Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деревянные строения удмуртов и коми в контексте этнических особенностей жилой среды Овчинникова, Елена Владиленовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Овчинникова, Елена Владиленовна. Деревянные строения удмуртов и коми в контексте этнических особенностей жилой среды : диссертация ... кандидата искусствоведения : 24.00.01 / Овчинникова Елена Владиленовна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2012.- 288 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/234

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Удмурты и коми – родственные народы, которые являются неотъемлемой частью финно-угорского мира. Деревянное зодчество удмуртов и коми в виде конструкций и технологий из века в век вбирало и аккумулировало в себе информацию о духовных, мировоззренческих, культурных, социальных особенностях этих этносов, формируя их уникальную предметно-пространственную среду обитания. Территориальное расположение объектов диссертационного исследования включает следующие области: Удмуртская республика (восточная часть Восточно-Европейской равнины и средняя часть Приуралья), где компактно проживают удмурты; Республика Коми (область Северо-Западного Приуралья, примыкающая к Полярному и Приполярному Уралу) и север Пермской области, где исторически сложились этнографические группы народа коми.

Процессы урбанизации и изменение образа жизни современного человека наложили отпечаток на формирование его культурно-средового пространства. Объекты деревянного зодчества удмуртов и коми, как конструкции производственного и бытового устройства, постепенно исчезают, унося с собой информацию о характерных для них эстетических и функциональных особенностях, а также технологических приемах изготовления. Анализ и сохранение этой информации является актуальной задачей. Для выявления смысла и причин появления того или иного пластического, конструктивного, технологического решения деревянного строения необходимо собрать воедино, сопоставить и установить четкую причинно-следственную связь разноплановой информации, собранной по самым различным направлениям исследования.

Долгое время бытовало мнение, что деревянные строения коми и удмуртов конструктивно являлись заимствованными у русского населения, и изучение анонимных строений этих этносов сводилось, в значительной мере, только к описательным моментам искусствоведческого и этнографического плана без углубленного всестороннего анализа природы возникновения их особых пластических форм. Поэтому актуальность выработки комплексного системного подхода к исследованию деревянных конструкций удмуртов и коми на сегодняшний день очевидна. Комплексный сравнительный анализ деревянных строений удмуртов и коми должен выявить пластические и конструктивно-технологические решения, характерные для удмуртов и коми, природу их возникновения, причины сходства и различия. Для решения этой проблемы было необходимым разработать методику ретроспективного анализа образцов деревянного зодчества удмуртов и коми (сохранившихся на сегодняшнее время в натуральном виде или в искусствоведческих описаниях), которые в концентрированном виде представляли совокупность знаний о проектной культуре этих народов.

Степень теоретической разработанности проблемы.

Общетеоретические проблемы культуры и искусства, в том числе и в разрезе поиска и создания духовного в предметном социальном мире, исследовались в работах М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Э. Кассирера и др. Вопросам поиска взаимосвязи образа и морфологии архитектурных объектов посвящены работы Ю. С. Янковской (2006). Искусство возведения и использования деревянных построек – сложный многоплановый феномен в культуре многих этносов на территории России, поэтому он подробно рассматривается в литературных источниках в самых различных аспектах исследований:

- Историко-этнографический аспект отражен в работах И. В. Маковецкого (1962), Е. Ф. Шумилова (1975), И. Н. Шургина (1988, 1990, 1996, 2009) и др., где авторы основное внимание уделяли анализу письменных, археологических и изобразительных источников, несущих информацию о различных образцах деревянного зодчества культур русских, удмуртов и коми и т.д.

- Культурно-исторический аспект северного крестьянского дома подробно представлен в монографии А. Б. Пермиловской (2005), где он рассматривается как «символический элемент традиционного уклада жизни…».

- Архитектурно-строительный аспект рассматривали М. В. Красовский (2005), В. П. Орфинский (2004) и др. В труде «Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество» М. В. Красовский приводит эволюционную картину деревянного зодчества. Пример систематизации и классификации объектов деревянного зодчества предложен в монографии В. П. Орфинского, И. Е. Гришиной «Типология деревянного культового зодчества Русского Севера».

