Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция рок-культуры в России Невская Татьяна Николаевна

Эволюция рок-культуры в России
<
Эволюция рок-культуры в России Эволюция рок-культуры в России Эволюция рок-культуры в России Эволюция рок-культуры в России Эволюция рок-культуры в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Невская Татьяна Николаевна. Эволюция рок-культуры в России : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Невская Татьяна Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств].- Санкт-Петербург, 2009.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Формирование и трансформация рок-культуры в России 11

1.1. Этапы становления отечественной рок-культуры 11

1.2. Рок-культура в средствах массовой коммуникации 45

Глава 2. Рок как субкультура: к проблеме генезиса 76

2.1. Современные подходы к изучению рока 76

2.2. Рок как составляющая молодежной субкультуры и контркультура 91

2.3. Семантика рок-культуры 113

Заключение 136

Литература 140

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В мировой художественной культуре рок-музыка за свою полувековую историю существования вызывала множество споров и дискуссий. Значение этого музыкального течения в современной России велико. Для адекватного понимания данного явления необходимо проследить весь процесс формирования и трансформации рок-культуры в России. Рок-культура - многогранное явление, поэтому так важно исследование всех ее составляющих. Со второй половины XX века вплоть до наших дней появляются новые музыкальные артефакты, которые в кратчайшие сроки превращаются в очередной коммерческий проект шоу-бизнеса, либо становятся достоянием узкого круга и не получают распространения. Рок - музыкальное явление, появившееся в качестве социального и политического протеста. Однако проходит совсем немного времени и протест, и новые музыкально-художественные формы, так эпатировавшие публику, приобретают популярность, некоторые из них - массовый характер, а другие становятся достоянием элитарного искусства.

Для понимания процессов, происходящих внутри протестного явления, эволюции его формы и содержания необходима не только временная дистанция, которую мы сегодня наблюдаем по отношению к рок-культуре и рок-музыке, но и новый уровень научного осмысления.

Эволюция рок-культуры сопровождалась расширением спектра исследовательского внимания, обновлением методологии, выявившем к настоящему времени актуальность целостного, многоаспектного, культурологического подхода, позволяющего объяснить жизнестойкость исследуемого феномена в его основных составляющих (социально-протестных, музыкально-художественных, имиджевых), показать его место в общественном сознании.

Становление новой научной парадигмы формируется на пересечении нескольких научных подходов. Эта парадигма, возникшая в результате социокультурных трансформаций, позволяет переосмыслить само понимание рок-культуры и принципы взаимодействия с различными компонентами массовой и элитарной культуры.

Состояние разработанности проблемы. Междисциплинарность проведенного исследования, обусловленная многоаспектностью изучаемой проблемы, предопределила необходимость выявления и анализа исследований в области культурологии, социологии и искусствоведения.

В первую группу входят исследования, посвященные истории становления и развития молодежной культуры и молодежных субкультур. В отечественной науке эти проблемы были рассмотрены следующими авторами: И. Н. Андреева, Г. В. Брындина, В. А. Бабахо, Н. Я. Голубкова, И. Б. Громова, П. С. Гуревич, Ю. Н. Давыдов, А. С. Запесоцкий, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, С. И. Левикова, В. Н. Леонтьев, В. Т. Лисовский, В. А. Луков, С. Я. Матвеева, С. Т. Махлина, Л. Т. Новикова, А. С. Панарин, Д. В. Петров, И. Б. Роднянская, Г. И. Саганенко, Н. Д. Саркитов, 3. В. Сикевич, В. Е. Семенов, Э. В. Соколов, Н. Н. Суворов, А. П. Файн, А. Шмелев, Т. Б. Ще-

панская. Среди зарубежных исследователей можно выделить таких авторов как Т. Роззак, М. Брейк, Н. Смелзер, Б. Филипс. В представленных ими работах подчеркивается, что возникновение молодежных субкультур явилось характерной особенностью социокультурного развития общества в XX веке, что связывают с возрастанием роли и активности молодежи в социокультурной жизни общества в указанный исторический период. Одновременно учеными отмечаются направления и интенсивность взаимодействия вновь появившейся молодежной субкультуры с уже сложившимися.

