Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности письменной культуры в виртуальной среде Помпеев Александр Юрьевич

Особенности письменной культуры в виртуальной среде
<
Особенности письменной культуры в виртуальной среде Особенности письменной культуры в виртуальной среде Особенности письменной культуры в виртуальной среде Особенности письменной культуры в виртуальной среде Особенности письменной культуры в виртуальной среде Особенности письменной культуры в виртуальной среде Особенности письменной культуры в виртуальной среде Особенности письменной культуры в виртуальной среде Особенности письменной культуры в виртуальной среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Помпеев Александр Юрьевич. Особенности письменной культуры в виртуальной среде : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Санкт-Петербург, 2007.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/73

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Исторические основания письменной культуры 22

1.1. Происхождение письменности, теория и практика развития письма 22

1.2. Терминологическое определение типографики и её места в истории культуры 44

1.3. Материалы для письменного текста 54

1.4. Возникновение и развитие культуры шрифтов 62

Глава вторая. Письменная культура в системе современных коммуникаций 88

2.1. Текст как система символов в пространстве письменной культуры 88

2.2. Современная среда информационных технологий 94

2.3. Семантическое поле термина «виртуальная реальность» 112

2.4. Виртуальная среда как новейший этап письменной культуры 130

Заключение 148

Список литературы 152

Введение к работе

Облик и содержание современной культуры во многом определяются объёмами интеллектуальных ресурсов, сохранённых и приумноженных в обществе с помощью знаковых средств и представленных в электронном пространстве, прежде всего - в Интернете. Это - самое значительное и наиболее доступное хранилище социальной информации, накопленной в живых языках письменной культуры, возможности которого позволяют исследовать современное общественное сознание по его знаковым составляющим. Происходящая интеллектуализация материального производства выводит Интернет и его ресурсы на первый план в качестве одного из внешних условий осуществления гуманитарных целей информационного общества при объединении умственной деятельности многих народов. Культура в историческом обществе есть общая сфера познания, а также сфера представлений переживаемого. По мнению Ги Дебора, культура в современном зрелищном обществе («обществе спектакля») должна стать ведущим товаром и занять «роль двигателя в развитии экономики, каковой была роль автомобиля и железных дорог в XIX веке»1.

Доля интеллектуальных ресурсов России в пространстве Интернета явно недостаточна, особенно использование кириллицы, что выдвигает на первый план задачу более активного участия России в гуманитарной «национализации будущего», превращения нашей страны в «сетевую» державу2.

Знаковые сообщения в странах древней цивилизации возникли в связи с непрерывно разрастающимися связями между людьми и мирозданием, между людьми и вещами. Выразить логическую сложность этих связей, их типологию и правила согласования была призвана письменность, как определённый способ трансляции человеческих мыслей и чувств, заключающий в себе систему условных средств, предназначенных для фиксации определённой информации, с целью её хранения и передачи во времени и в пространстве. Письменная культура выполняла, помимо познавательной, культовую (или ритуальную), прагматическую и мемориальную функции. Письменность как частное проявление культуры относится к высшим достижениям ранней истории человечества. Её изобретение сравнивают по своему значению с происхождением государства, она тесно связана с последующим развитием духовной деятельности- живопись, рисование, начертание букв или иероглифов, литература, письменные подсчёты, индоевропейские рациональные или восточноазиатские образные языки. Можно согласиться с Германом Гессе, который назвал письменную культуру «опредмеченным духом», «начертательной манифестацией Духа»1.

Исторически роду человеческому, - по мнению В. Гюго, -«принадлежат две книги, две летописи, два завещания - зодчество и книгопечатание, библия каменная и библия бумажная»2. Образ единого и огромного здания в прошлом письменной культуры видел и Д.С. Лихачёв (1906-99), восстанавливая мир древнерусской рукописной литературы, над построением которого трудились семь столетий десятки поколений русских книжников. Авторы текстов и мастера древнерусской книги «работали над одним, общим грандиозным ансамблем. Они обладали замечательным "чувством плеча", создавали циклы, своды и ансамбли произведений, в свою очередь слагавшиеся в единое здание литературы»3.

Книгопечатание, которое на первых порах было преимущественно искусством, в ходе последовавшей великой реформы, уже через несколько десятилетий, стало чем-то насущным и доступным. Оно разрушило прежние школы письма и сделало ненужными высоко реномированные

скриптории. Обиходное письмо, предоставленное случайностям индивидуальных исканий, отвечало жизненным потребностям общества. Поиски в пространстве европейской письменной культуры (другие направления в диссертации не рассматриваются) сопровождались «неподдающимся классификации богатством проявлений», в них нашли выражение «все оттенки дурной и хорошей подготовки и разнообразие темпераментов пишущих», чтобы занять достойное место в основании письменной культуры человечества1,

Превосходно организованное письмо давало в прошлом и предоставляет в настоящем времени возможность «переоткрытия» (термин И. Пригожина)2 и восприятия новых эстетических ценностей.

