Содержание к диссертации
Введение
Глава I Культура России XVIII века и проблема преображения.. 16
1. Понимание преображения жизни в религиозном и философско-богословском аспектах 16
2. Преобразовательная деятельность государства и проблема социокультурного преображения жизни в России XVIII века 45
Глава II Святитель Тихон Задонский и проблема преображения жизни 80
1 Проблема социокультурного преображения жизни в деятельности св. Тихона Задонского 80
2. Христианская философия св. Тихона Задонского и проблема индивидуально-личностного преображения жизни 109
Заключение 136
Список использованной литературы 145
- Понимание преображения жизни в религиозном и философско-богословском аспектах
- Преобразовательная деятельность государства и проблема социокультурного преображения жизни в России XVIII века
- Проблема социокультурного преображения жизни в деятельности св. Тихона Задонского
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблемы русской культуры XVIII века весьма актуальны для современности, что определено следующими факторами: во-первых, безусловной связью этой культуры с духовными традициями русского православия; во-вторых, секуляризирующими тенденциями зарождающегося российского европоцентризма.
Данное соотношение показывает соединение собственно Византийских и европоцентриских начал. Это сочетание, весьма сходно с теми процессами отечественной культуры, которые сложились в постсоветскую эпоху. Как в XVIII веке, несмотря на коренные преобразования духовной жизни России, мерилом подлинности бытия оставалось православие, так и в настоящее.г время с падением «атеистического государства», как утверждает Патриарх Алексий II, российское общество все больше начинает осознавать перспективы своего духовного возрождения в контексте «второго крещения», т.е. восстановления духовных ценностей восточного христианства.
Одной из важнейших проблем русской культуры XVIII века является «преображение жизни», которое значимо не только в исследовательском плане для теории и истории культуры, этики, философии, но и в практическом аспекте для российского государства в целом. Сегодня в России, как уже отмечалось, существует настоятельная необходимость в «исправлении нравов» людей, возрождении духовности, обращении к общечеловеческим ценностям, благодаря чему на первое место выходят такие мировоззренческие категории как «мир» и «человек». Представления о мире, человеке в разных культурах и исторических эпохах весьма разнообразны. Антропологические начала большинства культур современности сложились под мощным воздействием религиозных воззрений.
Для нашей страны такой религией является православие, которое «стало закваской слишком многих и различных культур». Многообразное значение православия, его воздействие на все стороны русской жизни позволяет говорить о нем как о духовном стержне русской культуры. По мнению некоторых исследователей (В.Н. Топорова, С.С. Аверенцева, о. Иоанна (Кологривова), о. Иоанна (Экономцева), В. А. Никитина, Г.Н. Прохорова, Д.С. Лихачева), зарождение и распространение православной веры на Руси привело к культурному росту во всех областях человеческого бытия.
Основной заслугой этой религии считается привнесение в русскую культуру нового миропонимания и мироощущения, базирующегося на системе новых ценностей, что явилось причиной появления в дальнейшем такого мессианского мнения в народе: «все страны граничат друг с другом, а Россия с Богом». Возможно, это и даёт повод всему миру говорить об особой уникальности русского менталитета. Как отмечает А.Ф. Замалеев, «отечественные древности еще долго оставались (возможно, остаются и теперь!) главным источником и опорой русского национального самосознания и духовности»2. На почве православия создается разновидность идеократической культуры, пронизанной сознанием соборности и святости. Она не противостоит светским идеалам и стремлениям человека, но дает им духовный критерий преображения и совершенствования.
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М, 1991. С. 16. 2 Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. С. 7.
Культуру России XVIII века невозможно полностью изучить и оценить без рассмотрения религиозно-философских аспектов русской просветительской мысли. Нередко, именно в богословском наследии этой эпохи поднимались проблемы, которые являются актуальными и значимыми сегодня.
Внутрицерковная жизнь не всегда протекала параллельно светской. Вопреки внешним обстоятельствам, в ней проходили регенерационные процессы. В XVIII веке выделилась целая плеяда богословов, оказавших значительное влияние на русскую культуру. Однако немногие из церковных деятелей оставили после себя богословские труды. Одним из тех, чье богатейшее творчество нашло отражение в умах и сердцах многих русских людей, был святитель Тихон Задонский.