- Искусствоведческо-исторический аспект затрагивали работы Е. Н. Бубнова (1988), В. Б. Кошаева (1999, 2001), А. В. Ополовникова (1977, 1983 1998), и др. Е. Н. Бубнов большое внимание уделил анализу архитектурно-пространственной организации жилища, а также представил результаты большой работы по классификации и систематизации существующих типов жилищ. В. Б. Кошаев в своих работах классифицировал жилище с определением типологических критериев финно-угорской, славянской, тюркской культур и предложил авторские методы анализа традиционного жилища (паспорт-анкета). Традиционное жилище позиционируется В. Б. Кошаевым как материальное отражение модели мира определенной этнической группы. Следует отметить, что В. Б. Кошаев дополнил существующую типологию коми-дома Л. Н. Жеребцова понятием «образ дома», включающего в себя эстетический, художественный, индивидуальный, типологический и другие смыслы. В работе А. В. Ополовникова рассмотрена тема соответствия образа строения образам мышления и жизни людей, его создавшим. При этом язык архитектуры понимается А. В. Ополовниковым как «синтез мысли и дела».

- Социально-климатический аспект рассматривался С. А. Дектеревым (1989) с описанием социально-климатических и исторических условий заселения Уральских земель.

- Модульно-пропорциональный аспект построек различного назначения исследовался в работах К. Н. Афанасьева (1961), Б. А. Рыбакова (1949, 1984) и др.

Несмотря на значительную изученность общей проблематики деревянного зодчества по конкретным направлениям исследований, наблюдается недостаточная проработка вопросов возникновения и развития проектной культуры удмуртов и коми, которые требуют определенной консолидации результатов наработок по всем аспектам исследований, связанных с этнической культурой и своеобразием народов.

Научная гипотеза исследования. Комплексное исследование деревянных строений удмуртов и коми предполагает поиск, систематизацию, определение взаимосвязей данных по широкому спектру направлений исследований. При этом проектная культура коми и удмуртов рассматривается в неразрывном контексте их мировоззрений и обычаев, а пластика конструктивных форм строений анализируется, фиксируется и сохраняется при помощи современных методов исследования и информационных технологий. Все это требует создания новой концепции ретроспективного анализа деревянных построек, результаты которого могут быть использованы в самых различных сферах деятельности: от научных исследований и реставрации до проектирования культурно-средовых пространств и отдельных объектов, имеющих характерные этнические особенности.

Объектом диссертационного исследования являются традиционные деревянные жилые и бытовые постройки.

Предмет диссертационного исследования – деревянные строения удмуртов и коми в контексте этнических особенностей жилой среды.

Целью диссертационной работы является выработка комплексного подхода к исследованию проектно-пластической культуры финно-угорских народов – удмуртов и коми на основе анализа различных факторов формирования канонической конструктивно-пространственной структуры их деревянных сооружений, ретроспективный анализ деревянных строений в контексте этнических особенностей жилой среды.

Задачи исследования. Обозначенная цель и проведенный анализ проблем по теме диссертации позволили определить круг основных задач исследования.

1. Определить критерии для изучения проектно-пластической культуры деревянных строений:

провести общий анализ типологии деревянных строений;

определить конструктивно-технологические особенности деревянных строений;

рассмотреть системы измерений, использовавшиеся при создании образцов деревянного зодчества.

