Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Досуговая культура старшеклассников в контексте региональной социокультурной среды Антонова, Людмила Юрьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антонова, Людмила Юрьевна. Досуговая культура старшеклассников в контексте региональной социокультурной среды : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Антонова Людмила Юрьевна; [Место защиты: Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т].- Тюмень, 2012.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-24/133

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Досуговая культура старшеклассников 15

1.1. Досуг как социально-культурный феномен 15

1.2. Возрастные ориентации учащихся старших классов в сфере культуры 42

1.3. Традиции и инновации хобби в развитии культурной личности старшеклассника 61

Глава 2. Специфика социокультурной среды региона 88

2.1. Историко-культурологический анализ социокультурного развития сибирского региона 88

2.2. Влияние социокультурной среды на формирование досуговой культуры старших школьников 110

2.3. Современные региональные практики досуговой культуры старшеклассников: сравнительный анализ 133

Заключение 164

Библиография 169

Приложение 190

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная ситуация в обществе придает проблеме досуга школьников особую социальную значимость. Ситуация в культурно-досуговой деятельности характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни, утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельности современных культурно-досуговых центров. Нарастание асоциальных явлений в обществе заставляет задуматься над разумным использованием потенциала свободного времени юношества. Складывающаяся в стране ситуация порождает массовость антиобщественных моделей поведения детей старшего школьного возраста, таких, как преступность, проституция, наркомания, алкоголизм. Асоциальное поведение старшеклассников проявляется, прежде всего, за стенами школы в свободное от учебных занятий время. Признание обществом этого факта обусловливает необходимость изменения отношения к свободному времени старших школьников, создания системы его организации, формирования культуры досуга.

Современные тенденции видятся в применении компетентностной парадигмы (от знаний к деятельности), а также отвечают содержанию культурологической парадигмы, которая формирует личность молодого человека, свою главную задачу видит в передаче ценностей культуры следующим поколениям, которые, в силу разных причин, могут не осознавать этого.

Важную роль в культурной социализации старших школьников играет региональная социокультурная среда, в которой развивается личность молодого человека.

Досуговая культура сегодня соизмерима с общечеловеческими нормами морали, высокими образцами художественного вкуса, задачами духовного развития, творческого роста личности.

Степень научной разработанности проблемы.

Проведённый анализ показывает, что существует значительное число научных трудов, посвящённых определению проблем досуга молодёжи, в том числе и старшеклассников. Проблему досуга рассматривали ещё античные мыслители (Аристотель, Августин Блаженный). Как показал анализ, она достаточно широко была представлена в работах как зарубежных, так и отечественных авторов, особенно начиная с XIX вв. (Ж. Дюмазедье, Ж. Фурастье, Дж.Келли, С. Паркер, Р. Стеббинс и др.).

Различные подходы к определению понятия «досуг» представляют результат эволюции взглядов в контексте развития общества: от взглядов этимологического содержания понятия «схолэ» (у Пиндара, Эсхила, Геродота), как вида гуманитарных занятий, до осознания досуговой деятельности как источника общественного прогресса.

Проблемы культуры досуга, его нравственной, духовной ценности для человека и общества раскрывается в трудах В.С. Соловьёва, М.С. Кагана и др.

В трудах Д.А. Артамонова, И.М. Беспалько, В.И. Болгова, С.Б. Брижатовой, Т.В. Вдовенко, А.Д. Жаркова, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, Л.Н. Когана, Ю.В. Ларина, Б.Г. Мосалёва, В.Е. Новаторова, И.А. Новиковой, В.В. Попова, К.Э. Разлогова, В.М. Рябкова, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, Н.А. Хренова, В.С. Цукермана, В.М. Чижикова, В.А. Ядова, Н.Н. Ярошенко рассматриваются проблемы социокультурного развития досуга, свободного времени в историческом и теоретическом аспектах, даются философские и культурологические подходы и представления о досуге как деятельности в свободном времени, анализируются различные формы досуга и его структура в целом.

Различные условия общественной организации досуга проанализировали А.Л.Андреев, В.Т.Лисовский, И.М.Ильинский, В.В. Павловский и др. Г.М. Коджаспировым, В.Д. Путилиным, С.А. Шмаковым проведен системный анализ, позволяющий выделить сущностную характеристику досуга в соотношении с категорией «свободное время», заключающуюся в его деятельностном наполнении. Авторы М. А. Ариарский, С. Паркер, В.Г. Бочарова, Г.И. Фролова, В.С. Русанова, А.С. Орлов и др. рассматривали досуг применительно к школьному и молодёжному возрасту. Вопросы развития отраслевых социально-педагогических концепций культурно-просветительской деятельности и досуга рассматривают в своих трудах Ю.П. Азаров, А.Я. Айзенберг, Г.Н. Бирженюк, Е.Н. Васильева, В.С. Садовская, Е.А. Ямбург.