В связи с развитием средств передачи и хранения информации, наряду с тремя большими эпохами - устной, рукописной и книгопечатной культур как исторически последовательных типов массовой коммуникации- со второй половины XX столетия фиксируется рождение нового-информационного - типа культуры, вызванного тотальным развитием компьютерной техники и появлением виртуальной среды, создаваемой средствами аудиовизуальной связи. Поисковые системы Интернета включают десятки миллиардов информационных источников письменной культуры: газеты и журналы, научная и художественная литература, правительственная и коммерческая информация, частные записи, дневники, корпоративные и общественные блоги и т.д.

Интернет - самое значительное хранилище социальной информации. Пользование его ресурсами возможно при освоении письменной культуры как определённого способа трансляции человеческих мыслей и чувств. Интернет как пространство глобальной коммуникации перерос рамки дополнительного средства массовой информации и стал вместилищем всемирной культуры. Пользуясь сравнением Виктора Гюго, это третья (виртуальная) Книга (помимо зодчества и книгопечатания) в настоящей и будущей истории человечества. Она требует культурологического освоения.

Традиционная книга в форме кодекса утратила свою монополию в ряду средств массовой коммуникации в середине XX века, в момент информационного «взрыва», а с развитием Интернета утрачивает и место лидера в этом ряду. Но переход к аудиовизуальным формам коммуникации не только не предвещает заката книжной культуры, наоборот, пробуждает глубинный интерес человечества к печатному тексту. Как книга-кодекс многое взяла от рукописной формы, так и динамичная компьютерная стадия письменной культуры не сможет полностью порвать с традициями духовной работы человечества и навсегда лишиться культурно-исторической памяти.

Л.Н. Толстой замечал, что суть книги- увековечение мысли, воплощение её в доступном, по возможности большинству, виде посредством письмен или видимых знаков. Гомер в греческом мире, Вергилий в классическую эпоху Рима, Библия в первые века христианской церкви, Евангелие и русский эпос не нуждались в книгопечатании для того, чтобы остаться в истории мировой культуры1. По такому определению суть книги вечна и не определяется степенью технического прогресса.

Охватить все аспекты письменной культуры в виртуальной среде немыслимо. В настоящем исследовании рассматриваются характерные для виртуальной среды особенности письменной культуры (диалогичность, гипертекстуальность, интерактивность), определяемые свойствами самой среды. В данной работе основное внимание сосредоточено на исследовании экранной типографики, которая должна обеспечивать качественное представление произведений искусства в виртуальной среде, на электронных носителях. Типографика - сравнительно новая для отечественной культурологии категория. При очевидной тенденции к разрушению традиционной формы книги, особо актуальное значение приобретают образно-символические системы в организации и создании разнообразных специфических форм письменных сообщений. Они выступают в качестве универсального коммуникативного продукта, обеспечивающего различные планы социального общения на основе закрепления текстовой информации посредством знаков письменности. Эти образно-символические системы как раз и создаются методами типографики. Разработка, использование и освоение этих методов позволяют приблизиться к пониманию созданного с помощью знаковых систем текста как явления культуры и к оценке правильности его прочтения.

Пользователь должен знать язык Сети, в том числе сетевой сленг, специальные знаки общения, наиболее употребительные аббревиатуры, соблюдать сетевой этикет. Эти навыки, намеченные к освоению в российских школах по одному из национальных проектов в системе «Образование», помогут адаптировать человека к виртуальной среде и эффективно использовать огромный информационный ресурс Интернета для получения знаний.

Новый тип электронной письменной культуры, основанный на образах и символах, как результат длительной и сложной эволюции форм передачи информации, пока не стал предметом глубокого научного интереса, хотя комплексные исследования особенностей письменной культуры в виртуальной среде становятся насущной проблемой современной теории и истории культуры.

Сегодня в результате компьютеризации информационной сферы происходят процессы не менее значительные, чем в прошлом появление печатной книги. Становятся общедоступными колоссальные объёмы текстовой и визуальной информации, которые недостаточно используются, по крайней мере, в гуманитарных исследованиях. Восполнению этого пробела, особенно заметного в использовании историко-культурологических ценностей письменной культуры на её новейшем этапе, в известной степени послужит настоящее исследование.

Ощутимо отсутствие концептуальных гуманитарных работ, посвященных анализу культурно-исторических аспектов, теоретического осмысления и практического использования письменной культуры и повышения навыков знаковой грамотности, особенно в компьютерной среде, исследованию влияния технологии на современные культурные процессы. Не существует не только целостных концепций и теорий, но также единства понимания сущности и особенностей письменной культуры виртуальной среды, подходов при её междисциплинарном исследовании и анализе культурологических проблем виртуальной коммуникации в сети Интернет. Объясняющие принципы и понятийный (категориальный) аппарат, превращающий дисциплину в науку, в данном разделе культурологии находятся в процессе создания. Сами по себе интересные исследования оказываются разрозненными, не связанными друг с другом.

Рассмотрение особенностей письменной культуры в виртуальной среде позволит сблизить абстрактное с конкретным и обеспечить пользование человеческой мыслью без ограничения во времени и пространстве. Виртуальная среда при этом выступает в качестве функционального аппарата для хранения и трансляции человеческой мысли, материализованной в изображениях и в гипертексте - связке, превращающей любой текст во фрагмент универсального информационного пространства. Следует учитывать, что разветвлённое сетевое сообщество использует наикратчайший путь общения на основе прямых коммуникационных каналов, с авторской персонификацией и с широким использованием ссылок на источники информации.