2. Выработать инструментарий и разработать структуру проектно-ретроспективного анализа деревянных строений:

провести анализ современных систем пропорционирования на предмет возможности их применения в исследовании этнических особенностей деревянных конструкций удмуртов и коми;

разработать методику проектно-ретроспективного анализа деревянных конструкций, включающую трехмерное компьютерное моделирование и создание комплексного информационно-справочного документа;

3. Раскрыть посредством проектно-ретроспективного анализа принципы формообразования деревянных строений удмуртов и коми, которые являются суммарным отражением этнокультурного своеобразия народов, специфики природных условий и других факторов:

показать формообразование деревянных строений в контексте хронотопа культурного мира удмуртов и коми;

определить размерные характеристики деревянных строений удмуртов и коми, а также их конструктивно-технологические особенности;

использовать результаты проектно-ретроспективного анализа в проектировании разборного деревянного макета культового строения удмуртов «куала» с возможностью его использования с образовательными целями в детских учреждениях.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Для достижения цели и решения задач диссертационного исследования необходимо применение: комплексного междисциплинарного подхода, что помогает наиболее полно объяснить структурные закономерности возникновения объемно-пластических и конструктивных решений деревянных строений финно-угорских народов – удмуртов и коми; системного подхода, который позволяет оценить деревянные строения в разрезе общих принципов проектной культуры на территории России.

В основу исследования положены теоретические труды этнографов (Е. Ф. Шумилов, И. Н. Шургин), искусствоведов (Е. Н. Бубнов, В. Б. Кошаев, А. В. Ополовников), культурологов в области деревянного зодчества (В. В. Вавилин, А. Б. Пермиловская), труды по исследованию национальных систем измерения и систем пропорционирования (А. А. Пилецкий, Б. А. Рыбаков), теоретические и практические разработки по проблемам реконструкции деревянных строений (К. Н. Афанасьев, И. Ш. Шевелев), а также самостоятельные исследования, обмеры, проектная реконструкция.

При решении конкретных задач исследования диссертант опирался на следующие методы исследования:

искусствоведческий анализ деревянных построек, поселений, планировочных решений;

историко-этнографический метод изучения образцов деревянного зодчества;

метод сравнительного анализа;

методы проектного анализа объектов народной архитектуры;

методы трехмерного компьютерного моделирования и электронного хранения информации.

Научная новизна работы и личный вклад исследователя.

Диссертационное исследование было нацелено на выявление комплексной обусловленности проектной культуры финно-угорских народов (удмуртов и коми) их мировоззрением, условиями жизни, технологическими возможностями и другими факторами, создание методики анализа и фиксации информации о деревянном зодчестве удмуртов и коми с помощью современных методов исследований и информационных технологий.

В работе впервые:

показано комплексное влияние национальных традиций, мифологии и других факторов на проектную культуру удмуртов и коми;

выработан комплексный многокритериальный подход к осмыслению и фиксации данных о проектной культуре удмуртов и коми и определена структура ретроспективного анализа деревянных строений удмуртов и коми с применением современных компьютерных технологий;

определены специализированные подходы к исследованию размеров и пропорциональных характеристик деревянных строений удмуртов и коми;

представлена общая многокритериальная систематизация пластических решений деревянных строений на основе понятия «срубный модуль»;

показаны и зафиксированы специфические геометрические и пропорциональные характеристики, конструктивные решения национальных деревянных строений удмуртов и коми;

определена структура комплексного информационно-справочного документа деревянного строения и сформированы документы на деревянные постройки: куала (удмурты), традиционный дом коми;

показана возможность использования собранной информации о проектной культуре финно-угорских народов в проектировании на примере разборного деревянного макета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проектно-пластическая культура деревянных строений является сложным многоплановым феноменом в культуре многих народов. На протяжении веков она складывалась под влиянием мировоззренческих, культурно-бытовых, социальных, климатических и иных факторов. При этом у каждого народа сформировался специфический набор характеристик и особенностей отдельных деревянных строений, усадеб и поселений в целом, в который входят: тип деревянных строений, системы измерений и конструктивно-технологические особенности. Анализ типологии деревянных строений целесообразно проводить с использованием понятия «срубный модуль» (деревянная конструкция из набора капитальных стен, которые возводятся одновременно и формируют замкнутые объемы), что позволяет в комплексе с рассмотрением существовавших объемно-планировочных решений системно описать большинство усадеб и поселений на территории России.

