Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Запах как объект естественнонаучного и культурологического исследования 13
Глава 2. Запах в сакральной сфере культуры: основные смыслы 41
Глава 3. Запах в профанной сфере культуры: основные функции 79
Заключение 120
Список литературы
- Запах как объект естественнонаучного и культурологического исследования
- Запах в сакральной сфере культуры: основные смыслы
- Запах в профанной сфере культуры: основные функции
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Современное гуманитарное знание, и в частности, культурология, все больше и чаще обращает пристальное внимание на сферу повседневной жизни человека, что является выражением изменения в самом российском обществе отношения к сфере повседневности, понимания ее важности и значения для экзистенции человека. Обыденная жизнь, длительный период времени воспринимаемая как не заслуживающая внимания исследователей, игнорируемая как не достойная внимания серьезного теоретического исследования, в последние десятилетия стала объектом научных изысканий специалистов-культурологов. Осознание того факта, что способы существования каждодневного бытия, обычаи и привычки, ритуалы и традиции, определяющие каждый миг ежедневной жизни, являются важными характеристиками человека, актуализируют изучение механизмов функционирования целостности повседневной культуры и отдельных ее элементов.
Жизнь человека с первого мгновения его бытия аккомпаниру-ется запаховой средой. Запах - одна из нитей той пуповины, что привязывает человека к природе, с одной стороны, а с другой - маркирует границу, отделяющую его от природы, подчеркивающую его социальность. Пространство запахов, таким образом, является неотъемлемой частью современной культуры, в связи с этим изучение феномена запаха представляется актуальным.
Проблема изучения функционирования запаха в культуре предстает как один из аспектов отношений природы и культуры, которые в современную эпоху приобретают особую актуальность и злободневность. Сегодня наблюдается тенденция увеличения роли искусственных запахов в жизнедеятельности человека, на основании чего можно говорить о все возрастающей роли искусственно созданной обонятельной атмосферы.
Стремление человека улучшить, облагородить свой естественный запах, сделать его привлекательным приобрело промышленные масштабы. В современном обществе широко распространена практика применения ароматических веществ в различных сферах культуры -политике, искусстве, рекламе; запах занимает важное место в формировании имиджа, находит применение в маркетинге и других сферах жизнедеятельности человека.
Запах начинает выполнять в культуре искусственно навязанные ему функции, напрямую не связанные с его природой, что требует научного осмысления данного феномена в рамках гуманитарного зна-
ния, и культурология - та область современного знания, которая позволяет исследовать тенденции смыслопорождения в культуре повседневности, в частности в области культуры запахов. А это, в свою очередь, позволяет расширить пространство содержания теории и истории культуры.
Проблема изучения особенностей функционирования запаха в культуре предполагает обращение к истории парфюмерного дела, что позволяет проследить процесс увеличения пространства сознательного использования запахов и понять тот факт, что каждому времени присущ свой ароматический набор, особенности создания и употребления парфюмерных средств, свой способ ароматизации воздуха в жилище или, напротив, отсутствие этих способов. Исследование основных функций запаха в культуре позволяет, таким образом, по-новому посмотреть на сущность и историю парфюмерного искусства, что немаловажно для изучения истории культуры и характеристики ее национальных черт.
Важность и место запаха в повседневной жизни человека не нашли пока должного внимания исследователей. Как природное явление запах достаточно хорошо исследован в сфере естественнонаучного знания, тогда как гуманитарные науки к изучению этого феномена приступили лишь в конце XIX - начале XX века. Осознается недостаточность теоретического осмысления феномена запаха, его функционирования в культуре. Это обстоятельство также обуславливает актуальность избранной темы.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование запаха имеет давнюю историю. К анализу феномена запаха обращались мыслители античности (Алкмеон, Аристотель, Демокрит, Эпикур), однако первые теоретические концепции, посвященные проблеме обоняния, появились только в XVIII-XIX вв., что явилось отражением духа Нового времени, с его поворотом мировоззрения к личности, ее правам и свободам. Прежде всего, следует отметить открытие и описание вомероназального (или «Якобсонова») органа Ф. Рюйшем и позднее Л. Якобсоном, а также же научное обоснование Ф. Виком д' Азиром неэффективности ароматических паров или веществ, применяемых для окуривания.