Вторая группа исследований посвящена рок-музыке и рок-культуре. Отечественная рок-музыка как социокультурный феномен, как элемент молодежной культуры, была изучена с точки зрения социологии, философии, культурологии в кандидатских диссертациях А. А. Васильевой, Н. Б. Гончаровой, Г. Ю. Квятковского, И. В. Ковальчук Первые публикации о рок-музыке относятся к концу 1970-х годов (Л. Переверзев, И. Куликова, О. Феофанов и др.). В 1980-е появляются работы, в которых содержится анализ современных тенденций развития рок-музыки (Д. Ухов, А. Троицкий, Л. Мархасев и др.). Кроме того, появляются отдельные статьи, в которых рок-музыка, а вместе с ней и рок-культура, рассматриваются как новые положительные художественные тенденции развития советской музыкальной культуры, вдохновляющие на поиски новых форм советского музыкального искусства (А. Порфирьева, Г. Шохина и др.). В конце 1980-х - в 1990-е годы интерес к рок-музыке возрастает. Увеличивается количество публикаций, появляются первые интервью с рок-музыкантами и рассказы об истории и развитии рок-музыки, рок-поэзии и рок-культуры (А. Дидуров, И. Кормильцев, О. Сурова, А. Кушнир, Н. Нежданова, Н. Саркитов, Г. Шмидель, Е. Федоров, А. Налоев, И. Хижняк и др.). Интерес к феномену рок-культуры в эти годы можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, рок-культура в России уже имела свою историю. Во-вторых, к концу 1990-х годов определенная временная дистанция позволила посмотреть на исследуемый феномен не столько с определенной исторической дистанции, сколько с позиции аналитической, определить место и значение рока в отечественной культуре. В-третьих, музыка, поэзия и культура рока приобрели новые качества и статус. Проблемам отечественной рок-культуры и рок-музыки посвящены работы Т. Диденко, В. Д .Конен, А. Л. Порфирьевой Т. В. Чередниченко, Г. Ю. Шес-такова. Среди публикаций, в которых исследуется специфика рок-музыки, выделяются работы: докторская диссертация И. Л. Набока «Рок-культура как эстетический феномен» (1993), кандидатская диссертация Е.А.Савицкой «Принципы стилеобразования в рок-музыке» (1999), фундаментальный труд- докторская диссертация и монография В. Сырова «Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей музыке» (1997), в котором многопланово исследуются течения джаза и рока; следует также отметить значимость статей В. Сырова «Об одной антиномии рок-культуры» (2007), «Рок и проблемы культурно-стилевой интеграции» (1997), «Рок и классическая музыка»

(1997), «Негритянский блюз и ладовое мышление рока» (1996). Одним из последних трудов является докторская диссертация и монография Е. Л. Рыбаковой «Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования» (2006), в которой анализируются проблемы влияния джаза и рок-музыки на формирование музыкальной культуры России. Автор выявляет причины появления рок-музыки и рок-культуры в СССР.

В публикациях Л. К. Бубенниковой представлен опыт комплексного исследования рок-музыки, учитывающий ее поэтическую, музыкальную и социокультурную составляющую. Сформировался опыт филологического изучения отечественной рок-поэзии, отдельно в многотомных сериях издаются тексты поэтов русского рока.

Проблеме становления, духовного и социального развития молодого поколения посвящены работы ведущих отечественных исследователей социологии молодежи: В. Н. Боряз, Ю. Р. Вишневского, Н. В. Голик, А. С. За-песоцкого, Ю. А. Зубок, С. Н. Иконниковой, О. И. Карпухина, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. Я. Суртаева и др. В работах авторов утверждается, что в основе конфликта поколений лежат различные системы ценностей «отцов» и «детей». Ценностным ориентацням общества в целом и молодежи, как одной из социальных групп, посвящены исследования зарубежных и российских ученых, таких как Ф. Знанецкий, М. Мид, Т. Парсонс, Ч. Рейч, Р. Уильяме,

B. Ольшанский, А. Здравомыслов, М. Каган, А. Козлов, А. Кузнецов, И> Кон,

C. Кугель, Н. Лапин, В. Левичева, Н. Никандров, Н. Смирнова, Е. Слуцкий,
И. Сурина, 3. Сикевич, В. Тугаринов, В. Чупров, В. Ядов.

Важная фактографическая информация, оценки и суждения, касающиеся рока содержатся в работах отечественных журналистов, которые являются авторами энциклопедических изданий и словарей о роке: А. Троицкий, А. Житинский, А. Бурлака, В. Марочкин, А. Игнатьев, И. Стогов, С. Новгородцев.

Источниковедческая база исследования. Архивные и опубликованные документальные материалы составили источниковедческую базу исследования. В диссертации используются материалы Центрального государственного архива историко-политических документов (ЦГАИПД), находящегося в Санкт-Петербурге, в частности, протоколы заседания Ленинградского отделения союза композиторов, стенографические отчеты Пленума Ленинградских обкома и горкома ВЛКСМ.