Конструктивно-технологические особенности возведения строений служат важными характеристиками деревянных построек и могут рассказать исследователям о среде обитания, климате, религиозных воззрениях и образе жизни различных этносов. При возведении деревянных строений на территории России, в основном, использовались саженные системы измерений, но поскольку антропометрические характеристики представителей различных этносов существенно разнились, саженные меры, которые характеризовались строгими антропометрическими соответствиями, также имели отличия. Анализ построек в сочетании с исследованием саженных величин различных этнических групп позволяют получить информацию о среднем росте мужчины этнической группы и средних размерных характеристиках их деревянных строений. Например, простая плотницкая сажень у коми была 1 510 мм, что, исходя из известных пропорциональных зависимостей саженных величин (по А. Ф. Черняеву), позволяет рассчитать: рост плотника (мужчины коми) – 1 744 мм; среднюю высоту помещений коми-дома 2 136 мм (рост плотника с поднятой рукой) и др. характеристики.

2. Для разработки структуры проектно-ретроспективного анализа необходимым является выработка инструментария для исследования объектов деревянного зодчества. Наряду с традиционными видами исследования (этнографический, культурологический, искусствоведческий, исторический и т.д.), которые должны входить составными частями в структуру анализа, для изучения деревянных строений в настоящее время целесообразно применять современные достижения в теории пропорционирования, которые в сочетании с использованием методов электронного геометрического моделирования, позволяют получать и фиксировать дополнительную информацию о пропорциях исследуемых объектов. Для этого наиболее известные системы пропорционирования (метод золотого сечения, а также методы Б. А. Рыбакова; Д. Хэмбиджа; И. Ш. Шевелева и т.д.) моделируются в электронном виде в форме общей лучевой сетки, которая при наложении на трехмерную электронную геометрическую модель деревянного строения позволяет зафиксировать наиболее близкие пропорциональные значения исследуемого объекта.

3. Религиозные представления о мироустройстве финно-угорских народов удмуртов и коми, которые долгое время были язычниками, имеют схожие черты, а также существенные различия, что нашло воплощение в конструкции традиционных жилищ и строительных обрядах. К сходствам можно отнести трихотомичное представление о мире, который, по их мнению, был сотворен двумя богами-демиургами (один из которых олицетворял собой добро, а второй – зло), что отразилось у коми и удмуртов в условном трехчастном делении жилища по вертикали: нижний мир олицетворяло подполье, средний мир соотносился с жилой частью, а верхний мир соответствовал пространству под крышей. При этом все три мира связывало общее мировое дерево (мировая ось), что нашло отражение в схожей строительной обрядности удмуртов и коми, когда при закладке строения в центр сруба символично вкапывалось молодое деревце.

К отличительным особенностям мифологии удмуртов можно отнести большое количество божеств (банный человек, овинный человек и т.д.), каждому из которых в усадьбе соответствовала отдельная постройка, которой оно покровительствовало и где жило со своей семьей. Расположение этих построек преимущественно было замкнутым с трех сторон (П-образно). При этом с четвертой стороны располагался массивный забор с воротами. Это придавало усадьбе монументальность и замкнутость, что вероятно, связано со сформировавшейся психологией удмуртов, как гонимого народа, который стремился укрыться от врагов за неприступными стенами. Кроме этого необходимо отметить, что удмурты жили воршудами (воршуд – объединение родственников по материнской линии). Каждая семья (на своем дворе) и каждый воршуд (в священной роще Луд) возводили молитвенную постройку «куала» особой конструкции, где поклонялись сакральным артефактам (символизирующим Род), находящимся в воршудной коробке, а также богу-демиургу Керемету, который олицетворял зло. Дворовая «куала» была квадратной в плане постройкой со стороной 5 000 мм, что составляет примерно 7 аршин. Совершенно логичным представляется факт, что в размерных характеристиках молитвенного строения удмуртов присутствует число 7 (сакральное число для многих народов), как отражение слагаемых пространственной структуры мира: троичном членении по вертикали (верхний, средний и нижний мир) и четвертичном по горизонтали (север, юг, запад, восток).