Эстафету Нового времени в естественнонаучном исследовании запаха принял XX век. Для исследований запаха этого времени характерно создание теорий и концепций. Так, Р. Монкриффом, Д. Эймуром, Л. Тьюриным были созданы теории строения обонятельной системы, которые способствовали появлению в 2004 г. теории организации сис-
темы органов обоняния, разработанной Л. Бак и Р. Акселем. Эта теория остается общепризнанной и сегодня.
Наряду с исследованием органов обоняния большое внимание уделялось типологии запахов, что характерно для работ К. Линнея, Ч. Дарвина, Цваадемакера, Хеннинга, Крокера, Хендерсона и др.
В отечественной науке запах становится предметом исследования в XX столетии. В работах В. И. Гулимовой изучена система обоняния и применение эфирных масел в косметике и медицине. Результатом научных изысканий С. В. Рязанцева стала работа, посвященная физиологии обоняния и его роли в жизни человека. В трудах В. А. Лабунской исследуется роль запаха в невербальной коммуникации и в системе тендерных отношений.
Можно выявить определенную логику исследования запаха в естественнонаучной сфере, направленную от описания и классификации запахов к рассмотрению их роли и значения в жизнедеятельности человека и процессах коммуникации, что дало возможность культурологического изучения данного феномена. Начиная с конца XIX века запах исследуется не как явление природное, а как феномен культурный (Г. Зиммель, 3. Фрейд, М. Серр, А. Ле Герер, Б. Шаал, К. Руби, Л. Марлье, Р. Суссиньян, Ф. Контар, Р. Э. Трембле, Дж. Вигарелло, Д. Акерман и др.).
Следует подчеркнуть достижения отечественных исследователей в изучении запаха как феномена культуры. А. Г. Левинсон исследует круг социологических проблем обоняния, раскрывая «запаховую» проблематику телесности в таких контекстах, как дом, пол, власть. О. Б. Вайнштейн рассматривает историю парфюмерии и семиотику некоторых известных ароматов в контексте повседневной культуры. Г. И. Кабакова работает над феноменом запаха в традиционной русской культуре, в частности, в фольклоре. Е. Жирицкая занимается проблемами современной рекламы духов и парфюмерной моды, Н. Никольская - историей развития профессии парфюмера и парфюмерии, Е. Е. Дмитриева в рамках своего исследования усадебного мира говорит о феномене запаха в усадьбах. Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека были рассмотрены Папченко Е. В., в исследовании которой подчеркивается, что функционирование запаха обусловлено историческим этапом культурного развития и спецификой сферы культуры.
Философский подход Костяева А. И. представляет феномен ароматов и запахов как часть бытия человека. Особое внимание Костя-ев А. И. уделяет запахам как знакам и символам.
К проблемам одорологии в христианстве обращались А. М. Ле-совиченко, П. А. Флоренский, однако приходится констатировать тот факт, что фундаментальных трудов, специально посвященных этой теме, в отечественной науке пока не существует.
Несмотря на имеющуюся традицию исследования запаха как феномена культуры, эта проблема недостаточно разработана в области гуманитарных наук, в частности, в культурологии. Остается много «белых пятен», в частности, исследователи оставили вне поля внимания проблему функционирования запаха в различных сферах культуры, чему и посвящено настоящее диссертационное исследование.
Объектом исследования является запах как феномен культуры.
Предмет исследования - функционирование запаха в различных сферах культуры - сакральной и профанной.