В диссертационном исследовании детально проанализированы публикации о рок-музыке и культуре в «Комсомольской правде» за период с 1968 по 1988 г. Важным источником изучения рассматриваемой проблемы явились воспоминания и интервью рок-музыкантов, опубликованные в последние двадцать лет: Б. Гребенщикова, А. Макаревича, В. Цоя, Г. Сукачева, Ю. Шевчука, К. Кинчева, В. Бутусова. Отдельную группу источников составили энциклопедии, словари, справочники: информационно-справочное из-

дание «Рок: 1955/1991» А. А. Айвизяна (1992), «Рок-справочник»

B. И. Василевского (1992), пятитомная «Рок-энциклопедия» для юношества

C. Кастальского (1995), справочник «300 звезд рок и поп-музыки: дискогра
фия на CD» А.В.Федорова (1996), энциклопедия издательства «Аванта+»
«Музыка наших дней» (2002), энциклопедия «Эстрада России. XX век»
(2004), «Рок-энциклопедия: популярная музыка в Ленинграде-Петербурге:
1965-2005» в трех томах А. Бурлаки (2007), «Энциклопедия русского рока»,
изданная всероссийской ассоциацией рокеров (2008).

Кроме того, в диссертации были использованы материалы электронной энциклопедии в сети Интернет - «Энциклопедия зарубежной рок-музыки», музыкальная энциклопедия портала «Звуки.ру», энциклопедия рока, джаза и поп-музыки портала «Км.ги».

Объект исследования - рок-культура России второй половины XX -начала XXI столетия.

Предмет исследования - процессы формирования и трансформации рок-культуры.

Цель работы - культурологический анализ процесса эволюции отечественной рок-культуры. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

выявить основные этапы становления и развития отечественной рок-культуры;

осуществить анализ публикаций, раскрывающих отношение к рок-культуре в официальных и неофициальных средствах массовой информации;

рассмотреть динамику развития рок-групп;

проанализировать современные подходы к изучению рок-культуры;

рассмотреть рок как субкультуру и контркультуру;

- провести семиотический анализ рок-культуры.
Методологическая основа исследования. Интегративный характер

культурологического подхода позволяет исследовать феномен рок-культуры как систему взаимодействующих и взаимосвязанных элементов (музыка, поэзия, символика, образ жизни молодежи, сленг и др.). В качестве основных методов в диссертационной работе применялись: сравнительно-исторический метод, позволяющий рассмотреть различные периоды формирования рок-культуры, исследовать процесс становления русского рока как феномена отечественной культуры второй половины XX века; историко-генетический метод, способствующий установлению природы, выявлению истоков рок-культуры в России; типологический метод, выявляющий взаимосвязи между различными направлениями рок-музыки и культуры; аксиологический подход, позволяющий выявить ценностные основания рок-культуры в современной России.

Научная новизна исследования. В результате исследования:

- Выявлены взаимосвязи рок-культуры и идеологических, социально-
экономических процессов, происходивших в России в 1960-1980-е годы.

Впервые введены в научный оборот материалы неофициальных журналов («Рокси», «Рио»), публикации советских периодических изданий, посвященные различным аспектам рок-культуры.

Показаны темпы роста любительских рок-групп в различных городах и регионах СССР с 1960-х годов. Раскрыты объективные причины возникновения и популярности вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), их сходство и различия с рок-группами, выявлены причины утраты популярности ВИА в новых исторических условиях конца 1980-х годов.

Определено перспективное направление исследования рок-культуры в ее связи с явлением маргинальное.

-Выделены признаки, характеризующие рок в качестве молодежной субкультуры с элементами контркультуры.

- Установлено, что в семантическом аспекте рок-сообщества скрепля
ются общностью культурных кодов: вербальных и невербальных, простран
ственных и временных. Раскрыты новые аспекты семантики субкультуры ро
ка в современной России.

Положения, выносимые на защиту:

Появление рок-музыки и рок-культуры в СССР явилось закономерным следствием процессов послевоенной урбанизации, относительной либерализации политической и культурной жизни, «взрывным» ростом числа и образованности молодежи, научно-технической революцией (распространение бытовых компактных магнитофонов и радиоприемников, телевидения).

Введение в научный оборот и анализ публикаций о рок-культуре в официальных, прежде всего, в газете «Комсомольская правда», а также неофициальных СМИ (журналы «Рокси», «Рио»), позволили по-новому осветить и осмыслить особенности отечественной рок-культуры, определить динамику воззрений на рок от идеологически конфронтационной позиции официальной прессы в 1960-1980-е годы до признания культурной ценности лучших образцов русского рока в 1990-2000-е годы.