История информации есть прежде всего история её носителей- от передачи из уст в уста через тиражирование информации в письменной культуре, - до активного распространения новейших информационных технологий. Достижения в сфере информационных носителей коренным образом меняли жизнь общества. Но только с 1960-х гг. на передний план выдвинулась деятельность, связанная с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации, усложнив и трансформировав мир так, что осмыслить его в рамках традиционных подходов стало довольно затруднительно.

Современный компьютер становится орудием для производства и переработки образов не просто в умелых руках, но в руках человека, способного их создать, воспроизвести и разместить в виртуальной среде на основе современных достижений экранной типографики.

Электронный текст как новая форма фиксации и передачи письма сменил печатные объекты письменной культуры, производные от кодекса. Эта смена приводит к существенным особенностям, сводящимся к следующим основным позициям:

1. Пользователь относительно самостоятельно выстраивает индивидуальную виртуальную среду посредством электронной публикации сайта и «пропиской» его в поисковых системах Интернета;

2. Осознанный выбор цвета фона и шрифтов, типа шрифтовых гарнитур и размера кегля, привлечение графических элементов и пиктограмм в меню и использование иллюстраций позволяет создать страницы электронной публикации оптимальные для адекватного семантического восприятия информации;

3. Новая форма текста не нуждается в печати в традиционном смысле слова, но при этом, в условиях новой техники записи и распространения письма, усложняются задачи экранной типографики и дизайна; 4. Открытость электронной публикации в Интернете накладывает необходимость при ее создании учитывать эстетические принципы потенциальных читателей; 5. Благодаря электронному доступу к ресурсам, принципиально меняется система работы с текстами, включая текстовую аргументацию и публикационную деятельность за счёт новых ресурсно-технологических возможностей, кооперации с партнёрами в России и за рубежом; 6. Читатель, ранее «привязанный» к книге, обретает независимость в виртуальной среде в рамках определённых кодов и условностей и становится пользователем, имеющим возможность самостоятельно выбирать свой путь чтения следуя гиперссылкам и активно воздействовать на дискурс, участвуя в форумах и чатах. Новые культурные сдвиги являются следствием динамических процессов в современной письменной культуре. Они призваны воплотить в себе определённый художественный замысел, задать восприятие текста и направление его интерпретации, воздействовать на виртуальное пространство. Новый компьютерный продукт с использованием различных форматов графической коммуникации в глобальной сети Интернет стал возможен с середины 1980-х гг., после появления технических средств, позволяющих конструировать реальность не только вербальным способом, но и аудиовизуальным. Виртуальная реальность- это особая реальность, взаимодействуя с которой, человек может «входить» в неё, трансформировать её и вступать в интерактивный контакт с другим субъектом в режиме диалога. Для построения виртуальной реальности используется не только и не столько текст как базовый объект экранной типографики, не только и не столько дискурсивные инструменты, сколько методы моделирования, вплоть до появления трехмерных макромоделей, реализуемых при помощи компьютера. Конструирование можно считать текстовым способом построения реальности, а виртуализация использует метод построения реальности в трёхмерном пространстве.

В постмодернистской типографике ценностный удельный вес шрифтов в образных решениях уменьшился, уступив приоритетные позиции цветовой информации, «картинке», ставшей главным стилеобразующим фактором. С другой стороны, шрифты хлынули в повседневность, распространились вширь, заполнили визуальное пространство, превращая его в «шрифтовую среду».

В современной культуре заметна тяга к интерактивности, проявляющейся в реальных возможностях творческого взаимодействия с искусственным пространством, в котором трёхмерная компьютерная графика производит очевидный переворот. Это ещё раз подтверждает тезис о значительном эстетическом потенциале типографики виртуальной среды, раскрытие которого следует ожидать в ближайшее время.

Электронные носители становятся компактнее и мобильнее, чтение и работа с текстом уже могут быть не привязаны к письменному столу. Разрешающая способность экранов становится выше, растёт скорость передачи данных. Повышается экологичность и эргономичность электронных устройств. Эти тенденции развития современных компьютерных технологий очевидны. Но наверняка нас ждут и неожиданности, такие, как создание электронных книг, привычных по форме (с обложкой и страницами), снабжённых микропроцессором и подключенных к сети Интернет. Они позволят, независимо от компьютера, воспроизводить на поверхности электронной «бумаги» любые тексты. Такие носители могут сделать привычным и приятным электронное чтение (скорость чтения книжных текстов выше, чем скорость чтения текстов с экрана) и сделать доступной информацию Интернета для «некомпьютерных» читателей.

Степень разработанности проблемы. С помощью развивающихся информационных технологий актуализируются наши представления о многомерной, слоистой реальности, закреплённые воображением и живущие в нём. Информационный эквивалент вещей, в противоположность естественному физическому пространству, как и мир ноосферы, есть мир виртуальный. Таковы воображаемая Вселенная религиозного философа П.А. Флоренского, неевклидова геометрия математика Н.И. Лобачевского, воображаемая (неаристотелева) логика русского мыслителя Н.А. Васильева.