Цель работы - выявить особенности функционирования запаха в сакральной и профанной сферах. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Изучить историю исследования запаха как объекта естественнонаучного и гуманитарного знания, чтобы выявить специфику исследования запаха как феномена культуры.
Выявить роль запаха в живой природе для осмысления процесса окультуривания запаха и приобретения им культурных смыслов.
Проанализировать процесс сакрализации как один из способов окультуривания запаха.
Рассмотреть функционирование запаха в сакральной сфере культуры, охарактеризовать его функции.
Исследовать функционирование запаха в профанной сфере культуры, выделить его основные функции.
Методология исследования обусловлена спецификой объекта исследования и поставленными задачами. Работа опирается на методологию комплексного анализа, что предопределило необходимость обращения к методам разных наук, выработанным как в естественнонаучных, так и в гуманитарных областях. Наиболее значимыми для исследования являются следующие методы и подходы:
Сравнительно-исторический метод, который позволил выявить своеобразие функционирования запаха на различных исторических этапах и в национальных культурах.
Структурно-функциональный метод был использован при анализе основных функций запаха в культуре.
Системный подход, который дал возможность рассмотреть запах (запаховую культуру) как целостность и, вместе с тем, выделить отдельные функции и показать их взаимосвязь.
Семиотический подход был необходим для выявления семантики запаха в культуре.
Герменевтический метод, который был использован в исследовании текстов Библии и романа П. Зюскинда «Парфюмер».
Научная новизна исследования. Предлагаемая работа представляет собой одну из первых в отечественной гуманитарной науке попыток исследовать феномен запаха в истории культуры, в рамках которой предлагается модель разделения функций на выполняемые в сакральной и профанной сферах культуры:
Запах впервые стал предметом системного культурологического анализа, выявлена специфика изучения запаха как феномена культуры.
На примере христианства показан процесс сакрализации запаха как форма окультуривания и рассмотрена семантика запаха в иудеохристианской традиции. Традиционно приятные запахи в христианстве символизируют рай, благие деяния, благодать, чистоту, тогда как смрад, гниение ассоциируются с грехом и пороком, а также выступают символами ада. Запахи елея, мирры, ладана в сознании христианина превращаются в символ присутствия Бога, его снисхождения, поддержки и благословения. Благоухание также воспринимается как путь к Богу, как свидетельство божественной власти на земле. Запахи имеют большое значение и в тщательно разработанном христианском культе, главная цель которого - максимально воздействовать на сознание мирян. Это проявляется в ритуале каждения, а также таинствах елеосвящения и миропомазания.
Представлена авторская концепция классификации функций запаха в профанной сфере, охарактеризованы следующие функции: идентификационная, репрезентативная, лечебная, символическая, гедонистическая, эстетическая, гастрономическая, мнемоническая, коммуникативная.
- Рассмотрена история парфюмерии как выражение национально-исторического своеобразия феномена запаха в культуре, отмечена зависимость использования ароматов от развития представлений о теле и телесности.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке курсов «Теория культуры», «История мировой и отечественной культуры», «Теория и история культуры повседневности», а также составить основу специализированного курса, посвященного феномену запаха. Данная работа может представлять интерес для культурологов, философов, искусствоведов, религиоведов, а также преподавателей вузов, студентов, работников культурной сферы.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры культурологии и зарубежной литературы Магнитогорского государственного университета, кафедре культурологии и социально-культурной деятельности Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на конференциях разного уровня: ежегодных внутривузовских научных конференциях преподавателей МаГУ (Магнитогорск, апрель 2009 и 2010), Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Человек в мире культуры» (УрГУ, апрель 2010).
Результаты исследования использованы автором в процессе чтения курса «Теория и история культуры повседневности зарубежных стран» в ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет».