В XVIII веке русская культура до некоторой степени раздвоилась, пошла двумя самостоятельными, параллельными путями: с одной стороны, все более и более укреплялась в сознание необходимости «боготкровенной веры», православия, а, с другой, -усиливалась на поприще развития светской, мирской цивилизации, науки, просвещения. Первоначально эта ситуация осмысливалась как оппозиция, как явная несовместимость, раздирающая и ослабляющая Россию. Во всяком случаи так представляли себе дело М.М. Щербатов и его последователи. Однако уже XIX век смотрел на проблему иначе: русская культура XVIII века начинает восприниматься как мощное порождение православной традиции, как следствие его многообразных и разносторонних влияний. Все основания имеет утверждение, что именно православие находится в основе всего русского культуротворчества, в том числе и послепетровской эпохи. Выражением разнообразия этой культурной традиции служили символы святого и гения, концептуализированные в фигурах Тихона Задонского и Пушкина.
Поэтому для исследователя русской культуры XVIII- XIX веков одинаковую важность имеет наследие того и другого. В этом одно из важнейших подтверждений актуальности идей Тихона Задонского для нашей постсоветской духовной жизни.
Многие современные специалисты в области истории русской философии XVIII века забывают тех ее представителей, источником творчества которых была православная культура. В данном диссертационном исследовании, на основе произведений св. Тихона Задонского, с культурологических позиций, анализируется концепт «преображение жизни» в философии эпохи русского Просвещения.
Степень разработанности темы. Культурологических исследований проблемы преображения жизни в истории культуры России XVIII века, а также научных трудов, в которых рассматривалась религиозная философия св. Тихона Задонского, нам известно совсем не много.
Исследование проблемы соотношения человека и мира в философии и культуре России XVIII века не является новой для отечественной философско-культурологической мысли и может показаться, на первый взгляд, достаточно изученной. Однако следует помнить, что изучение философских взглядов в эпоху русского Просвещения зачастую основывается на материалах светской культуры, примером данного типа исследований являются работы Т.В. Артемьевой и А.П. Валицкой .
Изучение богословского наследия православной просветительской мысли России XVIII века показали их значимость как одной из важнейших и интереснейших областей 1 См.: Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб., 1996; Она оке«Область дай ума...» // Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века. СПб., 1996; Она же Русская историософия XVIII века. СПб., 1996. 2 ВалицкаяА.П. Русская эстетика XVIII века. М, 1983. духовного опыта, оказавшего влияние не только на светское мировоззрение, но и на русскую духовную культуру в целом.
Наиболее обстоятельные исследования, посвященные русской богословской просветительской мысли XVIII века и непосредственно святителю Тихону Задонскому, принадлежат проф. П.С. Казанскому , С.А. Касаткину , П. Кратирову , П.С. Шкуринову4, В.А. Котельникову5, П.Е. Бухаркину6, А.И, Есюкову7 и другим. Также надо упомянуть работы С.С. Хоружего , отслеживающие антропологические моменты исихазма в русской философии и культуре XVIII века.
Необходимо отметить и ряд работ церковных авторов, исследовавших не только православную просветительскую мысль России XVIII века, но и деятельность Тихона Задонского, среди них труды протоиерея Василия Зеньковского9, протоирея Георгия Флоровского , схиархимандрита Иоанна (Маслова) п, протоиерея
Казанский П.С, проф. Житие иже во святых отца нашего Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. СПб., 1862; Он же Труды св. Тихона первого, еп. Воронежского, по управлению Воронежской паствой. М., 1862.
Касаткин С.А. Св. Тихон как проповедник. Воронеж, 1884.
Кратиров П. Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897. 4Шкуршюв П.С. Философия России XVIII века. М., 1992.
Котельников В.А. Восточнохристианская аскетика на русской почве // Христианство и русская литература. Сб. 1. СПб., 1994.
Бухаркгш П.Е. Православная Церковь и светская литература в Новое время: основные аспекты проблемы // Христианство и русская литература. Сб. 2. СПб., 1996; Он оке Православная Церковь и русская литература в XVIII - XIX веках: (Проблемы культурного диалога). СПб., 1996.
Есюков А.Н. Человек и мир в православной просветительской мысли России второй половины XVIII века. Историко-философские очерки: Монография. Архангельск, 1998. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. 9 Зеньковский Василий, прот. История русской философии. В 2-х томах. Ростов на Дону, 1999. 10 Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. (репринт - 1991). 11 Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М, 1995. Он же. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М, 1996.
Александра Лебедева1, священника Тимофея (Попова)2, архиепископа Сергия (Страгородского)3. В этих исследованиях святитель рассматривается как выдающийся православный мыслитель эпохи русского Просвещения. С другой стороны, в работах П.С. Шкуринова4, А.И. Есюкова5 Тихон Задонский характеризуется как философ-проповедник.