Вопросы организации досуга в образовательной системе разрабатывались в педагогике (В.А. Караковский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.). Из современных российских исследователей культуры досуга можно выделить Л.А. Акимову, Н.В. Серёгина, Е.В. Сысоева, Б.А. Титова, В.Я. Суртаева, Н.Ф. Максютина, Н.В. Котельникова, Д.В.Шамсутдинову и др. в рамках конкретных педагогических и социально-культурных систем. Анализ литературы позволил поставить проблему формирования досуговой культуры в широком культурологическом, социокультурном контексте применительно к учащейся молодёжи, включающейся в разные её формы в разные периоды своего свободного времени и влияющей на их социализацию в региональной социокультурной среде. Ранее эта проблема специально не исследовалась, досуговая культура старшеклассников не являлась до сих пор предметом специального изучения в культурологии.

В современной отечественной науке проблематике взаимодействия учреждений культурно-досуговой сферы с такими социальными институтами, как семья, школа, дополнительное образование, общественные объединения, молодежные субкультуры и др. уделено недостаточно внимания.

Объект исследования – досуговая культура старшеклассников.

Предмет исследования – особенности формирования и развития досуговой культуры старшеклассников в региональной социокультурной среде.

Цель – исследовать содержание досуговой культуры старшеклассников в региональной социокультурной среде.

С учётом выдвинутой цели определена необходимость решения следующих исследовательских задач:

- проанализировать основные теоретические подходы к досугу в рамках зарубежных и отечественных исследовательских традиций;

- рассмотреть досуг как социально-культурный феномен;

- раскрыть возрастные ориентации учащихся старших классов в сфере культуры;

- определить влияние традиционных и инновационных видов хобби на развитие культурной личности старшеклассника;

- проанализировать тенденции развития социокультурной среды сибирского региона (на примере Тобольской губернии) в дореволюционной России и на современном этапе;

- изучить влияние социокультурной среды региона на формирование досуговой культуры старших школьников;

- выявить значение современных региональных практик в досуговой культуре старшеклассников.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённые проблемам свободного времени и культуре досуга, как на мировом, так и на региональном и локальном уровнях, а также положения культурологии, социологии культуры и социальной психологии, рассматривающие досуговую культуру в качестве социокультурного феномена.

При выборе методологических ориентиров автор опирался на принципы осмысления культуры и социокультурного пространства, язык и основные категории культурологии, методы исследования культуры в работах отечественных культурологов А.И. Арнольдова, А.Я. Гуревича, Б.С. Ерасова, З.Р. Жукоцкой, Н.С. Злобина, Л.Г. Ионина, Л.Н. Когана, Э.В. Соколова, В.С. Цукермана. В изучении функциональной значимости конкретных форм досуга в условиях современного культурного развития, структуры досуга в институциональном и ценностном аспектах автор опирался на структурно-функциональную концепцию досуга Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Т.Веблена.

Ценными для диссертанта оказались рассмотренные проблемы развития досуга (Н.А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет, П.А. Сорокин, Й. Хейзинга, О. Шпенглер), а также в трудах современные учёных (А.С. Ахиезер, Г.Г.Волощенко, А.А. Соколов, Г.Н. Миненко, Г.М. Тавризян, А.Я. Флиер и др.). Культура как сложное многофакторное, многофункциональное интегральное понятие анализируется в работах отечественных философов М.С. Кагана, В.М. Межуева, Э.С. Маркаряна.

При всём многообразии трактовок досуга, наиболее ценным для автора стало рассмотрение генезиса развития досуга в исследовании Э.В. Соколова; проблемы досуга как праздности в западноевропейском досуге Г.П. Орлова и Г.Е. Зборовского, теоретических и методологических аспектов культурологии в трудах И.М. Быховской, В.М. Межуевой, Э.А. Орловой, В.И.Полищука.

В историко-культурологическом анализе социокультурной среды Сибири автор опирался на концептуальные положения исследований досуга сибирских чиновников первой половины XIX вв. И.Б. Марковой, инфраструктуры г.Тобольска второй половины, XIX – начала XX вв. Д.А. Алисова, изучение традиций и современности культуры русских в Сибири М.А. Жигуновой, социально-культурных приоритетов жителей Тобольска в середине XIX – нач. ХХ вв. Е.М. Акулича, Л.В. Дмитриевой.

При рассмотрении возрастных особенностей старших школьников уместным и необходимым предполагалась опора на концепцию психологии ранней юности И.С. Кона; эволюцию детства М. Мид; положения историчности и этнокультурной специфики возрастного цикла Е.Н. Левандовской, мотивов и мотивации школьной молодёжи Е.С. Муляр; социализации юношества в сфере досуга Б.А. Титова; социокультурные аспекты развития детства И.В. Бестужева – Лады, С.Н. Иконниковой, В.С. Русановой, концепцию кризиса детства Б.Д. Эльконина, концепцию понимания процессов взросления в пространстве детства С. Фриса, а также концепцию личностной любительской инициативы хобби-деятельности И.М. Верещагиной.

В обосновании влияния социокультурной среды региона на досуговую культуру старшеклассников существенными для автора оказались выводы о пространстве как культурно-интегрирующем начале существования и развития народов и как ценности С.А. Иконниковой; концепция М.С. Кагана о структурной организации культурного пространства по ансамблевому принципу; информационный подход А. Моля, понимавшего культурное пространство как пространство коммуникативного процесса; семиотичный подход Ю.М. Лотмана, который выстраивал его на основе центрально-периферийной системы; концептуальные положения современной культурной политики в социокультурном пространстве региона Е.М. Акулича, Д.А. Алисова, Ю.М. Беспаловой, Л.А. Беляевой, А.С. Двуреченской, Ф.Х. Поповой, Л.Г. Скульмовской, В.Г. Рыженко, Н.И. Лапина.