Положения, выносимые на защиту:
Проблема изучения феномена запаха является одним из аспектов исследования отношений природы и культуры. В современной культуре наблюдается тенденция ко все более частому использованию человеком искусственно созданных ароматов. Именно поэтому в сфере обоняния мы можем говорить о некотором смещении акцентов: естественный запах человеческого тела постепенно уступает место искусственно созданному, призванному каким-либо образом улучшить, сделать более приятным природный запах, присущий человеку изначально.
В сакральной сфере человек впервые начал «окультуривать» запах. Разнообразие функций в сакральной сфере показано на примере христианства. Эти функции получают воплощение в системе религиозных отношений, а именно, в культовых практиках, в результате чего
запахи ладана, елея, мирры наделяются священным смыслом, следовательно, для христианина благоухание становится символом Бога, снисхождения Его благодати, знаком Его присутствия и путем к Его познанию. Гедонистическая и эстетическая функции, которые запах выполняет в профанной сфере, также обретают в рамках религии священное значение.
В профанной сфере культуры функционирование запаха выражается в разнообразных функциях (идентификационной, репрезентативной, лечебной, символической, гедонистической, эстетической, гастрономической, мнемонической, коммуникативной), что позволяет человеку использовать запахи в различных сферах деятельности (политике, рекламе, в формировании имиджа и др.).
В рамках исследования феномена обоняния индивидуальность человека характеризуется присущим только ему запахом, так называемым запаховым кодом, который для каждого человека уникален и неповторим. Этот индивидуальный запах выполняет в культуре идентификационную функцию, то есть является своеобразным маркером, отражающим человеческое «я». Человек использует искусственные запахи с целью создания о себе определенного впечатления, яркого образа, для того чтобы вызвать в окружающих нужные ему эмоции, следовательно, пространство искусственно созданных ароматов постоянно увеличивается. С другой стороны, этот «запаховый код» помогает человеку проявить свою индивидуальность, и только при осознанном использовании искусственных ароматов, с учетом собственного естественного запаха он сможет достичь своих целей, поскольку полное избавление от «запаховой индивидуальности» невозможно.
Анализ истории развития парфюмерного дела в контексте рассмотрения функций запаха в культуре показал, что история парфюмерии является отражением национальных особенностей культуры, а также напрямую связана с этапами культурного развития человечества. Функции, которые выполняет запах в ту или иную культурную эпоху, зависят от общего состояния культуры, и, в частности, связаны с представлениями о теле и с развитием медицинских и гигиенических представлений.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Текст диссертации представлен на 125 страницах. Список литературы состоит из 223 единиц, в том числе 34 Интернет-источника.
Запах как объект естественнонаучного и культурологического исследования
Попытки исследовать значение запаха в жизни человека предпринимались с древнейших времен. Человек способен различать запахи благодаря обонянию. Обоняние — это восприятие животными и человеком посредством соответствующих органов определенного свойства (запаха) химических соединений в окружающей среде .
Рязанцев С. В. считает, что «обоняние - первое из чувств, появившихся в процессе эволюции. Задолго до того, как живые существа научились слышать и видеть, они могли различать химический состав окружающей среды. Когда первые примитивные животные вышли на сушу, обоняние начало играть роль, пожалуй, большую, чем все другие органы чувств. Воздух приносил запахи, которые охотнику говорили о цели, а жертве - об опасности Фауна развивалась, возникли более совершенные виды, способные лазить по деревьям. Они населили леса, и им гораздо больше обоняния понадобилось зрение — для передвижения в трехмерном пространстве, а не на плоскости. Когда же появился человек, ходящий прямо, его нос, ноздри, смотрящие в землю, и вовсе отвернулись от главного источника информации - ветра, приносящего запахи» 7. Согласно этой точки зрения, обоняние является одним из древнейших чувств человека, обеспечивающим две основные функции - питание и размножение.
Интерес к феномену запаха проявился еще в эпоху Античности. В тот момент он носил общефилософский характер. «Обонятельные» воззрения античности разительно отличались от современных. Тогда считалось, что запахи воспринимаются непосредственно мозгом.