Отечественный рок прошел в своем историческом развитии несколько этапов. Первый этап - стихийное любительское творчество с самодельными инструментами и имитацией звучаний и текстов англо-американских групп, отсутствие звукозаписей и возможности выхода к широкой публике. Второй этап - постепенная профессионализация и частичная поддержка официальных властей, создание первых ВИА, ориентированных на советскую песню и фольклор. В 1970-е годы в целом складывается как стиль ВИА, так и стиль рок-групп. Третий этап характеризуется усложнением музыкального языка рок-композиций, использованием новейших достижений в области электроники, расширением возможностей звукозаписи, с одной стороны, и частичной коммерциализацией рок-групп по западному образцу, с другой.

Современные подходы к изучению рока позволили раскрыть контркультурный потенциал рока, актуальный в годы его становления, показать разнообразие его субкультурных значений и смыслов в процессе его разви-

тия. Рассмотрение рока с позиции идеи маргинальности дает возможность по-новому рассмотреть сложный процесс эволюции рок-культуры. Толкование термина «маргинальный», как пограничного к официальной культуре, насыщение его новым смыслом, позволило разделить понятия «рок», «шоу-бизнес», «попса» («популярная музыка»).

- Молодежная музыка и рок являются центрами, вокруг которых формируются молодежные субкультуры. Такая музыка удовлетворяет насущные потребности молодых людей, прежде всего, эмоциональные, творческие, духовные. Стиль русского рока связан с поиском смысла жизни, присущего отечественной ментальносте, органично вплетаясь в контекст современного мироощущения. Отечественная рок-культура оказала влияние на формирование мировоззрения целых поколений. Субкультурные черты отечественному року были присущи на протяжении всей истории своего существования, сохранил он их и до настоящего времени. Протестная составляющая рока как контркультуры в современной России свою актуальность утратила.

-Субкультуре рока присущи следующие невербальные коды: пространственные - места обитания рок-сообщества и выступлений музыкантов: концертные залы, стадионы, клубы, кафе, рестораны, пароходы, концерты на открытом воздухе, рок-клубы, рок-магазины, а также виртуальное пространство - сеть Интернет, где сегодня огромное количество сайтов, порталов, виртуальных клубов; временные - полувековая история отечественного рок-сообщества имеет свои традиции, памятные и скорбные даты; сезонный цикл имеют рок-фестивали и конкурсы, предметные, телесные (жесты, манеры), а также вербальные стереотипы, проявляющиеся на уровне слова (сленг) и текста рок-произведений.

Научно-практическая значимость работы. Сформулированные в диссертации теоретические положения могут составить методологическую основу дальнейших культурологических исследований рок-культуры; результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении семинаров по культурологии, истории художественной культуры XX века, истории музыкальной культуры.

Апробация исследования. Положения и основные идеи данного исследования отражены в докладах и сообщениях на научных и научно-практических конференциях, в том числе: Научно-практической конференции аспирантов и студентов СПбГУКИ «Парадигмы культуры XXI века» (апрель, 2008); Международного научного форума «Культура и мир» (СПб., октябрь, 2008); Международной научно-практической конференции «Современные проблемы межкультурной коммуникации» (СПб., март, 2009).

По теме диссертации опубликовано 4 статьи, две из которых в журналах рекомендованных ВАК общим объемом 2 п. л. Положения и основные идеи диссертационного исследования обсуждены на семинаре аспирантов кафедры теории и истории культуры.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, и заключения. Список литературы включает 212 наименований.

Рок-культура в средствах массовой коммуникации

Огромное влияние на формирование музыкального вкуса общества, и прежде всего молодежи оказывают средства массовой коммуникации.-Их воздействие столь значительно, что нередко публицисты, пигаутдие по данной тематике, метафорически именуют средства массовой коммуникации «психологическим оружием».

Публикации о рок-музыке за 1960-1980-е годы в печатных средствах массовой коммуникации служат важным источником для выявления динамики отношения общества и официальной культуры к отечественному рок-сообществу, русскому року и молодежной субкультуре в целом. Сведения, содержащиеся в прессе, используются в данном исследовании не только как фактический или иллюстративный материал, но и в качестве источника, позволяющего судить об изменении социальных и эстетических ценностей в советский и постсоветский периоды. Подчеркнем, что в советское время печати-придавалось особое политическое и идеологическое значение. Пресса и деятельность журналистов в этот период обслуживали государственные интересы и были своеобразным рупором политики КПСС, в том числе и в области воспитания молодежи. Период I960—1980-х годов характеризуется строгой иерархией центральных, республиканских, краевых или областных, районных органов печати.