В работе применён комплексный подход в рассмотрении досуга как единого целого, охватывающего особенности организации свободного времени молодого человека, процесс его социализации, культурно-досуговую деятельность, хобби-деятельность.

В исследовании использованы теоретический анализ документов, культурологический, исторический и социокультурный подходы при анализе культурного пространства развития Сибирского региона, сравнительный анализ при изучении современных региональных практик досуговой культуры старшеклассников; системный и интегративный подходы, при которых досуг рассматривается как социокультурный феномен; эмпирический анализ деятельности учреждений культурно-досуговой и образовательной сферы, занимающихся организацией свободного времени старшеклассников. При проведении социологического исследования досуговых потребностей старшеклассников был применён метод анкетного опроса.

Информационная и эмпирическая база исследования.

В числе источников диссертации автором были использованы данные и сведения из монографий, посвящённых проблематике социокультурной деятельности с учащимися старших классов, научных докладов, материалов научных конференций и семинаров различного уровня по вопросам региональной социокультурной среды, а также анализ досуговой культуры старшеклассников. Автор опирался на данные конкретных социологических исследований, посвящённых выявлению путей совершенствования работы социально-культурных учреждений с учащимися старших классов, а также данные социальной статистики Росстата, данные результатов исследований Е.М. Акулича и др. авторов.

Эмпирическую базу диссертации составили:

результаты социологического исследования с участием автора «Культурные потребности и приоритеты населения Тюменской области, место и роль традиционной культуры в образовательном и воспитательном процессе» (В рамках научно-исследовательского проекта «Искусство и традиционная культура региона в системе образования Тюменской области» (ноябрь 2009 года, Тюменская государственная академия культуры и социальных технологий, г. Тюмень));

материал научного исследования (с участием автора) «Эффективность функционирования действующей региональной модели отрасли культуры и искусства Тюменской области», разработка и внедрение инновационной модели развития отрасли «Культура и искусство» на среднесрочную перспективу (2010 – 2020 г.); (ноябрь 2010 г., Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологии, г Тюмень);

материалы авторского научного исследования досуговых предпочтений старшеклассников в муниципальных образовательных учреждения юга Тюменской области: городе Ялуторовске, селе Ембаево, селе Сладково, в районах Тюменской области: селе Газ-Сале, п. Уват, п. Тазовский, город Новый Уренгой, а также города Тюмени (2008 – 2011гг.).

Научная новизна результатов исследования:

проанализированы тенденции социокультурного развития сибирского региона и их влияние на формирование культуроразвивающих форм досуга;

изучена роль социокультурной среды в развитии досуговой культуры старших школьников;

выявлены перспективные возможности междисциплинарного подхода в исследовании досуговой культуры старшеклассников, позволяющего осуществить интеграцию теоретических позиций на основе философского, культурологического, педагогического, социологического подходов и представить объект исследования в новом содержательном ракурсе в условиях региональной социокультурной среды;

сформулировано понятие «досуговая культура старшеклассников» с позиции культурологического подхода;

определено, что традиционные и инновационные виды хобби оказывают системное влияние на развитие культурной личности старшеклассника;

выявлено значение современных региональных практик в досуговой культуре старшеклассников.

Научно-практическая значимость исследования. Исследование имеет в значительной степени прикладную направленность. Материалы данного диссертационного исследования могут быть применены в практической деятельности муниципальных и региональных структур по работе с молодежью, в образовательных учреждениях, культурно-досуговых центрах, организаторами и исследователями культурно-досуговой работы со старшими школьниками и молодежью, педагогами-организаторами в досуговых и оздоровительных центрах. Материалы данного диссертационного исследования могут быть использованы также при изучении курсов «Молодежные субкультуры Тюменской области», «Возрастные технологии социально-культурной деятельности», «Социально-культурное проектирование», «Региональная культурная политика Тюменской области».

Положения, выносимые на защиту:

  1. Досуговая культура старшеклассников – это модель поведения молодых людей, основанная на личностных свойствах, потребностях, интересах и творчестве в процессе социализации и инкультурации в социокультурной среде региона.

  2. Досуговая культура старшеклассников формируется в обществе, находящемся на высоком уровне социального и культурного развития. Интенсивное развитие досуговой культуры старших школьников происходит при условии разносторонней поддержки государства и её социальных институтов: семьи, школы, учреждений культуры и досуга, средств массовой информации, общественных объединений и др.

  3. Досуговая культура старшеклассников базируется на культурном наследии страны и конкретного региона проживания, она является важным условием самоидентификации молодых людей. Самоидентификация личности старшеклассника выступает непременным условием её социализации.