В 5 в. до н. э. в Древней Греции Алкмеон был уверен, что нос служит только для втягивания пахучих веществ в мозг. Аристотель пришел к выводу, что обонятельные рецепторы расположены внутри носа. Атомисты Демокрит и Эпикур считали, что приятные запахи вызываются; гладкими, округлыми частицами, в то время как ощущения резких и неприятных запахов возникают при воздействии- неровных,, кривых или «крючковатых» атомов; которые ранят и разрывают проходы в стимулируемых областях. По мере развития науки, и преодоления; средневековых ограничений- возникали новые идей и пересматривались античные- представления. Даже; в XVII в; большая часть относительно- образованного населения разделяла представления о том, что пахучие вещества могут попадать в мозг.
Естественнонаучные теории, описывающие строение системы обоняния и физиологический механизм восприятия запахов, появились в XVIII веке. В; 1703 г. Ф. Рюйш;описал вомероназальный орган, споры о котором, не затихают и сегодня; но его открытие забыли, и в. 1811 г. Л. Якобсон переоткрыл этот орган, и с тех пор его называют еще «Якобсоновым». В XVIII в. в некоторых странах появляется убеждение, что запахи непосредственно связаны с эмоциями и душевным состоянием человека. Бытовало. мнение, что существуют расовые различия, связанные с запахами: эскимосы, готтентоты и чернокожие африканцы испускают более сильный запах, чем европейцы.
Только к концу XIX в. Феликс Вик д Азир, французский врач, член. Французской академии, опроверг представления о предполагаемой эффективности ароматических паров или веществ, применяемых для-окуривания. К 1880 г. были получены новые научные данные об анатомии, физиологии и феноменологии обоняния,.однако перед учеными по-прежнему вставали вопросы, ответить на которые казалось невозможным8.
Все теории, описывающие механизм обоняния, можно разделить на два вида: контактные и волновые. Сторонники волновых теорий; которые были особенно популярны в XVIII веке, считали, что вещество излучает волны, которые раздражают обонятельные рецепторы. Эти теории стоилась по анало гии с волновыми теориями света и звука. В настоящее время от волновой теории отказались все исследователи, поскольку она противоречит двум основным свойствам- запаха: во-первых, запах не может распространяться в безвоздушной среде, а во-вторых, вещества с запахом должны, быть летучи. Запах обусловлен не волнами, а молекулами самого пахучего вещества.
В 1949 г. Р. Монкрифф предложил гипотезу, согласно которой обонятельная система построена из рецепторных клеток отличных друг от друга типов, каждый из которых представляет отдельный «первичный» запах, а пахучие молекулы оказывают свое действие путем точного совпаденияих формы с формой «рецепторных участков» на этих клетках9.
Д. Эймур развил и детализировал эту теорию. Согласно его концепции, все запахи — это присутствие в атмосфере молекул летучих веществ, обладающих самой разной выпуклой формой. Наши обонятельные рецепторы имеют впадины, также различающиеся по конфигурации. Когда молекула подходит по форме к рецептору, как ключ» к замку, человек воспринимает определенный запах. Впоследствии эксперименты подтвердили правоту многих предположений теории Эймура. Было доказано, что, например; мятным запахом-обладают молекулы клинообразной формы, эфирным - молекулы палочковидной формы, а многие цветочные ароматы»- это дискообразные молекулы с гибким хвостиком. Также Эймур научился синтезировать молекулы определенной формы, и все состоящие из них вещества обладали предсказанным запахом.
Эта теория стала популярной среди парфюмеров, так как сначала она предполагала, что любой запах можно синтезировать. Но был выявлен ряд веществ, состоящих из молекул очень малого размера, которые подходили к любому рецептору. Поэтому теория Эймура подверглась жесткой критике, но до конца XX века так и не было предложено ни одной теории.