Данное исследование основано на базе первоисточников, представленных церковно-историческими, богословско- догматическими, мемуарными и другими произведениями православной просветительской мысли России XVIII - XIX веков. К ним относятся как собственно творения Тихона Задонского , епископа Воронежского, так и сочинения митрополита Евгения (Болховитинова)7, записки Василия Чеботарева8 и Ивана Ефимова9, исследования Е.Н. Поселянина10, Г.И. Светлова11, а также ряд других работ.
Анализ литературы по избранной проблеме позволяет сделать следующий вывод:
Лебедев Александр, прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. СПб., 1896.
Попов Тимофей, свягц. Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М, 1916.
Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. Казань, 1898. (репринт- 1991). А Шкуриное П.С. Философия России XVIII века.
Есюков А.Н. Человек и мир в православной просветительской мысли России второй половины XVIII века. Историко-философские очерки: Монография. Творения святителя Тихона Задонского. В 5 тт. Т. 1-5, М, 1889 (репринт- 1994).
Евгений (Волхов итинов), митр. Полное описание жизни Преосвященного Тихона // Словарь (исторический) о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. М., 1995.
Записки Чеботарева // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 тт. Т. 5, приложение. 9 Записки Ефимова // Там же. 10 Поселянин Е.Н, Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. М, 1998. пСветлов Г.И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии. Выпуск I. Петроград., 1917. во-первых, в отечественной истории культуры отсутствуют целостные философско-культурологические исследования православной просветительской мысли России XVIII века; во-вторых, без подробного анализа остаются такие концепты как «преображение», «преображение жизни», в философском или культурологическом смысле, употребляемые в некоторых работах русских мыслителей (В.Н. Лосского, Н.А. Бердяева, Н.Ф. Федорова и других) только в качестве «рабочих» понятий; в-третьих, богатейшее творческое наследие святителя Тихона Задонского не рассматривается (за редким исключением П.С. Шкурников, В.А. Котельников, П.Е. Бухаркин и другие), ни философами, ни культурологами.
Исследуя историографию по избранной проблеме, автор обнаружил отсутствие специальных работ, анализирующих концепт «преображения жизни» в творчестве выдающегося деятеля России XVIII века - Тихона Задонского. Сегодня его произведения все более и более входят в круг научного исследования, если в XIX веке изучением жизни и творчества святителя занимались преимущественно церковные авторы (митрополит Евгений (Болховитинов), то в настоящее время интерес к нему приобретает масштабный характер, сводя воедино ученых разных направлений -историков, философов, богословов, культурологов. Вместе с тем, совершенно очевидна неполнота осмыслений наследия святителя, так совершенно неисследованным остается учение Тихона Задонского о преображении жизни.
Именно в философско-культурологическом контексте автор данного исследования рассматривает творческое наследие Тихона Задонского и проводит анализ проблемы «преображения жизни» в истории русской культуры XVIII века.
Объектом исследования является православная философско-богословская просветительская мысль XVIII века, посвященная осмыслению проблемы «преображения жизни».
Предметом исследования выступает концепт «преображение жизни» в истории русской культуры XVIII века, рассматриваемый на материалах творческого наследия святителя Тихона Задонского.
Цель и задачи исследования. Опираясь на широкий круг источников, автор поставил перед собой следующую цель: произвести философско-культурологический анализ концепта «преображение жизни» в истории культуры России XVIII века, основываясь на философско-богословских произведениях св. Тихона Задонского.
В соответствии с целью исследования автором определены следующие задачи; раскрыть специфику понятия «преображение жизни» в религиозном и философско-богословском смыслах; исследовать сущность и динамику процесса соцокультурного «преображения жизни» России в XVIII веке; выявить социокультурные аспекты преображения жизни в практической деятельности ев, Тихона Задонского; проанализировать проблему индивидуально-личностного преображения жизни в творческом наследии св. Тихона Задонского.
Методология проведения исследования. В соответствии с целью и задачами научной работы автор использовал следующую методологию. Основным в работе является культурно-исторический подход, который дает возможность проследить за процессом развития исследуемой проблемы. При рассмотрении теоретических вопросов использовался метод логической реконструкции, позволяющий преодолеть определенную фрагментарность работ Тихона Задонского. Обращение к философским, культурологическим, философско-богословским источникам потребовало применения конкретно-текстового анализа; также в работе используется аксиологический метод, позволяющий выделить в проблеме преображения жизни ее сущностное ядро.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных философов, культурологов и богословов.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые на основе творчества Тихона Задонского, в философско-культурологическом контексте, исследован концепт «преображения жизни». Показано, что его содержание, будучи неотъемлемой частью христианской веры, имеет философско-богословский смысл, заключающийся в практическом применении данного религиозного понятия в социокультурном и индивидуально-личностном аспектах.