  4. Возрастные ориентации старшеклассников в сфере культуры непосредственно влияют на их культурную социализацию. У учащихся старших классов заметно проявляется стремление к познанию себя как личности, к самостоятельной деятельности и независимости, самоутверждению. При этом формируются и развиваются досуговые и культурные приоритеты старшеклассников, их внутренняя культура, являющаяся основой досуговой культуры молодых людей. В рамках разнообразных культурных направлений, вместе с имеющимися у них культурными представлениями, старшеклассники приобретают или создают новые отличные от существующих культурные стереотипы поведения. Своевременная помощь старшеклассникам в определении приоритетов деятельности и поведения может оказать существенное влияние на культурно-досуговые интересы и систему ценностей молодых людей.

  5. Традиционные и инновационные виды хобби способны генерировать социально-культурную активность личности старшеклассника и определяют динамику перехода от инициативной деятельности к активному социально-культурному творчеству, ведущему к процессу социализации и инкультурации личности в обществе. Социокультурные особенности региона инициируют характерные для территорий виды хобби.

  6. Современные региональные практики социально-культурной деятельности воздействуют, с одной стороны, на культурную интеграцию молодых людей в социум, а с другой - влияют на развитие их духовной культуры, под которой подразумеваются ценности, нормы, идеалы, образцы поведения, регулирующие отношения между людьми.

  7. Историко-культурологический анализ социокультурной среды, сложившийся в Сибири и Тобольской губернии в XVII – XIX вв., изучение современной социокультурной ситуации в Тюменской области подтверждают тенденцию взаимосвязи культурного пространства региона с деятельностью предыдущих поколений. Особенности возникновения и дальнейшего социокультурного развития регионов дают немалые возможности в современной культурной политике.

Апробация результатов исследования.

Материалы диссертации были представлены в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Наследие Сибири: мировоззрение, духовность, культура» (Тюмень, 17 апреля 2008 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность в региональном пространстве: тенденции, процессы и перспективы» (Тюмень, 15 мая 2009 г.); региональной научно-практической конференции «Профилактическая роль культуры и искусства» (Тюмень, 27 ноября 2009 г.); Международной научной конференции «Социум. Культура. Нравственность» (Тюмень, 15 апреля 2010 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Формирование регионального культурного пространства: традиции и инновации» (Тюмень, 12 ноября 2010 г.); II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Социум. Культура. Личность» (Тюмень, 21–22 апреля 2011 г.).

Структура и объём диссертации определяется последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, библиографии. Общий объём диссертационного исследования – 192 страницы.

Досуг как социально-культурный феномен

Этимологическое содержание понятия «схолэ» в его первоначальном значении рассматривалось как вид гуманитарных занятий, как важное условие, способствующее развитию разума, постижению МУДПОСТИ которыл/г можно заниматься в свободное время. В часы досуга протекали ученые лекции, философские беседы, формировались и функционировали школы как организованные группы учеников и учителей.

В интеллектуальной сфере схолэ выступает как условие и синоним единственного безусловно достойного для свободного человека вида занятий - отвлеченной, теоретической, преимущественно туманитарной деятельности обращенной, в спекулятивной своей сущности, главным образом на человека, и общество, в меньшей степени - на природу и практически полностью игнорирующей производство и связанную с ней технику. Античные мыслители во многом предопределили направление развития воспитательной и образовательной систем. Например, Сократ придавал огромное значение воспитанию и просвещению афинских граждан старался поднять общий уровень духовности людей. Он ВЫСОКО ценитт гюттт. образования, но выступал против тех софистов, которые учили HCKVCCTRV манипулирования сознанием масс.

В философии Сократа, как и в философии Платона, а также в мировоззрении нашего времени воспитание и философия ВЫПОЛНЯЮТ оTIHV IT ту же функцию - помогают формированию человека, умеющего не только отличить истину от заблуждения, но подходящего творчески к поставленным перед ним задачам.

Следует отметить, что обращение к проблеме досуга представителей философского знания носило фрагментарный характер. В частности, первым философом, проявившим интерес к досугу и его роли в культурной жизни досуг в качестве творчестеой стал Аристотель , рассматривавший деятельности, противопоставляемой им однообразному физическому труду, подлежащему ведению рабской силы. Платон и Аристотель, как видно из их сочинений, признавали необходимость подчинения интересов личности интересам государства, общества. Общественная значимость досуга в ИУ учении превалирует над личностной его значимостью. Однако античная философия представлена также и школами стоиков, эпикурейцев, скептиков -главными течениями эллинистической философии, которые к власти и государственным структурам относились как к открытой враждебной силе, ее стремление к саморазвитию деятельности ТЇ подавляющей инициативу личности, Августин Блаженный затрагивал проблематику досуговой аспекте исследования времени. С его точки зрения, время дано человеку от сотворения мира в качестве возможности исправления первородного ГПРХЯ поэтому его надлежит использовать в соответствии с евангельскими заповедями, а на отдых тратить меньше времени, нежели на труд

Философско-педагогическая мысль средневековья главную цель видела в спасении души. Христианам рекомендовалось жить по образу и подобию Божьему, быть ему послушными и в своей жизни следовать христианским традициям. О досуговой деятельности в ЭТОТ перипя практически не упоминается, всё сводиться к божественному началу. Распространителями и носителями христианской педагогики были как воспитанники монашества провозглаптя ТТОРТ. прежде всего, служители церкви. Монашество были образцом восцитания. Идеалом нравственное воспитание: соблюдение религиозных постов, отлучение от земных благ, систематическое изучение религиозных текстов, отречение от желаний, самоконтроль мыслей и поступков. Обоснование значимости труда по отношению к досугу было высказано представителями философии Нового времени, прежде всего, Т. Гоббсом и Дж. Локком . Избирая в качестве приоритетной деятельности для человека научную стезю, они считали, что только непрерывный ТПУЛ способен привести к значимым результатам, тогда как отдых и досуг, отождествлявшиеся данными философами, могут лишь увести человека от его истинного предназначения, каковым является познание природы.