Одной из особенностей письменной культуры в системе современных коммуникаций- как в присущей ей художественной, так и в интеллектуально-аналитической ипостаси- является диалогичность. Концепция диалогизма утвердилась в XX столетии на основе идей М.М. Бахтина, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, СТ. Махлиной, Л.В. Петрова и других. Благодаря этой концепции в культурологии сложился круг устойчивых представлений о системе знаковых взаимодействий по линии «я» - «ты», в которой собственные намерения «я» не только должны учитывать намерения собеседника, но и обоюдно способствовать обустройству всего пространства письменной культуры, дискурсу информационного общения в целом.

Культура, по базовому определению Ю.М. Лотмана, - это созданный человечеством «механизм, имеющий целью выработку и хранение информации»1. В свете информационных и синергетических представлений рост информации- это «обратная сторона» роста энергетической мощи общества. В полном соответствии с законом культурной эволюции Л. Уайта: «культура- механизм для обработки информации». Тем более, что культурные тексты запечатлеваются системой знаков, подобно информационному обеспечению в компьютере. Компьютерные программы по переработке, поиску, передаче и усвоению информации используют машинный язык и блоки памяти. По образному сравнению А.С. Кармина, «аналогичные компоненты характеризуют и культуру: языки- знаковые системы, социальная память, хранящая духовные достижения человечества, программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений. Таким образом, культура выступает как информационное обеспечение общества. Правда, в компьютер информационное обеспечение вкладывается извне, а общество создает его само»2.

Информационная достаточность компьютерной (виртуальной) среды, на наш взгляд, неотъемлемая часть современной культуры. С целью освоения её ценностно-эстетических смыслов и предпринято настоящее исследование, в котором новое видение реальности рассматривается как проявление её виртуальности. Процесс познания виртуальных объектов расширяет возможности разных форм диалога- речевого, текстового, сценического, компьютерного. Диалогизм становится неотъемлемым свойством коммуникативности.

Технологическим средством виртуальных коммуникаций в письменной культуре информационного общества служит экранная типографика. Относительно новая для отечественной культурологи, категория типографики возникла в XVII веке как вспомогательная историческая дисциплина, примыкавшая к палеографии, эпиграфике, дипломатике, фрагистике, нумизматике, то есть наукам, занимавшимся изучением эволюции знаков рукописной и книжной письменности. Ныне этот термин в России зачастую связывают со специальными вопросами типографского искусства. Но европейская научная мысль использует понятие «типографика» во всех основных языках без соотнесения его с понятием «типография». «Типография» в немецком языке звучит как «Druckerei», в английском - «Printing works», во французском - «L imprimerie», и только в русском языке слова «типография» и «типографика» столь созвучны (оба слова имеют греческие корни).

Современная экранная типографика составляет важную особенность письменной культуры в виртуальной среде, которая рассматривается в диссертационной работе. Ценностно-эстетические смыслы экранной типографики оказывают прямое воздействие на искусственный, созданный или освоенный людьми мир, посредством и благодаря которому личность формирует и реализует свои сущностные силы в письменной культуре.

Освоение ценностно-эстетических смыслов письменной культуры в виртуальной среде - относительно новая область научных исследований и культурной практики. В третьей четверти XX века под воздействием научно-технической революции, исследований в области семиотики и языкознания, бурной эволюции средств массовой коммуникации, началось становление экранной типографики как автономной, межотраслевой художественной дисциплины со своим зримым языком и визуальными средствами его выражения. Этому становлению способствовали работы отечественных исследователей творческого процесса в дизайн проектировании и артографии Г. Быстрицкой [27]1, Ю. Гордона [55], И.Г. Елинера [70], М.А. Жукова [74], В.А. Кричевского [122], Н.А. Павловой [171], Н.Н. Розановой [198], СИ. Серова [204], известных мастеров европейской типографики Э. Рудера [201], Дж. Феличи [231], Э. Шпикермана [249].

Пространство письменной культуры- понятие глобальное во всех отношениях. В нём на протяжении XX века достаточно подробно исследованы:

- вопросы происхождения алфавита, история письма и письмен, история книги: Д. Дирингер [64], О.А. Добиаш-Рождественская [65], В.В. Истрин [89], Е.И. Кацпржак [106], С.Ф. Либрович [132], Ч. Лоукотка [138], Н.А.Павленко [170], В.В. Струве [216], И. Фридрих [234], Я.Б. Шницер [248];

- семиотика как общая наука о знаках и символах: С.С. Аверинцев [1], А. Арто [6], Р. Барт [12], Ж. Бодрийяр [21], А.Г. Волков [44], Ж. Делёз [62], Вяч.Вс. Иванов [77], В. Марков [146], СТ. Махлина [150], Г. Почепцов [193], Ю.С Степанов [214], В.Н. Топоров [223], Б.А. Успенский [227];

- намечены острые проблемы современного противостояния книги и гипертекста в виртуальной среде: Х.Л. Борхес [24], В.А. Емелин [71], О.Л. Каменская [94], Б.В. Марков [145], Р. Шартье [245], У. Эко [253].