К отличительным особенностям религиозных воззрений коми необходимо отнести то, что религия воспринималась ими как союз труда, куда входили на равных божественные создания, люди и животные. Считалось, что нарушение интересов кого-либо из этого союза влекло за собой всеобщее горе, потому что обиженное существо, жалуясь на свою судьбу, сеяло несчастье вокруг. В силу этого, каждый человек боялся не кары небесной, а собственных поступков, которые могли нарушить добрые отношения с живущими рядом существами. Вероятно, это явилось одним из факторов, определивших традиционную планировку дома народа коми – большая изба-двойня (примерно 15 000 15 000 мм), где все живые существа (люди, лошади, коровы, птицы и т.д.) жили совместно под одной крышей. Если допустить, что при строительстве в качестве единицы измерения использовалась плотницкая сажень (1 510 мм), отсюда можно утверждать, что все линейные размерные характеристики дома были кратные числу 2 (2, 4, 8, 10 саженей). Дом состоял из нескольких частей: двух половин избы-двойни (габариты каждой половины 4 10 саженей) и образованного между ними заулка (габариты 2 10 саженей).

4. Информацию об особенностях формообразования деревянных строений в контексте хронотопа культурного мира удмуртов и коми, отраженную в форме объемно-планировочных и конструктивно-технологических решений и выявленную в результате проектно-ретроспективного анализа, можно эффективно использовать в проектировании различных изделий. Например, при проектировании разборного деревянного макета культового строения удмуртов «куала» для обучающих целей в детских учреждениях.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Разработанная методика проектно-ретроспективного анализа позволила не только понять, зафиксировать для дальнейшего практического использования информацию об особенностях деревянных строений удмуртов и коми, но и комплексно теоретически осмыслить глубинные истоки формирования проектной культуры этих народов с мировоззренческих, религиозных, культурно-бытовых и иных позиций.

Апробация работы и личный вклад автора.

В ходе работы над диссертацией в достаточно большом объеме выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Достоверность исследований обеспечена детальным изучением памятников материальной культуры, экспериментальной апробацией разработанных методик в архитектурно-этнографическом музее «Лудорвай» (Республика Удмуртия), на промышленном предприятии «Красная звезда» (г. Можга) и др.

Основные положения диссертационной работы изложены в научных докладах на следующих конференциях:

международные (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009; Ижевск ГОУВПО «УдГУ», 2009; СПб, ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», 2010; Ижевск, ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2010);

всероссийские (СПб, ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна», 2010; СПб, НОУВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», 2010);

региональные (Сургут, ГОУВПО «Сургутский государственный университет», 2009; Ижевск, ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2009).

Основные положения диссертации неоднократно докладывались и обсуждались на кафедрах и семинарах в Институте искусств и дизайна (ГОУВПО «Удмуртский государственный университет») и на технических совещаниях ЗАОр МДНП «Красная Звезда». Проведенное диссертационное исследование поддержано стипендией для аспирантов Президента Российской Федерации и стипендией для аспирантов Правительства Российской Федерации.

Реализация результатов. Разработанные положения диссертационного исследования внедрены в практику (с оформлением соответствующих актов внедрения) проектно-конструкторской деятельности ЗАОр МДНП «Красная звезда» (г. Можга, Республика Удмуртия), а также ООО «Модулор» (г. Сыктывкар, Республика Коми).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 научных статей, 5 из них в журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов.

Структура диссертации подчинена логике, обусловленной целями и задачами работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, основных выводов и результатов, 5 приложений, 45 таблиц, 71 рисунка. Список использованных источников включает 212 наименований. Общее количество страниц в диссертационной работе – 288.

Похожие диссертации на Деревянные строения удмуртов и коми в контексте этнических особенностей жилой среды