Основные результаты исследования выражены в следующих положениях, выносимых на защиту: концепт «преображение» включает в себя философско-богословское понимание, которое охватывает социокультурное и индивидуально-личностное устремление к теоцентризму жизни и как обратный результат - выход на новый качественный уровень бытия; социокультурный контекст богословской идеи преображения жизни в России XVIII века включает в себя взаимодействие государства и церкви, что отразилось на системе высшего духовного образования, ярким примером которого является создание Новгородской духовной семинарии; в произведениях Тихона Задонского концепт преображения жизни раскрывается в двойном аспекте; социальном (учение об обществе и государстве, а также учение о церкви) и антропологическом (учение о человеке); идея социокультурного преображения, сформировавшаяся у святителя, нашла свое практическое применение в его деятельности при управлении Воронежской епархией и получила закрепление в трудах святителя; православная антропология Тихона Задонского рассматривает индивидуально-личностное преображение жизни, в котором находят свое отражение теоретический аспект, раскрывающий особенности христианского учения святителя о человеке и практический аспект, выступающий в качестве рекомендаций для человека, вступившего на путь преображения (каждодневное «доброделание»).
Научно-практическое значение диссертационной работы заключается в том, что она рассматривает такую мало изученную область истории российской культуры и философии, как философско-религиозное просвещение в России XVIII века. Материалы диссертационного исследования способствуют расширению знаний и пониманию процессов, происходящих в русской истории и культуре, а также могут быть использованы для дальнейшей разработки концепта «преображения жизни» в более широких пространственно-временных рамках.
Данное диссертационное исследование можно использовать при подготовке и написании учебных пособий по истории культуры России и в частности XVIII века. Материалы, содержащиеся в диссертационной работе, могут быть применены при подготовке лекционных курсов по теории и истории культуры, истории русской философии, религиоведению, а также для ряда специальных курсов.
Апробация основных положений работы. Результаты исследования сообщались в докладах на конференциях, семинарах российского и регионального уровней за период 2000-2006 годов: «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» (НовГУ, 2000 г.), «Бренное и вечное: экология человека в современном мире» (НовГУ, 2001 г.), VIII научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов (НовГУ, 2001 г,), «Человек-Культура-Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований» (МГУ, 2002 г.), «Вера как ценность» (НовГУ, 2002 г,), «Актуальные проблемы социальной философии» (СПб У МВД России, 2005 г.), «Первая научно-практическая конференция молодых ученых Гуманитарного института» (НовГУ, 2006 г.). По данной теме исследования автором был опубликован ряд докладов и тезисов, выступлений в различных научных изданиях.
Материалы и выводы диссертации используются автором в учебной работе со студентами, в разработке и преподавании курсов по философии, культурологи и религиоведению, читаемых на отделении по внебюджетной образовательной деятельности Новгородского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России и в Северо-Западной Академии государственной службы при президенте РФ в городе Великий Новгород. Также диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории и истории культуры философского факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.
В первой главе «Культура России XVIII века и проблема преображения» раскрываются вопросы, связанные с проблемой преображения духовной жизни в России XVIII века и дается общий анализ эпохи русского Просвещения
В первом параграфе «Понимание преображения жизни в религиозном и философско-богословском аспектах» вводится и исследуется философско-богословская семантика преображения. Рассматриваются религиозно-философские воззрения известных мыслителей XVIII века, таких как Паисий Величковский, Григорий Сковорода.
Во втором параграфе «Преобразовательная деятельность государства и проблема социокультурного преображения жизни в России XVIII века» выявляются основные аспекты эволюции российского государства в век русского Просвещения -привнесение в русскую культуру западных традиций, просветительская деятельность государства. В данном параграфе исследуются взаимоотношение государства и церкви во время жизни и творчества Тихона Задонского, рассматриваются вопросы социокультурного преображения жизни в просветительской деятельности церкви на примере создания Новгородской духовной семинарии.
Во второй главе «Святитель Тихон Задонский и проблема преображения жизни» указывается место и роль св. Тихона Задонского в культуре России XVIII века, раскрываются вопросы, связанные с проблемой преображения жизни в его учении.