Запах в сакральной сфере культуры: основные смыслы
В католической традиции латинского обряда в состав мирры входят только оливковое масло и благовонный бальзам, смешиваемые непосредственно перед освящением мирры115.
В настоящее время завершающие обряды крещения - омывание святой мирры с тела и волос - совершаются в тот же день, что и крещение, хотя они носят название обрядов восьмого дня. Этот процесс символизирует, что внешние знаки могут быть устранены, поскольку после крещения только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его. Святая мирра омывается, так как после обряда крещения его свойства преобразованы в реальную жизнь, а значит, в- его защитных свойствах уже нет необходимости.
Через ароматную мирру человеку в таинстве миропомазания дается сила свыше для новой, полученной в крещении жизни. Через мирровое масло к крещаемому должна пристать благодать, которая поможет вырасти порядочным человеком. Миропомазание оливковым маслом с ароматическим бальзамом должно символизировать привитие дикой маслины - крещеного - к маслине плодоносной, то есть к Иисусу.
Отметим, что в таинстве миропомазания можно выявить языческие корни, а именно - магический ритуал. Древние языческие колдуны верили, что в них вселяется дух, через которого можно вступить в отношения с «иным миром». Л. Иі Емелях116 приводит пример сибирских шаманов, которые доводили себя особыми курениями и конвульсивными плясками до экстаза и в этом состоянии общались с духами. Так с помощью различных бла говоний, активно влияющих на человеческие чувства, и в язычестве, и христианстве происходит воздействие на человека. К тому же изготовление благовоний окружено некоей священной тайной, что тоже имеет языческие корни. Мы снова видим, каким путем шел процесс сакрализации запаха мирры: от использования его в магических языческих ритуалах до отведения мирре особой роли в качестве символа благодати в христианстве.
В православии, как и у древних колдунов, мирру варят в обстановке особой торжественности. Это происходит один раз в год на страстной неделе в главном соборе патриархии. Для освящения мирра разливается в двенадцать сосудов по числу апостолов. Так же как церковь убеждает верующих в том, что миропомазание дает особую силу для жизни, древние язычники верили, что если помазаться миррой — колдовским составом, то аромат защитит от злых сил и придаст телу легкость . Благовония здесь играют роль своеобразных оберегов, защитников. В языческих ритуалах запахи выполняют магические функции, поскольку человек использует их, скорее, в конкретно-практических целях, не наделяя божественным смыслом, не связывая их воздействие с каким-либо духовными проявлениями.
Таинство покаяния призвано очистить верующего от совершенных им после крещения грехов и дать силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Таинство священства и таинство брака являются необязательными для христианина, он выбирает их по собственной воле и по благословлению Церкви. В этих трех таинствах запахи не играют существенной роли.
Таинство причащения или евхаристии (греч. «благодарность») было установлено Иисусом на Тайной Вечере и заповеданное им Церкви. Важность этого таинства объясняется представлениями христиан о духовном Хлебе. Как все живое не может жить без солнца, так все духовное не может жить, не питаясь тем Хлебом, который есть Спаситель. Это и совершается в Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. Иисус Христос, живя на земле, был простым человеком, не имеющим внешних отличий от других людей. У него было человеческое тело; под которым, однако, скрывалась его; божественная сущность. Точно так же под видом хлеба и вина в таинстве евхаристии воспринимается истинное Тело и истинную Кровь Иисуса. Через этот процесс душа верующего входит в тесное соприкосновение с душой Христа, потому что его душа пребывает в его Теле иТСровщ тоесть в хлебе и в вине. Таинство представляет собой поглощение духовной пищи, без которой наступает духовная смерть и без которой невозможно себе представить . истинно верующего. В таинстве причащения человек получает, возможность наземлеі совершенно реально соединиться с Богом.