Современное пространство письменной культуры, благодаря развитым компьютерным технологиям, обретает черты виртуальной реальности, которая принадлежит к тем знаковым достижениям науки и техники, с появлением которых связывают изменения во многих областях человеческой деятельности, в массовом сознании. Широкая популярность термина привела к тому, что виртуальная реальность стала собирательным обозначением множества феноменов конца XX века: телевидения, электронных коммуникаций, мультимедиа, компьютерной анимации, промышленного дизайна, спецэффектов в кино, наконец, компьютерной среды вообще.

Главной частью виртуальной среды в диссертации рассматривается Интернет, пользователем которого является каждый пятый россиянин. По данным «Яндекса», на сентябрь 2006 г. в Рунете создано около 1,2 млн блогов, со скоростью более ста в час. В виртуальной среде стирается грань между писателем и читателем. Возникает «пользователь», активно участвующий в формировании информационного пространства сети Интернет. Интернет в последние годы стал не только общепризнанным экономическим и социальным фактором, но и пространством художественных коммуникаций, базирующихся на фундаменте экранной типографики.

В начале 1990-х гг. виртуальной реальностью заинтересовались отечественные философы, культурологи, искусствоведы, социологи и психологи. Подход к исследованию различных аспектов культурного потенциала виртуальный среды информационного общества предпринят в работах Е.И. Анненковой [4], B.C. Бабенко [9], П.И. Браславского [25], Ф.И. Гиренка [53], В.В. Горчакова [56], И.Ф. Игнатовой [78], С.Н. Иконниковой [82], А.И. Калмыковой [93], В.В. Кучмурукова [127], Т.В. Ляшенко [87], Н.Б. Маньковской [143], Т.Э. Мартиросян [147], СТ. Махлиной [148], Л.А. Микешиной [153], Ю.В. Наседкиной [160], М.Ю. Опенкова [169].

Философские и психологические проблемы виртуалистики исследуются в работах Г. Бейтсона [15], В.М. Быченкова [28], Е.В. Ковалевской [ПО], И.Г. Корсунцева [117], М.М. Кузнецова [123], Н.А. Носова [163], Д.А. Поспелова [191], В.М. Розина [200], В.Ф. Спиридонова [211], B.C. Степина [215], В.И. Фалько [228], И.Т. Фролова [235], Е.А. Шаповалова [244].

Ряд авторов рассматривают виртуальную среду как подмену реальности, как законченное воплощение стиля, настроений элитарного и массового сознания постмодернизма, и как кризис символики, ритуала, конвенциональности- Д.В. Галкин [46], В. А. Емелин [71], О.В. Катаева [105], В.Л. Силаева [205], Н.Н. Суворов [217], М.Н. Эпштейн [256].

Статус «виртуальной реальности», не получивший достаточно чёткого научного обоснования, в умах пользователей воспринимается противоречиво и требует дальнейшего культурологического внимания.

Российская Федерация, несмотря на экономические и политические сложности переходного периода, активно включается в глобальное информационное пространство, развивает и осваивает новейшие телекоммуникационные технологии, решая проблемы свободы в сфере распространения информации, формируя законодательную базу, регулирующую информационную деятельность и т.п. Рассмотрение знаковых феноменов постиндустриального или информационного общества, главным отличающим критерием которого является определяющая роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей, определяет актуальность настоящего исследования.

Современные технологии конструирования искусственных миров, которые могут поспорить по достоверности с миром реальным, базируются на возможностях письменной культуры. Каждая технология- это воплощение идеологии общества или, скорее, - идеологические инвестиции общества в собственное ближайшее будущее. Поэтому экранную типографику в пространстве виртуальной среды следует рассматривать не только как фактор масштабных изменений в письменной культуре, но и как выражение технологических тенденций. Объясняющие принципы и понятийный (категориальный) аппарат, превращающий дисциплину в науку, в данном разделе культурологии находятся в процессе создания. Сами по себе интересные исследования оказываются разрозненными, не связанными друг с другом. В обстановке творческого эклектизма происходит манипуляция терминами, мало пригодными для научного понимания и наглядного предметного языка. С этой целью значительное внимание в работе уделено терминологии.

Объектом исследования является письменная культура в виртуальной среде как один из феноменов информатизации общества. Предмет исследования - экранная типографика как одна из форм художественного воплощения письменной культуры в виртуальной среде.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к установлению исторических основ и особенностей письменной культуры в системе современных коммуникаций для получения достоверных (воспроизводимых) и качественных результатов текстовых сообщений в виртуальной среде.

В соответствии с поставленной целью в исследовании реализуются следующие задачи:

- выявить культурно-исторические истоки и философско-концептуальные основы письменной культуры как средства передачи и хранения информации;

- охарактеризовать современную письменную культуру в системе информационных технологий, включая компьютерную виртуальную среду;

- определить основные социокультурные свойства экранной типографики как образно-символической системы и технологического средства современных художественных коммуникаций;

-разработать образцы современного компьютерного продукта для социально-культурной сферы и связанные с ним выводы и рекомендации.