Официальное отношение российского общества к становлению и развитию отечественной рок-культуры определялось вплоть до распада СССР теми ПОЗИЦИЯМИ политического и идеологического руководства страны, которые освещались в прессе того времени. Иными словами, это отношение целенаправленно формировалось Идеологическим отделом ЦК КПСС, республиканскими, краевыми, областными и районными партийными организациями. Опорой в деятельности этой громадной, идеологической машины выступала молодежная пресса, в первую очередь Центральный орган- ЦК ВЛКСМ — газета «Комсомольская правда». В идеологическом воспитании музыкальных вкусов молодежи принимали активное участие ЦК ВЛКСМ, и нижестоящие комсомольские структуры ( вплоть до первичных организаций) и Союз Советских композиторов, также располагавший своими местными отделениями. Тот факт, что стихийное распространение рока в СССР и формирование отечественного молодежного рок-сообщества невозможно ликвидировать путем запрета, был осознан всеми этими структурами довольно рано - в конце 1960-х годов.

В СССР существовало немало печатных изданий для молодежи, но безусловно, ведущая роль принадлежала газете «Комсомольской правде» («Комсомолке», как ее именовали в быту.). «Комсомолка» доставлялась во все уголки страны, и именно на нее ориентировались журналисты местных «молоде-жек». Газета, будучи/Центральным органом1 печати ЦК ВЛКСМ (Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи) была призвана не только информировать своих читателей о политике партии (КПСС), государства, публи ковать статьи о занятиях и интересах советской молодежи, но и формировать интересы и художественный вкус советской молодежи. ( В настоящее время направленность и содержание газеты «Комсомольская правда» радикально изменились, и о Цо ЦК ВЛКСМ напоминает лишь прежний логотип этого издания). Журналисты «Комсомолки» уделяли большое внимание культурной жизни страны и в первую очередь культуре молодежи. Музыкальные пристрастия читателей газеты, творчество молодых исполнителей и композиторов, новые течения в зарубежной музыкальной культуре, - все это регулярно освещалось на страницах «Комсомолки». Центральная молодежная газета страны доносила до читателей и информацию о рок-музыке и рок-культуре, выступая в роли критика тех явлений, которые не вписывались в советские идеологические стандарты.

До начала 1960-х годов культурная жизнь в СССР протекала в рамках жесткой идеологической регламентации. В период «оттепели» произошла значительная либерализация в сфере культуры и художественного творчества. Именно в 1960-е годы и начинает формироваться молодежная субкультура, связанная с новыми музыкальными течениями. «Рок- музыка, - как справедливо подчеркивает Е. Л. Рыбакова, - представляла собой нечто принципиально новое по сравнению не только с музыкальной классикой, по и с другими формами массовой и популярной музыки, а также с джазом»71. Не было еще разграничений на сильные и слабые рок-коллективы, а в молодом отечественном рок-сообществе еще не сформировались представления о профессионализме и дилетантстве. Тем не менее, рок-музыка сделалась чрезвычайно популярной в СССР с момента первого знакомства советской молодежи с ее западными образцами.

Современные подходы к изучению рока

В научной и публицистической литературе, посвященной рок-музыке и рок-сообществу, неизменно акцентируется генетическая связь рока и контркультуры. Такая историко-культурная связь действительно существует. События, сопровождавшие восхождение кумиров западной рок-сцены, способствовали активизации возрастных протестных психологических тенденций, свойственных молодежи, и наполнению этого протеста социально-политическим содержанием. Холодная война, Карибский кризис, крах колониальной системы, сопровождавшийся вооруженными конфликтами в Азии, Африке и Латинской Америке, в 1950 — первой половине 1960-х годах углубили тревогу ценностной идентичности Запада. Молодежный протест против ценностно-нормативной системы общества, которая требует дисциплины и подчинения, но не способна решать свои социально-политические проблемы и этнические конфликты без применения насилия, без непрерывного бряцания ядерным оружием, принял характер бунта. Сексуальная революция, эпатаж рок-концертов выражали бунтарское несогласие молодежи жить по правилам, созданным во взрослом мире. Субкультура рока несла этому миру свое послание: «делайте любовь, а не войну» («make love not war»). На этой волне неизбежно возникали контркультур-ные тенденции, бросавшие нигилистический вызов официальной культуре.