В первом параграфе «Проблема социокультурного преображения жизни в деятельности св. Тихона Задонского»исследуется творчество святителя в социокультурном аспекте преображения жизни. Рассматриваются причины оказавшие влияние на формирование философско-религиозного мировоззрения Тихона Задонского, а также его деятельность, направленная на социокультурное преобразование Воронежской епархии.
Во втором параграфе «Христианская философия св. Тихона Задонского и проблема индивидуально-личностного преображения жизни» анализируется философско-богословское наследие святителя в контексте проблемы индивидуально-личностного преображения жизни.
В заключении диссертации подводятся итоги, формулируются выводы проведенного философско-культурологического исследования проблемы преображения жизни в истории культуры России XVIII века, основываясь на христианской философии св. Тихона Задонского, намечаются перспективы дальнейшей разработки исследований.
Понимание преображения жизни в религиозном и философско-богословском аспектах
Философские понятия жизни - различны, но, несмотря на множество определений жизни, ее можно рассматривать в двух аспектах, тесным образом связанных между собой: биологическом и социальном.
В ракурсе биологии жизнь - основной признак организма, исчезновение которого приводит к смерти. Основными функциями, непременными условиями жизни являются; рост, развитие, приспособление к среде, реакция на внешние воздействие.
В социальном ракурсе жизнь - появление, существование, развитие общества, а также его взаимосвязь с человеком, включает в себя экономическую, политическую, правовую и духовно-культурную сферы.
Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Экономическая теория успешно изучает различные стороны экономической жизни общества, тем не менее, можно выделить ряд вопросов связанных с соотношением человека, отдельных социальных групп, общества и экономической жизни; источники экономической жизни; формирование экономического сознания и так далее, решение которых не может обойтись без философии.
Политическая и правовая жизнь общества интересует философию с целью постижения сущности всех политико-правовых явлений и взаимодействий. Не случайно современная философия активно развивает такие направления как философия политики и философия права.
Понятие «духовная жизнь» включает в себя два аспекта. В широком смысле, данное понятие предполагает наличие определенной духовной атмосферы, которая окружает человека, социальную группу, нацию, общество и является одной из основ существования и развития личности. Однако для автора исследования наибольшее значение имеет рассмотрение духовной жизни как феномен динамических процессов во внутреннем мире человека, как совокупность явлений, определяющих мотивы и цели взаимодействия внутреннего мира с миром окружающим. Глубина духовного мира каждого человека, несомненно, проявляется в его реальных делах.
Вопросы о жизни и цели существования, - о том, как должен человек поступать, чтобы жить правильно, да и что такое правильная (истинная) жизнь - является началом и в тоже время завершением любой философии и любого религиозного учения. Для каждого мыслителя, ищущего истину, а не праздно рассуждающего на различные темы, завершением и, вместе с тем, начальной точкой его философской работы должен быть человек и, прежде всего, он сам.
Преобразовательная деятельность государства и проблема социокультурного преображения жизни в России XVIII века
XVIII веку в истории отечественной культуры по праву отводится особое место. Петровские преобразования сыграли немалую роль в трансформации русской культуры, не только XVIII, но и последующих веков. Рубеж столетий (XVII - XVIII вв.) можно считать начальной точкой отсчета особого этапа в истории культуры России, связанного с социально-культурным преображением жизни.
Содержанием преобразований XVIII века явились:
а) решающий сдвиг от средневекового феодализма к буржуазному строю, секуляризация,
б) европеизация практически всех областей общественной жизни.
Развивающийся буржуазный строй влиял не только на социально-экономическую, идейно-политическую, но и на культурно-бытовую сферы.
XVIII век был одной из самых трудных эпох в истории русского православия. Отношения между церковью и государством в России иногда складывались противоречиво, в XVI и XVII веках светская власть часто вмешивалась в церковные дела, однако, несмотря на эти вмешательства, церковь играла важную роль в жизни государства. Ни Василию III, ни Ивану IV Грозному не мыслилось, что церковь можно не признавать или отвергать.
Появившаяся необходимость в хозяйственном развитии страны, обусловленная конкуренцией с Западом, стимулировала рост интереса к естественным и прикладным наукам, которые зачастую вступали в конфликт с догматами богословия. XVIII век - начало распространения на территории России теории естественного права, теории, гармонично сочетавшей в себе два немаловажных аспекта:
во-первых, почитание Бога, как Творца всего сущего,
во-вторых, утверждение о том, что Бог, однажды создавший порядок вещей, не может вмешиваться в него.