В Средние века появляются некоторые новые виды досугового времяпрепровождения. Они были связаны с развитием народной зрелищной культуры, в городах, больших и малых селениях можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками и прибаутками.

Формирование целостных взглядов по поводу культуры досуга и отдельных аспектов ее возникновения и функционирования оказалось связано с появлением неклассического типа философствования что объясняется вниманием именно этого типа мышления к проблемам культурной детерминации личностного поведения. В неклассичрптіт философии культуры возникли следующие

Деятельностная концепция сосредоточила свое внимание на роли досуга в процессе производственной деятельности человека. Несмотря на то что труд, согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, является проявлением природной сущности человека, досугу также отводилось место в wv методологических построениях: он выполнял вспомогательную функцию обеспечивая, посредством кратковременных промежутков отдыха, непрерывное преобразование окружающего мира. Вместе с тем, подвергаясь в капиталистическую эпоху, как и труд, отчуждению от рабочего ДОСУГ становился фактором эксплуатации.

Цивилизационная концепция досуга (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) сосредоточила свои интересы на постулировании культурного плюрализма в отношении форм досуговой деятельности, а также в установлении взаимосвязи между становлением культуры досуга как отдельного сегмента культурного пространства и возникновением крупных городов, что представляет важным в аспекте данного диссертационного исследования.

В рамках экологической концепции акцент был сделан на рекреационных (восстановительных) аспектах ТТПЙ которые рассматривались в качестве проявления биотических потребностей человека как природного существа. Рекреационные функции досуга обеспечивают, по мнению представителей данного подхода, универсальный несмотря на многочисленность проявлений, характер сфере человеческого существования.

С начала XXI в. наблюдается существенный рост значимости досуга как общественной ценности. Однако досуг по своей организации он заметно отстает от труда. В концепциях постиндустриального общества сфера досуга рассматривалась как важнейшая социальная подсистема. Теоретический анализ крупных эмпирических исследований, фиксирующих коренные изменения в образе жизни и досуге, лег в основу концепции Ж. Дюмазедье названной «цивилизацией досуга». По мнению Дюмазедье, рождение этой цивилизации датируется 19б0-1970-ми годами.10 Среди функций, выполняемых досугом, Дж. Дюмазедье наряду с отдыхом и развлечением выделяет функцию развития личности. Данный факт является особо интересным и важным, так как досуг уже не ассоциируется с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием». В отличие от фурастье, который разрабатывал идею «цивилизации досуга» как модели постиндустриального общества: начиная с определенного уровня экономического развития досуг, приобретает все большую автономию от труда и становится самостоятельной ценностью11, Дюмазедье отстаивает точку зрения, что «цивилизация досуга» уже наступила. Большинство исследователей, признавая особую РОЛЬ ДОСуга в ПОСТИНЛУСТТ")ИЯТТТ»ттг»Л/г обществе, предпочитают, подобно С. Паркеру, говорить лишь об обществе с развитым досугом. Широко обсуждается концепция «революции избираемого времени», согласно которой в постиндустриальном обществе должен измениться характер использования и рабочего, и свободного времени: задача состоит в том, чтобы распространить принципы избирательности и свободы использования на все социальное время

Традиции и инновации хобби в развитии культурной личности старшеклассника

Слово «хобби» появляется в обиходе в начале 70-х годов XX века и означает «увлечение человека», его «любимое занятие на досуге». Выбор видов любительской деятельности сугубо индивидуален и зависит от интересов и потребностей, связанных с самовыражением и самореализацией личности.

Хобби побуждает личность активно использовать и творчески преобразовывать культурно-досуговую среду. Значение роли хобби заключается в побуждении и росте инициативности у отдельной личности и, как следствие, в развитии инициативного потенциала общества в целом.

Предпосылки зарождения любительства в Сибири отмечаются с начала процесса формирования сибирского старожильческого субэтноса (XVIII в.), новые правила жизни, нормы социальных отношений, досуговая деятельность (обряды, праздники, игры), внутри которой появляются зачатки любительства, становятся традицией. Конец XIX века знаменуется массовым внедрением в культуру и быт русского общества организованных форм любительских занятий. Всё это способствует организации любительской деятельности .в Сибири и Тобольской губернии, где складывается благодатная среда для развития любительства и уникальных культуроразвивающих форм социально-культурных коммуникаций.