Таинство евхаристии совершается во время главного богослужения — литургии; Причащаясь, христианин становится частью единого мистического тела Христова, то есть Церкви. Евхаристию часто сравнивают с Тайной вече-рей; на которой Христос сам причащал апостолов. Пресуществление, то есть превращение, святых даров в тело и кровь Христовы происходит в завершающей части литургии, после чего ими причащаются верующие. Евхаристия считается в Католической Церкви средоточием церковной жизни, постоянным источником освящения верующих. Евхаристическое богослужение — месса—- совершается в Церкви постоянно (в большинстве приходов ежедневно). Тело Христово всегда присутствует на алтаре каждого храма в дарохранительнице; Все другие таинства католики стараются по возможности соединять с евхаристическим богослужением.
Таинство евхаристии является кульминационным моментом Литургии (обедни). Литургия призвана напомнить о ночи, когда в последний раз Иисус перед смертью беседовал с учениками. В проскомидии — приготовлении к литургии, каждение играет особую роль. Оно совершается в момент, когда хлеб и вино превращаются в процессе освящения в Святые Дары. Потир (сосуд для вина) и дискос (блюда для хлеба) накрываются- воздухами (покров цами) - платами из вышитой материи и парчи. После того, как потир и дискос покрыты воздухами, служащий совершает каждение.
Ритуал каждения символизирует ритуал сожжения жертвы, который совершался вместе с евхаристией во времена жизни, распространения учения, смерти и воскресения Христа, описанные в Евангелиях. Со временем Церковь отказалась от жертвы, а каждение стало символизировать ароматное воскурение от нее, поэтому евхаристию стали считать «бескровной жертвой», объединяющей людей и связывающую их с Богом. Ритуал каждения является основным наряду с освещением Даров, поэтому ароматная атмосфера, распространяющаяся от кадила, также стала неотъемлемой частью Литургии. Если покровцы символизируют в этом процессе воздушную стихию, то каждение символизирует стихию огня. В целом символический ряд каждения практически бесконечен: оно символизирует физическое и духовное очищение, горение духовного подвига, фимиам символизирует разливающуюся благодать.
Запах в профанной сфере культуры: основные функции
Энтони Синнотт провел опрос 270 студентов и профессоров Монреальского университета Конкордия. Респонденты должны были высказаться на тему о роли запахов в их жизни. На вопрос о любимых запахах ответы последовали самые разнообразные: «запах младенца», «свежескошенной травы», «роз», «хлеба домашней выпечки», и даже самые неожиданные — «запахи Монреальского Форума и Олимпийского стадиона», «запах потного тела», «псины», «бензина». Ответы на вопрос о неприятных запахах тоже были разнообразны: «вонючие мужчины в автобусе», «свинофермы и курятники», «сигаретный дым», «больницы», «сырого мяса». Некоторые подчеркивали физический дискомфорт, вызываемый запахом духов (головная боль, тошнота и т. п.). Другие говорили, что духи перебивают естественные запахи и вообще резко снижают сенсорную восприимчивость.
Запахи оставляют в сознании и подсознании человека информацию, на основании которой происходит ориентация в окружающем мире и общение с окружающими. Идентификационную функцию запах выполняют тогда, когда человек специально не предпринимает усилий для изменения своего естественного запаха и когда запахи создают атмосферу или контекст, в котором человек существует. В тот момент, когда возникают попытки изменить собственный запах или создать искусственную запаховую атмосферу, сделать ее более приятной для окружающих, речь идет о функции репрезентации.
История человечества свидетельствует, что искусственные запахи являются одним из самых действенных средств управления впечатлением. Ис кусственные запахи, в частности, духи, являются как бы усилителем, «оформителем», «декоратором» естественного запаха тела, вне которого запах духов «мертв». К духам прибегают, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, придать значимость своей личности, своему характеру, своим успехам. Искусственные запахи являются средством обольщения, они оказываются фактором, определяющим динамику межличностного общения и специфическим средством социальной и тендерной дифференциации143.