Следует подчеркнуть, что феномены «субкультура» и «контркультура» не тождественны. Контркультура- это такая субкультура, члены которой привержены ценностям, конфликтным по отношению к официальной культур ной традиции114. Наиболее ранним контркультурным сообществом на Западе считается движение хиппи, вступившее в конфронтацию с конформизмом, который пронизывал официальную культуру и препятствовал непосредственному выражению личностных интенций молодежи. Хиппи, а затем и другие возникшие вслед за ними неформальные молодежные сообщества подвергли сомнению нормы и ценности, господствующие в обществе. А сексуальная революция, охватившая молодежную субкультуру в целом, подорвала ханжеские псевдо-моральные устои, неадекватные общественным изменениям. Именно этот аспект феномена коитркультуры подчеркнут в определении, сформулированном С. И. Левиковой. Исследовательница отнесла к контркультуре только те «течения в рамках господствующего стиля жизни, которые резко контрастируют с ним и представляют как своего рода вызов господствующей культуре».

Субкультура рока, будучи первоначально контркультурой, неизбежно занимала маргинальную позицию, поскольку она отрицала общепринятую ценностно-нормативную систему и одновременно продолжала функционировать в том же самом обществе. А позднее она заняла место в широком спектре молодежных субкультур, что обеспечило выживание рока как своеобразного бунтарского феномена. Маргинальность рока отмечает Г.С. Кнабе. Исследователь говорит в первую очередь о причинах этой марпшальности, коренящихся в отчуждении молодежи от социальных институтов, официальной культурной жизни, декларируемой морали и принятой поведенческой норме116. Полагаем, что теоретически оформленная идея- маргииальности вполне может служить, на наш взгляд, той концептуальной моделью, которая позволяет осуществить культурологический анализ феномена рок-культуры. В этой связи необходимо подчеркнуть, что ряд отечественных рок-музыкантов и некоторые исследователи рок-культуры (А. Бурлака, В. Конен) активно пользуются в своих работах характеристикой «маргинальность» по отношению к музыкальному феномену рока и рок-сообществу как неформальной социальной группе в составе молодежной субкультуры117.

Понятие «маргинальный человек», «маргинальная личность», введенные в 1928 году в науку основоположником Чикагской социологической школы Р.Э. Парком, несут в своем содерхшнии идеи ценностной подотчетности двум аксиологически рассогласованным социальным общностям. Эта идея, на взгляд автора диссертации, может быть плодотворно экстраполирована в область культурологического анализа эволюции отечественной рок-культуры. Маргинальность выступает той формой существования, которая свойственна субкультуре рока и отличает ее от сообществ, занятых в области «попсы» (популярной вокально-инструментальной музыки), органично связаниой с шоу-бизнесом. Вслед за Р.Э. Парком ученые подчеркивали связь явления маргиналыюеш с урбанизацией, неизбежно порождающей нестабильность социальной организации в мегаполисах, ослабляющей социальный контроль. Это, в свою очередь, ведет к стихийному возникновению неформальных групп, вырабатывающих ценности, альтернативные по отношению к официальной культурной традиции. В силу аксиологического рассогласования такие группы функциоїшруют по отношению к социальной системе на пограничном, то есть маргинальном, статусе. Их члены могут утвердиться в обществе только путем компромисса, ценностного и социального, если продолжают сохранять свою принадлежность к маргинальным группам.

Рок как составляющая молодежной субкультуры и контркультура

Молодежная субкультура как явление, возникшее во второй, половине XX. века, привлекает устойчивое внимание философов, социологов, культурологов и других специалистов в области социогуманитарного знания. Усилия ученых направлены на определение системы норм и ценностей, стихийно складывающейся в молодежной. среде .различных национальных государств . на выявление свойственных этой среде социокультурных образцов - форм общения, способов проведения досуга, моделей взаимодействия с официальной культурной традицией. Значительное место в исследованиях занимает проблема молодежных предпочтений и эстетических стандартов в области художественной культуры и искусства.

Молодежная субкультура исторически возникла под воздействием комплекса факторов: продление сроков профессионального обучения, в- течение которого молодое поколение оказывалось не занятым в трудовой деятельности; акселерация как результат улучшения структуры питания населения в: развитых капиталистических странах, увеличение численности-молодого-поколения;.рожденного после Второй мировой: войны, урбанизация;. Принято считатьj что молодежная субкультура имеет преимущественно развлекательно-рекреативный.и потребительский характера в силу чего ей не свойственны черты познавательной; созидательной, творческой деятельности. Однако с этим тезисом едва ли можно согласиться, поскольку молодежной субкультуре в значительной степени свойственны устремления к самовыражению в изобразительном, поэтическом и музыкальном творчестве. В пользу этого свидетельствует, в частности, многочисленные клубы авторской песни, феномен молодежной музыки и в частности рока, а также непрерывно осуществляемый молодыми поиск в области живописи, графики, скульптуры. Именно в сфере художественного творчества молодых, как правило, складываются неформальные группы и объединения.