Благодаря теории естественного права российское научное познание приобретает относительную свободу от богословских канонов.
Уточним понятие «канон». Словарь литургических терминов дает такое определение: «Канон, греч. капоп, буквально: «правило» - особая форма богослужебных песнопений. ... В церковной терминологии слово «канон» употребляется также для обозначения состава Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета и церковных законов (так называемые «правила»)»1.
Как видим, словарь заметно дифференцирует церковные законы и правила. То, что принято называть правилами, и есть законы.
Но что же такое закон и что же такое правило?
«У Церкви на них свой взгляд - и, тем не менее, дабы понять суть, надо начинать со слова. Русское «закон» происходит от древнеболгарского «кон» - начало. За-кон: впереди «начала» приставка «за», которая наряду со своими аналогами из многих иностранных языков, означает: «по ту сторону».
Что может быть по ту сторону начала, т. е. предсуществовать началу? В онтологическом смысле -только Бог.
Вспомним скрижали Завета. На них Самим Творцом были начертаны 10 заповедей Закона Божьего. Скрижали не только
Краткий словарь литургических терминов. М, 1971. С. 77, выражение воли Всевышнего, но и начало подзаконной жизни народа.
Поэтому в богословском аспекте слова Бог и закон логически, исторически, юридически, этимологически и религиозно неразрывны»1.
В античную эпоху варварами считались народы, не обладавшие законами, то есть этносы - даже без начальных основ культуры (в понимании сначала греков, потом римлян). По известному афоризму Цицерона, «законам мы подчиняемся для того, чтобы быть свободными». Отсюда можно предположить, что ни о каком ограничении здесь нет речи. Однако метафорическое употребление «colere» (культура) у Цицерона мыслится именно как отграничение от состояния «варварства»2.
Для православного христианина подлинная свобода - в Святом Духе: «Где Дух - там свобода», - наставлял Апостол. Это, прежде, всего, понималось как свобода от греха. Главное же - «Любовь есть исполнение закона»,- говорит ап. Павел (Рим. 13: 10).
Проблема социокультурного преображения жизни в деятельности св. Тихона Задонского
По пути возрождения евангельской духовности идет и Тихон Задонский - один из самых почитаемых святителей русской православной церкви. Его евангелизм состоит в том, что он актуализирует идею преображения, рассматривая ее в двояком аспекте: социально-политическом, включающем в себя концепции об обществе и государстве, а также учение о церкви и антропологическом - учение о человеке.
Важную роль для понимания проблемы преображения жизни в истории культуры России XVIII века сыграли произведения Тихона Задонского. В его трудах присутствуют порой назидательные размышления о Боге, мире, человеке и его греховности, а также о путях преодоления грехов и преображения жизни. В наследии святителя «нашли отражение те святые мысли и чувства, которыми питалась его душа и которые одушевляли и наполняли его великое, любящее сердце»1.
Во время управления св. Тихоном Задонским Воронежской кафедрой, его поучения, наставления и инструкции переписывались и рассылались по епархии, а позже, когда святитель был на покое, переписью его сочинений занимались келейники2. Всё это
Иоанн (Маслов), схнархгт. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Келейниками у святителя Тихона и близкими доверенными его лицами были Василий Чеботарев и Иван Ефимов (в монашестве Тихон). Записки обоих келейников помещаются в приложение к творениям святителя Тихона Задонского. способствовало большему распространению среди простого народа («людей Божьих») знаний о православной вере.
Тихон Задонский, перед своей кончиной, доверил келейнику Ивану Ефимову передать все его рукописи в Святейший Синод для последующего их издания1. Представленные келейником сочинения по распоряжению Святейшего Синода были переплетены в тетради и положены на хранение в архив. Но это было не то, о чём завещал св. Тихон Задонский и поэтому 25 октября 1783 года келейник Иван Ефимов выступил с инициативой издать краткие нравственные слова святителя2. В этих намерениях его поддержал митрополит Петербургский Гавриил, дав положительный отзыв на творческое наследие св. Тихона. После чего по указанию Святейшего Синода Ивану Ефимову были выданы из архива и изданы краткие нравоучительные слова святителя Тихона,
На этом усердный келейник не остановился, уже через три месяца в январе 1784 года Иваном Ефимовым было подано второе прошение в Святейший Синод, чтобы ему выдали и разрешили опубликовать оставшиеся сочинения святителя.