Стремление человека реализовать свои духовные, эстетические коммуникативные и другие потребности наиболее полно проявляется в досуговой деятельности - непрофессиональной творческой деятельности индивида или сообщества в свободное от работы или учебы время. Досуг, являясь социальной необходимостью, всегда выступает в контексте реализации интересов и потребностей личности, связанных с рекреацией, общением, самореализацией, оздоровлением, творчеством и т п что невозможно в полной мере в деловой сфере, домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Вот почему организовать и реализовать свое свободное время с максимальной разумностью и пользой - требование нашего общества к индивиду, которое всегда было актуальным

Наиболее высокий уровень досуговой деятельности, как мы считаем достигается в любительстве - определенном виде социально-культурной деятельности, в которой человек реализуется как творческая личность за пределами своей профессии.

В толковых словарях русского языка слово «любительство» трактуется как «отношение к чему-нибудь, свойственное любителю». А любитель - «человек, имеющий склонность, пристрастие к чему-либо; тот, кто занимается чем-нибудь в свободное от работы время не как профессионал». 93; «охотник до чего, любящий что».94 Под термином «любительство» мы понимаем такое состояние деятельности человека, когда он стремится к объекту своего интереса, творческого преобразования проявляя инициативу в достижении конкретной цели. Любительство - это своеобразный уход человека от однообразия жизненных реалий в ту сферу, которая не затронута основным видом его жизнедеятельности и в которой происходит восстановление баланса между напряжением и рекреацией посредством любимого занятия. Именно любительская деятельность ориентирована на активное свободное творческое созидание, в котором реализуется универсальность личности. Любитель всегда ценит момент удовольствия от своей деятельности и стремится к любимому делу ради удовольствия, поэтому любительство имеет ярко выраженную гедонистическую окраску. Несомненно, и профессионал испытывает в своей работе творческое наслаждение, но оно становится сопутствующим фактором созидания, тогда как для любителя данный фактор -определяющий, вследствие этого любительство часто перерастает в профессиональные знания и умения.

Проявлением и своеобразной единицей измерения любительской деятельности служит любительское занятие, которое предполагает вовлеченность .человека в конкретный целостный деятельностный процесс. Занятие имеет свой темп, ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам.

Содержанием любительского творчества могут быть занятия различными видами искусства и спорта, техническое конструирование, кино-и видеосъемки, цветоводство, садоводство, рукоделие, коллекционирование, туризм, компьютерные игры и другие всевозможные интересы и увлечения.

Конкретные виды любительской деятельности обычно называются хобби. Существует несколько толкований значения слова «хобби». Так, в словарях иностранных слов хобби в переводе с английского («hobby») означает «увлечение, любимое занятие человека для себя, на досуге».95

В «Словаре синонимов русского языка» лексическое разнообразие достигается русскими аналогами слова «хобби»: «увлечение», «страсть», «конек (разг.)». «Увлечение» - повышенный интерес к чему-либо; «страсть» имеет усилительный характер, указывает на большую степень заинтересованности, увлеченности чем-либо (преимущественно каким-либо занятием); «конек» - не только дело, предмет, которые особенно интересуют кого-либо, которыми кто-либо увлекается, но также излюбленная, постоянная тема чьих-либо разговоров. Слово «хобби» употребляется по отношению к излюбленному занятию кого-либо, увлечению, которому посвящают свой досуг».96

Авторы «Современного дополнения к «Словарю русских синонимов и сходных по смыслу выражений» выстраивает в синонимический ряд слова «любительство, увлечение, хобби», предоставляя возможность широкого использования этой лексической альтернативы. 97 В результате сравнения определений «хобби» мы отметили, что в «Словаре иностранных слов» в значение «хобби» включены важные уточнения: «для себя», «для души», 98 которые позволяют определить хобби как инициативу, направленную на активное творческое преобразование окружающей среды, восполняющее следующие жизненно важные потребности человека:

- духовные (удовлетворяет потребность в реализации высших ценностей);

- познавательные (является средством познания и саморазвития); психологические (личность испытывает удовлетворение от процесса или результата деятельности);

- эмоциональные (хобби реализует потребность в сильных, ярких переживаниях, становясь средством от депрессии);

- творческие (реализует творческие способности, являясь формой самореализации);

- коммуникативные (выступает как средство общения); физические (развивает физическую культуру человека); материальные (может являться средством дополнительного заработка);

- семейные (хобби сближает членов семьи);

- политические (удовлетворяет потребности участия в политической жизни);

- религиозные (является средством коммуникации в религиозной среде).

Хобби, реализуя потребности личности, выполняет образовательные воспитательные функции, имеющие непреходящее значение для социально-культурной политики государства, так как через хобби, которое всецело захватывает, увлекает человека, становится весьма значимым для него открывается возможность влияния на процесс формирования и развития личностного потенциала подрастающего поколения. Следовательно, мы можем считать хобби таким видом личностного любительского интереса, который в определенной степени доступен педагогическому управлению, а потому должен привлекать самое пристальное внимание школьных и социальных педагогов, психологов, организаторов социально-культурной деятельности."