В современном социогумапитарпом знании молодежная субкультура определяется как социальная общность, «каждый представитель которой сам причисляет себя к пей, то есть идентифицирует себя с ней»137. В отличие от 1950-1970-х годов современные молодежные субкультуры благодаря развитию электронного информационного пространства, уже не ограничены территориально адмшшетративиыми пределами национальных государств. Исследователи, учитывая данную инновацию, все более смело констатируют появление виртуальных молодежных субкультур. Прежние реальные формы молодежных объединений - дружеские компании, тусовки по интересам, клубы, - дополнились виртуальными, которые существуют в пространстве сети Интернет.

Причастность к той или иной молодежной субкультуре предполагает не только принятие ее норм и ценностей, но и стили жизни в целом. Члены молодежной субкультуры видят действительность через призму группового мировосприятия. Они идентифицируются с группой (реальной или виртуальной) в оформлении к внешности (одежда, обувь, прическа, украшения, особые знаки), а их речь «обогащается» лексикой, отличающей данную субкультуру от других социальных общностей.

В силу того, что молодежные субкультуры, как доказано учеными-социологами, «возникают вокруг какого-либо „центра" либо инициатора тех или иных инноваций, либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям»138, можно считать закономерным возникновение молодежной субкультуры рока. Наряду с этим отметим, что рок-музыка в свою очередь является немаловажной сферой интересов молодых людей, принадлежащих к другим субкультурным образованиям.

Субкультура рока имеет особые присущие именно ей семантические отличия, коммуникативные, социокультурные модели и прежде всего, аккумулирует в себе определенный «мужественный бунтарский дух» (как принято выражаться в этом сообществе). В настоящее время рок-сообщество России активно контактирует с интернациональной субкультурой рока, представленной в интернете. и субкультурами, существующими в реальном пространстве большинства национальных государств.

Многие ученые придерживаются той точки зрения, что молодежная субкультура в России ориентируется на зарубежную массовую культуру, а не па ценности национальной культуры. Однако рок-музыка, первоначально зародившаяся на Западе, обрела в России устойчивые национальные черты и ныне занимает собственную нишу в отечественной культуре. А поэтому не правомерно было бы утверждать, будто бы российская молодежная субкультура имеет выраженное предпочтение относительно зарубежной массовой культуры.

Исследователи справедливо отмечают, что именно в молодежной субкультуре при определенных обстоятельствах могут возникнуть контркультурные тенденции. В связи с этим современная рок-культура как сосгавляющая молодежной субкультуры не может быть ориентирована только на Запад. Следует отметить, что субкультура молодежи имеет много общего с контркультур-ньтми образованиями, которые, как правило, не всегда однозначно воспринимаются обществом, несмотря па то, что они могут содержать в себе и позитивные зерна обновления культурной традиции.

Начиная с 1986 года, когда в СССР было официально признано существование неформальных, групп139, ученые, прежде всего социологи и социальные антропологи, начали уделять особое внимание поиску причин появления молодежных субкультур, а также интерпретации их семантики — неформальной атрибутике, манере одеваться, сленгу и т.д. В этот период вышли в свет публикации, в которых подчеркивалось стремление молодежных субкультур отгородиться от взрослого сообщества, чтобы отстоять свое право на самовыражение. Позднее, в 2000-х годах, были определены причины возникновение молодежных неформальных групп: свойственная юношеству желание бросить вызов обществу, самоутвердиться, непонимание со стороны родительской семьи, учителей и педагогов, подражание, как возрастной психологический феномен. Кроме того, указывалось также на влияние со стороны криминальных и полукриминальных сообществ и не развитости инфраструктуры молодежного досуга в нашей стране.

Семантика рок-культуры

Пространство отечественной рок-культуры объемлет всю совокупность социокультурной - материальной, социальной и виртуальной реальности, связанной с социомузыкальными практиками рока. В нем позиционируют себя индивиды и сообщества, имеющие отношения к року, печатные и электронные СМИ, несущие информацию о рок-культуре, сети виртуального общения, виртуальные рок-клубы и форумы фанатов рока.