Важную роль запахи играют в создании имиджа. Для позитивного имиджа важен внешний облик человека, в котором отражается его индивидуальность, объединяются природные и личностные особенности. Выбор аромата, который подходит к созданному имиджу, здесь играет немаловажную роль. В зависимости от того, какой тип имиджа создается, аромат может быть нежным и чуть заметным, настойчивым и характерным, он может привлекать внимание или, напротив, действовать успокаивающе. Однако чаще всего человек, пользующий услугами имиджмейкеров, общается со своей целевой аудиторией опосредованно через каналы СМИ. В этом случае запах, который исходит непосредственно от него, не столь важен, поэтому часто в имидже-логии применяется технология создания бренда духов, носящего известное имя. Особенно широко такие технологии применяются в шоу-бизнесе. Характер аромата духов является своеобразным отражением характера их личности-создателя, что положительно сказывается на его имидже144. Шепель В. М. среди составляющих модели шарма - одной из самых распространенных в имиджелогии техник поведения — называет «шлейф «своего» парфюма»
Роль запахов в создании имиджа возросла в связи с тем, что тело человека сегодня испытывает на себе огромное влияние: это и пластическая хирургия, и техника изменения пола, и популярность различных телесных практик. Изменив свое тело, человек оказывается в сложной ситуации, когда возникает проблема с самоидентификацией, поскольку традиционно человек привык мыслить себя и свое тело как нечто устойчивое, постоянное. Современная же культура стремится к изменению тела человека, в том числе и на уровне запаха.
Реклама и маркетинг также активно используют ароматы в процессе достижения своих целей. Здесь сформировалось новое перспективное направление — аромареклама и арома-маркетинг. Современная реклама владеет множеством коммуникационных технологий, которые через зрение, слух и осязание, оказывают влияние на потенциального потребителя. Теперь к этому можно добавить еще и обоняние. Ароматизация страниц глянцевых журналов, каталогов и открыток — это успешно применяемый способ рекламы косметики, парфюмерии и дорогих вещей. На местах продаж также происходит воздействие на человека запахами: это не слишком сильные, ненавязчивые, несложные, но обязательно приятные ароматы (например, ваниль, апельсин). Широко применяется ароматизация сувенирной продукции (пакеты, календари и т.п.).
Таким образом, идентификационная функция запаха может помочь человеку составить свое впечатление об окружающей реальности и людях, с которыми он общается, а репрезентативная - создать определенную атмосферу, способствующую более комфортному и результативному общению.
Еще одной важной древнейшей функцией, которую выполняют запахи в профанной сфере культуры, является лечебная. Данную функцию запахи выполняют на протяжении всей истории человечества. Изначально вера в целебные свойства запахов носила наивный характер, однако с течением времени в процессе развития медицинских знаний человечество накапливало факты, доказывающие, что запахи могут благотворно влиять на физическое и психоэмоциональное здоровье человека.
«Интересные традиции использования ароматов сложились в странах Центральной и Южной Африки: травы с ярко выраженным запахом использовались в лечении практически всех заболеваний»148. Парфюмерия всегда была тесно связана с развитием медицинских знаний и представлений о гигиене. Так, например, в Египте гигиена играла важную роль: образ жизни его жителей был основан на представлениях о здоровом образе жизни, для которого важна правильная пища, здоровый сон и обмывания. Бурное развитие парфюмерного дела в Греции и активное использование греками самых разных ароматов было обусловлено тем, что медицинские знания и представления о гигиене здесь были развиты на достаточно высоком уровне. К тому же древнегреческом обществе существовал особый культ тела, чистоты, гигиены, здоровья. После длительных и тщательных омовений лица и тела в кожу втирали кремы, масла, ароматические средства149. После Греции и Востока увлечение ароматами проникло в Древний Рим. Именно римлянам удалось открыть целебные свойства многих ароматических веществ, что позволило достаточно широко реализовать лечебную функцию запахов.