Выбор видов досуговой деятельности индивидуален и зависит от интересов и потребностей, связанных с самовыражением и самореализацией личности. На этой основе мы выделяем присущие данному этапу развития общества тенденции в области любительских предпочтений у каждой социально-демографической группы населения. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (низкообеспеченные, среднеобеспеченные, высокообеспеченные слои населения).100 Досуг состоятельных людей прагматичен, нередко подчинен задачам, связанным с личным бизнесом, высокими учебными или рабочими нагрузками. Для них характерна быстрая смена любительских предпочтений и ориентаций.

Влияние социокультурной среды на формирование досуговой культуры старших школьников

Переход российского общества к рыночным отношениям в конце XX века потребовал новых технологий в деятельности всех социальных институтов, работающих со старшеклассниками в сфере их свободного времени. Процесс трансформации сложившейся социальной инфраструктуры обострил проблемы социальной и индивидуальной адаптации юношества к быстро меняющимся условиям жизни, эволюции различных форм их обучения, воспитания и развития, подготовки социально успешной личности. Анализ ситуации, сложившейся в юношеской среде, свидетельствует о том что отсутствие внимания общества к организации свободного времени старшеклассников ведет к самым негативным последствиям. Рост преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений девиантного поведения достиг таких размеров, что поневоле заставляет задуматься специалистов о будущем нашей страны.

Исследования Р. Парка, О. Н. Астафьева, В. Ж. Келле, Э. А. Орловой и др. привели к восприятию социокультурной среды как формы бытия духовности, материальной и социальной предметности; системы духовно познавательных ценностей и культурных смыслов, в рамках которой функционирует местное сообщество, действуют социальные институты норматирующие взаимодействие людей, включающую макро и микросреду.

Социокультурная среда - культура и состояние общества, в котором живет и развивается человек. Проблемы функционирования учреждений, соответствующих определенному полю социокультурной среды или сфере жизнедеятельности, относятся к разряду отраслевых проблем, которые также учитываются при разработке социально-культурных программ.

Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии между ними и определяет образ жизни понимаемый как совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни.141

Таким образом, социокультурная ситуация - это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социокультурной ситуации - среда и сферы жизнедеятельности - являются одновременно областями проектной деятельности.

Каждое социокультурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены а) потенциалами (по каждому полю среды) и б) инфраструктурой, т.е. Зчреждениями,. выполняющими различные функции по формированию и реализации всех составляющих образа жизни.

Социокультурная ситуация - это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

а) социально-культурную среду (поля жизнедеятельности);

б) соответствующие сферы жизнедеятельноети, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).

Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.142

Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонентов (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.

Основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются: образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального); производственная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или инрй сфере трудовой деятельности); досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями); физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей); информационная (библиотеки, средства массовой информации).

В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие -поля жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):

- культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);

- художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей - их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);

- духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интерсубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

- политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);

- экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Формирование личностного самоопределения обусловливается объективными факторами социальной действительности, системой целенаправленных воспитательных воздействий, субъективной подготовленности подрастающего поколения к общению и взаимодействию в социуме, в том числе через активное социально-культурное творчество и бизнес - деятельность.

Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:

1. Предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;

2. Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);

3. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента (поля) среды.

Одной из основных составляющих социально-культурной среды является культурная среда. Понятие «культурная среда» характеризует особенности функционирования культуры в меняющейся исторической обстановке и устойчивом в основном природном окружении. Культурная среда представляет собой совокупность условий реализации культуры определенного исторического периода, формирует контекст различных форм человеческой деятельности и регламентирует их направленность. Культурная среда включает предметную среду, определённым образом организованные предметные результаты человеческой деятельности, с другой - формы отношения людей к природному окружению и реалиям общества и культуры. Культурная среда существует одновременно как бы в двух планах: реализованных и потенциальных возможностей, степень соответствия которых определяет характер и уровень развития культуры. Освоение прошлой, наследуемой культурной среды и приспособление её к новым общественным потребностям является одним из направлений культурных процессов.

Современные региональные практики досуговой культуры старшеклассников: сравнительный анализ

Досуговая культура личности старшеклассника является неотъемлемой составной частью общей культуры. Формирование досуговой культуры представляет одну из сложнейших педагогических, воспитательных задач, стоящих перед современным образовательным, социально-культурным учреждением. Большое число обучающихся в свободное время предоставлены сами себе. По данным социологического исследования более 50% молодых людей, учащихся старшей школы (10-11 классы) не умеют организовать свой досуг. Все это говорит о том, что одной из наиболее приоритетных и требующих своего скорейшего разрешения является проблема организации свободного от учебы времени учащихся средней школы.

Формирование социальной, культурной ориентации молодой личности - весьма сложный, долговременный процесс, требующий серьезной, целенаправленной работы. Как утверждает Е.М. Акулич, «приоритетное направление социально-культурного развития - это способ решения проблем конкретных социальных категорий населения и региона в целом; потенциальная сфера культурной деятельности населения; условия выявления и развития культурной самобытности региона». 167

Региональный опыт организации досуговой культуры старшеклассников показывает, что в случае совпадения досуговых интересов молодых людей с предлагаемыми культурно-досуговыми практиками учреждений культуры и образования возрастает возможность формирования социальной и культурной ориентации личности молодого человека.