Пространство рок-культуры включает в себя предметный мир музыкальных инструментов и электроаппаратуры, необходимой для концертной деятельности, радио- и телеприемники, персональные компьютеры. Это пространство имеет свою топографию - особый ландшафт, известный его обитателям, и временную координату, представленную историей отечественной рок-культуры и годичными циклами фестивалей и концертов.

Мир идеального — эстетические и этические ценности, оценки, мнения, идеи и концепции - воздействует на пространство рок-культуры, образуя на ряду с материальным особое, свойственное этой культуре, измерение.

Рок-сообществу присуще свои собственные коммуникативные -вербальные и невербальные коды, претерпевающие определенные изменения в процессе эволюции отечественной рок-культуры. Профессионализация рок-музыки способствовала закреплению в языке музыкантов, технического персонала, а затем и фанатов тех лексических элементов, которые в лингвистическом отношении являются профессиональными арготизмами (например, «микширование»), но могут употребляться в рамках субкультуры рока и для описания явлений, несвязанных с музыкой. Исторически в вербальном коде рок-сообщества утвердились калькированные заимствования из английского языка - «флэт» (квартира), «хайр» (волосы), «герла» (девушка), «мэн» (мужчина), а также жаргонизмы, возникшие в советский период -«квартирник» (концерт, проводимый на чьей-либо жилплощади) и советизмы, свойственные работникам культурно-просветительных организаций — «литовка» (получение визы на поэтический текст от органов цензуры — «ГОРЛИТа»), Кроме того, речь членов рок-сообщества насыщена молодежным сленгом и городским жаргоном («капуста», «бабло» - деньги).

Изучение повседневной практики с точки зрения знаковых функций позволяет выделить своеобразные семиотические доминанты, которые имеют место у многих молодежных субкультурных образований, ассоциированных с рок-культурой. В оформлении внешности представителей различных субкультурных сообществ характерные признаки несут: практически-утилитарную, эстетическую, социальную, половую и моральную функции. Каждая из этих функций образует свою собственную знаковую подсистему, а их совокупность — семиотическую конструкцию.

Знаковые субкультурные функции молодежной одежды неразрывно связаны с контекстом культуры и исторически изменчивой социокультурной ситуацией. Костюм, безусловно, является для членов субкультуры компонентом семиотического кода, который фиксирует определенные характеристики конкретной субкультуры. Исследовательница семиотики культуры С. Т. Махлина подчеркивает в своей монографии «Семиотика культуры повседневности», что «визуальный язык костюма имеет свою знаковую систему, в которой существуют своеобразные коды... традиционный, уходящий корнями в далекое прошлое... и современный;, возникающий под влиянием новейших технологий»168. Согласно С.Т.Махлиной, «едущей знаковой функцией костюма выступает коммуникативная, поскольку именно костюм обычно свидетельствует о поло-возрастной, этнической и социальной принадлежности индивида. По одежде обычно судят о той профессиональной группе, к которой человек причастен или о референтной группе.

Исследовательница семиотики народного костюма, этнограф Н.М.Калашиикова подчеркивает его роль в формировании этнической идентичности и также отмечает коммуникативную функцию народной одежды для опознавания «своих» и «чужих».

Следует особо отметить тот важный историко-культурный факт, что вопросы семантики костюма интересовали русскую философскую мысль начала XX века. Так, П. А. Флоренский подчеркивал, что «метафизика одежды, в том числе в традиционной культуре, является глубоко семантично й по своей сути. Она- часть физического тела и даже личности человека. В обычной жизни- это ее внешнее продолжение наподобие волосяного покрова. Между одеждой и чтелом существует более тесная связь, чем только соприкосновение; как и тело, она отражает суть человеческой личности. В этом отношении семантичность одежды, прежде всего, соотносится с ее цветовой маркировкой. Цвет в традиционной культуре является одним из маркеров определенного состояния».

Семантика цвета всегда выполняла важную роль, как в народной культуре, так и в элитарной. Ассоциируя с цветом определенные дугаевные качества, члены традиционных культур интерпретировали собственную и чужую колористическую семантику костюма. У одних народов, в частности, белый цвет, олицетворял чистогу и целомудрие171, а у других символизировал скорбь и траур. В европейской культурной традиции подвенечное платье, как правило, белое, а у азербайджанцев- мусульман, как и у русских крестьян, невеста надевала красный наряд.

Цвет традиционной одежды мог также указывать на этническую или региональную принадлежность ее носителя, на пол и возраст человека, а также выступать символом социального престижа (например, красная королевская мантия).

Похожие диссертации на Эволюция рок-культуры в России