Теоретическая и методологическая основа исследования: информационно-семиотическое понимание культуры как социальной информации, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью созданных и создаваемых людьми знаковых средств и виртуальных коммуникаций, в условиях глобальной информатизации общества.

Многоплановость и многоаспектность объекта исследования, а также новизна и разнообразие задач определили общую междисциплинарную направленность работы. Методология исследования базируется на единстве теоретико-аналитического и культурно-исторического подходов. Для анализа особенностей письменной культуры в виртуальной среде и феномена экранной типографики использованы подходы и положения, разработанные в культурологии, теории информации, семиотике, философии культуры, искусствоведении, психологии общения, визуально-вербальной риторике, компьютерных науках. Большое влияние на общий стиль историко-культурологического исследования письменной культуры виртуальной среды оказали работы Ф. Броделя [26], В.И. Вернадского [34], А.Л. Крёбера [121], В.Н. Ляхова [140], М.К. Мамардашвили [144], А.А. Потебни [192], П.А. Флоренского [233], М. Фуко [236], Г. Хакена [237], ГЛ. Щедровицкого [250], У. Эко [254]. Научная новизна исследования: - Проведено комплексное изучение историко-культурологических ценностей письменной культуры, проанализирована теория и практика развития письма, его роль в духовном совершенствовании человечества, выявлены и описаны этапы устной, рукописной и книгопечатной культур как исторически последовательных типов массовой коммуникации; - Дано терминологическое определение типографики и её места в истории письменной культуры; - Выявлены роль и определяющее значение текста как системы символов (знаков), мыслительных конструкций и ценностно-эстетических смыслов в пространстве письменной культуры; - Проведен аналитический обзор теоретических подходов, рассматривающих виртуальную реальность в современной культуре, и выявлены характеристики виртуальной среды как новейшего этапа письменной культуры; - Разработана авторская коллекция компьютерных шрифтов и образных символов, используемых в качестве универсального коммуникативного продукта на основании исторически сложившихся форм для современного воплощения ценностно-эстетических смыслов экранной типографики. На защиту выносится: идея использования основных достижений традиционной книжной культуры в виртуальной среде глобальной сети, активно вторгающейся в пространственные перспективы письменной культуры и требующей принципиально новых образно-символических средств для закрепления текстовой информации. Электронный текст как новая форма фиксации и передачи информации разнообразит печатные объекты письменной культуры, производные от кодекса. Эта идея нашла воплощение в следующих тезисах, защищаемых автором: - Генеральной задачей книжного искусства на современном этапе является не традиционное художественное оформление книги, а интенсивная комплексная разработка её как организации, как целостной, гармоничной функциональной формы создания и функционального использования элементов письменной культуры; -Комплексный анализ письменной культуры в широком культурно-историческом контексте показывает, что текст и графика становятся единым визуальным полем, образ которого формирует монтаж на основе компьютерных программ; - Результаты работы позволяют рассматривать письменную культуру виртуальной среды как новую и необходимую знакосозидательную составляющую культурных процессов информационной эпохи при использовании навыков знаковой грамотности и письма, приобретающего промышленные масштабы и свойства массовой культуры. Электронный текст как новая форма фиксации и передачи письма разнообразит печатные объекты письменной культуры, производные от кодекса;

- Уровень современной письменной культуры, приобретающей черты компьютерного письма, повышает требования к знаковой грамотности, которая определяется владением экранной типографикой как современным средством массовой художественной коммуникации. В системе знаковых взаимодействий типографика как важная составляющая информационного ресурса способствует нормальному функционированию коммуникативного пространства письменной культуры в виртуальной среде;

- Непрерывно возрастающий объём информации в Интернете приводит к усилению роли систем поисков, каталогов и рейтингов сайтов. Эти ресурсы, а также «движки» для создания сайтов, форумов и чатов, формируют облик современной компьютерной письменной культуры, что накладывает особую ответственность на создателей руководств по дизайну, типографике, проектированию интерфейсов, семиотике и визуализации; - Современный компьютер становится орудием для производства и переработки образов и размещения их в виртуальной среде в качестве компьютерного продукта с использованием различных форматов графической коммуникации в сети Интернет. Освоение Интернета как пространства глобальной коммуникации, выходящего за рамки дополнительного средства массовой информации, позволяет предвидеть новую волну гуманитарных исследований на основе использования растущих сетевых ресурсов, представляющих отечественную и мировую культуру;

-Компьютерный текст, обретающий бесконечную виртуальную глубину, впервые позволяет осуществить давнюю мечту об универсальной электронной библиотеке, содержащей все когда-либо напечатанные книги, все когда-либо созданные тексты;

-Современные процессы виртуализации стремительны и с трудом поддаются прогнозированию. Между тем, предметное поле социально-философских и культурологических исследований данной проблемы только начинает складываться. Важность и актуальность комплексного междисциплинарного исследования феномена виртуальной реальности в современной культуре и, в частности, в компьютерной виртуальной среде, следует считать основным выводом данного исследования, выносимым на защиту.

Научно-практическая значимость исследования. В XXI веке решающими факторами производства становятся нематериальные -информация, интеллект. Новейшее искусство, экспериментирующее в формах мультимедийных инсталляций и видеоарта, открывает новые грани пространственной образности. Зритель, обладающий знанием и определённым духовным опытом, становится полноправным действующим лицом пространственного образа. В нём он ищет источник новой культурной символики XXI века. Современный субъект развития обязательно включает печатный орган и базирующийся на нём медийный комплекс, объединяющий, как правило, телепрограмму, издательство и мощный Интернет-портал. Медийная составляющая даёт возможность отшлифовать идеологию, скорректировать смыслы и выявить коммуникативные технологии развития, с помощью которых идеи, как известно, могут обрести одухотворённую материальную силу.

Практическая ценность работы состоит в возможности использования её результатов разработчиками компьютерных сайтов и программ и в широкой художественной практике, в том числе при изготовлении оригинал-макетов иллюстрированных альбомов. Отдельные результаты работы могут рассматриваться как предпосылки для использования шрифтовых технологий и культурных практик медиадизайна в высшем образовании, прикладных культурологических исследованиях. Работа содержит материалы, которые обогатят курс исторической культурологии, а также могут составить основу специализированного курса, посвященного технологиям компьютерной типографики и медиадизайна.

Апробация результатов исследования. Основные результаты и положения работы использованы автором при создании им многочисленных художественных альбомов, каталогов, медиа-продукции, докладывались и обсуждались в ГМЗ «Петергоф», на заседаниях кафедры теории и истории культуры СПб ГУКИ и на конференциях.Публикации. Основные положения диссертации отражены в одиннадцати публикациях. Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 272 наименования.

Происхождение письменности, теория и практика развития письма

Один из современных французских историков Роже Шартье в предисловии к русскому изданию своей книги «Письменная культура и общество» (2006) подчёркивает актуальную значимость культурологического исследования исторических оснований письменной культуры и форм коммуникации:

«История письменной культуры- это не только археология исчезнувших практик. Она может помочь нам осознать те изменения, которые мы переживаем, не всегда как следует их понимая. В этом смысле она является полноценной участницей социальных дискуссий, проясняя решающие моменты в выборе будущего для наших обществ»1.

Культура вообще вбирает в себя совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. Но культура- это процесс совместной жизнедеятельности, воплощённый не только в системах социальных целей, общепринятых норм и правил их удовлетворения, но и социальных стандартов, технологий и коммуникаций (от лат communicare -делать общим, связывать).

Немецкий мыслитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) определял человеческий разум как «соединение впечатлений и практических навыков нашей души, сумму воспитания всего человеческого рода» и возвёл его в ранг изначальной, чистой потенции. У человека нет ничего более высокого, чем гуманный дух, который «веет, где хочет». Духовный генезис живых существ и духовную ассимиляцию И.Г. Гердер справедливо именовал культурой или просвещением. Разумным человек становится благодаря языку: это аксиома. Язык как средство воспитания и образования доносит до нас всё, что думали мудрецы давних времён, что когда-либо измыслил дух человеческий. С языком человеку был дан прообраз всего сущего. Гердер утверждал: «Благодаря языку мыслящая душа моя связана с душою первого, а может быть, и последнего человека на земле; короче говоря, язык- это печать нашего разума, благодаря которой разум обретает видимый облик и передаётся из поколения в поколение»1.

Чтобы распространяться, множиться, мысль должна стать словом. Смертный, кто открыл письменность как средство связывать быстротечный дух не только узами слова, но и узами буквы, по Гердеру, был словно Богом среди людей. По мнению русского филолога-слависта А.А. Потебни (1835-91), Бог может быть назван творцом языка в соответствии с теорией откровения только в том смысле, в каком он - Создатель мира2.

Человек прирождён мыслить и говорить, как дышать. В слове человек впервые сознаёт свою мысль. Письмо усиливает влияние одних мыслей на другие, достигает взаимного возбуждения мысли. Появление личной мысли и сохранение её при помощи письменности «сообщает движение народной жизни»3.

Но нельзя оспорить уверенное суждение И.Г. Гердера о том, что с помощью слов и знаков незримое становится зримым. «Вся прошлая деятельность человеческого духа по внутренней своей природе была изысканием средств, как глубже обосновать и шире распространить гуманный дух и культуру человеческого рода»4.

Культура как феномен человеческой жизни и продукт одухотворённой деятельности человека создаётся мыслительными и вещественными средствами на основании имагинативного побуда (термин Я.Э. Голосовкера)1 или высшего инстинкта человека- инстинкта культуры. Эти термины предвосхитили виртуальную реальность как производную воображения, имагинации.

Терминологическое определение типографики и её места в истории культуры

Существо новой «галактики» определяла Книга, которая запечатлевала время и воплощала в себе одну из частиц сути, но не всю суть. Без мастерства её материального воплощения нет полноценной сути. Почтение ко всему, что обретает печатную форму, ярко выразил А.С. Пушкин: «нам всё ещё печатный лист кажется святым»1.

Этой сути и святости как раз соответствует термин типографика - «не последняя среди наук», как следует из листовки, напечатанной в г. Грац (Австрия) около 1675 года. Типографика упомянута и в «Энциклопедии» И.Г. Альштеда (1588-1638). В истории европейской научной мысли сохранилась классификация наук в виде систематической сводки всех знаний, имевшихся в научном обиходе начала XVII века2. Да и в современном понимании типографика, представляющая собой знаковую систему для трансляции мыслящей коммуникативной энергии, много старше книгопечатания- особенно, в аспектах, связанных с исполнением ею функции визуальной коммуникации, которая в течение многих столетий для народов была важнее письма.

Типографика создавала и использовала знаки-изображения, знаки-символы и знаки-признаки. Они становились логотипами виртуального отображения, чтобы этот «наивысший язык» (термин Е.Я. Басина)3 помог потребителю возвыситься до художника. В произведении говорит не автор, а языковая полифония знаков. Читатель слышит не столько голос автора, сколько голос текста, организованного в соответствии с правилами культурного кода своего времени и своей культуры. Так, в средние века, по мнению итальянского учёного Умберто Эко, визуальный Шартрский собор по своему культурному наполнению был «ничуть не хуже письменного образа мира. Собор был телевидением своего времени»1.

Великие мастера прошлого вдохнули в письменную культуру и книжное искусство не только ремесленное мастерство, но и придали типографике вид художественной творческой деятельности. В течение нескольких веков термин был синонимом книгопечатания.

С помощью типографики началось осмысление повествовательной функции механизма культуры с целью прямого воздействия на искусственный, созданный или освоенный людьми мир, посредством и благодаря которому личность формирует и реализует свои сущностные силы.

Всеобщую зависимость людей от письменной культуры подчёркивает выдающийся практик европейской типографики Э. Шпикерман, ссылаясь на мнение своего знакомого, вернувшегося из Японии, где тот ничего не мог прочитать- ни дорожных знаков, ни ценников, ни разного рода инструкций. «Попытайтесь сориентироваться в окружающем мире без знания типографики, и вы ощутите растерянность, словно попали в Японию, где множество надписей, но только для тех, кто умеет читать соответствующие знаки»2.

Первая современная дефиниция термина принадлежит Стенли Морисону (1929), и возникла в период типографического возобновления (Typographical Revival) и художественного переосмысления коммуникационных средств в 1920-е годы, и вошла тогда в главные энциклопедии мира как «искусство подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению»3.

Текст как система символов в пространстве письменной культуры

В XX веке, после изобретения телеграфа, фотографии и киноэкрана, культура стала объектом экспансии со стороны новых - аудиовизуальных и электронных средств связи и коммуникации (кино, радио, телевидение), охвативших своими сетями пространство планеты. На исходе XX столетия возникает ещё один- информационный- тип культуры, вызванный развитием компьютерной техники и появлением Интернета. Технология -это порождающая сила, преобразующая культуру, имеющая над ней власть. Средствами аудиовизуальной связи и информации создаётся так называемая виртуальная (воображаемая) реальность, обращенная как к личности, так и к массовому потребителю. Эта новая реальность не поддаётся простому восприятию, подобно таким умозрительным категориям, как добро, красота, истина. Философия культуры ещё только начинает раскрывать виртуальную среду как феномен современной культуры, а возможность существования этой реальности в многообразных технологических проявлениях нарастает с каждым днём. Будущее - важнейшая виртуальная реальность человеческой культуры вообще.

Так, развитие цифровой культуры оценивается как путь к совершенному знанию, прорыв к совершенству в иной реальности. Американские лингвисты и культурологи анализируют искусственный язык, лежащий в основе компьютерных технологий, признавая его принципиальное технологическое и культурное значение. Французский теоретик постмодернизма Пол Вирильо предлагает физическую модель виртуализации на уровне электронного процесса коммуникаций.

Нет сомнения, что статус виртуальной реальности, не получивший достаточно чёткого научного обоснования, в умах пользователей воспринимается противоречиво и требует постоянного культурологического внимания.

В гуманитарных науках, исследующих социокультурные основания воздействия человека на окружающую его реальность в историческом развитии общества, существует пробел, особенно заметный в рассмотрении роли текста и его носителей в письменной культуре человечества.

Проблема знака имеет исключительно важное значение для всех наук, связанных с анализом человеческой деятельности, особенно, в пространстве письменной культуры. В семиотике как общей науке о знаках проявилась объективная тенденция к соединению существующих логических, психологических и языковедческих представлений об этой деятельности в единую научную систему.

В XX столетии произошла семиологическая революция и началось интенсивное развитие структурализма. В середине 1960-х годов, после публикации «Начал семиологии» Р. Барта1 и «Заметок по семиологии визуальных коммуникаций» У. Эко2, в ходе последующей семиологической революции философская мысль пришла к представлению, что язык- это система знаков, выражающих идеи, и потому сравнимая с письмом, символическими ритуалами, формами вежливости, знаками отличий и различий. Реальность же - это набор мыслительных конструкций, которая в конечном итоге есть ничто иное, как текст.

Разнообразие знаков на основе кодов коммуникации образует отношение «обозначающее-обозначаемое-соотносящее». Принципы и потребности разграничения, упорядочения и экспликации регулируют расположение, конфигурацию артефактов в созданных обстоятельствах.

Похожие диссертации на Особенности письменной культуры в виртуальной среде