В отчете главы администрации города Тюмени о результатах своей деятельности и деятельности администрации города Тюмени, в том числе о решении вопросов, поставленных Тюменской городской думой, за 2010 год было отмечено: «Стандарты общего образования ориентируют нас на создание системы поиска и поддержки талантливых детей. Администрацией города Тюмени совместно с городским информационно-методическим центром была организована «Летняя школа одаренных детей», участниками которой стали 63 старшеклассника из 25 школ города Тюмени. Осенью была организована работа «Городской многопрофильной школы одаренных детей», в которую зачислено 335 учащихся. Это позволяет во внеурочное время педагогам школ и преподавателям вузов системно работать с детьми, ориентированными на получение высоких результатов в учебе».168 Приведённый пример, показывает то, что в регионе заинтересованы в развитии и формировании досуговой культуры старшеклассников.

В то же время необходимо отметить недостаточный охват старшеклассников в учреждениях клубного типа. Как правило принимают участие в мероприятиях, в основном, только те учащиеся, которые с детства посещали тот или иной коллектив или студию.

В городе Тюмени курирующую организационную работу с детьми и молодёжью осуществляет Управление по спорту и молодёжной политике администрации города Тюмени, Департамент культуры Тюменской области и города Тюмени. Организацией досуга детей в свободное от занятий в школе время в 2011 году занимались 36 учреждений дополнительного образования, подведомственных управлению по спорту и молодежной политике администрации города Тюмени.

Востребованными традиционными практиками в учреждениях образования и учреждений социально-культурной сферы являются такие как: советы старшеклассников, театральное направление, внеучебная работа, занятия в кружках, коллективах, студиях, секциях.

Как было отмечено в теоретической части исследования, влияние школьной среды на культурно-творческую активность старшеклассников достаточно существененно. Среди таких практик: деятельность советов старшеклассников, где старшекласснику даётся возможность реализовать свои возможности, вести курирующую работу, заниматься организационными вопросами. Достаточно успешно эту деятельность осуществляет МАОУ СОШ №6 города Тюмени, здесь в задачи совета, также входит организация и подготовка мероприятий различного уровня. При школе существует театральное направление, которым руководят учителя гуманитарного цикла, а также старшеклассники. Выпускники, прошедшие через данное направление, продолжают помогать школьному театру. Например, танцы ставит выпускница школы, ныне студентка академии культуры и искусств, в сентябре 2009 года на базе школы №6, совместно со студией современного вокала «Максимум», были открыты два направления дополнительного образования:

- «Обще-эстетическое развитие детей»;

- «Художественное воспитание». Обще-эстетическое развитие:

В обучение входит следующий комплекс занятий (в неделю): Эстрадный вокал 1 урок, хореография 1 урок, художественное творчество 1 урок, сценическое действие 1 урок.

Художественное воспитание. В обучение входит следующий комплекс занятий (в неделю): Рисунок 1 урок, лепка ,1 урок, декоративно-прикладное искусство 1 урок, психология общения 1 урок.

Данная деятельность направлена на раскрытие творческих способностей детей, подростков и юношества.

Активное участие принимают старшеклассники в таких мероприятиях, как: «Посвящение в старшеклассники», конкурсы на эрудицию и смекалку, «кросс наций», новогодняя игровая программа и др. Старшеклассники сами готовят и проводят концерты, посвящённые 23 февраля и 8 марта.

Школьники активно участвуют в городских мероприятиях, проводимых в учреждениях культуры, таких как «Золотой микрофон».

Организация свободного времени в учреждениях дополнительного образования содержит три основных этапа:

I этап. Организационный (сентябрь-октябрь)

1) Выявление интересов, склонностей, потребностей.

2) Создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы (подбор кадров, организаторов творческих объединений из числа педагогов школы, учреждений дополнительного образования, родителей, общественности, самих учащихся), определение места работы (кабинеты, библиотеки, спортивные и актовые залы и т.п.).

3) Определение содержания, форм и методов организации, режима свободного времени, разработка программ кружков, клубов, творческих объединений.

4) Анализ организационного периода и оценка готовности (педагогический совет, совещание при директоре, совет школы с участием учащихся, родителей, представителей учреждений дополнительного образования, руководителей творческих объединений).

II этап. Непосредственная организация внеучебной деятельности учащихся (ноябрь-апрель).

III этап. Подведение итогов (май).

1) Творческие отчеты коллективов, объединений, отдельных учащихся (концерты, выставки, фотогазеты, рефераты, конференции и т.п.)

2) Соотношение результатов с поставленными в начале года целями и задачами.

Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что созданные в школе условия для проявления творческих способностей старшеклассников способствуют их дальнейшему самоопределению и формируют досуговую культуру.

В структуре региональной модели образования Саранпаульская средняя школа ХМАО представляет собой муниципальную среднюю общеобразовательную школу. Ее назначение: массовая социально-доступная школа с общеобразовательными программами на уровне государственного стандартизированного минимума с включением дополнительных педагогических услуг, открытого образования молодежи с методическим обеспечением.

Похожие диссертации на Досуговая культура старшеклассников в контексте региональной социокультурной среды