возвращении возникает тогда, когда самосознание человека в стремлении к овладению миром как целым приходит к обостренному ощущению своей конечности, в результате чего возникает сам факт утраты, казалось бы раз и навсегда обретенных культурных ценностей. Во многом это обусловлено тем, что то будущее, ради которого человек пренебрег своим прошлым и настоящим, в итоге оказывается далеко не всегда по своей аксиологической направленности более предпочтительным в отношении того, что уже успел засвидетельствовать человеческий опыт. Отсюда и проистекает потребность в обращении к идеализированному прошлому, сопровождающаяся параллельным отысканием причин, вызвавших его разрушение.

В вечном возвращении наличествует постоянное воссоздание общечеловеческого опыта, что находит выражение в утверждении Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1:9-10).

Истоки формирования идеи вечного возвращения в архаической культуре

Уже на ранних этапах становления культуры мы обнаруживаем потребность человека в цельности и завершенности, гармонии с окружающим миром. Его сознание противится распаду и исчезновению в небытии, всячески стремясь утвердиться в вечности. Если природа демонстрирует факт вечности в ежегодном обретении самой себя, то архаический человек стремится к окончательному преодолению повторяющегося времени и обретению жизни, сокрытой в вечности. Наряду с этим, в силу несовершенства своей природы ему не удается преодолеть власть времени. В этой связи цикличность, присущая архаической мифологии, может быть объяснена как средство преодоления страха перед нарастающим безудержным потоком времени. Отсюда одной из характерных черт мифа является обратимость времени. Что касается идеи «вечного возвращения», то она выступает в качестве основополагающего принципа мифологического сознания и во многом актуализирует возможно-. сти мифа, как средства преодоления культурных и социальных противоречий. В связи с этим мифологическое сознание оказывается обращенным к первоначалу всех вещей, к истоку времени, а также наделяется способностью периодически приводить творения к изначальному состоянию. В нем воспроизводятся первозданные начала сущего: мир природы; жизнь предков; различные прожитые жизненные ситуации и т. д.

Древний человек придерживался традиций, ритуалов и обычаев. Он сравнивал прошлое с настоящим, используя при этом приобретенные им знания. Восстановление в памяти и реактуализация первоначальных событий помогали ему различать и удерживать в памяти жизненную реальность и благодаря этому выживать в суровых природных условиях. Вместе с тем постоянное обращение к прошлому, сопряженное со стремлением к сохранению в своем сознании особенностей пройденного пути, способствовало утверждению извечного порядка в природе и обществе. Этот порядок становился возможным, благодаря неизменно присущим ему циклическим процессам.

Находясь в неразрывной связи с природой, архаический человек соизмерял свое поведение, действия и мысли с процессами, происходящими в ней. Ритмичность природы оказывалась соотнесенной с биологическими ритмами, присущими человеку. Как отмечает А. Гуревич, «в поэзии варваров явления природы - активные действующие силы: море, скалы, рыбы, звери, птицы -равноправные участники мировой драмы наравне с фантастическими существами, божествами и подчиненными им валькириями и, наконец, с сопричастным им всем человеком» [61, с. 47]. На предельное сходство человеческого и космического порядков обращает внимание и Р. Генон. Он отмечает, что «...человеческий и космический порядки в реальности вовсе не отделены, как это слишком легко представляют в наши дни, но что они, напротив, тесно связаны таким образом, что каждый из них постоянно реагирует на другой и что всегда есть соответствие между их взаимными состояниями» [52, с. 116].

Как мы уже успели заметить, вечное возвращение, оформившееся в мифе, во многом обязано природным циклам, в том числе синхронизации человеческого организма с природными ритмами, например солнечным годом. Н. Фрай определяет четыре фазы в жизни природы, имеющие цикличный характер, а также рассматривает их как источник определенных мифов и архетипов культуры.

Похожие диссертации на Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре